Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы»






Скачать 108.97 Kb.
НазваниеКонспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы»
Дата публикации06.03.2015
Размер108.97 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > География > Урок
Конспект урока по дисциплине: «Детская литература»
Тема: «Современные писатели – природоведы»

Тема: «Современные писатели = природоведы» (Пришвин М.М„ Бианки В,В, Чарушин Е.И.).

Кол-во часов: 2 часа

Тема урока: Урок - практическое занятие,

Цель: Формирование умений и навыков работы с первоисточниками, умение анализировать и делать выводы, добиться освоения знаний о современных писателях - природоведах на уровне их практического применения,

Задачи:

  1. Добиться освоения знаний о современных писателях -
    природоведах, их биографиях, особенностях творчества.

  2. Продолжать формировать умение выделять особенности
    творчества, обобщать изучаемые факты и доказывать это примерами из
    текстов произведений.

  3. Развивать творчество, творческую самостоятельность через
    создание образа писателя, его творческого портрета.

  4. Воспитывать ответственность за порученное дело, культуру
    общения на уроке, умение рассуждать и принимать участие в беседе.

План:

1. Знакомство с биографией современных писателей
природоведов: Пришвина М.М., Бианки В.В., Чарушина ЕМ.

2. Характеристика и особенности творчества М.М. Пришвина.

3. Характеристика я особенности творчества писателей -
природоведов. В.В. Бианки и Е.И. Чарушина, их сравнительный анализ.

4. Выводы по изучаемой теме, о роли творчества писателей -
природоведов для детей - дошкольников, об использовании их
произведений в дошкольном детстве.

5. Опрос па изученной теме.
Литература:

  1. Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М,
    1997.

  1. Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.

  2. Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г.

Средства обучения: детские произведения писателей - природоведов, портреты писателей, критические статьи.

Организация урока: 3 сообщения студентов по теме, анализ творчества писателей, опрос по теме.

Хронометраж:

Вступительная часть - 5 мин

Сообщения - 30 мин

Анализ сообщений - 10 мин

Основная часть - 35 мин

Опрос—8 мин

Домашнее задание - 2 мин

Ход урока:

I часть. Здравствуйте, меня зовут Татьяна Юрьевна, тема нашего урока «Современные писатели - природоведы и особенности их творчества»

Скажите, кого из писателей – природоведов вы знаете?

Что вы знаете о М.М. Пришвине, В.В.Бианки, Е. И. Чарушине?

Какие произведения писателей вы знаете?

II часть.

1 вопрос. А сейчас мы заслушаем 3 сообщения о биографиях писателей – природоведов (Пришвина, Чарушина, Бианки), на каждое выступление отводится 7 минут.

Зашипите вопросы для анализа:

- Содержание (полнота, важность фактов),

- Наличие примеров;

- Логика изложения материала;

- Оформление;

- Используемая литература;

- Пожелания выступающему.

2 вопрос. Характеристика творческой манеры М.М. Пришвина 1873 — 1954гг.

Найдите в книгах примеры и подтверждения ... М.М. Пришвин писатель — философ (Кого называют философом? Найдите это в произведениях).

В конце урока за активную и творческую работу будет поставлена оценка.

Пример: «Дедушкин валенок» - «Все на свете имеет конец, все умирает, и только одни дедушкины валенки вечны».

- Рассказы М.М. Пришвина всегда сюжетны? Пришвин говорил «нет
природы отдельно от человека»

- Особенности сюжетов, связь между человеком и всем миром живого
в природе.

- Эмоциональность рассказов («Ребята и утята» - волнение)

- Лаконичность («Глоток молока», «Осинкам холодно» - учет
особенностей детского восприятия)

- Язык письма, манера письма (простота, образность, мягкая
разговорная манера, побуждающая к собственным наблюдениям и раздумьям, показать необыкновенное обыкновенным).

«Нигде не нужна так простота языка, - писал он, - как в рассказах для ребенка младшего возраста, но никакой мастер и мудрец от стилистики не напишет такой рассказ, если он в то же время не способен погладить ребенка словом, как погладил бы его просто рукою по голове любящий детей человек».

М.М. Пришвин

- Пришвинский антропоморфизм (очеловечивание природы);

- Пришвинские миниатюры - могут состоять всего из одной строчки -
«Удалось услышать, как мышь под снегом грызла орешки».
Из 2-х предложений — «Думал случайный ветерок шевельнул старым листком, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок».

- Достоверность, научность;


Родился в Петербурге, отец ученый – орнитолог (птицевод) Валентин Львович. В квартире Бианки, от пола до потолка – клетки с птицами, в аквариумах – рыбки, в террариумах – черепахи, ящерицы, змеи. Вся семья была в курсе музейных проблем (Валентин Львович работал в Зоологическом музее Академии наук).


Родился в Вятке, отец художник - архитектор. В доме часто собирались люди искусства.

Мать – животновод и огородник. Женя вырос среди животных, в доме постоянно жили цыплята, куры, поросята, индюшата.



- Герои рассказов (люди, дети, природа);

- Какой жанр наиболее характерен (примеры, рассказы, сказка-быль)
Записать названия: «Лисичкин хлеб», «Вася Васечкин», «Гаечки»,

«Самон», «Беличья память», «Кладовая солнца» и др.

- Тема природы переходит в тему Родины.

«Кладовая солнца»

  1. Слова текста, определяющие название произведения.

  2. Соответствие в этом произведении определению жанра сказка – быль.



Сказка

Быль

Традиционное начало: В одном селе

дети жили одни, без родителей и

сами справлялись со всем

хозяйством.

Вымышленные герои: страшный

волк, серый помещик, золотая

курочка.

Прием антропоморфизма:

очеловечивание деревьев.

Стабильные образы: волк, хитрая

лиса.

Идеалы: злые и добрые.

Тофтология, повторение

Кульминационный момент.


Дети живут после Великой

отечественной войны.

Место, где жили герои.

Труд детей, участие в разных

реальных событиях и действиях.

Достоверность, научность.

Много описаний природы.

Герои не идеализированы: хорошие и

плохие качества.

Колхозы, детский дом - реальные

события.


Подведем итог, каковы особенности творческой манеры М. М. Пришвина? (ответы студентов)

3 вопрос. Характеристика и особенности творчества Е.И. Чарушина, В.В. Бианки, их сравнительный анализ.

Вспомните, в какое время жил и творил М. Пришвин (1873-1954) (в то же время, следовательно, их пути не могли пересечься).

Сравните, одинаковые ли условия окружали их?

Виталий часто бывал в музее, он долго не мог поверить, что животные неживые, ему казалось, что их можно оживить.

Летом семья выезжала под Петербург, в Лебяжье, где и прошло отрочество и юность Виталия (рыбалка, ловля рыбы и т.д.)

Интересный факт: мальчик рано | стал охотиться. Первым учителем был отец. Он знакомил сына с природой и приучал его вести наблюдения и записывать их. К 27 годам у Виталия накопились целые тома дневников.

К чему это могло привести?

Тягу к путешествиям в природу Бианки сохранил до старости. Путешествовал по стране с ружьем и записной книжкой.


Может именно здесь и зародилось бережное, трогательное отношение к животным. У Жени была возможность наблюдать за детенышами, заботиться о них.

Как вы считаете?

Рисовать начал рано — уже в 4 года, когда он начал посещать коммерческое училище.

Рано Евгений пробует свои силы и в литературе - в 15 лет с причтилями организовал союз поэтов и художников («СОПОХУД»)

Он писал стихи о лесе и животных.

На любого человека детство
накладывает отпечаток, детство
Чарушина тому пример и
доказательство, что все

закладывается в детстве. Все его
творчество выросло из первых
впечатлений детства.


Куда могло привести такое детство, кем стали В. Бианки и Е. Чарушин?


Виталий учился на факультете естественных наук Санкт – Петербургского университета.

Евгений учился в Петроградских государственных сводных художественных мастерских.
Добавьте свои примеры, факты биографии,

Вывод: привлечь студентов.

Детство оказало неоспоримую роль в становлении и творчестве писателей.


В. Бианки – ученый натуралист

Е. Чарушин - художник

Приведите примеры из книг!? (что видит в бабочке один и другой: ученый – особенности жизни, питания, художник – красоту, настроение)

Главной целью В. Бианки было
расширение знаний ребенка о
животном мире, но не ради знаний, а
чтобы воспитать чувство сопричастности к природе. В. Б. Первым из детских писателей у нас в стране ввел в свои книги научный биологический материал.

Приведите примеры из книг!?

Вывод: характерно слияние искусства и науки.

Сказка, рассказ, повесть, очерк, объявление, загадка, для малышей - рассказы-анекдоты.


Чарушин в своих рассказах выступает как рассказчик - анималист с острым зрением художника, умеющим передавать словом и рисунком повадки животных.

Главная цель - показать красоту,
приучить ребенка к

наблюдательности, чтобы он мог увидеть красоту и трогательность животного мира,

Приведите примеры из книг!?

Вывод: характерно слияние 2-ух видов искусства – изобразительного и литературы.

Кто из писателей по своим взглядам ближе к М.Пришвину. Почему?

Своеобразие жанров

Назовите произведения этих писателей. Определите их жанры!?

Сказка, рассказ, повесть, очерк, загадка для малышей – рассказы – анекдоты.

Самый популярный жанр – научные сказки («сказки – несказки»)

Моделью для этих сказок послужили народные сказки («Теремок», «Терентий Тетерев»)

Вспомните особенности народных сказок!?

  1. Динамический сюжет (события привлекательные, динамические);

  2. Помощники, которые приходят на помощь. Назовите их? (Жужелица, землемер, кузнечик и т.д.)

3. Специфические речевые формы: повторения: летела, летела, |из сил выбилась.

Примеры...

4. Образы персонажей поэтичны и антропоморфичны - рассуждают как люди.

Примеры...

Поэтичность: «Круглые листочки лежат на земле, по краям их частые булавочки на булавочках.

«Медвяная роса — капельками»


Маленькие рассказы и сказки.

Цель: показать образ, портрет животного с любовью и восхищением.

Он изображает своих героев в движении времени (показать их крупным планом, их индивидуальность).

Такие портреты (живописные и словесные) необычайно удавались Е. Чарушину («Маленький котенок», ходит большеголовый котеночек, хвост короткий – не хвоста хвостишко. Мордочка пучеглазая. Глаза глупые. А ростом он с полкошки всего». («Лесной котенок»)

Кто это? (рысенок)

Используются элементы фольклора: «Он с двери на лестницу, с лестницы на улицу, с улицы по мосту, с моста в поле» («Волчишко»)

Приведите примеры?


Какой из жанров наиболее приемлем для дошкольников? Почему?

Герои произведений

Живут в естественных условиях (рысь, лось и т. д.)

Животные показаны с научной точки зрения.

Изображение детенышей животных или птиц.

С чем может быть связан такой выбор? (наиболее близки ребенку, сам любил в детства маленьких зверей)

Звери не говорят, но умеют показать настроение, испуг, сон, радость.

Внутреннее состояние передается через поведение, свойственное этому зверю.

Характерен для изображений: юмор, доброта, нежность, которые звучат даже в названиях. «Волчишко», «Лисята», «Олешки».

Найдите в книге подтверждение
тезису. ... Рассматривание
иллюстраций ЕЛ., дети в рассказах
Чарушина, тоже исследователи и ее
ученики (ворона научила Женю
говорить «Р»).



Сравните и сделайте вывод, чем отличаются герои произведений Бианки и Чарушина?
Особенности языка

Находят те слова, которые наиболее точно характеризуют его облик.

Примеры…

Использует сравнения, доступные детям.

Использует язык народных сказок – лаконичный, образный.

Использует подлинно научные слова – дубонос и др.

Искусство словесной живописи подчинено восприятию малыша (легче воспринять простую фразу по конструкции, основная роль в которой принадлежит глаголу). (Кого сорока увидит, стрекочет).

Выразительные описания – И вдруг передо мной сел тетерев.




Сделайте вывод, чей язык более приспособлен ребенку?

Вывод по уроку (привлечь студентов)

В чем ценность произведений писателей – природоведов?

Произведения какого писателя вам близки и интересны. Почему?
Домашнее задание: Разработать рекомендации для родителей по использованию произведений писателей – природоведов в младшем и старшем дошкольном возрасте.

Литература по теме.

1.Николаева С.А., Арзамасцева И.Н., «Детская литература», М,
1997.

2.Терновский А.В. «Детская литература», М. 1977 г.

3.Сивоконь С. «Уроки детских классиков», М., 1990 г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект урока литературы Тема урока: В. П. Астафьев «Васюткино озеро». Класс
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть / Автор-составитель В. Я. Коровина и др. М.: Просвещение,...

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник»
Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconПлан-конспект проведения урока литературы Класс: 9 Тема урока: «Перекличка...
План-конспект составлен на основе учебного плана «Обязательный минимум содержания основного общего образования по литературе»

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconУчебно-воспитательная практика Приложение образец написания конспекта...
Тема урока Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий. Ахов: основные понятия

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект урока литературы в 6 классе Учитель: Чечеткина Г. В
Тема урока: «Фольклорные мотивы (традиции) в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова»

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект урока литературы в 6 классе Учитель: Чечеткина Г. В
Тема урока: «Фольклорные мотивы (традиции) в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова»

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект урока- проекта Тема урока
Так Анна Ахматова написала о времени, которое вошло в историю под названием Серебряный век

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект урока по музыке для 5 класса (30. 11. 2012г.) Тема урока:...
Цель урока: установление связей музыкального и литературного искусства через общность жанров

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconТема урока: Развитие литературы и искусства в 18 веке
Конспект урока по истории России для коррекционной школы VIII вида с элементами здоровььесбрежения. 8 класс

Конспект урока по дисциплине: «Детская литература» Тема: «Современные писатели природоведы» iconКонспект интегрированного урока (литература и мхк) Тема: «Ведущие темы русского авангарда»
В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», работы В. В. Кандинского «Москва. Красная площадь», «Смутное»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную