Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)






Скачать 34.16 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Дата публикации08.04.2015
Размер34.16 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > Философия > Программа

БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта


Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине

профиля (направленности)

философия науки и техники

направления подготовки

47.06.01 Философия, этика и религиоведение

Раздел 1. Философия, ее предмет и структура.

  1. Специфика философского знания.

Философия как мировоззрение. Виды мировоззрения. Философия – гуманитарное знание. Философия – наука. Философия – идеология. Философия – искусство. Философия – трансцендирующее постижение объекта.

  1. Структура и функции философии.

Онтология. Гносеология. Эпистемология. Аксиология. Соотношение систематической философии и специальных философских дисциплин. Функции философии: онтологическая, гносеологическая, методологическая, эвристическая.
Раздел II. Философия познания.


  1. Специфика философского подхода к познанию.

Вопрос о познаваемости мира в истории философии. «Критика чистого разума» как поворотный пункт в истории гносеологии, в котором впервые в истории гносеологии выделена теория естественнонаучного знания в собственном смысле слова. Гносеология и специальные научные дисциплины. Конвенционализм в современной философии.

  1. Истина и заблуждение.

Понятие истины. Аспекты истины. Концепции истины. Формы истины. Ложь, дезинформация, заблуждение. Проблема отграничения истины от заблуждения.

  1. Познавательные способности человека.

Чувственное познание и его формы. Абстрактное мышление. Мышление и язык. Роль искусственных языков в научном познании. Интуиция и её виды (эйдетическая интуиция, концептуальная интуиция). Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

  1. Творчество.

Творчество как деятельность. Структура творческого процесса. Проблема как исходный этап творчества. Научное открытие. Технические изобретения как вид творчества. Стимулирование творческих способностей.

Раздел III. Научное познание.

  1. Научное и вненаучное знание.

Преднаучное знание как установление природных закономерностей. Критерии научного знания. Квазинаучное знание. Псевдонаучное знание. Проблема борьбы с лженаукой. Сциентизм и антисциентизм.

  1. Структура научного исследования, его методы и формы.

Эмпирический уровень исследования. Наблюдение, измерение, эксперимент. Факт. Элементарный эмпирический закон. Интегральный эмпирический закон. Нефундаментальное теоретическое исследование. Теоретический парадокс. Умозрительный уровень исследования. Гештальт. Операция замещения. Моделирование, математическое моделирование. Гипотеза. Конструкт. Умозрительный принцип. Концепция. Теоретический уровень исследования. Проблема ограничения множества концепций. Проблема выбора истинной теории. Эвристическая роль философских принципов. Верификация и фальсификация научной теории. Функции объяснения и предсказания. Теория как синтез эмпирического и умозрительного исследования.

  1. Рост научного знания.

Эволюционное развитие науки. Концепция кумуляционного накопления знания. Научные революции. Концепция Т. Куна. Научная революция как переворот в философских основаниях науки. Смена типов рациональности. Вненаучные факторы научного прогресса (экономические, политические, культурные).

  1. Наука и техника.

Соотношение науки и техники в истории человечества. Технические достижения и их внедрение в западной и восточной цивилизациях. Отечественная философия науки о закономерностях развития науки и техники. Современные проблемы научно-технического прогресса.

Основная и дополнительная литература

Основная литература

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Изд-во Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005, 2006.

  2. Бессонов Б.Н. История и философия науки. – М., 2010.

  3. Введение в историю и философию науки: учебное пособие для вузов / Под. общ. ред. проф. С.А. Лебедева. – 2-е издание. – М., 2007.

  4. Войтов А.Г. История и философия науки. – М., 2008.

  5. Горелов А.А. Философия. – М.: Кнорус, 2012.

  6. Канке В.А. Основные философские направления и концепции наук: Итоги ХХ столетия. Ь., 2000.

  7. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. – М.: Феникс, 2003.


Дополнительная литература

  1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. – М.: Наука, 1989.

  2. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

  3. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

  4. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. – М., 1996.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Становление и развитие экономической, социальной и политической географии

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Теория и методика физического воспитания и спорта в системе физкультурно-профессионального образования

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Их цель – выявление знаний, которые были получены специалистами и магистрантами за время обучения в вузе

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля...
Философия, ее предмет, главные вехи исторического развития, основные типы философских учений

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Общая характеристика высших растений. Содержание понятий морфология и анатомия растений. Задачи морфологии и анатомии растений. Значение...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Кельтская литература. Ирландские саги: героические; фантастические. Скандинавская литература: «Старшая Эдда» (тексты героического...

Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) iconПрограмма вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности)
Кельтская литература. Ирландские саги: героические; фантастические. Скандинавская литература: «Старшая Эдда» (тексты героического...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную