Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю






Скачать 392.5 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю
страница1/2
Дата публикации18.07.2015
Размер392.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
l.120-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова

Учебно-методический комплекс по дисциплине

ДПП.В.01 Социальная история России в конце XIX – начале ХХ вв.

Утверждаю

Зав. Кафедрой

_____________

Юрьев А.И.
Факультет: исторический

Специальность: 050401 «История»

Кафедра Отечественной истории
Составитель: к.и.н., доц. Сергованцев Д.Н.

Москва

2013
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова».


Утверждаю зав. кафедрой

______________________

Юрьев А.И.

Решение заседания кафедры

Протокол № 1

от 28 августа 2013 года
Рабочая учебная программа по дисциплине

ДПП.В.01 Социальная история России в конце XIX – начале ХХ вв.
Факультет: исторический

Специальность: 050401 «История»

Кафедра отечественной истории
Составитель:

к.и.н., доц. Сергованцев Д.Н.

Москва

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.Учебная программа дисциплины отсутствует в связи с тем, что она представляет собой курс по выбору студентов.
Цель и задачи курса.

Целью курса является изучение социальных аспектов российского исторического процесса конца XIX – начала ХХ веков.

Задачи курса:

- изучение литературы и источников по социальной истории России рубежа XIX – ХХ вв.;

- рассмотрение истории важнейших социальных стратов населения Российской империи;

- анализ демографических, национально-конфессиональных, гендерных, возрастных, социально-психологических и иных процессов, происходивших в позднеимперской России.
Требования к уровню освоения содержания курса.

Студенты должны:

- владеть основной терминологией социальной истории;

- знать основные положения общей историографии и историографии основных социальных групп позднеимперской России;

- иметь представление об основных группах и видах источников, навыках их анализа;

- овладеть определенной суммой фактологических сведений.

2. Объём дисциплины и виды данной работы по очной форме обучения.

Факультет исторический, направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторные

Самостоятельная работа

История России

Социальная история России в конце XIX – начале XX.

Лекции

25

19

7

Лекции

15

15

8

Практические занятия

10




7







Практические занятия

16




8







Итоговый контроль – зачёт 8







Общий объём часов дисциплины

66

34

100



2.1. Объём дисциплины и виды данной работы по очно-заочной форме обучения.

Факультет исторический, направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторные

Самостоятельная работа

История России

Социальная история России в конце XIX – начале XX.

Лекции

5

60

7

Лекции

4




8

Практические занятия

14

17

8







Итоговый контроль – зачёт 8







Общий объём часов дисциплины

23

77

100


2.2. Объём дисциплины и виды данной работы по заочной форме обучения.

Факультет исторический, направление

Название дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Семестр

Аудиторные

Самостоятельная работа

История России

Социальная история России в конце XIX – начале XX.

Лекции

10

84

7

Практические занятия

6




7







Итоговый контроль – зачёт 7







Общий объём часов дисциплины

16

84

100


3. Содержание дисциплины.

3.1 Разделы дисциплины и виды учебной работы по очной форме обучения.

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия

1

Введение в дисциплину

3

2

2

Население России конца XIX – начала ХХ вв.

5

3

3

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

5

3

4

Политическая элита и бюрократия.

5

3

5

Российское дворянство.

3

2

6

Российская буржуазия.

4

3

7

Российская интеллигенция.

3

2

8

Рабочий класс России.

4

3

9

Российское крестьянство.

5

3

10

Заключение.

3

2

Итого:

40

26

3.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной форме обучения.

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия

1

Введение в дисциплину







2

Население России конца XIX – начала ХХ вв.

1

1

3

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

1

2

4

Политическая элита и бюрократия.

1

1

5

Российское дворянство.

1

2

6

Российская буржуазия.

1

1

7

Российская интеллигенция.

1

2

8

Рабочий класс России.

1

1

9

Российское крестьянство.

1

2

10

Заключение.

1

2

Итого:

9

14


3.2. Разделы дисциплины и виды учебной работы по заочной форме обучения.

№ п/п

Тематический план

Лекции

Практические занятия

1

Введение в дисциплину

1




2

Население России конца XIX – начала ХХ вв.

1

1

3

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

1




4

Политическая элита и бюрократия.

1

1

5

Российское дворянство.

1




6

Российская буржуазия.

1

1

7

Российская интеллигенция.

1

1

8

Рабочий класс России.

1

1

9

Российское крестьянство.

1

1

10

Заключение.

1




Итого:

10

6


Рекомендуемая литература

Основная

Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. 2007.

Желтова В.П., Иванова Н.А. Сословно – классовая структура Российской империи XIX – начала ХХ вв.». М., Наука, 2005.

Земцов Б. Н. Социальные и психологические процессы в России начала 20 в. Учебное пособие. М., МГТУ, 1997.

Милов Л. В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.

Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (17 – начало 20 вв.). Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 тт. 2001.

Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.) М., 1956.
Дополнительная
Боханов А. Н. Крупная буржуазия России: конец 19 – 1914. М., 1992.

Боханов А. Н. Деловая элита России 1914 г. М., 1994.

Волобуев П. В. Пролетариат и буржуазия России в 1917 г. М., 1964.

Иванов А. Е. Студенчество России конца 19 – начала 20 века. Социально-историческая судьба. М., 1999.

Иванова Н. А. Структура рабочего класса России. 1910-1914. М., 1987.

Кабытов П. С. Русское крестьянство в начале ХХ века. Самара, 1999.

Карелин А. П. Дворянство в пореформенной России. 1864-1904. М., 1979.

Лаверычев В. Я. Крупная буржуазия в пореформенной России. 1861-1900. М., 1974.

Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900-1917 гг. М., 1981.

Лобачёв Г. В. Самодержец и Россия: образ царя в массовом сознании россиян: (конец 19 – начало 20 вв.) Саратов, 1999.

Предпринимательство и предприниматели России: От истоков до начала ХХ века. М., 1997.

Таршис Е. Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. М., 1999.
Средства обеспечения освоения дисциплины
Карпачев С. П. Социальная история России конца XIX – начала ХХ веков. Материалы к спецкурсу и спецсеминару. Вып. 1. М.: Редакционно – издательский центр «Альфа», 2001.

Справочники по истории дореволюционной России / ред. П. А. Зайончковский. М., 1978.

История России в дневниках и воспоминаниях. Т. 3 -4. М., 1978 – 1983.

Фонды Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки.

Фонды исторических архивов (ГАРФ, ЦИАМ, РГАЛИ, НИОР РГБ и др.)

Содержание итогового и промежуточного контроля
Итоговый контроль проводится в форме зачета в 8 семестре. Промежуточный контроль проводится на семинарских занятиях, а также в рамках контроля за самостоятельной работой студентов.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Выбор темы исследования.

Составление библиографии исследования.

Выявление источников по теме исследования.

Составление плана исследования.

Разработка историографии проблемы.

Анализ выявленных и используемых источников.

Подготовка текста работы.

Подготовка выводов по теме исследования.

Подготовка выступления с рефератом работы.
Примерный перечень вопросов к зачету.
Предмет социальной истории.

Инструментарий изучения социальной истории.

Общая историография социальной истории России конца XIX – начала ХХ вв.

Характеристика источников по социальной истории России конца XIX – начала ХХ вв.

Экономическое развитие России конца XIX – начала ХХ вв. Общая характеристика.

Население России конца XIX – начала ХХ вв. Общая характеристика. Литература источники.

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

Политическая элита и бюрократия. Общая характеристика. Литература источники.

Российское дворянство. Общая характеристика. Литература источники.

Российская буржуазия. Общая характеристика. Литература источники.

Российская интеллигенция. Общая характеристика. Литература источники.

Рабочий класс России. Общая характеристика. Литература источники.

Российское крестьянство. Общая характеристика. Литература источники.

Примерная тематика сообщений, докладов и рефератов.

Российская бюрократия и её представители.

Профессиональный, территориальный, социально-психологический аспекты изучения российской бюрократии.

Российское дворянство. Региональный, социально-психологический, ментальный аспекты.

Российская буржуазия и её представители.

Региональный, профессиональный, социально-психологический аспекты изучения российской буржуазии.

Российская интеллигенция и её представители.

Региональный, профессиональный, социально-психологический, ментальный аспекты изучения российской интеллигенции.

Рабочий класс России. Территориальный, профессиональный и проч. аспекты изучения.

Российское крестьянство. Территориальный, социально-психологический, ментальный аспекты изучения.

Быт различных социальных слоёв российского общества.

Семья и семейные отношения.

Положение и роль женщины в русском обществе.

Гендерные аспекты социальной истории России рубежа XIX – ХХ вв.

Национально-конфессиональные аспекты изучения социальной истории России рубежа XIX – ХХ вв.


6. Аудиторные занятия и методика организации самостоятельной работы.

6.1. Календарно-тематический план дисциплины по выбору Социальная история России в конце XIX – начале ХХ вв.

Форма обучения – очная

Направление

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Календарные сроки выполнения

Лекции

Практические занятия

Сам. работа

Историческое

Введение в дисциплину

3

3

2

2

Сентябрь

Население России конца XIX – начала ХХ вв.

12

5

3

4

Сентябрь; февраль

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

12

5

3

4

Сентябрь; февраль

Политическая элита и бюрократия.

12

5

3

2

Октябрь; март

Российское дворянство.

12

3

2

4

Октябрь; март

Российская буржуазия.

12

4

3

4

Октябрь; апрель

Российская интеллигенция.

11

3

2

4

Ноябрь; август

Рабочий класс России.

11

4

3

4

Ноябрь; май

Российское крестьянство.

12

5

3

4

Декабрь; июнь

Заключение.

3

3

2

2

Апрель; июнь

Итого:

100

40

26

34





Форма обучения – очно-заочная

Направление

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Календарные сроки выполнения

Лекции

Практические занятия

Сам. работа

Историческое

Введение в дисциплину

3







2

Сентябрь

Население России конца XIX – начала ХХ вв.

10

1

1

10

Сентябрь; февраль

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

12

1

2

8

Сентябрь; февраль

Политическая элита и бюрократия.

12

1

1

10

Октябрь; март

Российское дворянство.

12

1

2

8

Октябрь; март

Российская буржуазия.

12

1

1

10


Октябрь; апрель

Российская интеллигенция.

12

1

2

8

Ноябрь; август

Рабочий класс России.

12

1

1

10

Ноябрь; май

Российское крестьянство.

12

1

2

8

Декабрь; июнь

Заключение.

3

1

2

3

Апрель; июнь

Итого:

100

9

14

77





Форма обучения – заочная

Направление

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Календарные сроки выполнения

Лекции

Практические занятия

Сам. работа

Историческое

Введение в дисциплину

3

1




2

Сентябрь

Население России конца XIX – начала ХХ вв.

12

1

1

10

Сентябрь; февраль

Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

12

1

1

8

Сентябрь; февраль

Политическая элита и бюрократия.

12

1




10

Октябрь; март

Российское дворянство.

12

1

1

8

Октябрь; март

Российская буржуазия

12

1




12

Октябрь; апрель

Российская интеллигенция.

11

1

1

12

Ноябрь; август

Рабочий класс России.

11

1

1

12

Ноябрь; май

Российское крестьянство.

12

1

1

8

Декабрь; июнь

Заключение.

3

1

-

2

Апрель; июнь

Итого:

100

10

6

84





7. Организация самостоятельной работы студентов.

7.1. График организации самостоятельной работы студентов
Факультет – исторический

Дисциплина по выбору – Социальная история России в конце XIX – начале ХХ вв.

Курс – 7, 8 семестр 4 курса очного отделения



Направление

Тема самостоятельной работы

Форма отчёта по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

Первое полугодие

(7 семестр)




сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь




Введение в дисциплину

собеседование




20,9 – 30,9










Население России конца XIX – начала ХХ вв.

собеседование







1,10 – 15,10







Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

реферат







16,10 – 31,10







Политическая элита и бюрократия.

сообщение










1,11 – 15,11




Российское дворянство.

собеседование










15,11 – 30,11




Российская буржуазия.

собеседование













1,12 – 31,12

Направление

Тема самостоятельной работы

Форма отчёта по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

Второе полугодие

(8 семестр)

февраль

март

апрель

май

Июнь




Российская интеллигенция.

собеседование

10,2 – 28,2

28,2 – 30,3










Рабочий класс России.

собеседование







1,4 – 30,3







Российское крестьянство.

Реферат










1.05 – 30.05




Заключение.

собеседование













1,6 – 15,6


Факультет – исторический

Дисциплина по выбору – Социальная история России в конце XIX – начале ХХ вв.

Курс – 7, 8 семестр 4 курса очно-заочного отделения



Направление

Тема самостоятельной работы

Форма отчёта по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

Первое полугодие

(7 семестр)




сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь




Введение в дисциплину

собеседование




20,9 – 30,9










Население России конца XIX – начала ХХ вв.

собеседование







1,10 – 15,10







Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

собеседование







16,10 – 31,10







Политическая элита и бюрократия.

сообщение










1,11 – 15,11




Российское дворянство.

собеседование










15,11 – 30,11




Российская буржуазия.

собеседование













1,12 – 31,12

Направление

Тема самостоятельной работы

Форма отчёта по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

Второе полугодие

(8 семестр)

февраль

март

апрель

май

Июнь




Российская интеллигенция.

собеседование

10,2 – 28,2

28,2 – 30,3










Рабочий класс России.

собеседование







1,4 – 30,3







Российское крестьянство.

Реферат










1.05 – 30.05




Заключение.

собеседование













1,6 – 15,6

Факультет – исторический

Дисциплина по выбору – Социальная история России в конце XIX – начале ХХ вв.

Курс – 7 семестр 4 курса заочного отделения


Направление

Тема самостоятельной работы

Форма отчёта по самостоятельной работе

Планируемые сроки выполнения

Второе полугодие

(8 семестр)

февраль

март

апрель

май

Июнь




Введение в дисциплину.

собеседование

10,2 – 28,2

28,2 – 30,3










Основные тенденции изменения демографической ситуации в стране.

собеседование







1.04 – 15.04







Российское дворянство и буржуазия.

Собеседование










1.05 – 15.05




Российская интеллигенция.

Собеседование













1,6 – 15,6




Рабочий класс России.

Сообщение







16.04 – 30.04










Российское крестьянство.

Реферат










16.05 – 31.05





Самостоятельная работа студентов организуется следующим образом

  1. на самостоятельное изучение выносятся все темы дисциплины по выбору;

  2. для работы на практических занятиях студентом даются учебные задания, выполнение которых позволяет им подробнее изучить рассматриваемую тему;

  3. для самостоятельной работы во внеаудиторное время студенты получают задания, выполнение которых даёт возможность дополнить, конкретизировать знания, полученные в ходе лекционных и практических занятий.


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
- систематическая работа на лекциях и практических занятиях;

- выполнение рекомендаций и требований преподавателя по поиску и технике работы с литературой, справочными материалами и источниками;

- комплексное изучение выявленной литературы и источников;

- систематическое изучение научной периодики, в частности, журналов «Отечественная история», «Вопросы истории» и др.;

- освоение методологии, методики, техники подготовки учебно – исследовательской работы;

- регулярные выступления на семинарских занятиях, научных студенческих конференциях;

- регулярные консультации с преподавателем, проведение межсессионной аттестации;

- освоение техники оформления учебно – исследовательской работы.
3. Содержание разделов дисциплины. Тематический план лекций.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 02 «История стран...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-тематический план занятий по дисциплине «История регионов и народов мира»
Учебно методический комплекс по дисциплине «История регионов и народов России» вид дисциплины опд

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха
Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс дисциплины история зарубежной литературы...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс дисциплины история зарубежной литературы...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс дисциплины история зарубежной литературы...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История психологии»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, содержание практических...

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права Республики Башкортостан»
Учебно-методический комплекс предназначена для студентов багсу, обучающихся по специальности 030501- «юриспруденция»

Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 01 Социальная история России в конце XIX начале ХХ вв. Утверждаю iconУчебно-методический комплекс. Тюмень: тгимэуп, 2007. с. Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную