Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту






Скачать 214.31 Kb.
НазваниеОтчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту
Дата публикации14.03.2015
Размер214.31 Kb.
ТипОтчет
l.120-bal.ru > География > Отчет
ОТЧЕТ


Об автомобильном спортивном походе

четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту:


г. Барнаул – пос. Курай – с. Бельтир – пер. Ажу – с. Кош-Агач - пер. Тёплый ключ – п.з. Аргамджи – п.з. Бертек – слияние р. Ак-Алаха и р. Кара-Алаха – пер. Богомуюс – п. Джазатор (Беляши) – степь Самаха – р. Коксу – с. Кош-Агач – пер. Чике–Таман – пер. Семинский – г. Горно-Алтайск – г. Барнаул.
1 июля - 10 июля 2011 года


I. Справочные сведения.



  1. Проводящая организация.


Краевая общественная организация – автомобильный клуб «Алтай off road», тел (3852) 717-727.


  1. Категория.


Вид туризма: автомобильный

Категория сложности: IV

Протяженность: 3060 км.

Продолжительность: 10 дней

Сроки проведения: с 01.07 по 10.07.2011


  1. Район.


Алтайский край, Республика Алтай.


  1. Подробная нитка маршрута:


г. Барнаул – г. Бийск – г. Горно-Алтайск – пер. Семинский (1717) – пер. Чике-Тама́н (1295) – пос. Курай – с. Бельтир – пер. Ажу – с. Кош-Агач - пер. Тёплый ключ (2907) – п.з. Аргамджи – п.з. Бертек – слияние р. Ак-Алаха и р. Кара-Алаха – о. Кальджин-Коль-Бас – пер. Богомуюс (2930) – п. Джазатор (Беляши) – степь Самаха – р. Коксу – с. Кош-Агач – пер. Чике–Таман (1295) – пер. Семинский (1717) – г. Горно-Алтайск – г. Бийск – г. Барнаул.


  1. Краткая характеристика района.


Маршрут проходил по территории Республики Алтай в плоскогорье Укок.
Уко́к — плоскогорье на крайнем юге Республики Алтай, на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России. В целом Укок является реликтом высоко приподнятой холмисто-западинной и грядово-западинной поверхности выравнивания с преобладающими абсолютными высотами в 2200—2500 м, над которой в среднем на 500—600 м возвышаются горные хребты.
Максимальная абсолютная отметка горного обрамления (г. Куйтэн-Уул, прежде именовавшаяся Найрамдал) достигает 4374,0 м. Гора Куйтэн-Уул является, после Белухи, второй по высоте вершиной Алтайских гор. Морфологический облик Укока свидетельствует о том, что он относится к плоскогорьям или даже, по мнению географа А. Н. Рудого, к нагорьям.
В неспециальной и популярной литературе территория Укока чаще всего обозначается термином «плато».
Южная граница плоскогорья Укок проводится по линиям водоразделов хребтов Сайлюгем (западного окончания), Табын-Богдо-Ола, Южный Алтай. С севера Укок ограничен южным подножьем Южно-Чуйского хребта, по тальвегу р. Джазатор до устьевой части долины р. Коксу-Аргутская (Самахинская котловина).

Первые публикации об Укоке относятся ко времени так называемого Чугучакского договора (1864), которым была демаркирована граница между Россией и Китаем. В конце 1860-х годов плоскогорье Укок посетила экспедиция И. Ф. Бобкова. Этот путешественник сделал описание своих наблюдений от с. Чингистай вверх по р. Бухтарме через Укок до верховьев р. Ак-Алахи. В этой работе была изложена общая характеристика природы и даны рекомендации по её хозяйственному использованию.
В 1878 году Укок пересекла экспедиция М. В. Певцова, которая направлялась из юго-восточного Казахстана в Северо-Западную Монголию и далее в Китай. М. В. Певцов выполнил первое полное физико-географическое обследование местности. Он также произвел оценку высоты снеговой линии и попытался определить абсолютные высоты господствующих вершин горной группы Канас и Табын-Богдо-Ола. Экспедиция собрала по пути, первую для территории плоскогорья Укок, зоологическую коллекцию млекопитающих, птиц, рыб и пресмыкающихся. Собранный гербарий насчитывал около 200 видов цветковых, а минералогическая коллекция состояла из 100 образцов минералов и горных пород.


  1. Состав группы.


Движение по маршруту проводилось на шести подготовленных и модифицированных автомобилях - Nissan Terrano, Toyota Land Cruiser 80, Land Rover Discovery II, Toyota Land Cruiser 80, Mitsubishi Pajero Sport и УАЗ-31512.
Все автомобили, были оборудованы электрическими лебёдками, а также внешними воздухозаборниками (шноркелями), поднятыми на высоту около двух метров. Запас топлива у каждого экипажа на пробег не менее 600 километров.

Все автомобили были оснащены навигаторами, радиостанциями, а два экипажа имели спутниковые телефоны.
1. УАЗ-31512 (Барнаул)

- Чернюк Александр

- Скирдонов Александр

- Архипов Евгений
2. TLC 80 (Липецк)

- Быков Денис

- Мострюков Евгений
3. Nissan Terrano (Барнаул)

- Майзингер Дмитрий

- Руденко Елена

- Дверников Александр
4. TLC 80 (Бийск)

- Курасов Руслан

- Курасова Елена

- Заруцкий Александр
5. LRD II (Барнаул)

- Черных Вячеслав

- Черных Ян
6. Mitsubishi Pajero Sport (Барнаул)

- Долженко Дмитрий

- Поляков Артём

II. Содержание отчета.



  1. Цели путешествия.


а). Совершить туристический поход по плоскогорью Укок.
б). Посетить популярные туристические места региона.
в). Повысить спортивное мастерство, туристические навыки участников экспедиции.
г. Барнаул – г. Бийск – г. Горно-Алтайск – пер. Семинский (1717) – пер. Чике-Тама́н (1295) – пос. Курай – с. Бельтир – пер. Ажу – с. Кош-Агач - пер. Тёплый ключ (2907) – п.з. Аргамджи – п.з. Бертек – слияние р. Ак-Алаха и р. Кара-Алаха – Кальджин-Коль-Бас – пер. Богомуюс (2930) – п. Джазатор (Беляши) – степь Самаха – р. Коксу – с. Кош-Агач – пер. Чике–Таман (1295) – пер. Семинский (1717) – г. Горно-Алтайск – г. Бийск – г. Барнаул.


  1. График прохождения маршрута.




дни

дата

Участки маршрута

Км

Опасные пути, естественные препятствия, опасные участки

Метео-условия

1

01.07

г. Барнаул – г. Бийск – г. Горно-Алтайск – пер. Семинский (1717) – пер. Чике-Тама́н (1295) – пос. Курай

720

асфальт 670 км, грунтовка 50 км, перевалы: пер. Семинский (1717) – пер. Чике-Тама́н (1295

+18+25°С

дождь, ветер, переменная облачность.

2

02.07

пос. Курай – с. Бельтир – пер. Ажу – с. Кош-Агач

300

асфальт 60 км, гравийка 140 км, камни и вода 100 км.

+13+19°С

переменная облачность.

3

03.07

с. Кош-Агач - пер. Тёплый ключ (2907) – п.з. Аргамджи – п.з. Бертек – слияние р. Ак-Алаха и р. Кара-Алаха

340

гравийка 60 км, грунтовка 200 км, камни 80 км., пер. Тёплый ключ (2907).

+18+25°С

снег, ветер.

4

04.07

слияние р. Ак-Алаха и р. Кара-Алаха – Кальджин-Коль-Бас

130

каменистая грунтовка 70 км, грунтовка 60 км.

-5+15°С

снег, метель, ветер

5

05.07

Кальджин-Коль-Бас – пер. Богомуюз (2930)

180

грунтовка 80, камни 100., пер. Богомуюс (2930).

-2+20°С

ясно

6

06.07

пер. Богомуюз (2930) – п. Джазатор (Беляши)

130

верховое болото 20 км, камни-валуны 16 км, грунтовка 30 км, гравийка 64 км., пер. Богомуюс (2930).

+12+25°С

переменная облачность, ветер.

7,8

07-08.07

п. Джазатор (Беляши) – степь Самаха – р. Коксу

235

грунтовка 235 км.

+18+27°С

дождь, переменная облачность.

9

09.07

р. Коксу – с. Кош-Агач

275

грунтовка 150, гравийка 125 км.

+15+29°С

ясно.

10

10.07

с. Кош-Агач – пер. Чике–Таман (1295) – пер. Семинский (1717) – г. Горно-Алтайск – г. Бийск – г. Барнаул.

750

асфальт 750 км., пер. Чике–Таман (1295) – пер. Семинский (1717)

+16+28°С

дождь, переменная облачность.

Итого: 3060 км.

  1. Дневник. Прохождение и техническое описание маршрута.



Предрассветные сумерки.

Монотонное дребезжание комыса.

Море тумана простирается до горизонта.

На волнах, подобно айсбергам,

покачиваются снежные вершины,

А над ними парит розово-золотое облако.

Рассвет. Огненный диск,

раздвигая занавес ночного полумрака,

медленно всплывает над макушками гор,

открывая бескрайнюю долину.

Вокруг четыре государства, а посередине плоскогорье,

затерявшееся на самом юге Горного Алтая.

«Зона покоя» - Объект Всемирного

природного наследия ЮНЕСКО.

Плато Укок.


введение
Морозный воздух звенит чистотой. Встречаем рассвет.

Как ни странно, этот пафосный анонс, написанный человеком на Укоке ни разу не бывавшем, полностью оправдал ожидания. Ну, за исключением комыса… На Укоке просто потрясающе! Причём в прямом и переносном смысле. Трясёт от холода, от переизбытка впечатлений, от усталости и от тщетных попыток объять необъятное, пропустить через себя величественную ауру дикой свободы.

Для команды «Алтай off road» описанная картина стала реальностью. А началось всё 1 июля, в ни чем не примечательный пасмурный день.

01.07.11
Шесть, снаряжённых по местным меркам до зубов внедорожников, по сложившейся традиции, выстроились на площади Советов, прямо под указующим перстом вождя. Далее, как всегда, приятная волнительная возня: последние проверки, короткие интервью, объятия тех, кто не всегда понимает, никогда не сопровождает, но всегда ждёт… и в путь!

В первый день мы планировали, одолеть почти 750 вёрст Чуйского тракта (он же М52) и заночевать в Курайской степи у подножья ледника Ак-Тру. Джиперы, как известно, не менее, чем на 50%, люди слова, поэтому до Курая мы добрались, хоть и позднее, чем рассчитывали.
Очень много остановок в «интересных местах», интервью телевизионщикам в Бийске, перекусы, дозаправки. В Курай приехали около 22.30. Нам места отлично знакомы, шутка ли, два Всероссийских внедорожных фестиваля здесь провели! Поэтому противостоять магнетизму ностальгии не смогли, поехали именно на фестивальную поляну. Если Вам места не знакомы, углубляться не рекомендуем. Полевых дорог миллион, да и Тютё, хоть и мелкая, но коварная. Плюс, конечно, местные жители. В этот раз нам повезло: поздно приехали - рано уехали, иначе, гости нам были бы обеспечены.
02.07.11
Утром следующего дня двинулись в сторону Кош- Агача, а за ним направо на Ортолык и до Мухор-Тархата. Здесь нам предстояло разделиться. У нашей экспедиции, как и у любой другой, да и вообще у любого действия, была цель. И даже не одна. Поэтому отважная молодая и горячая часть команды в составе двух экипажей, УАЗ 31512 (Барнаул) и TLC 80 (Липецк) отделилась.
Более опытная, рассудительная и, соответственно, менее горячая часть, в составе четырёх экипажей, отправилась засвидетельствовать своё почтение пограничникам и получить благословение на въезд, ну и на последующий выезд. Кстати, в Кош-Агаче они набрали немного дров, которые всю дорогу сползали с крыши Nissan Terrano, пугая экипаж и нервируя водителя. Забегая вперёд скажу - оно того стоило, ибо Кош-Агач (прощай дерево) своё название оправдал сполна, и деревья мы увидели только через неделю.

Доехали ребята до заставы, можно сказать с ветерком, а вот тут начались приключения. Дело в том, что пропуск мы оформили коллективный, на всю команду. Пограничник смотрит на бумагу, потом на нас. Понимает, что что-то не так, уходит….причём уходит надолго, все госслужащие так делают, ну, чтобы мы прочувствовали и оценили то, что они потом всё таки сделают. Через какое-то время вышел начальник. У него погоны позамудрёнее, сам посмелее. Спросил, почему у них людей не хватает?! Точнее даже не людей, а машин. Все дружно объяснили, что одна машина сломалась и стоит на починке в бездревесной деревне, т.е. в Кош-Агаче, а вторая её туда тащила, но скоро они всё починят и присоединятся. Начальник, видимо удовлетворённый, уходит. Снова нагнетание значимости… На самом деле, начальник заставы оказал нам всем огромную услугу. Он не поленился сделать копию нашего пропуска, что позволило вернуться всей экспедиции в полном составе и без особых проблем. Но, обо всём по-порядку.
Оформив все документы, ребята направились к озеру Зернюколь-Нур, примерно 120 км., разбили лагерь и стали дожидаться нас. Отведённое время до наступления «паники» - сутки. Кстати, здесь впервые опытным путём была выведена схема обустройства лагеря. Мы не матрасники, честно, и палатки у всех были, но первые полчаса никто вообще не хотел выходить из машины. Пронизывающий ветер со снежной крупой, влажно, пасмурно. Так и сидели. Переговаривались по рации, привыкали. После нескольких неудачных попыток поставить хозяйственный шатёр, выстроили машины буквой «П», а шатёр прямо за машины растянули. Тепло, тихо, красота! Очень рекомендую. Но спали всё же в машинах.


Тем временем, у прорывников (ох, как нас только не называли, особенно по-немецки. Вообще, очень здорово, когда рядом есть человек, который всегда может что-то сказать по-немецки. Это и бодрости придаёт, и конкретики) дела шли не самым лучшим образом. От Ортолыка мы проехали примерно 40 км на юго-запад вдоль левого берега реки Елангаш. Ну как проехали? Давайте сразу договоримся, то, что я здесь называю «проехали» не совсем то, что вы привыкли делать, в городе на беспросветных седанах. Эти 40 км как последний участок для того, чтобы освежить в памяти классика и ещё раз задаться вопросом: ехать дальше или не ехать? В советские времена здесь, как и везде, усиленно перевыполняли пятилетку, поэтому оросительных каналов полно. С каждым километром дорога ухудшалась. Она то таяла, липкой грязью, под колёсами, то омывала нас бродами, то снова плюхала в канавы. И вот мы у подножия перевала Ажу, он же на сленге местных туристов «Елангаш».


Это была цель №1. За ним, Зернюколь-Нур. Там нас друзья ждут, ужин готовят. Напрямую это расстояние равно 23 км… Когда экспедиция только планировалась, а все материалы изучались, мы нашли только 2 упоминания о том, что кто-то, когда то пробовал перемахнуть через Ажу. (Эх, слово то какое, перемахнуть!) Это мотоциклисты, но они не в счёт. И ГАЗ66. Нет, в запредельных способностях Шишиги никто не сомневается, но экстремалы времён СССР преодолели на ней перевал в обратном направлении, что давало нам с одной стороны уверенность в том, что это вообще возможно, а с другой тешить себя надеждой о первопрохождении. Перевал, если его вообще можно так называть, странный, у него нет вершины как таковой, оказавшись на которой можно выдохнуть и подумать, что страшное позади. Начинается «Елангаш» небольшим подъёмом, порожком. А на нём верховое болото, метров 200 в длину. Отваги у нас на тот момент ещё не убавилось, поэтому решили пустить УАЗа ходом. А почему бы и нет, он лёгкий, всего-то полторы тонны. Получилось. Пролетели быстро, грязно и эффектно. Встали на верху - ждём пока Липецкий «крузак» заберётся. Кстати, в этом месте пора познакомить вас с утверждением, которое стало для нас путеводной звездой, утешением, помощником и своеобразным «потому что» в любой ситуации. Кто то изрёк: «ну а что ты хотел? Это ж Укок - Высокогорье»! Всех это объяснение на тот момент удовлетворило. Так и повелось. Через полчаса наблюдений за тем, как этот бегемот борется со вторым законом Ньютона - поняли, Ньютон был на Ажу. Поэтому решили прибегнуть к почётной штурманской традиции и протопать всё пешочком. До самой верхней точки оказалось не так уж и далеко, всего 4 км. Мы, конечно, не ожидали увидеть там дорогу, но даже направление не угадывалось. Ваша фантазия способна представить булыжник размером с комнату? Поднатужьтесь, иначе не понять. Так вот, весь перевал состоит из этих громадин, покрывающих склон под 30-35 градусным уклоном. На 4 км подъёма у нас, ушло часов шесть, причём пеших. В пути почти не разговаривали. Каждый что-то просчитывал и прикидывал, но все логические умозаключения, дружно орущие в наших головах: нереально! переезжал ГАЗ 66, под управлением как минимум Ньютона.
Дошли до вершины. Красота неописуемая! Два огромных озера, как бездонные тёмные очи, из которых мутной слезою вытекает река Елангаш, раскинулись между скал. Наверняка, по этому поводу существует красивая легенда о трагической любви, но нас в тот момент волновали более приземлённые материи. Солнце садилось, начинался дождь. Спустились быстро. Досада пульсировала в висках. Мы прекрасно понимали, что при нынешней подготовке наших автомобилей и том временном лимите, которым мы располагаем, преодолеть Ажу невозможно. Но за ним, всего в 11 км петляла дорога на Джазатор. Грейдированная местная автострада, но, увы, с этого бока к ней не подступиться. Чтобы не тратить время, а в большей степени для того, чтобы хоть что-то делать, мы отправились в обратный путь. Протяжённость объезда около 200 км., не близко. За это время досада постепенно переросла в выводы, и даже в зачатки новых планов, поэтому, успокоившись, решили сделать привал. Уснули прямо в машинах, немного не доезжая лагеря, где нас ожидали 4 экипажа...
03.07.11
Третий день экспедиции начался радостно. Мы, приехали в лагерь к ребятам. И после непродолжительных сборов и неохотных рассказов о нашем первом поражении дружно двинулись к перевалу Тёплый ключ. Это основная и самая популярная дорога, ведущая на Укок. Забавная дорога, я вам скажу. Относительно ровная, но вся в мелких равномерных выпуклостях. Стиральная доска, а внушительный протектор Симекса увеличивает остроту ощущений и стираемость зубов. Доезжаем до Жумалинских Радоновых источников. Некое подобие базы отдыха или скорее лечебницы. Походили-посмотрели, но подлечиваться набегу, да при такой температуре воздуха желания как то не возникло, поэтому без промедления двинулись дальше. И уже через 2-3 км начался перевал. На самом деле, от легендарного Тёплого ключа мы ожидали чего-то большего. Да простят нас те, кто в своё время там чего-то натерпелся, а потом взахлёб нас предостерегал, но, видимо, спортивно-экспедиционный опыт дал о себе знать. Медленно и уверенно мы все взобрались на вершину. Самой большой проблемой для нас мог стать встречный транспорт, потому что разъехаться там нереально. Ходят байки, что местные в таких случаях просто машинами меняются и продолжат движение в нужную сторону. Нас бы такой вариант точно не устроил.

На верхушке перевала есть небольшая площадка. Здесь мы увидели первый снег. Представляете, снег в июле! Радовались как дети, в снежки играли. На самом деле правильнее было бы сказать: ну вот, началось! Но тогда мы беззаботно бросались и лепили крошечных снежных баб на высоте в 2906 метров. Погода начала портится, и пришлось тронуться в путь. На спуске нас ждал просто ошеломительный сюрприз - верблюды. Невозмутимые, красивые, с огромными умными глазами. В отличие от нас, верблюды восторга не испытали, а просто окинув нас взглядом продолжили пастись. А что вы хотели? Это ж высокогорье…
И, наконец, вот она - зона покоя, Укок. Чтобы там не твердили скептики, а что-то мистическое здесь явно присутствует. Здесь, какое-то своё измерение, свой климат, атмосфера векового безмолвия и тишины. Она ощущается каждой клеточкой. Если бы из тумана выбежало войско монголо-татар, а потом так же растворилось, мы бы не удивились. Впереди развилка. Налево Монголия, направо - Укок. И, насвистывая себе под нос патриотичное: значит нам туда дорога, значит на туда дорога, поворачиваем направо.
Особенность движения на плато в том, что дорога разветвляется на множество маленьких и на каждой есть брод. Наш привал и ночёвка намечены не берегу реки Ак- Алаха, куда мы и едем, преодолевая один брод за другим. Но сначала отметка у пограничников на заставе Аргамджи, в 3х километрах от границы с Монголией. Но, как оказалось, заставу расформировали год назад, а нам представилась возможность сделать привал и множество занятных снимков. Вот вам доводилось снимать плато Укок со смотровой пограничной башни? А нам доводилось! Ещё нам встретился трёхметровый ледник, причём на какой-то совсем маленькой речушке. Лёд выдержал не только нашу коллективную беготню, но и пару 2-3х тонных внедорожников. Ну и, конечно же, мы не могли проехать мимо и не посмотреть на прославленную археологическую находку - гробницу Принцессы Укока в урочище Бертек. Дорога идет по пограничным столбам, за которыми Монголия и Китай, чуть дальше Казахстан. Так что лёгкое ощущение шкодливости добавляет азарта. Интересно, как вообще здесь может оказаться что-то сотворённое человеком. Сейчас это груда камней выложенных в форме большого круга. Немного не по себе. Мистика…


До реки Ак-Алаха добрались вечером. Её название переводится как Белая, мутная река. И, опять в точку! Она настолько белая и мутная, что пришлось вернуться к леднику и набрать чистой питьевой воды. День был интересным и очень насыщенным, поэтому уснули сразу же.
04.07.11
Утром отправились изучать окрестности. Когда то, видимо очень давно, здесь было поселение, от которого осталось только одно здание. И то не полностью. Но нормальное, привычное глазу строение и не вписалось бы в эту картину, а разрушенные полусоломеннные, полукаменные стены смотрелись очень органично. В какой-то момент подумали, что фотограф с нами дальше не поедет… Неподалёку от развалины нашли подкову. Старую и ржавую. А потом ещё и ещё. В итоге, только после того, как каждый откопал свой собственный покореженный кусок удачи, смогли двинуться дальше.

Кстати две из них вскоре облюбовали решётку радиатора автомобиля УАЗ и поселились там до конца экспедиции, придав более суровый вид и без того страшной военной технике.
Сегодня нам предстояло взять вторую из намеченных целей. Брод. Двигаясь по левому берегу, вниз по течению, километров через 7 обнаружили место, в котором река разливается в три рукава, снижая свою полноводность до 1,5 метров. Если где-то и можно это сделать, то только здесь. Но не сейчас. А через месяц, в августе. Когда уйдёт «большая» вода. На Укоке свой климат. Ледники здесь тают по-своему и реки наполняются так же. А как вы думали? Высокогорье! На старых военных картах, которые нам удалось добыть, мосты были. В реальности же только с помощью навигатора можно указать приблизительное место, где они могли быть. От них не осталось и следа. Пройти к Джазатору напрямую и закольцевать наш маршрут не удалось.
Но, как у настоящих профессионалов или киношных авантюристов у нас был план «Б».
План «Б» - это даже лучше чем немецкий турист. С ним тоже возвращается конкретика и уверенность. Итак, план предусматривал ту же конечную цель, но более долгим и, как нам казалось, простым маршрутом. Через перевал Богомуюс. Но это уже завтра, а сейчас к погранцам на Казачью заставу близ бывшего посёлка Бертек. Эти парни заслуживают пары слов. У одного из них в этот день любимая отмечала день рождения, а тут мы со спутниковым телефоном. Ну как не дать? Но и они в долгу не остались, проявили к нам благосклонность и не заставили долго ждать.
На ночевку расположились на берегу озера Кальджин-Куль-Бас. Приехали туда во второй половине дня. Погодка так и шептала, нет, правильнее кричала: понаехали! Сильный порывистый ветер и кругом снег. Озеро в чёрных волнах. Мы даже сделали серию чудесных снимков, на фоне наших заснеженных машин, на стекле одной, кстати, было написано число- 4 июля! Но прошло буквально пару часов и всё стихло. Будто Укок всё же позволил нам остаться. Это был первый длинный вечер. По такому случаю, наконец, размотали дрова, разожгли костёр. Водитель «Terrano» был рад вдвойне.
05.07.11

Проснувшись на следующее утро, мы буквально потеряли дар речи. На улице ярко светило солнце. Впервые за всё время нашего пребывания здесь. Озеро было настолько гладким, что казалось ненастоящим, а каким-то нарисованным. А цвет! Насыщенный, ярко-голубой, именно не синий, а ярко-голубой. Над ним летают жирующие бакланы, а вдалеке озаряются лучами белки вершин Табын-Богдо-Ола. Пожалуй, это одно из самых ярких впечатлений, и место одно из красивейших. Всем сразу захотелось искупаться, позагорать, но ведь это же Укок. Высокогорье….Несмотря на палящее солнце, под ногами хрустел снег. Все немного подустали, поэтому решили сделать полуднёвку. Искупаться, кто рискнёт, порыбачить и просто побродить, пытаясь осознать, что всё вокруг- реальность.
Сегодня мы решили, во что бы то ни стало выполнить цель №2 и прорубиться к Джазатору, хотя бы через Богомуюз. Для этого нам сначала придётся вернуться вплоть до самого Аргамджи, это около сотни, а дальше на северо-запад к запасным воротам Укока, к Богомуюзу. По дороге, нас сопровождают полчища, неуступающих в жирности бакланам, сурков. Одному, особо смелому не повезло... Пришлось забрать с собой. Мы не со зла, просто их там как Китайцев на родине. К перевалу подъехали уже ночью. Двигались всё по тем же старинным картам, по старому руслу реки Аккол. По традиции, УАЗ в разведку, как самый проходимый. Ползём по руслу. Почему ползём, потому что в наш продуманный план вмешался форс-мажор. Потихоньку, прощаясь со всеми, начал умирать генератор, а соответственно и свет. А ехали мы по очень интересной дороге. На Укоке вообще, всё как в сказке, чем дальше, тем интереснее. Оно и не удивительно, высокогорье же! Так вот то, что должно было быть дорогой, для начала очень странно выглядело. Абсолютно ровно и гладко. Травка колосится и всё. Но вот только росла она не из таких же гладких мест, а покрывала булыжники. Объясню на ярком примере. Помните, в вестернах девчонка-барменша обязательно скачет на быке, размахивая ковбойской шляпой? Вот то же самое! Только девчонка - это мы. Немного газку и мы почти вертикально падаем «мордой» вниз, втыкаясь лебёдкой в дёрн. Штурман громко вспоминает родственников, преимущественно моих и по материнской линии, и строит прогнозы о том, что это конец. Вместо того, чтобы отвечать штурману - ещё газку и УАЗ, вот зверь-машинка выныривает на следующий булыжник. Травка по-прежнему ровная и гладкая, света уже практически нет. А наши бегемотоподобные друзья 80-ники ищут варианты в самом русле реки, пробираясь по воде. Они уже далеко..., зато в связке и со светом. И вот, развесившись на очередной вертикали, мы понимаем, что это своеобразная точка невозврата. Нам никто не поможет. Они просто не смогут… Они слишком далеко, удлинителей на лебёдках не хватит, сюда им не пробраться, а нам не развернуться. Каждый метр, как маленький шаг к пропасти. И с каждым метром чувствуешь приближение паники. Взобравшись на очередной булыжник, мы вышли из машины, осветили все ручными фонарями. И вот он, начинающийся психоз штурмана: «если бы я увидел это на фото или видео, что угодно бы поставил на то, что автомобилю здесь проехать нереально!» При этом за рекой есть дорога и до неё всего лишь метров 200. Для легкоатлета это секунд 30. А за последний час мы едва ли преодолели 50 метров. Т.е. по нехитрым подсчётам получается, что движемся мы со скоростью 0,05 км/час. Тишина… Я поворачиваюсь к ребятам и говорю: а что вы хотели? Это ж Укок, высокогорье…

К слову говоря, эта эпичная фразочка неоднократно придавала нам бодрость, веру в себя и в свой, не всегда исправный, автомобиль!!!
Произошёл какой-то переломный момент в нас самих. В спорте это называется второе дыхание. Какой-то скрытый резерв, который не открыть просто так, нужно сначала дойти до края. Терять было нечего. Маленький, скачущий по камням УАЗ-водомерка, вдруг превратился в Кутузова. Отступать некуда, позади Москва. Правда и впереди и справа и слева та же Москва. Кругом вообще сплошная Москва…. И мы, нацепив все налобные фонарики, рубимся дальше. Когда нас потом спрашивали, как мы это сделали? Мы не могли ответить. Я и сейчас не могу. Видимо, всё дело опять же в высокогорье... С пустя несколько часов мы всё-таки добрались до Крузаков, радовались как дети. Большие братья заключили нас в свои светлые объятия и довели до ночлега. В этот день сил не было даже на еду. Адреналин выжал нас как губку. Как спали, не помню, наверное, сидя, а может даже и стоя...

06.07.11
Первая мысль при пробуждении - еда. Потом приходят воспоминания, потом боль в мышцах, и только потом открываются глаза. Несмотря на все приключения, нам достаточно быстро удалось восстановить полную работоспособность УАЗа. После этой ночи я на него по-новому посмотрел. Наверное, в таких случаях человеку говорят: я б с тобой в разведку пошёл. И он это почувствовал, на Богомуюсе мы вообще никаких сложностей не испытали. Сегодня удача отвернулась от японских внедорожников. Верховые болота и уклон в 20 градусов не самые комфортные условия для тяжёлых неповоротливых иностранцев. (Боковым зрением уловили пробегающего Ньютона.) Напитанный водой склон напоминал мыльную губку. В нём утопали и скользили даже подошвы, что уж говорить о протекторах. На «банные» процедуры ушло около четырёх часов. Теперь предстояло спустится и ополоснуться в бурлящем джакузи, простите, Джазаторе. Спускаемся.




Северный склон - крайне триальный. Несмотря на весь опыт и более или менее умелое лавирование, нас то и дело прикладывало то к одному, то к другому булыжнику. 2 часа непрерывного спуска, и мы на левом берегу Джазатора. На том берегу нас ждёт вторая половина экспедиции. Они спустились более безопасным путём и уже более суток дожидались в условленном месте. Прыгают, руками машут, радуются. Ребята, мы тоже очень рады, вот ещё чуть-чуть и обнимемся. Джазатор все-таки дождался момента, чтобы показать нам кто здесь стихия, а кто, как ни крути, водомерка. Всего, каких то, 20 метров до противоположного берега, но глубина около 1,5 метров и течение очень сильное. Делать нечего, следуя проверенной тактике рубимся вперёд. Несколько секунд и нас, как пушинку подхватывает течение. Передний мост сел на булыжник. УАЗ сопротивлялся, как мог. Один за другим стали отказывать цилиндры. Но тут на помощь подоспели TLCшки. Они как крейсеры переплыли брод, закрывая нас от течения. С берега, наконец то, дотянули трос и выдернули нас из капкана. Гордо рычащий одним цилиндром, как мопед, УАЗ выбрался на берег. Весь оставшийся вечер и половину ночи мы наперебой рассказывали истории, под вкуснейшего сурка с шампиньонами. А в лесу эхом отдавалось: а что вы хотели? Высокогорье, Укок!..................................
07-08.07.11




Спортивная часть нашей экспедиции была завершена. Поэтому следующие 2 дня мы посвятили отдыху душой и телом. Доехали до Джазатора, он же Беляши. Побывали на Джумалинской ГЭС. Прокатились по степи Самаха. Заночевали на реке Коксу, где у вечернего костра до коликов смеялись, играя в мафию. Полюбовались вершинами Белухи. Мы отдыхали…




09-10.07.11
Двигаясь в сторону дома, мы немного грустили. Это нормально, так всегда бывает. Но мы точно знали, что вернёмся завершить то, что не смогли и не успели. Мы


возьмём все броды и все перевалы. А как иначе? Ведь это Укок. Высокогорье!















  1. Выводы и рекомендации.


1). Маршрут полностью соответствует заявленной сложности согласно требованиям и правилам ТССР и может быть рекомендован автотуристам и путешественникам как сложный категорийный поход в данный период.
2). Нить маршрута охватывает большую территорию плоскогорья Укок, огромное разнообразие географических условий, от скалистых гор до плоских степей, от палящего солнца до вечной мерлоты, от лиственной тайги до полного отсутствия деревьев. Другими словами – удаётся в полной мере оценить многообразие нашей природы.
3). Весь маршрут необычайно живописен, богат разнообразием пейзажей.

4). Настоятельная рекомендация для всех желающих посетить эти места и двигаться по представленному маршруту: планируйте экспедицию на август месяц. В данный период в реках на порядок меньше воды и сложность маршрута падает с уверенной 4-ки как минимум до 2.



  1. Cписок используемой литературы.


1. Атлас Республики Алтай, Роскартография, 2003.

2. Туристские регионы СССР. Алтайский край. Под редакцией В.С. Ревякина, Барнаул, Алт. кн. изд-во, 1989.

3. Интернет-ресурс «Википедия», свободная энциклопедия.

Алтай off road

Опубликовано - __________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconЛитература Алтая Тест по теме: «Устное народное творчество народов Алтая»
Учитель русского языка и литературы II квалификационной категории Дёмина Елена Алексеевна

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconАвторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок
Вторая. Провозглашение Республики Армении; проблемы определения её государственной территории и британская политика

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconВопросы к зачету по дисциплине
Анализ вычислительной сложности алгоритмов. Нотация о (n). Классификация алгоритмов по вычислительной сложности. Порядок роста вычислительной...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconОтчет Оценка современного состояния и использования объектов животного...
...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconОтчет по результатам самообследования организации образовательной...
Образовательная деятельность кгб поу «Чугуевский колледж сельского хозяйства и сервиса» в части реализации программы подготовки водителей...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconОтчет о работе кгбу «Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая»
Анализ деятельности учреждения за отчетный период. Выполнение госзадания на 2012 год. Структура учреждения (изменения, перспективы...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconПоложение о межрегиональном фото- и видеоконкурсе
Конкурс «Живая природа Алтая» организован и проводится совместно Тигирекским природным заповедником (Алтайский край), Катунским и...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconРабочая программа
Примерной программы основного общего и среднего (полного) образования по истории Горного Алтая и в соответствии с концепцией курса,...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconПамятка по изучению дисциплины «История Сибири и Алтая»
России, но и Центральной Азии. Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми...

Отчет об автомобильном спортивном походе четвёртой категории сложности по территории Алтая по маршруту iconПамятка по изучению дисциплины «История Сибири и Алтая»
России, но и Центральной Азии. Для достижения данной цели обучающийся должен овладеть знаниями, умениями и навыками, определяемыми...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную