Рефераты, контрольные работы






Скачать 86.15 Kb.
НазваниеРефераты, контрольные работы
Дата публикации20.01.2015
Размер86.15 Kb.
ТипРеферат
l.120-bal.ru > Культура > Реферат
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю):
Общие сведения

1.

Кафедра

Русская филология

2.

Направление подготовки




3.

Дисциплина (модуль)

Русская литература 19 века

4.

Тип заданий

Рефераты, контрольные работы.

5.

Количество этапов формирования компетенций (ДЕ, разделов, тем и т.д.)

7.


Перечень компетенций

ОК -14: готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

;

ПК-2: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.


ОК-15: способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества

ПК-2: способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся.



Критерии и показатели оценивания компетенций

Знания: - основные понятия курса,- биографии крупнейших писателей ХIХ столетия, содержание наиболее значительных произведений в их творчестве.



Умения: уметь рассматривать литературный процесс в контексте эпохи; анализировать произведения, относящиеся к разным жанрам


Навыки: владеть навыками работы с критической литературой, конспектирования, анализа художественного текста; навыками пользования интернет-ресурсами

Опыт деятельности:


Этапы формирования компетенций (Количество этапов формирования компетенций: ДЕ, разделов, тем и т.д.)

  1. Общая характеристика русской литературы второй половины 19 века.

2 Творчество Тургенева.

  1. Творчество Гончарова.

  1. Творчество Некрасова.

  1. Доктрина «чистого искусства». Фет. Тютчев.

  1. Творчество Н. Чернышевского. Творчество А. Герцена.

  1. Критика. Добролюбов. Писарев.


Шкала оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)


«2» – 60% и менее «3» – 61-80% «4» – 81-90% «5» – 91-100%


Типовое контрольное задание

Контрольная работа : Поэтика произведений представителей чистого искусства».

  1. Выбрать стихотворение А. Фета ( или Ф. Тютчева). Проанализировать с учетом требований.

План анализа поэтики произведения

  1. Выберите стихотворение (можно любой отрывок художественной прозы), отвечающее Вашим эстетическим пристрастиям.

  2. Внимательно, лучше дважды, прочитайте стихотворение. Определите тему, идею произведения.

  3. Вникните в суть образной поэтической системы (структуры) стиха; задумайтесь над тем, как, какими поэтическими средствами она создается?

  4. Какой художественный образ доминирует? Какое сравнение представляется Вам удачным?

  5. Проведите подробный анализ поэтики, исследуя средства создания художественного эффекта (создания образа):

а) фонетические средства: аллитерация, ассонанс;

б) морфемные: префиксальный, суффиксальный, корневой;

в) лексические: синонимия, неологизмы и т.д.;

г) сравнения: прямые, отрицательные, развернутые;

д) метафоры;

е) другие тропы: гипербола, литота, оксюморон, перифраз;

ж) олицетворение;

з) эпитеты метафорические;

и) эпитеты изобразительные;

к) эпитеты лирические;

л) метонимию: места, средства, признака, синекдоху;

м) поэтический синтаксис: повторы, градация, эллипсис, инверсия;

н) риторические приемы: восклицание, вопрос, умолчание.

  1. Сделайте вывод о планах стихотворения:

а) метафорическом;

б) изобразительном;

в) лирическом.

Каждое конкретное стихотворение, безусловно, сложнее и искуснее самых продуманных схем. Тайна творчества всегда остается до конца не разгаданной. При аналитическом разборе можно лишь увидеть механизм создания тонкой поэтической материи и оценить его оригинальность (или, напротив, традиционность, почти трафаретность). На основании анализа поэтики произведения профессиональные критики выносят свою оценку творческой индивидуальности художника.

Темы и планы для контрольных работ.


  1. Типология романов И. С Тургенева.

Обратите внимание на общность историко – литературного контекста для создания романов. Как Вы понимаете высказывание о том, что И. С. Тургенев обладал «чутьем настоящей минуты». Выберите один из романов Тургенева для более тщательного анализа. Объясните роль и иносказательность заглавия. Опишите сюжетное своеобразие, раскройте роль композиции. Какое значение имеет у Тургенева пейзаж ? Что можно отнести к типологическим чертам его произведений и почему.


  1. Художественный образ в романах И. А. Гончарова. Напишите работу, соотносясь с теорией «художественного образа.




    • Понятие «художественного образа» – основное в искусстве.

    • Образ художественный – всеобщая категория художественного творчества, специфические для него способ и форма освоения жизни, «язык» искусства и вместе с тем его «высказывание» [1, т. 5, с. 363].

    • В практике школьного обучения придерживаются более простого определения: образ – художественная картина действительности.

    • Важно понимать, что именно в образе концентрируется и словесно материализуется творческая энергия писателя. Реализация замысла происходит благодаря созданию образов, вписанных в тот или иной действенный (или созерцательно-медитативный) сюжет.

      • В литературе образ прежде всего ассоциируется с обликом человека. Человек – главная персона искусства. Во все времена интересен именно человек: его судьба, взаимоотношения с историей, государством, его созидательные и разрушительные способности, внешний облик и внутренний мир.

    • Так называемые человеческие образы в литературе подразделяются на:

    • образ-тип

    • образ-герой

    • образ-персонаж

    • образ-действующее лицо

    • образ-характер

    • Образ-тип соотносится с понятием типического. Без осмысления этого феномена в искусстве нельзя выработать правильного (в том числе и научного) представления о сущности словесного творчества.

    • Признаемся, что нам по-настоящему интересна книга только тогда, когда описанное в ней является для нас знакомым или узнаваемым. С помощью художественного произведения мы познаем прошлое в тех образах и картинах мира, которые в известной степени соответствуют правде действительности, то есть являются (или являлись) распространенными.

    • Типическое, типичное – наиболее вероятное, «нормальное», образцовое для данной конкретной системы мира; в этом смысле говорят о типичных для данной эпохи и нации людях, событиях, идеях и т.п. [1, т. 7, с. 507].

    • Соответственно тип – образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, типичной для определенного общества.

    • Тип как литературный герой (персонаж, характер, действующее лицо) олицетворяет собой нечто соответствующее эпохе, среде, обществу, классу, формации. Тип распространен, узнаваем, детерминирован социально. Естественно, что наряду с всеобщими качествами, роднящими его с современниками, у него есть и ряд индивидуальных черт, присущих только одному, конкретному человеку – индивидууму (манера, например).

    • Задумайтесь над тем, что позволяет отнести, допустим, Печорина (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени») к типичному представителю своего времени и что составляет его личные, неповторимые, индивидуальные качества?

    • Типичным чаще всего оказывается характер человека. В художественном произведении развитие сюжета чаще всего происходит за счет развития (или проявления) характеров.

    • Особенно богата характерами драматургия. Характер сформирован средой, в более широком смысле – исторической эпохой. Типичный характер-образ воплощает характерные (общезначимые, часто встречающиеся) свойства натуры, души, сознания. Типичны характеры-образы комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (Фамусов, Скалозуб, Репетилов и др.), поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (Ноздрев, Плюшкин, Собакевич и др.), пьесы А.Н. Островского «Гроза» (Дикой, Кабаниха, Варвара и др.).

    • Характер важен для развития сюжета, так как способен к действию, к изменению. Однако главным в системе художественных образов является герой. Герой – центральный образ произведения. Он, безусловно, обладает характером, типическими (всеобщими и индивидуальными) чертами, но при этом герой способен принципиально изменить окружающую его действительность.

    • Герой – двигатель сюжета. Есть нечто, что выделяет героя даже из типичной для него социально-нравственной среды, духовной атмосферы. Герой, образно говоря, способен разорвать круг привычного, стереотипного существования.

    • Героев в литературе не так уж много, но именно они и несут на себе основную смысловую нагрузку произведения и потому запоминаются.

    • Таковы князь Игорь («Слово о полку Игореве»); Одиссей (Гомер «Одиссея»); Чацкий (Грибоедов «Горе от ума»); Базаров (Тургенев «Отцы и дети»); Болконский (Толстой «Война и мир»); Власов (Горький «Мать»). Незабываемы образы женщин-героинь: Анны Карениной, Татьяны Лариной, Катерины, Ниловны…



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний

Л.Л. Иванова Уроки литературоведения, Мурманск, 2007.

Вопросы к зачету/экзамену

Перечень вопросов


  1. Общая характеристика русской литературы 1 половины 19 века.

  2. Творчество И.С. Тургенева : роман «Рудин», роман» Отцы и дети», ранние повести И. С. Тургенева, стихотворения в прозе.

  3. Творчество И. С. Гончарова. Роман «Обыкновенная история», роман «Обломов»,роман «Обрыв» Типология романа.

  4. Творчество Н. А. Некрасова. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

  5. Творчество Н. Чернышевского. Проблематика романа «Что делать?»

  6. Творчество А. И. Герцена и его роман «Былое и думы».

  7. «Доктрина чистого искусства». А. Фет. Ф. Тютчев.


Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины (модуля). -История русской литературы Х1Х века. Вторая половина/ Под ред. С.М. Петрова. - М., 1974.

-История русской литературы: В 4-х томах. - Л., 1981.

-История русской литературы Х1Х века. Вторая половина/ Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1987, 1991.

-Из истории русской культуры, том V (ХIХ век) / Сост. Б.Ф. Егоров, А. Кошелев. - М., 1996.

-История русской литературы второй половины ХIХ века: Практикум: Учебное пособие для студентов педагогических вузов по специальности “Русский язык и литература” / Под редакц. Н.Н. Старыгиной - М., 1998.

-Коровин В.И. История русской литературы ХIХ века: В 3-х частях. – М., 2005.

Дополнительная :

-Баевский В.С. История русской поэзии (1730-1980). – М., 1996.

-История русской литературы Х1Х века. Вторая половина / Под ред. С.М. Петрова. - М., 1974.

-Коровин В.И. История русской литературы ХIХ века: В 3-х частях. – М., 2005.

-Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов Х1Х века. - М., 1974.

-Роговер Е.С. Русская литература второй половины ХIХ века: Учебное пособие. - СПб., 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рефераты, контрольные работы iconКонтрольные работы
Контрольные работы (10 тем, по три человека или индивидуально по желанию, последний пункт строго индивидуальный). Вопросы на зачете...

Рефераты, контрольные работы iconМетодические советы по выполнению контрольных работ
Вузе является выполнение контрольных работ. Контрольные работы по истории выполняются студентами на основе самостоятельного изучения...

Рефераты, контрольные работы iconПрограмма спецкурса «Изучение поэзии на уроках в 5-7 кл.» Раздел...
Преподавание литературы в школе: научно- методические статьи, рефераты, уроки, программы /Сост. Комарова Н. А., Малярова С. Г

Рефераты, контрольные работы iconВозрастная морфология перечень тем для самостоятельной работы (рефераты)
Костный возраст как один из критериев биологического возраста на протяжении всего периода онтогенеза человека

Рефераты, контрольные работы iconФакультет технологии и предпринимательства
Фтп (рефераты, курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы) : методические рекомендации для студентов факультета технологии...

Рефераты, контрольные работы icon«Становление классической науки»
«история науки». Контрольная работа состоит из двух частей – реферат и ответы на тесты. Контрольные работы должны быть представлены...

Рефераты, контрольные работы iconТ. В. Кузнецова Английский язык
Методические рекомендации предназначены для студентов 1 курса по направлению 110400. 62 «Агрономия» заочной формы обучения. В методичке...

Рефераты, контрольные работы iconАэрокосмического приборостроения
Методические указания и контрольные работы предназначены для студентов 1-го курса заочной формы обучения

Рефераты, контрольные работы iconТема Первобытное общество
Темы семинарских занятий и контрольные задания для проверки самостоятельной работы студентов

Рефераты, контрольные работы iconПрактическая работа по разделу «Современные теории психического развития»
Уважаемые коллеги, вам представлен материал для самостоятельной работы по изучаемому курсу. Ваша задача ознакомиться с теоретическим...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную