Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело?






Скачать 42.88 Kb.
НазваниеИисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело?
Дата публикации02.03.2015
Размер42.88 Kb.
ТипВопрос
l.120-bal.ru > Философия > Вопрос
ЧТО ТАКОЕ АПОКРИФ




- В журнале «Материнство» прочитала, что есть Евангелие, которое очень подробно рассказывает о детских годах Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело?
Ольга П., Москва.


Церковь признает лишь четыре Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Их вы можете найти в любом издании Библии. Упомянутое вами Евангелие относится к числу так называемых «апокрифов» (с греч. - «тайный», «сокровенный»).

Что же такое апокрифы? Те апокрифы, о которых сейчас пойдет речь, претендуют на жанр Евангелия, но церковь либо отвергает их апостольское происхождение, либо считает, что их содержание было существенно искажено. Поэтому апокрифы не входят в Библейский канон (попросту говоря, в Библию) и считаются не духовно-религиозным руководством к жизни, а скорее литературными памятниками той эпохи, когда первые поколения христиан стали вступать в контакты с языческим миром. Основные апокрифические тексты появляются значительно позже канонических новозаветных книг: со II по IV век - с этим фундаментальным фактом сегодня согласны все исследователи, независимо от религиозных убеждений.

Все новозаветные апокрифические книги можно разделить на две большие группы: первая - это некое фольклорное творчество, т. е. апокрифы, в немыслимо-фантастической форме рассказывающие о «событиях» из жизни Христа, которых нет в канонических Евангелиях. И вторая - это «идеологические» апокрифы, возникшие в результате стремления различных мистических и философских групп использовать канву евангельской истории для изложения своих религиозно-философских воззрений. Прежде всего это относится к гностикам (от греческого «гносис» - знание), чье учение является попыткой язычества переосмыслить христианство на свой лад (точно так же, по мнению диакона Андрея Кураева, поступают и многие современные сектанты, пытающиеся написать свое «евангелие»).

Одной из главных причин появления апокрифических писаний первой, «фольклорной» группы является естественное человеческое любопытство. Эти апокрифы обращены к тем отрезкам из земной жизни Христа, которые в Новом Завете не описаны, либо описаны мало. Так появляются «евангелия», подробно повествующие о детстве Спасителя. К этим книгам и относится упомянутое Вами «Евангелие детства Иисуса». По форме и стилю апокрифы весьма уступают богатому, образному языку Библии. Кстати, сам факт рассказа в апокрифических писаниях о событиях, которые не освещены в Библии, еще раз подтверждает то, что апокрифы были написаны позже, чем Евангелия канонические, - авторы апокрифов домысливали то, о чем Евангелие хранит молчание. По оценкам исследователей, из дошедших до нас апокрифов ни один не был написан ранее 100 г. по Р. Х. (написание корпуса новозаветных книг к тому времени было уже закончено).

Характерной особенностью апокрифических писаний данного типа является их фантастический характер: авторы часто давали волю своему воображению, нимало не думая о том, насколько их фантазия соотносится с правдой. Чудеса, совершаемые Христом в этих книгах, поражают своей бессмысленностью (мальчик Иисус собирает в лужице воду, делает ее чистой и начинает управлять ею одним словом), либо жестокостью (мальчика, разбрызгавшего лозой воду из лужицы, «Иисус» обзывает «негодным, безбожным глупцом», а затем говорит ему, что тот высохнет, как дерево, что тут же и случается). Все это сильно отличается от основного мотива евангельских чудес Христа - любви. Причиной появления апокрифических текстов второй, «идеологической» группы было стремление к перетолкованию христианства в стереотипах языческой мысли. Евангельские имена, мотивы и идеи становились лишь поводом к пересказу совершенно иных мифов: языческое содержание стало облекаться в христианские формы. При всем разно- и многообразии гностических учений почти все они исходили из одной идеи, которая утверждала греховность материального мира. Творением Божиим они считали только Дух. Естественно, такая традиция предполагала и предлагала принципиально иное прочтение евангельской истории. Так, например, в гностических «Евангелиях Страстей» можно прочитать, что Христос, в общем-то, и не страдал на кресте. Это только так казалось, так как страдать Он в принципе не мог, поскольку у Него и плоти-то не было, она тоже только казалась! Бог не может обладать материальной плотью.

Конечно, апокрифическая литература настолько широка и разнообразна, что ее не так просто привести к какому-то общему знаменателю. Более того, отдельные апокрифические рассказы воспринимаются в качестве дополнения к сжатому евангельскому повествованию и никогда Церковью не отвергались (например, рассказ о родителях Девы Марии, ее введении во храм, повествование о сошествии Христа в ад и др.). Но парадокс апокрифов заключается в том, что при всей их претензии на таинственность подлинно таинственными христианскими книгами являются книги библейские. Раскрытие Тайны Библии требует духовных усилий и состоит в очищении сердца, а не в фантастических описаниях того, как Христос сначала лепит из глины птичек, а потом оживляет их, и они улетают прочь («Евангелие детства»). По замечанию современного индолога и религиеведа В. К. Шохина, апокрифы принципиально отличаются от Евангелий библейских именно подачей материала, способом описания тех или иных событий: апокрифический подход скорее напоминает журналистские приемы программы «Времечко», чем серьезный рассказ о тайном знании. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно прочесть и сравнить апокрифы и Евангелия. После чего, кстати сказать, становится очевидным еще один важный момент - это боговдохновенность Евангелий. В Православной Церкви принято считать, что, хотя новозаветные книги и были написаны людьми (что подтверждается особенностями авторского стиля), люди эти писали, будучи движимы Духом Святым. Именно это руководство Святого Духа созидает подлинные Евангелия, которые Церковь с течением времени безошибочно собирает в библейский канон.

В целом можно вполне согласиться с оценкой, данной апокрифической литературе протоиереем Александром Менем: «Когда мы с вами из любопытства или в поисках каких-то действительно сокровенных знаний, какого-то тайного христианства (сейчас часто говорят об эзотерическом христианстве) начинаем обращаться к этой литературе, мы должны помнить, что эта литература есть только памятник, только свидетельство о человеческих поисках. Она содержит в себе блуждания и заблуждения, вопрошания и ошибки человека. А Евангелие содержит в себе ответ. Ответ ясный. Не предназначенный для узкой аудитории избранных ответ, который предполагает избранным любого человека, у которого есть искреннее желание постичь истину, у которого сердце открыто к ней».

Литература:
1. Кураев Андрей, диакон.
- Традиция. Догмат. Обряд. Москва - Клин: Издательство братства Святителя Тихона. 1995;
- Сатанизм для интеллигенции. Т. 2. Христианство без оккультизма. Москва: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, Отчий дом. 1997. С. 75-79.
2. Свенцицкая И. Апокрифические Евангелия. М.: Присцельс, 1996.
3. Шохин В. К. Древняя Индия в культуре Руси. М.: Наука. 1988. С. 30-36 («Индийские религии и апокрифы»).


Впервые: Фома, 1997, № 4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconНотович Н. Неизвестная жизнь Иисуса Христа
Нотович Н. Неизвестная жизнь Иисуса Христа. Симферополь: Издатель А. П. Другов, 2004. 104 с

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconМетодические рекомендации по изображению православного праздника...
Пост установлен для единения с Богом, он служит для того, чтобы в день Рождества Христова, все христиане были очищены молитвою, покаянием...

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconКогда я подросла, то стала задумываться: а нужно ли нам утром завтракать?
В этом вопросе. Ответ на свой вопрос я стала искать в книгах, справочниках, интернете

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconВ последнее время я всё чаще слышу вопросы, связанные с историей...
Христа. Да, что тут говорить, есть у нас определённые пробелы в данной области, а потому, недолго думая, я решил сделать некий экскурс...

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconПочти все православные страны, как правило, живут бедно, а неправославные...
Этот вопрос близок к вопросу: как приобрести

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconКнига исследователя духовной культуры А. Владимирова «Кумран и Христос»
Кумрана, истории Израиля и раннего христианства вопросы, делает ряд удивительных научных открытий, касающихся неизвестных страниц...

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconБиблия не только дает собственную версию древнейшей истории человечества,...
«во-первых, Библия и археология согласуются друг с другом; во-вторых, данные научной археологии всегда близки к сведениям Библии;...

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconАрхимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Ему Бог. Вот значит как. Это не Откровение Иоанна, а Откровение Иисуса Христа. Откровение было Христом получено от Бога Отца и показано...

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconЛитературные особенности Книги Откровения св. Иоанна Богослова
Ему Бог (1: 1). То есть это не Откровение Иоанна, а Откровение Иисуса Христа. Откровение было Христом получено от Бога Отца и показано...

Иисуса Христа. Стала искать его в Библии и не смогла найти. Не подскажете, в чем тут дело? iconПленарные заседания
Моисея и проповедью Иисуса как пророка, второе — с божественной природой Иисуса, Cына Божия. Этим путем евангелист производит двойную...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную