Методические рекомендации






Скачать 148.34 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации
Дата публикации30.04.2015
Размер148.34 Kb.
ТипМетодические рекомендации
l.120-bal.ru > Информатика > Методические рекомендации
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №74 «Маячок»

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении
Методические рекомендации
Разработал;

Селина В.В.

Старший воспитатель
Великий Новгород, 2013

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано с развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, а также с развитием техники и технологий. Использование компьютерных технологий открывает перед педагогами много возможностей. Компьютер является эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить образовательный процесс, сделать более комфортными условия своей педагогической деятельности. Информационные технологии позволяют большинству педагогов проявить творчество, побуждают искать новые нетрадиционные формы и методы.

Информационно-коммуникационные технологии - ИКТ (от англ. Information technoloqy) – широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления, обработки, создания данных с применением вычислительной техники.

Основная цель применения ИКТ в детском саду – создание комфортного ощущения педагога в новых социально-экономических условиях

ИКТ в детском саду решают многие задачи:

  • Развитие информационной компетентности педагога (умение искать, анализировать, систематизировать информацию) и повышение профессионального роста сотрудников

  • Разнообразие образовательного процесса

  • Обмен опытом с коллегами

  • Установление сотрудничества и доверительных отношений с родителями

  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей

  • Повышение познавательного интереса детей

Использование ИКТ имеет свои плюсы, главные из которых - это экономия времени и средств. Есть также и минусы, которые нужно учитывать при организации работы с применением ИКТ - неполадки с техникой и со связью.

Материально-техническое оснащение

В деятельности детского сада можно активно использовать: компьютер, ноутбук или нетбук, цифровую камеру, телевизор, видеоплеер, магнитофон, музыкальный центр, проектор, экран, интерактивную доску, мобильный телефон и многие другие современные гаджеты и оборудование. Необходим доступ в интернет. Для дистанционного общения через интернет нужны наушники, микрофон, веб-камера.

С помощью этих средств ИКТ имеют многофункциональные возможности в общении и коммуникации, подготовке различных материалов, хранении базы данных, рекламировании своей деятельности. Рассмотрим более подробно каждое направление.

Общение и коммуникация

Развитие информационных технологий позволяют педагогу искать новые формы сотрудничества с родителями и коллегами. Интернет в современных условиях имеет огромный потенциал и дает возможность вести работу с родителями дистанционно, не отвлекая мам и пап от домашних обязанностей.

Сотрудничество с родителями начинается со знакомства. Еще до подписания договора с дошкольным учреждением родители многое знают о детском саде. Помогает им всемирная поисковая сеть. Поэтому очень важно предоставить родителям максимум информации о себе и своей работе на разных интернет-площадках. Такая работа формирует у родителей позитивное общее впечатление. Кроме того, у мам и пап возникает меньше вопросов, если они получают заранее исчерпывающие данные об учреждении. Рекламный материал можно размещать на официальных сайтах и социальных сетях - V_контакте, Одноклассники, Facebook, Мой мир, где нужно создать личную страничку Вашей организации. Информация о дошкольном учреждении в обязательном порядке должна содержать: адрес, географическое расположение (Яндекс-карты позволяют создать карту расположения Вашего учреждения), телефоны, данные о сотрудниках (должность, образование, квалификационная категория, регалии), используемых программах, дополнительных платных и бесплатных услугах.

Стоит показать родителям насколько насыщенно и интересно протекает жизнь детей в детском саду. Для этого регулярно следует пополнять странички в социальных сетях и сайте новостями о будущих или уже прошедших мероприятиях. Информацию о мероприятиях детского сада и существующих в нем платных услугах имеет смысл оживить фотоотчетом. Так как есть люди, которым важно визуальное подкрепление. Социальные сети позволяют создавать множество фотоальбомов, добавлять видеофильмы. Для организации открытого пространства «Детский сад – Семья» важно чтобы все воспитатели дошкольного учреждения создали фотоальбом своей группы. В таком случае родители будут иметь возможность получать сведения вечером, или даже на работе о том, чем занимался его малыш в течение дня, недели, месяца. Воспитатели могут фотографировать детей в разных видах деятельности, в разные режимные моменты. Важно фиксировать эмоции детей: сосредоточенность, радость, озорство, интерес. Но не забывайте, что для размещения фотографий ребенка в интернет Вам необходимо согласие родителей. Оформить такое согласие можно при заключении договора с родителями (примерное согласие можно посмотреть в Приложении 1).

Таким образом, педагог создает условия для формирования ярких впечатлений у родителей о воспитательно-образовательном процессе, чувства спокойствия за своих детей.





Для организации семейного досуга, эмоционального сближения родителей и детей организуются различные интернет-конкурсы и игры. Все эти мероприятия удобно разместить также на страничках социальных сетей. Любой конкурс начинается с красивого объявления. Так как такая работа проводится в Интернете, необходимо создать фотоальбом, куда родители будут добавлять фотографии по тематике конкурса.



Объявление должно содержать название мероприятия, условия, сроки. В объявление о конкурсе добавляется активная ссылка на фотоальбом. В социальных сетях можно проводить фотоконкурсы («Наш помощник», «Модники и Модницы», «Золотая осень», «Как я отдыхал летом»), конкурсы детского творчества («Мои меньшие друзья», «Снеговик», «Под водой» и т.д.), конкурсы семейного творчества («Кормушка для птиц», «Новая сумка из старых вещей», «Новогодний салат» и т.п.). В фотоальбомах социальных сетей есть функция «Комментарий». Родители могут под фотографией конкурсной работы писать сообщения со своим мнением, похвалой для малыша. Также в V_контакте под фотографией или комментарием есть кнопка «Мне нравится», нажимая курсором на которую, можно поддержать конкурсную работу ребенка или семьи. Все это вносит оживление в группе, желание заглянуть в нее снова.

Родители активно откликаются на участие в играх и викторинах. Нашим родителя показалась очень интересной игра «Догадайся, что делает ребенок». Мы показывали им только часть фото ребенка. Заданием для родителей было догадаться за некоторое время и вставить комментарий с ответом, что делает ребенок. В указанный день мы выкладывали полное фото с реальным изображением.
без имени-1.jpgp9270037.jpg
Такие мероприятия вызывают интерес не только у родителей детского сада, но и их друзей, формируя положительный имидж детского учреждения.

ИКТ позволяют быстро создавать опросники и анкеты красивого оформления. Проектирование анкет и опросика осуществляется с помощью соответствующих он-лайн форм:

  1. http://my.survio.com/

  2. http://anketolog.ru/survey.html

  3. http://www.createsurvey.ru/


Кроме того, на вопросы созданных Вами анкет родители могут быстро ответить прямо в интернете. После заполнения анкет родители высылают их на почту дошкольного учреждения. Это очень экономит время и материальные ресурсы, так как не нужно тратить много бумаги и принтерной краски.



Родительские собрания, запланированные в учебном году, можно также проводить с использованием ИКТ. Необходимо заранее подготовить мультимедийную презентацию на заданную тему. С помощью телевизора, интерактивной доски или проектора и экрана презентация представляется родителям на собрании.

Сегодня имеется возможность проводить встречи с родителями, направленные на развитие их компетентности в вопросах воспитания детей, дистанционно – встречи на расстоянии. Такие мероприятия можно проводить в форме вебинаров, интернет-конференций, индивидуальных консультаций и переписок, бесед, телефона доверия.

Вебинары (от англ. «webinar», сокр. от «Web-based seminar») – проведение он-лайн встреч через интернет в режиме реального времени. Могут проходить как онлайн-семинары, лекции, индивидуальные и групповые консультации, презентации, диалоги, беседы, видеотренинги.

Отличие вебинара от других форм заключается в возможности иногда довольно большого количества зрителей превращаться в реальных собеседников, при наличии установленного микрофона.

Для участия в вебинаре необходимы доступ в интернет, гарнитура (наушники или колонки, микрофон), web-камера.

Вебинары имеют удобные опции для организатора-ведущего и слушателей:

  • многосторонняя аудио-связь;

  • видео в режиме реального времени (не все площадки поддерживают);

- загрузка и просмотр презентаций и видео;

  • текстовый чат, голосование, обратная связь, опросы

  • функция анонимности или «невидимости»;

- к вебинару можно подключиться всего за несколько кликов мышки; 

  • подключение из любой точки мира

- синхронный просмотр веб-страниц

- мониторинг присутствия участников по возрасту, полу,

- возможность менять ведущего, отдавать контроль над мышью и клавиатурой

  • запись хода веб-конференции

  • пересылка участникам во время конференции необходимых документов, статей и т.п.

Вебинары создаются на различных интернет-площадках. Самые

популярные среди бесплатных - Skype (http://www.skype.com/ru/download-skype/skype-for-windows/downloading/), Firmbook (http://firmbook.ru/)

Индивидуальные консультации, переписки, беседы можно проводить в Skypе, социальных сетях, Агенте Mail.ru.

В социальных сетях для семейного просмотра и использования можно создавать библиотеки, аудиотеки, видеотеки, игротеки, картотеки. Родители могут сохранять эти материалы у себя на компьютере и многократно их использовать.






Поиск, создание и применение мультимедийных материалов

С помощью ИКТ педагог может найти через интернет, либо создать самостоятельно:

  • Мультимедийные презентации – электронные диафильмы, включающие в себя аудио – и видеофрагменты, элементы интерактивности, т.е. реакцию на действия пользователя;

  • Мультимедийные энциклопедии, например: «Зачем человек спит?», «Зачем кошке хвот?» и т.п.;

  • Книги, статьи, планы, конспекты, программы, сценарии, стенды, папки-передвижки, говорящие словари с хорошей анимацией;

  • Методические рекомендации, консультации, пособия;

  • Демонстрационный материал, как статический, так и динамический: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, мнемотаблицы и др.;

  • Мастер-классы, видеоуроки, анимации, музыкальные клипы;

  • Бланки различных документов, дипломы, грамоты;

  • Задания для детей (читалки, соединялки, ходилки и т.п.);

  • Музыку, мультфильмы, игры, сказки, раскраски и многое другое

Для поиска необходимой информации существуют поисковые системы: Яндекс, Google, Mail.ru. Необходимо лишь ввести в строке поиска ключевое слово. По результатам поиска появляется много различных закладок, которые можно посмотреть и сохранить нужную информацию.

без имени-1.jpg

без имени-3.jpg

без имени-2.jpg

Зная конкретные ресурсы, можно не тратить время на поиск, а переходить прямо на них. Существует много специализированных сайтов, на которых можно увидеть много полезных материалов для детских садов.

  • http://www.solnet.ee. На сайте можно найти консультации и рекомендации психолога для родителей, воспитателя, игры различной направленности, рассказы по картинкам, умелые ручки и многое другое

  • Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» http://www.ivalex.vistcom.ru

  • «Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и дома» http://doshvozrast.ru

  • Интернет-журналы «Современное дошкольное образование: теория и практика» http://sdo-journal.ru

  • Научно-популярный журнал «Обруч» http://www.obruch.ru;

  • «Детский сад.ru» http://www.detskiysad.ru. представлены консультации для родителей и воспитателей

Во всемирной паутине для педагога имеются электронные педагогические библиотеки:

  • Педагогическая библиотека http://pedlib.ru

  • http://psyparents.ru содержит множество электронных книг об особенностях развития, воспитания, обучения детей.

  • http://mirknig.com – художественные книги для детей (сказки, рассказы, повести), методическая литература для детского сада.

Для самостоятельного создания и редактирования материалов и документов необходимо программное обеспечение. Например, для создания текстовых документов, документов табличного вида используются Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel. С помощью программы Microsoft Office PowerPoint создаются, музыкальные клипы и мультимедийные презентации разного уровня сложности. Музыкальные клипы и видеофильмы можно создать также с помощью программы Windows Movie Maker. Программа Paint позволяет просматривать, создавать и редактировать рисунки и фотографии. Все перечисленные программы могут быть уже в стандартном приложении Windows.

Программа Adobe Photoshop – один из самых популярных и мощных графических редакторов. Работая с ней, можно редактировать существующие графические файлы, создавать новые изображения. Фотошоп применяют для работы со сканированными и цветными изображениями: цветокоррекция, ретуширование, коллажирование и т. п. С помощью программы Фотошоп можно создавать и редактировать демонстрационный материал для детей на различную тематику, дипломы и грамоты, фотоколлажи и т.п.

Сегодня ИКТ активно применяют при организации непосредственно-образовательной деятельности во всех образовательных областях, свободной самостоятельной деятельности детей любого возраста, фоновом сопровождении детских праздников, оформлении документов и помещений детского сада.

При использовании ИКТ необходимо соблюдать некоторые рекомендации.

Во-первых, при подготовке мультимедийных презентаций для детей и их показе должны учитываться возрастные особенности восприятия информации детей. Фон слайдов не должен быть слишком ярким. Изображения на слайдах презентации размещаются высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций. Изображения должны быть крупными, хорошо и четко видимыми с любого места. На каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты). Должны также соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации. Необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде. Общее количество слайдов не должно превышать 8 – 9.

Во-вторых, необходимо учитывать санитарно-эпидемиологические требования к использованию мультимедийной техники:

- При использовании интерактивной доски и проекционного экрана обеспечивается равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

- При организации занятий с использованием ИКТ детей рассаживают с учетом роста и состояния здоровья. Детей с частыми простудными заболеваниями сажают дальше от окон и дверей. Детей с пониженным зрением, слухом – за первые столы, соответствующие их росту.

- Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса над полом должна быть не менее 1 метра и не более 1, 3 метров. Показ диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проктора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 1.

Таблица 1.

Расстояние проектора от экрана (м)

Ширина экранного изображения (м)

Расстояние 1-го ряда от экрана (м)

4,0

1,2

2,4

3,5

1,0

2.1

3,0

0,9

1,8

2,5

0,75

1,5

2,0

0,6

1,2


- Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используются телевизоры с размером экрана по диагонали 59-69 см. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 – 3 м. и не дальше 5 – 5,5 м. от экрана. Стулья устанавливают в 4 – 5 рядов (из расчета на одну группу). Расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 – 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.

- При организации работы с доской необходимо следить, чтобы луч проектора не светил в глаза детям. Это может вызвать ожог сетчатки.

- Занятия с использованием компьютера для детей 5 – 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среда, четверг. После проводят гимнастику для глаз. Работа с компьютером не должна превышать 10 минут для детей 5 лет и 15 минут для детей 6 – 7 лет. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, детей 6 – 7 лет – до 10 минут.

В-третьих, при демонстрации презентации для детей необходимо соблюдать следующие правила:

- сопровождать иллюстративный материал пояснениями, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации действует прочному закреплению в памяти ребенка;

- стремиться вовлечь в процесс восприятия все органы чувств: зрение, слух, осязание;

- выделять время для проведения физкультминутки.
Хранение материалов

ИКТ обеспечивают хранение и быстрый поиск документов. Хранение методических и других материалов экономит место в группах и кабинетах, так как вся информация может разместиться в компьютере, переносном жестком диске, СД-ДВД дисках, флешках. Оформить свою базу данных можно в виде электронного каталога (ЭК). В электронном каталоге хранятся: нормативные документы, списки детей, информация о родителях, музыка, игротека, видеотека, медиатека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п. Все документы и материалы распределяются по разделам и подразделам. Каждый раздел размещается в соответствующей папке. Каждому документу в папке присваивается свой порядковый номер. Для удобства поиска документов в ЭК создаются приложения к каждому его разделу в печатном виде. Приложения можно оформить в папке-скоросшивателе. В приложении размещается название раздела, а далее по порядку номера документов и их названия. Можно написать небольшую аннотацию к документу. Например: Раздел «Домашние животные», №. 1. Презентация «Домашние животные и их детеныши» - презентация для детей 3 – 4 лет, включает названия домашних животных, их детенышей, изображения домашних животных и детенышей, загадки про домашних животных.

Порядковые номера каждого документа должны совпадать с номером этого же документа в ЭК. При поиске материалов педагогу не обязательно искать информацию, открывая многочисленные папки ЭК. Достаточно найти нужный раздел в приложении, подобрать необходимый документ и запомнить его номер. Далее, зная номер документа, педагог открывает конкретный раздел ЭК, переходит к номеру документа, который он выбрал в приложении и сохраняет его на свой носитель, либо печатает документ. 7.jpg6.jpg


Таким образом, использование ИКТ имеет огромный потенциал, который можно использовать эффективно в дошкольных учреждениях.

Приложение 1.

Согласие на размещение фотографий, информации о ребенке,

видеофильмов с участием ребенка

Я____________________________________________________________

(Ф.И.О родителя, законного представителя ребенка)

Зарегистрированный (ая) по адресу:________________________________

_____________________________________________________________

Паспорт______________________Выдан___________________________

Разрешаю размещать фотографии моего ребенка,

__________________________________________________________________

(Ф.И. ребенка)

видеофильмы с его участием, не унижающие его достоинства, и положительную информацию о нем на официальном сайте Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад №74 «Маячок» и страничке данного учреждения в социальной сети V_контакте.
«______»__________20_____г. Подпись_________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Педагогическое образование магистерская программа Актуальные проблемы всеобщей истории

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины (методические...
Педагогическое образование (профиль подготовки «Русский язык и литература») и рассчитан на студентов очной формы обучения

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Санкт-Петербург
Этиопатогенетическая терапия острых средних отитов: Методические рекомендации / Составитель св. Рязанцев. Спб.: 40 с

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по выполнению курсовой работы
Примерная тематика и методические рекомендации для подготовки курсовых работ и рефератов

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы бугуруслан, 2012 г
Методические рекомендации предназначены для преподавателей и студентов педагогического колледжа

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для преподавателя дисциплина опд. Ф. 11 «Банковское дело»
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации Саратов 2007
Методические рекомендации предназначены для интернов, клинических ор­динаторов, врачей хирургов, а также слушателей фпк и ппс

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Рекомендовано объединенной...
Методические рекомендации предназначены для студентов ннгу, обучающихся по направлению «Менеджмент»

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации для преподавателя дисциплина опд. Ф. 10 «Рынок ценных бумаг»
Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании научно-методической секции Экономического факультета

Методические рекомендации iconМетодические рекомендации по подбору кадров в органы местного самоуправления Общие положения
Настоящие методические рекомендации разработаны в целях совершенствования и развития системы подбора кадров в органах местного самоуправления...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную