Психолого-педагогическая антропология






Скачать 56.27 Kb.
НазваниеПсихолого-педагогическая антропология
Дата публикации26.03.2015
Размер56.27 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Философия > Документы


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

Направление: 050400 Психолого-педагогическое образование

Форма обучения: заочная
Темы и содержание семинарских занятий
Роль научного наследия Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского в становлении и развитии педагогической антропологии

а) Особенности мировоззренческих позиций Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского.

б) Философско-антропологический подход к обоснованию типологии взглядов на человека и его воспитание Н.И.Пироговым.

в) Изучение человека как предмета воспитания К.Д.Ушинским.
Антропологические интерпретации педагогики за рубежом

а) Теоретические основы возникновения и развития педагогической антропологии за рубежом.

б) Различные подходы к пониманию антропологического принципа «открытого вопроса» в педагогике.

в) Антропологическая педагогика О.Больнова.

г) Педагогическая антропология Й.Дерболава и Г.Рота.
Возраст человека в свете традиционной и современной культуры и субкультуры

а) Возрастной символизм культуры.

б) Возраст и возрастная стратификация в народной культуре.

в) Возраст и возрастная стратификация в современных субкультурах.

г) Преемственность культуры и конфликт поколений.
Примерные темы контрольных

(реферативных) работ

  1. Субъективно-антропологическая традиция в античной философии и педагогике.

  2. Квинтилиан как теоретик и практик гуманистической педагогики.

  3. Развитие гуманистических идеалов педагогами эпохи Возрождения.

  4. Разработка «антропологического вопроса» в немецкой классической философии (на примере одного или нескольких философов).

  5. Зарождение педагогической антропологии в России.

  6. Философско-педагогические взгляды Н.И.Пирогова.

  7. Философско-антропологические взгляды Н.Г.Чернышевского.

  8. Значение научного наследия К.Д.Ушинского для формирования педагогической антропологии.

  9. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии В.В.Зеньковского.

  10. Педагогические взгляды П.Ф.Лесгафта.

  11. Проблема человека и его воспитания в философских учениях начала XX века: философия жизни, философская антропология, экзистенционализм (на примере одного из них).

  12. Гуманистические образовательные модели прошлого и настоящего (представить одну или несколько моделей).

  13. Педагогическое человековедение Г.Ноля.

  14. А.Н.Радищев о сущности человека и его воспитании.

  15. Антропологическая педагогика О.Ф.Больнова.

  16. Интегративно-антропологический подход к воспитанию (Й.Дерболав, Г.Рот).

  17. Психолого-педагогические взгляды П.П.Блонского.

  18. Педология и ее влияние на отечественное образование.

  19. Биогенетическое и социогенетическое направления в педологии.

  20. Специфика развития человека и личности.

  21. Творчество как характеристика человека.

  22. Природа творчества человека.

  23. Возраст как категория психолого-педагогической антропологии.

  24. Взаимодействие человека и культуры.

  25. Значение субкультуры для развития человека.


Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций.- М., 2003.

  2. Иванов Е.В. История и методология педагогики и образования: Учебное пособие.- Великий Новгород, 2011.

  3. Педагогическая антропология и история детства / Под ред. Г.Б.Корнетов.-М, 2001.

  4. Педагогическая антропология и история образования / Под ред. Г.Б.Корнетов. – М., 2001.

  5. Педагогическая антропология:феномен детства в воспоминаниях : Учебно-метод. пособие / Труды каф.педагогики,истории образования и пед.антропологии. Вып. 11. - М., 2001.

  6. Салов Ю.И., Тюников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология: Уч. пос.- М.: Владос, 2003 - 256 с.

Дополнительная литература:

  1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике/ Под ред. М.Н.Певзнера, С.А.Расчетиной. – Новгород, 1994.

  1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV – XVII вв. – М., 1985.

  2. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1985.

  3. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. – М., 1994.

  4. Антропология: Хрестоматия/ Сост. В.Ю.Бахолдина, М.А.Дерягина. – М., 1997.

  5. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Учебное пособие. – М., 1998.

  6. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и философии образования. – М., 1998.

  7. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб., 2000.

  8. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и иссследователей)/ Под ред. Е.И.Селивановой. – М., 1998.

  9. Григорян Б.Т. Философская антропология. – М., 1982.

  10. Гуревич П.С. Философская антропология: Учебное пособие.- М., 2001.

  11. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. – М., 1999.

  12. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

  13. Кошелева О.Е. «Свое детство» в Древней Руси и в России эпохи Просвещения (XVI-XVIII вв.): Учебное пособие по педагогической антропологии и истории детства. – М., 2000.

  14. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. – Свердловск, 1988.

  15. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1985.

  16. Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. – Псков, 1995.

  17. Любутин К.Н. Человек в философском измерении: от Фейербаха к Фромму. – Псков, 1994.

  18. Пирогов Н.И. Избр. пед. соч. – М., 1985.

  19. Природа ребенка в зеркале автобиографии: Учебное пособие по педагогической антропологии/ Под ред. Б.М.Бим-Бада и О.Е.Кошелевой. – М., 1998.

  20. Рахлевская Л.К. Педагогическая антропология (человекознание) в системе непрерывного образования: история, теория, практика. – Томск, 1997.

  21. Свободное воспитание: Хрестоматия/ Сост. Т.Б.Корнетов. – М., 1995.

  22. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России/ Сост. С.Ф.Егоров. – М., 2000.

  23. Хрестоматия по истории зарубежной школы и педагогики/ Сост. А.И.Пискунов. – М., 1981.

  24. Хрестоматия по гуманистической психотерапии/ Сост. М.Папуш. – М., 1995.

  25. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. – М., 1991.

  26. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974.

  27. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о человеке, его жизни, смерти и бессмертии. XIX век/ Сост. П.С.Гуревич. – М., 1995.

  28. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии: Учебное пособие. – СПб., 1997.



Контрольные вопросы для подготовки к зачету

  1. Почему антропологические знания являются важными для педагога?

  2. Как К.Д.Ушинский определяет педагогическую антропологию?

  3. Что понимает К.Д.Ушинский под физическим воспитанием? Какое придает ему значение?

  4. Каково значение слова в развитии ребенка?

  5. Чем объясняется высокая значимость игры для развития ребенка?

  6. Чем ребенок отличается от взрослого?

  7. Как педагог может помочь развитию ребенка как существа интеллектуального, разумного, духовного, целостного?

  8. Каковы условия оптимального взаимодействия человека и культуры?

  9. Как различные типы культур взаимосвязаны с особенностями воспитания детей?

  10. Каковы взгляды Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского на воспитание, его значение и возможности?

  11. В чем состоит счастье человека и ребенка?

  12. Охарактеризуйте модель человека по К.Д.Ушинскому.

  13. Назовите основные причины эффективного воспитания по К.Д.Ушинскому.

  14. В чем актуальность работы К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»?

  15. В чем специфика антропологического подхода к понятиям «личность», «индивидуальность» ребенка?

  16. Расскажите о современных инновациях в сфере воспитания.

  17. Антропологические представления о развитии ребенка (на отдельных примерах)

  18. Какие требования предъявляются к профессиональному воспитателю в современной школе?

  19. Что вы знаете об альтернативных моделях воспитания в сравнительной педагогике?

  20. Христианская антропология и проблемы воспитания.

  21. Возраст и проблемы воспитания.

  22. Детская и юношеская субкультура как фактор воспитания.


Составитель: Сиренко Ю.В..



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психолого-педагогическая антропология iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины опд. Ф....
А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета...

Психолого-педагогическая антропология iconРеферат подготовила преподаватель
Адаптация первоклассников как психолого-педагогическая проблема

Психолого-педагогическая антропология iconМетодическая разработка Приемы управления вниманием школьников с особыми
Психолого – педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта

Психолого-педагогическая антропология icon«Психолого-педагогическая характеристика деятельности тренера»
Тема: «Особенности организации спортивной тренировки самбистов различного возраста и пола»

Психолого-педагогическая антропология iconПсихолого-педагогическая подготовка участников образовательного процесса...
В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке участников образовательного процесса к государственной...

Психолого-педагогическая антропология iconШколы двфу
Психолого-педагогическое образование Магистерские программы: Тьюторское сопровождение в образовании, Педагогическая психология, Креативные...

Психолого-педагогическая антропология icon«Педагогическая антропология»
Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект...

Психолого-педагогическая антропология icon«Антропология воспитания»
Антропология – это наука о человеке и человеческом обществе, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования и...

Психолого-педагогическая антропология iconПсихолого-педагогическая помощь
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических...

Психолого-педагогическая антропология iconРабочая программа учебной дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика»
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной и заочной форм обучения специальности 050501. 65 «Профессиональное...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную