Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом






НазваниеМетодические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом
страница1/15
Дата публикации10.02.2017
Размер2.47 Mb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Оглавление
ЛЕКЦИЯ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены
1.2. Физическая культура студента
1.3. Физическая культура и спорт в высшем учебном заведении
ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
2.1. Здоровье человека
2.2 Здоровый образ жизни
2.3 Элементы здорового образа жизни
2.4 Наука о здоровье
2.5 Основные направления деятельности государства в обеспечении здоровья

ЛЕКЦИЯ 3. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
3.1. Методические принципы
3.2. Методы физического воспитания
3.3. Воспитание физических качеств
3.4. Сила
3.5. Скоростные качества
3.6. Выносливость. Определение понятия. Виды выносливости
3.7. Гибкость. Определение понятия. Виды гибкости
3.8. Координационные способности

ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА К ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ
4.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
4.2. Анатомо-морфологические особенности и основные физиологические функции организма
4.3. Функциональные системы организма
4.3.1. Костная система и ее функции
4.3.2. Мышечная система и ее функции
4.3.3. Физиологические системы организма
4.4. Внешняя среда и ее воздействие на организм и жизнедеятельность человека
4.5. Функциональная активность человека и взаимосвязь физической и умственной деятельности
4.6. Утомление при физической и умственной работе. Восстановление
4.7. Биологические ритмы и работоспособность
4.8. Гипокинезия и гиподинамия
4.9. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
4.10. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках
4.11. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности
ЛЕКЦИЯ 5. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
5.1 Цели и задачи самостоятельных занятий

5.2 Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий
ЛЕКЦИЯ 6. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩЕГОСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
6.1. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
6.2. Педагогический контроль
6.3. Врачебный контроль
6.4. Психологический контроль
6.5. Самоконтроль
6.6. Биохимический контроль
6.7. Использование методов, стандартов, антропометрических индексов, упражнений-тестов для оценки физического состояния организма и физической подготовленности

ЛЕКЦИЯ 7. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ
7.1. Физическая культура в структуре профессионального образования
7.2. Профессиональная направленность физического воспитания
7.3. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки и специальности
7.4. Особенности ППФП студентов по избранному направлению подготовки или специальности

ЛЕКЦИЯ 8. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БАКАЛАВРА И СПЕЦИАЛИСТА

        Введение
8.1. Цель и задачи производственной физической культуры
8.2. Методические основы производственной физической культуры
8.3. Производственная физическая культура в рабочее время
8.4. Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной         
           гимнастики, физкультурной паузы и  физкультурной минут
 8.5. Физическая культура и спорт в свободное время.
 8.6. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха.
 8.7. Дополнительные средства повышения работоспособности
8.8. Профилактика профессиональных заболеваний  и травматизма      средствами  


Литература

ЛЕКЦИЯ 1. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ.
 Понятие «культура» можно определить как степень раскрытия потенциальных возможностей личности в различных областях деятельности. Культура представлена в результатах материальной и духовной деятельности человека; он познает культуру, зафиксированную в духовных и материальных ценностях, действует в социальной среде как носитель культурных ценностей, создает новые ценности, необходимые для развития культуры последующих поколений.
1.1. Физическая культура и спорт как социальные феномены

 

Физическая культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически и развиваются в процессе жизни под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

Физическая культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Физическая культура – неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

Физическая культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается на многостороннюю деятельность государственных и общественных организаций в области физической культуры и спорта.

Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. К вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. в развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

Итак, физическую культуру следует рассматривать как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации труда, повседневного быта, здорового отдыха физическая культура проявляет свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и общекультурное значение, способствует возникновению такого социального течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей по использованию, распространению и приумножению ценностей физической культуры.

Спорт – составная часть физической культуры, а также средство и метод физического воспитания, система организации и проведения соревнований по различным комплексам физических упражнений и подготовительных учебно-тренировочных занятий. Исторически сложился как особая сфера выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определённых видах физических упражнений, уровня их физического развития. Спорт в широком смысле охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней (спортивную тренировку), специфические социальные отношения, возникающие в сфере этой деятельности, её общественно значимые результаты. Социальная ценность спорта заключается в том, что он представляет собой фактор, наиболее действенно стимулирующий занятия физической культурой, способствует нравственному, эстетическому воспитанию, удовлетворению духовных запросов.

В сферу спорта исторически вошли разнообразные элементы человеческой деятельности. Виды спорта, имеющие многовековую историю, развились из самобытных физических упражнений, форм трудовой и военной деятельности, использовавшихся человеком в целях физического воспитания ещё в глубокой древности – бег, прыжки, метания, поднятие тяжестей, гребля, плавание и т. д.; часть видов современного спорта сформировалась в 19—20 вв. на базе самого спорта и смежных сфер культуры – игры, спортивная и художественная гимнастика, современное пятиборье, фигурное катание на коньках, спортивное ориентирование, спортивный туризм и др.; технические виды спорта – на базе развития техники: авто-, мото-, велоспорт, авиационные виды спорта, подводное плавание и др.

В спорте человек стремится расширить границы своих возможностей, это огромный мир эмоций, порождаемых успехами и неудачами, популярнейшее зрелище, действенное средство воспитания и самовоспитания человека, в нем присутствует сложнейший процесс межчеловеческих отношений. Спорт – это собственно соревновательная деятельность и специальная подготовка к ней. Он живет по определенным правилам и нормам поведения. В нем ярко проявляется стремление к победе, достижению высоких результатов, требующих мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека. Поэтому часто говорят о спортивном характере людей, успешно проявляющих себя в состязаниях. Удовлетворяя многие потребности человека, занятия спортом становятся физической и духовной необходимостью.

Компоненты физической культуры

Принято выделять следующие разделы физической культуры:

1. Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.

Включенное в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью которых у ребенка формируются умения дифференцированно управлять движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

2. Спорт – специфическая форма физической культуры, деятельность которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных физических и психологических возможностей человека в процессе выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная по своей сути максимален, независимо от уровня квалификации спортсменов.

3. Физическая рекреация – осуществление активного отдыха с помощью физических упражнений.

4. Физическая реабилитация – деятельность по восстановлению частично утраченных или ослабленных психофизических функций средствами физической культуры.

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и др., а формами проведения могут быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Процесс физического воспитания имеет два направления: обучение движениям и воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие на организм занимающегося посредством нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика физического воспитания заключаются в том, что:

–     задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

–     предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;

–     продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

–     физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

Итогом многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать стремление к физическому совершенству, под которым следует понимать исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена – распорядок дня, гигиена сна, режим питания, трудовой деятельности, гигиена тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект, табл. 1.

Физическое упражнение – это совокупность непрерывно связанных друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.

С одной стороны слово упражнение обозначает направленную повторность действия с целью влияния на физические и психические свойства человека. С другой стороны внешним проявлением физического упражнения является перемещение тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью физиологических, психологических и биомеханических воздействий на организм человека в процессе выполнения данного упражнения.

Таблица 1.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconГбоу гимназия №1570 оценка функциональной подготовленности учащихся старшего школьного возраста
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconФедерального госудрственного автономного образовательного учереждения...
Целью контроля является оптимизация процесса занятий физическими упражнениями на основе объективной оценки состояния организма

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconПояснительная записка Повышенная двигательная активность биологическая...
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Педагогическое образование магистерская программа Актуальные проблемы всеобщей истории

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconМетодические рекомендации преподавателя по проведению практических...
Цель семинарских (практических) занятий- закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, формирование навыков работы с литературой,...

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Педагогическое образование (профиль подготовки «Русский язык и литература») и рассчитан на студентов очной формы обучения

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconМетодические указания по планированию и организации внеаудиторной...
Методические рекомендации предназначены для обучающихся очной формы обучения и представляют собой комплекс разъяснений и указаний,...

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconМетодические рекомендации по формированию содержания и организации
Методические рекомендации по формированию содержания и организации образовательного процесса в общем образовании/ сост. Е. В. Дозморова,...

Методические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных занятий лекция самоконтроль занимающегося физическими упражнениями и спортом iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «литература»
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение свердловской области

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную