Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века»






НазваниеПрограмма дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века»
страница1/11
Дата публикации08.02.2017
Размер1.24 Mb.
ТипПрограмма
l.120-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
Аннотации дисциплин образовательной программы

41.03.03 Востоковедение и африканистика

Профили программы

« Языки и литературы стран Азии и Африки (Языки и литература Индии)»
«Языки и литературы стран Азии и Африки (Языки и литературы тюркских народов)»
«Языки и литературы стран Азии и Африки (Языки и литература Монголии и Тибета)»

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Часть 1. Древний мир и Средние века.

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают историю цивилизаций с момента их возникновения до конца Средневековья (конец XV в.)

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматривается история Древнего Востока (Древний Египет, цивилизации Древней Месопотамии), Античности (Древняя Греция и Древний Рим) и Средневековья. Анализируются основные тенденции исторического процесса в указанные периоды: причины и особенности возникновения древнейших цивилизаций; роль природно-географического фактора в истории стран Древнего Востока; развитие социального неравенства, политических и религиозных элит; появление и развитие письменности и научных знаний; увеличение полномочий правителя и возникновение восточных деспотий; возникновение и развитие специфических социальных и политических институтов античной цивилизации (полис, гражданский коллектив, античное право собственности на землю); складывание и эволюция понятия демократия; расширение границ античного мира через Великую греческую колонизацию и восточные походы Александра Македонского; кризис полисного устройства в IV в. до н.э.; складывание и эволюция гражданской общины Древнего Рима; расширение границ Римского государства; механизма социокультурного взаимодействия античного мира и варварской периферии; эволюция государственного устройства Древнего Рима от республике к империи; кризис римской государственности в IV-V вв. н.э.; роль варварских нашествий в падении Западной Римской империи и возникновении средневековой цивилизации; складывания королевской власти и сеньориально-вассальных отношений в раннее Средневековье; роль церкви в истории средневековой Европы и динамика ее взаимоотношений с обществом и королевской властью; процесс складывания централизованных государств в развитое и позднее средневековье; истоки возникновения наций; развитие государств Востока в средние века; кризис средневековой цивилизации в XV столетии. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие цивилизаций. Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

Дисциплина участвует в формировании следующих компетенций:

ОК 6 – стремление к саморазви-тию, повышению своей квалифи-кации и мастерства

ОК 9 – использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способ-ность анализировать социально значимые проблемы и процессы

ПК 6 – способность осуществлять под научным руководством ло-кальные исследования на основе существующих методик в конкрет-ной узкой области филологическо-го знания и формулировать аргу-ментированные умозаключения и выводы
Пояснительная записка
Цели и задачи дисциплины. Целями курса «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» является формирование у студентов взгляда на историю как на единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры, на выявление соотношения общего и особенного в развитии цивилизаций. Составители стремились показать реализовавшуюся в истории всемирность, рассматривая в качестве ее критерия непреходящую ценность, неповторимость каждого «сегмента» мирового пространства, многообразие, многовариантность развития человечества.

Задачи курса состоят в рассмотрении основных фактов и явлений всеобщей истории, выявлении типологических моделей развития, выделении уникального в историческом процессе, прослеживании эволюции базовых понятий, необходимых для структурирования событийной канвы, формировании представлений о современных методологических подходах к изучению истории.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и средние века» представляет собой один из курсов по выбору социального, гуманитарного и экономического цикла. Дисциплина «История мировых цивилизаций» сочетается с курсами общегуманитарного и профессионального цикла.

Студенты, обучающиеся по данному курсу на первом этапе (к первому семестру обучения) должны иметь общее представление о ходе всемирно-исторического процесса в рамках полученного выпускниками школ РФ среднего полного общего образования, владеть основной терминологией и основным понятийным аппаратом социо-гуманитарного знания.

Знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения данной дисциплины, являются необходимым условием для усвоения дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:

ОК 6 – стремление к саморазви-тию, повышению своей квалифи-кации и мастерства

ОК 9 – использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способ-ность анализировать социально значимые проблемы и процессы

ПК 6 – способность осуществлять под научным руководством ло-кальные исследования на основе существующих методик в конкрет-ной узкой области филологическо-го знания и формулировать аргу-ментированные умозаключения и выводы

В результате освоения дисциплины «История мировых цивилизаций. Древний мир и средние века» обучающийся должен:

Знать: основные этапы течения всемирно-исторического процесса; научно признанные теории и подходы к изучению всеобщей истории (цивилизационный, технократический, социально-экономический); основные закономерности процессов формирования и эволюции государства, взаимоотношения власти и общества на различных этапах исторического развития, определяющие характеристики крупнейших историко-культурных регионов Востока и Запада, основные достижения мировой культуры. Студент также должен знать фактический материал по курсу: основные даты, события всемирной истории, ключевые персоналии, термины и понятия.

Уметь: работать с документами разных исторических эпох, верифицировать данные исторических источников, выявлять основные тенденции исторического процесса, проводить параллели и выявлять закономерности исторического развития отдельных стран и регионов, применять на практике основные методы исторического познания.

Владеть: методами работы с историческими источниками и навыками историографического анализа; основной методологией исторического исследования; методикой написания научных работ.

Общая трудоёмкость дисциплины - 2 зачётные единицы (72 часа). Из них: аудиторная работа – 26 ч., самостоятельная работа студентов – 46 ч., в т.ч. подготовка реферата, подготовка к лекционным и семинарским занятиям и промежуточной аттестации (зачёт).


ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Новое и новейшее время

Цель дисциплины

Программа состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных в единое смысловое и событийное поле. Хронологические рамки программы охватывают историю цивилизаций с конца XV – начала XVII вв. и до настоящего времени (начало XXI в.).

Программа разработана в соответствии с проблемно-хронологическим принципом изложения материала. История отдельных стран и регионов рассматривается в контексте горизонтальной и вертикальной системы взаимосвязей, с учетом синхронности и несинхронности процесса исторического развития, а также его неравномерности.

В ходе изучения курса рассматриваются факторы развития мировой истории в новое время: распространение конституционных начал, принципов парламентаризма, индивидуальной свободы в борьбе с традициями абсолютизма и вызовами эгалитаризма; промышленная революция и создание индустриального общества; складывание наций и европейская экспансия XIX в.; секуляризация духовной жизни на Западе; создание светской идеологии в форме Просвещения, либерализма, социализма XX в. в контексте истории мировых цивилизаций, что рассматривается главным образом на примере истории ведущих государств Европы, Америки, Азии и Африки. Значительное внимание уделяется международным отношениям, в том числе истории двух мировых войн и их влиянию на социальное, политическое и экономическое развитие современной цивилизации. Знание важнейших понятий и фактов мировой истории, а также глобальных процессов развития человечества даст возможность студентам более уверенно ориентироваться в сложных и многообразных явлениях окружающего нас мира. Данный курс принадлежит к базовому компоненту гуманитарного образования.

Целями курса «История мировых цивилизаций» является формирование у студентов взгляда на историю как на единый процесс, поле взаимодействия личности, социума, культуры, на выявление соотношения общего и особенного в развитии цивилизаций. Составители стремились показать реализовавшуюся в истории всемирность, рассматривая в качестве ее критерия непреходящую ценность, неповторимость каждого «сегмента» мирового пространства, многообразие, многовариантность развития человечества.

Задачи курса состоят в рассмотрении основных фактов и явлений всеобщей истории, выявлении типологических моделей развития, выделении уникального в историческом процессе, прослеживании эволюции базовых понятий, необходимых для структурирования событийной канвы, формировании представлений о современных методологических подходах к изучению истории.

Дисциплина «История мировых цивилизаций» представляет собой дисциплину базовой части части гуманитарного, социального и экономического цикла направления подготовки 032100 Востоковедение и африканистика, профиля Языки и литературы стран Азии и Африки. Дисциплина «История мировых цивилизаций» сочетается с курсами общегуманитарного и профессионального цикла.

Студенты, обучающиеся по данному курсу на первом этапе (к первому семестру обучения) должны иметь общее представление о ходе всемирно-исторического процесса в рамках полученного выпускниками школ РФ среднего полного общего образования, владеть основной терминологией и основным понятийным аппаратом социо-гуманитарного знания.

Знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе изучения данной дисциплины, являются необходимым условием для усвоения дисциплин (Б.1) гуманитарного, социального и экономического цикла и (Б.3) профессионального цикла.


Введение в языкознание

Цель дисциплины

Дисциплина «Введение в языкознание» является курсом вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла по направлению подготовки Востоковедение и афри­ка­нистика, предназначена для студентов 1 курса, реализу­ется в Институте восточ­ных культур и античности кафедрой Истории и филологии Дальнего Востока.

Для профессиональной подготовки по профилю «Филология Востока» знакомство с основными понятиями и методами современного языкознания необходимо не только с точки зрения языкового обучения, но и с точки зрения грамотного подхода к анализу разнообразных культурологических концепций, в большинстве случаев основанных на историко-филологических, а зачастую и собственно лингвистических данных. Умение грамотно оценить состоятельность лингвистических построений стало сегодня насущной потребностью далеко не только профессионалов-лингвистов, но и всякого ученого-гуманитария, дорожащего достоинством своей науки. Известно, что в последнее время квазилингвистические спекуляции часто используются в разного рода недобросовестных культурологических и псевдоисторических построениях, соответственно, базовая лингвистическая подготовка должна обеспечить молодым специалистам способность ясного различения степени научной адекватности тех или иных концепций.

Основная цель курса — познакомить студентов с основным каркасом лингвистической науки, принятым ею представлением о языке как многоуровневой системе и основными инструментами его описания. Особое внимание уделяется вопросам общей типологии и конвертируемости грамматических описаний, что связано со спецификой изучаемых восточных языков, а также вопросам лингвистической генеалогической классификации (подробнее проблемы сравнительно-исторического языкознания обсуждаются в курсе «Введение в лингвистическую компаративистику» на 3-м курсе).

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпуск­ника:

  • (способность научно анализировать социально значимые про­бле­мы и процессы, умение использовать на практике методы гума­ни­тарных, социальных, экономических, исторических, филологических наук в различных видах професси­ональной и социальной дея­тель­ности, связанной с изучением Востока);

  • (способность использовать в познавательной и профессиональ­ной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ филологии, истории, экономики, социологии и культуро­логии; владение культурой мышления, знание его общих законов, способность в письменной и устной речи правильно (логически) офор­мить его результаты на родном, западном и восточном языках);

  • Способность и готовность к письменной и устной коммуникации на родном и иностранных языках;

  • (способность и готовность к практическому анализу логики раз­личного вида рассуждений, владение навыками публичной речи, ар­гументации, ведения дискуссии и полемики);




  • (владеть теоретическими основами организации и планирования научно-исследовательской работы);

  • (способность применять знание цивилизационных особенностей регионов, составляющих афро-азиатский мир);

  • Способность понимать, излагать и критически анализировать информацию о Востоке, свободно общаться на основном восточном языке, устно и письменно переводить с восточного языка и на восточный язык тексты культурного, научного, политико-экономического и религиозно-философского характера

  • Уметь создавать базы данных по основным группам востоковедных исследований;

  • Уметь обрабатывать массивы статистическо-экономических данных и использовать полученные результаты в практической работе

  • Способность понимать и анализировать принципы составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода, умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ

  • Способность использовать знание принципов составления научно-аналитических отчетов, обзоров, информационных справок и пояснительных записок

  • Уметь излагать и критически анализировать массив данных на восточном языке и представлять результаты исследований

  • Способность использовать понимание роли традиционных и современных правовых систем народов Азии и Африки в формировании политической культуры и менталитета народов афро-азиатского мира

  • Способность применять на практике знание теоретических основ управления в сфере контактов со странами афро-азиатского мира

  • Владеть информацией об основных особенностях материальной и духовной культуры изучаемой страны (региона), пониманием роли религиозных и религиозно-этических учений в становлении и функционировании общественных институтов, умением учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, характерную для носителей соответствующих культур

  • Способность использовать знание этнографических, этнолингвистических и этнопсихологических особенностей народов Азии и Африки и их влияния на формирование деловой культуры и этикета

  • Способность пользоваться навыками критического анализа и практического применения знаний по актуальным проблемам развития афро-азиатского мира, решение которых способствует укреплению дипломатических позиций, повышению экономической безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации



Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме двух контрольных работ, экзамен на 1 курсе обучения.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетные единицы — 144 часа.

Программой дисциплины предусмотрены следующие занятия: лекции — 36 часов, семинары — 36 часов, самостоятельная работа студента — 72 часа.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconТ. Д. Рубанова история библиотечного дела древний мир Средние века Эпоха Просвещения
Учебное пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделений факультета документальных коммуникаций, изучающих курс...

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconПрофиль программы «Языки и литературы стран Азии и Африки (Язык и...
Средние века состоит из частей, соответствующих общепринятой в исторической науке периодизации всемирной истории, интегрированных...

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconЗадания для срс по «Истории мировых цивилизаций»
Цивилизационный подход. Факторы, определяющие существо цивилизации, её неповторимый облик. Дискуссии о продолжительности существования...

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconИстория древнего мира программа
Рекомендовано к изданию на заседании кафедры истории мировых цивилизаций исторического факультета мгпу от 6 октября 2004 г

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconКонтрольные вопросы 61 рабочая программа пояснительная записка курс...
Гос впо по специальности 030501. 65 юриспруденция, утвержденный Министерством образования РФ «27» марта 2000 г., №260 гум/сп

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций»
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconКафедра истории мировых цивилизаций новейшая история стран азии и африки
Новейшая история стран Азии и Африки (1918-2000): Программа курса. Семинарские занятия. Тематика курсовых и дипломных работ. Методические...

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Менеджмент», изучающих...

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconУколова В. И. История. Древний мир : учеб, для 5 кл, основной школы
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Зеленокумска Советского района» Ставропольского края

Программа дисциплина «История мировых цивилизаций. Древний мир и Средние века» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную