Геополитические интересы России в Кавказском регионе






Скачать 123.01 Kb.
НазваниеГеополитические интересы России в Кавказском регионе
Дата публикации22.01.2015
Размер123.01 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > География > Документы
Потоцкая Т.И.

Геополитические интересы России в Кавказском регионе
Из всех геополитических регионов постсоветского пространства Кавказский регион можно считать самым политически разнородным и конфликтным. В его состав входят как признанные государства – Армения, Азербайджан, Грузия; частично признанные государства – Абхазия, Южная Осетия, так и непризнанные государства – Нагорный Карабах. Каждая из перечисленных категорий государств обладает существенным конфликтным потенциалом. А если учесть соседство данного региона со странами, отягощёнными негативной исторической памятью во взаимоотношениях с ними (Турция, Иран), этот потенциал только увеличивается!

Несмотря на то, что все признанные государства региона после распада СССР вступили в СНГ и подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ), что свидетельствует о наличии значительных общих интересов, в дальнейшем их политические судьбы разошлись.

Грузия не стала продлевать ДКБ и вышла из его состава в 1999 году, а в 2008 году разорвала полностью дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ (после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии). Более того, Грузия стала одним из инициаторов создания Содружества Демократического выбора (СДВ) – организации, поддерживающей «цветные революции» на постсоветском пространстве. Основным военно-политическим ориентиром для неё стал НАТО. Поэтому все военные российские базы, расположенные на её территории (Ахалкалаки, Вазиани, Батуми), были расформированы и выведены.

Азербайджан продолжает оставаться членом СНГ, но, как и Грузия, он не стал продлевать ДКБ и вышел из его состава. Но на территории страны осталась радиолокационная станция (Габал), которая была важным элементом системы противоракетной обороны. России продолжала её использовать на условиях аренды до 2012 года.

Единственным военно-политическим союзником России в регионе продолжает оставаться Армения (она входит и в состав СНГ, и в состав ОДКБ). Поэтому основные военные объекты России в регионе размещены именно на её территории. Это, например, Гюмри (место дислокации 102-й Российской военной базы в рамках Объединённой системы ПВО СНГ). Армения является одним из наиболее активных членов ОДКБ. Это во многом определяется её вовлеченностью в конфликт с Азербайджаном в Нагорном Карабахе (именно он привёл к разрыву дипломатических отношений между Арменией и Азербайджаном). Нагорный Карабах получает поддержку Армении, которая использует фактор членства в ОДКБ и двусторонние союзнические отношения с Россией для сохранения военного баланса в зоне конфликта, а также рассчитывает на помощь союзников в случае угрозы её безопасности.

Военные объекты России присутствуют и на территории частично признанных государств региона. Так, выступая гарантом безопасности Абхазии и Южной Осетии, Россия вынуждена размещать и содержать в их пределах воинский контингент. Так, в Южной Осетии дислоцируется 4-я объединённая военная база российских вооружённых сил. Её основными пунктами базирования являются: Цхинвали, полигон в Дзарцеме, военный городок и авиабаза в Джаве, аэродром совместного базирования в селении Курта. В Абхазии дислоцируется 7-я объединённая военная база российских вооружённых сил. Её основные пункты базирования: Сухуми, Гудаута, Очамчира, Кодорское ущелье, Ингурская ГЭС.

Более того, в 2017 году истекает срок аренды территорий базирования Черноморского флота России в Украине. Одним из альтернативных вариантов рассматривается размещение части Черноморского флота в Абхазии. Так, уже сегодня в Очамчире расположен пункт базирования сторожевых кораблей береговой охраны Пограничной службы ФСБ РФ.

Территориальные интересы России. Все государства региона имеют территориальные проблемы, связанные с формированием очагов сепаратизма и на их основе образованием непризнанных государств (Нагорный Карабах) или частично признанных государств (Абхазия и Южная Осетия). В связи с тем, что этнотерриториальные конфликты, приведшие к их возникновению, возникли до распада СССР, статус территорий, возникший в их результате, не определяется документами СНГ (см. Международные конфликты постсоветского пространства). Однако перечисленные конфликты развиваются в непосредственной близости от государственной границы России, что угрожает её безопасности и заставляет принимать активное участие в их урегулировании.

Кроме того, регион имеет и территориальную проблему, связанную со статусом Каспийского моря и соответственно с характером его использования. В первую очередь это касается Азербайджана и соседнего Ирана (не входящего в состав постсоветского пространства, но оказывающего значительное влияние на расстановку политических сил в Кавказском регионе). Споры о статусе Каспийского моря (море или озеро) сводятся к определению правового режима, который могут применять прикаспийские страны в его использовании.

Статус «моря» дает право любому неприбрежному государству на морепользование. В случае признания Каспия морем, на него распространяются соответствующие статьи Конвенции ООН по континентальному шельфу и морскому праву 1958 и 1982 годов. По этому варианту каждое прикаспийское государство имеет суверенные права на 12-мильные территориальные воды (континентальный шельф) и 200-мильные исключительные экономические зоны. Поскольку максимальная ширина моря не превышает 200 морских миль, то внешние границы исключительной экономической зоны предлагается определить на основе принципа серединной линии. Все другие государства, в том числе и не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства и полетов, прокладывания кабелей и трубопроводов, проведения научных исследований и других, правомерных с точки зрения международного права, видов деятельности. К разработке ресурсов своего континентального шельфа любое прикаспийское государство может привлечь компании государств, не относящихся к числу прикаспийских. Это обстоятельство делает регион уязвимым с геополитической точки зрения. Закрытый режим, в данном контексте, является более предпочтительным.

«Озеро» в юридическом смысле не имеет таких категорий, как экономические зоны, шельфы, территориальные воды. Озеро относится к внутренним водам – суверенным территориям прибрежных государств, на которые международный режим не распространяется (принцип невмешательства ООН во внутренние дела государств). Установление режима пограничного озера является исключительной компетенцией самих прибрежных государств. Поэтому общепризнанных или общепринятых правовых норм раздела пограничных озер, определяющих хотя бы общие правовые вопросы раздела и эксплуатации ресурсов, не существует. Раздел пограничных озер, как правило, регулируется договорами сопредельных государств, и чаще всего режим их пользования устанавливается общим.

Россия, Азербайджан и Казахстан выдвинули единое предложение – разделить дно по срединной линии, а водную поверхность моря оставить общей. Они уже подписали соответствующие двусторонние соглашения о разделе морского дна: России достается 19% площади морского дна (при протяжённости береговой линии в 695 км), Азербайджану – 18% (береговая линия 850 км) и Казахстану – 27% (береговая линия 2320 км). Таким образом, на три перечисленных государства приходится 64% площади Каспийского моря. Из 36% оставшейся площади морского дна Ирану (береговая линия 900 км) достается всего от 11 до 14%, остальное – Туркмении. С этим не согласны Иран и Туркмения. Таким образом, в южной части Каспия достичь договорённостей между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном пока не удалось. По-прежнему спорным остаётся добыча нефти Азербайджаном на месторождениях Гюнешли, Чираг, Азери, Сердар. Следуя вертикальной срединной линии, разрезающей Каспий на национальные сектора, они попадают в Туркменский сектор Каспия.

Иран остается в оппозиции «срединной» модели решения каспийской проблемы. Он твердо стоит на своем, желая превратить морское дно в «кондоминиум», то есть выступает за общее владение морем, в том числе его недрами, а если это невозможно, то за деление Каспия на пять равных национальных долей по 20%. В Иране считают, что в соответствии с нормами международного права любое изменение правового статуса Каспийского моря после распада СССР может приниматься только на основании консенсуса, то есть согласия всей пятерки прикаспийских государств, а до этого момента принятые ранее договора между СССР и Ираном в 1921 и 1940 годах остаются в силе. Следуя этим положениям, до окончательного определения правового статуса Каспийского моря любые действия прибрежных государств, противоречащие существующему статусу или не получившие одобрения всех пяти прикаспийских стран, с позиций международного права оцениваются Ираном как неприемлемые. Твердость иранской позиции связана также с внутренним законодательством страны, которое запрещает иранским руководителям заключать новые соглашения, заведомо ухудшающие его международное положение или наносящие ущерб экономическому или политическому потенциалу.

В отличие от других геополитических регионов постсоветского пространства, социальные интересы России в Кавказском регионе не связаны с положением русскоязычной диаспоры. Изначально она была здесь незначительной, составляя в Грузии около 8% всего населения, в Азербайджане – 6%, в Армении – 2,5%. Возникновение и развитие этнотерриториальных конфликтов с использованием военной силы привело к оттоку русскоязычного населения из региона, уменьшив его до 1,5% от всего населения в Грузии, 1,3% в Азербайджане и 0,5% в Армении. Основной страной приёма стала Россия. Вклад Азербайджана в этот миграционный поток оказался наиболее значительным. На него приходится 7,4% общей численности русских мигрантов постсоветского пространства, осевших в России. Вклад Грузии составляет 5,5%, Армении 4,2%. Эта же причина способствовала в целом активной иммиграции из стран региона. Оставляя за рамками данной работы дискуссию по вопросу об экономической целесообразности приёма мигрантов, отметим, что мигранты из данного региона значительно отличаются от мигрантов из Балтийского и Западного регионов, да и от населения России в целом, по антропологическому типу, историко-культурным особенностям, ментальности. Это, к сожалению, в условиях кризисных явлений в экономике способствует возникновению бытового национализма и этнических конфликтов уже в самой России.

Экономические интересы России в регионе не столь значительны, как в Балтийском и Западном регионах. Это связано с его более низким уровнем транзитности. Страны региона соединяют Россию с Ираном и Турцией, хотя и важными, но не приоритетными торговыми партнёрами. Транспортные разрывы, возникшие здесь после распада СССР, напрямую задевают интересы России только в вопросах транспортировки нефти, добываемой на шельфе Каспийского моря в пределах Азербайджана и Казахстана. В рамках СССР вся она проходила по нефтепроводу: Баку – Грозный – Тихорецк – Новороссийск. Однако Чеченские войны и исламский терроризм, распространившийся по Северному Кавказу в районе транспортировки нефти, сделали этот маршрут небезопасным. Поэтому были разработаны и реализованы альтернативные проекты транспортировки нефти, идущие в обход России, через Азербайджан, Грузию, Турцию до портов Чёрного и Средиземного морей, соответственно: Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Ахалкалаки (Грузия) – Супса (Грузия) и Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Джейхан (Турция). После введения в эксплуатацию газоконденсатного месторождения Шах-Дениз (Азербайджан) и увеличения добычи газа Туркменией стал актуальным и вопрос о маршруте транспортировки газа. В связи с этим был построен Южнокавказский газопровод (северная часть «Набукко» и «Трансадриатического газопровода»): Баку (Азербайджан) – Тбилиси (Грузия) – Эрзурум (Турция). По территории региона он проходит параллельно вышеназванному нефтепроводу. Отсюда и вступление Азербайджана и Грузии в состав ГУАМ, одной из задач которой является снижение транспортной и энергетической зависимости от России! Инициаторами строительства перечисленных трубопроводов являются компании Азербайджана, Великобритании, Франции, США, Греции. Ущемление интересов России в транспортировке каспийской нефти естественным образом уменьшает её возможности расширения зоны влияния не только в данном регионе, но и на Ближнем Востоке в целом. Поскольку трубопроводы идут по территории Турции, усиливается именно её роль в регионе.

Прямым следствием прокладки новых маршрутов транспортировки нефти можно считать быстро развивающееся портовое хозяйство Грузии. После распада СССР на её территории осталось два порта Чёрного моря – Поти и Батуми, с грузооборотом 5 млн. т и 7 млн. т соответственно. При этом Поти специализировался на сухих грузах, а Батуми на наливных. Это дало возможность Грузии стать транзитной страной в транспортировке нефти до портов Чёрного моря, а далее в Европу. В результате, были не только диверсифицированы и расширены мощности существующих портов (Поти до 7,3 млн. т, Батуми до 7,5 млн. т), но и построены новые терминалы – Супса с грузооборотом 4 млн. т и Кулеви (3,6 млн. т).

Наряду с прямыми экономическими интересами, Россия имеет и косвенные интересы, связанные с изоляцией её основного союзника в регионе – Армении, возникшей в результате действия нескольких факторов. Первый фактор – это нерешённость проблемы Нагорного Карабаха, которая превратила два соседних государства (Армению и Азербайджан) во врагов. Второй фактор – это взаимовыгодное экономическое сотрудничество Грузии и Азербайджана, которое сделало Грузию заложницей политических интересов Азербайджана. В-третьих, это узел этно-территориальных конфликтов, возникших в Грузии (Абхазия и Южная Осетия), который привёл к приостановке работы всех транспортных магистралей, идущих через конфликтные территории транзитом. В-четвёртых, это антироссийская направленность внешней политики Грузии в целом, ориентированная на ущемление интересов России. В итоге, Армения, не имеющая общей границы с Россией (сосед второго порядка) остаётся «запертой», изолированной и от неё, и от всех региональных транспортных и энергетических проектов, в которых остро нуждается. Решение проблемы видится в восстановлении работы в полном объёме транзитных магистралей, связывающих Армению и Россию. Это и Транскавказская железная дорога: Адлер (Россия) – Гал (Абхазия) – Тбилиси (Грузия) – Ереван (Армения). Сегодня она работает только на промежутке Адлер (Россия) – Сухуми (Абхазия). Это и Военно-Грузинская дорога (автомагистраль): Владикавказ (Россия) – Верхний Ларс (Россия) – Мцхета (Грузия) – Тбилиси (Грузия) – Ереван (Армения), закрытая в период с 2006 по 2010 год, сегодня пропускающая только гражданские грузы. Это и Транскам (Транскавказская автомагистраль): Владикавказ – Алагира (Россия) – Роккский тоннель – Цхинвал (Южная Осетия) – Гори (Грузия). К сожалению, и вновь создаваемые транспортные проекты не учитывают интересы Армении, что ещё больше усиливает её изоляцию. Так, завершается строительство железнодорожной магистрали, связывающей Азербайджан, Грузию и Турцию: Баку – Тбилиси – Карс. Эта дорога является частью большого проекта по соединению железных дорог Кавказа с Европой через Турцию. Впоследствии планируется строительство железной дороги из Карса в Нахичеванскую Автономную республику.

Актуальным стало и энергоснабжение Южной Осетии, осуществляемое ранее Грузией и остановленное в процессе Грузино-Осетинского конфликта. Сегодня эта проблема решена за счёт постройки Россией самого высокогорного газопровода в мире: Дзуарикау (Россия) – Цхинвал (Южная Осетия).



В качестве итога отметим, что в отличие от других геополитических регионов постсоветского пространства, в странах Кавказского региона политическое дистанцирование от России привело и к экономическому дистанцированию. Доля России в их внешнеторговом обороте не превышает 17% (3,4% экспорта и 14,1% импорта Азербайджана; 16,4% экспорта и 16% импорта Армении). Каждое из государств имеет собственные внешнеэкономические приоритеты, значительно отличающиеся друг от друга. Для Армении основными партнёрами выступают Россия, страны ЕС, Иран, ОАЭ, Грузия; для Азербайджана – Италия, Турция, Россия, Израиль, Германия; для Грузии – Азербайджан, Турция, Армения, Китай, Украина (страны перечислены по убыванию их доли во внешнеторговом обороте).
Попытка количественного анализа геополитических интересов России в Кавказском регионе делает очевидным вывод о том, что он представляет собой проблемную зону для реализации этих интересов. Об этом можно судить на основе подсчёта общей суммы отрицательных баллов: -13. Это свидетельствует о стремлении стран региона проводить самостоятельную политику, не учитывающую (в том числе ущемляющую) интересы России. Или другими словами, не считаться с ними. При этом самые большие трудности в реализации своих интересов у России связаны с Грузией (-9), а Армения, которая стремится к тесному сотрудничеству с Россией, не может его реализовать (всего +2) из-за территориальной изолированности. Вместе с тем наличие положительных балов (+5) свидетельствует о наличии общих интересов, которые могут быть выгодными обеим сторонам, то есть существуют объективные предпосылки для формирования дружественной внешней политики.

Таблица 1

Геополитические интересы России в Кавказском регионе

(ВПИ – военно-политические интересы, ТИ – территориальные интересы,

СИ – социальные интересы, ЭИ – экономические интересы). Составлено автором.

Геополитические регионы

Страны

Общее количество баллов

ВПИ

ТИ

СИ

ЭИ

Кавказский

-8 (-13 / +5)

Грузия

-9

-3

-2




-4

Армения

+2

+2










Азербайджан

+3-4

+1-1

-1+1




+1-2


Литература

  1. Бутаев А.М. Каспий: Море или Озеро? // CASPIY.NET (http://caspiy.net/).

  2. Вооружённые Силы Российской Федерации: Российские военные объекты за рубежом // Википедия (http://ru.wikipedia.org/).

  3. Газпром (http://www.gazprom.ru/).

  4. Книга фактов ЦРУ (https://www.cia.gov/).

  5. Кольчугин Н.П. Каспийское море: процесс выработки правового статуса остается в тупике // Институт Ближнего Востока (http://www.iimes.ru/).

  6. Минасян С. Когда содержание важнее формы: зачем Армении ОДКБ? // Научное общество кавказоведов (http://www.kavkazoved.info/).

  7. Мировой банк (http://www.worldbank.org/).

  8. Потоцкая Т.И. Геополитика. Смоленск: Ойкумена, 2002. 236 с.

  9. Российские военные объекты за рубежом (карты) // Коммерсантъ Власть, №18 (521), 12.05.2003.

  10. Транснефть (http://www.transneft.ru/).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconРабочая программа учебной дисциплины «внешняя политика российской...
Целью курса является ознакомление студентов с основными аспектами современного развития международных аспектов политики России в...

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconСовременный мир: актуальные геополитические, экономические тенденции
Тема Становление и развитие политической системы России в конце xx–начале XXI века

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconТематическое планирование факультатива по истории для 10 класс
Геополитические предпосылки и условия развития феодализма в России. Различные теории российского феодализма

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconЧитательские интересы подростков
Именно в сетях отражаются реальные интересы современных подростков, идет активный обмен информацией, так как там они не подвластны...

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconПолитика США в каспийском регионе (азербайджан, казахстан и туркменистан)
Работа выполнена на кафедре внешней политики России и актуальных международных проблем Дипломатической Академии мид россии

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconПрограмма дисциплины «Политика России в Азиатско-Тихоокеанском регионе на современном этапе»

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconТ. А. Кемайкина, методист кафедры филологического образования
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает...

Геополитические интересы России в Кавказском регионе icon2005-2006 учебный год
Вгуэс предпринимательский инновационный университет, центр образования международного уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет...

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconЭпидемиологическая и клинико-иммунологическая характеристика иксодовых...
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Челябинская государственная...

Геополитические интересы России в Кавказском регионе iconПрограмма дисциплины «Бизнес-модели в изучаемом регионе» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную