Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы»






Скачать 389.91 Kb.
НазваниеРеферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы»
страница1/3
Дата публикации02.09.2016
Размер389.91 Kb.
ТипРеферат
l.120-bal.ru > География > Реферат
  1   2   3
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14 г. Твери

Реферат:

«История Казачества их быт, обычаи, нравы»

Работу выполнил: ученик 8 «В» класса

МОУ СОШ № 14 г.Твери

Морозов Николай

Руководитель: учитель географии

МОУ СОШ № 14 г.Твери

Дмитриева Е.Е.

Тверь, 2013 год

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Этимология понятий «казаки», «казачество»………..……..……...5

1.1. Происхождение слова «казак»…………………………………….……..5

1.2.Понятие «казачество»…………………………………………...................5

Глава 2. Традиции и обычаи казаков ………………………………….……..9

2.1. Бытовые обычаи и традиции…………………………………..................9

2.2. Нравственные устои казаков…………………………………................11

2.3.Православные традиции казачества…………………………………….14

Глава 3. Военные походы ……………………………………………………19

3.1. Казачьи восстания………………………………………………..............19

3.2. Казаки в Гражданскую войну……………………………………………21

3.3 Казаки и Советская власть………………………………………..............22

3.4. Наше время……………………………………………………………….24

Глава 4. Знаменитые личности .......................................................................25

4.1. Атласов Владимир Васильевич…………………………………………25

4.2. Дежнев Семен Иванович………………………………………………...26

4.3. Ермак Тимофеевич……………………………………………………….27

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………33

Введение

Актуальность. Во-первых, в настоящее время принят закон о государственной службе казачества, в соответствии с которым казачьи организации получили возможность координации деятельности на федеральном уровне, право на несение государственной службы, в том числе военной, таможенной, природоохранительной, что обуславливает интерес к прошлому российского казачества. Во-вторых конец XX в. и начало XXI в. отмечены активным исследованием вопросов региональной истории. В учебных заведениях в программы изучаемых дисциплин введен региональный компонент, в том числе изучение казачества в литературе и истории. В-третьих, общество заинтересовано в возможностях адаптации возрождающегося казачества к современным условиям, поиске оптимальных путей его использования. Идеи восстановления жизненного уклада и воинской службы казаков повлекли за собой обсуждение целого ряда проблем, среди которых не последнее место занимает исследование ментальных особенностей кубанских казаков. Более глубокое изучение ментальных явлений обогатит историческую науку, даст новый толчок культурологическим исследованиям, позволит представить более полно историческую картину прошлого.

Объектом изучения является этносоциальная группа, первоначально проживавшая в южных степях Восточной Европы.

Предмет изучения – история возникновения, образ мышления, мировосприятие, духовные традиции и обычаи, правовые нормы казачества. Цель работы заключается в изучении развития и выявлении особенностей сословных обычаев и нравов кубанского казачества.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  1. показать место и роль семьи в жизни казачества, изучить передачу казачьего опыта через поколения;

  2. определить роль религии в кубанском казачестве;

  3. рассмотреть особенности сословной духовности, самовыражения кубанского казачества как военно-служилого сословия.

Основным методом работы стал системный анализ и классификация материала.

Реферат состоит из введения, четырех глав, заключения.

Глава 1. Этимология понятий «казаки», «казачество»

1.1. Происхождение слова «казак».

Согласно Фасмеру, слово пришло в русский и польский языки из украинского «козак» и древнерусского «козакъ» (означало «вольнонаемный работник, батрак»). Заимствовано из тюркских языков (qаzаq — «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга»).

По версии известного лингвиста-тюрколога М. Ахметзянова слово «казак» происходит от формы казгак, в первоначальном зафиксированном значении обозначавшей лошадь, отбивающуюся от табуна во время тебенёвки, корнем же служит глагол казу — копать, от которого происходит также казыну в значениях копаться, мешкаться, отставать.

Во множественном числе ударение в форме каза́ки возникло в результате влияния польской формы множественного числа kozácy (коза́ци), в то же время, украинские, кубанские и оренбургские казаки используют ударение казаки́.

    1. Понятие «казачество»

Казачество, военное сословие в дореволюционной России 18 — начале 20 вв. В 14—17 вв. — вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, нёсшие военную службу на окраинах страны и т. н. вольные казаки. Служилые казаки разделялись на городовых (полковых) и станичных (сторожевых) и использовались для защиты соответственно городов и сторожевых постов, за что получали от правительства землю на условиях поместного владения и жалование. Как социальная группа эти казаки были близки к стрельцам, пушкарям и др. В 18—19 вв. большая часть их была переведена в податное сословие и вошла в категорию однодворцев, другие вошли в состав казачьих войск (Сибирского, Оренбургского и др.).

Рост феодальной эксплуатации и крепостничества в 15—16 вв. в Русском и Польско-Литовском государствах, усугублявшийся на захваченной Польшей Украине национально-религиозным гнётом, привёл к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли на Ю. В результате со 2-й половине 15 в. за линией сторожевых укреплений на южных и юго-восточных окраинах России и Украины, в основном по рр. Днепр, Дон и Яик и их притокам поселяются беглые крестьяне и посадские люди, называют себя вольными людьми — казаками. Необходимость вести постоянную борьбу против соседних феодальных государств и полукочевых народов потребовала объединения этих людей в военные общины. В 15 — начале 16 вв. возникли общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В 1-й половине 16 в. возникает Запорожская Сечь (см. Сечь Запорожская), во 2-й половине 16 в. — общины терских казаков и служилое сибирское К. Польское правительство во 2-й половине 16 в., пытаясь использовать верхушку украинского К. в своих интересах, создало категорию реестровых казаков, состоявших на жаловании, а остальных стремилось перевести в податные сословия и закрепостить. Быстро возраставшее украинское К. составило ведущую силу народных восстаний на Украине против польского господства в конце 16 — 1-й половине 17 вв. и особенно в Освободительной войне украинского народа 1648—54 под руководством Богдана Хмельницкого. В середине 17 в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское К.

Основу хозяйственной жизни К. вначале составляли промыслы — охота, рыболовство и бортничество; сравнительно рано появилось скотоводство; земледелие, как правило, стало распространяться позднее, примерно со 2-й половины 17 в. В 16—17 вв. важными источниками существования К. были военная добыча и жалование от государства. К. быстро освоило огромные пространства плодородных земель Дикого поля и др. окраин России и Украины. В 16—17 вв. казаки во главе с Ермаком, В. В. Атласовым, С. И. Дежневым, В. Д. Поярковым, Е. П. Хабаровым и др. активно участвовали в освоении русскими Сибири и Д. Востока. В 16 — 1-й половине 17 вв. царское правительство не имело достаточных сил, чтобы подчинять своей власти "вольное" К., но стремилось использовать его для защиты границ государства, посылая казакам жалование, боеприпасы, хлеб. Это способствовало постепенному превращению К. в особое привилегированное военное сословие (окончательно в 19 в.), положение которого определялось тем, что за службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам. Эта феодальная форма землепользования сохранялась вплоть до Октябрьской революции.

К. с самого начала было неоднородным. В процессе социальной дифференциации увеличивалось количество бедных казаков ("голытьба", "нетяги" и др.), которые принимали активное участие в крестьянских войнах и восстаниях 17—18 вв. Одновременно из среды "домовитых" выделялась богатая верхушка, которая захватывала руководящее положение в казачьих общинах, образовав группу старшин. К началу 19 в. старшина вошла в состав дворянского сословия России.

В 16—17 вв. К. пользовалось автономией в области суда, управления и внешних сношений. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Царское правительство, опираясь на зажиточное К. и старшину, постепенно (особенно с начала 18 в.) стало ограничивать автономию казачьих областей, стремясь к полно му подчинению К. центральной власти.

В 17—18 вв. широкие слои К. упорно отстаивали свою свободу от посягательств со стороны царского правительства. Вольнолюбивое К. было одной из главных движущих сил крестьянских войн и восстаний 17—18 вв., выдвинув из своей среды таких крупных руководителей антифеодальной борьбы, как С. Т. Разин, К. А. Булавин и Е. И. Пугачев.

В начале 18 в. казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством. После Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева 1773—75 была упразднена Запорожская Сечь, а Донское, Уральское (бывшее Яицкое) и др. войска окончательно подчинены военному ведомству. Во 2-й половине 18—19 вв. был упразднён ряд казачьих войск и созданы новые казачьи войска, полностью подчинённые правительству (Астраханское — 1750, Оренбургское — 1755, Черноморское — 1787, Сибирское — 1808, Кавказское линейное — 1832, разделённое в 1860 вместе с Черноморским на Кубанское и Терское, Забайкальское — 1851, Амурское— 1858, Семиреченское — 1867, Уссурийское — 1889). Эти войска сыграли значительную роль в колонизации малонаселённых окраин (Сибирь, Дальний Восток, Семиречье, отчасти Северный Кавказ), в распространении земледелия.

К началу 20 в. в России существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское). Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.

Численность казачьего населения и казаков, находившихся на военной службе в 1916, тыс. чел.

Глава 2. Традиции и обычаи казаков

2.1. Семейный уклад, бытовые традиции и обычаи

Казачья кухня передаёт особенности быта и культуры казаков. Поскольку многие казачьи войска именовались по именам рек (АмурВолгаДонЕнисейКубаньТерекУссуриЯик), то логично ожидать обилия рыбных блюд. Донские казаки запекали карпа или леща, варили уху, готовили кулеш с рыбой. Вместе с тем, как и прочие этнографические группы русских, они любили есть кашилапшухлеб и пироги, которые запивали морсом (вишневым) и квасом. Также они готовили голубцы и холодец. Традиционным казачьим десертом был нардек —арбузный мёд. Влияние восточной кухни проявлялось в употреблении изюма, который добавляли в кашу.

Из столовых приборов казаки использовали миски и деревянные ложки. Казаки ели три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Перед едой обязательно мыли и вытирали руки. Старший за столом обычно подавал сигнал к началу трапезы. Часто ели из общей миски. Напитки подавались в кувшинах.

Казак ценил одежду не за ее стоимость, дорогую материю, украшения, а за тот внутренний духовный смысл, который она для него имела. Так, он мог куском трофейного атласа запеленать больного коня, изорвать драгоценный шелк на бинты, но берег пуще глаза мундир или гимнастерку, черкеску или бешмет, какими бы ветхими или залатанными они ни были.

Разумеется, огромное значение имело удобство боевого костюма, его «обношенность». Так, пластун в поиск шел только в старых разношенных, удобных ичигах, а кавалерист сначала обнашивал мундир, а только потом садился в седло, опасаясь заработать от новой одежды губительные опрелости и потертости.

По верованиям всех древних народов, одежда — вторая кожа. Потому казак никогда не надевал трофейной одежды, особенно если это одежда убитого.

Ношение трофейной одежды разрешалось только в случае крайней нужды и после того, как она была тщательно выстирана и выглажена.

Казак опасался не только возможности заразиться через чужую одежду, сколько особой мистической опасности. Он боялся, что с чужой одеждой унаследует судьбу ее прежнего хозяина («мертвяк на той свет утягнеть»).

Поэтому одежда, изготовленная «по домашности» матерью, сестрами, женою, а позже хоть и казенная, но со своего капитала купленная или у своего каптенармуса взятая, приобретала для него особую ценность.

В древности особо отличившимся казакам атаман дарил сукно «на кафтан». Подарок имел скрытым смысл. Скажем, боярин, получивший «шубу с царского плеча», радовался чести, казак же помнил, что это «пожалование» имеет оборотную сторону: надеть чужую одежду или облачиться в «чужие покровы» означало войти в чужую волю, которая могла быть и доброй, а могла и злой.

Тогда, надевший чужую одежду, мог «попасть в чужую волю», то есть стал бы действовать вопреки собственному пониманию добра и зла, и собственному здравому смыслу. Именно это вызывало у казака «смертный страх» — то есть страх, от которого он мог в самом деле умереть или сойти с ума. Ведь это означало потерю воли.

Потеря воли для казака была страшнее всего. И это не заточение в темницу, не исполнение какого-то тяжкого обета или приказа, а страх что-то делать помимо своего желания, своего понимания, своей собственной воли.

2.2. Нравственные устои казаков

Беспощадные к врагам казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны, они часто размышляли о вечном, их духовная жизнь была неотъемлемой частью быта, обычаев.

Поэтому 10 Христовых заповедей составили основу морально-нравственных устоев казачьих обществ: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество.

Обычай уважения и почитания старшего по возрасту обязует младшего, прежде всего, проявлять заботу, сдержанность, готовность к оказанию помощи и соблюдения некоторого этикета (при появлении старика все должны были встать – казаки при форме приложить руку к головному убору, а без формы – снять шапку и поклониться). В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить, разговаривать (вступать в разговоры без его разрешения) и, тем более, непристойно выражаться. Младший должен проявлять терпение и выдержку,  при любых случаях не прекословить. Слова старшего являлись для младшего обязательными. При общих (совместных) мероприятиях и принятии решений обязательно испрашивалось мнение старшего. 

Уважительное отношение к женщине - матери, жене, сестре обуславливало понятие чести. В казачьем обществе женщины пользовались таким почитанием и уважением, что в наделении  ее правами мужчины не было необходимости. Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но все взрослое население хутора станицы. За неправильное поведение подростку взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши» и сообщить о случившемся родителям, которые незамедлительно «добавят». Родители удерживались от выяснения своих отношений в присутствии детей.  Обращение жены к мужу, в знак почитания его родителей, было только по имени и отчеству. Как отец и мать мужа (свекровь и свекор) для жены, так и мать и отец жены (тесть и теща) для мужа являлись Богоданными родителями. Женщина-казачка к незнакомому казаку обращалась словом «мужчина». Слово «мужик» у казаков считалось оскорбительным.

 Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его, и восторгам этих закаленных в боях  воинов не было конца. Новорожденному  все родные и друзья отца  приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и  стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом  возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину. Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи.

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любил и дела на кругу (Раде) решал скоро и справедливо.

Безмерное уважение к гостю обуславливалось тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке.  Независимо от возраста гостя, ему отводилось лучшее место за трапезой и на отдыхе. Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. И старик уступал место гостю, даже если тот был моложе его. Наравне с гостеприимством казаки отличались необыкновенной честностью. Как свидетельствует католический священник Китович, в Сечи можно было оставить на улице деньги, не опасаясь, что они могут быть похищены.

Важное место в формировании сословной ментальности играли различные особые знаки внимания, оказываемы казачеству со стороны монаршей семьи. В рескрипте Николая II от 19 июня 1896 г. в связи с 200- летием ...Ярким проявлением казачьей воинской и сословной ментальности было глубоко уважительное отношение к старикам - носителям мудрости в том числе воинской, их высокий статус в семье. Большое значение воинского начала в ментальности кубанских казаков проявлялось в изменении отношения к невестке в семье, родившей мальчика – будущего воина, казака. Особое привилегированное положение создавало предпосылки для формирования устойчивой установки на "исключительность" социального положения казака, что проявлялось в пренебрежительном отношении в казачьих семьях к невесткам-иногородним.Вместе с тем, в западных станицах Кубани, казачья ментальность, имевшая в основе свободолюбие и некоторое влияние демократичного строя украинской семьи создавала условия для возникновения более свободных внутрисемейных взаимоотношений.Важнейшей особенностью ментальности кубанского казачество было традиционное половозрастное разделение труда в казачьих семьях. Основное положение этого разделения выражалось кубанской пословицей: "Без хозяина двор, без хозяйки хата плаче". Хозяин считался главой внешнего, "надворного" хозяйства, жена – внутреннего "хатного".
2.3. Православные традиции казачества.

Казаки всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность, недаром казаков называют «воины Христовы». В час смертельной опасности понимание того, что жизнь дана Богом, и только Бог может ее забрать, делает казака, творившего горячую молитву своему Святому-покровителю, не только искренне верующим, но и бесстрашным. Верная поговорка: «В бою атеистов не бывает».

Основой казачьего мировоззрения, жизненной философии, даже если это и «философия войны», было Православие. Но Православие не в абсолютно каноническом смысле, а в непосредственном, личном взаимоотношении человеческой души и Создателя, причем с примесью языческого мировосприятия, связанного с Высшими силами природы исходящими от воды и степи. Веру рассматривали, как совершенное духовное состояние, стоящее выше сознания, ни с чем, не сравнивая, только говоря: «Либо вера есть, либо ее нет!».

Великую силу Православия в полной мере осознавал первый устроитель Руси после татарского нашествия Святой Благоверный князь Александр Невский. Именно он обеспечил духовную связь казачества и русского государства. Поднепровский Переславль был почти стёрт с лица земли, и в 1261г. Александр Невский добился разрешения Хана Берке, чтобы резиденция Переславского епископа была перенесена в столицу Орды-Сарай, возникла Сарайско-Подонская епархия. Из самого названия видно, что значительная часть паствы жила на Дону, а подчинялась епархия митрополиту всея Руси, резиденция которого в 1299 г. была перенесена из Киева во Владимир, а потом в Москву. Таким образом, через церковь установились связи казаков с новым центром русских земель.

Православие было не просто верой, а фундаментом всей казачьей жизни. Как и у каждого на Руси, у казака с церковью было связано и рождение, и крещение и венчание и погребение. Весь хозяйственный год был связан с церковным календарем - после Троицы косили сено, после Рождества Богородицы убирали виноград и т.п.

Раньше у каждого казачьего войска был свой Святой-покровитель, его день отвечают как главный войсковой праздник. У донских казаков – Святой пророк Осия (17 октября по старому стилю); у оренбургских казаков – Святой великомученик Георгий Победоносец (23 апреля); у терских казаков – Святой Варфоломей (25 августа); у сибирских и семиреченских казаков – Святой Николай Чудотворец (6 декабря); у уральских (яицких) казаков – Святой Михаил Архангел (5 ноября); у забайкальских, амурских и уссурийских казаков – Преподобный Алексей, человек Божий (17 марта); у кубанских казаков – Святой Великий князь Александр Невский (30 августа); у астраханских войсковой праздник приходится на 19 августа (старый стиль) в день иконы Донской Божьей матери. Общеказачьим празником считается день Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечают казаки 14 октября (новый стиль).)

Русская Православная Церковь вместе со всеми казаками отмечают память Святого апостола Андрея Первозванного 30 ноября (13 декабря по н. с.) «Пустынныя Скифии не убоявся, во глубину полунолщныя страны простерл еси апостольская странствия твои, Первозванне! Святой апостоле Андрее Первозванный, моли Бога о нас, казаках!»

Со времен Азовской Руси (Тмутаракани) казаки окончательно стали «русьскими» (русскими, православными), то есть казаки вошли составной частью в русскую нацию, как вошли в нее различные племена и этносы – малоросы, белорусы, поморы, сибиряки и все те, кто признавал духовную власть русской православной церкви, сначала Киевской, затем Владимиро-Суздальской, еще позже Московской.

В Тмутаракани появился символ – «казак как вооруженный страж передовой линии», былинные богатыри-казаки, зорко охраняющие границы древней Руси. Недаром Святого преподобного Илью Муромца в песнях и сказаниях называют «старым матерым черкасским казаком», воплощающий народный идеал героя-воина и народного заступника. Он причислен к лику святых и канонизирован как «преподобный Илия Муромец», его память по церковному календарю — 19 декабря (1 января по н.с.)

Новое испытание православным казакам пришло в XIII веке: татаро-монгольская Золотая Орда завоевала и поставила на колени всю Русь. В начале нашествия Орды Великому князю Александру Невскому удалось сохранить на Руси христианство, которую позже не поколебала исламизация Орды. Стараниями Александра Невскому в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена Сарайско-Подонская епархия Русской Православной Церкви. До того, как хан Узбек в середине XIV века ввел ислам как официальную религию Золотой орды, Сарайско-Подонская епархия подчинялась митрополиту Всея Руси, резиденция которого находилась сначала в Киеве, потом во Владимире (на Клязьме).

Позже епархия была переведена в Москву, где ей выделили Крутицкое подворье при храме Святых Петра и Павла, и епархия стала называться Крутицкой. День Святого благоверного Великого князя Александра Невского отмечается 30 августа (12 сентября по н.с.). В этот день в 1721 году решением Петра Первого мощи Святого Александра Невского были установлены в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Петербурге.

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл объявил День иконы Донской Божьей Матери 19 августа (1 сентября по н.с.) главным Праздником православного казачества. По преданию икона Донской Божьей Матери была преподнесена православными казаками-бродниками Московскому князю Дмитрию Ивановичу (в последствие названному «Донским») перед Куликовской битвой. Казаки принесли князю Дмитрию икону Пресвятой Богородицы, она была утверждена на древне как хоругвь. В день славной Куликовской битвы, икону носили среди православных воинов для одобрения и помощи.

День Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября (14 октября по н.с.) отмечается как главный общеказачий праздник. В Ростовской области уже в наши дни День Покрова Божьей матери объявлен выходным. Именно в этот день молодые казаки принимали присягу на верность Отечеству. Эта знаменательная дата связана с городом Азовом на Дону – символом казачьей воинской славы. В 1637 году казаки взяли штурмом эту хорошо укрепленную крепость и выгнали из города всех турок. Пять лет Азов был главным казачьим станом, пять лет казаки ждали помощи от Москвы, но так и не дождались. Мир с турецким султаном и его главным вассалом – крымским ханом тогда был Москве дороже приобретенного казаками Азова. Чтобы взять реванш за поражение, турки привели под стены Азова 240 тысяч своих воинов. Им противостояло всего 6 тысяч казаков, включая 800 их жен и дочерей. Осада длилась несколько месяцев и получила историческое название «Азовское сидение». Когда у казаков не осталось никаких надежд на спасение, то они причастились, попрощались друг с другом и пошли на последнюю вылазку из крепости, чтобы победить или достойно умереть. Каково было их удивление, когда они обнаружили, что турки сняли осаду и покинули предместья Азова. Это чудо приписывают явлению Пресвятой Богородицы, которая покрыла своим платком весь город и скрыла его от неверных. Крайне изможденные и перераненные казаки не имели больше сил удерживать город. Они отошли в свою прежнюю казачью столицу Черкасск. Туда привезли из Азова колокола с православных храмов, священные книги и древнюю христианскую реликвию – икону Иоанна Предтечи (Крестителя), особо почитаемую казаками.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconРеферат по культурологии. Тема: «Быт и нравы кризисной эпохи (XX-XXI вв.)»
Именно в этот период культура получает небывалое до тех пор мощное развитие в материальной и духовной сферах. Развивается наука,...

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconЛитература на лето для 9 класса
А. Н. Радищев. Быт и нравы крепостнической Руси в «Путешествие из Петербурга в Москву»

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconТематическое планирование по литературе в 10 классе
Быт и нравы русской провинции в пьесе «Бесприданница». Поздняя драматургия А. Н. Островского

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconТемы контрольных работ по дисциплине «Мировая культура и искусство...
Нравы, обычаи, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Культурная антропология

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconКурс, реклама, дневное отделение 7 семестр 2010-2011 уч г. Социология...
Основные (обычаи, нравы, законы) и дополнительные (манеры, этикет, кодекс) элементы нормативной системы культуры

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconТема для обсуждения и обмена мнением
Целью Стратегии является развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы российского...

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconКультуру, религию и искусство Вавилонии заимствовали и развили ассирийцы,...
Ассирийскую империю в чем-то можно сравнить с Римской империей — та и другая представляли собой закат предшествующей, более демократической...

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconТема Древняя Русь в VIII первой половине XII века. 9 часов
Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество...

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconФакультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах»...
Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи...

Реферат: «История Казачества их быт, обычаи, нравы» iconМорская история казачества
Государственной Думы Г. Томчину за то, что споры с ним побудили меня к написанию этого произведения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную