3. средневековая европа






Скачать 169.8 Kb.
Название3. средневековая европа
Дата публикации04.03.2015
Размер169.8 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Культура > Документы
Тема 3. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА

  • 3.1 Культура как творчество.

  • 3.2 Исторические типы трансляции культуры.

  • 3.3 О творце культуры.

  • Выводы

  • Список рекомендуемой литературы

  • ВЕРНУТЬСЯ К ОГЛАВЛЕНИЮ

Средневековым называют период между Новым временем и Древним. Хронологически этот период помещают в границы конца V - VI вв. до XVI в. (или включая его). Этот период, в свою очередь, делят на:

  • раннее Средневековье (VI-X вв.),

  • высокое, или середину Средневековья (XI-XIII вв.),

  • и позднее, или эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.).

По числу значимых для эпохи событий в культурной жизни XIV-XVI вв. в Западной Европе иногда рассматривают как самостоятельный этап в развитии. Формирование характерных признаков средневековой культуры осуществлялось в разных регионах мира не в одно и то же время, различной оказывалась и степень наследуемости признаков прежних этапов.

  • Северо-Западная, Центральная и Восточная Европа, ряд территорий в Центральной Азии, Океании, Индонезия и др. в большей мере сохраняют элементы культурного развития, свойственные Древнему времени.

  • Что касается юга и юго-востока Европы, то здесь культурное развитие опирается на традиции, сложившиеся еще в Римское время.

  • Города Италии и юга Франции, Испании, территории Балканского полуострова отличаются интенсивностью культурного обмена, "оглядкой" на прошлое, сохранением рудиментов прошлых достижений в разных областях.

Со Средних веков берет начало процесс "культурной колонизации" этносов, находящихся на стадиально иных уровнях культурного развития и это, в первую очередь, относится к приобщению их к господствующей религии. Так, франки силой пытаются приобщить к своей культуре (христианской) саксов, германцев и другие племена, сохранявшие политеистические верования, в отличие от римлян, которые никогда при завоевании чужих земель не заставляли принимать свою веру и не насаждали своих богов. Культурная колонизация сопровождала с XV в. завоевательную политику испанцев, португальцев, голландцев, а позже и всех других государств, приступивших к захвату колониальных владений.
     Для Средних веков, особенно для раннего периода, характерно активное движение кочевых племен. Недаром это время в истории получило название Великого переселения народов, которое сопровождалось войнами, разрушениями, пленениями, убийствами, разрушением городов и селений, уничтожением созданного многими поколениями. Но именно в этом процессе (корни которого не до конца понятны науке) происходило расселение этносов, оседавших в определенных регионах мира и вытеснявших или соединявшихся с местными этносами и создававших новые культурные симбиозы, будущие социальные противоречия, как, например, в Испании, завоеванной в VIII в. н.э. арабами-мусульманами. В этом плане Средневековье схоже с предшествующим культурным периодом. В меньшей мере варварские завоевания затронули Восточную Римскую империю - Византию. Поэтому культурное развитие этого государства до XV в. не прерывалось. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     На территории Западной Европы в период раннего Средневековья возникло множество крупных и мелких государств, среди них государство франков. Стала независимым государством римская область Италии. На других территориях (Скандинавия, Британские острова, на землях, не вошедших в более крупные государства в Западной и Восточной Европе) образовалось множество мелких и крупных княжеств, лишь формально подчинявшихся королям более крупных образований. В отдельные периоды во Франции насчитывалось до 30, Британских островах - 7 и т.д. государств. Сходный процесс имел место и на Востоке. В разное время на территории Китая существовало до 140 государств, поэтому наряду с императорской властью на местах существовала власть множества феодалов, имевших в своем распоряжении все атрибуты власти: войско, суд и администрацию, а часто и собственные деньги. Это порождало своеволие, частые военные столкновения феодалов, слабость государства в целом.
     Средневековая культура была не однородна и с точки зрения социальных стран. В ней различают субкультуры: городскую (бюргерскую), к которой следует отнести купцов и ремесленников, феодальную (рыцарскую) и крестьянскую.

3.1. Материально-культурное развитие Западной Европы

Развитие тех или иных регионов в Средние века отличалось неодинаковыми темпами и разной степенью приобщения к тем или иным видам деятельности. Скажем, народы кочевые, осевшие на ранее освоенных другими народами землях, впервые приобщались к земледелию. Качество их труда и результаты деятельности были намного ниже тех, которые были у коренных жителей. Процесс дезурбанизации (переселения народов из разрушенных городов в сельские местности) в период раннего Средневековья также означал для городских жителей переход к новым видам труда. Средневековье жило за счет натуральной формы хозяйствования - все необходимое производилось самими крестьянами, за исключением, пожалуй, изделий из железа. Практически повсеместно пахали либо впрягаясь в плуг, либо впрягая быков или даже коров, закрепляя лямки от плуга на рогах животных. С IX-X вв. впервые стали применять хомут, благодаря чему возможно стало запрягать лошадь. Но лошадей в крестьянских хозяйствах было ничтожно мало. Деревянная лопата, соха и другой инструмент сопровождают крестьян некоторых земель вплоть до XVIII в. Водяные мельницы были редкостью. Ветряные же появились лишь в XII в. Голод - постоянный спутник этого периода. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Освоение бобовых культур означало появление белковой пищи для множества бедных крестьян. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Каменное строительство. Средневековье характеризовалось развертыванием каменного строительства в период X-XII вв. и появлением первых артелей или цехов свободных каменщиков. Каменное строительство было следствием снижения волн переселений и возможностью стабильной жизни. Начался интенсивный рост городов. Города, заселяемые ремесленниками и торговцами, а также другим свободным людом, выкупают свои земли у феодалов. На их территориях начинают строить храмы, часовни, цеховые дома, дома для городских жителей. Строительство характеризовалось использованием новых технологий, когда камень стали резать, широко использовать приемы арочных перекрытий, витражей, украшения зданий и усовершенствования их конструкций (консолей, растяжек и др.). Поскольку земли было мало, городская застройка средневекового города отличалась большой плотностью, улицы были узкими. Дома росли вверх. Средневековый город был грязным - нечистоты зачастую выливали прямо на улицу. По этой причине постоянными спутниками жизни городов были эпидемии, уносившие жизни множества жителей. В эти века соборы и дворцы возводились несколькими поколениями строителей (соборы в Париже, Шартре, Амьене и др.). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Технический прогресс. Технический прогресс в Средние века имел, напримерв Европе, исключительно количественный характер (это касается и Китая, который, безусловно, в отношении изобретений стоял далеко впереди Европы). На пути любого усовершенствования стояли два официальных препятствия: церковь и цеховой устав. Первая запрещала новшества по идеологическим соображениям, вторые - по соображениям боязни конкуренции. Ремесленники в городах были распределены по цехам. Внецеховая организация до определенного срока была практически невозможна, т.к. цехи распределяли количество производимой продукции, материал, места для сбыта; определяли время продаж и количество товара для продажи; следили за качеством товара и за станками, на которых производилась продукция. Цеховой устав регламентировал как труд, так и свободное время, одежду, праздники и даже практику хорового пения в цеховом доме во время праздников. В среде ремесленников существовало поверье, согласно которому нельзя было расставаться с известными секретами мастерства и передавать их другим. Поэтому технологии, если и записывались, то шифрами, секреты ремесла передавались по наследству только близким, а иногда оставались загадкой для последующих поколений. Таков трактат Теофила Пресвитера, ювелира и металловеда, "О различных искусствах" (XI - начало XII вв.). Подмастерья и ученики должны были проводить в странствиях по несколько лет, чтобы собрать по крупицам профессиональные знания. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Торговля. Осуществлялась либо на обмен, либо на деньги. Деньги имели право чеканить крупные феодалы, лица, бравшие патент на чеканку. Монеты разных городов или местностей имели разный вес серебра, имели разную покупательную способность.
     Отсутствие систематической торговли вызвало к жизни проведение ярмарок, которые приурочивались к религиозным праздникам. Местные рынки образовывались под стенами княжеского замка, крупные ярмарки - в городах, специализировавшихся на производстве той или иной продукции. Купцы, организованные в цехи, вели внутреннюю и внешнюю торговлю. Крупнейшей организацией, объединявшей купцов нескольких европейских государств, был Ганзейский союз. Время его зарождения не известно, но в 1300 г. в его состав входило 70 и более городов между Ливонией и Голландией. Они делились на четыре участка, во главе каждого участка стоял крупный город, имевший связи с более мелкими. Их число колебалось от 8 до 29. Так, Кельн имел связи с 29 городами, Брунсвик - с 14 и т.д. В городах имелись складские помещения, агенты, гостиницы, в которых могли останавливаться купцы. В Любеке хранился архив, собирались конгрессы каждые три года, на них принимались постановления, обязательные для всех членов Ганзейского союза. Восточные купцы создавали свои корпорации, которые открывали консульства на побережье Средиземного моря. Они ведали складами, фрахтованием судов, поиском товаров и т.п. Материально-культурному развитию в некоторой степени содействовали крестовые походы, в результате которых в Европу были завезены многие сорта растений, были заимствованы технические идеи.

3.2. Социально-политическая культура средневековой Европы

В начальный период средних веков земельная собственность распределялась между феодалами, церковью и крестьянскими общинами. Земли свободных крестьянских общин постепенно присоединялись к землям светских или церковных феодалов под разными предлогами вместе с живущими на них крестьянами. Так шло закабаление ранее свободных крестьян, которые к XI в. попали в разную степень наследственной личной и экономической зависимости. За пользование землей крестьянин должен был отдавать часть урожая феодалу (а церкви 1/10 всего производимого в хозяйстве), работать на барской пашне или в мастерских, молоть хлеб на барской мельнице, участвовать в различных работах, защищать его земли в случае военной опасности. Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости в разных государствах имел разные сроки.

  • Первыми стали освобождаться французские крестьяне с XII в. - времени крестовых походов.

  • В Англии с XV в. крестьяне в связи с огораживанием земель становились лично свободными.

  • В Норвегии крестьяне вообще не знали крепостной зависимости. В других государствах освобождение придет лишь в XIX в.

Поскольку земля являлась главной ценностью, она и служила мерилом богатства и средством расплаты короля с феодалами, феодала - с вассалами.
     В Средние века существовали два нравственных принципа в отношении подданных:

  • на Западе феодалы руководствовались принципом: "вассал моего вассала - не мой вассал",

  • на Востоке "вассал моего вассала - мой вассал".

Это предопределило некоторые особенности протекания крепостной зависимости крестьян, с одной стороны, а с другой - взаимоотношений король-аристократия. Например, в Византии власть императора была ничем не ограничена, так же как в Восточных деспотиях. На Западе король был первый среди равных. Поэтому отношения королей с пэрами, родовой аристократией строились (до определенного периода) на принципах относительного равенства.
     Вассал мог служить нескольким феодалам. Оплатой за службу были земля, конь и доспехи. Оружие и лошадь стоили очень дорого. В XIII в. воинская экипировка среднего качества (меч, щит, латы, шлем, конь, седло) были эквивалентны более чем четырем поместьям, либо 25 отличным волам, либо 250 овцам, либо 250 четвертям пшеницы. Как на Востоке, так и на Западе существовал определенный кодекс чести воина-рыцаря. Его преданность королю, императору, феодалу была беззаветной, считалась нравственным долгом, воспевалась в песнях ("Песень о Роланде", песни о Гильоме Оранжском). Жизнь феодалов-рыцарей сопровождалась множеством сословных привычек: раздачей захваченного во время набегов добра, устройством богатых пиров, презрительным отношением к скаредности и экономии, поклонением "прекрасной даме", участием в турнирах и пр. В рыцари готовились с детства, проходя школу рыцарского воспитания. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
      Воины-рыцари, они же феодалы, противостояли огромной массе безоружных крестьян. В обыденном сознании средневековых людей человек, одетый в воинские доспехи, защитник своего народа, символически воспринимался как повторяющий деяния Христа, погибшего за народ. Крестьянин же, пашущий землю, согласно Библии, делал это в качестве наказания за первородный грех, становился символом грешного, проклятого человечества. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Важным моментом в социально-политической культуре Средних веков в Западной Европе следует считать появление сословных представительных органов. Их зарождение связано с появлением свободных, самоуправляемых городов и в связи с этим независимого от феодала слоя населения - купцов и ремесленников, объединенных в цеха и гильдии. Представители цехов входили в городскую систему самоуправления, решая вопросы городского хозяйства, налоговых сборов и др. Для решения общегосударственных вопросов стали созывать собрания представителей разных сословий (Испания - с XII в.; Англия - XIII в.; Франция - XIV в.; Нидерланды - с XV в. и т.п.).

Невозможно представить себе социальную жизнь Средневековья без института церкви. Церковь представляла собой независимое, самостоятельное целое во всех феодальных государствах в Европе и Азии.
     В Европе в 1054 г. произошло разделение церквей: на католическую церковь на Западе, православную церковь - на Востоке Европы. Они существовали в рамках не государственности, а авторитарно-монархических организаций. Все высшие католические священнослужители назначались - Ватиканом, православные - Константинополем. Власть пап и патриархов считалась выше Вселенских соборов (собраний высшего духовенства). Церковь была своего рода государством в государстве. Она имела собственные земли с прикрепленными к ним крестьянами, мастерские, позже мануфактуры, свою казну и свои законы. Она оказывала огромное влияние на всю идейную и политическую жизнь средневековых государств. Это часто приводило к столкновениям интересов светских и духовных владык. Религиозные мотивы часто играли главную роль в захватнических войнах. Так, в XI-XIII вв. были осуществлены так называемые крестовые походы западноевропейских феодалов на Восток якобы для освобождения "гроба Господня" и "Святой земли" от "неверных" (мусульман). Точное количество походов не известно, но в истории нашли описание 8 походов. В этих походах участвовало и большое число крестьян, искавших лучшей доли. На Востоке крестоносцы (люди, носившие плащ с нашитым крестом) столкнулись с новой верой - мусульманством (исламом). (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Ислам возник в VII в н.э. в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Арабского государства и в буквальном переводе означал "покорность"
. Вероучение ислама изложено в Коране, который, согласно мусульманскому преданию, был ниспослан Аллахом пророку Мухаммеду через ангела Джебраила. Богопочитание выражается в исламе в молитве, посте и паломничестве. В раннем же Средневековье в исламе выделились две ветви ислама - суннизм и шиизм. С VII-VIII вв. арабские завоевания распространились на жителей регионов, входивших в Византию (Сирия, Египет) на соседние с ними территории, арабские завоеватели дошли до Испании, подвергая насильственной исламизации покоренные народы. В результате в круг арабской культуры вошли и те духовные достижения, которыми обладали покоренные народы: философия, математика, астрономия, медицина и др. Обогатился язык, словесность приобрела новые черты. Возникший в IX в. суфизм - мистико-аскетическое течение внутри ислама - излагал свое учение в поэтической форме. Арабские ученые продвинули на Запад сочинения индийских математиков, их систему чисел. В итоге крестовых походов европейская культура обогатилась многими достижениями Востока, к ней вернулась греческая наука в арабских переводах, достижения сельского хозяйства, мореплавания, военного дела. Свой след арабская культура оставила и в архитектурных памятниках, особенно в Испании, где возник особый мавританский стиль.
     Проводником религиозных взглядов и политики Ватикана были монашеские ордена. Практика отшельничества возникла в конце Древнего периода, когда многобожие стало уступать место новым монотеистическим религиям. Первым в мировой практике монашеским поселением была буддистская монашеская община (VI-V вв. до н.э.), затем появляются раннехристианские отшельники (III в. н.э.), пустынножители, общинножители в Египте. В Средние века происходит расцвет монастырских коммун, совместно ведущих хозяйство, общие трапезы, имевших общий доход от треб, церковной десятины и т.д. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Монастыри превращаются в культурно-хозяйственные центры, где переписываются рукописи, ведутся теологические диспуты, подспудно разрабатываются и научные взгляды. Зачастую тяжелый физический труд возлагался на послушников или прикрепленных к монастырям крестьян, монастырских работников. Это было характерно для католических, православных, буддистских и других монастырей. Существовали и нищенствующие монашеские ордена: францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др. Церковь вела непримиримую борьбу с ересями и свободомыслием. Суды инквизиции в Европе с особой жестокостью действовали в Испании.

3.3. Духовная культура средневековой Европы

В средневековой духовной культуре существовало множество разных уровней. Как уже говорилось, существовала рыцарская культура, культура городская, культура крестьянская. Не одинаковыми были и религиозные взгляды, поскольку в эти века еще продолжались этнические передвижения и народы разных регионов находились на разных уровнях культурно-исторического развития. Это предопределило существование двух поэтапных процессов в приобщении к идеологии христианства: начальном - христианизации, т.е. крещении и формальном принятии веры, и длительном процессе - евангелизации, т.е. принятие самого учения. Неверно представлять себе Средневековье однозначно монотеистическим. Монотеизм - это своего рода цель, к которой стремились, потому что единая вера, будь то католицизм или православие, буддизм или ислам, сплачивала разноплеменные, разноязыкие массы, жившие в условиях феодальной раздробленности, экономического упадка, плохого питания, частых войн, голодовок и эпидемий. Объединение в религиозные общины и приходы, предписанное в учении частое посещение церкви, мечети, молельного дома (трижды в день: к заутрене, обедне, вечере) ставили каждого человека, его семью под контроль церкви. Исповеди и проповеди оказывали влияние на сознание безграмотных людей, привязывая их к религии нерасторжимыми узами.

В эпоху феодализма окончательно оформляются три основные мировые религии:

  • христианство,

  • буддизм,

  • ислам.

Главным в христианстве, базирующемся на Библии, является учение о мифическом богочеловеке Иисусе Христе сыне Божьем, который был рожден от непорочного зачатия, принял страдание и смерть для искупления людей от первородного греха, воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми. На формирование идеологии христианства заметное влияние оказали восточные культы, иудейско-греческая философия, поздний стоицизм. Процесс формирования христианской догматики растянулся на несколько столетий. В результате появились представления о троице, первородном грехе, боговоплощении, крещении, причастии и другие догматы. В Средние же века христианство распалось на:

  • православие,

  • католицизм,

  • протестантизм.

Образование в средние века - удел немногих. В целом считается, что это бесписьменная эпоха. Вся масса бытовой, профессиональной и другой информации запоминается и заучивается. Письменность была распространена среди небольшого круга лиц. Интерес к образованию в раннесредневековый период в Европе отмечается в VII в. при дворе короля Карла Великого. Этот период получил название "Каролингского Возрождения".
     В XII - XIII вв. В Европе открываются с папского благословения университеты, в которых были факультеты: теологический, медицинский, философский. Позже появляются факультеты права. Университеты живут по правилам монастырей: преподаватели дают обед безбрачия, преподавание ведется на латыни, материальная база - отправление церковных обрядов и сборы с крестьян, приписанных к этим землям. Данные по Лейпцигскому университету свидетельствуют о том, что в XV - начале XVI вв. из 100 человек, записавшихся на слушание лекций, через два года экзамен держали 30 человек, а к выпускному экзамену явилось всего 6 человек.

В городах и при монастырях создавались школы. Полные образовательные программы включали два основных цикла - изучение тривиума (грамматика, риторика, диалектика как искусство спора) и квадриума (арифметика, астрономия, музыка, геометрия). В условиях бесписьменности основной массы населения активно развивалось устное творчество: легенды, исторические песни, сказания о деяниях королей - Карле Великом, короле Артуре, Александре Македонском, о подвигах мучеников и святых ("Эдда", "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде" и др.). В XII - XIII вв. в Западной Европе расцветает волнодумное, антиаскетическое музыкально-поэтическое творчество вагантов. Так называли бродячих студентов, низших духовных чинов, школяров.

Развитие архитектуры и изобразительного искусства ускоряется и обогащается к концу Средних веков. Так, романский стиль сменяется готическим. Устремленные к небу ажурные соборы демонстрируют идею связи человека с богом, его возвышением. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Внутреннее убранство соборов зависело от особенностей веры. (См. дополнительный иллюстративный материал.)
     Частью художественной культуры этого периода является театральное искусство. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Его истоки находятся в сельских обрядах. Деревенское население по языческим обычаям продолжало праздновать конец зимы, приход весны, праздники урожаев плясками, ряжением, олицетворением явлений природы. Бродячие актеры (жонглеры - во Франции, шпильманы - в Германии, кукеры - в Болгарии, франты - в Польше и т.п.) ведут бродячий образ жизни, объединяются в ватаги. С IX в. в католической церкви появляется ритуал чтения в лицах различных эпизодов из жизни Христа и Марии, что закладывает основы литургической драмы. Среди жанров театрального искусства известны миракли (чудеса) - инсценировки на библейские темы с показом чудес, совершенных святым ("Игра о святом Николае"), мистерии, фарсы (социальная критика с использованием элементов маскарадности), комедии дель арте (в Италии комедии с участием масок). В эпоху Возрождения театральное искусство обогащается драматургически, архитектурно, актерски и жанрово. Строятся специальные театральные здания, привлекаются силы литераторов: в Англии - Шекспир, в Испании - Сервантес, Лопе де Вега, Кальдерон и др.

 Особый период в поздней Средневековой культуре ряда европейских стран, особенно Италии, связан с эпохой Возрождения. Исторической задачей деятелей новой культуры было восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности. Творцами ренессансной культуры были выходцы из самых разных социальных слоев, ее идейной основой явился гуманизм - светски-рационалистическое мировоззрение, которое освобождало сознание от сословно-корпоративных, церковно-схоластических пут.

Гуманисты подвергли критике схоластическое богословие. Они содействовали тому, что границы религиозной мысли расширились и "очистились" от церковного предания. Благодаря использованию античных источников усилилась светская, а иногда и языческая линия в религиозных рассуждениях и художественных произведениях. Гуманисты обличали нравы духовенства, институты католической церкви (монашество и папство). Разница между гуманистической критикой духовенства и самокритикой духовных лиц на церковных соборах в том, что первые критиковали эти институты с точки зрения попрания человеческого достоинства, а вторые - с целью улучшить нравы духовенства. Гуманисты положили начало исследованию (филологическому и историческому) текстов Ветхого и Нового Завета. Они поставили в центр внимания не идею первородного греха, падения и спасения души, а идею земного предназначения человека, возможность его творческого совершенствования с помощью деятельности в обожествленном мире. Они заложили основы новых художественно-стилевых и идейных принципов искусства в разных его видах (литературе, театре, живописи, скульптуре, архитектуре). Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения - Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Эразм Роттердамский, Д.Бруно, Ф. Рабле, Монтень, Коперник, Шекспир и многие другие - сыграли важную роль в формировании светского мировоззрения.

Подводя итог духовного развития эпохи Возрождения, известный мыслитель XIX в. Ф. Энгельс заметил: "Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености.

Выводы:

Культурно-историческое развитие в Средние века оставило в наследство следующим этапам:

  • этническое обогащение евроазиатского ареала;

  • опыт культурного развития в рамках ограниченных и закрытых этнотерриториальных сообществ (город, цех, родоплеменные образования и т.п.);

  • детальную проработку технологических процессов ручного производства в разных видах труда;

  • утверждение монотеизма и связанных с ним форм художественно-культурной деятельности (иконопись, мозаика, архитектура, музыка, книжная миниатюра и др.);

  • итоги великих географических открытий как условий взаимовлияния культур; труды и идеалы гуманистов и др.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

3. средневековая европа iconСредства обучения и воспитания
«Европа с 1870 по 1914 г.», «Иностранная военная интервенция и Гражданская война», «Революция 1905-1907 гг в России», «Западная Европа...

3. средневековая европа iconЕ. А. Соколова европа. Россия. Провинция
Соколова Е. А. Европа. Россия. Провинция. Исследования в области литературно-фольклорных процессов. – Шадринск: по «Исеть», 2006....

3. средневековая европа iconПрограмма дисциплины "Европа в V xvii вв. "
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....

3. средневековая европа iconПрограмма дисциплины Средневековая картина мира для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030200....

3. средневековая европа iconПрограмма дисциплины «Истоки европейских литератур» (Средневековая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700....

3. средневековая европа iconК. Рыжов. Все монархи мира. Западная Европа М.: Вече, 1999. 656 с. (Энциклопедии)

3. средневековая европа iconТема Средневековье как культура и цивилизация
Генезис феодального общества: Византия и Западная Европа. Эволюция феодальных государств Западной Европы

3. средневековая европа iconСредневековая философия
Римской империи стало утверждать себя христианство, победившее в конце концов и подчинившее себе античную культуру

3. средневековая европа icon1. Европа на пороге Нового времени
Появился новый социальный тип, представленный дельцом, предпринимателем. В религии, литературе и искусстве происходили изменения,...

3. средневековая европа iconПрограмма дисциплины «Варяжский клуб: Средневековая Скандинавия и...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную