Учебное пособие Для студентов заочного обучения






НазваниеУчебное пособие Для студентов заочного обучения
страница1/13
Дата публикации07.03.2015
Размер1.64 Mb.
ТипУчебное пособие
l.120-bal.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Федеральное государственное

образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

Гуманитарный факультет

М.Р. Зобова, А.Ф. Родюков

ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Для студентов заочного обучения


СПб ГУТ )))
Санкт-Петербург

2012

УДК 537.8

ББК В33

А 65


Рецензенты

Доктор философских наук, профессор СПБГУТ

С.А.Чернов

кандидат философских наук, доцент СПбИТМО
С.В. Бусов


Рекомендовано к печати

редакционно-издательским советом СПбГУТ

Зобова М.Р., Родюков А.Ф.

А65 Философия: Учебное пособие для студентов заочного обучения / М.Р. Зобова, А.Ф. Родюков. – СПб. : Издательство СПбГУТ, 2012. – 75 с.

Для бакалавров заочного отделения всех направлений. Перечислены темы дисциплины и раскрыто их основное содержание, указана основная, дополнительная и справочная литература, сформулированы вопросы для самоконтроля и темы для написания контрольных работ, дан перечень обязательных для конспектирования первоисточников, а также вопросы к зачету и экзамену. Содержит требования по подготовке, написанию и защите контрольных работ студентов.
УДК 537.8

ББК В33

Ó Зобова М.Р., Родюков А.Ф., 2012

Ó Федеральное государственное образовательное

бюджетное учреждение высшего профессионального

образования «Санкт-Петербургский

государственный университет телекоммуникаций

им. проф. М.А. Бонч-Бруевича», 2012
Мария Романовна Зобова

Алексей Федорович Родюков
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Для студентов заочного обучения


Ответственный редактор С.А.Чернов


Редактор Л.А. Медведева
Верстка М.Ю. Кусовой

План 2012 г., п. 160

Подписано к печати 22.02.2012

Объем 2,0 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Заказ 151

Издательство СПбГУТ. 191186 СПб., наб. р. Мойки, 61

Отпечатано в СПбГУТ

М.Р.Зобова, А.Ф.Родюков

ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Для студентов заочного обучения

Санкт-Петербург

2012
—————————————————————————————————
Содержание
Общие рекомендации ……………………………………………. …………………….7-8

Литература ко всем темам ……………………………………. ……………………….8-9

Часть I.

Раздел I. Что есть философия?

Тема 1. Предмет философии. Философские проблемы. Философия и мировоззрение.

…..9-12

Тема 2. Структура и функции философии. Основные направления в философии……… …12-14

Раздел II. История философии

Тема 3. Философия древности: Индия и Китай …14-18

Тема 4. Философия Древней Греции: От Фалеса до Сократа …18-20

Тема 5. Открытие человека: софисты, Сократ и основание философии

западной морали………………………………………………… ……………………. 21-23

Тема 6. Платон: основание философского идеализма ………………………………23-26

Тема 7. Аристотель: первая систематизация знания ………………….. ………….. 26-29

Тема 8. Философия Средневековья: Августин и Фома Аквинский ….. …………….29-31

Тема 9. Философия эпохи Возрождения ……………….. …………………………..31-34

Тема 10. Философия Нового времени: эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта 34-36

Тема 11. Критическая философия Канта ……………………………. . …………….36-39

Часть II.

Тема 12. Диалектика Гегеля и Маркса ……………………………….. . ………….. 39-42

Тема 13. Современная философия Запада …………………………….. …………. 42-47

Тема 14. Отечественная философия ……………………………………. …………. 47-52

Раздел III. Философия бытия

Тема 15. Концепции бытия, системность бытия ……………………….. …………. 52-54

Тема 16. Движение, пространство, время. Диалектика бытия ………… ………… 54-56

Раздел IV. Сознание и познание

Тема 17. Сознание и его сущность, сознание и бессознательное, сущность и природа познания………………………………………………………………………..56-59

Тема 18. Структура познавательной деятельности. Проблема истины. Научное и ненаучное знание……………………………………………… …………….59-62

Раздел V. Научное познание

Тема 19. Методы и формы научного познания……………………………………….62-65

Тема 20. Развитие науки. Наука и техника…………………………………………..65-68

Раздел VI. Философия человека

Тема 21. Происхождение и сущность человека. Человек и личность…………….68-70

Тема 22. Философия ценностей. Ценность и смысл человеческой жизни………..70-73

Раздел VII. Социальная философия

Тема 23. Общество и его структура. Состав социальной реальности.

Гражданское общество и государство……………………………………… …….. .73-75

Тема 24. Культура, цивилизация, формация. Глобальные проблемы и будущее человечества……………………………………………………………………75-77

Вопросы к экзамену……………………………………………………………………77-78

Темы контрольных работ . ……………………………………………..……………78-80

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебное пособие по базовому курсу «Философия» предназначено для бакалавров заочной и ускоренной формы обучения всех направлений.

Цель дисциплины – ознакомление с проблематикой классической и современной философии, понимание ее языка, категориального аппарата, используемых ею методов.

Методические рекомендации содержат тематический план курса, разработки всех его частей, списки литературы ко всему курсу в целом и к каждой его части, вопросы для самоконтроля, темы контрольных работ, вопросы к зачету и экзамену. В ходе изучения дисциплины студент должен читать, анализировать и понимать философские первоисточники, указанные в данных рекомендациях.

Чтение философских текстов – непременное условие философского самообразования. Необходимо обратиться к «базовым» авторским текстам тех или иных философов. Тексты следует читать «с проработкой» их содержания. В результате глубокого чтения содержание текста должно «усвоиться», стать «своим», стать составной частью в содержании Вашей личности.

Для глубокого понимания текста необходимо: 1) сосредоточиться на том, что читаете; 2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи; 3) «охватить мысль» автора вполне ясно и отчётливо; 4) мыслить последовательно и, наконец, 5) воображать ярко и отчётливо, как бы переживать то, что читаете. Не менее важно понимание смысла тех или иных философских понятий и категорий, иностранных слов. Для этого пользуйтесь словарями иностранных слов или энциклопедическими словарями.

Работу с текстом сопроводите подчёркиванием на полях мыслей, кажущихся Вам особо интересными или важными. Прибегайте также к выпискам и выдержкам из текстов в виде краткого изложения какого-нибудь места. Для написания конспекта прочитанной работы надо: 1) выделить из неё всё существенное, основное; 2) связно изложить прочитанное. Запомните, что конспектирование назначенных преподавателем текстов носит обязательный характер, а сами конспекты являются допуском к экзамену по философии.

На экзамене по философии студент-заочник должен показать:

- понимание предмета, структуры и функций философии, её значения в различные исторические эпохи;

- знание основных этапов развития мировой философии, наиболее влиятельных учений, школ, направлений;

- понимание сути важнейших философских проблем и возможных способов их решения;

-знание об основных областях философского исследования, т.е. представление о проблематике и составе философских дисциплин – метафизики, онтологии, теории познания, философии науки, логики, этики, философской антропологии, социальной философии.

Изучение дисциплины заканчивается экзаменом, с промежуточной формой контроля – зачетом, для студентов, изучающих курс в течение двух семестров, и экзаменом – для студентов ускоренного обучения, изучающих курс один семестр.

Студент-заочник должен прочитать один из рекомендуемых первоисточников (по выбору) и предоставить по нему преподавателю краткий конспект во время зачета или экзамена.

Следует написать и предоставить 1 (одну) контрольную работу. Темы контрольных работ помещены в конце второй части Пособия. Номер темы контрольной работы должен совпадать с двумя последними цифрами номера зачетной книжки (если такого номера нет, то должна совпадать последняя цифра номера зачетной книжки).
Как писать контрольную работу.
Не будут зачтены работы, написанные исключительно по учебнику, философским словарям или «скаченные» в сети Интернет.

Контрольная работа представляет собой учебную и, вместе с тем, проверочную работу, выполненную студентом путём углублённой проработки и обобщения специальной (дополнительной) литературы.

Контрольная работа пишется в целях:

-углубления знаний по теоретическому курсу философии;

-овладения навыками работы с научной литературой;

-развития способности логически точного изложения материала;

-знакомства с научным аппаратом поиска и оформления.

В контрольной работе должны быть представлены:

-титульный лист, отражающий название темы, фамилия автора, индекс учебной группы, степень (звание) и фамилия научного руководителя и год написания;

-план или оглавление (предисловие, нумерация и наименование глав или параграфов, заключение или выводы);

-текст, расчленённый в соответствии с планом (не менее 20 тыс.знаков);

-список использованной литературы.

Требования к контрольной работе:

-усвоение текстов источников на смысловом уровне;

-понимание сути основных понятий и принципов;

-умение связано изложить и обосновать свою позицию.

Контрольная работа подлежит защите в соответствии с вышеупомянутыми требованиями на зачете или экзамене. Рукопись должна быть написана четким, разборчивым почерком или набрана на компьютере и представлена не позднее, чем за 2 недели до начала сессии.
Литература ко всем темам дисциплины
Первоисточники для конспектирования
1.Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т. 1. Кн. 1 и 2. – М.: Мысль, 1975.

2.Декарт Р. Размышления о первой философии // Соч. в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994.

3.Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде / /Сумерки богов/ Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989. С. 222-318.

4.Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. – М.: Прогресс, 1993.

5.Платон. Пир. Соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993.

6.Платон. Федон. Соч. в 4 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1993.

ред. А.А.Яковлева: Перевод. – М.: Политиздат, 1989. С.319-344.

7. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / /Сумерки богов/ Сост. и общ.
Основная литература
8.Антология мировой философии, в 4 т. – М.: Мысль, 1969 -1972.

9.Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994-1997.

10.Зобова М.Р., Родюков А.Ф. Философия: учебное пособие для студентов заочного обучения. – СПбГУТ, СПб, 2012. – 80 с.

11.Ильин В.В., Машенцев А.В. Философия в схемах и комментариях. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005.

12. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 565 с.

13.Рассел Б. История западной философии. – СПб.: АСТ, 2010.

14. Спиркин А.Г. Философия. Учебник для вузов, 3-е изд. Серия: Бакалавр – М.: Юрайт, 2011.- 823 с.

15. Чернов С.А. Начала философии. Учебное пособие. Ч. 4. – СПбГУТ, СПб, 2012. – 110с.
Дополнительная литература
16.Асмус А.Ф. Античная философия. – М.: Высшая школа, 2009. – 400 с.

17.Гулыга В.В. Немецкая классическая философия. – М.: Рольф, 2001. – 416 с.

18.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2009. – 236 с.

19.Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М.: Проспект, 2012. – 608 с.

20.Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: ЛКИ, 2010. – 325 с.
Справочная литература
21. История философии: Энциклопедия/ Сост. и гл. ред. А.А. Грицанов. – Минск, 2002.

22. Новая философская энциклопедия, в 4 т. - М.: Мысль,2001.

23. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. – М.:Наука,1995.

24.Современная западная философия. Энциклопедический словарь. – М.: Культурная революция, 2009.

25.Философская энциклопедия, в 5 т. – М.: Direct Media Publishing, 2006.

26. Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА, 2009.


Часть I
Раздел I. Что есть философия?
Тема 1. Предмет философии. Философские проблемы. Философии и мировоззрение.
Изучение философии, как и любой другой дисциплины, начинается с ознакомления с её предметом, того, что она исследует. Как писал Аристотель, «прежде всего, следует сказать, о чём исследование и дело какой оно науки». Слово «философия» означает «любовь к софии», что переводится как «любовь к мудрости». Однако под «Софией» имелось в виду не субъективное свойство человеческого ума, а некое «великое и приличествующее лишь божеству» объективное качество разумно устроенного и гармоничного мира – космоса (Платон). Человек же ввиду своей смертности и слабости не может по-настоящему слиться с Софией, он может только «любить» её. Поэтому лучше переводить понятие «философия» как «любовь к истине», как «любовь к истине всего сущего».

Считается, что первым, кто употребил слово «философия», был Пифагор (ок. 580-500 до н.э.). Мудры только боги, говорил он, я же – человек, который лишь стремится к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его. А потому его знание о мире – обыкновенное, естественное, такое, которое человек может создать сам своими собственными силами, опираясь на свои чувственные восприятия, на свой жизненный опыт, на свою способность думать, мыслить, размышлять. Философия – лишь то знание, которое человек добывает своими собственными силами на основе самостоятельных размышлений. Но поскольку «мудрость» - это далеко не всякое знание, а знание самого важного и существенного в мире и в жизни человека, то и философия есть размышление над вопросами, наиболее важными для всех людей. Это не обладание истиной, а жажда истины, неустанный поиск истины.

Аристотель отмечал, что причина появления философии – удивление. Удивляется и спрашивает тот, кто осознал своё незнание. Кто же стремится усовершенствовать свои познания и найти истину, тот и «философствует» Бог – не философ, поскольку он всеведущ, а человек, философствуя, уподобляется Богу в меру своих сил. Этим люди отличаются, с одной стороны, и от животных, которые так же конечны, но они не сознают этого. Осознание человеком своей конечности и своего несовершенства – основа и источник философии и философствования.

Как жажда знания, как «любознательность» вообще, философия родственна всем наукам, но в своём стремлении к абсолютному она схожа с религией. Правда, целью религиозной веры является не познание абсолютного, а «спасение». В философии же приобщение к абсолютному осуществляется исключительно посредством самостоятельного размышления и познания.

Древнее определение гласит: человек есть мыслящее, разумное существо. Разум обнаруживает себя в человеке как способность говорить, высказывать суждения, умозаключать, совершать поступки в соответствии со своими понятиями и размышлениями. Это означает, что человека отличает замещение чисто инстинктивного поведения – свободным самоопределением. Наша свобода определяется возможностью выбора, а этот выбор – нашими понятиями о том, что «хорошо» и что «плохо», что «можно» и что «нельзя», что «красиво», а что «безобразно». Понятия наши, однако, не равнозначны – среди них можно найти наиболее общие и важные, от которых зависят все другие понятия и их связи. Эти основополагающие понятия являются категориями мышления (понятия наибольшей степени общности). Так, категориальной основой любого простого суждения является связь понятий «общее – единичное» («Сократ – человек»). С их помощью мы мыслим обо всём другом, хотя сами они не становятся предметом рассуждения, пока человеку «всё ясно» и жизнь его стабильна. Как утверждал Гегель, философия есть категориальное мышление. Уже в древности первые философы обдумывали такие наиболее общие понятия, как «бытие вообще», «сущность вообще», «истина вообще» и пр. В этих размышлениях, в этих представлениях о мире и о жизни философия поднимается до рефлексии над своим предметом размышления. Философия – это рефлексия над «здравым смыслом» и мировоззрением. Такая рефлексия заставляет человека «выпадать» из мира «готового знания» и привычных способов поведения, становиться в иное отношение к миру, которое в Древней Греции и было впервые названо словом «феория» (теория) или философия. Уже первые философы поражали других своей способностью рассуждать о вещах, которые всем известны, но о которых никто не задумывался, не мог или не смел, поставить вопрос. Они поражали своей духовной самостоятельностью, независимостью от традиции, общественных мнений и верований, стремясь к знанию ради самого знания, а не ради какой-либо практической цели или выгоды.

Аристотель полагал, что науку впервые создали египетские жрецы – люди, у которых впервые в истории появилось свободное время, досуг для теоретических исследований. Философы – это особое сословие мыслителей, людей, для которых важнее всего «мысль разрешить». Так, согласно Геродоту, Солон Афинский отправился в путешествие, «философствуя», «ради теории», т.е. ради простого созерцания мира и людей.

Философия – это высшая форма проявления и реализации способности и страсти человека к познанию. Это высшая форма интеллектуального романтизма, стремление к всеохватывающему, вселенскому познанию «первых начал» и «последних оснований» бытия и познания, размышление или учение о мире, в общем, и в целом. Однако последнее предполагает различные сферы этого всеобщего – природу, общество и человека. В Академии Платона философия была разделена на три части: на физику, этику и логику. Отсюда – три философские науки, соответствующие трём сферам реальности: онтология (учение о бытии), этика (учение о нравственности) и гносеология (учение о познании и знании). Поэтому философия представляет собой синтез и обобщение самых разнородных знаний, а выдающиеся философские учения – энциклопедический синтез знаний эпохи, эпоху, постигнутую и выраженную в мыслях. Философия – это форма общественного сознания, мировоззрение, учение о наиболее общих принципах бытия и мышления; наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления.

Всеобщие свойства мира выражаются через категории философии. Категориями (греч. – высказывание, обвинение; признак) называются понятия наибольшей степени общности: бытие, материя, сознание, движение, пространство, время, отношение, причина и следствие, необходимость и случайность, часть и целое, сущность и явление, общее-особенное-единичное, свобода, истина и др.

Основными философскими принципами являются: принцип развития; принцип познаваемости мира; принцип материального единства мира; принцип единства исторического и логического; принцип восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Категории, принципы и всеобщие законы нужны нам для решения различных философских проблем: соотношение материи и сознания, бытия и мышления; сущность идеального; сознание истины; соотношение человека, мира и Бога, веры и разума; души и тела; проблема жизни и смерти; свободы воли, смысла жизни; проблема любви, добра и справедливости и др.

Философские проблемы носят мировоззренческий характер, то есть отношение человека к миру. А потому часто философию отождествляют с мировоззрением. Так ли это?

Мировоззрение – это обобщающая, целостная система представлений о мире, человеке и его месте в мире и в обществе, об отношениях «человек – мир», «человек – человек» и т.д. Понятие мировоззрения шире понятия философии, так как философия формируется на основе того или иного мировоззрения, основными формами которого являются: мифологическое, обыденное, религиозное и научно-философское мировоззрение. Структура же мировоззрения состоит из знаний, ценностей и ценностных установок.

Философия возникла в синкретическом единстве с наукой, общими чертами которых являются: теоретический тип знания и отношение к истине как к высшей ценности.

Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами.

В религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни. Религиозные же представления выражаются в учении о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять и т.д. Эти фундаментальные религиозные идеи по своему характеру сходны с философскими идеями. Но они в рамках религии не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. Философия же, напротив, стремится аргументировать все свои утверждения. Религия авторитарна. Философия автономна, в ней разум не подчиняется никакому давлению, и все решения принимает сам.
Литература
Аристотель. Метафизика. Соч. в 4 т. Т.1. - М.: Мысль, 1975. 980а-983а 23, 1025b-1026а 32.

Гегель. Энциклопедия философских наук: в 3 т. Т.1. – М.: Мысль, 1974. С.57-103.

Давид Анахт. Определения философии / Соч. – М., 1975. С. 33, 52, 99, 100.

Ортега-и-Гассет. Что такое философия? – М.: Наука, 1991.

Платон. Государство / Соч. в 4 т. Т.4. – М.: Мысль, 1994. 474е-500d.

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии, 1989, № 9.
Вопросы для самоконтроля:

  1. Вспомните несколько определений философии.

  2. Что такое философские категории, принципы и законы?

  3. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды?

  4. Какие существуют философские проблемы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconО. Г. Оберемко лингвострановедение учебное пособие для студентов...
Учебное пособие предназначено для студентов факультета очно-заочного обучения, будущих преподавателей иностранного языка, а также...

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconУчебное пособие по курсу «управление банковским продуктом»
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения Финансового факультета, изучающих курс "Управление банковским...

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconУчебное пособие разработано для подготовки студентов по специиальностям...
...

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconУчебное пособие для студентов Чайников Аркадий Павлович
Психологическая подготовка студентов средствами физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов /мгту им. Н. Э. Баумана....

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconУчебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения факультета...
Учебное пособие разработано кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии личности Л. И. Габдулиной

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconУчебное пособие по основам экологии и охране природы предназначено...
Учебное пособие предназначено для студентов фармацевтического факультета

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconЕ. Ю. Кажанова, Е. Н. Чижова история экономических учений учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов специальностей 080100. 62 Экономика, 080101. 65 Экономическая безопасность

Учебное пособие Для студентов заочного обучения iconУчебное пособие Издательство «Самарский университет»
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, для всех, интересующихся историей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную