Проект Концепция магистерской программы






Скачать 226.98 Kb.
НазваниеПроект Концепция магистерской программы
Дата публикации11.02.2018
Размер226.98 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > История > Документы

Проект

Концепция

магистерской программы

«Медиевистика»



  1. Общая характеристика


Концепция образовательной программы магистратуры «Медиевистика» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», другими федеральными нормативными правовыми актами в сфере образования, а также образовательным стандартом НИУ ВШЭ по подготовке магистров по направлению 46.04.01 «История».

Форма обучения по магистерской программе «Медиевистика» — очная. Язык преподавания: русский. Направленность — академическая. Обучение осуществляется как на бюджетной (15 мест), так и на платной основе (5 мест). Магистерская программа «Медиевистика» реализуется на факультете гуманитарных наук НИУ ВШЭ силами профессорско-преподавательского состава Школ исторических наук, филологии, философии ФГН, ИГИТИ, при участии отдельных преподавателей Школы востоковедения и Факультета права. Разработчик и руководитель — PhD, проф. Школы исторических наук, ординарный профессор НИУ ВШЭ О.С. Воскобойников (ovoskoboynikov@hse.ru, olegvosk@yandex.ru, 8 916 688 3744).

  1. Актуальность, цели и задачи программы «Медиевистика»

Медиевистика — фундаментальная гуманитарная комплексная дисциплина, занимающаяся разносторонним изучением Средневековья и того, как образы Средневековья воспринимались и переосмысливались на протяжении последующих столетий. В своем классическом виде медиевистика сформировалась в начале XIX в., но еще и сегодня она сохраняет свои, как правило, лидирующие, позиции в гуманитарных науках — истории, истории искусства, истории литературы, истории философии. На протяжении XIX — XX вв. во многом именно медиевисты формулировали вопросы, вырабатывали концепции и предлагали исследовательские методы, определявшие едва ли не большинство новых влиятельных течений в современной гуманитаристике. В России преподавание и начало академического изучения Средневековья относится к середине XIX в., причем к концу столетия российская медиевистическая школа вошла в число сильнейших.

За создание тех форм социальной, культурной и политической самоидентификации, которые стали определяющими на протяжении XIX — XX вв., прежде всего «отвечала» медиевистика. И не случайно: сегодняшние религии, языки, города, народы, нации, государства (как и многое другое) сложились именно на протяжении Средневековья. Любые базовые коллективные идентичности сейчас строятся на основе тех или иных идей (порой правдоподобных, порой заведомо ошибочных) о средневековых явлениях и процессах. Представить себе француза, равнодушного к Жанне д’Арк, столь же трудно, как и русского, которому ничего не говорит имя Александра Невского. Даже новейшие течения в культуре строятся на образах Средневековья: самые успешные и влиятельные произведения в жанре фэнтези — в литературе и особенно кино — насыщены соответствующими аллюзиями — явными или скрытыми. Средние века никак не утрачивают актуальности — каждый новый исторический поворот лишь добавляет ей оттенков.

О том, что Средневековье и в России в настоящее время весьма популярно, свидетельствует не в последнюю очередь его непропорционально высокое присутствие на таких научно-популяризаторских порталах, как «ПостНаука» или «Арзамас», как и частые циклы лекций на медиевистические темы в музеях, библиотеках и на др. площадках. Косвенным признаком привлекательности Средневековья для сегодняшней молодежи может послужить феноменальный успех паблика «Страдающее Средневековье» (250 тыс. подписчиков!), запущенного шутки ради студентами-историками из ВШЭ.

Возможно, столь разноплановый интерес к Средневековью — это часть тенденции, обозначившейся в российском обществе в самые последние годы: резко вырос интерес к знаниям, не сулящим прямого прагматического эффекта (например, в виде прироста зарплаты), но, тем не менее, воспринимаемые как серьезные, к тому же интересные, а потому и «престижные». При всех странностях, сопровождающих этот поворот (невероятный ажиотаж на художественных выставках), он, видимо, выражает усталость значительной части общества от ценностного релятивизма и засилья идеологизированных симулякров, и ее тягу к подлинному знанию (в чем бы оно ни усматривалось). Магистерская программа по медиевистике может как нельзя лучше вписаться в эту тенденцию и привлечь даже больше студентов, чем мы пока осторожно прогнозируем. Стоит учесть, что все бакалаврские курсы в ВШЭ, так или иначе связанные с историей Средних веков, как исторические, так и философские, литературоведческие, искусствоведческие, историко-правовые, пользуются у студентов успехом. Удачно стартовал минор ФГН «Культура западного Средневековья», как и тематически близкие миноры, в которых активно участвуют преподаватели-медиевисты.

Прагматическая составляющая в предлагаемой программе, впрочем, тоже выражена весьма отчетливо. Студентам впервые предлагается систематизированное и разностороннее знание о главных цивилизационных основах нашей современности, что обеспечивается ее принципиальной полидисциплинарностью. Полидисциплинарной же программа является сразу в двух смыслах. Во-первых, наряду с историками в ней будут задействованы филологи, философы, востоковеды и правоведы. В перспективе возможно также привлечение религиоведов и богословов (например, при налаживании сотрудничества с церковными академическими центрами). Соответственно запланированы курсы по средневековому праву, средневековой словесности, средневековому искусству и т. д. Во-вторых, что не менее важно, программа нацелена на преодоление традиционного у нас дисциплинарного разрыва между российским Средневековьем и Средневековьем зарубежным (Латинская Европа и Византия). Рамки магистерской программы не позволяют расширять ее еще дальше и включить в нее подробные курсы по истории средневекового Востока. Она остается европоцентричной, но при максимально широком понимании европоцентричности — таком, чтобы в ее фокусе оказались христианские культуры Византии, Руси и Запада, в их диалоге с соседними цивилизациями, в первую очередь со средневековым исламом. Отсюда вытекает необходимость пригласить для участия в программе специалистов как по Древней Руси, так и по Византии, Западной Европе и Ближнему Востоку.

Тем самым программа рассчитана на подготовку нового поколения гуманитариев, способных преодолеть, наконец, давний раскол на очень разные дисциплинарные «цехи» с почти непреодолимыми границами (например, между историками и литературоведами или же историками Руси и историками Западной Европы), до сих пор отличавший отечественную гуманитаристику.


Поскольку значительная часть обучения в программе «Медиевистика» предполагает освоение источников и литературы на иностранных языках, и поскольку реализация программы предполагает активное взаимодействие с зарубежными партнерами, магистранты, желающие углубить подготовку по выбранной ими тематике исследований, получат возможность продолжить обучение не только в отечественных университетах, но и в зарубежных.

  1. Целевая аудитория магистерской программы


Цели и задачи магистерской программы «Медиевистика» определяют и критерии набора студентов. Предполагается, что здесь смогут обучаться студенты разного уровня и профиля подготовки, с разным профессиональным опытом. Основная целевая аудитория — выпускники бакалавриата с гуманитарным образованием — филологи, историки, искусствоведы, философы, культурологи, религиоведы. Обучение в предлагаемой программе позволит им в дополнение к имеющимся базовым знаниям и компетенциям приобрести практические навыки работы с памятниками средневекового прошлого. В самой Высшей школе экономики десятки дисциплин в десяти бакалаврских программах так или иначе связаны с медиевистикой. Неудивительно, что запросы на открытие магистерской программы по медиевистике постоянно поступают от заинтересованных студентов, обычно весьма способных и прилежных .

Таким образом, гуманитарная среда ВШЭ сама по себе уже готовит потенциальных участников предлагаемой программы. Однако средневековая история Руси, Византии и Западной Европы, как и другие гуманитарные дисциплины, связанные с медиевистикой, преподаются на ознакомительном уровне в основных гуманитарных бакалаврских программах РФ, в ряде крупнейших вузов обеих столиц и провинции. Следовательно, мы можем рассчитывать на то, что как минимум некоторые из выпускников этих программ захотят углубленно изучать пользующиеся популярностью предметы. Значительную часть студентов могут составить бакалавры и специалисты из стран СНГ, для которых такая программа — уникальная возможность приобщения к международным университетским практикам, ведь аналогов предлагаемой магистратуры не существует на территории не только России, но и всех остальных стран СНГ. Наконец, программа должна вызвать интерес у зарубежных гуманитариев — русистов, славистов, византинистов, отчасти востоковедов, — потому что мы предлагаем оригинальную модель изучения средневековой цивилизации Запада и Востока на материале первостепенных источников. Как и в России, «восточное» и «западное» Средневековье изучаются и преподаются по-отдельности и в зарубежных университетах, что делает предлагаемую программу уникальной и по-настоящему прорывной в мировой практике.

Итак, двадцатью абитуриентами магистратуры могут стать представители весьма широкого спектра специальностей, выпускники ведущих вузов России и других стран, желающих получить фундаментальную академическую специальность.

  1. Преподавание медиевистики в России и за рубежом. Сравнительные преимущества магистерской программы «Медиевистика»


Магистерских программ подготовки по медиевистике в РФ относительно немного: эта дисциплина, безусловно, сложна для освоения, а область ее применения — формально, на первый взгляд — довольно узка. Более или менее достойные программы можно видеть сегодня лишь в МГУ и СПбГУ, на соответствующих кафедрах исторических факультетов, и они пользуются там заслуженным успехом. Однако они в действительности не являются полноценными магистерскими программами, но лишь итерацией традиционной пятилетней специализации по кафедре, со всеми вытекающими отсюда минусами. Другие гуманитарные факультеты страны, включая МГУ и СПбГУ, вовсе игнорируют медиевистику как самостоятельную область знаний: именно поэтому в нашей стране нет философской медиевистики, нет средневекового литературоведения и нет средневековой истории искусства. До недавнего времени довольно приличная группа медиевистов преподавала в РГГУ, но от нее почти ничего не осталось.

За рубежом медиевистическая специализация магистерского уровня существует во всех уважающих себя крупных университетах и высших школах с середины XIX в. Наиболее престижные из них исчисляются десятками — они сконцентрированы в старейших университетах Западной Европы и университетах Лиги Плюща. Лучшие традиции этих программ, со многими из которых наши преподаватели знакомы не понаслышке, мы постарались учесть: медиевистика зиждется на целом ряде традиционных вспомогательных дисциплин (дипломатика, палеография, текстология, средневековая латынь, иконография и т.д.), все они будут представлены внутри наших курсов.

Наше главное отличие от существующих программ по медиевистике в России и за рубежом — сочетание в программе дисциплин, интересных и важных не только для историков, но и для историков искусства, историков философии, литературоведов, религиоведов, культурологов и отчасти востоковедов гуманитарного профиля. Такое решение вызвано несколькими факторами:

– это привлечет к нам выпускников соответствующих бакалаврских программ НИУ ВШЭ и других университетов;

– за несколько лет активной работы медиевистов ВШЭ ее библиотека, как электронная, так и бумажная, удовлетворительно укомплектована основными необходимыми ресурсами;

– ВШЭ обладает уникальным не только по российским меркам преподавательским потенциалом: на разных программах здесь работает 30 (!!!) штатных медиевиста. Это не только историки в строгом смысле слова, но и преподаватели истории искусства (А. Пожидаева, О. Русинова), сотрудники школ филологии (А. Гиппиус, С. Иванов, Ю. Иванова, Н. Долгорукова), философии (А. Марей, О. Алиева, П. Соколов), востоковедения (А. Муравьев), факультета права (Д. Полдников). Среди них три члена-корреспондента РАН, три ординарных профессора, несколько профессоров и докторов наук. Все они обладают российскими или западными учеными степенями, их профессиональный уровень — как ученых и как преподавателей — вне подозрений. Для работы в программе «Медиевистика» мы приглашаем самых опытных коллег: такому «цветнику» позавидует даже МГУ и любой крупный университет мира. Благодаря налаженным связям и общей системе ценностей этих ученых у нас есть уникальный не только для России шанс создать программу, междисциплинарную не на словах, а на деле. Это резко отличит ее от программ наших коллег в МГУ и СПбГУ: программа «Медиевистика» НИУ ВШЭ будет обладать ярко выраженной историко-культурной направленностью, что послужит интеграции ФГН.

– Хорошо известна закрепленная советской образовательной системой разобщенность изучения зарубежной и отечественной истории. Медиевистика — не исключение, а, напротив, прискорбное правило: медиевист-западник до обидного мало знает о Руси, русист, за редчайшими исключениями, ограничивается собственно Русью, в крайнем случае, ее ближайшими соседями и Византией. Мы предлагаем программу, призванную взломать это досадную, устаревшую традицию, не исправленную даже в лучших университетах обеих столиц. В этом мы следуем как практике бакалаврской программы ШИН, так и опыту академической и просветительской работы Лаборатории медиевистических исследований, ядра создаваемой программы. Присутствие в программе полноценных курсов по Византии, Руси, славянскому миру и христианскому Востоку может привлечь к нам студентов из СНГ и из зарубежа.

Благодаря наличию программы двойных дипломов с Сорбонной, при участии Французского университетского колледжа, франкоговорящие студенты получат шанс продолжить образование в лучших центрах медиевистики Парижа (вполне вероятно присоединение к этой программе EHESS и EPHE). За 25 лет существования Колледжа 41 медиевист прошел французскую магистратуру, шесть защитили PhD. Немецко-говорящие студенты могут рассчитывать на продолжение образования в Германии (у ВШЭ имеются договоры с университетами Кёльна и Мюнхена, ведутся переговоры с Университетом имени братьев Гумбольдтов в Берлине), итало-говорящие — в Болонье, Милане, Венеции и, возможно, Риме.

  1. Потребность в выпускниках магистерской программы «Медиевистика» и возможности их трудоустройства


Медиевистика — фундаментальная академическая дисциплина, поэтому магистерская программа нацелена на подготовку специалистов-гуманитариев широкого профиля, профессионально разбирающихся в различных сторонах средневековой культуры, а значит, и в основаниях современной европейской цивилизации (далеко выходящей за пределы Европы как субконтинента). В зависимости от личных склонностей и от постоянно меняющейся ситуации на рынке труда такие специалисты могут быть затребованы в самых разных областях. Некоторые могут начать академическую карьеру как будущие профессиональные исследователи Средних веков, другие — стать преподавателями (истории, литературы, истории искусства, истории философии) как школьного уровня, так и вузовского. Третьих с удовольствием возьмут в музеи и архивы. Однако знания, умения и навыки, приобретенные в ходе обучения, сделают из выпускников программы аналитиков широкого профиля, полезных в качестве консультантов на всех уровнях государственного управления, в средствах массовой коммуникации, PR службах частных корпораций, издательствах, в международных фондах и межправительственных организациях. Даже на столь общие (но влекущие за собой вполне ощутимые практические следствия) вопросы, как, например, о цивилизационных различиях между Россией и Западом, они смогут давать ответы, основанные не на распространенных публицистических клише, а на знании разносторонней исторической конкретики.

Академическая по своей направленности, программа «Медиевистика» ставит своей целью выпуск профессиональных ученых. В наше непростое время такая задача может показаться, как минимум «романтической», но это вовсе не так. Во-первых, быть ученым не зазорно, во-вторых, ученые нужны не только в академической сфере. Медиевисты, благодаря их фундаментальной подготовке, естественно, востребованы в системе образования на всех ее уровнях и в академических институтах гуманитарного и не только гуманитарного профиля. Неслучайно, в самой Высшей школе экономики медиевисты преподают гуманитарные дисциплины едва ли не на всех основных направлениях подготовки. Их часто можно встретить среди сотрудников, руководителей и хранителей крупнейших музеев (Кремль, Третьяковская галерея, Эрмитаж) и библиотек. Но их также много в издательском деле («Наука», «Языки славянской культуры», «Индрик», «Новое литературное обозрение» и другие) и в журналистике, от «Вокруг Света» и «Эха Москвы» до Lenta.ru или возглавляемого медиевистом русского «Forbes».

Большие надежды мы возлагаем и на очевидный в последние годы бум разного рода научно-просветительских проектов в Москве и всех крупных городах России. Культурное возрождение, возникшее в России спонтанно, ничем не объяснимая тяга к знаниям и к исторической правде, поиск тысячами и тысячами людей своих духовных корней — это движение мысли, идущее без какого-либо призыва или давления сверху. И оно нуждается, выражаясь эвфемизмом, в модерировании. А это значит, что государственное и муниципальное управление РФ ищет грамотных сотрудников, знающих не понаслышке цену культурному наследию единой Европы, от Уфы до Лиссабона. Положительные изменения в кадровой политике соответствующих органов налицо уже сейчас. Эти изменения следует учитывать. Программа «Медиевистика» предлагает современную модель подготовки ученого, способного быть и в большой степени менеджером, управленцем, руководителем культурной политики. Это эксперт и аналитик с широким историко-культурным кругозором, способные профессионально консультировать лиц, принимающих решения на всех уровнях власти. Особенность же выпускников нашей программы среди таких экспертов и аналитиков состоит в том, что они знают прошлое своей страны и ее культурно-историческое наследие в контексте наследия всей Европы.

  1. Набор компетенций, формируемых в процессе обучения


Магистерская программа «Медиевистика» основана на применении компетентностной модели высшего профессионального образования, заключающейся в формировании не отдельных знаний по конкретным дисциплинам, а комплексных компетенций, действительно востребованных в области профессиональной деятельности. В процессе освоения программы у магистранта должны сложиться следующие компетенции:
В экспертно-консультационной деятельности:
  • консультирование издательств, редакций журналов, юридических и физических лиц по вопросам, связанным с книгоизданием, популяризацией и сохранением памятников прошлого;

  • подготовка экспертных заключений по литературным, философским, искусствоведческим, историко-правовым проектам;

  • консультирование органов власти по вопросам современной межкультурной и межконфессиональной коммуникации, при организации международного сотрудничества на всех уровнях;

  • подготовка квалифицированных рецензий и экспертных заключений на научные, научно-популярные, дидактические тексты гуманитарного профиля.

В организационно-управленческой деятельности:

постановка и решение задач, связанных с реализацией организационно-управленческих функций;

  • консультирование органов власти при принятии решений об охране памятников прошлого, их актуализации и популяризации.

В научно-исследовательской, просветительской и преподавательской деятельности:

  • подготовка и реализация научно-исследовательских проектов по изучению культуры Древней Руси, Византии и средневековой Западной Европы;

  • участие в проведении научных исследований в тех же (и смежных) областях;

  • подготовка и редактирование научных публикаций;

  • преподавание в средней и высшей школе, в том числе, предметов по культуре Средних веков (история, история искусства, литература, философия, право, религия);

  • описание, анализ, каталогизация памятников древности (текстов, артефактов, произведений искусства);

  • владение всеми современными методами исторической науки и основательное знакомство с современными методами смежных гуманитарных дисциплин;

  • владение искусством профессионального научного перевода древних текстов с древних (латынь, греческий, древнерусский) и новоевропейских языков.



  1. Особенности содержания и структуры магистерской программы

Структура и содержание программы обусловлены необходимостью подготовить магистранта к самостоятельной научной работе, преподаванию или практической деятельности. Вместе с тем, немаловажным представляется не повторять существующие программы по медиевистике. Все курсы, читаемые в программе, обладают ярко выраженной исследовательской составляющей. Их цель не в том, чтобы преподнести студентам набор фактов или знаний эрудитского характера, а в том, чтобы привить навыки самостоятельного научного поиска, анализа, мышления. Каждый преподаватель призван вводить студента в свою исследовательскую мастерскую, каждый полностью отвечает за свой предмет, в лекционной и семинарской форме. Таким образом, все предметы по сути сродни научно-исследовательскому семинару.

Как показывает практика преподавания средневековой истории, религии и культуры, именно такой проблемный, а не описательный подход к формированию программы и методики преподавания, хорошо известный в лучших университетах, находит отклик в умах студентов. В наше время информационного бума студент не нуждается в традиционном изложении, но в том, чтобы его научили ремеслу. Поэтому к минимуму сведены адаптационные курсы: единственный адаптационный курс служит введением в педагогику, поскольку выпускник программы «Медиевистика» может работать в дальнейшем преподавателем. Фактологическая же база знаний магистрантов (т.е. «история Средних веков» в строгом смысле слова) будет наращена с помощью онлайн-курсов на русском и английском языках в рамках конкретных дисциплин, а не отдельно.

Набор предметов призван отразить полидисциплинарную составляющую программы. В ней, помимо истории, представлены все основные гуманитарные дисциплины: история философии, религиоведение, история искусства, история литературы, история права. Благодаря этому, будущий медиевист, не выходя за рамки медиевистики, получит отличную общегуманитарную подготовку. Все курсы вариативной части приблизительно равны по трудозатратности: на каждый выделяется по 2-3 кредита. Это принципиальное равновесие дисциплин соблюдается и во второй важнейшей составляющей программы «Медиевистика» — соотношении западноевропейского и восточноевропейского материала. Число курсов по истории Запада сопоставимо с курсами по истории Востока, как по количеству, так и по тематике: по истории религии, искусства, словесности, политической культуре, философии

Научно-исследовательская работа проводится в стационарных условиях, на территории ВШЭ. Она состоит в индивидуальной работе с конкретным средневековым текстом. Магистрант либо транскрибирует рукописный, не издававшийся прежде текст с латыни, греческого или древнерусского; либо производит колляцию рукописей с целью подготовки критического издания; либо переводит с древнего на русский уже критически изданный текст, снабжает его историческим научным комментарием и готовит его к публикации.




  1. Адаптационные дисциплины 3 кредита

  1. Педагогическая психология. Семенов И.Н., проф. деп.псих. (совместно с МП «Философская антропология»)




  1. Общие дисциплины 10 кредитов

  1. История исторической науки. Уваров П.Ю. д.и.н., чл.-корр. РАН, проф. ШИН, Дмитриев А.Н., доц. ШИН, (совместно с МП «Историческое знание») — 6 кредитов

  2. Историческая текстология. Данилевский И.Н., д.и.н., орд.проф. ВШЭ, ШИН, Добровольский Д.А., к.и.н., доц. ШИН (совместно с МП «Историческое знание») – 4 кредита



  1. Дисциплины программы «Медиевистика» 50 кредитов

А. Базовая часть 10 кредитов

1. Византия: императоры и святые. Иванов С.А., д.и.н., проф. ШФилол. 3 кредита

2. Письменная культура Древней Руси: грамоты, надписи, книги. Гиппиус А.А., д.филол.н., чл.-корр. РАН, проф. ШФилол. 4 кредита.

3. Латинская Европа: человек и власть. Бойцов М.А., д.и.н. проф. ШИН. 3 кредита

Б. Вариативная часть 40 кредитов

1. Философская мысль раннего Средневековья. Алиева О.В., к.филол.н., доц. ШФилос. 3 кредита.

2. Христианский Восток и формирование исламского мира. Муравьев А.В., к.и.н., доц. Школы востоковедения. 3 кредита.

3. Повседневная жизнь в Средние века. Шарова А.В., доц. ШИН. 3 кредита.

4. Средневековое право: теории и практики. Полдников Д.Ю., д.ю.н., доц. ШПрава, Марей А.В., к.ю.н., доц. ШФ. 4 кредита.

5. Искусство раннего Средневековья. Пожидаева А.В., к.иск., доц. ШИН. 3 кредита.

6. онлайн-дисциплина из рекомендованного списка. 3 кредита.

7. Литература эпохи Возрождения. Иванова Ю.В., к.филол.н., доц. Шфилол. 3 кредита

8. История литературы на новоевропейских языках в Средние века. Долгорукова Н.М., к.филол.н., ср.преп. ШФилол., Волконская М.А., к.филол.н., доц. ДИняз. 3 кредита.

9. Философская и научная мысль зрелого Средневековья и Возрождения. Соколов П.В., к.филос.н., доц. ШФилос. 3 кредита

10. Искусство позднего Средневековья и Возрождения: Южная Европа. Русинова О.Е., к.иск., доц. ШИН. 4 кредита.

11. Искусство позднего Средневековья и Возрождения: Северная Европа. Пожидаева А.В., к.иск., доц. ШИН. 3 кредита.

12. Церковь на Востоке и Западе Европы в позднее Средневековье и эпоху Возрождения. Дмитриев М.В., д.и.н., в.н.с. ЛМИ, проф. ШИН. 3 кредита. На английском языке.


IV. Практика и научно-исследовательская работа 18 кредитов

  1. Педагогическая практика 6 кредитов.

  2. Научно-исследовательская практика 12 кредитов.

  3. Курсовая работа 6 кредитов.

  4. Научно-исследовательский семинар: История средневековой латинской словесности. Воскобойников О.С., PhD орд. проф., проф. ШИН. 4 кредита. С привлечением онлайн-курсов.

  5. Научно-исследовательский семинар: Христианская археология и архитектура Средневековья. Виноградов А.Ю., к.и.н., доц. ШИН. 4 кредита.

  6. Скандинавский мир. Успенский Ф.Б., д.филол.н., чл.-корр. РАН, в.н.с. ЛМИ ШИН. 4 кредита.

  7. Выпускная квалификационная работа 18 кредитов


V. Защита диссертации 6 кредитов


  1. Концепция НИСа

Первый НИС посвящен средневековой латинской словесности — основе западноевропейской культуры эпохи Средневековья. В нем рассматриваются наиболее важные произведения литературы V–XV вв. в их связи с общим историческим развитием Запада. В рамках семинара литература понимается расширительно и включает в себя не только художественные тексты, но и вероучительную, философскую, космологическую литературу, проповеди, жития святых, эпистолографию. Такой широкий взгляд обусловлен, во-первых, самим характером средневековой словесности, во-вторых, задачей НИСа — реконструкцией средневековой картины мира и стиля мышления средневекового человека сквозь призму текстов. Хотя акцент делается на латинской словесности, будут привлекаться и некоторые важнейшие тексты на новых языках, например, сочинения Данте, эпос, рыцарский роман.

Семинар носит источниковедческий характер. В центре внимания студентов в равной мере форма и содержание текстов различных жанров, рукописная традиция, особенности латинского языка на разных этапах его развития. За время обучения они познакомятся с различными методами работы с текстами, применяемыми в современной западноевропейской медиевистике. Особый акцент будет сделан, во-первых, на палеографию, во-вторых на практику перевода средневековых текстов на современный русский язык. Благодаря такой археологии текста магистранты узнают, как именно читали средневековые тексты их средневековые читатели. Поскольку только владение навыками профессионального перевода, сочетающего в себе научную точность с художественной грамотностью, большое внимание в семинаре будет уделено выработке этого умения.

Второй НИС посвящен христианской археологии и архитектуре. В центре внимания находятся две взаимосвязанные дисциплины: христианская археология и архитектура Средневековья, представляющие собой визуальное оформление церковного культа и богослужения. В рамках семинара предполагается изучение основных понятий и феноменов христианской археологии и основных памятников раннехристианской, византийской, древнерусской и восточно-христианской архитектуры в сравнении с зодчеством средневекового Запада. Задача НИСа — сформировать у студентов представление об основных линиях развития христианской архитектуры и литургического устройства храма и показать пути материализации и визуализации средневековых культовых практик и элементов христианской литургики.

Занятия сочетают вводные презентации руководителя семинара и самостоятельную работу участников: описание и анализ отдельных памятников археологии и архитектуры с критическим разбором научной литературы на русском и английском. Первое направление предполагает изучение натурной съемки, планов и чертежей, выработку умения выделять отдельные элементы, выявлять их взаимосвязь, реконструировать пространственную композицию здания, а также овладение навыками архитектурно-археологического и стилистического анализа. Второе направление нацелено на освоение терминологии христианской археологии и архитектуры, в т.ч. иноязычной, знакомство с основными направлениями современной научной мысли в данных областях, выработку критического мышления. Предполагается написание рефератов научных работ и эссе по памятникам христианской археологии и архитектуры. НИС имеет своей целью подготовку специалистов широкого профиля, способных заниматься христианской археологией, архитектурой, литургикой, историей культа и т.п.

Третий НИС посвящен скандинавскому миру. Он призван, с одной стороны, познакомить магистрантов с основными категориями средневековой скандинавской культуры, с другой, ввести их в круг проблем, занимающих современных ученых, которые изучают историю Северной Европы, русско-варяжское взаимодействие и сравнительную типологию европейских культурных традиций. Первая часть курса посвящена анализу памятников такого уникального жанра, как исландская сага, которую предполагается одновременно рассматривать как образчик предлитературного нарратива и как весьма своеобразный, но полноценный исторический источник. Лейтмотивом исследования «литературной» традиции является ее правовая составляющая, понимаемая в самом широком смысле: саги анализируются в НИСе как собрание юридических казусов, скальдические стихи, внутри или вне саг, как повод, предмет и способ судебного разбирательства. При таком историко-филологическом подходе перед участниками семинара раскрывается нормативный потенциал скандинавской литературы как таковой. Особое внимание планируется уделить механизмам манифестации и осуществления власти, которые в Скандинавии представлены довольно широким спектром разнородных институций — от народоправия (тинга) до наследственной «богоизбранной» королевской власти.

Еще одна сквозная тема курса – христианизации Скандинавии, отличающаяся на фоне континентальной Европы целым рядом неповторимых черт. Она рассматривается как длительный исторический процесс, занявший не одно столетие. В частности, объектом сопоставительного исследования становятся особенности культа святых-правителей и святых-воинов в Англии, в Скандинавии, на Руси и в Византии.

Таким образом, пройдя за полтора года все три НИСа, студент обретет целый ряд фундаментальных исследовательских компетенций, необходимых современному медиевисту. Географический, тематический и хронологический охват изучаемого в НИСах материала представляется принципиально важным: здесь представлено тысячелетнее развитие средневековой цивилизации, она изучается как в классических своих проявлениях – памятниках латинской словесности, – так и в наследии, чаще всего остающемся незаслуженно на обочине «большой медиевистики» даже в самых престижных университетах мира. Мир Северной Европы, «скандинавский мир», мир саг не следует принимать за романтические сказки о варягах. В нем, напротив, важнейшее связующее звено между Востоком и Западом. Именно в этом ключе он и представлен в настоящем курсе. Наконец, археология и архитектура Средневековья, казалось бы, специфический набор знаний по специфичесскому сюжету так же необходим медиевисту для выработки перечисленных выше экспертных компетенций.


  1. Условия зачисления на программу


Приём на программу магистерской подготовки производится на основе конкурсного отбора среди лиц, представляющих портфолио и имеющих диплом о высшем образовании (бакалавриат) по гуманитарным дисциплинам.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект Концепция магистерской программы iconНазвание программы «Наша новая школа» Основание для разработки программы развития
Закон РФ «Об образовании», Концепция модернизации российского образования, проект национальной образовательной инициативы «Наша новая...

Проект Концепция магистерской программы iconОбразовательная программа оп магистратуры (магистерская программа)...
Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы

Проект Концепция магистерской программы iconМетодические рекомендации по подготовке магистерской диссертации...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Проект Концепция магистерской программы iconМетодические рекомендации по подготовке магистерской диссертации...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Проект Концепция магистерской программы iconКонцепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской...
Общие положения

Проект Концепция магистерской программы iconКонцепция Федерального Государственного образовательного стандарта...
Оровья (далее – Стандарт) являются отношения в сфере образования между их участниками, возникающие при реализации основной образовательной...

Проект Концепция магистерской программы iconПрограмма дисциплины «Научный семинар «Исследовательский проект в учр»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200....

Проект Концепция магистерской программы iconНаименование программы ( выходные данные ) Год издания программы...
Концепция и программы для начальной школы. В 2 ч. / Е. В. Алексеенко, Л. П. Анастасова идр. М. Просвещение, 2011

Проект Концепция магистерской программы iconРуководитель магистерской программы: доктор филологических наук,...
Руководитель магистерской программы: доктор филологических наук, профессор В. Б. Кашкин

Проект Концепция магистерской программы iconБ. 19 Ветеринарная фармакология. Токсикология
Наименование профиля / программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре/магистерской программы / специализация

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную