Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов






Скачать 175.6 Kb.
НазваниеУчебное пособие для учащихся 6 и 7 классов
Дата публикации24.05.2015
Размер175.6 Kb.
ТипУчебное пособие
l.120-bal.ru > История > Учебное пособие
Управление образования и науки Липецкой области

Липецкий институт развития образования

Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина

Региональная культура
Липецкий край
с древнейших времён до конца XVIII века
Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов

Липецк 2011
ББК 63.3(2Р – 4 ЛИ) Я 721

С 42

Скачкова В.П. (Автор)

Региональная культура.

Липецкий край с древнейших времён до конца XVIII века.

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов, 212 с.
Научный руководитель:

Тропин Н.А., доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой Российской истории и археологии Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина.

Рецензенты:

Белькова Н.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и археологии Елецкого государственного университета им. И.А.Бунина.

Березнев А.Т., кандидат исторических наук, доцент, председатель Липецкой областной организации союза писателей «Воинское содружество», академик Петровской академии наук и искусств (ПАНИ).

Бурцева Е.Ю., методист кафедры гуманитарного образования Липецкого института развития образования (ЛИРО).

Горбунова Г. И., учитель истории, Заслуженный учитель Российской Федерации, заместитель директора по учебно-воспитательной работе СКО школы - интерната III– IV вида.
Исторический материал, документы, отрывки из произведений художественной литературы, красочные, со вкусом и целесообразно подобранные иллюстрации, разнообразные нестандартные, творческие и проблемные задания для школьников – всё названное говорит о том, что пособие создано на высоком методическом уровне.

В пособии заложен большой познавательный, развивающий и воспитательный потенциал, что является одним из ведущих досто­инств работы.

В учебном материале прослеживается тесная интеграция истории Отечества и родного края, осуществляется синтез основ исторической науки и культуры.

Пособие актуально и своевременно; оно может быть полезно для учителей, осуществляющих преподавание краеведческих модулей не только исторической, но и литературной, географической и художественной направленности.

С 42

Содержание



Введение 4

§ 3. Ранний железный век на территории нашей местности 12

Введение



...Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живёт....

Д.С. Лихачёв, историк, литературовед, общественный деятель
Дорогие друзья!

Историю нашей Родины по праву называют памятью народа и учителем жизни.

В первой части этой книги вы прочтёте материалы по истории нашего края, начиная с древнейших времён до 30-х годов XVI века, до образования Российского централизованного государства, вы узнаете много нового и интересного.

Слово регион в переводе с латинского языка обозначает область;

региональный относящийся к какой-нибудь об­ласти, территории.

Культура – это достижения людей в материальной, общественной и духовной жизни.

Изучение материала в учебнике истории и в этой книге будет происходить параллельно, одновременно, интегрированно.

Слово «интегрировать» латинского происхождения, оно обозначает объединять части в единое целое.

Вы убедитесь в том, что основные исторические закономерности и важнейшие события, происходившие в Отечестве, нашли отражение и в нашем крае.

Во второй части этой книги вы познакомитесь с важнейшими событиями истории нашего региона, памятниками и деятелями культуры XVII – XVIII вв.

Чтобы узнать, какие вопросы вы будете изучать, откройте оглавление, внимательно посмотрите его и подумайте, чем будет интересен для вас этот школьный предмет. Вы прочитаете документы разных исторических периодов, научитесь анализировать различные материалы, сами находить ответы на поставленные вопросы, выступать в роли летописцев и исследователей.

Работая на уроках под руководством учителя и самостоятельно, читая дополнительно краеведческую литературу, вы поймёте, какой вклад в историю и культуру внесла наша «малая родина».

Вы узнаете о том, что наша региональная история и культура являются составной частью исторического наследия нашего Отечества и частицей мировой истории и культуры. Вам станет известно, какое отражение нашли важнейшие исторические события в устном народном творчестве, литературе, живописи, архитектуре и других видах искусства.

Значение слов, выделенных жирным шрифтом, смотрите в словаре данного пособия. В учебнике разные по сложности задания. Проблемы и вопросы к документам являются наиболее трудными, они обозначены значком ***. Вопросы для повторения в начале и середине §§ напечатаны курсивом. Выполняя различные самостоятельные работы, вы будете идти вперёд по дороге знаний.

Слава нашей стороны,

Слава нашей старины,

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли,

О делах родной земли.

Кончаловская Н.П. Наша древняя столица М.: Детская литература.1986. –С.3.

Изучайте прошлое и берегите его памятники!

«Беспамятный – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и не способный на добрые, бескорыстные поступки», – писал Д.С.Лихачёв.

Что вы знаете из истории города Липецка? Когда образовалась наша область, какое географическое положение она занимает? Какие реки протекают по нашей территории? В какой взаимосвязи находятся понятия: мир, Россия, Липецкая область?

Объясните слова академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва и поэтессы Натальи Петровны Кончаловской. Как вы их понимаете?

Словарная работа «Географические названия Липецкой области». Подготовьте вопросы-задания к указанным словам и географическим названиям. ГЕОГРАФИЯ

ЕЛЕЦ

ДОН

ГРЯЗИ

МАТЫРА

ЛИПОВКА

ФАЩЁВКА

ЛИПЕЦК

ЧАПЛЫГИН

ЛЕБЕДЯНЬ

УСМАНЬ

СОКОЛЬСКОЕ

ИЗМАЛКОВО

ЕЛЬЧИК
ТАНАИС

МЕЧА

ЗАДОНСК

ВОРОНЕЖ

РЯСА

СОСНА

КОРЕНЁВЩИНО

ЯБЛОНЯ

Вопросы и задания:

1. Какие периоды истории нашего края вы будете изучать? Назовите их хронологические рамки.

2. Предположите, как материалы учебника истории и этой книги по региональной культуре будут взаимосвязаны.



Памятники каменного века (20 4 тыс. лет до н.э.) обозначены на карте красным цветом.

Памятники бронзового века (3тыс. лет 1тыс. лет до н.э.) изображены коричневым цветом.

Памятники железного века (7 век до н.э.4 век н.э.) указаны синим цветом.

Древнерусские памятники (IX – XIII века) чёрным цветом.

Гагарино. Название наиболее известного археологического памятника.

Часть первая. 6 класс.

Наш край с древних времён до 30-х гг. XVI века

§ 1–2. Наш край в глубине веков
Охотники бесшумно шли по следу

И громким криком открывали бой,

И завершали трудную победу

Рисунком лёгким, тонкою резьбой.

Валентин Берестов
Откуда люди современного мира узнали о прошлом? В этом им помогают различные науки, которые располагают разнообразными источниками. Древнейшие из них вещественные памятники, их изучением занимается наука археология (в переводе с греческого археос – древний, логосслово) – наука о древности.

В Липецкой области насчитывается около 2000 археологических памятников, однако их намного больше. Их количество ежегодно увеличивается, так как изучение родного края продолжается.

На территории Липецкой области найдены археологические памятники всех эпох, начиная со времени верхнего (раннего) палеолита и заканчивая поздним Средневековьем.

Палеолит–древнекаменный век.

На земном шаре палеолит начался 3 миллиона лет тому назад и продолжался до конца 4-го тыс. до н.э.

Самые древние поселения человека на территории Липецкого края, в области Верхнего Дона, относятся к верхнему палеолиту (40 тыс. лет– 12 тыс. лет тому назад).

В период раннего палеолита тундровая растительность покрывала и наш край.

Человек научился строить жилища, изготавливать одежду, охотился на мамонта и шерстистого носорога, северного оленя, песца и зайца. Изготавливал скребки, резцы из кремня, из кости иглы и шилья, использовал их для шитья одежды.

В это время постепенно сложилась родовая община.

О пребывании людей в нашем крае в ледниковый период (около 22 тыс. лет до н.э.) свидетельствуют находки, обнаруженные ленинградскими археологами С.Н.Замятиным и Л.М.Тарасовым, в селе Гагарино Задонского района,в 50 км от Липецка.

Маленькое село стало всемирно известным. При рытье подвала местным крестьянином летом 1924 года были обнаружены черепные кости мамонта и костяное шило длиной 12 см, что указывало на присутствие человека в нашем крае в период палеолита.

Там же обнаружена стоянка древнего человека в виде круглой землянки до 5,5 метра в диаметре. Она была заглублена на полметра в землю, имела очаг у входа и крышу конической формы. Внутри жилище было обложено каменными плитами.

В окружающем культурном слое были найдены кремневые и костяные

орудия, украшения из зубов животных, куски минеральной краски и женские статуэтки. Было раскопано более 3000 орудий из кремня, около 600 орудий труда из камня, более 100 изделий из кости. Бивень мамонта с гравировкой, украшения из нескольких клыков и резцов песца с прорезанными отверстиями, две подвески из бивня мамонта.

Находки говорят о том, что древние люди, жившие на нашей территории, занимались охотой и собирательством.

Особого внимания заслуживают 6 женских фигурок из бивня мамонта.

Палеолитические «венеры»

Гагаринская стоянка

Гагаринские статуэтки являются древнейшими произведениями искусства, получившие мировую известность.

«Женская скульптура, изготовленная из бивня мамонта, передаёт фигуру женщины в полный рост... Высота фигуры 12,7 см. Голова округлая, склонена вперёд, руки прижаты к бокам... Ноги ниже колен переданы раздельно и в движении. В целом статуэтка с большим реализмом передаёт образ женщины, который выполнен с высокой художественностью и талантом».

Хрестоматия по истории Липецкого края Липецк: ООО «Полимаг».2004 С.7.
Изображения гагаринских «венер» сейчас можно увидеть во многих изданиях по истории, археологии, в альбомах по искусству.

Гагаринская стоянкаединственный и один из опорных памят-

ников эпохи древнекаменного века в Верхнем Подонье.

Но отдельные находки древних животных были обнаружены и в других местах нашего края.

В 1948 году недалеко от Ельца, у села Нижний Воргол, нашли зуб и часть бивня мамонта весом до 50 кг. В Елецком государственном краеведческом музее таких экспонатов множество.

На смену палеолиту пришёл мезолит.

Мезолит – средний каменный век (12 – 6 тыс. лет до н.э.).

Примерно 12 тыс. лет назад началось потепление, ледник исчез, вымер-

ли крупные животные. Человек начал охотиться на мелких животных,

изобрёл капканы, западни, лук и стрелы.

Тундра сменилась лесотундрой, а затем появилась тайга.

Вероятно, её остатками были еловые леса по реке Ельчик.

В связи с дальнейшим потеплением появились берёзовые, ольховые клёновые леса. Вымерли мамонты и носороги, олени и песцы приспособились к холодному климату и передвинулись на север. Широко распространились животные: тур (крупный бык), лось, благородный олень, кабан, медведь, волк, лисица. Реки и озёра изобиловали рыбой.

Эпоха мезолита представлена находками у села Горицы Добров-

ского района, на берегу реки Воронеж, в урочище Бор, на реке Матыре и у села Ссёлки, где были обнаружены кости животных, наконечники и стрелы.

Следующим периодом древнейшей истории является неолит.



Неолит – новый каменный век (5– 4 тыс. лет до н.э.).
Мягкий и влажный климат, обилие рыбы и дичи способствовало расселению людей по берегам рек и озёр, развитию охоты и рыболовства. Древние люди научились сверлить, пилить и шлифовать камень, изготавливать челны из выдолбленных деревьев, глиняную посуду.
Изделия из кости.

Долговская стоянка
Произошёл переход от потребляющих форм ведения хозяйства (охота, рыболовство, собирательство) к производящим (скотоводство и земледелие).

В археологии это принято называть неолитической революцией.

Были найдены многие вещественные памятники эпохи неолита в Данковском районе, в селе Долгое. Это была стоянка охотников, земледельцев и рыболовов. Её обитатели делали глиняную посуду с острым днищем, украшенную сплошными ямками. Сосуд был наполнен многочисленными костями животных. Обнаружен гарпун – орудие охоты с заострённым наконечником; остатки глиняной посуды, изделия из кости и рога: шилья, мотыги, кирки, палки- копалки; оружие: кинжалы, рогатины, наконечники стрел; украшения: подвески, нашивки на одежду.
Реконструкция неолитического жилища

Очень интересны амулеты из зубов животных, гребенчатые штампы из кусков расколотых клыков кабана и панциря черепахи.

Найден «жезл начальницы рода», изготовленный из рога оленя, украшенный геометрическим резным орнаментом.

Обнаружены склады заготовок кремня и изделия из него: наконечники стрел, дротики, ножи, скребки, резцы, минеральные краски разных цветов.

В черте города Липецка, на правом берегу реки Воронеж, где один из речных участков назван местными жителями Липецкое Озеро, археологом А. Ю. Клоковым изучено поселение наших далёких предков.

Материалы поселения Липецкое Озеро (52 тыс. до н.э.) в Липецке прекрасно показывают историю нашего края на протяжении неолита, энеолита и ранних этапов бронзового века.

На стоянке обнаружено много охотничьего, рыболовного инвентаря и орудий труда: кремневых и костяных наконечников стрел, гарпунов, крючков, шильев, мотыг, украшений и амулетов.






Гарпун, рыболовный крючок, фрагменты сосудов с ямочно-гребенчатым орнаментом. Поселение Липецкое Озеро. Липецк
Много стоянок периода неолита находилось по берегам рек Воронежа, Матыры, Красивой Мечи, Сосны.

Следующим периодом каменного века является энеолит.

Энеолит – каменно-медный век (с нач. 3 тыс. до сер. 3 тыс. до н. э.)

Это время расцвета производящего хозяйства и появления первых орудий труда из меди. Произошло приручение лошади. На территории степей, где жили скотоводы, появились курганы древние захоронения с земляной насыпью.

Эпоха энеолита и бронзовый век на территории нашего края представлены многочисленными поселениями и курганами.

В 1990-е гг. на поселении Большой Липяг у села Крутогорье Липецкого района археологами Тропиным Н.А. и Козмирчуком И.А исследованы наиболее ранние в лесостепи Восточной Европы укрепления, защищавшие энеолитический посёлок.

Постепенно древние люди начали использовать бронзу сплав меди и олова. Этот исторический период получил название бронзового века (с конца 3 тыс. до н.э. до 1 тыс. до н.э.).

Построение древних медеплавильных печей. Развитие скотоводства и

земледелия, изготовление ткани из шерсти.

Два кургана эпохи бронзы впервые были исследова-ны в начале 60-х годов ХIХ века Николаем Николаеви-чем Муравьёвым - Карским (17941866 гг.).

Он был боевым русским генералом, участвовал в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах русской армии 18131814 гг.

В 1854 году командовал войсками, которые взяли турецкую крепость Карс. За этот подвиг он получил вторую часть фамилии Карский.

Муравьёв- Карский Н.Н.

Уйдя в отставку в 1856 году, Николай Николаевич поселился в селе Скорняково Задонского уезда, в имении своей жены, где вёл археологические раскопки.

Находки из скорняковских курганов стали одними из первых экспонатов в археологической коллекции Императорского исторического музея.

Предметы эпохи бронзы у села Скорняково
Около села Карамышево Грязинского района обнаружено селение.

В нём три тысячи лет назад жили металлурги-литейщики, плавившие бронзу.

Это свидетельствует о «возрасте» металлургии, которая насчитывает несколько тысяч лет.

Глиняный сосуд эпохи бронзы

из кургана у села Введенка

Задонского района

Наибольшее число открытых памятников в Липецком крае относится к эпохе бронзы, когда наш край был довольно густо заселён.

Вопросы и задания:

1. Какое влияние на жизнь древнейших людей оказывала природа?

Как её изменения влияли на жизнь первобытного общества?

2. *** Как вы думаете, изменение климата способствовало прогрессу или регрессу в развитии человечества?

3. Назовите древнейшие археологические памятники, обнаруженные археологами на территории Липецкой области?

4. Сравните памятники разных эпох. Какие изменения происходили в жизни древних людей?

5.***Какое историческое значение имеют находки в селе Гагарино?

§ 3. Ранний железный век на территории нашей местности



Пришёл археолог однажды к реке,

Какие- то знаки чертил на песке,

Глядел в родниковую ту глубину,

Где тени скользили по зыбкому дну...

Вскипая под солнцем, играла волна,

Цветные стекляшки вздымая со дна!

Река веселилась, как будто она

Смешала эпохи и все времена:

Светились, мерцали, горели, как жар,

Янтарные бусы, кремнёвый кинжал,

Копьё костяное, кремнёвый топор...

Хранила река с незапамятных пор,

Осколки сосуда, серьги завиток,

Окаменевший девонский цветок ...

Леонид Ширнин

Повторите по учебнику истории Отечества материал о кочевых племенах, живших на юге нашей страны.

Где проживали скифские племена? Какие занятия у них были основными?

Почему о них идёт речь на уроке региональной культуры?

Железный век начался в 1 тыс. до н. э. и длился до V века н.э.

С появлением железных орудий труда связано широкое распространение земледелия, которое становится важнейшей отраслью производящего хозяйства.

С возникновением железа каменные орудия исчезли навсегда.

На территории города Липецка обнаружено несколько поселений раннего железного века: Липецкое и Сырское городища.

К древнейшим культурам Верхнего Дона эпохи железа относится также скифская культура, известная по находкам железных кинжалов (акинаков) из курганных погребений в Тербунском, Задон-ском и Усманском районах.


Скифские акинаки

VIII вв. до н.э.

Многочисленные поселения, городища и могильники дают широкое представление о жизни, культуре и погребальном обряде ираноязычных племён, входивших в зону влияния скифов и сарматов, обитавших в юж-

ных степях нашей страны.

На смену скифским племенам в начале нашей эры пришли кочевники-сарматы.

Интересным историческим памятником является сарматский могильник близ села Новоникольское в Данковском районе, изученный в 1960 –1964 гг. ленинградским археологом В. П. Левенком.

Здесь насчитывалось 72 кургана, 30 из них были исследованы.
Документ

Из отчёта Верхнедонской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР и Липецкого областного краеведческого музея о раскопках Новоникольского

могильника.

1962 год

В самом большом изо всей курганной группы, в кургане № 7, было вскрыто небольшое трупосожжение, судя по сопровождающим вещам, мужчины-воина средних лет. Остатки некоторых костей располагались в анатомическом порядке, но немногие кости были смещены. Все кости оказались сильно обожжёнными, что, как увидим дальше, и обусловило их «сохранение». Череп... был раздавлен. У голени ноги находился железный кинжал.



Внизу у ног – два небольших ножа... и 12 железных трёхгранных стрел. У поясницы – медное кольцо и фрагменты железных, сильно окислившихся предметов. В области груди – две бронзовые фибулы, одна из них арбалетовая, другая сплошь бронзовая. Здесь же чёрная красивая блестящая гагатовая бусина. На запястье правой руки бронзовый проволочный браслет... В погребении было самое большое число вещей: кин- жалы, стрелы, железные ножи, браслеты, серебряные зеркальца и сердоликовое ожерелье. Погребенный, вероятно, был вождём местного племени.

Хрестоматия по истории Липецкого края... С.1314.
Смотрите значение незнакомых слов в словаре в конце второй частей учебного пособия.

Бусы. Сердолик.

Новоникольский

могильник
Сенсацией 2004 года стали находки, сделанные при раскопках кургана у села Ленино (бывшее Романово) Липецкого района.

В одном из погребений была захоронена знатная женщина. Её одежда расшита золотым бисером и мелкими золотыми бусинками, украшена штампованными золотыми бляшками. Обнаружен погребальный балдахин с аппликациями из золотой фольги с сюжетами из иранской мифологии. Они выполнены в сарматском «зверином стиле» в виде фигурок оленей и горных козлов, расположенных вокруг центральной фигуры хищной птицы.

Это Фарн мифическая птица удачи и счастья у ираноязычных кочевников.

Покрывало с золотыми



аппликациями. Реконструкция.

Курган у села Ленино
Вопросы и задания:

I. ***Какие находки были обнаружены археологами периода камня и раннего металла? О чём они свидетельствуют?

II. Какие изменения происходили в жизни древних людей?

III. Проверьте себя, выполнив тестовую работу.

За каждые два вопроса, на которые вы ответите правильно, получаете балл.

В итоге: за 1112 баллов отметка «5», за 108 баллов – «4»,

за 75 баллов – «3».
1). Лингвистика – это наука, занимающаяся изучением:

а). прошлого по памятникам материальной культуры;

б). устного народного творчества;

в). языка.
2). Археология наука, изучающая прошлое по:

а). памятникам материальной культуры;

б). произведениям устного народного творчества;

в). развитию языка.
3). Записи происходивших событий, составленных по годам, назывались:

а). летопись;

б). численник;

в). былина.
4). Ледниковый период наступил:

а). 700 тыс. лет назад;

б). 80 тыс. лет назад;

в). 1214 тыс. лет назад.
5). Неравенство в человеческом племени начинает развиваться:

а). с появлением излишков продуктов труда;

б). с усовершенствованием орудий труда;

в). со стремлением старейшин и вождей, жрецов к главенст-

ву среди соплеменников.
6). Расставьте в хронологическом порядке этапы формирования государства:

а). союз племён;

б). род;

в). стадо.
7). Государство – это:

а). организация жизни людей, при которой существует единая система управления на всей территории проживания;

б). объединение людей, связанных кровным родством;

в). объединение людей с целью выживания в суровых климатических условиях.
8). Гагаринская стоянка Задонского района относится к эпохе:

а). железного века;

б). палеолита;

в). бронзового века.
9). К какому периоду относятся могильники в селе Новоникольское Данковского района:

а). к каменному;

б). к бронзовому;

в). к железному?
10). О каком периоде истории говорят находки в могильнике у села Ленино:

а). каменного века;

б). железного века;

в). бронзового века ?
11). Где находится археологический памятник Липецкое Озеро:

а). в городе Липецке,

б). в Липецком районе?
12). Где было обнаружено покрывало с золотыми аппликациями , с изобра- жением птицы счастья и удачи Фарн:

а). в Романово Лебедянского района;

б). в Ленино (Романово) Липецкого района;

в). в Липецке.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconУчебники и учебные пособия. Л детская литература: Учебное пособие для учащихся педагогических уч
Детская литература: Учебное пособие для учащихся педагогических уч. /Под ред. Е. Е. Зубаревой – М., 1985

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconУчебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений
Сыромятников И. В. Терроризм – зло: учебное пособие для учащихся старшей ступени общеобразовательных учреждений / Под ред. А. Г....

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconКоллекция русских словарей (9-11 кл.)
Ресурс объединяет в себе различные классы: словарь и справочное пособие, методическое пособие для учителя и учебное пособие для учащихся,...

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconУчебник и учебное пособие Информационное письмо рио 10. 01. 2014...
Учебное издание издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной...

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconИстория поместных
Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов средних и высших учебных заведений духовного профиля, учащихся старших...

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconУчебное пособие Тамбов 2002 г. Авторы составители: Кузьмина Н. В,...
Учебное пособие «Создание Web-сайтов» предназначено для слушателей курсов повышения квалификации на базе Тамбовского рц фио по программе...

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconУчебное пособие Издательство «Самарский университет»
Учебное пособие предназначено для студентов, преподавателей, для всех, интересующихся историей

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconПсихология Учебное пособие
Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения и обучающихся в сокращенные сроки

Учебное пособие для учащихся 6 и 7 классов iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса по...
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную