«Евгений Онегин» Цели






Название«Евгений Онегин» Цели
страница1/5
Дата публикации04.06.2017
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > История > Документы
  1   2   3   4   5
«Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина  «Евгений Онегин»)

Цели: рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов,  выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

 Ход урока

1.Оргмомент

2.Проверка д.з. (стих-е наизусть)

3.Целевая установка

Сегодня вы войдете в худ.мир романа, узнаете историю его создания, совершите удивительное путешествие по страницам пр-ия.

4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности)

Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).

Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).

2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность

Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).

В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.

Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.

5.Постановка проблемного вопроса

 «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?

1 глава День Онегина. (1 глава – история болезни души Онегина)
Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?

  • Из чего складывается этот день?

  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

Вопросы сравнения

Онегин

Автор

1. Отношение к мнению света







2. Отношение к женщинам и любви







3. Отношение к искусству, к театру







4. Отношение к труду, творчеству







5. Отношение к природе







Анализ главы
-Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)

-Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)

Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность.
-Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии

-Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)

-Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?

-Дает ли Пушкин портрет Онегина?(главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)

-Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)

-Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).
Проследим за «маршрутом» Онегина

«К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы

  • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы

Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям

  • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)

-В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?

В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

  • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)

  • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

На балу (строфы 27-28, 33-34)

  • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?

  • Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?

  • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)

Завершение дня.

-Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ((«науку страсти нежной»)

-Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)

-В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный, В гостиных появлялся он»))

-Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)

Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:

« Проснётся за полдень, и снова

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра,

И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?
Проверим работу на уроке

Вопросы сравнения

Онегин

Автор

1. Отношение к мнению света

«Боясь ревнивых осуждений»

«Не мысля гордый свет забавить»

2. Отношение к женщинам и любви

«Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

Продолжает восхищаться женской красотой

3. Отношение к искусству, театру

«Отворотился и зевнул…»

«Волшебный край!»

4. Отношение к труду, творчеству

«Упорный труд ему был тошен»

Пушкин – творец

5. Отношение к природе

«На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

«Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

-В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)
Причины хандры Онегина

  • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.

  • Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.

  • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?Высший свет – общество насквозь фальшивое

  • Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню

  • Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни

  • Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен

  • Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы

  • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)

  • Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь

  • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)



Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.
2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)

Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?

-Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)

-Почему чуждается соседей?(он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)

-С кем сближается?

-Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?

  • Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии

  • Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)

  • Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)

  • Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»

  • Какими чертами наделяет автор Ольгу? Почему описание ее внешности лишено индивидуальных черт?

  • Какое впечатление производит Ольга?

  • Почему Ленский полюбил Ольгу?

  • Найдите в характеристике слова высокого стиля, которые принадлежат Ленскому. Зачем Пушкин их использует при её описании? Почему этот портрет, этот типаж надоел безмерно автору?

  • Почему поэт не наделяет Татьяну внешней красотой? (ее красота в обаянии, самобытности натуры, гармонии сердца и ума)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Евгений Онегин» Цели iconСтихотворный размер
Так говорит Автор в романе Пушкина "Евгений Онегин" о своем герое Евгении. Что же, получается, Онегин был совсем глуп, что не мог...

«Евгений Онегин» Цели iconВзаимоотношения каких героев романа Пушкина Евгений Онегин составляют сюжетную основу?

«Евгений Онегин» Цели iconУрок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Урок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

«Евгений Онегин» Цели iconТеоретические вопросы
Композиционный смысл образов Ленского и Ольги Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» Цели iconДва года назад эти аргументы я и мои ученики составили к
Автор пишет о смысле жизни, и мне на ум приходит Евгений Онегин в одноимённом романе А. С. Пушкина. Горька судьба того, кто не обрёл...

«Евгений Онегин» Цели iconЛитература А. С. Пушкин «евгений Онегин»
Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре 9 класс. Кузнецова Л. В

«Евгений Онегин» Цели iconЭкзаменационные билеты по литературе
Автор и его герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Чтение наизусть отрывка из романа

«Евгений Онегин» Цели icon9 класс I. Программные произведения
А. С. Пушкин. Маленькие трагедии. Поэмы: Цыганы. Бахчисарайский фонтан. Кавказский пленник. Роман «Евгений Онегин»

«Евгений Онегин» Цели iconА. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
А. С. Пушкин. «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери», лирика «Вольность», «Поэт», «к чаадаеву», «К морю»

«Евгений Онегин» Цели iconУрок-путешествие по страницам романа а. С. Пушкина «евгений онегин»
Репродукции картин А. Г. Венецианова "Пряха", М. Шибанова "Крестьянская свадьба", Б. М. Кустодиева "Масленица"

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную