Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет






Скачать 231.64 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет
Дата публикации21.03.2015
Размер231.64 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
l.120-bal.ru > Культура > Программа дисциплины


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

Министерство образования и науки

Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет Государственное и муниципальное управление



Программа дисциплины

Культурология




для специальности 061000 – Государственное и муниципальное управление

подготовки бакалавра

Автор программы: доктор философских наук,

профессор Карцев Е.А.


Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры

Социология общей социологии

Председатель Девятко И.Ф. Зав. кафедрой



" " 2004 года " 22 " октября 2004 года

Утверждено УС факультета

Государственное и муниципальное управление
Декан

" " 2004 года.



Москва 2004


  1. Пояснительная записка.

Автор программы: д.ф.н., проф. Карцев Евгений Александрович



Аннотация: программа курса предполагает раскрытие студентам содержания современной культурологической теории, ознакомление их с культурными достижениями человечества, способами и методами трансляции культурной традиции во времени и пространстве, обеспечения жизнеспособности общества.

Выработка навыков самостоятельного анализа, ориентиров и ценностных критериев при изучении материальной и духовной культуры общества, методики знакомства и особенностей восприятия произведений изобразительного искусства, своеобразия воплощения идейно-эстетического содержания в музыке, театральном искусстве, литературе и кинематографе требует от студентов большой самостоятельной работы с первоисточниками и художественными произведениями, социально-философскими произведениями, раскрывающими содержание и прикладное значение культурологической теории сегодня.

Архитектоника курса построена с учетом необходимости решения двуединой задачи – ознакомления студентов с концепциями и основными направлениями культурологической теории; хронологически последовательным изучением развития художественного языка и содержания культуры различных исторических эпох и цивилизаций.
Учебная задача курса: в процессе изучения курса студент должен усвоить основные положения культурологической теории, уметь самостоятельно проанализировать содержание художественных произведений, иметь представление о языке и художественно-эстетических особенностях культурных эпох, обладать навыками творческой интерпретации явлений культуры.
Требования к студентам:

Данный курс направлен на ознакомление студентов с теорией и историей мировой и отечественной культуры, для его освоения необходимо владение навыками социально-философского анализа явлений культуры, что предполагает качественное усвоение курса обществознания и базовых дисциплин, лежащих в основе профессиональной подготовки социологов, экономистов, юристов и менеджеров.
Формы контроля: итоговый контроль осуществляется в форме зачета, на котором учитывается оценки, полученные за работу на с/з и эссе.

Итоговая оценка складывается следующим образом:

W (работа на с/з)=0,3; W (эссе) = 0,3; W (зачет)=0,4.

III. Содержание программы.
Тема 1. Культура в контексте социально-философского анализа.

Природа культуры. Человек, культура и цивилизация. Проблема генезиса самосознания. Человек – «творение, в котором жизнь осознает сама себя» (Э. Фромм). Натуралистический, социологический и философско-антропологический подход к феномену человека в культурологии. Философские концепции культурно-исторического процесса и их виднейшие представители.

Культура в философских системах прошлого. Теоцентризм, природоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Принцип континуитета – непрерывной преемственности развития человеческих обществ в истории. Современные концепции теории культуры.

Культура и социальная философия: «социальная инженерия», социальный и исторический детерминизм, «историцизм» и «исторические пророчества» в концепциях «открытого общества» К. Поппера и «расширенного пространства» Ф.А. Хайека.

Научная объективность как интерсубъективность научного метода.

Литература к теме основная:

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997;

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997;

Дополнительная:

Соколов Э.С. Культурология. Очерки теорий культуры. М., 1994;

Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983;

Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991;

Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992;

Фромм Э. Душа человека. М., 1992;

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-П, М.,1992;

Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992;

Хайек Ф.А. Контрреволюция науки. Этюды о злоупотреблениях разумом. М., 2003;
Тема П. Античная культура: образ мира в мифологических представлениях древних греков.

Общее понятие античного мифа. Своеобразие мифологической «логики»: отождествление генезиса и сущности. Замена причинно-следственных связей прецедентом. Архетипический первообраз в мифе и его источники.

Поддержание социального порядка (сохранение постоянства) как дидактическая функция мифа и его первообразов.

Категории античных мифов. Астральные, этиологические, антропологические, героические и космогонические мифы. Категории мифических героев. Структура античного мифа: сфера фабулы, сфера образа, сфера смысла. Онтологический характер античной эстетики. Античная мифология как гносеология древних греков.

Методы мифологического мышления. Имагинативный абсолют в античном мифе и его значение. Мифологические сюжеты в эпосе, лирике, трагедии Древней Греции.

Мифологическое сознание древних греков. Эллинский идеал гармонии высших и низших инстинктов, понятие «калокагатии».

Античная агонистика и ее отражение в мифе. Значение мифологии в античном мире. Современные трактовки мифологии.

Литература к теме основная:

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987;

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986;

Барт Р. Мифологии. М., 1996;

Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1872;

Леви-Строс К. Структура мифов // Вопросы философии, 1970, N 7;

Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М., 1982;

Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Из ранних произведений. М., 1990;

Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. М., 1963;

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976;

Радциг С.И. Античная мифология. М.-Л., 1939;

Дополнительная:

Ницше Ф. Рождение трагедии или эллинство и пессимизм; О пользе и вреде истории для жизни. Соч. В 2-х Т. М., 1990, Т. 1;

Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995;

Юнг К.-Г. О современных мифах. М., 1994.

Тема Ш. Античная культура: от эпического к классическому времени. Эллинизм.

Понятие эпического времени, его социально-историческая основа. Тождество героической личности с общинно-родовой формацией. «Эпическое колебание между прошлым, настоящим и будущим» (А.Ф. Лосев) как вибрация смысла в стихе. Появление элементов рационального мышления, нацеленность героической личности на превращение хаоса в космический порядок.

Классически-полисное время, его специфика. Новое представление о космосе, жизни, истории. Генезис философии: рефлексия на общественное бытие в форме воображения как мира идей. Понижение статуса мифологии до аллегории идейно-художественной жизни полиса. Превращение абсолютной мифологии в рефлектированную.

Смысл предопределения по Гомеру, проблема начала мироздания, социоантропоморфизм. Зигзагообразный и ступенчатый характер времени в «Одиссее», открытие Гомером категории времени. Философия истории и культуры Гомера как форма самосознания эпического периода греческой истории.

Гесиод – автор первой историцистской доктрины античной Греции. Концепция «пяти веков» мировой истории. Суеверное восприятие времени как циклического или ритмического возвращения подобного.

Орфическая форма культурного самосознания древних греков. Космотеогония орфиков. Теория метемпсихоза.

«Семь мудрецов» и рационализация обыденного морального сознания. Философия как личное самосознание древнего грека.Понятия «ойкумены» и «космоса» в греческой философии и культуре.

Характеристика эллинизма. Эллинизм и идея ойкуменической истории. Эллинская культура и эллинистический человек в условиях восточного деспотизма. Расцвет рационалистического знания в науке. Астрономия. Математика. Медицина. Филология. Хронология. Тип профессионального ученого.

Социальная характеристика представителей кинической философии. «Три кита» кинизма: аскесис, анайдеусия, ауторкейя.

Философия стоиков, этический характер стоической теодицеи, учение о душе человека. Классификация человеческих чувств и страстей в философии стоиков.

Литература к теме основная:

Асмус А.Ф. История античной философии. М., 1965;

Дополнительная:

Боннар А. Греческая цивилизация. Т.1-Ш, М., 1958-1962;

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977;

Мертлик Р. Античные легенды и сказания. М., 1992;

Современные зарубежные исследования по античной философии. М., 1978;

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989;

Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества. Т. П., // Первые философы. М., 1959;

Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М., 1970;

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981;
Тема IV. Культура западноевропейского средневековья: воздействие христианских идей на понимание истории и культуры, двоеверие как форма синкретизма язычества и христианства.

Основания древнеримской цивилизации: самостоятельность личности и ее свобода (libertas); право, ограждающее достоинство человека (justitia); верность долгу (fides); приоритет общественных интересов перед личными (pietas) и их эволюция в эпоху принятия Римом христианства. Социально-философские предпосылки восприятия христианских идей.

Характерные черты доникейской патристики. Замена принципата доминатом и превращение Рима в разновидность восточного деспотизма. Декреты Диоклетиана. Никейский собор 325 г. н.э. Возникновение двоеверия. Синкретизм и плюрализм религиозного сознания в эпоху Позднего Рима. Политеистический характер мышления и монотеистический характер мировоззрения ранних христиан. Характерные черты христианской философии истории и культуры: универсализм, провиденциализм, апокалиптичность, финалистское видение истории.

Исторические результаты принятия христианской философии жизни.Отличие христианской системы ценностей от античной. Античное наследие, корни и традиции, усвоенные средневековой Европой. Средневековая картина мира и место в ней человека. Система школьного образования и ее связь с системой семи свободных искусств Платона: тривиум и квадривиум.

Средневековая схоластика и философское наследие Аристотеля. Категории средневековой культуры. Восприятие времени, пространства, богатства, счастья, человеческой личности в средневековье. Основные художественные стили: романский стиль и готический стиль. «Каролингское возрождение». Парижский университет. Средневековый город, его облик, народные корни ранней городской культуры, характер поведения и быта его обитателей.

Литература к теме основная:

Аврелий Марк. Наедине с собой. Размышления. М., 1989;

Библия. М., 1988;

Боэций Утешение философией. М., 1990;

Цицерон Марк Туллий. Диалоги. О государстве. О законах. М., 1966;

Цицерон Марк Туллий. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975.

Светоний Транквилл, Гай. Жизнеописания двенадцати цезарей. М., 1988;

Тацит Корнелий. Сочинения. В 2 Т. Л., 1970;

Дополнительная:

Виппер Р.Ю. Рим и раннее христианство. М., 1954;

Виппер Р.Ю. Возникновение христианской литературы. М., 1946;

Гече Г. Библейские истории. М., 1988;

Лаэртский Д. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979;

Древнеримские мыслители. Киев, 1958;

Ранович А. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990;

Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990;

Утченко С.Л. Кризис полиса и политическое возрождение римских стоиков. М., 1955;

Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. М., 1989;
Тема V. Культура эпохи Возрождения.

Гуманистический взгляд на природу истории и культуры в эпоху Ренессанса: переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. Стихийный политеизм Возрождения. «Генеалогия языческих богов» Дж. Бокаччо. Деятели Возрождения об исторической преемственности в отношении античности. Превращение спора об античности в спор о христианстве.

Влияние античной культуры на поиски новых эстетических форм в искусстве, выработку военно-рыцарской доктрины, становление абсолютистской концепции.

Античная мысль и вызревание новых политических идей в эпоху Ренессанса. Влияние античности на Возрождение: эстетика против морального регламента, политика (риторика) против этики. Н. Макиавелли и его идеи о человеке, истории и политике. Трактовка раннего христианства как причины падения Рима. Отделение политики от морали, обоснование светско-рационального прагматизма в управлении государством.

Теория светского государства Жана Бодэна. «Шесть книг о государстве»: натуралистическая и географическая типизация государств.

Л. Валла – родоначальник критического гуманизма, основатель метода компаративистики. «Гражданский гуманизм» в его трактовке, трактат «Об истинном и ложном благе». Личное благо и человеческий интерес как движущий мотив всех человеческих поступков.

Ф. Бэкон и его «карта знания»: поэзия (воображение); история (память); философия (разум). Механистический материализм социальной утопии Ф. Бэкона «Новая Атлантида». «Дом Соломона» как прообраз государственного централизованного планирования. Типология заблуждений человеческого разума («идолы разума»): идолы рода, идолы пещеры, идолы рынка, идолы театра.

Значение культуры Возрождения для развития мировой культуры.

Литературак теме основная:

Бруно Дж. Диалоги. М., 1949;

Бруно Дж. О героическом энтузиазме. М., 1953;

Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М., 1954;

Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1938;

Валла Л. Об истинном и ложном благе. Свобода воли. М., 1989;

Макиавелли Н. Государь. М., 1990;

Дополнительная:

Беме Я. Аврора. М., 1990;

Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990;

Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов. М., 1983;

Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992;

Утопия и утопическое мышление. М., 1991;

Хёйзинга Й. Осень средневековья. М., 1988;

Тема VI. От Гуманизма к Просвещению: европейская культура ХУП-ХУШ вв.

Исторические эпохи, их идеи и художественный язык. Историческая обусловленность возникновения эстетической деятельности и развития разных видов и жанров искусства. Органическая связь искусства с общественной жизнью.

Протестантская этика и дух капитализма. Реформация и рождение нового типа человека. Торговля индульгенциями и обесценение труда, кризис религиозного самосознания в позднем средневековье. Духовная революция М. Лютера. Догмат о спасении, «мирская аскеза» и их роль в формировании протестантской этики.

Рене Декарт и философско-антропологические основания современной европейской цивилизации. Декарт – ранний предшественник Просвещения. Философский сциентизм (конструктивизм) Декарта. Тезис «Cogito ergo sum» – «Я мыслю, следовательно, существую» и его значение для верификации человека разумом.

Рационализм Декарта как один из источников философии Просвещения. Картезианство и его разновидности.

Культура эпохи Просвещения. Возникновение просветительского движения. Общие задачи Просвещения. Национальная специфика. Основные творческие направления: революционный классицизм и просветительский реализм.

Ранний европейский классицизм. Трагедии Корнеля, Расина, Мильтона, Вольтера, Шенье; комедии Мольера; Музыка Люлли; поэзия Малерба, Лафонтена, Опица, Флеминга; парковый и архитектурный ансамбль Версаля; картины Пуссена.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов.

Придворное искусство эпохи Просвещения: перерождение пышного барокко в рококо. Галантно-придворная живопись.

Французское Просвещение. Немецкое Просвещение. Английское Просвещение. Американское Просвещение.

Морально-этические концепции западноевропейской и североамериканской культурной традиции и их роль в возникновении и совершенствовании нравственного этоса капиталистического общества. Нравственное содержание понятия «джентльмен».

Литература к теме основная:

Вольтер. Философские сочинения. М., 1989;

Вико Дж. Избранные произведения. М., 1950;

Гоббс Т. Избранные произведения. Т.1-П, М., 1964;

Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1973;

Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950;

Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955;

Дополнительная:

Алпатов М.А. Русская историческая мысль и западная Европа (ХУШ-первая половина Х1Х в.). Историческая концепция века Просвещения. М., 1985;

Американские просветители. Избр. произведения. В 2-х Т.М., 1969;

Английский материализм ХУШ века. Собр. соч. В 3-х Т. М., 1967;Бур М., Иррлиц Г. Притязания разума: из истории немецкой классической философии и литературы. М., 1978;

Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956;

Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979;

Спор о древних и новых. М., 1985;

Быховский Б.Э. Дж. Беркли. М., 1970;

Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1973;

Киссель М.А. Джамбаттиста Вико. М., 1980;

Кузнецов В.П. Французский материализм ХУШ века. М., 1983;

Тема VII. От Просвещения к Романтизму: культура стран Европы и Америки в Х1Х веке.

Романтизм как реакция на антиисторизм Просвещения. Общие основания сравнительно-сопоставительной характеристики историко-философских и культурологических представлений Романтизма и Просвещения.

Дискредитация прошлого в философии истории и культуры Просвещения и идея исторического прогресса как культа рационального начала в истории. Восприятие романтиками разрыва между прошлым и настоящим как разделения между добром и злом, рациональным и эстетическим видением мира. Романтизм – реакция на материализм, рационализм и холодную рассудочность Просвещения.

Романтизм как мировоззренческая система и философско-эстетическая теория. Попытка придать онтологический статус эстетическому отношению к действительности. Проблема личности и общества в романтической историософии, приоритет личности.

Индивидуализм как философско-эстетическая категория романтизма. Расцвет немецкой и английской фольклористики. Л.Тик. Фон Арним. Брентано. Макферсон.Возникновение романтической историографии. Гизо. Тьерри. Минье. Французская романтическая историография и введение в научный оборот понятий «классы» и «классовая борьба». Представление о тесном единстве языка народа, его культуры, истории и самосознания. О. Шпенглер о «фаустовской душе» западной культуры.

М. Вебер об истории как «вечной борьбе богов», невозможности научного обоснования предпочтения одной группы ценностей другой, недостижимости калокагатии.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. Категории романтизма, учение о романтической иронии.

Ф.Ницше – философ и поэт, один из основателей «философии жизни». Критика Ницше буржуазной культуры, проповедь эстетического имморализма. Романтический идеал «человека будущего», индивидуалистический культ сильной личности.

Литература к теме основная;

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990;

Гулыга А.В. Шеллинг. М., 1963;

Гулыга А.В. Эстетика в свете аксиологии. Спб., 2000;

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991;

Делез Ж. Ницше. Спб., 2001;

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины ХУШ – начала Х1Х века. М., 1989;

Карлейль Т. Французская революция. М., 1991;

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980;

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980;

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1991;

Ницше Ф. Антихрист // Собр. соч. В 2-х Т., Т. П, М., 1990;

Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли. В 3-х Т. М., 1963;

Проблемы философии культуры. М., 1984;

Дополнительная:

Ревалд Дж. История импрессионизма. Л.-М., 1959;

Чегодаев А.Д. Импрессионисты., М., 1971;

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980;

Французская живопись второй половины Х1Х века и современная ей художественная культура. М., 1972;

Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993;

Европейская поэзия Х1Х века. М., 1977;

Андреев Л.Г. Сюрреализм. М., 1982;
Тема VIII. «Золотой век» русской культуры.

Основные проблемы формирования русской культуры в Х1Х веке. Социокультурные, экономические и политические предпосылки расцвета дворянской культуры. Концепции «соборности», «народности» и «демократизма» в русской культуре.

Общественная мысль в России в Х1Х веке. Возникновение теории официальной народности: самодержавия, православия и народности. Устрялов Н.Г. Погодин М.П. «Люблю народность как чувство, но не признаю ее как систему» (П. Вяземский). «Философическое письмо» П.Я.Чаадаева. Спор «славянофилов» и «западников» и его исторические судьбы. Русский «нигилизм», его истоки и перспективы. Н.Г. Чернышевский. Почвенники и консерваторы.

Романтизм, сентиментализм и реализм в художественной культуре России. Проблема эстетического идеала, предназначения художника и искусства. Морально-философские искания Л.Толстого и Ф. Достоевского. Русская философия Х1Х века – попытки определения будущего России. Вл. Соловьев. Н. Федоров. Н. Данилевский. К.Леонтьев.

Живопись Х1Х века, товарищество «передвижников». Поиски нового языка искусства, новых форм выразительности и художественных методов. Объединение «Мир искусства».

Литература к теме основная;

Аникин А.В. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. М., 1990;

Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли Х1Х-начала ХХ века // О России и русской философской культуре. М., 1990;

Герцен А.И. Мысли об искусстве и литературе. Киев, 1987;

Дудзинский Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983;

Ранкур-Лаферрьер Д. Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания. М., 1996;

Дополнительная:

Ранкур-Лафферьер Д. Россия и русские глазами американского психоаналитика. В поисках национальной идентичности. М., 2003;

Русская идея (Сборник произведений русских мыслителей). Составитель Маслин М.А. М., 1992;

Русская критика от Карамзина до Белинского. Составитель А.А. Чернышев. М., 1981;

Франк С., Струве П. Очерки философии культуры. Культура и личность // Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения. М., 1990;
Тема 1Х. От Романтизма к Модернизму. Культура Западной Европы и Америки в ХХ веке.

Поляризация культур, связанная с началом социального эксперимента в России. Искусство – арена и средство борьбы идеологий. Проблема ценностей, парадигм и противоречий в культуре ХХ века. Наука и идеология в интерпретации М. Шелера. Идеи прогресса и регресса культуры в современной западной культурологии. Противники концепции культурного прогресса: О. Шпенглер.А. Масси. Б. Ренувэ. Концепции, признающие кризис западной культуры и связывающие ее возрождение с религиозным ренессансом. Н. Бердяев. А. Тойнби. Ж. Лалу. Ж. Нети. Концепции преодоления кризиса на путях возникновения новой цивилизации. Г. Маркузе. Р.Генон. П. Сорокин. Сторонники идеи культурного прогресса. А. Вебер. К. Леви-Строс. Р. Бенедикт. Ф.Меррил. Д. Мюрдок.

Возрастание роли искусства. Дегуманизация западноевропейского искусства. Борьба направлений в искусстве. Футуризм. Авангардизм. Экспрессионизм. Сюрреализм. Человек в культуре ХХ века. Концепция отчуждения и ее трактовки. Судьбы человека как субъекта истории и культуры в структурализме, «новой философии», неоконсерватизме и персонализме. Философия экзистенциализма и ее отражение в творчестве А. Камю Ж-П. Сартра. Проблема свободы и творческой активности конкретной личности. Теории «потока сознания» и их влияние на культурные процессы.

Литература к теме основная:

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1991;

Дополнительная:

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991;

Гурмон, Реми де Книга масок, Томск, 1996;

Камю А. Бунтующий человек. М., 1990;

Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М., 1991;

Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983;

Поппер К. Открытое общество и его враги. Т.1-П., М.,1992;

Поппер К. Нищета историцизма. М., 1993;

Тоффлер Э. Третья волна. М., 2003;

Тоффлер Э. Футурошок. Спб.,1997;

Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М., 2001;

На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россиия. М., 1998;

Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991;

Ле Корбюзье. Творческий путь. М., 1970;

Архитектура ХХ века. М., 1977;

Теория метафоры. М., 1990;

Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории. М., 1991;

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969;

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1989;

Социальная философия франкфуртской школы. М., 1975;

Хёйзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992;

Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993;

Шубарт В. Европа и душа Востока. Спб., 1990;

Тойнби А. Постижение истории. М., 1990;

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 2003;

Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М., 2002;
Тема Х. От Модерна к Постмодерну: самосознание западноевропейской и североамериканской культуры в ХХ веке. Очерк современной западной эстетики и искусства.

Европейская философия культуры эпохи Модерна, ее отличительные черты и свойства. Эпоха Модерна и ее программы: Реформация, Контрреформация, Барокко, Просвещение, Романтизм, Модернизм. Рудольф Унгер и духовно-историческая школа в Германии. Философские проблемы новейшего литературоведения. Томас Стернз Элиот, Джон Кроу Рэнсом, Джозеф Натаниэль Фрэнк и англосаксонская школа «новой критики». «Аперсональная» теория искусства. «Аналитическая психология» Карла Густава Юнга. Теория «архетипов» Нортропа Германа Фрая. Мартин Хайдеггер и его трактовка искусства как способа осмысления бытия в его истории. «Генетический структурализм» Люсьена Гольдмана. Структурно-генетический метод в истории культуры. Ролан Барт и французская семиологическая школа. Французский структурализм.

Культура Постмодерна в контексте общегуманистических ценностей. Основные течения в Постмодерне. Ж. Деррида. Р.Рорти.Ж.-Ф. Лиотар. Главные установки и идеи постмодернизма. Переход от закона сохранения энергии к принципу энтропии. Гуманистические и антигуманистические направления в постмодернизме, значение их концепций для современных трактовок культуры.

Литература к теме основная:

Бычков В.В. Эстетика. М., 2002;

Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х- ХХ веков. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987;

Дополнительная:

Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М., 2000;

Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000;

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь, 1997;

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997;

Козловски П. Этика капитализма. Эволюция и общество. Спб, 1996;

Делез Ж. Критика и клиника.Спб., 2002;

Бланшо М. Пространство литературы. М., 2002;

Паунд Э. Путеводитель по культуре. М., 2000;

Рыклин М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М., 2002;

Рорти Р. Случайность. Ирония. Солидарность. М., 1996;

Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск, 1997;

Деррида Ж. Грамматология. Спб., 2001;

IV. Литература


Базовый учебник

Ерасов Б.С. Социальная культурология. В 2-х частях. М.: Аспект-пресс. 1994.

Основная

Болик А.А. Культурология: Антропологические теории культур. М.: РГГУ. 1998.

Хрестоматия по культурологии. М.: «Центр», 1998.

Культурология. ХХ век. Антология. М., 1995.

Дополнительная


Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. 1. Хозяйство, семья, общество. П. Власть, право, религия. М., «Прогресс» – «Универс», 1995.

Культурология. Энциклопедия в 2 т. Спб.: Университетская книга. 1998.

Губман Б.Л. Западная философия культуры ХХ века. Тверь. Леан. 1997.

Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект-пресс. 1994.

Кармин А.С. Основы культурологии: морфология культуры. Спб.Лань. 1997.

Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос. 1998.

Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика. 1997.

Культура: теории и проблемы. М.: Наука. 1995.

Культурология в вопросах и ответах. Институт практической психологии. НПО «МОДЭК», Москва – Воронеж, 1998.

Культурология. М.: Центр. 1996.

Леонтьев А.А. Культуры и языки народов России, стран СНГ и Балтии. М., МПСИ-«Флинта», 1998.

Малюга Ю.Я. Культурология. ИНФРА-М. 1998.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: 1994.

Пайпс Р. Собственность и свобода. «Московская школа политических исследований». М., 2000.

Соколов Э.С. Культурология. Очерки теорий культуры. М.: Интерпракс. 1994.

Философия истории. М.: Гардарики. 2001.

Философия истории. Антология. Под ред. Ю.А. Кимелева. М.: Аспект-пресс. 1995.
V. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и возможная тематика эссе:

Философские концепции культурно-исторического процесса и их виднейшие представители.

Современные концепции теории культуры.

Концепция «открытого общества» К. Поппера и «расширенного пространства» Ф.А. Хайека.

Онтологический характер античной эстетики.

Мифологическое сознание древних греков.

Средневековая схоластика и философское наследие Аристотеля.

Категории средневековой культуры.

Культура эпохи Возрождения.

Рене Декарт и философско-антропологические основания современной европейской цивилизации.

Категории романтизма, учение о романтической иронии.

Ф.Ницше – философ и поэт, один из основателей «философии жизни».

Основные проблемы формирования русской культуры в Х1Х веке.

Исторические судьбы спора славянофилов и западников.

Проблема ценностей, парадигм и противоречий в культуре ХХ века: от романтизма к модернизму.

«Массовое общество» и «массовая культура» сегодня. Исторические судьбы эстетического наследия Х. Ортеги-и-Гассета.

Актуальность прекрасного в произведениях Г.Г. Гадамера.

Концепции «открытого общества» К.Поппера и «расширенного порядка» Ф.А. Хайека: критика «конструктивистского рационализма» и «нищеты историцизма».

Модернизм как явление западной культуры.

Главные установки и идеи постмодернизма.
VI. Тематический расчет часов

№ п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные часы

Контрольные и/или курсовые работы

Самостоя-тельные работы

Всего часов







Лекции

Семинары

Всего










1

Культура в контексте социально-философ. анализа.

2

2

4




6


10

2

Античная культура.

2

2

4




6

10

3

Эллинизм

2

2

4




6

10

4

Культура западноевропейского средневековья:

2

2

4




6

10

5

Культура эпохи Возрождения.

2

2

4




6

10

6

От Гуманизма к Просвещению: европейская культура ХУП-ХУШ вв.

2

2

4




6

10

7

От Просвещения к Романтизму: культура стран Европы и Америки в Х1Х веке.

3

2

5




7

12

8

«Золотой век» русской культуры

3

2

5




7

12

9

От Романтизма к Модернизму.

3

2

5




7

12

10

От Модерна к Постмодерну.

3

2

5




7

12



















Эссе







Всего

24

20

44




64

108



Автор программы ___________________/Карцев Е.А./



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки
Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconНовосибирский государственный университет
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconОтчет защищен с оценкой
Министерство образования и науки Российской Федерации новосибирский государственный университет экономики и управления «нинх»

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconРоссийской Федерации Министерство науки и образования
Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство здравоохранения российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «башкирский государственный медицинский...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ
Российской Федерации от 10 декабря 2014 г. N 1563 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 января 2015 г.,...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconДиссертация на соискание ученой степени кандидата
...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство образования Российской Федерации Владимирский филиал...
Доктор экономических наук К. В. Хартанович (Владимирский Филиал Российской Академии Государственной Службы при Президенте Российской...

Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации Государственный университет iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации фгбоу впо «саратовский...
Почетного работника высшего профессионального образования Российской Федерации, профессора кафедры «Кормление, зоогигиена и аквакультура»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную