Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.)






НазваниеПрограмма курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.)
Дата публикации14.03.2015
Размер71.5 Kb.
ТипПрограмма курса
l.120-bal.ru > География > Программа курса
ПРОГРАММА КУРСА “ЭКОЛОГИЯ”

для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

(2 семестр, 32 час.)
К основным задачам курса отнесены формирование знаний основных научных понятий и концепций современной экологии, представлений о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений в биосфере, об особенностях взаимодействия человечества и природы в современных условиях. В задачи курса входит также ознакомление слушателей с современными проблемами охраны природы. Основные умения, приобретаемые при изучении дисциплины, заключаются в адекватной оценке места и роли человека в биосфере и практическом использовании знаний по охране природы.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Введение. Место экологии, как фундаментальной науки, в системе научных знаний. История развития экологии от науки о связях живых организмов со средой обитания до науки о закономерностях функционирования биосферы. Объекты и предмет изучения экологии. Экология - теоретическая основа охраны природы и рационального природопользования. Антропоцентрическое и биоцентрическое мировоззрение. Современные методы исследования взаимоотношений природы и общества. Прогностические модели перспектив развития и состояния окружающей среды на планете. Доклады Римского клуба. Концепция устойчивого развития (Рио-де-Жанейро,1992).

Основные понятия и концепции экологии. Биосфера. Роль В.И.Вернадского в создании Учения о биосфере. Основные положения учения. Границы биосферы. Уровни организованности биосферы: физический, термодинамический, химический, биологический, парагенетический. Биосфера как биокосное природное тело. Представление о ноосфере В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена.

Биогеохимические круговороты биогенных элементов и их антропогенная трансформация. Биологическая роль воды, круговорот воды в экосистеме. Круговорот углерода, запасы углерода на Земле. Загрязнение атмосферы соединениями углерода, возможности изменения макроклимата Земли. Киотский протокол. Круговорот кислорода, биогенное происхождение кислорода. Коэволюция атмосферы и биосферы. Круговорот азота. Проблемы загрязнения окружающей среды соединениями азота, фотохимический смог. Круговорот фосфора, биологическая роль фосфора. Последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора. Круговорот серы. Локальные, региональные и глобальные проблемы загрязнения атмосферы соединениями серы.

Классификация основных загрязнителей биосферы - физические, химические, биологические. Пути перемещения и накопления загрязняющих веществ в биосфере. Последствия загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами, пестицидами, веществами, разрушающими озоновый экран. Нормирование загрязнений, ПДК, ПДУ, ВСВ, ВСС. Мониторинг загрязнений окружающей среды. Способы и методы очистки промышленных стоков и выбросов - физические, химические, биологические.

Потоки энергии на Земле и в биосфере. Поток энергии в экосистеме. Продуктивность биосферы, ее динамика в зависимости от физико-географических условий. Производство продуктов питания как процесс в биосфере. Основные направления сельскохозяйственных технологий и проблемы окружающей среды: механизация, мелиорация, минеральные удобрения, пестициды, селекция продуктивных сортов и пород, генетически модифицированные продукты.

Демографические тенденции, причины увеличения и снижения темпов роста численности населения. Национальные демографические политики. Природные ресурсы, классификация. Почвенные ресурсы и их охрана. Стадии эрозии, система противоэрозионных мероприятий. Проблемы рекультивации нарушенных территорий.

Рост энерговооруженности человечества, энергетический кризис, его причины. Источники энергии, используемые человеком. Тепловые электростанции и загрязнение окружающей среды. Ограниченность ресурсов ископаемого топлива. Атомная энергетика, перспективы ее развития, проблемы охраны здоровья населения и окружающей среды. Антропогенное изменение природных комплексов при создании гидроэлектростанций. Альтернативные источники энергии.

Биоразнообразие: уровни, антропогенная динамика, проблемы и пути охраны. Редкие виды растений и животных, Красные книги (международная, национальные, региональные). Особо охраняемые природные территории: заповедники, биосферные заповедники, национальные парки, природные парки, заказники, памятники природы.

Государственное управление в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. Специализированные органы управления: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Министерство природных ресурсов РФ, Госкомитет по санитарному и эпидемиологическому надзору и др. Правовое регулирование в области охраны окружающей среды. Природоохранное законодательство РФ и РТ.

Международное сотрудничество в области охраны и рационального природопользования. Природоохранные организации ООН - ЮНЕП, ЮНЕСКО (Программа “Человек и биосфера”), ФАО, ВОЗ и др. Международный союз охраны природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы, Международная китовая комиссия и др. Международные конвенции: Об охране биоразнообразия, Об охране водно-болотных угодий, О запрете торговли редкими и охраняемыми видами растений и животных и др. Общественные природоохранные организации (Гринпис, Экологический союз, студенческие движения и др.) и их роль в управлении окружающей средой.
ОБЩИЙ СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:


  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. – ЮНИТИ, М., 1998, 455 с.

  2. Биосфера /под ред. Гилярова М.С. – М.: Мир, 1972. – 182 с.

  3. Вернадский В.И.. Биосфера. – М., "Мысль", 1967, 330 с.

  4. Небел В. Наука об окружающей среде. М., "Мир", 1993, т.1 – 148 с., т.2 – 328 с.

  5. Одум Ю. Общая экология. М., "Мир", 1986, т.1 – 325 с., т.2 – 296 с.

  6. Рикфлес Р. Основы общей экологии. - М., Мир, 1979

  7. Реймерс Н.Ф. Природопользование. М,. "Мысль", 1990, 628 с.

  8. Рогова Т.В. Экология и охрана природы. Казань, КГУ, 1987, ч.1 –102 с.ч.2 – 58 с.

  9. Франсуа Рамад Основы прикладной экологии. – Л.: Гидрометеоиздат, 1981. – 540 с.

  10. Охрана окружающей среды. Постатейный комментарий к закону РФ "Об охране окружающей природной среды". М, "Республика", 1993, 233 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА


    1. Агроэкология /Под ред. Черникова В.А., Чекереса А.И. – М.: Колос, 2000. – 536 с.

    2. Андерсен Дж.М. Экология и науки об окружающей среде: биосфера, экосистемы, человек. – Л.Гидрометеоиздат, 1985, 165 с.

    3. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Прстранство и время в неживой и живой природе. – М.: Наука, 1975. – 164 с.

    4. Глобальные изменения природной среды (климат и водный режим). – М.: научный мир, 2000, - 304 с.

    5. Голубев В.С. Введение в синтетическую эволюционную экологию. – М.: Папирус Про, 2001. – 320 с.

    6. Государственный реестр особо охраняемых природных территорий Республики Татарстан. – Казань: изд-во Магариф, 1998. – 315 с.

    7. Даревский И.С., Орлов Н.Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся. – М.: Высшая школа, 1988. – 463 с.

    8. Железнов Ю.Д., Абрамян Э.А., Новикова С.Т. Человек в природе и обществе. – изд. МНЭПУ, М., 1998, 294 с.

    9. Как организовать общественный экологический мониторинг. – под ред Хотулевой М.В. – Социально-Экологический Союз, М., 1997, 250 с.

    10. Петров К.М. Общая экология. – С.-П.: Химия, 1997. – 352 с.

    11. Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). – М.: Журнал Россия молодая, 1994. – 367 с.

    12. Соколов В.Е. редкие и исчезающие животные. Млекопитающие. – М.: Высшая школа, 1986. – 519 с.

    13. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. – Высшая школа, М., 1988, 269 с.

    14. Сытник К.М., Брайон А.В., Гордецкий А.В. Биосфера, экология, охрана природы. – Киев, "Наукова думка", 1987, 499 с.

    15. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. – Наука, М., 1980, 277 с.

    16. Шипунов Ф.Я. Организованность биосферы. – М.: Наука, 1980. – 288 с.

    17. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. – Мир, М., 1990, 365 с.

    18. Уайт Г. География, ресурсы и окружающая среда. – М.: Прогресс, 1990. – 544 с.


Вопросы для подготовки к зачету

РАЗДЕЛ 1


1. Место экологии как фундаментальной науки в системе биологических наук.

2. Экология – теоретическая основа охраны природы и рационального природопользования.

3. Прогностические модели перспектив развития и состояния окружающей среды.

4. Доклады Римского клуба. Концепция устойчивого развития.

5. Определение биосферы (Ламарк, Зюсс, Вернадский).

6. Место биосферы в системе планета Земля. Границы биосферы.

7. Основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере.

8. Уровни организованности биосферы: термодинамический, физический, химический, биологический, парагенетический.

9. Представление о ноосфере В.И. Вернадского, Тейяра де Шардена.

10. Биогеохимические круговороты и их антропогенная трансформация.

11. Вода в биосфере, круговорот воды в экосистеме.

12. Круговорот углерода, запасы углерода на земле. Загрязнение атмосферы соединениями углерода, возможности изменения макроклимата Земли.

13. Круговорот кислорода. Биогенное происхождение кислорода. Коэволюция биосферы и атмосферы.

14. Круговорот азота. Проблемы загрязнения окружающей среды соединениями азота.

15. Круговорот фосфора. Биологическая роль фосфора. Последствия антропогенного нарушения круговорота фосфора.

16. Круговорот серы. Локальные региональные и глобальные проблемы загрязнения атмосферы соединениями серы.

17. Продуктивность биосферы.

18. Производство продуктов питания как процесс в биосфере.

19. Проблема и пути повышения продуктивности природных и культурных экосистем. Влияние интенсификации сельскохозяйственного производства на природную среду.

20. Потоки энергии на Земле, основные факторы антропогенного изменения климата.

21.Тепловые электростанции и загрязнение окружающей среды. Ограниченность ресурсов ископаемого топлива.

22. Атомная энергетика, перспективы ее развития, проблемы охраны природы.

23. Антропогенное изменение природных комплексов при создании гидроэлектростанций.

24. Нетрадиционные способы производства энергии.

25. Классификация основных загрязнителей – физические, химические, биологические.

26. Транспортное загрязнение атмосферы. Явление фотохимического смога.

27. Последствия загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами.

27. Пути перемещения и накопления загрязняющих веществ в биосфере.

28. Нормирование загрязнения (ПДК, ПДВ, ПДС).

29. Способы и методы очистки промышленных стоков и выбросов – физические, химические, биологические.

30. Ресурсы почв и их охрана. Виды эрозии, стадии оврагообразовательного процесса.

31. Международная конвенция об охране биоразнообразия. Основные причины сокращения численности видов.

32. Классификация охраняемых видов. Красные книги – Международная, России, Республики Татарстан.

33. Роль леса, охрана лесов в процессе эксплуатации. Три группы лесов государственного лесного фонда.

34. Категории охраняемых природных территорий – заповедники, биосферные заповедники, заказники.

35. Категории охраняемых природных территорий – национальные парки, природные парки, памятники природы.

36. Государственное управление в области охраны окружающей среды. Функции законодательной власти. Природоохранное законодательство РФ и РТ.

37. Государственное управление в области охраны окружающей среды. Функции исполнительной власти.

38. Экономические механизмы рационального природопользования. Экологические фонды.

39. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconПрограмма курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
Курс «Социальная психология личности» является специ­альной дисциплиной и предназначен для студентов 4-го курса дневного отделения...

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине акмеология
Данная программа представляет изучение курса «Акмеология» для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconПлан семинарских занятий по курсу «Международные валютно-кредитные...
Занятие (2 часа, в том числе 1 час – обсуждение вопросов, 1 час – доклады и презентации)

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconОбщая экология Илья Игоревич Любечанский Et nsu ru, дата размещения 15. 11. 2014
Новосибирский государственный университет (нгу) кафедрой химии окружающей среды фен нгу. Дисциплина является обязательной для студентов...

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconУчебно-методический комплекс (умк) по дисциплине «Социально-экономическая статистика»
Рггу. Он предназначен для студентов третьего курса дневного отделения, обучающихся по специальности №080504 «Государственное и муниципальное...

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconПрограмма для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 080507. 65 "Менеджмент организации"

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconМетодические рекомендации для студентов 2 курса специальности «педиатрия»
Учебная дисциплина «Медицинская экология» включена в учебный план и преподается на II курсе Медицинского института для студентов...

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconПрограмма курса Экономическая история (Шестой семестр) Лектор: Рустем...
Курс "Экономическая история" рассчитан на один семестр для студентов 3-го курса бакалавриата

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...

Программа курса “экология” для студентов, обучающихся по специальности «Психология» (2 семестр, 32 час.) iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную