Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс»






Скачать 98.89 Kb.
НазваниеУрок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс»
Дата публикации21.01.2015
Размер98.89 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > История > Урок
Геннадьева Марина Витальевна, учитель литературы

Идентификатор:218-495-319

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» (Литература на рубеже веков)

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

А.Блок

Оформление: Презентация в программе Microsoft Power Point;

Л.В.Бетховен. Симфония №5.

Цели:

  • показать взаимосвязь и взаимовлияние литературной и общественной мысли конца XIX –начала XX вв. с историческими процессами в стране и мире;

  • дать представление об основных тенденциях в искусстве конца XIX –начала XX веков;

  • воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом противоречивом, сложном периоде в истории России – о конце XIX – начале XX вв. Мы не ставим целью перечислить глобальные изменения во всех сферах жизни страны. Главное – почувствовать дух времени, лицо века. Переход от века к веку – в этом есть какая-то магия и загадка. И оно не только в событиях и именах. Можно ли почувствовать восторг и боль, мечты и разочарования этого времени? Звучит симфония №5 Л.В.Бетховена.

Вселенский огонь охватил многие страны мира на рубеже веков: важнейшие перемены в странах Европы и США, невиданная безработица среди рабочих, экономический кризис охватил всю Европу. Эхо мирового кризиса, невиданных потрясений скоро настигло и нашу страну. «Огненной Россией» назвал А.Ремизов это время предельной напряженности и трагичности.

I. Основные тенденции общественной и социальной жизни России на рубеже веков. Слайды №1-4

Первый вопрос. Какие события в истории России этого периода вы можете назвать?

  • Русско-японская война 1904-1905-гг.

  • Первая буржуазно-демократическая революция в 1905 году.

  • Февральская революция в 1917 году. Начало катастрофы.

  • Гражданская война 1919-1921 годов. Война, открывающая одну из самых кровавых страниц российской истории.

  • Первая мировая война 1914-1919 годов. Война, которая по жестокости и числу жертв, превзошла все предыдущие войны.

  • Октябрьская революция 1917 года. Страна рухнула в пропасть, прервались вековые традиции.

Эти события изменили жизнь каждого человека. Новая Россия как Сфинкс, вызывая ужас и трепет, встала перед миром.

Свершались революции, гремел войны, менялась власть... А чем жил обычный человек в это Смутное время?

II. Сообщения учащихся. Журналистика на рубеже веков.

Общая народная судьба и неразрывно связанные с ней виражи индивидуальных успехов и катастроф – все это запечатлело время. В центральных газетах того времени все чаще стали появляться статьи о самоубийствах, разводах. Все тревожнее стали говорить о небывалом падении нравов. Проблемы пола и богоискательства после 1907г. заняли едва ли не главное место. « В нашем отечестве внимание общества раскололось на три части и фиксируется на богоискательстве, порнографии и атлетической борьбе»,- писал в 1909г. журналист А.Яблоновский. Казалось, даже облик человека стал в это время другим. Сначала на улицах Европы, потом в России стали появляться женщины, шокирующие окружающих своим внешним видом. Женщина обрезала волосы, надела брюки! Перед Первой мировой войной закончился стиль «прекрасной эпохи». Чтение отрывка из стихотворения А.Блока «Незнакомка». Известный русский поэт, наверное, последний среди современников воспевал уходящую дворянскую культуру, ее идеалы.

III. Сообщения учащихся о моде на рубеже веков. «Мода идет на войну!..» Слайды №5-8

Когда 1914году Европа вступила в войну, женщины продолжали носить экстравагантные вещи в стиле «прекрасной эпохи». Вскоре на военных заводах женщины стали надевать комбинезоны. Первые женщины в брюках появились во время Первой мировой войны. Женщины стали коротко стричься или носили стрижки «под мальчика». Кроме того, женщины стали курить в обществе и пользоваться косметикой – раньше это сочли бы безнравственным. Впервые заговорили о Коко Шанель. Она уловила дух времени. Придуманное Шанель черное платье журнал «Yogn» приравнял по популярности к автомобилю «Ford». Мировая популярность этой женщины не имела аналогов, она перевернула представление о женской сути. Она первой отразила в моде XX век. Коко Шанель попала в рейтинг самых влиятельных людей XX века.

Вопрос учащимся. Какие грани общественной и культурной жизни отразила

К. Шанель в своих работах?

IV. Русская философия серебряного века. «...Мрак есть начало света...» Слайды

9-11

Внешнее есть отражение внутреннего! Если женщины впервые надели брюки, значит, менялась и внутренняя суть человека. В чем-то человек новой эпохи был другой... В начале века происходит вымирание и вырождение «благороднейшего сословия» Российской империи. Менялись люди, менялись и кумиры.

Слово учителя: Кумиром новой эпохи стал немецкий философ Фридрих Ницше. Ницше оказал огромное влияние на мыслителей Западной Европы, США и России. Противник христианства с его, как он говорил, «рабской моралью», Ницше выдвинул идею «сверхчеловека»: «Бог умер! На смену ему пришел сверхчеловек!» Молодые умы будоражили эти лозунги, щекотали нервы, требовали иных поступков и действий! Совершенно к иному призывали русские философы того времени: Н.А.Бердяев, Е.Н.Трубецкой П.А.Флоренский С.Н.Булгаков, В.С.Соловьев. По словам Андрея Белого, именно В. Соловьев говорил, что «идеи Ницше – это единственное, с чем надо считаться как с глубокой опасностью, грозящей религиозной культуре». Соловьев был убежден: истинная цель исторического процесса состоит в том, чтобы каждый стал подобным Христу, т.е. Богочеловеком. Пророком Града Божьего назвал Соловьева поэт Вячеслав Иванов. Философ Н.Бердяев также отмечал «пророческое значение» В. Соловьева. Звук пророческого рожка Соловьева был услышан всей русской культурой рубежа XIX-XX столетий. С этого звука по существу начинается вся русская литература серебряного века.

Вопрос учащимся. Какие духовные ценности провозглашались русскими философами серебряного века?

V. Литература конца XIX – начала XX века. Модернизм на рубеже веков.

Слайд № 12. Литература – это и есть « образ мира, в слове явленный». «Поэт – есть вселенная, да здравствует он, носящий в себе весь мир!» - восклицал М.Горький.

Поэзия стала полновластной царицей нового времени. По аналогии с золотым веком русской литературы Н.Бердяев назвал этот период «серебряным веком» русской поэзии. Русская поэзия переживает свое второе рождение, свой – Ренессанс!

VI. Сообщения учащихся о символизме. «Тень несозданных созданий...» Слайды №13, 14

«Серебряный век» - одно из проявлений духовного и художественного ренессанса в русской культуре конца XIX - начала XX вв. Совпавший с господством стиля модерн в других областях искусства – живописи, архитектуры, дизайне и т.д., он представлен в поэзии плеядой «мэтров» символизма: Д.С.Мережковский, К.Д.Бальмонт, В.Я.Брюсов, Ф.Сологуб, З.Н.Гиппиус, И.Ф.Анненский, В.Иванов, Андрей Белый, А.А.Блок и М.А.Волошин. Каждый из названных поэтов создал в рамках этого направления свой индивидуальный художественный стиль и внес свою лепту в литературу. Понятие «серебряный век» появилось, когда все крупнейшие представители той литературы и культуры ушли из жизни. Их современники использовали, как правило, другие термины, один из которых «модернизм» (от французского слова moderne – «современный»). Термин достаточно точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической.

Во Франции, с середины XIX в., один за другим появляются крупные поэты: Шарль Бодлер, Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме. В 1886 году Жан Мореас опубликовал «Манифест символизма». В России французских символистов знали плохо. Но когда восемнадцатилетний гимназист Валерий Брюсов прочел в 1892 году статью о них, то сразу почувствовал – здесь есть нечто интересное, что сможет привиться в русской почве. Молодой поэт намеренно стремился оглушить читателя, заставить его удивляться и негодовать. Например, стихотворением из одной строки: «О, закрой свои бледные ноги» (1894г.). Стихи В.Брюсова всколыхнули русскую поэзию. Что же значил символизм для Брюсова и его единомышленников? Прежде всего – новые темы. Новый язык. Кажущиеся бессмысленными стихотворения, странные выходки молодых поэтов вызывали негодование публики и газетчиков. Психиатры утверждали, что новая поэзия – симптом вырождения человечества, авторы, с нею связанные, не желают знать истинных проблем сегодняшней жизни, выдумывают свой, мало кому интересный мир. Символистам присвоили кличку «декаденты» («упадочники»). Думали их уязвить, а они сделали кличку своим вторым именем. С точки зрения символистов, этот «упадок» значительно ценнее нормальной посредственности. Чтение стихотворения В. Брюсова «Ночью» (1895г.)

Таков был московский символизм, который в 90-ые годы не хотели пускать в серьезные журналы. В северной столице обстояло немного по-другому.

VII. Сообщения учащихся о младосимволистах. Слайды №15, 16

В начале 1900-е годов на литературной арене заявило о себе поколение «младших символистов»: А.Белый, В.Иванов, А.А.Блок. Литературная ориентация младосимволистов сразу же оказалась несколько иной. Петербургский символизм не казался столь вызывающим, как московский. И символы были прозрачнее, и язык традиционнее, и «упадничество» не возводилось в доблесть. К началу XX в. даже предельно суровые критики должны были признать: символизм, сформировав величайшую культуру стиха, научил поэтов с равной уверенностью пользоваться старыми, классическими формами, внутренними созвучиями. Чтение стихотворений А.Белого, А, Блока, В.Иванова (по выбору).

К концу 1900-х годов символистский лагерь заметно пополнился. Среди последователей выделялась «молодежь с исканиями», которая «растаскивала» и тиражировала образцы «мэтров». Символистская литература уже перестала быть чтением для немногих, она распространилась в широких кругах читающей публики и стала модным веянием. В 1910 г. критика уже открыто заговорила о «кризисе символизма». Некоторые представители «новой поэзии» также склонны были считать, что направление исчерпало себя, «закончило круг своего развития». 1910 г. вошел в историю русской поэзии «серебряного века» как год подведения итогов символизма и стал границей между двумя эпохами – символистской и постсимволистской. Вопрос учащимся. Что нового внесли символисты в русскую литературу?

VIII. Сообщения учащихся об акмеистах. Между «земным» и «небесным», между бытом и бытием. Слайды №17, 18

19 декабря 1912 г. была впервые публично оглашена программа акмеизма. Произошло это в кабаре «Бродячая собака», которое размещалось в подвальном этаже дома № 5 на Михайловской площади (ныне пл. Искусств). Процессы демократизации культуры, усиления ее «карнавализации», «богемности» сопровождались активизацией интереса к «низу» культуры. На смену «надмирным» элитарным «башням» символизма пришли «подвалы» постсимволистской эпохи.

Значение термина «акмеизм» впервые было истолковано Н. Гумилевым в его рецензии на сборник С.М. Городецкого «Ива». Этимологически слово восходит к греч. «акмэ» - «высшая степень, расцвет», или, как уточняет Гумилев, «расцвет всех духовных и физических сил». Понятия зримого, осязаемого мира, культ конкретности, прославление вещи и ее имени – слово – вот в чем был акмеизм, и на этих принципах строилась акмеистическая поэтика. Естественно, что у каждого поэта эти черты получили свое индивидуальное преломление. Чтение стихотворений А.Ахматовой или Н.Гумилева (по выбору). Вопрос учащимся. Какие особенности в лирике акмеистов вы почувствовали?

IX. Сообщение учащихся о футуризме. « Я сразу смазал карту будня...» Слайды №19, 20

Почти одновременно с акмеистами на литературной арене с большим шумом появились футуристы (от латинского futurum - будущее): Д. Бурлюк, В.Хлебников, А. Крученых, В. Каменский и др. Они не принимали буржуазно – дворянского искусства, выступали против символизма и акмеизма и ставили своей задачей совершить «революцию в искусстве». Но бунт футуристов против буржуазно – дворянской культуры был несостоятельным: они выступали за аполитичное, «свободное искусство». Это роднило футуристов с представителями упадочного искусства. Сближало их и другое – стремлению к новаторству формы, насаждение формализма в искусстве, отказ от лучших завоеваний русской классической литературы. Своеобразной визитной карточкой футуристов стало короткое стихотворение В.Хлебникова «Заклятие смехом. Чтение стихотворения. «Бомбой», брошенной футуристами в читателя, стала небольшая книжечка с дерзким заглавием «Пощечина общественному вкусу», вышедшая в свет в 1912г. Атмосфера скандала сопровождала многочисленные публичные выступления участников этого движения. Чтение стихотворений В.Маяковского, И.Северянина и др. поэтов (по выбору). Вопрос учащимся. Какие интересные моменты в поэзии футуристов вы может отметить?

X. Подведение итогов. Выводы по уроку. Слайды №21-23

Вопрос учащимся. Что нового вы узнали о литературе серебряного века? С чем оно у вас ассоциируется? Подберите к нему символы, знаки и т.д.

Для мира Россия стала символом революции, в стране происходили глобальные перемены, гибель устоявшихся за века духовных ценностей и идеалов. Но за этой болью стоит и восторг Возрождения русской поэзии, новая жизнь, новые образы, новые имена – они вошли в сокровищницу русской и мировой литературы. В целом же «русская литература стала факелом, ярко святящим в самых темных углах русской национальной жизни. Но свет этого факела разлился далеко за пределами России; он озарил собой всю Европу». Литература рубежа веков преподносит нам новые загадки и открытия, тем она и неисчерпаема, интересна. Наше тысячелетие, наше время... Небольшое сообщение учащихся о современной литературе. Звучит симфония №5 Л.В.Бетховена.

Самые читаемые писатели – В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская - экзотический стиль, шокирующие образы и темы. Уже в прошлом советская эпоха и его идеалы. И нет связующего звена между прошлым и будущим. Мир в очередной раз с ожиданием смотрит на Россию:

Россия – Сфинкс! Ликуя и скорбя,

И обливаясь черной кровью,

Она глядит, глядит в тебя

И с ненавистью, и с любовью!..

Список литературы.

1. Которн Найджел. История моды в XX веке. Издательство «Тривиум» при участии «Эгмонт Россия Лтд.»-1998г.

2.Малышевский А. Ф. Мир человека. Учебное пособие для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. Москва, «Итерпракс», 1995г.

3.«Серебряный век». Петербургская поэзия конца XIX – начала XX вв. «Лениздат», 1991г.

4. Учебник для общеобразовательных учреждений. 11 класс. Россия и мир. «Дрофа», «Веди-Принт». Москва, 2004г.

5..Энциклопедия для детей. Русская литература. Ч.2. XX век / ред. коллегия: М.Аксенова, Д.Володихин, Л.Поликовская и др.-М.: Мир энциклопедий Аванта +,2006. С.8-47.

6.Энциклопедия. Мудрость тысячелетий. Автор-составитель: Вольдемар Балязин. Москва. «Олма-Пресс». 2000г.

7. Энциклопедический словарь. Мир русской культуры. Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский филиал имен и В.Б.Бобкова. С.35-40.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconКонец века, или Русский Ренессанс
Главная › Литература › Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: Конец века, или Русский Ренессанс

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок лекция это первый урок по новой теме на доске записывается план...
Урок – лекция – форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками...

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок литературы в 11 классе на тему «Нестареющие страницы русской прозы начала 20 века»
Урок проводится после изучения темы «Проза начала 20 века». Цель урока – обобщить знания по теме. Перед учащимися проблема: почему...

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок по теме «Литературные течения XX века»
Урок проводится после изучения трёх литературных течений Серебряного века. Он способствует проверке усвоения материала учениками....

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»
...

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconОбщины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века
Высшего руководства? Скорее всего, и для Нового времени, когда встала задача достижения единства людей в масштабе планеты, а исторически...

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрока: расширить знания учащихся по теме «Культура России начала XX в.»
«Культура России начала XX в.», полученные в 9 классе, познакомить их с основными достижениями культуры данного периода, дать его...

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок истории в 8 классе по теме: «Культура России и Узбекистана во второй половине 19 века»
...

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок-состязание по биологии по теме "Класс Земноводные или Амфибии"
Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»

Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную