Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История»






Скачать 244.25 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
страница1/3
Дата публикации26.07.2015
Размер244.25 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
l.120-bal.ru > История > Программа дисциплины
  1   2   3



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»


Факультет истории

Программа курса по выбору

Церковь, государство, общество

в Европе, XIXIX в.

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра
Автор программы:
профессор М.В. Дмитриев

Одобрена на заседании кафедры ……………………….

«__»____________2014 г.

Зав. кафедрой ……………………………….
Рекомендована секцией УМС по истории, «__»____________2014 г.

председатель Е.Б.Смилянская
Утверждена УС факультета истории, «__»____________2014 г.

ученый секретарь О.С. Воскобойников


Москва, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.



  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Церковь, государство, общество в Европе (XI – XIX вв.) ».

Программа разработана в соответствии

со стандартом НИУ ВШЭ;

с образовательной программой

с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата


  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Церковь, государство, общество в истории России и «латинской» Европы (XI – XIX вв.) » являются:

  • Ознакомление студентов с основной проблематикой, ключевыми понятиями и историографией данной области исторических знаний, а также с основными типами источников для изучения данной проблематики.

  • Формирование у студентов навыков сравнительного исследования истории европейских обществ.

  • Способствование формирования у студентов мировоззрения, способного к критическому взгляду на религиозные традиции.

  • Главная задача курса: помочь студентам разобраться в том, в чём состоят культурно релевантные конфессиональные особенности западнохристианских традиций (католицизм и протестантские конфессии) во сравнению с восточнохристианскими (византийско-славянское православие), и в чем состоит влияние этих конфессиональных факторов как на государственно-политическую эволюцию стран Европы (на примере, главным образом, Франции и отчасти, Германии и Польши), так и на историю обществ в «латинской» части Европы в XI – XIX вв.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения данного курса студент должен

  1. Во-первых, понять и уметь объяснить, в чем состоит проблематика сравнительного изучения истории западной конфессионально-культурной традиции (на примерах из истории Франции, Германии, Польши) как фактора развития государств, социальных связей и культур соответствующих обществ Европы; эта тема предполагает, в частности, ознакомление с той традицией исследований, которая обыкновенно связывается с именем Макса Вебера.

  2. Во-вторых, уметь увидеть – во время запланированных семинаров - в ходе анализа отдельных памятников позднего средневековья и нового времени, а также при внимательном изучении ряда конкретно-исторических ситуаций, - насколько и в чём именно схожи и насколько и в чём именно различны католические, протестантские и православные конфессионально-культурные традиции;

  3. В-третьих, ближе познакомиться с некоторыми прикладными аспектами методологии исторического исследования – применительно к сравнительной истории европейских религиозных традиций и их политической, социальной и культурной функции в эволюции России, Франции, Польши.

  4. Уметь представить, как использовать разные категории источников по данной проблематике в теоретических и практических исследованиях общего характера.


Курс будет проходить в формате курса-семинара, а это значит, что студенты должны еженедельно прочитывать рекомендованные к очередному занятию источники, статьи, главы из монографий и подготавливать ответы на поставленные заранее вопросы. Материалы для чтения будут, как правило, доступны в Интернете или предоставляться в виде файлов в формате pdf. Каждый семинар и каждая лекция будут сопровождаться подробным письменным планом, все основные пункты которого студенты должны уметь осветить в зачетной письменной работе или во время устного ответа.
Невозможно поставить целью дать систематическое освещение поставленных в курсе проблем, и поэтому тема закономерностей, механизмов, различий и сходств в моделях взаимодействия церквей, государств и обществ Европы рассматривается в нескольких измерениях и на основе ряда примеров и case studies.
Подход к истории религиозных традиций Европы и истории самой Европы – принципиально внеконфессиональный и внеаксиологический, то есть христианские традиции понимаются как культурные конструкты в ряду многих других. Европа понимается как географическое пространство от Урала до Атлантики. Под Средними веками понимается период до открытия Америки Колумбом; под Новым временем – XVI - XIX вв.
Курс опирается на результаты широкой международной исследовательской программы «Влияние православия и западного христианства на общества. Сравнительный подход» (1992-2014, информация – на сайте Центра украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ – www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel ).
Во время экзамена/зачета студенты должны будут проанализировать одну из проблем, изученных в спецкурсе (на основе прочитанной литературы, источников, материалов лекций и дополнительной самостоятельной работы), и проинтерпретировать один из изученных источников. Второй вопрос из программы (по выбору студента) курса должен быть освещен в кратком письменном эссе (8-10 страниц, но не более 20 000 знаков, включая пробелы).
Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Церковь, государство, общество в Европе (XI – XIX вв.)» осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способность выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б3, СК –Б6

Студент демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

СК-Б7, СК-Б11

Студент демонстрирует способность проводить исторические сопоставления на материалах истории христианства в Европе различных эпох, а также выступать с представлением результатов своей работы на конференциях и участвовать в дискуссиях; представляет результаты анализа историографии

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы

СЛК-7

Студент способен анализировать социально-значимые аспекты исторической траектории отношений церквей, государств и обществ Европы

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия.


СЛК-8

Студент демонстрирует способность без предубеждения анализировать религиозные традиции европейских обществ.

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность к критическому восприятию концепций различных научных школ исторической науки

ПК-8

Студент может критически воспринимать и анализировать различные подходы к проблемам истории христианства в общеисторическом контексте.

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.

Способность работать с информацией из различных типов и видов источников

ИК- Б 1.1- 2.1_2.2_2.3_2.4.1_2.4.2_2.5.2_2.6_4.1._4.3

Студент анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины.

Лекции, дискуссии и доклады на семинарах, итоговый экзамен-собеседование, анализ источников, обсуждение эссе.



  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы



Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин вариативной части четвертого года обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («История Средних веков и раннего Нового времени», «Политические проекты ХХ века», «Социальная история нового и новейшего времени», ) так и вариативной части («Историческая этнология») образовательной программы.

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

• Умение работать с первоисточниками.

• Знакомство с различными типами источников

• Хорошее знание основных закономерностей и проблем всемирной истории, прежде всего, истории нового и новейшего времени.

• Знакомство с религиозными традициями, идеологическими течениями и политическими доктринами античности, средних веков, нового и новейшего времени.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Сравнительная история империй нового и новейшего времени», «Политические проекты ХХ века», «Социальная история нового и новейшего времени», «История международных отношений в ХХ в», «Историческая этнология».



  1. Тематический план учебной дисциплины «Церковь, государство, общество в Европе, XI – XIX вв.» (20 часов лекции, 20 часов семинары, 40 часов самостоятельная работа; 4-й год обучения в бакалавриате, 1-й модуль)





Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел


Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Базовые нормативные особенности западного христианства. Какое значение этот фактор имеет в анализе исторического опыта Европы?

Кафедра политической истории

4

4




2

Церковь и государство, светское и религиозное, теория «двух мечей» и «теория симфонии» в политической культуре «латинского» Запада и византийского мира в средние века.

Библия и «священная война»: вытекает ли второе из первого? Религиозное насилие в истории христианской культуры средневековой Европы: проблематика, компаративные аспекты, перспективы изучения.


Кафедра политической истории

16

8

8

3.

Протестантская Реформация в истории государств и обществ «латинской» Европы (Франция, Германия и Польша) в XVI - XVII вв.: как и почему? Мартин Лютер и Жан Кальвин: два лика протестантизма.

Католическая Реформа в истории государств и обществ «латинской» Европы (Франция, Германия и Польша) в XVI - XVII вв.: как и почему? Тридентский собор как рубеж в истории «латинской» Европы.

Кафедра политической истории

16

8

8

4

Католицизм, протестантизм и “социальное дисциплинирование» (Sozialdisziplinierung) в истории «латинской» Европы (Франция, Германия, Польша), XVIXVIII вв.


Кафедра политической истории

8

4

4

5

Родился ли капитализм из протестантской этики? Проблема корреляций между конфессиональными факторами и «капиталистической» модернизацией Европы.
Католицизм, протестантизм и модернизаицонные процессы в истории Европы, XVIXIX вв.

Кафедра политической истории

14

6

8

6.

Католицизм, протестантизм и «национальные» государства в истории «латинской» Европы, XVIXIX вв.

Кафедра политической истории

8

4

4

7.

«Конфессионализация»: понятие, реалии, функции в истории «латинской» Европы. Католическая конфессионализация в Польше XVII - XVIII вв.: механизмы и результаты.

Католическая конфессионализация в истории Белоруссии и Украины XVII - XVIII вв.: Брестская церковная уния и её последствия.


Кафедра политической истории

14

6

8

8.




















Итого:





80


40


40




  1. Формы контроля знаний студентов.




Тип контроля

Форма контроля

4 год

Кафедра

Параметры

1
















Текущий

(неделя)

Оппонирование доклада













Кафедра политической истории

В течение 1 модуля на семинарских занятиях в устной формах; время на подготовку 2 час.

Доклад













Кафедра политической истории

Доклад по предложенной тематике, до 20 минут, на соответствующем по теме семинарском занятии; время на внеауд. подготовку 4 час.

Эссе

X










Кафедра политической истории

Письменная работа по одной из предложенных тем; объем до 20 000 знаков, включая пробелы; время на внеауд. подготовку: 14 час.

Домашнее задание

Х










Кафедра политической истории

Подготовка ответов на вопросы семинарских занятий: 20 час.






















Итоговое время на внеаудиторную подготовку в 1 модуле: 40 часа.

Итоговый

Зачет

Х










Кафедра политической истории

Устное собеседование по контрольным вопросам, время на внеаудиторную подготовку 8 час.; аудиторная подготовка 30 мин.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Социология» для направления/ специальности 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Глобальная и сравнительная история для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История правовых и политических учений для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину для направления 030600. 62 «История» для подготовки студентов...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Исследовательский семинар 1 для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История и теория литературы» для направления 030600. 62 «Журналистика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «Журналистика»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную