"рассмотрено" "согласовано"






Скачать 284.41 Kb.
Название"рассмотрено" "согласовано"
страница1/2
Дата публикации18.02.2015
Размер284.41 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2
ОО ЧУ "Московский лицей "Ступени"




"РАССМОТРЕНО" "СОГЛАСОВАНО"

на заседании МО Заместитель директора по УМР

протокол № 1 Мещерякова О.Г.

от «27» августа 2014 г. от «28» августа 2 014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Физическая культура»

10, 11 классы

на 2014-2015 учебный год

Разработала: Гурова Юлия Вячеславовна

г. Москва
Пояснительная записка
Направленность программы.
Приобщение школьников к мировым шедеврам художественной культуры, позволяющее установить преемственные связи всех предметов гуманитарно-художественного направления, развитие представления о художественной культуре человечества как едином процессе.
Новизна, актуальность.
История искусств (ИИ) – предмет сравнительно новый в российской системе образования, не имеющий аналогов в мировой практике. Новизной и актуальностью данной программы является прежде всего то, она является дополнением к программе «Мировая художественная культура», которая в свою очередь в общем школьном курсе имеет очень небольшое количество часов, а потому даёт школьникам самые общие и предварительные представления о мировой культуре.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы.
Основной целью программы является изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно - исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов; формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
Образовательные задачи программы:


  • Изучение основных ролей и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;

  • Постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;

  • Освоение основных этапов (русской) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящие мировое значение;

  • Знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;

  • Интерпретация видов искусств с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.


Воспитательные цели и задачи курса


    • Помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовные ориентиры;

    • Способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;

    • Подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;

    • Развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;


Основные дидактические принципы
Программа предусматривает изучение «Истории искусств» на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности
Предполагается изучение «Истории искусств» на протяжении всех лет в школе (курс рассчитан всего на 9 лет). Тем не менее курс разбит на 3 цикла, каждый из которых, сохраняя историческую и тематическую преемственность, имеет завершённый характер. Таким образом, учащийся, который пропустил какой-либо из начальных циклов, сможет легко включится в изучение текущего цикла. Кроме того, при желании он сможет нагнать упущенное: пройти материалы пропущенного цикла по индивидуальной программе или присоединится к младшим учащимся.

Преемственность всех циклов обеспечивает основная сквозная тема “Человек и Мир», которая на протяжении изучения и перехода от одного этапа к другому приобретает стереоскопичность и многогранность. К примеру, античная мифология раскрывает тему “Человек” на нравственно-эстетической основе, Библия на религиозно-эстетической и.т.д.
Принцип интеграции
Курс «Истории искусств» интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, истории, обществознания, музыки, изобразительного искусства. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединённых ключевым понятием художественного образа. Во-вторых в ней особо подчёркнута практическая направленность предмета истории искусств, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности
Изучение «Истории искусств» процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учётом конкретных задач и профильной направленности группы учащихся. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объём тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только и не столько увеличением количества часов, но возможностью выбора.
Принцип дифференциации и индивидуализации
Процесс постижения искусства процесс глубоко личностный и индивидуальный он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе залог успешного развития творческих способностей школьников.
Форма и режим занятий
Курс «Истории искусств» предполагает групповые занятия в классах лицея, снабженных всех необходимым оборудованием: учебными, дополнительными пособиями, компьютерами и мультимедийной системой. Наиважнейшей формой проведения занятий являются экскурсии:

а) однодневные - посещение музеев, галерей и.т.д.

б) многодневные - посещение городов-памятников как России, так и Европы. Экскурсионная программа разработана в строгом соответствии с программой «История искусств» и обеспечивает возможность учащимся непосредственно прикоснуться к памятникам прошлого и настоящего в их естественном окружении, погрузиться в историческую среду и в живом общении с великими творениями прошлого и настоящего ощутить непреходящую силу искусства.

Режим занятий: 1 год обучения – занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу, 2 – 9 год обучения – по 1 академическому часу в неделю.
Прогнозируемый результат.
Развитие творческих способностей учащихся реализуется в проектных, поисково- исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конктретно-чувственного восприятия произведения искусства (в музеях, во время экскурсий), развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий.

Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, презентациях, диспутах, конкурсах и экскурсиях призваны оптимально разрешить проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к основному выбору будущей профессии.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
- доклады, сообщения, презентации, используемые во время учебного процесса

- учебно – практические конференции;

- диспуты;

- защита творческих проектов, написание рефератов;

- театральная деятельность (спектакли, музыкально-поэтические салоны)


Содержание образования
1-ыйгод обучения (2 часа в неделю, 68 часов в год)

I. ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА. МИФОЛОГИЯ (5 часа)


  1. Что такое искусство.


Прекрасное в искусстве и природе. Искусство и воображение. Искусство вокруг нас.


  1. Мифология как система образов и представлений о жизни.


Глубина художественного обобщения важнейших сторон бытия. Исходные понятия нравственности — залог «вечной» жизни ее сюжетов и образов. Проблемы смысла жизни, идеалы красоты, добра, борьбы и подвига, любви и страдания. Мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров. Причины изменения их интерпретации на протяжении истории развития мировой художественной культуры. Диалог героев мифологии с человеком нового времени.

II. Сюжеты и образы античной мифологии (29 часов)
1. Сотворение мира.
Хаос как источник жизни на Земле, элемент первоосновы мира. Понятие Космоса как упорядоченного мира, состоящего из земли, неба и подземного мира. Возникновение Космоса из Хаоса в поэме Овидия « Метаморфозы ».

Первые божества: Гея (Земля), Никта (Ночь), Эреб (Мрак), Тартар (Бездна) и Эрос (Любовь). Дети Земли Уран (Небо) и Понт (Море). Рождение первых богов в поэме Гесиода «Теогония».

Сатурн (Кронос) и Рея — родители верховного греческого бога Зевса. Картина Ф. Гойи «Сатурн, пожирающий своих детей». Как Зевс лишил власти отца и стал во главе богов-олимпийцев. Картина Н. Пуссена «Детство Юпитера» и характерные особенности интерпретации античного мифа.


  1. Бог-громовержец Зевс.


Рождение Зевса (Юпитера) и распределение сфер влияния между ним, Посейдоном и Аидом. Схватка богов и титанов и ее интерпретация в поэме Гесиода «Теогония». Алтарь Зевса в Пергаме. И. С. Тургенев «Пергамские раскопки». Драматизм борьбы богов и гигантов. Особенности изображения Зевса.

Гора Олимп — место вечного обитания богов. Двенадцать богов-олимпийцев: Зевс, Посейдон, Гера, Деметра, Гестия, Аполлон, Артемида, Гефест, Арес, Афина, Афродита, Гермес. Гомер об особом почитании Зевса в «Илиаде». Пир богов на западном фризе Парфенона. Стихотворение Г. Гейне «Боги Греции».

Традиционный образ Зевса в произведениях искусства. Храм Зевса в Олимпии и скульптура Фидия. Голова Зевса «Отриколи». Атрибуты Зевса.

Миф о Зевсе, побеждающем стоглавое чудовище Тифона. Наказание Атланта. Художественное воплощение образа в скульптуре Микеланджело «Атлант».


  1. Окружение Зевса.


Исполнители воли Зевса. Сюжет похищения Ганимеда в скульптурной статуе Леохара «Ганимед» и в картинах Корреджо, П. Рубенса и Рембрандта (по выбору). Скульптура Б. Торвальдсена «Ганимед, кормящий Зевесова орла».

Крылатая богиня Ника Самофракийская, художественные достоинства скульптурного образа. Стихотворение Н. Гумилева «Самофракийская победа».

Зевс - вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия.

Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала. Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

Возлюбленные Зевса. Миф о Данае (картины Тициана и Рембрандта «Даная»). Сюжет похищения Европы в картинах П. Веронезе и В. Серова. Предчувствие трагической развязки в картине П. Веронезе и радостное, счастливое похищение прекрасной Европы в картине В. Серова.

Юпитер и Леда, Ио, Каллисто в картинах Корреджо, Леонардо да Винчи, Ф. Буше. «Юпитер и Фетида» в картине Ж. Д. Энгра и Я. Тинторетто «Происхождение Млечного Пути» (по выбору). Интерпретация мифов о возлюбленных Зевса в стихотворении Г. Гейне «Мифология».


  1. Посейдон — владыка морей.



Посейдон (Нептун) — один из главных олимпийских богов, владыка моря и его обитателей. Атрибуты Посейдона и его свита. Морское царство Посейдона. Спор Зевса и Посейдона о главенстве среди богов олимпийского пантеона и его отражение в «Илиаде» Гомера.

Миф о состязании Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Эрехтейон — храм Афины и Посейдона на Акрополе в Афинах.

Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. Скульптура Посейдона (римская копия с греческого оригинала). Скульптуры Л. Бернини «Нептун и Тритон» и К. Растрелли «Посейдон». Картина И. К. Айвазовского «Посейдон, несущийся по морю». Особенности воплощения его художественного образа. Образ «владыки морей» в художественном фильме А. С. Михалкова-Кончаловского «Одиссея» (просмотр фрагментов и их обсуждение).

Миф о Посейдоне и Амфитрите. Аллегорическое воплощение сюжета в картине Н. Пуссена «Триумф Амфитриты».


  1. Бог огня Гефест.


Гефест (Вулкан) — бог огненной стихии и кузнечного ремесла. Миф о рождении Гефеста и его жизни среди богов Олимпа в интерпретации Гомера. Описание кузницы Гефеста в «Энеиде» Вергилия. Гефест — мастер «золотые руки». Циклопы — помощники Гефеста. Стихотворение А. С. Пушкина «Циклоп».

Посещение кузницы вулкана Афродитой в картинах братьев М. и Л. Ленен и П. Рубенса (по выбору). Миф о сетях для неверной жены Афродиты и его отражение в картине Веласкеса «Кузница Вулкана».


  1. Афина — богиня мудрости и справедливой войны.


Распространение культа Афины (Минервы) в Древней Греции, ее заслуги перед народом. Миф о чудесном рождении Афины из головы Зевса. Скульптурная композиция на восточном фронтоне Парфенона в Акрополе.

Афина — богиня мудрости, покровительствующая греческому народу. Прославление культа Афины в произведениях античной пластики. Статуи Фидия «Афина Парфенос» и «Афина Промахос» в архитектурном ансамбле Парфенона и их судьба в истории искусства. Смысл символических атрибутов Афины в скульптурных портретах.

Афина Паллада (Воительница), покровительствующая справедливым войнам в отличие от Марса — бога разрушительных войн. Гомер об Афине Палладе и Марсе в поэме «Илиада».

Кого спасает, а кого губит Афина? Миф об Арахне в изложении Овидия («Метаморфозы»). Картина Я. Тинторетто «Афина и Арахна» и отражение в ней предчувствия трагической развязки (превращение Арахны в паука). Картина Веласкеса «Пряхи», соединение в одном полотне античного мифа и реальности жизни.

Спор Аполлона, Афины и Марсия. Скульптурная группа Мирона «Афина и Марсий», отражение в ней драматического конфликта. Удивление юной и сдержанной богини Афины и мастерски переданный испуг лесного демона Марсия. Справедливая роль Афины в решении судьбы Марсия (стихотворение Алкея «Марсий»).

Афина, покровительствующая искусству. Сюжет посещения муз на горе Геликон в «Метаморфозах» Овидия.


  1. Лики Аполлона.


Миф о рождении Аполлона и Артемиды. Неоднородность его восприятия и глубокое символическое звучание в различные культурно-исторические эпохи. Аполлон как олицетворение доблестной силы и мужества.

Миф о победе над Пифоном и его ироническое отражение в «Эпиграмме» А. С. Пушкина. Скульптурные произведения Леохара («Аполлон Бельведерский») и Праксителя («Аполлон Сауроктон, убивающий ящерицу»). Аполлон как воплощение красоты всех олимпийских богов. Душевный порыв, величие, мужественность и гордость в скульптуре Леохара. Созерцательность и лиричность настроения, непринужденность и идиллическая одухотворенность героя в скульптуре Праксителя. Различия в художественной интерпретации образа.

Предсказание будущего — один из главных даров Аполлона. Храм Аполлона в Дельфах.

Губительные стрелы Аполлона. Миф о гибели Ниобид и его отражение в «Метаморфозах» Овидия. Рельеф «Гибель Ниобид» и выражение в нем материнской скорби и неотвратимости неожиданных ударов судьбы. Стихотворение А. Апухтина «Ниобея» и переданный в нем протест героини против воли всесильных богов.

Миф о состязании Аполлона и Марсия. Аллегорическое противопоставление интеллектуального начала (Аполлон) эмоциональному (Марсий). Художественное воплощение сюжета в картинах Тициана «Наказание Марсия» и X. Риберы «Аполлон и Марсий» (по выбору).

Возлюбленные Аполлона. «Первая Феба любовь» — прекрасная Дафна. Миф в изложении Овидия («Метаморфозы»). Скульптурная группа Л. Бернини «Аполлон и Дафна», мастерская передача стремительности бега девушки, ее душевного волнения, растерянности и испуга. Поэтическая интерпретация мифа в стихотворении Л.Мея «Дафна».


  1. Аполлон и музы Парнаса.


Аполлон Мусагет — покровитель искусств и творческого вдохновения. Спутница Аполлона — лира (кифара). Лавры Аполлона как высшая награда поэтов и победителей. Стихотворение Г. Гейне «Бог Аполлон».

Аполлон как нежный и верный друг в картине А. Иванова «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой». Образное воплощение темы творческого вдохновения, ощущение абсолютного покоя и тишины.

Девять муз Аполлона: Клио (история), Каллиопа (эпос), Мельпомена (трагедия), Терпсихора (танец), Талия (комедия), Эрато (любовная поэзия, мимика), Евтерпа (лирическая поэзия, музыка), Полигимния (красноречие, гимны), Урания (астрономия). Происхождение муз, их отличительные атрибуты в скульптурных изображениях из собрания Эрмитажа.

«Парнас» А. Мантеньи — аллегория красоты и грации. Романтический характер пейзажа, фантастически-сказочная фигура крылатого коня Пегаса. Фреска Рафаэля «Парнас». Увлеченная игра Аполлона на виоле в окружении девяти муз, изображение знаменитых греческих, римских и современных поэтов.

Поэтическое воплощение художественного идеала Рафаэля. Картина Н. Пуссена «Парнас» и переданная в ней поэтическая атмосфера творческого вдохновения.

Балет Дж. Баланчина «Аполлон Мусагет» на музыку И. Ф. Стравинского. Чарующая радость жизни и творчества, воплощенные в музыке и танце. Заключительный танец Аполлона и Терпсихоры, прославляющий красоту и великую силу искусства.


  1. Диана — покровительница охоты.


Вечно юная и прекрасная Артемида (Диана), ее основные атрибуты. Особый культ богини, нашедший отражение в храме Артемиды в Эфесе, одном из семи чудес света. Стихотворение А. А. Фета «Диана».

Диана-охотница в скульптурах Леохара и Ж. Гудона («Диана с оленем»), своеобразие художественной интерпретации образа. Картина П. Рубенса «Возвращение Дианы с охоты». Диана в окружении прекрасных нимф (картина Ф. Буше «Купание Дианы»). Изысканность и очаровательная грациозность богини.

Кому и как покровительствует Артемида. Легенда об Актеоне и ее поучительный смысл. Роспись античного кратера с изображением Артемиды и Актеона. Участие Артемиды в решении судьбы нимфы Каллисто.

Художественное воплощение мифа о любви к юноше Эндимиону в картине Н. Пуссена «Диана и Эндимион». Стихотворение А. И. Полежаева «Эндимион», поэтическая интерпретация мифа.


  1. Арес — неукротимый бог войны.


Арес (Марс) — коварный и вероломный бог войны. Изображение Ареса в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. Богиня раздора Эрида — постоянная спутница Ареса. Атрибуты бога войны (щит, шлем с пером, меч или копье).

Изображение Ареса в мирной позе, отдыхающим после боя — главная особенность произведений античной скульптуры. «Арес Людовизи» неизвестного автора — образ атлета-воина. Его роль и участие в войне богов с гигантами и в Троянской войне. Поединок Ареса и Диомеда в «Илиаде» Гомера. Картина П. Рубенса «Битва амазонок с греками», смелость и решительность действий амазонок.

Широкое распространение культа Марса в римской мифологии. Марс как основатель и хранитель города Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Создание Марсова поля — места военных смотров и маневров в Риме. Неожиданное решение образа в картине Веласкеса «Марс».

Скульптурный портрет императора Августа из Прима Порта. Сходство его изображения с богом войны Марсом. Традиции римского скульптурного портрета в памятнике А. В. Суворову М. Козловского на Марсовом поле в Санкт-Петербурге. Всепобеждающая энергия и непоколебимая воля полководца, запечатленная в аллегорическом образе. Фрагмент из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник» («Люблю воинственную живость потешных марсовых полей»).

Миф о любви Марса и Венеры. Фрагмент из «Метаморфоз» Овидия. Изнеженный юноша, ослепленный чувством любви к прекрасной Венере во фресках Помпеи «Марс и Венера». Марс — покоритель женских сердец в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса (по выбору).


  1. Триумф Диониса.


Культ бога Диониса (Вакха, Бахуса) и его место среди олимпийских богов. Миф о рождении и воспитании Диониса.

Воспитатели и спутники Диониса. Скульптурная группа Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом». Изображение шаловливого малыша, тянущегося ручонкой к кисти винограда, как символическое воплощение сущности бога виноградарства и виноделия. Скульптура «Силен с младенцем Дионисом» неизвестного автора. Нежное и бережное воспитание Силеном забавного и веселого малыша.

Миф о Дионисе и морских разбойниках в гомеровских гимнах. Роспись килика «Дионис, плывущий по морю в ладье» Эксекия. Непринужденность поэтической сцены, удачно выбранная композиция.

Миф о Дионисе и Ариадне и его отражение в картине Тициана «Вакх и Ариадна». Триумфальный кортеж Диониса и Ариадны в сопровождении вакханок и сатиров.
12. У истоков театрального искусства.



Дионисийские празднества (Великие Дионисии). Шествия Диониса и его спутников, нашедшие отражение в греческой вазописи и в рельефах восточного фриза Парфенона.

Дифирамбы — песнопения в честь Диониса — пролог к истории греческого театра. Возникновение греческой драмы и комедии. Первые театры Греции и организация в них театральных спектаклей.

Свита Диониса. Сцены вакханалий в картинах Н. Пуссена и П. Рубенса. Скульптура Скопаса «Менада», художественная выразительность спутницы Диониса, запечатленная в стремительном и страстном танце. Мастерство в передаче ритма движения, чувства экспрессии и власти стихийного порыва. Скульптура Праксителя «Отдыхающий сатир».

Дивертисмент К. Дебюсси «Триумф Вакха», музыкальное решение образа.


  1. Афродита — богиня любви.


Гармония духа и красоты, воплощенная в образе богини любви Афродиты (Венеры). Культ Афродиты в Древней Греции. Скульптура Агессандра «Венера Милосская». Нежность и целомудренная красота, запечатленные в образе. Миф о рождении Афродиты и его версии. «Трон Людовизи». Величественное явление в мир, ощущение гармонии и свободы, передача тончайших нюансов возвышенного и светлого чувства.

«Рождение Венеры» С. Боттичелли. Целомудрие и поэтичность образа, его одухотворенная красота и нежность. Сочетание обаяния античной богини с мечтательностью Мадонны.

Афродита Пандемос (Всенародная) и Афродита Урания (Небесная). Картина Тициана «Любовь небесная и земная», отразившая две сущности богини любви, способной губить и возрождать человека к жизни.

Сюжеты «Спящая Венера» (Джорджоне, Э. Мане), «Венера перед зеркалом» (Тициан, Д. Веласкес, П. Рубенс, Ж. Д. Энгр), «Туалет Венеры» (Тициан, Я. Тинторетто, П. Рубенс, Ф. Буше), «Купание Венеры» (П. Рубенс, А. ван Дейк) в произведениях мировой живописи (по выбору).

Знакомство с мифом о Венере и Марсе в изложении Гомера («Одиссея»). Аллегорический смысл картины П. Веронезе «Марс и Венера», передающей торжество целомудренной любви.

Миф об Адонисе — «прекрасном баловне Киприды» (А. С. Пушкин). Адонис — один из самых популярных персонажей античной живописи (фрески Помпеи, греческая вазопись, рельефы саркофагов — по выбору).

Чтение фрагментов из «Метаморфоз» Овидия («Адонис», «Смерть Адониса»). Возвращение к мифу в эпоху Возрождения (картины Джорджоне, Тициана, П. Веронезе). Сцена трогательного и нежного расставания влюбленных, сложность и противоречивость чувств героев. Скульптура Дж. Мацуоллы «Гибель Адониса». Стремительный порыв последнего движения, неотвратимость приближающейся смерти, символически воплощенной в выросших цветах анемонов.



  1. В сетях Эрота.


Эрот (Амур, Купидон) — юный бог любви, рожденный Афродитой. Неоднородность трактовок образа в произведениях искусства. Изображения Эрота сначала в виде прекрасного юноши, а затем шаловливого и капризного мальчика, пускающего стрелы любви в богов и людей. Образ Эрота в произведениях античной литературы (трагедии Софокла «Антигона») и скульптуры («Эрот, натягивающий лук» Лисиппа).

Эрот — хитроумный малыш, помыкающий своей матерью. Сюжет воспитания и наказания Амура Афродитой. «Венера, завязывающая глаза Амуру» Тициана, «Венера и Купидон» Лукаса Кранаха младшего и «Венера, утешающая Амура» Ф. Буше (по выбору).

Традиционные атрибуты и окружение Амура. Картины Караваджо «Амур-победитель», Пармиджанино «Амур с луком» и П. Рубенса «Амур, вырезающий лук» (по выбору). Общность и различие в трактовках образа. Образ Амура, запечатленный в скульптурных образах Донателло («Амур — Атис»), А. Кановы («Амур») и Э. Фальконе («Грозящий Амур») (по выбору).

Крылатый бог любви Амур в сонетах Ф. Петрарки. Бесполезность любых попыток человека и богов вступить с ним в состязание или противиться его воле.

III. Пять веков. Титаны. (17 часов)


  1. Миф о пяти веках.


Его архитипическое значение. Рассказ о «священных числах».


  1. Миф о титане духа и воли как пример самоотверженной борьбы за спасение рода человеческого.


Заслуги Прометея перед человечеством в «Метаморфозах» Овидия. Создание первого человека из глины и воды. Рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Басни Эзопа о Прометее.

Характер конфликта между Прометеем и Зевсом. Символическое толкование образа в античную эпоху. Примитивизм и грубость Прометея, по заслугам наказанного Зевсом, в «Теогонии» Гесиода. Прометей — титан, похитивший огонь для человечества, в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей». Отражение сюжета в картине Ф. Снейдерса и П. Рубенса «Прикованный Прометей» и в скульптуре Ф. Г. Гордеева «Прометей, терзаемый орлом».

Устойчивость мифа о Прометее в истории искусств, его особая популярность в романтическую эпоху XIX в. Прометей как символ свободы и победитель тирании, олицетворение художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Сравнительный анализ стихотворений «Прометей» И. В. Гете и Дж. Байрона. Прометей Гете — поэтический манифест творческой личности, утверждающий себя в реальном мире, «смиривший высокомерие» богов. Прометей Байрона — «титан, воитель и борец», не покорившийся Зевсу, «символ свободы», «величья образец для человеческого рода», озаривший огнем творческого познания жизнь человека.

Музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Л. Бетховен. Финал Третьей (Героической) симфонии. Музыка, рассказывающая о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и доблестной, героической смерти. «Прометей» Ф. Листа. Внимание композитора к драматизму личных переживаний героя. Сравнительный анализ стихотворения И. В. Гете «Прометей» и песни-арии Ф. Шуберта. Отражение в музыке темы беззаветной любви к свободе (по выбору).

3. Девкалион и Пирра. Данаиды. Сизиф. Тантал. Европа. Кадм. Амфион. Аэдона. Ниоба Зевс — вершитель судеб богов и людей. Миф о Филемоне и Бавкиде и его интерпретация в «Метаморфозах» Овидия.
4. Миф о жестоком наказании Зевсом Тантала.
Литературная интерпретация мифа в «Одиссее» Гомера и стихотворении Н. П. Огарева «Тантал». Роль Зевса в судьбе Сизифа. Картина Тициана «Сизиф».

IV. Герои Древней Эллады (17 часов)


  1. Персей.


Рубенс «Персей, Андромеда и Пегас». Различные изображения головы Горгоны Медузы.


  1. Беллерофонт и Пегас.




  1. Тезей.


Росписи в Помпеях. Опера Р.Штраусса «Ариадна на Наксосе»

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
После 1-ого года обучения учащиеся должны:
- иметь элементарные представления об искусстве, владеть понятием прекрасного в искусстве и в природе и понимать их различия;

- иметь представление о мифологическом восприятии мира, о мифах и их роли в формировании культуры и искусства;

- знать, что такое классический миф, и как мифы отражались в искусстве.
После 1-ого года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать на элементарном уровне произведение искусства;

- сопоставлять различное восприятие произведений искусства в прошлом и в современности;

- делать устные сообщения, доклады, письменные рефераты на простейшие темы.

2-ой год обучения

ВЕЧНЫЕ ОБРАЗЫ ИСКУССТВА.

МИФОЛОГИЯ (продолжение) (1 час в неделю, 34 часа в год)



  1. Герои древней Эллады (продолжение) (16 часов)


1. Геракл.
Изображение Геракла в различных видах искусства.
2. Аргонавты.
II. Легенды и сказания (10 часов)



    1. Орфей и Эвридика.


Миф об Орфее и Эвридике — миф о рождении музыки. «Зовущая лира Орфея поныне волнует сердца». Отражение мифа в произведениях искусства различных жанров. Картина Н. Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой». Скульптурная группа А. Кановы «Орфей» и «Эвридика», выразительность отчаянного жеста, трагичность позы, напряженная и эмоциональная динамика движений героев. Фрагменты из «Метаморфоз» Овидия («Орфей», «Песнь Орфея» и «Гибель Орфея»).

«Орфей» К. Глюка — одна из лучших музыкальных интерпретаций античного мифа. Суровая драматическая сила и нежная лирика, власть любви и искусства, торжествующие над смертью.

Радость, боль и надежда, переданные в балете И. Ф. Стравинского «Орфей». Лирический цикл Р. М. Рильке «Сонеты


    1. Нарцисс и Эхо.



Венера, покровительствующая влюбленным и преследующая тех, кто отвергает любовь. Как был наказан за эгоизм Нарцисс? Литературная интерпретация мифа о Нарциссе в «Метаморфозах» Овидия.

Картина Н. Пуссена «Нарцисс и Эхо». Символическое воплощение сцены гибели Нарцисса и призрачность образа опечаленной нимфы Эхо. «Нарцисс» в картине К. Брюллова: искренность и удивление героя, увидевшего свое отражение в воде. Сатирическое видение образа в литографии О. Домье «Прекрасный Нарцисс». Смешной и тощий подросток, очарованный своим отражением в зеркале ручья. Картина С.Дали «Метаморфозы Нарцисса», условный характер воплощения мифологического сюжета.


    1. Амур и Психея


Мотив страдающей и мучающейся души в мифе об Амуре и Психее. Особенности изображения сюжета в античном искусстве. Психея как олицетворение человеческой души. Чтение фрагмента из «Метаморфоз» Апулея. Картина О. Фрагонара «Психея показывав! сестрам дары Амура». Нескрываемое любопытство и зависть сестер, пользующихся добротой и радушием Психеи.

Скульптурная группа «Амур и Психея» А. Кановы. Целомудрие любви, нежность, изящество и грация юных героев. А. А. Бестужев-Марлинский о скульптурной группе А. Кановы («Фрегат «Надежда»).

Символическое изображение души Психеи в виде бабочки. Поэтическое изображение внутреннего мира Психеи в стихотворении В. Я. Брюсова «Психея». Почему так недружелюбно она была принята на божественном Олимпе? Почему, оказавшись «на пиру богов», она вспоминает о «днях земных утех»?

Особенности разработки сюжета об Амуре и Психее в русской народной сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек ».


  1. Дедал и Икар




  1. Кекроп, Эрихтоний, Эрихтий.




  1. Прокна и Филомела




  1. Атрей и Фиест



    1. Города Древней Эллады (8 часов)


1. Афины.
Акрополь и его храмы. Фидий и Скопас. Архитектура римского периода. Агора. Гефестион. Музей Стойи. Другие музеи и памятники Афин.
2. Микены.
Цикл мифов об Атридах и Микены. Эсхилл «Орестея».
3.Эпидавр.
Святилище Асклепия. Театр Эпидавра.

4.Крит.
Минойская и крито-микенская культура. Кноссоский дворец. Миф о Минотавре. Музей в Гераклионе.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
После 2-ого года обучения учащиеся должны:
- иметь элементарное представление о культуре и месте искусства в ней;

- знать, что архаизированное мифологическое мировоззрение есть неисчерпаемый источник архетипов, к которым вновь и вновь обращается человечество;

- знать основные особенности архитектурных стилей;

- знать периодизацию греческой истории культуры (начиная с минойской эпохи).
После 2-ого года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать и сопоставлять мировые архетипы (оформленные мифами) в разных видах искусства;

- понимать, что сокровищница мифов разных народов есть неисчерпаемый источник вдохновения для создания художественных произведений во все времена;

- самостоятельно работать с источниками, ресурсами интернета, делать презентации.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1-ый год обучения




Тема

Количес-тво часов

Формы уроков

Формы контроля

Тема 1

Введение:

  • Что такое искусство.

  • Основные виды искусств

  • Искусство и воображение

  • Мифология




5

Лекция, семинар, практикум, ученичес-кая конферен-ция

Опрос, доклад, реферат, словарный диктант

Тема 2



Боги древней Эллады:

  • Космогония и теогония

  • Боги Олимпа



29

Тема 3



Пять веков.Титаны:

  • Прометей. Девкалион и Пирра.

  • Данаиды.Сизиф.Тантал

  • Европа.Кадм и Амфион.

  • Аэдона. Ниоба




17

Тема 4

Герои:

  • Персей

  • Беллерофонт

  • Тезей

17


Всего часов




68
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconАзнакаевского района рт утверждаю Согласовано Рассмотрено
Учебник – хрестоматия для 11 класса тат сред общеобраз школы. В двух частях. М. Г. Ахметзянов. К. «Магариф» 2006

\"рассмотрено\" \"согласовано\" icon«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф. Д. Глухова п. Основной...

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconУчреждение «средняя общеобразовательная школа поселка Муслюмово ж/д...
Рассмотрено согласовано утверждено на заседании шмо зам директора увр директор школы

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconУтверждаю согласовано рассмотрено
Изучение данной программы позволит учащимся более глубоко изучить данный предмет, расширить кругозор, научиться применять полученные...

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconРассмотрено Согласовано «Утверждаю»
В процессе изучения истории древних цивилизаций учащиеся знакомятся с универсальными ценностями, смогут понять роль личности в истории,...

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconТатарстан Рассмотрено «Согласовано»
Программы подготовки водителей транспортных средств”, разработанной кафедрой автодорожного института Санкт-Петербургского государственного...

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconТатарстан Рассмотрено «Согласовано»
Программы подготовки водителей транспортных средств”, разработанной кафедрой автодорожного института Санкт-Петербургского государственного...

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconСогласовано Согласовано Утверждаю Заместитель начальника Председатель профкома Директор школы

\"рассмотрено\" \"согласовано\" icon«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2

\"рассмотрено\" \"согласовано\" iconРабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного...
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на заседании мо, директор мкоу сош №15 зам дир по увр проведена внутренняя экспертиза

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную