Зимми – неверные подданные Халифата






Скачать 185.24 Kb.
НазваниеЗимми – неверные подданные Халифата
Дата публикации22.01.2015
Размер185.24 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > История > Документы
Зимми – неверные подданные Халифата
Своим появлением ислам провёл резкую грань между последователями новой религии и народами её не принявшими. Первые названы муслимами и муминами, а вторые - кяфирами (неверными) (Кор. пер. Осман. 13:14; пер. Крачк. 2:286; 9:29) и мушриками (Кор. пер. Крачк. 9:5; пер. Осман. 41:43-44) - многобожниками, именем которых обозначались сперва Арабы язычники (Кор. пер. Осман. 6:8; 16:86, 44:34).

Положения шариата относительно неверных были установлены самим пророком Мухаммадом и развивались исламскими законоведами в период Арабского Халифата, - «Золотой век» ислама, - который и поныне является примером к подражанию для мусульман всего мира. Поэтому тема о статусе немусульман в исламском государстве с точки зрения истории религии - представляется достаточно актуальной.

Проповедь Мухаммада, и установление на территории Аравийского полуострова господства ислама поставили христиан и иудеев, не принявших новую веру, в определённое социально-правовое и экономическое положение. Для рассмотрения некоторых аспектов данного статуса, обозначенного в русском исламоведении термином «зимми», следует обратиться к истории ранних взаимоотношений ислама с немусульманскими религиями.
VII - пер. пол. VIII вв.

Уже через несколько лет по хиджре (после переселения в Медину) пророк со своей общиной занял господствующее положение в городе. Несмотря на это, он опасался больших иудейских общин, которые жили своей замкнутой жизнью, а потому с военной и с политической точки зрения могли представлять достаточно серьёзную угрозу для его власти.
К 624 году община Мухаммада разрослась, и он призвал клан Кайнука, один из еврейских кланов Медины, признать его в качестве пророка. Евреи отказались. Мухаммад осадил их крепости - и разгромил. Жителей не стали предавать смерти, но изгнали из города, а их земли и часть имущества конфисковали в пользу мусульман. 1 (Сах. Аль-Бухари (1537)). В следующем году еврейский клан Надир постигла та же участь: Мухаммад сжег дотла их пальмовые рощи, а земли и дома поделил между своими последователями. 2

В 627 году (в 5г. по хиджре) Мухаммад попытался обратить в ислам еврейский клан Бану-Курайза, сохранявший по отношению к мусульманам нейтралитет. После неудачной попытки клан постигла та же участь. Расправа с иудейским племенем Бану-Курайза была особенно жестокой. На рынке Медины были вырыты большие рвы, братские могилы, и евреи - от шестисот до девятисот человек (согласно Ибн Хишаму) - были отведены к ним небольшими группами и обезглавлены. А затем пророк разделил захваченное имущество – женщин, детей, лошадей, дома, скот - между мусульманами.3 "И Он дал вам в наследие их землю, их жилища, их достояние и землю, которую вы не попирали. Аллах над всякой вещью мощен!" (Кор. пер. Крачк. 33:27)

Позиции Мухаммеда значительно укреплялись, проповедь духовных ценностей людям отходит на второй план, слова Мухаммада больше напоминают политические лозунги, обусловленные текущим положением общины в жестоких реалиях древнего мира. Язык уже более сухой и прозрачный, в тексте Корана наблюдается повторение неубедительных моментов, длиннота стихов.

__________________________________________________________________

1 - Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: Умма, 2003. пер.Гайнуллин Н. А., с. 326

2 – там же, с. 377

3 – там же с. 397

Пророк обращается уже не к людям вообще, как в Мекке, а к партиям, зачастую против христиан, евреев.

«…Вы (иудеи) знайте: земля принадлежит Аллаху и Его посланнику, и Я желаю изгнать вас с этой земли» (Аравии) (Сах. Муслим, 4363). «Я изгоню из Аравии иудеев и христиан, чтобы остались только мусульмане» (Сах. Муслим, 4366).

Мухаммад в своих проповедях призывает не проявлять жалости к врагам Аллаха. «Войною идите на тех, кто не верует в Бога и день страшного суда, кто не считает запретным запрещённое Господом, и Его апостолом, и на тех из людей Писания, которые не исповедуют истинной веры. Войною идите на них до тех пор, пока они не станут вашими данниками, все без исключения, и не будут усмирены.» (Кор.29:9) «Убивайте многобожников, где ни найдёте их, осаждайте их, делайте вокруг них засады на всяком месте, где можно подстеречь их.» (Кор. 9:5) «По истине те из обладателей писания и многобожников, которые не уверовали, - в огне геенны, - вечно прибывая там. Они худшие твари» (Кор.98:5). «Не повинуйся же неверным и борись с ними этой великой борьбой!» (Кор.25:54) Ислам - единственная вечная и истинная религия (Кор. 3:17).

Эпизодов с уничтожением неверных общин, племён, кланов было масса. Для нашей темы особенно важным представляется следующий эпизод исламской экспансии Аравийского п-ова. В 628 году, пользуясь договором о ненападении (худайбийя) с жителями Мекки, он атаковал оазис Хайбар в 140 километрах к северо-западу от Медины, возделывавшийся еврейским кланом (см. к.1).

После осады, продолжавшейся полтора месяца, жители оазиса сдались. Их пальмовые плантации были сожжены, имущество конфисковано, жители подверглись казням и пыткам. 1

__________________________________________________________________

1 – Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: Умма, 2003. пер.Гайнуллин Н. А., с. 446

В «Жизнеописании пророка Мухаммада» описывается, как Кинана (жена которого София, стала восьмой женой пророка), был передан для пыток и казни родственникам мусульман, убитых во время боёв в Хайбаре. Осаждённые из других селений и крепостей оазиса предпочли прекратить борьбу и сдались на условии сохранения им жизни, если они отдадут всё имущество.

Мухаммад также разрешил им остаться в Хайбаре обрабатывать свои земли, отдавая мусульманам половину урожая, т.к. обрабатывать захваченную землю кому-то всё же нужно было. Хотя это условие и не было прописано в договоре, но, вероятно что оно сразу появилось, т.к. жители одного из селений с самого начала не собирались никуда выезжать и даже скупали вещи из добычи, продававшейся на аукционе. 1

То есть, сдались жители Хайбара изначально на определенных условиях - в соответствии с договором, известным под именем «зимма» (араб. يمذ‎‎). Согласно этому соглашению, Мухаммад сохранял за собой право разорвать его и изгнать их в любой момент.

Прецедент «зиммы» Хайбара установил порядок взаимоотношения между победителями-мусульманами и завоёванным местным населением, и стал образцом для последующих подобных договоров. После захвата Хайбара, в течение 4-5 лет практически все еврейские и христианские общины Аравийского п-ова подчинились мусульманам в соответствии с условиями «зимма», впервые применённого в Хайбаре. Поэтому и в дальнейшем термин «зимма» будет использоваться в качестве определения договора, регулирующего отношения между мусульманами и населением, не принявшим ислам.

________________________________________________________________

1 – Большаков О.Г. «История халифата. т.1. Ислам в Аравии, 570-633», Наука, Москва, 1989, с.148-149


[К. 1] Завоевание Аравии Мухамедом (623-632гг.)


  • Айла

  • Макна

  • Джарба

  • Азрух

  • Табук (Х 630 г.)

  • Вади-л-Кура (Х 627 г.)

  • Думат ал-Джандал (Х 630 г.)

  • Хайбар (Х 627 г.)

  • Фадак (Х 627 г.)

  • Бакарат (Х 627 г.)



  • МЕККА (Х 630г.)



  • ТАИФ (Х 630 г.)

  • Табала (Х 630 г.)

  • МЕДИНА (Йасриб)

  • Файд




  • Катан (Бану Асад б. Хузайма) (Х 625 г.)

  • Хунайна (Х630 г.)

- Завоевания 625 г.

- Завоевания 630 г.

- Завоевания 627 г.

(Х627 г.) - Год осады. Схематическая карта восстановлена по работам О.Г. Большакова

(3, с.81-100)




В 630г. «пророк» отправил послов своих к племенам, исповедовавшим христианство: к жителям Айлы, Адзруха, Джарбы, к племени Бахра, Таглиб и другим с пред-ложением принять ислам. Известно, что епископ Айлы Иоанн явился к Мухаммаду для заключения договора зимма, получив право для свободного отправления культа.1 В том же 630 году вынужде-ны были принять ислам и бахранские христиане, у которых в селении Джаватса церковь была обращена в мечеть. В это же время Мухаммед послал предложе-ние христианам Наджрана (юго-запад Аравии) принять ислам. Обращенные в христиан-ство арианами в IV в. жители Наджрана имели своего еписко-па Абу-Харита, сына Аикама, «человека благочестивого и известного своею ученостью». Христиане большею частью откупались от этих предложений дарами и постоянной данью. 2 Об этих и других сношениях с христианами в этот период достоверно известно крайне мало.

После смерти Мухаммада (632г.), при «праведных» халифах и халифах династии Омейядов (661-750гг.) в I-II вв. после хиджры ещё не было чётких формулировок шариата по поводу правил ведения войны, захвата территорий, порядков судебных разбирательств, обложения налогами, также как и предписаний по поводу подвластного немусульманского населения. По крайней мере, в исторических свидетельствах о данном периоде сведения подобного характера противоречивы либо обладают сомнительной хронологией. В решении каких-либо возникающих вопросов, судьи (кади) руководствовались Кораном, Сунной, примерами решений праведных халифов: Абу Бакра, Омара, Османа, Али.

__________________________________________________________________

1 – Большаков О.Г., «История халифата», изд. «Гуманистика», СПб, 2006, с.99-100

2 – «Православные богословы об Исламе», «Имперская традиция», Москва, 2006, с.14
Чётко разработанные законы по поводу ведения войны, раздела территорий, обложения налогами и вытекающие отсюда положения о христианах и иудеях на территории халифата появились позже в IX-XI веках.

Поэтому зачастую описание многих событий этого периода происходит на основе положений разработанных значительно позже. Это мешает восстановлению истинной картины того периода. События VII-VIIIвв. часто сливаются с тем, что было уже позже в IX-Xвв. Говоря о политике первых халифов, мы сталкиваемся в источниках часто с решениями, поведением в каких либо ситуациях, которые должны были быть свойственны этим халифам по сформированным позже представлениям. Поэтому зачастую эти образы представляются особенно у мусульманских историков идеализированными или наоборот демонизированными у христианских.

С этим связаны и споры в отношение договора Омара с Иерусалимом 1, в котором чётко прописаны права «людей Книги», которые были определены скорее всего при поздних правителях. Благородный образ Омара, скромного аскета, подобного Мухаммаду, который ездит на коне в ветхой одежде с мешком риса и водой представляется по большей части вымышленным. Также как и легенда о личном приезде Омара в Иерусалим по требованию патриарха Софрония при сдаче священного города.

Тем не менее, все эти сведения важны для восстановления интересующих нас фактов. Объективность и убедительность анализа исторических и юридических свидетельств зависят от их достоверности и хронологической последовательности.

Рассмотрев подробно суры Корана можно достоверно сказать, что такие понятия как джихад, кяфир (неверный), мушрик, договор «зимма», джизья (подушный налог с немусульман) уже присутствуют там, хотя, безусловно, они не имели ещё того значения, которое эти термины приобрели позже в качестве положений шариата.

__________________________________________________________________

1 – см. приложение

Как уже было сказано, Мухаммад ввёл сам понятие договора с населением на захватываемых территориях, не желавших принимать ислам. Халифы использовали в процессе колонизации новых территорий те же принципы. В 640 году халиф Омар изгнал евреев из Хиджаза, оправдывая свои действия завещанием пророка: «чтобы не было двух религий на Аравийском полуострове» 1 и договором «зимма», заключенным в Хайбаре.

Немульсульмане, которым было разрешено постоянно проживать под властью мусульман, назывались зимми (араб. аль-зи́мма,), - «людьми договора», то есть членами общин, которым мусульманские власти даровали «зимма». По условиям «зиммы» немусульманские подданные обязывались признать главенство ислама и верховную власть мусульман, выплачивать в знак подчинения джизью (подушный налог) и харадж (плату за пользование землёй Аллаха) и терпеть поражение в правах.2 Это завоеванное население должно было регулярно поставлять мусульманам провизию, оказывать всестороннюю помощь, платить налоги. В дальнейшем эта система взимоотношений с неверными будет развиваться, совершенствоваться и окончательно зафиксирована в чётких, неизменных положениях фикха к сер. IX в.. Какие точно ограничения деятельности христиан существовали в VII-сер. VIIIвв. восстановить достаточно сложно, по указанным выше причинам. Известно только, что, скорее всего, потенциально неблагонадёжным иноверцам не разрешалось иметь оружие. Взамен им разрешалось исповедовать свою религию, иметь внутри общины собственное самоуправление, суды и законы.

__________________________________________________________________

1 – Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: Умма, 2003. пер. Гайнуллин Н. А., с.463

2 – Муртузалиев С.И., «Положение зимми и Константинопольской патриархии в Османской империи XV-XVI вв.», Византийский временник, т.65, Наука, Москва, 2006, с.79-82
Прекращение договора «зимма» могло произойти, прежде всего, в случае обращения «народа Книги» в ислам.

Хотя нужно отметить, что мусульмане, особенно в первые века, относились не особо благожелательно к таким обращениям, потому что оно влекло за собой значительные убытки для казны, процветание которой зависело от количества зимми, которые платили личную дань и земельный налог. Прекращение договора «зиммы» могло происходить, кроме того, в случае неисполнения «договора», то есть когда зимми брали в руки оружие против мусульман, когда они отказывались подчиняться или платить налоги, когда похищали мусульманку, когда сквернословили или оскорбляли каким то образом пророка Мухаммеда и исламскую религию, и, наконец, когда пытались обратить мусульманина в христианство. В зависимости от тяжести каждого преступления, наказанием могли быть конфискация имущества, продажа в рабство или смертная казнь, за исключением случаев, когда осужденный христианин обращался в ислам. Тогда любое наказание отменялось. 1

Сведения о первых десятилетиях ислама дают не мало примеров религиозной терпимости первых халифов по отношению к сторонникам старых религий. Очень поучительны, по большей части, инструкции, которые давались предводителям войск, выступавших на завоевание. «Образцом мог бы служить договор пророка с христианами Недшрана, в котором он ручается за сохранение христианских учреждений, а также инструкция, которую он даёт отправляющимся в Йемен Мауду б. Джебеллу: «Пусть ни одному еврею не ставят препятствий в его еврействе»». 2

__________________________________________________________________

1 – Статья Джузеппе Де Роза S.I., La Civiltà Cattolica 2003 IV 160-173

http://www.catolic.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=471

2 – Хиям Камель Мохайдли, «Религиозные конфликты в Ливане в 1840-1860-е гг.», автореферат диссертации, РУДН, Москва, 1997, с.37
Подобные мирные договоры были заключены и с христианами Византийской империи.

Во многом отношение к христианам при Омейядах, да и при последующих халифах зависело от личности халифа и от международных отношений. Между успехами Византийской империи в ходе войны и жизнью христиан в арабском мире была непосредственная связь: чем больше поражений претерпевали арабы на поле брани, тем больше притесняли христиан в халифате. Чем теснее были взаимоотношения официального константинопольского патриархата с византийским императором, тем более ухудшалось отношение халифов к подданным – христианам, которых сразу же признавали сторонниками Византии. 1

К кон. VII века отношение к христианскому населению халифата начало меняться. При халифе Валиде I (705 - 715) в 708-709гг. войско арабов потерпело крупное поражение в сражении с византийцами у г. Хрисуполя. И в 709 году вышел указ о запрещении использования греческого языка в государственных делах. 2 «В середине города (Дамаска) находилась площадь с главным храмом, сперва языческим, потом христианским, наконец, мусульманским. Мечеть сперва находилась рядом с церковью св. Иоанна Крестителя; при Валиде I христиане были принуждены уступить мусульманам свой храм, и на месте его была построена знаменитая «омейядская» мечеть, с которой по богатству и пышности не могла сравниться ни одна из более поздних построек мусульманского мира». 3 В целом при халифах Зунане Абд аль-Мелике (685-805), Валиде и Сулеймане (715-717), отношение арабского правительства к христианам во многом

__________________________________________________________________

1 – Ливанцев К. Е.. История средневекового государства и права, Спб, 2003г.

2 – Гоцкалюк Д., «Пространная история Иерусалимской церкви», http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=3

3Бартольд В.В., «Работы по истории ислама и Арабского халифата», Вост. лит., Москва, 2002, с.158
связанно с восстановлением в Византии в 680г. на 6-м вселенском соборе мира между церковью и государством.

Примирение христиан с императором должно было усилить подозрительность халифа, прежде всего к мелькитам (православным), но вероятно и к другим христианам. 1

Преемник Валида, Сулейман снова предпринимал поход против византийцев и по отношению к христианам был чрезвычайно жестоким правителем.2 С восхождением халифа Сулеймана гнёт поголовного налога распространился и на монахов. Имена монахов - зимми не вносили в налоговые книги, а выжигали на руке раскаленным железом. Если монаха по какой-либо причине арестовывали и не находили на его руке клейма, то его сразу казнили, отсекая сначала руки, а затем голову. 3 Омар II (717-720), вошедший на престол после смерти Сулеймана, раздраженный неудачным походом сво-его предшественника против Византии, начал преследовать христиан как врагов Аллаха и приказал разрушить все церкви новой по-стройки. По некоторым сведениям, ограниченность Омара II заставила его серьёзно взяться за применение этой меры, которую затем охотно поддерживают и такие правители, как аббасид Муттавакиль, например. Сведения о том, что подобные властители имели возможность выступать против христианских церквей, построенных после их покорения, может свидетельствовать о том, что раньше не было серьёзных препятствий возведению их. Кроме того, он издал повеление, по которому христиане могли быть терпимы в его государстве только под условием обращения их в

__________________________________________________________________

1Бартольд В.В., «Работы по истории ислама и Арабского халифата», Вост. лит., Москва, 2002, с.653-655

2 – Большаков О.Г., «Средневековый город Ближнего востока VII-сер.XIII в.», «Восточная литература» РАН, 2001, с.21

3Гоцкалюк Д., «Пространная история Иерусалимской церкви», http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=3
ислам, а противящихся этому повелению предавал разным мукам. 1

При Йезиде II (720-724гг.) был издан указ об истреблении христианских священных изоб-ражений. По словам св. Иоанна Дамаскина, в это время иконы подвер-гались поруганию, были бросаемы в огонь, а изображения, бывшие на церковных стенах, или смывались водою, или замазывались известью. Кроме того, он повелел везде уничтожать кресты и разрушать христианские церкви. 2

При халифе Хишаме (724-743гг.) отношение снова изменилось. Халифа хвалили яковитские патриархи, александрийский и антиохийский, но как мы видели, и мелькитам в Египте были возвращены их церкви, даже был восстановлен престол православного патриарха. По всей вероятности, эта перемена была связана с периодом иконоборства, снова нарушившим церковный мир в Византии. Всем этим объясняется, почему при Хишаме и при первых Аббасидах, как при Му’авии (661-680), обострение войны между обоими государствами и временные успехи греков в тяжёлое для халифата смутное время не вызывали в халифе никаких подозрений по отношению к своим христианским подданным. (10,)

Несмотря на скудность и спорную достоверность источников, все же за рассмотренный период, некоторые выводы можно сделать с определённой долей уверенности. Отношение официальных представителей ислама, духовных лидеров к немусульманскому населению было достаточно утилитарно. Халифы применяли, установленные пророком классические принципы управления завоёванным населением.

__________________________________________________________________

1 – Большаков О.Г., «Средневековый город Ближнего востока VII-сер.XIII в.», «Восточная литература» РАН, 2001, с.21

2 - там же

3 – Бартольд В.В., «Работы по истории ислама и Арабского халифата», Вост. лит., Москва, 2002, с.653-655

В этом отношении «зимма» стала системой лишения прав собственности коренного населения, беспрецедентным источником пополнения казны, а также эффективным средством распространение ислама, и сохранения доминирования исламской общины.

Большинство покоренного населения превращается в зимми, продолжающих осуществлять постоянную экономическую функцию поддержания существования исламской общины. Зимми прокладывали дорогу мусульманскому прозелитизму, арабской колонизации в политической, экономической, религиозной и культурной областях. «Восстававшие народы, такие как копты, армяне, берберы и персы, подвергались массовым избиениям или депортировались из одного района в другой; накатывающие одна за другой волны бедуинских племен расселялись на опустошенных территориях, а исламское государство становилось собственником всех земель и ресурсов завоеванных территорий». 1

Христиане имели значимые для посторения молодого государства специальности в строительстве, навигации, агрокультуре, медицине, науке и искусстве, и, будучи субъектами налогообложения, способными в любое время выполнять принудительные работы, в целом снабжали завоевателей средствами и ресурсами, усиливающими мощь исламского общества и дающими возможность продолжения джихада. Этим также во многом объясняется и лояльность «праведных» халифов. Например, существует не мало хадисов, напоминавших мусульманским политическим авторитетам о благотворительности и сострадании, провозглашенных основоположником ислама: "Аллах будет мучить тех, кто мучает людей в этом мире" (Сады праведных, Ан-Навави); «Бойтесь мольбы притесняемого, даже если он является неверным, ибо между его мольбой и Аллахом нет преграды!» (Ахмад, Абу Я’ля, ад-Дыя. см. «Сахих аль-джами’» 119.);

__________________________________________________________________

1 – К.Е. Ливанцев. История средневекового государства и права, Спб, 2003г., c.57

«Человек, который убил неверующего, заключившего договор с мусульманами, даже не почувствует благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет» (Аль-Албани, Сахих аль-джами‘ ас-сагир, 6333). Притеснение, находящихся под защитой ислама немусульман осуждалось правоверными, как преступное насилие. «Когда наместник Ливанской провинции однажды поступил очень строго с населением, восставшим против притеснений сборщика податей, ему было сделано внушение с указанием на следующее изречение пророка: «Кто притесняет отданного под его защиту и налагает на него слишком тяжёлые повинности, обвинителем того я сам выступлю в день Суда»».1

__________________________________________________________________

1 - Цит. по Хиям Камель Мохайдли, «Религиозные конфликты в Ливане в 1840-1860-е гг.», автореферат диссертации, РУДН, Москва, 1997., с.37


Литература:

1 – Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммада. М.: Умма, 2003. пер.Гайнуллин Н. А.

2 – Большаков О.Г. «История халифата. т.1. Ислам в Аравии, 570-633», Наука, Москва, 1989

3 – Большаков О.Г., «История халифата», изд. «Гуманистика», СПб, 2006

4 – «Православные богословы об Исламе», «Имперская традиция», Москва, 2006

5 – Большаков О.Г., «Средневековый город Ближнего востока VII-сер.XIII в.», «Восточная литература» РАН, 2001

6 – Муртузалиев С.И., «Положение зимми и Константинопольской патриархии в Османской империи XV-XVI вв.», Византийский временник, т.65, Наука, Москва, 2006

7 – Статья Джузеппе Де Роза S.I., La Civiltà Cattolica 2003 IV 160-173

http://www.catolic.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=471

8 – Хиям Камель Мохайдли, «Религиозные конфликты в Ливане в 1840-1860-е гг.», автореферат диссертации, РУДН, Москва, 1997

9 – Д. Гоцкалюк, «Пространная история Иерусалимской церкви. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?sid=3

10Бартольд В.В., «Работы по истории ислама и Арабского халифата», Вост. лит., Москва, 2002

11 – К.Е. Ливанцев. История средневекового государства и права, Спб, 2003г.

  1. – Агрономов А.И., «Джихад. Священная война мухаммедан», «Крафт +», Москва, 2002


Приложение

Один из вариантов так называемого «Договора Омара» 1

«Из книги, которая надписывается «сокровище царей», Сеида Али-Хамаданского, гробница которого считается святой.

Вот требования, которые Омар, да будет милостив к нему Бог, напи­сал в своем постановлении об обязанностях данников. Неисполнение этих требований влечет за собою потерю жизни и имущества виновных.

Первое — не строить на мусульманской земле новых храмов и новых синагог.

Второе — не восстанавливать разрушенных.

Третье — не запрещать путешествующим мусульманам останавли­ваться в них (или пользоваться ими, как общественными гостиницами).

Четвертое — не отговариваться принять мусульман в дом свой на три дня.

Пятое — не следить за мусульманами и не передавать об их делах неверным.

Шестое — если кто из ближних пожелает принять ислам, то не дол­жно ему препятствовать.

Седьмое — мусульман почитать.

Восьмое — уступать мусульманам свое место, если они придут к ним; так как мусульмане господа этих мест.

Девятое — не быть похожими в одежде и убранстве на мусульман.

Десятое — не носить имен мусульманских.

Одиннадцатое — не ездить на лошадях, оседланных и взнузданных.

Двенадцатое — не носить лука, стрел, мечей и другого подобного рода оружия.

Тринадцатое — не носить колец с камнями и резьбой для печатей.

Четырнадцатое — не продавать вина и не пить публично.

_________________________________________________________________

1 - Цит. по Агрономов А.И., «Джихад. Священная война мухаммедан», «Крафт +», Москва, 2002, с.124-125


Пятнадцатое — не надевать идолопоклоннических одежд.

Шестнадцатое — не обнаруживать языческих нравов и привычек.

Семнадцатое — не покупать домов и зданий в соседстве мусульман.

Восемнадцатое — не хоронить умерших вблизи мусульманских могил.

Девятнадцатое — не поднимать вопля, если случилось какое-нибудь не­счастие, и не производить громкого плача при погребении близких своих.

Двадцатое — не покупать рабов-мусульман.

В конце постановления он прибавляет: если они нарушат какое-ни­будь из этих требований, то мусульманам дозволяется их убивать, не взыскивая с них (мусульман) никакой пени за убийство».
Олег Влади,

Islamovedenie.ru

2010г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зимми – неверные подданные Халифата iconТема урока: Культура стран халифата
Культура стран Арабского халифата впитала в себя многое из восточных стран Египет, Сирия, Палестина, Месопотамия, Иран, Средняя Азия....

Зимми – неверные подданные Халифата iconРазработка урока тема «Культура стран Арабского халифата»
Продолжить выяснение исторических условий, которые благоприятно повлияли на развитие культуры стран Арабского халифата

Зимми – неверные подданные Халифата icon6. Дневники и бортовые журналы Толстые и тонкие вопросы Таблицы
Приемы стадии вызова: верные и неверные утверждения («верите ли вы»), ключевые слова

Зимми – неверные подданные Халифата iconУроку по теме: «Арабский халифат»
Рассмотрите карту Атласа Арабские завоевания в VII – IX в образование халифата и дайте ответ на вопросы

Зимми – неверные подданные Халифата iconУрок по истории Средних веков в 6 классе по теме: «Культура страх халифата»
Кочевые арабы, «степняки», передвигающиеся по степям со своими стадами ( бедуины)

Зимми – неверные подданные Халифата iconСочинение о кордовских судьях было создано в Испании, которая в результате...
Основной причиной этого, на мой взгляд, выступает практически полное отсутствие исторического материала, а самое главное – литературных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную