Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум»






Скачать 151.73 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум»
Дата публикации05.04.2015
Размер151.73 Kb.
ТипОбразовательная программа
l.120-bal.ru > Биология > Образовательная программа


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Уникум»

городского округа город Буй



Рассмотрено на Педсовете МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

Протокол № 1 от 30.08.2010 г.



Утверждаю:

Директор МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

__________________Киселева О. А.

Приказ № 5 от 30.08.2010 г.



Образовательная программа

«Аквариумисты»
Автор: Соколова Ирина Ивановна,

педагог МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

г. Буй

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность: эколого-биологическая

Новизна: Программа кружка аквариумистов направлена на знакомство и расширение знаний детей об аквариуме, как искусственно созданном сообществе живых организмов, о взаимосвязи в нем растительного и животного мира, связи живой и неживой природы. Материал программы имеет узкую направленность.

Актуальность: Развитие цивилизации влечёт за собой многие экологические проблемы. Особенно остро это ощущается в городе. Всё меньше остаётся в черте города нетронутых уголков природы. Не все из нас могут каждый день проводить в лесу, видеть постоянно птиц, следы зверей. Вот почему всё чаще и чаще появляются в наших домах самые разные животные. Большой популярностью у взрослых и детей пользуются аквариумы, но не многие умеют правильно содержать и оборудовать его. Содержание программного материала помогает решить эту проблему.

Педагогическая целесообразность: Программа способствует развитию познавательных интересов школьников, логического мышления, формирования умений и навыков в процессе ухода за аквариумом и управлением искусственно созданного сообщества, повышению интереса к изучению живой природы, более углубленному усвоению материала, формирования стремления самим проводить наблюдения за живыми организмами.

Программа позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, а в будущем повлиять на выбор профессии.

Цель программы: создание благоприятных условий для изучения аквариума как искусственного сообщества живых организмов, его обитателей; приобретение навыков управления этим сообществом.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания о растительный и животный мир аквариумов,

2. Сформировать у детей интерес к изучению природы, бережному использованию её богатств.

3. Сформировать представление об аквариуме как искусственно созданном сообществе живых организмов.

4. Сформировать практические умения и навыки по обустройству и содержанию аквариума.

5. Привить интерес к занятию аквариумистикой.

6. Воспитывать эстетические чувства.

7.Воспитывать ответственное отношение к обитателям аквариума.

8.Сформировать умения самостоятельно добывать знания.

9.Развить любознательность и познавательный интерес к занятиям, изучаемому предмету.

10. Развить творческие и дизайнерские способности ребенка.

11. Развить логическое мышление у детей, память и речь, умение последовательно излагать материал.

Отличительные особенности данной программы: Данная программа учитывает возрастные особенности воспитанников. Дети не имеют специальных биологических знаний, но имеют желание приобщиться к изучению предмета. Поэтому в программу включён большой объём практических работ. Дети приобретают первый опыт общения с живыми организмами.

Организационно – педагогические основы обучения

Программа расcчитана на 1 год обучения: 2 занятия по 2 часа в неделю с общим охватом 144 часа в год. В кружок объединяются дети 8 – 13 лет. Учитываются знания детей, полученные ими из курса природоведения, биологии, географии, собственные наблюдения и знания, полученные ими при непосредственном общении с природой, аквариумом.

На основе анализа проблем и индивидуальных особенностей подбираются темы образовательной программы, устанавливается уровень сложности, смена форм и методов учебного процесса.

Ожидаемые результаты

По истечении 1 учебного года кружковцы будут владеть следующими знаниями, умениями и навыками:

1.Знать, что такое аквариум, типы аквариумов, как оборудовать аквариумы и как ухаживать за ними.

2.Знать аквариумных рыб, водных животных, которых можно содержать в аквариуме, аквариумные растения, их биологические особенности

3.Уметь определять обитателей аквариума.

4. Уметь пользоваться принадлежностями к аквариуму, различными приборами, знать их назначение.

5. Научатся делать простейшее оборудование для аквариума.

6. Будут сформированы практические умения и навыки по уходу за аквариумом: заливать, менять воду, чистить, промывать грунт, сажать растения, кормить рыб и т.д.

7. Получат навыки работы со справочной литературой, определителями.

Формы и способы проверки результатов:

Для определения образовательного результата используются следующие способы:

- тестирования;

- анкетирование;

- экологические диктанты;

- интеллектуальные игры;

- викторины, конкурсы.

Используются следующие виды и этапы аттестации: начальная (анкетирование, тестирование); промежуточная (по итогам тематического блока); итоговая (защита проекта, реферата, исследовательские работы).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Название темы

Кол-во

часов

Теория

Практика



Вводное занятие.


2

2






Охрана природы нашей Родины.


6

4

2



Первое ознакомление с аквариумом.

10

6

4



Оборудование аквариума.

12

6

6



Биологическое равновесие в аквариуме.

4

4






Аквариумные растения и водоросли.

22

16

6



Многообразие представителей

аквариумной среды.

16

12

4



Биологические особенности рыб.

8

6

2



Кормление рыб. Разнообразие кормов.

4

2

2



Основные группы аквариумных рыб.

26

22

4



Болезни и лечение рыб. Профилактика заболеваний.

8

6

2



Аквариумные рыбки отечественных водоемов.

10

8

2



Количество рыб в аквариуме.

2

2






Уход за аквариумом.

10

4

6



Конкурсно-игровая программа «Мой аквариум».

2

2






Итоговое занятие.

2

2







Итого:

144

104

40


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ.

Тема 1. Вводное занятие. 2 час.

Знакомство ребят со станцией юннатов, живым уголком. Составление списка. Обсуждение плана работы кружка на год.

Тема 2. Охрана природы нашей Родины. Охрана водоемов. 6 час.

Правила бережного отношения к природе в походе и экскурсия. Зеленый цвет на страницах Красной книги.

Тема 3. Первое ознакомление с аквариумом. 10 час.

История возникновения аквариумоводства в мире, в России. Китайские рыбоводы. Типы, выбор, устройство аквариума, выбор места. Аквариумы морские и с пресной водой.

Практическая работа. Работа с таблицами. Знакомство с аквариумами на станции, кормление рыб, уход за аквариумом.

Экскурсия. «В поход на водоем». Инструктаж о правилах поведения в природе. Наблюдения за обитателями реки, пруда, озера. Обработка результатов с зарисовкой некоторых водных обитателей в дневнике.

Тема 4. Оборудование аквариума. 12 час.

Заполнение и оборудование аквариума. Как спроектировать и построить аквариум. Вода, освещение, жесткость воды, грунт, оборудование аквариума: сачки, термометры, кормушки, компрессоры; оформление аквариума. Практическая работа. Работа по устройству нового аквариума. Знакомство с принадлежностями к аквариуму. Заполнение аквариума грунтом, водой. Изготовление предметов ухода за аквариумом.

Тема 5. Биологическое равновесие в аквариуме. 4 час.

Полезные и вредные простейшие и другие водные организмы.

Тема 6. Аквариумные растения и водоросли. 22 час.

Водоросли, многообразие водорослей. «Черная борода». Борьба с ней. Биологические группы водных растений. Холодноводные растения: элодея, пузырчатка, фонтаналис, денежник, водокрас, роголистник, перистолистник, вероника поручейная. Теплолюбивые водные растения: кабомба, риччия, амазонка, цератоптерис, сальвиния, криптокорина, перистолистник, валлиснерия.

Практическая работа. Просмотр таблиц, фото водных растений. Пересадка растений в аквариум. Дезинфекция растений. Разные способы посадки растений. Правила посадки растений. Правильный подбор растений.

Лабораторная работа. «Изготовление микропрепарата листа элодеи».

Тема 7. Многообразие представителей аквариумной среды. 16 час.

Улитки: лужанка живородящая, ампулярия, катушка роговая (черная), катушка роговая (красная), физа, физа красная, прудовик обыкновнный, шаровка, мелания. Ложноконская пиявка, жук-плавунец, жук-водолюб, личинка стрекозы, клопы: гладыш, плавт, водяной скорпион, ранатра, гребляк, вертячка, личинки ручейников. Пресноводный полип гидра, особенности строения, образа жизни, питание, размножение. Значение двустворчатых и брюхоногих моллюсков в аквариуме. целесообразность их содержания. Практическая работа. Изучение различных представителей аквариума по фото, открыткам. Работа по очистке аквариума. Кормление животных в аквариуме. Наблюдения за температурой, прозрачностью воды, растениями.

Тема 8. Биологические особенности рыб. 8 час.

Анатомия рыб. Строение. Внутренние органы и системы: скелет, органы движения, кровеносная система, пищеварительная система, половая, органы чувств. Рост и развитие рыб.

Практическая работа: Изучение рыб по фото, таблицам. Зарисовка в тетради некоторых систем и органов рыб.

Тема 9. Кормление рыб. Разнообразие кормов. 4 час.

Живой корм: дафнии, циклопы, коловратки, инфузории, их строение, развитие, размножение. Добыча и сохранение живых дафний, циклопов, «живой пыли». Правила ловли живого корма. Правила, соблюдаемые при кормлении рыб живым кормом. Рачки артемия салина. Мотыль, коретра, трубочник, особенности разведения и хранения. Сухой корм: заготовка и хранение. Практическая работа: кормление рыб живым и сухим кормом. Изучение рачков по таблицам и фото. Лабораторная работа. «Разведение инфузорий на сенном настое».

Тема 10. Основные группы аквариумных рыб. 26 час.

Живородящие рыбы: меченосцы, пецилии, моллинезии, гуппи, гирардинусы. Родина этих рыбок. Особенности строения, внешнего вида, образа жизни. Где и как покупать рыбок. Норма содержания рыбок. Совместимость рыбок в аквариуме. Размножение: удачи и неудачи. Условия успешного содержания рыбок в аквариуме (температура, свет, растения, корм). Икромечущие рыбы: кардиналы, макроподы, лялиусы, петушки, гурами. Кардиналы: лучшее время для нереста. Аквариум-нерестилище. Пересадка мальков в аквариум - «детский сад». Кормление мальков. Лабиринтовые рыбки. Особенности дыхания. Лялиусы, макроподы, петушки, гурами. Лялиусы, воздушное гнездо, нерест, защита гнезда, осторожность в обращении с мальками. Макроподы: шапка-гнездо, многочисленное потомство. Петушки: особенности поведения, особенности нереста, трудности выведения потомства. Гурами: жемчужные гурами, пятнистые, голубые, мраморные гурами. Требования к чистоте воды. Золотые рыбки. История разведения. Выведение пород. Породы золотых рыбок. Внешний вид. Сходство и отличие.

Тема 11. Болезни и лечение рыб. Профилактика заболеваний. 8 час.

Болезни и лечение рыб, содержащихся в аквариуме. Профилактика заболеваний. Условия, которые надо соблюдать, чтобы рыбы были живые и здоровые. Признаки заболевания. Карантин для рыбок. Оптимальные условия содержания рыб. Некоторые болезни рыб: микробактериоз, лепидортоз, плавниковая гниль, дерматомикоз. Практическая работа. Запись в дневниках аквариумистов: правила ухода за аквариумом:

  1. Работы проводимые ежедневно.

  2. Еженедельные работы.

  3. Ежемесячные работы.

Оформление правил в виде таблицы. Кормление рыб. Смена части воды в аквариуме. Контроль за освещением, температурой.

Тема 12. Аквариумные рыбки отечественных водоёмов. 10 час.

Аквариумные рыбки отечественных водоемов. Их распространение. Биология отдельных представителей. Хозяйственное значение.

Тема 13. Количество рыб в аквариуме. 2 час.

Количество рыб в аквариуме. Норма воды. Норма растений. Групповой эффект.

Тема 14. Уход за аквариумом. 10 час.

Правила ухода ха аквариумом. Практическая работа. Уход за аквариумами. Удаление пленки-налета, очищение стекол от водорослей, очищение растений от грязи, удаление лишних улиток, сбор грязи со дна. Экскурсия на водоем. Правила поведения в природе. Наблюдение за обитателями водоема.

Тема 15. Конкурсно-игровая программа «Мой аквариум». 2 час.

Тема 16. Итоговое занятие. 2 час.

Подведение итогов работы кружка за год. Награждение наиболее активных кружковцев.

Методическое обеспечение образовательной программы

Принципы и этапы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;

Принцип систематичности и последовательности в овладении опыта деятельности, который придаст системный характер образовательной деятельности;

Краеведческий принцип, реализация которого позволяет не только организовать познания объектов природы, но и выявления их экологического состояния и привлечение подрастающего поколения к решению экологических проблем;

Принцип связи обучения с жизнью; Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы.

Принципы обучения

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся при руководящей роли педагога;

Принцип доступности обучения;

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил воспитанников;

Принцип наглядности.

Формы и методы организации образовательного процесса

Использование методов на занятиях:

- Методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги);

- Словесные методы (объяснение, беседа, диалог, консультация);

- Метод наблюдения (визуально, зарисовки, рисунки);

- Метод игры (дидактические, развивающие, познавательные; игры на развитие памяти, внимания, глазомера, воображения; игра-конкурс; игра-путешествие; ролевая игра);

- Наглядный метод: метод иллюстраций: показ плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, коллекций, натуральных объектов, влажных препаратов и др.

Метод демонстраций: демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов, компьютер и др.

Практические: распознавание и определение объекта, наблюдение, эксперимент, упражнение, лабораторные и практические работы, экскурсии.

В процессе обучения различные методы и приёмы применяются в различных сочетаниях в зависимости от изучаемых тем. Методы и приёмы могут меняться местами.

Особая группа – это активные методы обучения: методы, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер.

Использование учителем активных методов обучения предполагает:

    • Глубоко продуманные учебные цели;

    • Высокий уровень включённости учеников;

    • Анализ и обсуждение приобретённого детьми опыта или полученной информации.

В группу активных методов обучения входят дидактические игры – специально разработанные игры, моделирующие реальность и приспособленные для целей обучения.

Использование различных форм организации образовательного процесса:

Занятия в кабинете (тематические, игровые, интегрированные, итоговые);

Занятия вне кабинета (учебные экскурсии, тематические игры).

Формы организации занятий по программе

Основной формой организации занятий на станции юннатов являются кружки. На кружках используются такие формы организации учебной деятельности как:

    • Фронтальная (коллективная)

    • Групповая;

    • Индивидуальная.

При фронтальной форме организации учебной деятельности педагог работает со всей группой. Но, в отличие от урочной деятельности, на кружке царит более раскрепощённая, доверительная обстановка, и все дети с удовольствием включаются в учебный процесс, могут высказать своё мнение, поделиться опытом. Допускается свободный диалог.

Следующая форма организации учебной деятельности – групповая. Она используется чаще при проведении дидактических экологических игр и программ, когда дети делятся на команды. Например, при проведении экологической игры «Удивительный подводный мир».

Индивидуальная форма – применяется постоянно. Кружковцы готовят доклады, рефераты, выступления, участвуют в различных конкурсах рисунков, выполняют аппликации, изготавливают поделки.

Работают по индивидуальным заданиям с дидактическим материалом. Проводят исследовательскую работу (наблюдения, опыты), работают в дневниках кружковца.

По окончании каждой темы проводятся конкурсы рисунков, викторины, конкурсно – игровые программы, интеллектуальные игры.

Материально – техническое обеспечение

Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий. Функционирует живой уголок – место проведения практических занятий. Оборудование и материалы:

-тематические папки,

-наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

-влажные препараты,

-методические разработки занятий и массовых мероприятий,

-Компьютер, фотоаппарат, фильмоскоп, киноаппарат, микроскопы, микропрепараты, коллекции, наборы таблиц и др.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

  1. Гусев В.Г. «Животные у нас дома», М., 1992г.

  2. Жданов В. С. Аквариумные растения. Издание 2-е. М., «Лесная промышленность»,1987 год.

  3. Мантейфель П.А. «Советы натуралисту - любителю», М., 1966г.

4. Махлин Н.Д., Солоницина Л. П.Аквариум в школе. Книга для учителя. М., «Просвещение». 1984 г.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ.

1. Онегов А. «Школа юннатов», «Детская литература». 1990 г.

2. Чише К. Х. «Наш аквариум». М.. 1987г.

3. Цирлинг Н. Б.Аквариум и водные растения. Руководство для любителя. Санкт – Петербург. Гидрометеоиздат. 1991 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconИстория развития гуз «Детская поликлиника №6»
Дедюрина ирина Ивановна. Функции медицинских сестёр выполняли женщины активисты, которых Ирина Ивановна обучала приемам оказания...

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconМкоу дод «цвр «Факел» Создание алфавитного указателя к метрическим...
Педагог дополнительного образования высшей категории Жданова Ирина Викторовна

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПедагогическая Олимпиада «Начальная школа»
Харинова Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования моу дод цртдиЮ г. Нерюнгри

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПрограмма коллективно-творческого дела «Автомодельный парк»
Автор: Елин Юрий Александрович педагог дополнительного образования I квалификационной категории Центра дод (г. Барабинск, ул. Деповская,13,...

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconКемеровского муниципального района
Моу дод «детский оздоровительно-образовательный (профильный) центркемеровского муниципального района утверждено на педагогическом...

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconМоу дод «Центр детского творчества №1»
Моу дод «Центр детского творчества №1» открыт в 1982 году для детей Октябрьского района города Саранска. Здание общей площадью 645,8...

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconПояснительная записка Программа составлена для работы в моу дод старомайнская...
Уставом моу дод старомайнская дюсш; Санитарно-эпиде-миологическими правилами и нормативами СанПиН 4 3172-14 для учреждений дополнительного...

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОбразовательная программа моу дод «Дом детского творчества»
Занятия в объединениях проводятся по типовым, модифицированным программам, одной тематической направленности или комплексным, интегрированным...

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconОтчёт Члены команды "омега" моу "сош №82", г. Саратов
Татаринцева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы, моу "сош №82"

Образовательная программа «Аквариумисты» Автор: Соколова Ирина Ивановна, педагог моу дод цдод «Уникум» iconЛ. А. Петрова педагог-психолог высшей
Автор проекта: Петрова Людмила Анисимовна, педагог-психолог д/с «Красная шапочка»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную