Модель создания предметно-развивающей среды






Скачать 143.15 Kb.
НазваниеМодель создания предметно-развивающей среды
Дата публикации28.08.2016
Размер143.15 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > География > Документы
Модель создания предметно-развивающей среды

Развивающая предметно-пространственная среда детства — система, обес­печивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ре­бенка. Она предполагает единство социальных, предметных и природных средств обеспечения деятельности ребенка и включает ряд базисных ком­понентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, по­знавательного и социального развития. К ним относятся природные среды и объекты, культурно-природные ландшафты, физкультурно-игровые и оз­доровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игро- и видеотека, музыкально-театральная и предметно-раз­вивающая среда организованной деятельности. В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная среда развития, которая позволяет педагогам осуществлять на практике цели и задачи Программы и применять личностно-ориентированные технологии обучения. Таким образом, в рамках Программы центр тяжести в работе педагога переносится с традиционного непосредственного обучения, (четкой организации и проведения игр и занятий), в ходе которого происходит передача детям обогащенного взрослого опыта, на опосредованное обучение через организацию такой образовательной среды, которая предоставляет широкие возможности для эффективного накопления детьми собственного опыта и знаний.

Основные требования к развивающей предметно-пространственной среде:

— должна быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения и требованиям проектной культуры;

— инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и спосо­бы их достижения задаются предметной средой;

— обязана учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему до­школьному возрасту. Иначе говоря, решать задачи создания зоны бли­жайшего развития через организацию предметной среды; давать воз­можность взаимодействия детей между собой и со взрослыми;

— наряду с консервативными компонентами должна иметь часто меня­ющиеся составляющие, которые побуждают детей к познанию через практическое экспериментирование с этими компонентами, а также к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму дет­скую деятельность (игру, конструирование), так и развитие детей в ней;

— обеспечивать возможность ребенка жить в разномасштабном простран­стве, сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз — рука»), его росту и предметному миру взрослых;

— развивающая функция предметной среды требует для своей реализа­ции сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным, содержательным.

Состояние предметно-развивающей среды в ДОУ соответствует санитарным нормам и правилам и проектируется на основе:

  • реализуемой в детском саду образовательной программы;

  • требований нормативных документов;

  • материальных и архитектурно-пространственных условий;

  • предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;

  • общих принципах построения предметно-развивающей среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетание привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, учета гендерных и возрастных различий детей, уважение к потребностям и нуждам ребенка).

Реализуя современные подходы к образованию дошкольников, мы опираемся на следующие принципы построения развивающей предметно– пространственной среды:

Принцип комфортности.

Принцип целесообразной достаточности.

Принцип доступности.

Принцип превентивности.

Принцип личной ориентированности.

Принцип баланса инициатив детей и взрослых.

Принцип комплексирования и гибкого зонирования.

Жизненное пространство в детском саду такого, что дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

Центры активности. Помещение группы разделено на небольшие субпространства – так называемые центры активности (далее – Центры). Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возможностей помещения и возраста детей. Однако в обязательном порядке оборудованы:

• «Центр искусств»;

• «Центр строительства»;

• «Литературный центр» (в старших группах - «Центр грамотности и письма»);

• «Центр сюжетно-ролевых (драматических) игр»;

• «Центр песка и воды»;

• «Центр математики и манипулятивных игр»;

• «Центр науки и естествознания»;

• «Работающие стенды»;

• «Открытая площадка».
Содержание предметно-развивающей среды

Центр

Помещения и их оснащения

Литературный центр (центр грамотности и письма).

Работа в литературном центре в большой степени построена на совместной деятельности. Материалы, которые группируются здесь, призваны побуждать совместные разговоры, обсуждения, что и почему представляет интерес, делиться друг с другом первым опытом на пути к освоению грамотности, рассказывать друг другу свои истории.

Влияние на развитие. Материалы центра, а также применяемые педагогами технологии призваны способствовать:

• чтению и рассматриванию книг, открыток, фотографий

• развитию диалогической и связной речи

• обогащению словаря и пониманию смысла слов, словообразования

• развитию звуковой культуры речи

• развитию опыта слухового восприятия речи, слушания литературных текстов в устном виде и в звукозаписи

• развитию интереса к грамотности и письму, ненасильственной подготовке к школьному обучению

Центр «сюжетно-ролевой» игры

Влияние на развитие. Непосредственно в творческой драматизации, в развитии сюжетно-ролевых игр осуществляются такие виды действий, которые:

• развивают активную и пассивную речь;

• помогают детям разобраться во взаимоотношениях людей и освоить модели поведения;

• способствуют развитию всех пяти чувств;

• увязывают между собой различные представления;

• учат решению проблем;

• стимулируют творческое начало, креативность;

• развивают самооценку и самоуважение;

• учат способам выражения эмоций и чувств;

• развивают общую и тонкую моторику.

Центр искусств

Этот центр выполняет разные функции, однако, прежде всего, питает креативность, любознательность, воображение и инициативу детей. В центре искусства дети могут пробовать разные средства, рисуют на мольбертах, занимаются пальцевой живописью, пользуются разнообразными материалами: глиной, мелками, пластилином, ножницами и множеством других средств и материалов.

Влияние на развитие. Эмоциональное развитие

• канал для выражения чувств и собственных представлений о мире

вокруг себя;

• возможности эмоциональной разрядки;

• чувство удовлетворения от создания собственного продукта;

• радость от ощущения собственной успешности.

Сенсомоторное развитие

• развитие мелкой моторики;

• развитие тактильного восприятия;

• увеличение остроты зрительного восприятия;

• развитие крупной моторики;

• приобретение опыта координации зрения и руки.

Социальное развитие

• возможности сотрудничать с другими детьми и действовать по очереди;

• воспитание уважения к чужим идеям;

• обучение ответственности за сохранность материалов;

• стимулирование детей к принятию совместных решений и к реализации совместных замыслов.

Интеллектуальное развитие

• знакомство с линией, цветом, формой, размером и текстурой;

• приучение к последовательности и планированию;

Художественно-эстетическое развитие

• формирование художественного вкуса;

• развитие художественных, музыкальных и иных способностей к искусству;

• развитие творческого самовыражения;

• формирование способности ценить культурное и художественное наследие.

Центр песка и воды

Он открыт не каждый день. Как правило, педагоги размещают его недалеко от умывальной комнаты, иногда игры с водой воспитатели организуют в самой умывальной комнате, если она достаточно просторна, но в этом случае нужен взрослый, который на протяжении активной работы детей в этом центре держал бы его в поле своего зрения. Конечно, безопасность – прежде всего, но сужать возможности для развития и радостных социальных контактов детей из соображений безопасности не следует. Чтобы дети не обливались водой, нужно в этом центре повесить непромокаемые халатики. Дети любят их надевать; они увереннее себя чувствуют в них при играх с водой. Конечно, какое-то количество воды может быть пролито на пол – это также нужно иметь в виду и позаботиться о том, чтобы своевременно подтереть пол. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.

Влияние на развитие. Математическое развитие

• насыпание или наливание равных количеств песка и воды в сосуды разной формы поможет детям понять, что количество не зависит от изменения формы сосуда;

• исследование, сколько и каких мисок или ведерок с водой и песком потребуется, чтобы наполнить стол-бассейн или песочницу, конечно, поможет совершенствовать навыки счета;

• переливание воды в пластмассовые бутылочки разной величины поможет детям сравнить и понять, что значит «большее» и «меньшее», посчитать, сколько воды из маленьких бутылочек поместиться в большую, к тому же эти совсем нехитрые материалы (пластиковые бутылки разных форм и размеров) с удовольствием принесут родители – обратитесь к ним с такой скромной просьбой;

• сравнение мокрого и сухого песка с помощью мерных стаканчиков или весов поможет кроме математических выводов задуматься о причине.

Развитие естественнонаучных представлений

• эксперименты и наблюдения типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?» или «Что будет, если снег или лед оставить в пустом ведерке или в теплой воде?»;

• осуществление изменений с помощью добавления воды в песок, красителя в воду или кубиков льда в теплую воду;

• классификация плавающих и тонущих предметов.

Сенсомоторное развитие

• пересыпание песка и плескание в воде, просеивание песка и зарывание в нем предметов, просто копание в песке дарят детям замечательные тактильные ощущения и развивают мелкую моторику;

• развитие мелкой моторики – пальцев и рук при переливании из одного сосуда в другой, удерживании скользких кусочков мыла;

• освоение тонких движений при использовании пластмассовой пипетки при накапывании в банки различных красителей и добавления воды из кувшина.

Речевое и социальное развитие

• необходимость договариваться о том, кто с какими игрушками будет играть, способствует развитию диалога и беседы между детьми, развивает позитивное социальное взаимодействие;

• активная деятельность в центре песка и воды дает возможность воспитателям включаться в нее с вопросами, способствует развитию связной речи. Дети свободнее и качественнее готовы рассказать вам о собственной понятной и интересной игре, нежели пересказывать чужой текст;

• безусловно, активное и органичное, естественное обогащение словаря происходит в процессе игр с самыми разными предметами и игрушками в этом центре.

Центр науки и естествознания

Влияние на развитие. В этом центре воспитатели могут решать следующие важные образовательные задачи:

• развитие представлений о физических качествах предметов и явлений;

• развитие тактильной чувствительности пальцев рук;

• формирование элементарных математических представлений и форме, размерах, объеме, величинах, времени, о причине и следствии;

• развитие восприятия различных цветов, вкусов, запахов;

• развитие речи и других коммуникативных навыков;

• умение размышлять, сопоставлять, формулировать вопросы, делать собственные выводы;

• обогащение эмоциональных переживаний ребенка;

• обеспечение социального развития детей в процессе учебного взаимодействия.

Центр строительства

Влияние на развитие. Речевое развитие. В процессе строительства создается много возможностей для расширения словаря ребенка. Это происходит в процессе постройки и называния сооружений, при обсуждении того, что построено, описании форм и размеров блоков, обсуждении плана будущей постройки со сверстниками. Развитие связной речи происходит при рассказах о созданной конструкции, при проведении сравнений, описании дальнейших строительных замыслов. Здесь начинаются первые пробы функционального письма, когда дети изготавливают для своих построек вывески и обозначения.

Развитие социальных навыков. Социальные навыки при работе с конструктором приобретаются, когда ребенок строит что-то бок о бок со сверстником, наблюдает и воспроизводит работу другого, когда строит с несколькими партнёрами вместе, споря и соглашаясь, совместно планируя и реализуя замысел, вместе используя конструкцию и позволяя использовать её другим, участвуя в сюжетно-ролевой игре, которая развертывается вокруг постройки.

Развитие элементарных математических представлений. Действуя с элементами конструктора, дети осваивают понятия:

• размер, форма, вес, высота, толщина, соотношение, направление,

пространство, образец;

• наблюдение, классификация, составление планов, предположения;

• разное употребление одного и того же объекта (горизонтально, вертикально);

• равновесие, баланс, устойчивость;

• измерение, счет;

• сходство, различие;

• равенство (два половинных блока равняются одному полному);

• упорядочивание по размеру или форме;

• пробы и ошибки.

Развитие мелкой и крупной моторики. Игры с конструктором развивают общую и тонкую моторику. Дети учатся действовать со строительными элементами разных размеров и веса, уравновешивать их. Кроме того, дети привыкают действовать в рамках заданного пространства. У них развивается точность движений, глазомер. В процессе схватывания, поднимания и взаимной подгонки элементов происходит выделение ведущей руки. Благодаря поиску тонкого равновесия совершенствуется зрительное восприятие.

Развитие представлений о социальном окружении. Играя с конструктором, дети расширяют свои знания путем схематического его отображения. Изучение самих элементов конструктора – хороший способ узнать совместно с другими детьми о свойствах дерева, о том, как элементы делаются и почему важно стандартное измерение. Дети получают представление о важности взаимозависимости людей, о самих людях и их работе.

«Работающие» стенды

В группах могут расположены следующие плакаты, носящие названия:

1) «Наше солнышко», «Звезда недели», «Ты – самый лучший». Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. По итогам выбора за неделю победитель получает право дать интервью о своих пристрастиях и интересах. Безусловно, воспитатели регулируют ситуацию так, чтобы каждый ребёнок в течение года имел возможность побывать победителем.

2) «Наши дни рождения» (на каждом из которых приклеены фотография ребенка и надпись с датой). Служит удобным напоминанием детям о возможности поздравить именинника.

3) «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности. В средней группе – это может быть стенд с глубокими дорожками, куда ребенок вставляет свою фигурку-гномика, в подготовительной – стенд с кармашками, куда дети вкладывают визитки со своими именами. А в самой младшей группе у ребят есть небольшие мягкие игрушки, которые они несут с собой в тот центр активности, в котором будут работать.

4) «Сколько нас?». Чаще всего это плакаты с отпечатками детских ладошек, но может быть также воздушный шар с написанными именами, гирлянда из крупных бумажных колечек с именами, улей, где у каждой пчёлки есть имя и прочие придумки. Такие стенды часто меняются, выполняются самими детьми в центре искусств из бумаги, картона, ленточек, воздушных шаров. Эта работа очень сближает всех детей, помогает ребёнку говорить чаще «МЫ», чем «Я».

5) Каждая изучаемая тема заканчивается большим коллективным проектом, выполняемым всеми детьми, в ней постепенно накапливается материал. Такие проекты размещаются на стенах и дверях, приклеиваются на экраны батарей. Каждый ребенок находит в общей работе свой вклад, что позволяет ему демонстрировать свои достижения родителям, бабушкам и дедушкам и по праву ими гордиться. А еще такого рода работы с успехом становятся отличными наглядными пособиями, не давая детям забыть о пройденной теме. Когда старые проекты уступают место новым, то они не утрачивают своей значимости, хранятся, чтобы «поработать» в другой группе.

6) «Дни недели», «Части суток», «Меню», «Мы дежурим» и т.п.

7) Информация на стенде для родителей «Мы сегодня…» меняется ежедневно. Здесь в краткой форме воспитатели перечисляют основные интересные идеи и дела, а определенным цветом (заранее оговоренным) родителям пишутся подсказки о том, что можно спросить у ребенка, о чем с ним поговорить – вечером самим детям не всегда удается вспомнить про свои «давние» утренние дела. Родителям же свойственно задавать бесконечный вопрос: «Что вы сегодня делали?», - на что они получают привычный формальный ответ о прогулке, обеде или сне. Возможность пользоваться подсказками со стенда позволяет родителям и детям без труда найти общий язык в обсуждении текущих дел. Они всегда ждут новостей!


Кроме того развивающая предметная среда предполагает вариативность, что обеспечивается на содержательно-педагогическом и проектно-дизайнерском уровнях. Изучение татарского языка в ДОУ может быть успешно реализовано в том случае, если язык будет выступать не только в качестве предмета изучения, но, и будет регулярно, активно использоваться детьми в их повседневной жизни и деятельности. Воспитателю следует помнить, что дети дошкольного возраста, изучающие татарский (русский) язык, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение (языковую среду), так и предметно-развивающую среду ребенка. Необходимо создание уголков: национальных и уголков по реализации УМК.

В национальной уголке расположены государственные символы РТ и РФ, фотографии с изображением главных достопримечательностей родного города, столицы, красочные альбомы татарского (русского) декоративно-прикладного искусства.

В уголке по реализации УМК - развивающие игры, различные детские рисунки, проекты, мнемосхемы, игрушки – герои татарских сказок, детская художественная литература, аудио-, видеозаписи и все, что связано с НОД по обучению татарскому языку. При отборе содержания материала для изучения следует предусматривать коммуникативные ситуации: приветствия, знакомство, представления, поздравления, извинения, сочувствия, радости, согласия, отказа, одобрения, предупреждения, т.д.
Нормативно-правовая и методическая литература по организации предметно-развивающей среды

1. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Л.А. Парамоновой.

2. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» / Под ред. Е.Г. Юдиной

3. Белая К.Ю. Методическая деятельность в ДОУ

4. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада

5. ФГОС: Письма и приказы Минобрнауки

6. Цквитария Т.А. В помощь старшему воспитателю. Книга 2: Диагностика, предметно-развивающая среда

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модель создания предметно-развивающей среды iconТема: «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях фгос до»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды...

Модель создания предметно-развивающей среды iconИнфраструктура предметно-развивающей среды, обеспечивающая доступность качественного образования
Для реализации задач всестороннего развития ребенка в доу создана соответствующая инфраструктура предметно развивающей среды, которая...

Модель создания предметно-развивающей среды iconТема: «Создание предметно-развивающей среды в доу в соответствии...
Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды

Модель создания предметно-развивающей среды iconТема «Развивающая предметно-пространственная среда как основа развития...
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по проектированию комфортной развивающей предметно-пространственной среды...

Модель создания предметно-развивающей среды iconСоздание и обновление предметно-развивающей среды
Медицинское обслуживание, лечебно-оздоровительная работа: медицинский кабинет – 1

Модель создания предметно-развивающей среды iconПредметно-развивающая среда доу
При этом необходимо было сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие детей. Все это подтолкнуло коллектив...

Модель создания предметно-развивающей среды icon1. Последовательность овладения движениями детьми на первом году жизни
Соответствие между принципами построения предметно-развивающей среды доу и их функциональным обеспечением

Модель создания предметно-развивающей среды iconМетодические рекомендации по организации предметно-пространственной...
Полевского городского округа в условиях подготовки к введению фгос дошкольного образования

Модель создания предметно-развивающей среды iconСоздание и обновление предметно-развивающей среды мбдоу №29 «Малышка»
...

Модель создания предметно-развивающей среды iconПроводились с 1960 года в Москве при Академии пед наук нии дошкольного воспитания
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную