Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение






Скачать 248.96 Kb.
НазваниеФакультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
страница1/3
Дата публикации08.02.2017
Размер248.96 Kb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > История > Программа
  1   2   3

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

кадетская школа №1 имени Ф.Ф. Ушакова города Хабаровска

Программа факультативного курса

«Казачество - оплот России на Дальневосточных рубежах»

(для 5-8 классов)c:\documents and settings\ирина дербина\рабочий стол\c2rlbgfub3vuyxmucnuvdxbsb2fkcy85lzgvotgxmtm0otaxmzi5ni5qcgvn.jpg



Утверждена на МО учителей истории и обществознания.

Протокол №1 от 05.09.2012г.

Авторы программы:

Борщеговский Григорий Михайлович – учитель истории

Дербина Ирина Сергеевна - учитель истории обществознания

Насонова Екатерина Афанасьевна - учитель истории обществознания

Прудаева Людмила Ивановна - учитель биологии и географии

Программа факультативного курса

«Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» для 5-8 классов

Пояснительная записка

В настоящее время в России на государственном уровне признано, что духовно-нравственной воспитание – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

В богатейшей истории нашей Родины история казачества, пожалуй, один из самых интересных и менее изученных сюжетов. Само слово «казак» овеяно многими историческими легендами. Народные предания и былины ставят казаков вровень с богатырями. Оценку роли казачества в истории России подчеркивает фраза Л.Н.Толстого: «Граница родила казачество, а казачество создало Россию». В массовом же сознании представление об истории казачества весьма фрагментарно. Это относится как к истории казачества вообще, так и к истории Амурского казачества. Богатая культура российского казачества, в том числе казачества амурского, представляет особый интерес и возможность активно изучать и культивировать в практической деятельности традиции исторически сложившейся казачьей системы духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания. Интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Возрождение казачества в России началось с 1990 года, как общественные организации, а с 2005 года казачьи организации вышли за рамки общественного движения получив государственный статус в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной службе российского казачества» № 154-ФЗ от 05 декабря 2005 г. 30 декабря распоряжением Правительства Хабаровского края № 848-рп была утверждена Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи в традициях российского казачества и служения Отечеству. Поэтому изучение истории казачества представляется достаточно актуальным.

Хабаровский край, как и весь Дальневосточный регион – особая территория России, требующая участия граждан в вопросах национальной безопасности. Воспитание молодежи края должно быть ориентировано на физическое, психологическое, нравственное развитие личности, формированию долга, служения Родине.

Изучение истории и культуры казачества является важной составляющей воспитания и образования молодежи Хабаровского края: именно на здоровых и крепких традициях можно построить и сформировать достойное современное общество.

Программа факультативного курса составлена творческой группой учителей МБОУ кадетской школы № 1имени Ф.Ф. Ушакова на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

Программа данного курса рассчитана на четырехлетнее обучение в основной школе обучающимися 5-8 классов, в рамках факультативных занятий в объеме 136 учебных часов, из расчета 34 часа в год. В программе выдержаны пять стержневых линий: «История казачества Дальнего Востока», «Традиции, культура и быт дальневосточного казачества», «История дальневосточного казачества в лицах», «Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке», «Военно-спортивная подготовка казаков». Однако авторы программы предлагают использовать отдельные модули образовательным учреждениям при реализации регионального компонента в курсе истории, географии, литературы, МХК или изучаться отдельными блоками на уроках при реализации регионального компонента.

Данный курс носит междисциплинарный характер и взаимосвязан с такими предметами как: история, литература, мировая художественная культура, география, военная подготовка и физическая культура и рекомендован для учащихся проявляющих интерес к истории казачества, его быту, традициям, ориентирующихся на военную службу.

Цель курса

Укрепление духовных и нравственных основ казачества, реализация государственной и региональной политики, направленной на сохранение и развитие самобытной казачьей культуры на основе знаний истории и традиций казаков, их культуры, приобщения к основам казачьей военной службы.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

- приобщить обучающихся к нравственным устоям культуры казачества;

- помочь обучающимся раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей казачества;

- дать обучающимся твердые ориентиры добра в образцах выдающихся личностей истории казачества;

- способствовать развитию интереса к истории своего края;

- совершенствовать физическое и психологическое здоровье учащихся;

- овладение знаниями, умениями и навыками традиционного казачьего пения, русских традиций и обрядов.

- особенности исторического пути Амурского казачества и историческую обусловленность современных общественных процессов;

- формирование духа казачества, казачьей доблести;

- воспитание у кадет чувства уважения к кадетской школе, гордости за возможность обучаться и воспитываться в его стенах, стремления преумножать его славу;

- готовность и способность выражать и отстаивать свою нравственно обоснованную гражданскую позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли, поступки;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении общественно значимых целей;

- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

- развитие способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе традиционных моральных норм, православных идеалов, непрерывного образования и духовно-нравственного развития, индивидуальных способностей и интересов;

- формирование здорового образа жизни, осознание единства духовного, социально-психологического и физического здоровья;

- адаптация молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Формы и методы

В планировании учебных занятий сочетаются лекции учителя, экскурсии в музеи, сообщения учащихся, их самостоятельная работа с книгой и документами, практикумы с широкой организацией обучения на основе диалога. Актуальность и новизна данного курса, предоставляет большие возможности для исследований, диспутов, дискуссий. Курс дает возможность сотрудничества учащихся и педагогов с представителями Уссурийского войскового казачьего общества, для приобщения к культуре казачества и основам казачьей военной службы. Не менее значимой представляется выработка в процессе диалога нравственной оценки событий, деятельности человека в истории. Немаловажное значение имеют практические занятия по технике владения оружием, основы самообороны и рукопашного боя и джигитовки.

Целесообразно проведение экскурсий в краеведческий музей, в казачьи станицы и школьные музеи в них, посещение православных храмов, духовной семинарии. Занятия могут проводиться на базе государственных архивов и книгохранилищ с привлечением старожилов и актива местных казачьих организаций, ученых, краеведов, родителей учащихся.

Залог успеха в работе по настоящей программе в том, чтобы занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследованиями, эмоциональным накалом; чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, извлекать уроки и делать выводы из событий истории амурского казачества, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций амурских казаков.

Интерес к курсу отслеживается в стабильной динамике количества обучающихся по данной программе, в форме анкетирования изучается мотивация обучающихся, а также участия в конкурсах, конференциях, слетах казачьей направленности.

В планировании учебных занятий

Содержание курса

Программа «Амурское казачество – оплот России на Дальнем Востоке» рассчитана на 4 года ( 5-8 классы) и реализуется во внеурочной деятельности. Первая часть курса (для учащихся V - VI классов) дает общее представление о казачестве и в значительной мере посвящена изучению истории освоения Дальнего Востока и Хабаровского края амурскими казаками, традиции и семейно-бытовой уклад амурских казаков. Вторая часть программного материала, адресованного учащимся VII - VIII классов, охватывает собственно историю амурского казачества, включая его предысторию и современный этап возрождения Амурского казачьего войска и казачьих традиций. Предлагаемый курс, строится на сочетании проблемного и конкретно-исторического принципов. Программа содержит как теоретическое осмысление, так и необходимый фактический материал. Настоящий курс призван реализовать принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании

Программа включает в себя следующие разделы:

Кто такие казаки.

Казачьи поселения и система их самоуправления

Военная служба и организация казачьих войск

Форма и вооружение амурских казаков.

Православные традиции казачества.

Культура физического воспитания казачества

Образование Амурского казачьего войска

Этапы развития Амурского казачьего войска

География походов амурских казаков.

Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков

Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях

Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы.

Казачьи станицы на Амуре.

Казачество на переломе исторических эпох

Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг.

Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг.

Амурское казачье войско в I мировой войне

Казаки Дальнего Востока в Февральской революции

Казаки Дальнего Востока в гражданской войне

Казаки Дальнего Востока в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Казаки Дальнего Востока – наши современники и их вклад в развитие Дальнего Востока

Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.

Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке

Служи верно, России и казачеству.

5 класс

Введение. Кто такие казаки. Образование Амурского казачьего войска (3 часа)

Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско. Наказы казачества. Символы казачества Дать понятие о главных символах России: флаге, гимне, гербе; познакомить с главными казачьими символами и знаками: знаменем, гимном, нагайкой и шашкой; изучить исторические справки о данных казачьих символах и знаках.

Раздел1. Казачьи поселения и система их самоуправления (2 часа)

Казачьи станицы. Казачий круг. Заповеди казаков.

Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск Форма и вооружение амурских казаков.(4 часа)

Казачья форма, атрибутика. Воинские звания Вызвать интерес к воинской службе, казачеству; Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»; Разучить гимн Амурского казачества

Раздел 3. Культура физического воспитания казачества ( 6 час)

Укреплять физическое здоровье учащихся; приучать к дисциплине; развивать внимание, речь, познавательные интересы, творческие способности.

Раздел 4. Православные традиции казачества.( 5 час.)

Дать первостепенные сведения о православных праздниках России, познакомить с православными праздниками — Рождество, Масленица, День матери –казачки.

Раздел 6 . Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков (7 часов)

Особенности жизни и быта казаков.

Раздел 7. Духовно-нравственное воспитание детей в казачьих семьях( 5 час)

Познакомить с красотой, духовным богатством казачьего фольклора (на примере загадок, пословиц, поговорок, колыбельных песен).

Итоговое занятие ( 2 часа)

6 класс.

Раздел 1. Образование Амурского казачьего войска.( 1 час.)

Раздел 2. Этапы развития Амурского казачьего войска ( 4 час.)

Раздел 3. География походов амурских казаков.(10 час.)

Раздел 4. Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы.(5 час.)

Раздел 5. Казачьи станицы на Амуре. (12 час.)

Итоговое занятие 2 часа

7 класс.

Раздел 1. Казачество на переломе исторических эпох (2 часа)

Раздел 2. Амурское казачье войско в русско-китайской войне 1900-1901 гг.

(3часа)

Раздел 3. Амурское казачье войско в русско-японской войне 1904-1905 гг.

(2 часа)

Раздел 4. Амурское казачье войско в I мировой войне. Казаки Дальнего Востока в Февральской революции (3 часа)

Раздел 5. Казаки Дальнего Востока в гражданской войне (7часов)

Раздел 6. Казаки Дальнего Востока в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.(5 час.)

Раздел 7. Войсковые атаманы Амурского казачьего войска.(10 час)

Итоговое занятие 2 часа

8 класс

Раздел 1. Военно-политические события начала ХХ века как фактор формирования культуры казачества (2 часа)

Раздел 2. Возрождение казачьих традиций в современной России и на Дальнем Востоке (14 час.)

Раздел 3. Казаки Дальнего Востока – наши современники и их вклад в развитие Дальнего Востока (6 час.)

Раздел 4. Служи верно, России и казачеству.(10 час.)

Итоговое занятие 2 часа

Тематическое планирование 5 класс

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Теория

Практика

Виды учебных занятий

Введение.

3










Кто такие казаки. Наказы казачества. Символы казачества




1

1

Вводная лекция. Ознакомление с понятиями: казачество, казак, казачье войско.

Знакомство с главными казачьими символами.

Создание презентаций

Образование Амурского казачьего войска . Уссурийского




1




Занятие-беседа. Основные памятные даты и знаменательные события в истории казачества

Раздел 1. Казачьи поселения и система их самоуправления

2










Тема 1. Казачье жилище, двор, хозяйство.




1




Виртуальная экскурсия в казачью станицу

Тема 2. Казачий круг. Казачьи заповеди. Роль атамана.







1

Знакомство с казачьими заповедями, обсуждение и понимание их содержания.


Раздел 2. Военная служба и организация казачьих войск

4










Тема 1. Организация казачьих войск . Воинские звания казаков.




1




Беседа с использованием интерактивных элементов.

Разучивание гимна Амурских казаков

Тема 2. Форма и вооружение амурских казаков. Конь в военной жизни казака.




1




Встреча с казачьим атаманом, представителями казачества

Тема 3. Военная служба казаков







1

Старинный ритуал-обряд « Принятие новобранца в ряды казачьего войска»;

Ролевая игра

Тема 4. Подготовка будущих защитников России и казачества.







1

Казачьи подвижные игры с военной тематикой

Раздел 3.Культура физического и трудового воспитания казачества


6










Тема 1.Значение труда для казачьей семьи.




1

1

Беседа о древних и современных ремеслах казаков. Мастер-класс.

Изготовление простейших изделий казачьего быта

Тема 2.В здоровом теле – здоровый дух.




1

1

Круглый стол о значении физического здоровья для казака. Спортивные игры казачат. Особенности военных тренировок

(шашки, нагайка, копье)


Тема 3.Казаки – богатыри и защитники земли русской.




2




Составление альбома, презентации о спортивных достижениях казаков прошлого и современников.

Раздел 4. Православные традиции казачества.

Тема 1.Держись православия – веры наших предков

,


5

1




Вводная лекция. Работа с текстами, документами

Православные традиции Амурского казачества.

Православные праздники.

Тема 2. Изучение православных традиций в казачьих семьях







1

Встреча с представителями казачества.

Тема 3 Православные храмы г.Хабаровска. Правила поведения в храме.




1

2

Посещение храма

Раздел 5 Особенности семейно- бытового уклада амурских казаков

Тема 1. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре казаков.

7

1




Беседа, обсуждение видеофрагмента о жизни казаков.

Тема 2.Семья –самое близкое окружение человека. Распределение обязанностей в казачьей семье




1

1

Чтение отрывков из литературных произведений , где описание казачьей семьи, отношения взрослых и детей.

Встреча с представителем казачества


Тема 3. Обустройство казачьего дома





1

1

Групповая работа о быте амурских казаков, изучение фотографий, документов.

Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4.Казачий фольклор




1

1

Изучение казачьих пословиц, поговорок, казачьих песен.

Выступление ансамбля «Млада» с казачьими песнями.

Итоговое занятие.







2

Фольклорный праздник

«Казачьи посиделки»

Викторина

Жилище и быт амурских казаков. Итоговое занятие

Тематическое планирование 6 класс

Наименование разделов и тем

Всего учебных часов

Теория

Практика

Виды учебных занятий

Введение. Образование Амурского казачьего войска.

Тема 1. У истоков будущего войска

1

1




Вводная лекция. Составление кластера

Раздел1. Этапы развития Амурского казачьего войска

Тема1.Создание и становление войска.

4

1




Изучение документов.

Групповое занятие

Тема 2. Порядок службы амурских казаков. Заповеди амурских казаков-воинов.




1




Обсуждение заповедей

Тема 3 . Атрибуты Амурских и Уссурийских казачьих войск. Войсковые знаки.




1




Изучение символики амурского казачества.

Создание презентаций

Тема 4.Выдающиеся атаманы амурского и уссурийского казачества













Раздел 2.География походов амурских казаков. Освоение Приамурья казаками.


10










Тема 1. Петр Бекетов и его вклад в освоение Сибири и Дальнего Востока. Основание Якутска




1




Поиск необходимой информации для исследовательской работы

по теме

Тема 2. Походы Ивана Москвитина. Выход русских на побережье Охотского моря.





1




Изучение документов,

Тема 3 Походы Василия Пояркова.

Освоение Приамурья русскими.




1







Тема 4. Походы Ерофея Хабарова. Основание Албазинской крепости и острогов в Приамурье.




1

1

Обозначение походов землепроходцев на географических картах, создание презентаций

Тема 5. Вклад Онуфрия Степанова в освоение Приамурья. Распространение православия в Приамурье. Основание Албазинского воеводства




1







Тема 6 Н.Н.Муравьев-Амурский, генерал-губернатор Восточной Сибири, инициатор казачьей колонизации на восток.




1




Театрализованный урок

Тема 8 Освоение Приамурья казаками







2

Экскурсия в краеведческий музей имени Н.И. Гродекова.

Тема 9 Итоговое занятие по теме

«Походы амурских казаков»







1

Викторина. Защита проектов

Раздел 3. Расселение Амурского казачества. Амурские сплавы

Тема 1.Первые казачьи посты на Амуре. Роль М.С.Корсакова в освоении среднего Амура


5

1




Интерактивое занятие

Тема 2 Освоение Приамурья солдатами 13-го и 14-го линейных батальонов. Основание Хабаровска




1







Тема 3 Амурские сплавы 1855-1858 гг.




1

1

Изучение путевых набросков Л.П. Волкова, казаков-переселенцев.

Тема 4.Имя в истории.

Выдающиеся казачьи атаманы, участвующие в освоении Приамурья. «Казачий поэт» Волков Леонид Петрович





1




Защита проектов.

Раздел 4. . Казачьи станицы на Амуре.

Тема 1. Станичники. Жизнь и быт казаков в станицах верхнего и среднего Амура.


12

2







Тема 2. Заселение реки Уссури. Организация пограничных постов .




2








Тема 3. Образование казачьих станиц на нижнем Амуре. Амурский хлеб




2







Тема 4.Самоуправление в казачьих станицах. Станичный сход, суд. Роль станичного атамана в самоуправлении




1







Тема 5 «Нет уз святее товарищества». Законы амурских казаков. Церковная жизнь амурских казаков.




1







Тема 6 Воспитание детей в казачьих семьях амурских казаков




1







Тема 7. Обычаи и традиции амурских казаков.




1







Тема 8. Народное просвещение в Амурском казачьем войске. Хабаровский кадетский корпус




1







Тема 9 Устное народное творчество амурских казаков







1

Выступление ансамбля «Млада», конкурс чтецов

Итоговое занятие







2

Казачий фольклорный праздник
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconСценарий предметного внеурочного мероприятия Автор : Жилина Татьяна...
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №198» г. Северска...

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРабочая программа Гиль Елена Владимировна метапредметный курс «юный искусствовед»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. Д. Тарасова

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconОтчёт об исполнении муниципального задания по состоянию на 01 апреля...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Абазинская средняя общеобразовательная школа №49»

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconРеферат на тему: «влияние исторических событий на развитие моды в россии»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа»

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Р/с 40204810600000000029 гркц нб респ. Бурятия Банка России г. Улан-Удэ бик 048142001, инн 0309006819

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconУчебниками на 01. 10. 2013 Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12»

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconЧувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Убеевская средняя общеобразовательная школа»

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Эпиграф урока: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности,...

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconПрограммам Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тат. Каргалинская средняя общеобразовательная школа»

Факультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение iconТрясцын Данила Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное учреждение «Аспинская сош»
Цель научной работы: Исследовать возможность изучения истории страны, при помощи денежных знаков страны (на примере России)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную