«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем»






Название«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем»
страница1/10
Дата публикации27.04.2015
Размер1.2 Mb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Муниципальный орган управления образованием

Управление образованием городского округа Красноуфимск


Сборник архивных, исторических материалов,

посвященных 170-летию системы образования

ГО Красноуфимск


«Гордимся прошлым.

Живем настоящим.

Думаем о будущем»

Часть 2


город Красноуфимск, 2013 год

В сборнике представлены материалы участников педагогических чтений,

посвященных 170-летию системы образования ГО Красноуфимск «Гордимся прошлым.

Живем настоящим. Думаем о будущем».

Содержание материалов отражает страницы истории системы образования городского округа Красноуфимск, архивные материалы и воспоминания ветеранов педагогического труда
Сборник архивных, исторических материалов, посвященных 170-летию системы образования ГО Красноуфимск «Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем»/ Сост. Городской информационно-методический центр.- Красноуфимск, 2013. – 60 с.

СОДЕРЖАНИЕ


Памятные даты из истории народного образования г. Красноуфимска в 2012 -2013 гг Материалы предоставлены Маргаритой Николаевной Соколовой.

4

Истоки современной системы образования ГО Красноуфимск

Филимонова Т.Б., председатель Совета ветеранов образования

5

Руководители отдела народного образования города Красноуфимска

с 1947 года Материал подготовила Дьяконова Ольга Савельевна

10

120-летию со дня рождения Р.В. Горбуновой посвящается…

По материалам газеты «Ленинский путь», «Вперед»

17

Листая Живую книгу…

Альманах «Живая книга»

19


Памятные даты из истории народного образования г. Красноуфимска

Материалы предоставлены Маргаритой Николаевной Соколовой


Памятные даты

Дата

на 2012-213 гг.

(лет)

1842г. – первые сведения о начальном училище

170

1867г. – училище преобразовано в двухклассное

145

1877г. – первый инспектор народных училищ

135

1887г. – участие учебных заведений города и уезда в Урало-Сибирской промышленной выставке

135

Создание методического кабинет (педагогического музея)

135

1887г. – учреждение «Общества попечения о народном образовании». Председатель – Корватовский, секретарь - Скалозубов

135

1883 г. -создана учебная ферма реального училища

130

1888 г. - дети учительниц получили права на льготы при обучении равные с правами детей учителей-мужчин

125

1892г.-действенный статский советник Корватовский В.В. назначен Инспектором отдела промышленных училищ МНП России

120

1893 г -родилась Р.В.Горбунова – первый Почетный гражданин Красноуфимска в советский период

120

1893 г - введение обучения русской грамоте в медресе и мектебе

120

1897г. – открытие женской гимназии

115

1897г. – дети учителей получили право бесплатного обучения во всех учебных заведениях МНП

115

17.11.1907г. – освящено новое здание высшего начального училища

105

1907г. – все начальные школы стали 4-х классными

105

30.04.1912г. – городская дума постановила: «учредитель при высшем начальном училище стипендию с наименованием «Стипендия Александра Благословенного» в память Отечественной войны 1812г. в сумме 120р. Проценты с этого капитала должны идти на уплату за учение достойнишего по успехам и поведению ученика из мещан г.Красноуфимска по усмотрению педсовета училища

100

1912г. – первый выпуск учителей по окончании двухгодичных педагогических курсов при Красноуфимском высшем начальном училище

100

1913 г.- открыта начальная школа на ферме (селекционная станция)

100

Март 1917г. – уездный съезд Красноуфимского учительского союза

95

05 мая 1917г. – учительский союз зарегистрирован

95

1918 г.- 1-й Всероссийский съезд работников просвещения (принята новая система: шк.1-й и 2-й ступени 5 лет и 4 года обучения)

95

1918 г.- принято решение об образование уездного Совета по народному образованию, изданию еженедельной газеты «Советские известия» (2-й общеуездный съезд Советов)

95

1923 г.-Ученым Комитетом разработана новая программа для единой школы, в основе: труд, человек и природа

90

1923 г. - положение об уездном ОНО, об образовании школы взрослых повышенного типа

90

1932г. – введение всеобщего обязательного начального образования

80

1932г. – открыта школа десятилетка

80

1933 г. -введение весенних каникул только для школьников города и п.Сарана

80

1933 г. - открытие школы глухонемых

80

06.06.1947г. – открытие мужской школы

65

15.08.1947г. – школа №5 стала семилетней

65

14.03.1947г. – утвержден научный совет при краеведческом музее

65

1952г. – открытие пионерского лагеря «Черкасово»

60

1958 г. - осуществлен переход к всеобщему 8-летнему образованию

55



Истоки современной системы образования ГО Красноуфимск

Филимонова Татьяна Борисовна,

председатель Совета ветеранов образования
Кто не идет вперед, то идет назад!

Стоячего положения нет.

В. Белинский
Стремительное развитие системы образования, создание интеллектуального потенциала России во времена Петра Великого стали базой реформирования, главным условием прогресса экономики и в целом положительных изменений в обществе. Прошло три столетия, и сегодня нет такой сферы общественной жизни, к которой образование не имело бы непосредственного отношения. Л.Н. Толстой сказал, что потребность в образовании лежит в каждом человеке. Народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздух для дыхания. И в наше время эти слова не устарели, хотя мы живем в двадцать первом веке, веке интернета, цифрового телевидения и других нано технологий. Сейчас жизненно важно формировать у молодежи историческое сознание в масштабах государства, своей Малой Родины. «…История – то происходящее, которое пересекая время, соприкасается с вечным…» - сказал немецкий философ Карл Ясперс.

В современной системе образования остается все меньше и меньше таких уголков, которые дают возможность детям соприкоснуться с вечным прошлым и историей. Поэтому очень важно сохранить и воссоздать мостки между прошлым, настоящим и будущим.

В 2013 году Красноуфимск отмечает 277 лет со дня основания, а там недалеко до трехсотлетия. Мы все дорожим славной историей города на Уфе преобразовавшегося из сторожевой крепости в уездный город, центр юго-запада Свердловской области. За эти годы сменились десятки поколений. Вместе с Родиной они прошли все испытания, посвящая ей свои победы и успехи. Горожане работают и учатся, воспитывают детей, заботятся о пожилых, строят планы на будущее, укрепляют родной город своим трудом. Последние столетия Красноуфимск развивался как главный и единственный промышленно-торговый центр всего Предуралья. Что такое для Ее величества истории 300 лет? Краткий миг. Тысячелетний Киев и Вечный Рим помнят чуть ли не каждый год своего прошлого. По истории г. Красноуфимска более-менее достоверно пожалуй мы можем говорить о последних 80-тых – 90 –тых годах. Всё остальное - эпизодические фрагменты и масса загадок, но благодаря Горбуновой Римме Васильевне, Данилову Алексею Ивановичу, Ларину Александру Федоровичу, Зеленцову Леониду Сергеевичу, Степановой Наталье Геннадьевне, Жужину Николаю Сергеевичу, Лавровой Любови Александровне, Алексейчик Людмиле Евгеньевне, Соколовой Маргарите Николаевне, Русинову Сергею Александровичу, Павловой Светлане Николаевне и многим другим неравнодушным людям, искренне любящим свой город, постепенно заполняются белые пятна его истории. На материалах их исследовательских работ подготовлено моё сегодняшнее сообщение.

Из года в год жители стремятся сделать жизнь нашего города полнее, интереснее, ярче. Наши земляки знамениты своими научными открытиями, спортивными достижениями, успехами в сфере культуры, образования и искусства.

Важную роль в развитии города играет система образования. История народного образования до 1917 г. всегда вызывала интерес исследователей. В связи со 170 летием народного образования – совершим небольшой экскурс и рассмотрим уникальный материал по истории его развития, начиная с 18 по 21 века. Конечно, невозможно в небольшом сообщении показать в полной мере все хронологические периоды. Рассмотрим лишь основные вехи, наиболее яркие события, которые дали толчок для поступательного развития системы. Практически все исследователи - краеведы, описывая картину зарождения системы образования, сходятся на том, что для значительной части Российского населения в 17 – 18 столетиях грамотность не была насущной необходимостью и потребностью. Не только крестьяне, но и большая часть мещан и купцов не могла похвастаться даже минимальной ученостью. Красноуфимск в этом смысле не был исключением.

За большую часть Красноуфимцев, участвовавших в различных сделках, подписывались другие лица – писари или переводчики. Их готовили открытые по указанию В.Н. Татищева в 1737 году специальные школы в губернских городах.

Вначале существовало только домашнее обучение, цели которого «были, как и во всей России, чисто практическими: подготовить детей к профессиональной деятельности – духовной или чиновничьей».

Можно ли узнать, когда появилась самая первая школа в Красноуфимском уезде? Над ответом на этот вопрос много поработала М.Н. Соколова. Она отмечает, что статус уездного города Красноуфимск получил в 1781 году, как уездный он без школы существовать не мог. В архивах города Красноуфимска Маргарита Николаевна нашла первые сведения о городском мужском двухклассном училище, открытом в 1842 г., т.е. 170 лет назад, женском училище -1871 г.

До образования земств в 1864 году часть училищ была в ведении Министерства народного просвещения, часть в ведении Палаты Государственного имущества, были церковные безвозмездные школы. С 1870 года большое участие в открытии и работе народных училищ принимало земство, в том числе и национальных школ.

Качество образования проверяли из Оренбургского учебного округа, было отмечено, что уже в восьмидесятых годах 18 века Красноуфимская инспекция занимает одно из первых мест в Пермской губернии по числу училищ и учащихся, по результативности испытаний, средний балл по предметам в мужских училищах – 3,8, в женском – 4,2).

В 1887 г. учебные заведения Красноуфимского уезда впервые приняли участие в научно-промышленной выставке г. Екатеринбурга. Инспектор Корватовский за представленные работы по народному образованию и коллекцию предметов марийцев был награжден золотой медалью.

Большое внимание уделялось профессиональному образованию. Согласно ходатайству Красноуфимского земства открыто реальное училище (1 июля 1875 г.) в составе 6-ти классов с горнозаводским и сельскохозяйственным отделениями. За свои 138 лет училище расширялось, видоизменялось и стало одним из лучших средне-специальных учебных заведений Свердловской области. Долгое время при нем действовали: низшая кожевенная школа, низшая ремесленная школа с двумя отделениями по дереву и металлу, низшая русско-башкирская школа первого разряда. Все они готовили рабочие кадры для заводов: спичечного, фарфорового, мыловаренного, воскобойного, водочного, винокуренного и 10-ти кожевенных.

Были и другие ремесленные школы, открытые при заводах и имениях землевладельцами, например: низшие с/х русско-башкирские школы 2 разряда. Их цель – дать знания необходимые в крестьянском быту, помочь освоить «популярные промыслы и ремесла». В эти школы принимались дети после окончания народных училищ.

Женская прогимназия была открыта 01.10.1891 г. (трехклассная), а в 1897 г. она была преобразована в гимназию – стала восьмиклассной.

В 1906 г. был принят «Закон о введении всеобщего начального бесплатного обучения». Осуществлялся повсеместный переход на 4-х летнее обучение.

В течении 1910 -1911 гг. были открыты 3 новых училища. В 1913 г. открыто начальное училище на ферме Промышленного училища (ныне район Селекционной станции).

В 1870 г. в уезде стало 12 школ (народных училищ), в них обучалось 558 человек, а население составляло 152940 человек. Неграмотность населения была очень большой – отсюда потребность во внешкольном образовании.

В октябре 1891 г. – открыта центральная библиотека с педагогическим и детским отделениями.

В 1892 г. – воскресная школа, среди учеников были сапожники, кузнецы, рабочие кожевенных заводов, портные, печники и т.д., всего 81 чел. Её можно назвать прообразом школы для взрослых - вечерней школы. Предметами были: закон божий, чтение, письмо, арифметика. Преподавали в ней учителя из промышленного училища.

В 1892 г. было организовано 5 передвижных ящиков-библиотек.

В 1899 г. – открыты публичные народные чтения. Они проходили в доме земского собрания (92 чел. – платно, 200- бесплатно). Путем таких чтений, как формой внешкольного образования, была возможность влиять на среду наиболее неграмотного населения, для которого в то время была недоступна книга и вообще печатное слово.

В 1912 г. действовал передвижной музей – выставка. В нем было три отдела:

-общее образование;

-по школьному и внешкольному образованию;

- выставка народного образования (ученические работы, труды учителей, материалы по изучению родного края и другие).

К концу 19, началу 20 веков в Красноуфимском уезде были следующие виды учебных учреждений:

- начальное образование – школа грамоты, церковноприходская школа, одно – двухклассные школы, мектебе;

- начальное специальное образование – ремесленные классы, курсы, низшая с/х школа;

- среднее и средне-специальное образование – городская школа, реальная классическая гимназия, реальное и высшее начальное училище, духовная и учительская семинария, медресе.

Дальнейшее становление и развитие системы образования в Красноуфимске отражает исторические процессы 20 столетия. Доминирующим в сфере образования этой поры становились начальные, неполные средние учебные заведения и средние школы.

Город становится студенческим, увеличивается количество профессиональных учебных заведений.

Одно из ведущих – сельскохозяйственный техникум. Распределение специалистов было всесоюзным: от Краснодарского края и Украины до Приморья.

Педагогические кадры готовились начиная с 1910 г., когда при высшем начальном училище были 2-х летние педкурсы, с 1914 года педкурсы стали учительской семинарией, а с 1922 г. функционировали 2 группы педтехникума на базе с/х техникума. Далее формируется педучилище, выпустившее более 12000 учителей.

После гражданской войны наряду с первоочередными задачами по преодолению разрухи и ликвидации технической отсталости перед обществом встала проблема ликвидации всеобщей неграмотности.

Декретом СНК РСФСР «О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР» от 26.12.1919 г. все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, неумеющее читать, обязывалось «…обучаться грамотности на родном или русском языке по желанию.. граждане, не явившиеся по повестке к явке в школу для обучения их грамоте или для работы в школе в качестве учителей, учреждения не оказывающие содействие в ликвидации неграмотности, подлежат привлечению к уголовной ответственности перед ревтрибуналом».

В Красноуфимске в 1934 г. учтено 300 человек неграмотных, из них учатся 277, малограмотных 545, из них учатся 405. В 1934 г. начала функционировать школа для взрослых, с 1943 г. – школа рабочей молодежи (в наше время – вечерняя школа), в 1960 г. в её состав вошло заочное отделение областной вечерней школы.

Как отмечается в документах тридцатых годов «дальнейшие успехи в хозяйственном строительстве зависят от грамотности и культуры рабочего и крестьянина, т.к. с развитием промышленности увеличивается приток новых рабочих из деревни... Эти вопросы приобретают важнейшее значение, являясь залогом успеха во всех областях нашей жизни: механизации и электрификации..». Процесс индустриализации поставил перед системой образования новую задачу: подготовку строителей, механиков, водителей, электриков и т.д. В городе создаются профтехучилища: ж.д. училище, СПТУ-115, СПТУ №11, продолжает свое развитие сельхозтехникум. Каждое из этих учебных заведений имеет свою славную историю и выпустило множество специалистов высочайшей квалификации.

В годы ВОВ учащиеся школ и образовательных учреждений города в месте с педагогами проводили большую военно-патриотическую работу: выступали с концертами в госпиталях, создавали тимуровские команды, принимали участие в с/х работах, лесозаготовках, уходили добровольцами на фронт – все работали для Победы.

После окончания войны перед системой образования были поставлены важнейшие задачи: приведение в нормальный режим работы учебных заведений, развитие материально-технической базы, оздоровление учащихся после трудных, голодных лет. В эти годы увеличивается количество загородных пионерских лагерей за счет средств промышленных и с/х предприятий города. Повысились требования к качеству педагогических кадров, развивается заочное обучение. На базе школы № 3 создается педкласс для подготовки педагогических кадров, особенно воспитателей детских садов. Первые государственные детские сады появились в Красноуфимске около 85 лет назад, преимущественно в нетиповых, реконструированных зданиях. В конце 70-х-80-х годов наряду с интенсивным строительством города развивается и сеть типовых детских садов. Более 25-ти садов и детских яслей принимали ребятишек дошкольного возраста.

С переходом к всеобщему среднему образованию в городе идет строительство и реконструкция образовательных учреждений.

В 1963 г. закончилось строительство школы № 7 на 520 мест. Приняты в эксплуатацию новые корпуса СПТУ №11 в соболях (с/х лицея) – 1973г. В 1975 г. закончено строительство нового корпуса совхоз - техникума. В 1975 построено общежитие мед. училища на 216 мест, а в 1988 г. введен в строй новый учебный корпус на территории больничного городка. В восьмидесятые построено здание школы № 86, педлицей, пристрой к шк.№9, два пристроя к вспомогательной школе, строятся ДОУ №1,2,5 и другие, второе здание СЮН, СЮТур. В 1986 г. школа №3 получила статус «средняя общеобразовательная школа». С 01.09.1986 г. открываются классы с 6-ти летнего возраста.

Конечно, всё перечислить сейчас невозможно, строительство и реконструкция ОУ ведется постоянно.

На 01.09.1995 г. в городе Красноуфимск функционировали: педучилище, медучилище, совхоз техникум, железнодорожное училище, 2 с/х училища,14 школ, 8 УДО, 22 ДОУ.

Начиная с 80-х годов 20 века - по сегодняшний день система образования города развивается особенно бурными темпами как в части организации образования, так и в его содержании.

Для комплексной организации учебно-воспитательного процесса в рамках микрорайонов школ создаются социально-педагогические комплексы, куда входили шефствующие организации, детские сады и другие предприятия. СПК сыграли важную роль, как в воспитательном процессе семьи, детей, профориентации, так и в профилактике правонарушений. Шефство производственных предприятий стало более целенаправленно и конкретно. Руководили деятельностью СПК Советы во главе с руководителем предприятия. Реализовывалась программа «Школа – центр воспитательной работы в микрорайоне».

Совершенствуется трудовое воспитание и обучение учащихся через организацию общественно полезного и производительного труда. Успешно работают межшкольный учебно-производственный комбинат и школьные мастерские. Учащиеся на своей базе выполняли заказы предприятий, самих школ и детских садов.

В городе всегда уделяли большое внимание детям с ограниченными возможностями здоровья, как в ДОУ так и в школах (классы выравнивающего – 7-го вида, внедрение инклюзивного образования).

Многим детям дала путевку в жизнь вспомогательная (специальная коррекционная школа), которая была создана на базе школы для глухонемых детей в 1956 г. здесь особенно активно реализовывалось трудовое воспитание в швейной, столярной и обувной мастерских. Школа принимала участие в городских и областных мероприятиях: пожарно-прикладной спорт, конкурс бальных танцев, смотрах художественной самодеятельности и др.

Педагогические коллективы, представители учительского корпуса развивали лучшие традиции и решали стоящие перед системой образования и обществом проблемы: разноуровневого дифференцированного обучения, обязательного среднего образования, политехнического и поликультурного образования. Во всех ОУ ведется краеведческая работа, созданы школьные музеи, музеи в учебных заведениях профобразования, УДО и школах (пчеловодства, родного края, истории пионерской организации г. Красноуфимска).

Можно сказать, что педагогами все эти 170 лет ведется исследовательская, экспериментальная и новаторская работа: активно используется кабинетная система, разрабатываются и реализуются различные городские программы, например «Одаренный ребенок», «Здоровый ребенок - здоровый город» и др., создаются и работают экспериментальные площадки с привлечением и кураторством ученых РАН, УрГПУ и ИРРО. В 90-е годы городское педагогическое сообщество во главе с начальником гороно Дьяконовой О.С., членом исполнительного Совета Уральской ассоциации клубов России ЮНЕСКО, выходит на международный уровень. В 1995 г. делегация представителей ОУ города – участник Всемирной Конференции России под эгидой ЮНЕСКО. На базе школ № 5,7,9, д/с № 7,4,10,12, СЮН, Дома творчества юных, педколледжа работает круглый стол по теме «Культура и образование». В конце 20 и начале 21 века вновь идет строительство и реконструкция зданий: капитально отремонтированы детские сады № 2 (154), 15, 1, построена новая современная школа №7, реконструированы детские сады №18 и №8.

Для ускорения системных изменений в образовании был запущен приоритетный национальный проект «Образование» с 2006 по настоящее время. Система образования города Красноуфимска активно включилась в реализацию направлений проекта: стимулирование общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные программы; информатизацию образования; поощрение лучших учителей и другие. По результатам участия в 2006-2009 гг в национальном проекте 6 школ получили по 1 млн.руб, 2 УДО – по 500 тыс.руб., 10 ДОУ – по 250 тыс.руб., которые направлены на укрепление материально-технической базы учреждений (всего привлечено 12 млн. руб.).

По итогам конкурса ПНПО за 2006-2009 гг. были определены 14 лучших учителей, получивших гранты в размере 100 тыс. руб. Кроме ПНПО педагоги города активно принимали участи в конкурсах «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя», «Учитель года» и других.

В наше время, в соответствии с приоритетами, зафиксированными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, Федеральной целевой программе развития образования, национальной образовательной концепции «Наша новая школа», стратегии развития муниципальной системы образования на период до 2020 года система образования направлена на предоставление доступного качественного образования при эффективном использовании имеющихся ресурсов.

Мы можем гордиться тем, что в системе образования нашего города много заслуженных педагогов и руководителей. Среди них почетные граждане г. Красноуфимска Горбунова Римма Васильевна, Гордеев Владимир Васильевич, Чепилев Леонид Георгиевич. Начиная с 1936 г. присвоено звание «Заслуженный учитель» 29 педагогам. Около 200 педагогов награждено знаком «Отличник народного образования». В 1936 г. занесена в книгу Почета знатных людей области Шавкунова Елизавета Поликарповна. В 2003 г. в энциклопедию «Лучший лидер России» - Дьконова Ольга Савельевна. Многие педагоги награждены орденами и медалями за добросовестный и творческий труд

21 век – это время кардинальных изменений в России и модернизация всех сфер её социальной жизни. Поэтому школа будущего должна иметь простор для творчества и свободного развития, как и вся система образования.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconИстория как наука: объект, предмет, источники, методы и функции
История – это гуманитарная наука, изучающая прошлое человечества в его конкретности, выявляя взаимосвязь между прошлым, настоящим...

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconРея Брэдбери "Улыбка"
Я". в этот "Звездный час" мы обращаемся внутри себя, приобретаем возможность общаться с вечностью. Каждый из нас становится участником...

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconИмею честь представить Вам иллюстрированное издание об истории, культуре...
Появление в России журнала «Британский Стиль» связано с желанием издателей познакомить российского читателя с прошлым и настоящим...

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconА. В. Турчин структура глобальной катастрофы
Но для нас прошлое стало прошлым вдвойне, время вдвойне утрачено, потому что вместе со временем мы утратили и самый мир, в котором...

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconБудущее Любой человек думает о своем будущем. Размышляет о том, что...
Мы думаем о том, что ждет наш мир, все человечество, каким будет мир через сотни лет. И будет ли? Да, именно будет ли

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconКоровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим Дидактический материал по литературе: 5 класс
Коровина В. Я. и др. Читаем, думаем, спорим Дидактический материал по литературе: 5 класс. М.: Просвещение, 2008

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconВ художественной литературе и в общественной мысли такие представления...
Р. Хейлбронера “Исследование видов человечества на будущее ”, М. Янга “Возвышение мерито-кратии”, У. Голдинга “Повелитель мух” и...

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconПлан мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой и спортивной...
...

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconЖуравлев В. П., Коровин В. И. Читаем, думаем, спорим дидактический...
Программа рассчитана на 70 часов, в том числе на контрольные работы – 4 часа, на уроки развития речи – 6 часов

«Гордимся прошлым. Живем настоящим. Думаем о будущем» iconЗаконодательство
Мы живем в неприятном мире и довольно часто стараемся закрыть глаза и не осознавать, кто и что нас окружает

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную