Содержание программы курса






Скачать 76.39 Kb.
НазваниеСодержание программы курса
Дата публикации25.01.2015
Размер76.39 Kb.
ТипАнализ
l.120-bal.ru > История > Анализ
Содержание программы курса

«Искусство анализа художественного произведения»

В течение первых пяти занятий рассматриваются функции художественного произведения, его тематика и проблематика.

Первая функция художественного произведения – это, конечно, познавательная. Но, в отличие от науки, искусство и литература познают жизнь, воспроизводя ее в художественных образах.

Вторая важнейшая функция художественного произведения – оценочная. Изображая те или иные жизненные явления, автор, естественно, определенным образом их оценивает.

Необходимо выделить и третью важнейшую функцию – воспитательную.

Эта функция осуществляется тем, что литература и искусство формируют личность, влияя на ее систему ценностей, учат ее мыслить и чувствовать.

Особое место в системе функций произведения принадлежит функции эстетической. Произведение оказывает на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение.

Анализ любого произведения целесообразно начинать с уяснения идеалов писателя, его мировоззрения. Следует провести границу между автором как реальным биографическим лицом и повествователем эпического произведения. Кроме того, в некоторых произведениях создается образ автора («самого себя» - «Евгений Онегин» Пушкина) или вымышленного автора (Ивана Петровича Белкина у Пушкина).

При анализе художественного произведения анализом тематики увлекаться не следует: дальше в художественном произведении гораздо больше интересного.

Но уметь анализировать тематику произведения необходимо.

При анализе тематики необходимо различать темы конкретно-исторические и вечные. Конкретно-исторические темы – темы, связанные с анализом определенной социально-исторической ситуации в той или иной стране. Вечные темы повторяются в жизни разных поколений, в разные исторические эпохи.

Однако часто конкретно-историческая и вечная объединяются в единую тему.

В проблематике максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир.

Для практического анализа проблематики всегда важно выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора; сравнить изучаемое произведение с другими и понять, что же в нем уникального, неповторимого.

Вопросы и задания к практическому занятию по темам № 2-5

  1. В чем различия между темами конкретно-историческими и «вечными»? Могут ли они сочетаться в одном произведении?

  2. Определите, какая формулировка темы является правильной для следующих произведений:

А) А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

  • Взаимоотношения Моцарта и Сальери

  • Тема музыки

  • Взаимоотношения таланта и гения

Б) А.П. Чехов «Ионыч»

  • Жизнь доктора Старцева

  • Проблема превращения доктора Старцева в Ионыча

  • Жизнь русской разночинной интеллигенции на рубеже XIX-XX веков

  • Тема искусства

  1. Определите, какие аспекты тематики – конкретно-исторические или вечные – более важны для анализа следующих произведений:

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

И.С. Тургенев «Муму»

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

А.П. Чехов «Дама с собачкой»

В.В. Маяковский «Хорошо»

4. Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений:

А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • Проблема фатализма и в связи с ней – проблема цели и смысла человеческого существования

  • Проблема борьбы добра со злом

  • Проблема борьбы Печорина со светским обществом

Б) Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

  • Проблема борьбы против крепостного права

  • Проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни

  • Проблема: «Кому на Руси жить хорошо?»

  1. Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них:

  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети» - Н.Г. Чернышевский «Что делать?»

  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина» - А.П. Чехов «Дама с собачкой»

  • А.С. Пушкин «Клеветникам России» - М.Ю. Лермонтов «Родина»

  • Н.В. Гоголь «Шинель» - Ф.М. Достоевский «Бедные люди»

Закончив рассмотрение разных сторон художественного содержания, переходим к анализу художественной формы произведения (изображенный мир, художественная речь и композиция).

Изображенный мир – та условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания.

Картина изображенного мира складывается из отдельных художественных деталей.

Разновидности художественных деталей

Внешние Психологические

Портретные Пейзажные Вещные

Описание Сравнение Впечатление

Детали

Подробности Символы

Особое внимание уделяется анализу психологических деталей, особенно в том случае, когда психологическое изображение занимает в тексте существенный объем, обретает относительную самостоятельность и является необходимым для уяснения содержания произведения.

Учащиеся знакомятся с основными приемами психологизма, с помощью которых достигается изображение внутреннего мира .

Это повествование как от первого, так и от третьего лица, психологический анализ и самоанализ, внутренний монолог героя и др.

Задания:

  1. Определите преобладающие формы и приемы психологизма в следующих произведениях:

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

  • Н.В. Гоголь «Портрет»

  • И.С. Тургенев «Ася»

  • М.А. Булгаков «Собачье сердце»

  1. Проанализируйте одно из приведенных ниже произведений по следующему плану:

  • Портреты

  • Пейзажи

  • Мир вещей

  • Психологизм (основные приемы)

  • Детали-подробности и детали-символы

Тексты для анализа:

А.С. Пушкин «Пиковая дама»

Н.В. Гоголь «Нос»

М.Ю. Лермонтов «Демон»

И.А. Гончаров «Обломов»

А.П. Чехов « По делам службы»

Занятия 17-18 посвящены анализу выразительно-изобразительных возможностей языка и их использовать в художественной литературе.

В первую очередь обращайте внимание на лексические и стилистические возможности языка (архаизм, историзм, неологизм, диалектизм, профессиональные слова и др.)

Важнейшую роль в художественно речи играют тропы (сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, оксюморон и др.). При литературоведческом анализе важно различать тропы общеязыковые и тропы авторские.

Общеязыковые тропы вошли с систему языка и употребляются многими его носителями. Тропы авторские употреблены писателем или поэтом в данной конкретной ситуации. И именно они придают поэтическую образованность художественному тексту.

Еще одним важным языковым средством художественной литературы является синтаксическая выразительность.

Синтаксические фигуры (различные виды повторов, антитеза, восклицание, риторический вопрос, градация, инверсия и т.д.) повышает выразительность текста и усиливает эмоциональное воздействие на читателя.

Писатели, создавая художественные образы, кроме специфического отбора лексики, синтаксической изобразительности, ритмики, широко используют звукопись. Примеры чрезвычайно искусного использования звукописи в целях наиболее полного, слышимого и зримого изображения можно увидеть у всех крупнейших писателей и поэтов.

При анализе художественного произведения следует уделять внимание и речевой характеристике героев.

В речи человека, как в зеркале, отражается его психология и идеология, социальные интересы и связи, житейский опыт, культурный уровень, умственные запросы.

Важным элементом литературоведческого анализа является анализ композиции. На занятиях 20-22 рассматриваются композиционные приёмы (повтор, усиление, противопоставление и монтаж), композицию системы персонажей, сюжет и конфликт произведения, типы сюжетов.

Учащимся предлагаются следующие задания:

  1. Найдите в художественной литературе примеры действия композиционных приёмов и охарактеризуйте их.

  2. Проанализируйте композиционные взаимоотношения персонажей романа Л.Н Толстого «Война и мир» (Наполеон и Элен, Кутузов и Наташа), Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (Соня и Раскольников, Раскольников и Лужин, Раскольников и Свидригайлов).

  3. Определите типы конфликта в следующий произведениях:

  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»

  • А.С. Пушкин « Скупой рыцарь»

  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»

  • А.Н. Островский «Бесприданница»

  1. Определите тип композиции в следующих произведениях:

  • Н.В. Гоголь «Портрет»

  • И.С. Тургенев «Ася»

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»

  • А.М. Горький «Челкаш»

На 23-24 занятиях показываются основные особенности анализа произведения в связи с его родом и жанром.

Для анализа родовых и жанровых особенностей берутся произведения:

- А.С. Пушкин «Пир во время чумы»

- Н.В. Гоголь «Ревизор»

- А.Н. Островский «Волки и овцы»

- А.Блок «О доблестях, о подвигах, о славе»

- В.А. Жуковский «Ивиковы журавли»

Типология анализа художественного произведения

В зависимости от цели анализа, конкретного подхода к тексте возможно разные типы анализа художественного произведения: лингвистический анализ, литературоведческий анализ, контекстная форма анализа.

Различают контекст в литературной традиции ( произведение и творчество писателя, произведение и литературные течения и направления); исторический (социально-политическая обстановка в эпоху создания произведения); контекст судьбы и творчества писателя ( биографический); философский контекст.

Необходимость контекстуального анализа определяется применительно к каждому конкретному произведению.

При всём многообразии возможных аспектов рассмотрения литературного произведения очень важно помнить, что начальным и конечным моментом изучении является сам художественный текст, взятый во всей сложной системе сцеплений, взаимосвязей его компонентов, образующих единое целое.

Любой избранный учителем аспект анализа может быть оправданным лишь в том случае, если он целенаправлен, помогает войти во внутреннюю суть данного произведения, помогает увидеть его тематического и идейное своеобразие, оценить богатство изобразительных средств языка.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание программы курса iconСодержание программы учебного курса. Введение
...

Содержание программы курса iconПояснительная записка Содержание учебного предмета "Иностранный язык"...
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем примерной программы, дает распределение учебных часов по темам курса и...

Содержание программы курса iconПрограмма по литературе (экстернат) Содержание учебного курса
Темы сочинений даны в конце программы. Вам необходимо выбрать одну тему по творчеству каждого писателя

Содержание программы курса iconСодержание программы элективного курса «Эстафета Победы» Паспорт...
Родине, постоянная готовность к её защите, в т ч к защите её славной истории от переписывания. Программа работы по патриотическому...

Содержание программы курса iconПрограмма государственного квалификационного экзамена по методике...
«Методика преподавания философии». Цели, предмет и задачи курса «Методика преподавания философии». Методика, дидактика, психология...

Содержание программы курса iconУчебная программа курса "Оператор азс" Назначение и краткое содержание курса
Программа предназначена для повышения квалификации рабочих по профессии «Оператор азс». Программа курса состоит из теоретического...

Содержание программы курса iconПрограмма курса содержание программы раздел 1 переговорный процесс...
Отличие переговорного процесса от других форм делового общения. Исследование феноменов переговорного процесса в современной социальной...

Содержание программы курса iconРабочая программа по всеобщей истории представляет собой целостный...
Составлена на основе примерной программы основного общего образования по истории мо РФ

Содержание программы курса iconКраткое содержание курса
Цель курса: становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном...

Содержание программы курса iconПрограмма элективного курса "Филологический анализ художественного текста"
Содержание курса опирается на методические разработки и рекомендации Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарина, Н. А. Николиной и сочетает два...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную