Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации






НазваниеМинистерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации
страница1/8
Дата публикации19.07.2015
Размер0.93 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
l.120-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство Министерство

Экономического образования


Развития и торговли Российской Федерации

Российской Федерации

Государственный университет –


Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии,

Отделение деловой политической журналистики

Программа дисциплины

Политическая история –1 (часть 1)


для направления 520900- Политология

2-я ступень высшего профессионального образования

и

для специальности 020200-Политология

3-я ступень высшего профессионального образования
Автор программы Васильев Л.С.

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании

политологии кафедры всеобщей и отечественной

истории
Председатель Зав. кафедрой
_________________ Шомина Е.С ________________Васильев Л.С.
«___» ____________ 2004 г. «26» января 2004 г.


Утверждено УС факультета
Прикладной политологии

Ученый секретарь

«___» ____________ 2004 г.


Москва - 2004



ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ 1 (ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ)
Пояснительная записка.
Автор программы: доктор исторических наук, профессор Васильев Леонид Сергеевич.
Требования к студентам: Приступая к изучению политической истории, студент должен:

  • иметь общее представление о крупнейших исторических эпохах и цивилизационных общностях древности и средневековья,

  • знать основные концепции исторического развития человечества, хронологические рамки и периодизацию основных эпох и наиболее значительных процессов в объёме средней общеобразовательной школы,

  • уметь работать с учебной и справочной литературой,

  • обладать навыками написания письменных работ, знать основы научной критики письменных источников.



Аннотация
Политическая история как социогуманитарная научная дисциплина является необходимой составляющей подготовки специалистов во всех областях человеческой деятельности в силу растущей роли политики, политических отношений в жизни общества. Не осмыслив политическую историю, невозможно сформулировать гражданскую позицию. Знание политической истории позволяет осознанно делать политический выбор и участвовать во властных отношениях и политической жизни в целом.

Вместе с тем важно принять во внимание, что политическая история – интегральная часть всеобщей истории, что особенно заметно на ранних ее этапах. Поэтому – и учитывая увеличение объема лекционного курса против намеченного плана («Аннотированный указатель учебных курсов на 2003-2004 уч. год, ГУ-ВШЭ, факультет прикладной политологии, Москва, 2003, стр. 13-14, автор Н.А.Родионова) - в содержание его была включена не только политическая история, но и вся всеобщая история древности и средневековья. Это, вне всяких сомнений, способствовало лучшему усвоению и собственно политических проблем, таких, как политогенез, различные события политической истории. Знакомство со всеобщей историей древности и средневековья позволило более четко провести имеющее важное значение сравнение политической структуры классического традиционного Востока с принципиально иной структурой античного полиса и политической историей в усвоившей основы античной традиции средневековой Европе.
Курс в 2003-4 учебном. году состоял из 4 частей:
Часть первая - «История как наука. Исторический процесс. Историософия. Древний Восток»

Часть вторая - «Античность – основа европейской цивилизации.»

Часть третья - «Крушение Рима, Византия и страны Востока в средние века.»

Часть четвёртая - «Европа в средневековье».
Первая часть курса включала лекции, посвященные истории как науке, краткой характеристике исторического процесса, оценке этого процесса в глубокой доисторической древности (антропо- и социогенез) и детальному анализу проблемы политогенеза, начиная с феномена власти-собственности. Далее в качестве иллюстрации было прояитано несколько лекций о древневосточных странах (Египет, Двуречье, Индия и Китай).

Вторая часть курса была посвящена рассмотрению проблем генезиса античного пути развития. Начиная с цивилизации Крита и Микен, с оценки гомеровского эпоса и нашествия греков-дорийцев с последовавшим за этим периодом нескольких так называемых «темных веков», в ряде лекций были затронуты проблемы генезиса древнегреческого полиса на территории самой Греции и в районах, освоенных греками в результате колонизации. Особое внимание было уделено сущности полиса как гражданско-правовой структуры, основанной на принципах свободы и собственности граждан, что резко противостояло классическому Востоку с его государями и подданными, лишенными свободы, незнакомых с демократическими нормами и процедурами, с охраняемой выборной гражданами администрацией их частной собственности. В лекциях было рассказано также о различиях в типах греческого полиса (Афины и Спарта), о политической борьбе в полисах, особенно в Афинах, о греко-персидских войнах и завоеваниях Александра на Ближнем Востоке, что сопровождалось становлением длительной эпохи эллинизма.

Лекции, посвященные древнеримской республике и империи, как наследников приходившего в упадок древнегреческого мира, начинались с доантичной истории Европы. Было рассказано об этрусках и кельтах, населявших Европу до римлян. Далее говорилось о возникновении Рима и его политической экспансии на территории большей части Европы, Ближнего Востока и Африки (Карфаген, Египет). Немало внимания было уделено также внутренней борьбе в самом Риме, включая политическую борьбу за власть между патрициями и плебеями, стремление италиков и некоторых других частей населения огромного государства к уравнению их в правах с римскими гражданами. Завершающая часть этой темы - кризис империи.

Третья часть курса была посвящена событиям на средневековом Востоке после крушения Рима. Здесь прежде всего было рассказано о перенесении центра империи на Восток и о тесно связанной с этим истории Византии и христианства как господствующей религии позднего Рима. В этой связи была затронута и ранняя истории Руси, многое заимствовавшей у Византии. В этой же части курса были прочитаны лекции об арабских завоеваниях, средневековых тюрках и персах, Индии и Китае, Индокитае и Юго-Восточной Азии, Кореи и Японии, Африки и доколумбовой Америки.

В последней четвёртой части курса основное внимание было сконцентрировано на истории средневековой Европе, начиная с Великого переселения народов, приведшего к гибели Рима, и кончая эпохой Возрождения, Реформации и Великих географических открытий. В лекциях этой части было обращено особое внимание на христианизацию и романизацию варварской Европы. Была затронута проблема политической структуры средневековья, начиная с объяснения явления феодализма и кончая возникновением европейских государств. Большое внимание было уделено политической борьбе королей с папством, а также роли городов, где более всего проявили себя античные традиции с их идеями гражданства, частной собственности, самоуправления, правовой культуры и многими другими важными элементами, позволившими экономическому и политическому развитию средневековой Европы, а также расцвету ее культуры, включая искусство, архитектуру и науку.
Параллельно с курсом лекций проводились семинарские занятия, которые вела доц. Н.А.Родионова. Самостоятельная работа студента, помимо освоения теоретического материала и подготовки к семинарским занятиям, предполагала подготовку докладов и написание реферата. Список тем для написания реферата прилагается ниже.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен :

  • знать учебный материал в объёме, предусмотренном данной программой;

  • овладеть навыками поиска и систематизации исторической информации, её электронной обработки, активно участвовать в обсуждении исторических проблем, уметь определять узловые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам и использовать исторические сведения, почерпнутые как из лекций, так и из рекомендуемой библиографии, для её аргументации;

  • уметь анализировать исторические источники, делать заключение об их достоверности, ценности, соотносить данные различных источников; реконструировать образ исторической реальности на основе выявленных причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) того либо иного исторического явления, творчески применять знания, уметь использовать их в новые ситуации;

  • иметь представление о сущности власти и политической жизни, об эволюции социально-политических структур общества, о системах отношений власти, общества и личности в разных исторических общностях, о человеке в истории.


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки :

  • текущий контроль, помимо опросов на практических занятиях, включает написание реферата, подготовку докладов для семинарских занятий;

  • итоговый контроль представляет собой сдачу зачёта (I, II модуль)

  • итоговая оценка складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и ответа на зачёте.

Оценка есть определение и выражение степени усвоения студентами знаний, умений и навыков, установленных программой. Оценка формируется из следующих показателей:

  • Реферат – 0,25

  • Домашнее задание – 0,30

  • Посещаемость - 0,20

  • Зачёт - 0,25

Оценка учитывает объём, глубину, осознанность усвоения и прочность знаний, умение анализировать и обобщать материал, выдвигать основные тезисы, располагать их в логической последовательности, подбирать необходимые и достаточные аргументы для их обоснования.

Тематический план учебной дисциплины:

Курс читается на первом курсе факультета прикладной политологии (для журналистов и политологов) и составляет 116 аудиторных часов. Он рассчитан на два модуля и включает лекционные (78 часов) и семинарские занятия (38 часов). Самостоятельная работа студентов состоит из написания реферата. Второй модуль завершается сдачей зачёта.

Авторский подход к периодизации изучаемого курса и к содержанию того или иного периода с точки зрения политических процессов обусловил, в свою очередь, тематический расчёт часов по темам.




Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самост. работа










Лекции

Сем. занят.




1


История как наука и ее место в системе гуманитарных наук. Политическая история как часть истории и особый объект научного анализа


1

1







2

Источник и историография. Историософия как осмысление исторического процесса и его закономерностей

6

2

1

3

3

Антропо- и социогенез


5

1

1

3

4

. Неолитическая революция и феномен фундаментальных открытий

5

2




3

5

Политогенез. Практика редистрибуции и система власти-собственности

6

2

1

3

6

. Государство как форма самоорганизации общества

6

2

1

3

7

Особенности политической истории Древнего Египта


6

2

1

3

8

Особенности политической истории Месопотамии

6

2

1

3

9

Древняя Индия: становление основ социальной структуры и политической системы.

6

2

1

3

10

Древний Китай: формирование основ государства и общества.

6

2

1

3

11

. Государство и общество на Востоке.


6

2

1

3

12

Доантичная (Крит, Микены), дорийская и античная Греция. Полис как уникальная форма социально-политической структуры.


6

2

1

3

13

Афинская демократия и спартанская олигархия как типы полисной организации.

Политическая борьба в Афинах.

6

2

1

3

14

Александр Македонский и его завоевания. Особенности политического развития Греции в эллинистическую эпоху (336 – 30-е гг. до н.э.).


16

6

4

6

15

Европа до римлян. Рим царской эпохи (VIII –VI вв. до н. э.) и периода ранней республики (VI – первой половины III вв. до н. э.)


7

2

1

4

16

Рим периода поздней республики (II – I вв. до н. э.). Карфаген. Рим на Востоке.

8

2

2

4

17

Императорский период в истории Рима (I – V вв. н.э.). Цезарь и Август. «Золотой век» и начало кризиса империи

8

2

2

4

18

Восточная Римская (Византийская империя): между Востоком и Западом. Христианская церковь в Византии.


8

2

2

4

19

. Восточные славяне. Проблемы политогенеза на Руси. Ранняя история Руси.

6

2




4

20

Арабы и ислам. Образование Арабского халифата. Империя Османов и Иран

12

4

2

6

21

Средневековая Индия до ислама (VI –ХIIвв.) и под властью мусульманских правителей


7

2

1

4

22

Средневековый Китай


7

2

1

4

23

. Индокитай и Юго-Восточная Азия

7

2

1

4

24

. Корея и Япония


7

2

1

4

25

Средневековая Африка и Америка до Колумба

7

2

1

4

26

Западная Европа в V- первая половина. Х в. Великое переселение народов и варварские королевства. Начало формирования западноевропейских национально-этнических консолидаций

12

4

2

6

27

. Политическое значение города как нового явления в жизни Западной Европы

8

3

1

4

28

Церковь и государство в средневековом обществе.


8

3

1

4

29

Западная Европа в ХI –ХVвв. Становление сословно- представительной монархии.


14

6

2

6

30

Цивилизации Запада и Востока. Попытки синтеза..


11

4

1

6

31

Ренессанс в Европе. Великие географические открытия. Церковная реформация. Протокапитализм и начало дефеодализации Европы.

12

4

2

6


ИТОГО: 236 78 38 120

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Афанасьев М. П. Государственный финансовый контроль (материалы к лекциям), М., Вшэ, 2001

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconМинистерство экономического развития российской федерации
Председателя Правительства Российской Федерации А. В. Дворковичем 10 августа 2013 г. N 4760п-П10, и постановление Правительства Российской...

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации...
Целью изучения курса «Валютно-кредитный рынок России» является формирование у слушателей комплексного представления о закономерностях...

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconРоссийской Федерации Министерство культуры Российской федерации Министерство...
Материалы для подготовки к государственному теоретическому междисциплинарному экзамену

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Дисциплина «Химия» относится к естественнонаучному циклу дисциплин по специальности Стоматология высшего профессионального медицинского...

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Периодический обзор инновационной деятельности стран-лидеров инновационного развития в Европе, Северной Америке и Азии №1. Министерство...

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. N 1563 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2015 г.,...

Министерство Министерство Экономического образования Развития и торговли Российской Федерации Российской Федерации iconРоссийской федерации министерство здравоохранения и социального развития российской федерации
Основная образовательная программа послевузовского профессионального образования включает в себя учебный план, рабочие программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную