Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс






Скачать 147.33 Kb.
НазваниеТематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс
Дата публикации31.08.2016
Размер147.33 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > История > Урок
Тематическое планирование

История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс (42 час.)

Тема урока

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

1.Введение. Что изучает история Отечества

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Исторические источники.


Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.


Тема 1. Древняя Русь в VIII в – первой половине XII века (10час.)

2.Древнейшие народы на территории России

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян.


Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами


3.Восточные славяне.


Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.


Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с историческими документами. Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.


4.Формирование Древнерусского государства.


Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.


Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.


5.Первые киевские князья


Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.


Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей


6.Владимир Святославович.

Принятие христианства.


Борьба за киевский престол. Начало правления князя

Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства



Устанавливать причинно-следственные связи (на

примере принятия христианства); делать выводы


7.-8 Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром


Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.


Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.


9.Культура Древней Руси.


Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.


Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры


10.Быт и нравы Древней Руси


Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.


Сравнивать образ жизни разных групп населения


11.Повторительно – обобщающий урок




Систематизировать исторический материал о Древней Руси

Тема 2. Русь Удельная в XII – XIII веках. (11 час.)


12.Начало раздробленности Древнерусского государства


Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.


Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).


13-14.Главные политические центры Руси.


Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.

Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.



Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей


15.Нашествие с Востока.


Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.


Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.


16.Борьба Руси с западными завоевателями


Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.


Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).


17-18. .Русь и Золотая Орда


Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества


Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и еѐ последствия на развитие Руси.


19.Русь и Литва.


Формирование Литовско-Русского государства. Характер Литовско-Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.


Устанавливать причинно-следственные связи (на примере Литовско-Русского государства).


20-21.Культура русских земель в XII – XIII веках.


Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись.


Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.


22..Повторительно - обобщающий урок




Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI веках. (18 час.)


23.Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.


Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы


Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).


24.Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.


Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и еѐ значение. Дмитрий Донской


Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).


25.Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века


Василий I. Московская усобица, еѐ значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.


Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.


26.Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества


Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.


Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.


27.Московское государство в конце XV – начале XVI века


Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.


Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке


28.Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.


Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим»


Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы


29-30.Реформы Избранной рады


Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы


Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы


31.Внешняя политика Ивана IV


Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.


Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).


32-33.Опричнина.


Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия


Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства


34.Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.


Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература


Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории


35-36.Архитектура и живопись в XIV – XVI веках


Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.


Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.


37-38..Быт XV – XVI веков.


Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.


Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей


39-40.Повторительно-обобщающий урок

Повторение и контроль по теме «Московская Русь в 14 -16 вв.»

Систематизировать исторический материал по изученному периоду.

Итоговое повторение (2час.)

41-42. Итоговое повторение и обобщение по курсу

Итоговое повторение и обобщение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI в.»

Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времен до конца XVI в.










Тематическое планирование

Всеобщая история. История Средних веков (28 час.)

Тема урока


Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности ученика

  1. Введение




Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.


Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя

Тема 1. Становление средневековой Европы (VI – XI века). (5часа.)


  1. Образование варварских королевств. Государство франков в VI – VIII веках.




Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян

  1. Христианская церковь в раннее Средневековье




Новые образцы и правила жизни по Библии для франков. Распространение христианства среди варваров

Объяснять особенности монастырской жизни и ее роль в складывании европейской культуры.

  1. Возникновение и распад империи Карла Великого

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и еѐ распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.


Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.


  1. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX – XI веках.

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.


Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.


  1. Англия в раннее Средневековье




Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание. Представления людей о мире


\ Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.


Тема 2. Византийская империя и славяне вVI – XI веках. (3 часа)

  1. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами




Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана.


сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).


  1. Культура Византии

Основные типы школ Византии, их доступность и светский характер. Развитие античных знаний. Крестово-купольный тип храма – храм Святой Софии.

Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры; почему в Византии развивалась преимущественно настенная живопись.

  1. Образование славянских государств




Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.


Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).


Тема 3. Арабы в VI – XI веках. (2часа)


  1. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад




Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

Работать с контурной картой.


  1. Культура стран халифата

Арабский язык – «Латынь Востока». Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов.

Составлять сообщения об арабских ученых и их достижениях, развернутый план параграфа.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 часа)


  1. Средневековая деревня и ее обители

Земля – феодальная собственность. Феодальная вотчина. Феодал и зависимые крестьяне. Виды феодальной зависимости. земледельцев

Систематизировать информацию о феодале, крестьянине и их взаимоотношениях.

  1. В рыцарском замке

Период расцвета зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Рыцарь конный воин в доспехах. Снаряжение рыцаря.

Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе. (2часа)


  1. Формирование средневековых городов

Совершенствование орудий обработки земли. Обмен продуктами земледелия и ремесла. Город - поселение ремесленников и торговцев.

Объяснять, почему города стремились к самоуправлению.

  1. Торговля в Средние века.

Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии

Использовать иллюстрации при описании


Тема 6. Католическая церковь в XI – XIII веках. Крестовые походы. (1 часа)


  1. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Крестовые походы.


Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков

Крестовые походы феодалов, последствия. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.


Выявлять различия католической и православной церквей.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.


Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе(XI – XV века) 5 часов


  1. Как происходило объединение Франции.

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения


Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап


  1. Столетняя война.

Что англичане считают началом своих свобод


Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная

монархия. Экономическое и социальное развитие страны.

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.


Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Наносить на контурную карту ход боевых действий

  1. Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.




Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.


Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.


  1. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании


Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).


  1. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII – XV веках




Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.


Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям


Тема 8. Славянские государства в Византии в XIV – XV веках. (2 часа).

  1. Гуситское движение в Чехии.




Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.


Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).


  1. Завоевание турками-османами Балканского полуострова




Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.


Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).


Тема 9. Культура Западной Европы в Средние века. (2 часа)

  1. Образование и философия




Представления средневекового человека о мире. Наука и образование. Появление университетов.

Развитие знаний и церковь.



Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.


  1. Средневековое искусство.

Научные открытия и изобретения


Искусство раннего Возрождения

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.


Выявлять новые черты в искусстве;

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.


Тема 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века. (2 часа)

  1. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.




Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая. Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.


Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности развития Китая и Индии.


  1. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки




Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки


Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.


Итоговое повторение

  1. Повторительно-обобщающий урок

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.


Составлять описание достижений культуры стран. Сравнивать особенности их развития.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconРабочая программа по предмету история
О. В. (Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. Программа курса и тематическое планирование. М.: Тид «Русское слово», 2012.)...

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconПЗ: Преобразуй информацию в схему Управление соседской общины
При составлении пз использованы материалы учебника "История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс"

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс icon«Брюсовская гимназия»
«Всеобщая история и история России с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconТема урока: «Культура Древней Руси»
Тема урока: «Культура Древней Руси» 6 класс,история России, учебник А. А. Данилов и Л. Г. Косулина «История России с древнейших времен...

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconРабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в»
Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»...

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconРабочая программа по истории России с древнейших времен до XVI века...
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, Примерной программы...

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconУроков истории Тема урока культура древней руси
Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века», рабочая тетрадь к учебнику, презентация, видеофрагменты карточки-тесты...

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconБилеты для 6 класса по истории России с древнейших времен до конца XVI века
Русь и Золотая Орда: ордынское владычество, повинности русского населения, последствия ордынского владычества

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconНазвание пособия
История России с древнейших времен до конца XVIII века. Атлас с контурными картами

Тематическое планирование История России с древнейших времен до конца XVI века 6 класс iconПрограмма по истории предназначена для учащихся 6 класса общеобразовательной...
Данилова А. А., Косулиной Л. Г. (история России с древнейших времен до конца XVI в.) и авторской программы В. А. Ведюшкина (История...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную