Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии






Скачать 449.61 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии
страница1/3
Дата публикации08.05.2015
Размер449.61 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3
Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет - Высшая школа экономики
Факультет прикладной политологии

Отделение деловой и политической журналистики
Программа дисциплины
КУЛЬТУРОЛОГИЯ

для направления 030600.62 – «Журналистика» подготовки бакалавра

Автор Доброхотов Александр Львович

Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


_____________________________ _______________________________

Председатель Зав. кафедрой

_____________________________ ________________________________

«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________ 200 г
Утверждена УС факультета

_________________________________

Ученый секретарь

_________________________________

« ____» ___________________200 г.

Москва


  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента).


ГСЭ.Ф.04. КУЛЬТУРОЛОГИЯ  

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и «серединные» культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.


  1. Пояснительная записка


Требования к студентам:

Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы по всеобщей и отечественной истории и обществоведению.

Аннотация:

Цель курса дать общее представление о динамике развития мировой и европейской культуры, о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи. В то же время курс предполагает выделение ряда культурных феноменов для более детального анализа, выявляющего законы сосуществования культурного явления с другими социальными феноменами, его внутреннее строение, механизм его порождения и трансляции.

Предполагается, что теоретические знания и практические навыки будут даны на основе данной программы суммой трех дидактических форм: лекциями, семинарами и самостоятельным изучением рекомендованной литературы.

Курс соответствует требованиям ГОС по дисциплине «культурология». В рамках данной дисциплины определяются место и роль курса как составной части соответствующего высшего профессионального образования;

Курс расчитан на выработку навыков культурологического анализа конкретных ситуаций, порожденных связью экономической деятельности с механизмами и ценностями современной культуры. Как таковой, он может дополнительно оснастить практическую деятельность бакалавра, магистра или специалиста с экономическим образованием.

Программа предусматривает как формат проведения семинарских занятий, так и исключительно лекционный курс. Выбор формата обусловлен потребностями учебного процесса.

Проведение курсовых работ не предусматривается.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала по рекомендованной литературе.
Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен иметь общее представление о блоке культурологических наук, их методах и прагматических аспектах; о динамике развития мировой и европейской культуры, о ее основных этапах, закономерностях смены эпох, о типах культурной деятельности и характере системы духовных ценностей той или иной эпохи.

Форма контроля:

По дисциплине ИТК учебным планом предусмотрено в качестве текущего контроля – написание эссе, реферата и контрольной работы, а итогового контроля – устный зачет.

Для получения результирующей оценки итогового контроля усредняются оценки в 10-ти балльной шкале по отдельным формам текущего контроля и итогового устного опроса.

Для усреднения в самом простом случае используется формула средней арифметической, т.е. все оценки в 10-ти бальной шкале складываются и сумма делится на количество оценок. Полученная результирующая оценка округляется до целой величины по правилам округления. Затем по таблице соответствия оценка в 10-балльной шкале переводится в пятибалльную.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМЫ

 

1. Исходные понятия спецкурса.

История и теория культуры. "Культура" и ее основные способы существования во времени и пространстве. Понятие "Западная Европа". Этапы европейского самосознания. Европа и Восток. Европоцентристские аберрации. Культурные конфликты. Взаимовлияние и взаимопроникновение культур. Циклы и ритмы развития культуры.
 2. Зарождение европейской культуры.

Архаические формы культуры. Миф и ритуал. Древнейшие цивилизации Средиземноморья. Иерархическая социокультурная модель восточной деспотии.

"Индоевропейская" проблема. Понятие "осевого времени" (К.Ясперс). Крито-минойская культура – лоно европейской цивилизации.
 3. Происхождение древнегреческой культуры.

Полис как основная форма социального бытия. Полисное происхожде-

ние античной демократии, ее основные особенности: культ индивидуума, политической свободы, труда, соревнования. Социальный и экономический активизм, рационализм, патриотизм. Оппозиция "Афины - Спарта". Греки и «варвары».
 4. Культура классической Греции.

Эволюция древнегреческой религии. "Олимпийская" и "дионисийская" религии. Отсутствие жреческой касты. Рождение театра из культа. Рождение философии – новой формы духовной деятельности. Соотношение философии, мифологии и науки. Античный космос как образ универсума. Теоретическая наука – продукт античной культуры. Греческая словесность. Архитектура и пластические искусства как ключевой феномен греческой культуры. Формирование общеевропейской культурной парадигмы.

Персоналии: Анакреонт, Аристотель, Аристофан, Архилох, Геродот, Гесиод, Гиппократ, Гомер, Демосфен, Еврипид, Исократ, Ксенофонт, Лисипп, Лисий, Мирон, Перикл, Пиндар, Платон, Полигнот, Поликлет, Сапфо, Скопас, Сократ, Солон, Софокл, Фидий, Фукидид, Эсхил.
 5. Эпоха эллинизма.

Кризис полисной культуры и экстенсивное распространение ее моделей в средиземноморской ойкумене. Отчуждение индивидуума от социума.

Появление протофеодальных форм экономики и культуры. Эллинистические империи. Мегаполисы эллинизма. Эллинистическая наука и техника. Филология, философия, история. Искусство эллинизма: «ученая поэзия», лирика, комедия. Космополитизм. Синкретические формы эллинистической культуры: контакты с Востоком. Эллинистическая религия: культы Сараписа, Исиды, митраизм, терапевты, ессеи, кумранская община. Эллинистическая мистика: герметизм, гностицизм, астрология. Греция и Римская империя.

Персоналии: Александр Македонский, Аполлоний Родосский, Аристарх Самосский, Архимед, Герофил, Гиппарх Никейский, Дикеарх, Евклид, Зенон, Каллимах, Лонг, Лукиан, Менандр, Плотин, Плутарх, Полибий, Посидоний, Птолемей, Страбон, Феокрит, Феофраст, Филострат, Эпикур, Эрасистрат, Эратосфен.
 6. Культура Древнего Рима.

Эволюция политической системы Рима: от республики к империи.

Политическая культура. Римское право. Римский «гуманизм»: этические и гражданские идеалы. Художественная культура Рима. особенности римской поэзии. "Римская идея" (политическая власть над миром) как социокультурная доминанта.

Персоналии: Апулей, Варрон, Вергилий, Гораций, Лукреций, Марк Аврелий, Марциал, Овидий, Петроний, Плавт, Проперций, Саллюстий, Сенека, Тацит, Теренций, Тибулл, Тит Ливий, Цицерон, Ювенал.
 7. Возникновение христианства.

Особенности раннехристианской культуры. Сосуществование христианства и античной культуры. Христианство и религии Средиземноморья. Христианство и государство: синтез и противоречия. Апологетика. Восточная и западная патристика. Монашество как институт. "Темные века" и их роль в подготовке феодализма.

Персоналии: Августин, Арий, Пелагий, Бенедикт Нурсийский, Боэций, Василий Великий (Кесарийский), Викторин, Григорий Богослов (Назианзин), Григорий Нисский, Климент Александрийский, Ориген, Константин император, Несторий, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Тертуллиан, Филон Александрийский, Юлиан император.

 8. Византийская культура.

Византийское христианство. Государственность Византии и наследие

Рима. Искусство и литература Византии. Феномен иконоборчества. Эпоха латинских завоеваний. Столкновение гуманизма и исихазма. Кризис империи.

Персоналии: Андрей Критский, Варлаам Калабрийский, Григорий Палама, Евсевий Кесарийский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст, Иоанн Итал, Иоанн Лествичник, Иоанн Филопон, Константин Багрянородный, Лев Математик (или Философ), Максим Исповедник, Михаил Пселл, Нонн Панополитанский, Плифон, Прокопий Кесарийский, Роман Сладкопевец, Симеон Новый Богослов, Феодор Студит, Фотий патриарх, Юстиниан I.
 9. Ислам и Европа.

Ислам в религиозном мире Средиземноморья. Завоевание арабами Византии и Испании: историко-культурные последствия. Взаимодействие христианской и исламской культуры в регионе Средиземноморья. Южная Италия и Южная Франция в сфере влияния политического и культурного влияния ислама. Арабская наука, медицина, торговая и географическая активность. Переводческая деятельность арабов. Опыт интернациональной культуры. Средневековый иудаизм в контексте исламской культуры.

Персоналии: Аверроэс, Авиценна, Ибн Баттута, Ибн Туфейль, Ибн Хайян, Ибн Хальдун, Маймонид, Низами, Омар Хайям, Рази, Руми, Хафиз, Хорезми.
10. Европейское средневековье.

Феодализм как понятие. Рождение новой Европы. "Каролингское

возрождение". Основные социальные слои феодальной Европы: крестьянство, горожане, духовенство, рыцарство. Идея иерархии. Две формы верховной власти в средневековом социуме: папа и император. Характерные продукты культуры зрелого средневековья: город, университет, монашеский орден.

Куртуазная культура: идеология и ритуал. Романский и готический стили. Миф о Граале. Ереси. Альбигойская культура. Культурный синтез ХIII - XIV веков. Кризис средневековья. Разгром тамплиеров и Авиньонское пленение. Протобуржуазные формы экономики и культуры.

Персоналии: Абеляр, Алкуин, Ансельм Кентерберийский, Бернар Клервоский, Бертран де Борн, Бэкон Р., Бонавентура, Вальтер фон дер Фогельвейде, Вольфрам фон Эшенбах, Гартман фон Ауэ, Гвидо д’Ареццо, Данте, Иоанн Дунс Скот, Кретьен де Труа, Оккам, Филипп де Витри, Фома Аквинский, Франциск Ассизский, Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен, Экхарт, Эриугена.
 11. Культура Древней Руси.

Истоки русской культуры. Языческий субстрат. Крещение Руси. Культура Древнего Киева. Культура Северной Руси. Становление древнерусской литературы. Иконопись и архитектура. Международные контакты древнерусской культуры. Политическая мысль Древней Руси.

Персоналии: Владимир Мономах, Даниил Заточник, Дионисий, Епифаний Премудрый, Иларион митрополит, Кирилл Туровский, Нестор, Никитин, Никифор митрополит, Рублев, Сергий Радонежский, Феодосий Печерский, Феофан Грек.
 12. Понятие "Новое время".

Методологические трудности, связанные с определением хронологических границ. Идеологические споры вокруг понятия «Новое время». Хронологические границы и периодизация Нового времени. Самосознание переходной эпохи.
 13. От Средних веков к Новому времени.

Культурно-историческое значение падения Константинополя. Ограниченность понимания Ренессанса как общеевропейской эпохи. Три этапа культурной реформы Европы XIV-XVI вв.: южный, трансальпийский и северный. Противостояние ереси и ортодоксии. Орденские движения. Новые тенденции: номинализм, этатизм, успехи науки, ростки гуманизма. Первые версии абсолютизма.
 14. Гуманизм и Реформация.

Эволюция отношения к античности в Итальянском Ренессансе: гума-

низация христианства, антропологизация гуманизма, демонизация антро-

пологизма. Итальянский Ренессанс как эстетическая форма перехода к Новому времени. Ренессансная наука. Протобуржуазные формы экономики. Новое понятие личности.

Формирование бюргерской культуры. Реформация и ее культурное значение. Трансальпийские процессы как этическая форма перехода к Новому времени. Лютер и Эразм : гуманистические парадигмы эпохи. Немецкая мистика и религиозный утопизм. Борьба за религиозную толерантность

Персоналии: Альберти, Боккаччо, Браманте, Браччолини, Брунеллески, Бруни, Валла, Гус, Джотто, Донателло, Жанна Д’Арк, Людвиг Баварский, Медичи (Козимо и Лоренцо), Николай Кузанский, Патрици, Петрарка, Пико делла Мирандола, Полициано, Помпонацци, Рименшнейдер, Савонарола, Салютати, Уиклиф (Виклиф), Фичино, Фома Кемпийский, Цельтис, Чимабуэ, Чосер.
 15. Европа XVI-нач.XVII вв.

Основные черты новой культурной эпохи: формирование национальных абсолютистских государств, предпосылки сближения науки и промышленности, географические открытия, колонизация и миссионерство. Новое правосознание. Культура Контрреформации. Кризис гуманизма и ренессансной эстетики. Маньеризм.

Персоналии: Ариосто, Боден, Босх, Ботичелли, Браге, Брейгель Старший, Бруно, Веронезе, Генрих VIII, Грюневальд, Джорджоне, Дюрер, Кальвин, Кардано, Карл V, Коперник, Леонардо да Винчи, Лойола, Лютер, Макиавелли, Меланхтон, Микеланджело, Монтень, Мор, Палестрина, Парацельс, Рабле, Рафаель, Ронсар, Сервантес, Суарес, Тассо, Телезио, Тереза Авильская, Тинторетто, Тициан, Франциск I, Цвингли, Шекспир, Эль Греко, Эразм Роттердамский.
 16. XVII в.

Абсолютистские монархии. Социальная динамика века: новые отношения между сословиями; укрепление статуса буржуазии; формирование бюрократии; превращение аристократа в дворянина; дворянство шпаги и дворянство мантии. Тридцатилетняя война и вестфальская система. Становление ранних форм индустриализма (капитализма). Смена лидеров в европейской экономике. Феномен политической экономии. Правовая мысль. Иеологические концепты: «естественное право», «общественный договор». Утопии. Английская революция как культурный феномен. Индивидуальная ответственность и активизм как новый канон личности.

Наука как парадигма знания. Экспериментально-математическое естествознание как парадигма науки. Дедуктивно-аксиоматические построения как универсальная модель рационализма. Эмпирический метод. Механицизм. Социально-научный проект Ф. Бэкона. Ньютон и его картина мира. Научные академии. Эпистолярный «интернет».

Ослабление церковных институтов. Новые социально-религиозные программы: кальвинисты, течения в пуританизме, иезуиты, янсенисты, пиетисты. Гетеродоксальная и эзотерическая мысль. Деизм. Розенкрейцеры. Борьба за веротерпимость.

"Век философов". Две модели сознания: "cogito" Декарта и "бездна"

Паскаля. Борьба рационализма и эмпиризма. Этические аспекты рационализма. Синтез Лейбница.

Эстетическая реформа: рационализм классицизма и витализм барокко. Радикальные эстетические инновации: караваджизм в живописи. Аллегория и эмблема. Ведущие жанры века: театр, опера, архитектура, живопись, инструментальная музыка. Садово-парковая архитектура. Формирование национальных литератур. Спор «древних» и «современных».

Рациональная норма, моральный идеал и динамика вещества, – творческие интуиции века. Технические избретения.

Персоналии: Беркли, Бернини, Бейль, Бёме, Бойль, Борромини, Буало, Бэкон, ВанДейк, Веласкес, Вермеер, Галилей, Гарвей, Гоббс, Гриммельсгаузен, Гроций, Гук, Гюйгенс, Декарт, Донн, Кальдерон, Кампанелла, Караваджо, Кеплер, Коменский, Корнель, Кромвель, Лабрюйер, Ларошфуко, Левенгук, Лейбниц, Ленотр, Локк, Лопе де Вега, Лоррен, Люлли, Мальбранш, Марино, Милтон, Мольер, Монтеверди, Мурильо, Непер, Ньютон, Паскаль, Пёрселл, Пуссен, Пуфендорф, Расин, Рембрандт, Ришелье, Рубенс, Скарлатти А., Спиноза, Сурбаран, Тирсо де Молина, Фенелон, Фрескобальди, Хальс, Янсений.
 17. Культура Московской Руси.

Церковь и государство. Культурная роль русского монашества. Осиф-

ляне и нестяжатели. Ереси как феномен религиозной культуры. Идеология "Третьего Рима". Царствование Ивана Грозного как раскол политической культуры России. Религиозный раскол XVII в. Просвещение, письменность, книгопечатание. Путешествия и контакты с миром. Литература и политическая публицистика. Искусство.

Персоналии: Аввакум, Дмитрий Ростовский, Ермолай-Еразм, Зиновий Отенский, Иосиф Волоколамский, Карпов, Кирилл Туровский, Крижанич, Курбский кн., Макарий митрополит, Максим Грек, Никон патриарх, Нил Сорский, Палицын, Пересветов, Сильвестр, Симеон Полоцкий, Ушаков, Федоров, Филофей старец.
 18. XVIII в.

Просвещение - лозунг века. Свет и тени Просвещения. Энциклопедизм как культурный феномен. Академия как социальная форма науки. Подъем биологии и химии. История и Природа, - новые мифы эпохи. Эволюция классицизма и барокко. Морфологические особенности рококо. Сентиментализм. Вольтер и Руссо: гуманистические парадигмы века.Литература и музыка – эстетические доминанты века. "Роман воспитания". Масонство и оккультизм. Феномен авантюризма. Салон и клуб. Правовые и социальные идеи Американской революции. Промышленная революция в Англии. Кризис рационализма и предреволюционная эпоха.

Персоналии: Бах, Беккария, Бёрк, Бернс, Бернулли, Блейк, Бошкович, Буше, Бюффон, Ватто, Вивальди, Вико, Винкельман, Вольтер, Гайдн, Галиани, Гальвани, Гаман, Гейнсборо, Гельвеций, Гендель, Гердер, Гершель, Гиббон, Глюк, Гойя, Голдсмит, Гольбах, Гольдони, Гоцци, Гудон, Даламбер, Дефо, Джефферсон, Дидро, Кавендиш, Казанова, Камерон, Каналетто, Картрайт, Кей, Корб, Лавуазье, Лагранж, Лаплас, Лафатер, Лесаж, Лессинг, Линней, Лихтенберг, Ломоносов, Мальтус, Месмер, Модсли, Монтескье, Моцарт, Новиков, Перголези, Пиранези, Прево, Радищев, Рамо, Руссо, Сад, Сведенборг, Свифт, Скарлатти Д., Смит, Стерн, Трезини, Тьеполо, Тюрго, Уатт, Уолпол, Уолстонкрафт, Филдинг, Фрагонар, Франклин, Харгривс, Хогарт, Шарден, Шеридан, Шодерло де Лакло, Эйлер, Юм, Якоби.
 19. Великая Французская революция.

Революция как культурная эпоха и "прафеномен" новейшего времени.

Историческая граница между дворянской и бюргерской культурой. Новые правовые идеи. Революционное искусство. Наполеон и наполеоновские войны: первые наброски тоталитарных моделей. От Наполеона к Священному Союзу: новый облик Европы. Россия и Европа.

Персоналии: Бомарше, Давид, Дантон, Леду, Марат, Мирабо, Робеспьер.
 20. Культурная революция в Германии.

Тезис Шлегеля о трех событиях эпохи ( французская революция, нау-

коучение Фихте, "Вильгельм Мейстер" Гете ). Музыкальная революция Венской школы. Новые тенденции в науке. Немецкая классическая философия. Немецкий романтизм как общеевропейское культурное явление. Главные интуиции романтизма: единство хаоса и космоса, ирония, примат эстетизма, культ творчества.

Персоналии: Бетховен, Вакенродер, Гегель, Гёльдерлин, Гофман, Гумбольдт А., Гумбольдт В., Кант, Карус, Новалис, Окен, Тик, Фихте, Фридрих, Шеллинг, Шиллер, Шлегель А., Шлегель Ф., Шлейермахер.

 21. XIX в.

Зрелый капитализм и его политические структуры. Парламентаризм. Его консервативные, либеральные и радикальные оппоненты. Феномен терроризма. Рабочее движение. Формирование «газетной империи».

Тяжелая промышленность. Транспортная революция. Технические открытия века и их влияние на культурное сознание. Всемирные выставки.

Кризис рационалистического гуманизма. Реформа культурной аксиологии в 40-х гг. Зарождение редукционизма: философия жизни, антропологизм, позитивизм, социализм, национализм. «Антибюргерские» настроения. Атеизм. Либеральное богословие. Оккультные настроения. Идея иррационального базиса как исходная интуиция эпохи. Экспансия музыки. Феномен европейского романа. Психологизм и историзм. Поздний романтизм, натурализм, бидермейер. Эклектизм и неостили.

Персоналии: Байрон, Бальзак, Беллини, Бентам, Берлиоз, Бодлер, Брамс, Вагнер, Вебер, Верди, Верн, Вордсворт, Гейне, Гизо, Гобино, Гонкуры братья, Готье, Гюго, Дарвин, Делакруа, Диккенс, Домье, Доницетти, Дюма-отец, Жерико, Карлейль, Китс, Кольридж, Констан, Конт, Курбе, Кьеркегор, Леопарди, Ламарк, Ламартин, Ламенне, Лассаль, Лист, Максвелл, Маркс, Мен де Биран, Мендель, Мериме, Местр Ж. де, Меттерних, Милле, Милль, Мюссе, Нерваль, Пастер, По, Прудон, Ренан, Рикардо, Риман, Россини, Санд, Сен-Симон, Сент-Бёв, Скотт, Спенсер, Сталь, Стендаль, Теккерей, Тёрнер, Тэн, Фарадей, Фейербах, Флобер, Шатобриан, Шелли, Шопен, Шопенгауэр, Штраус Д., Шуберт, Шуман.
 22. Культура Россиийской Империи.

Реформы Петра. Русский европеизм. Реформы образования. Появление "интеллигенции". Феномен " пугачевщины ". Расцвет культуры в перв. пол. XIX в. Доминирование литературы. Реформы Александра II и их следствие: политическое и культурное расслоение России. Культура "серебряного века".

 23. Культура рубежа XIX - XX вв.

Переломные феномены века: франко-прусская война, вагнерианство, ницшеанство, марксизм. Парижская коммуна. Символизм, прерафаэлиты, импрессионизм, ар-нуво, "декаданс", неоромантизм. Тезис "Назад к Канту". "Конец века". Морфология его культурного сознания.

Начало века. Русская революция 1905 г. как общеевропейский симптом. Эволюция науки. Кризис классической физики. Квантовая теория. Теория относительности. Генетика. Теория множеств. Развитие информационной, коммуникационной и военной техники. Неокантианство и культура. Философия жизни. Феноменология. Психоанализ. Художественный авангард нач. XX в.

Кризис романа. Рождение кинематографа. Союз архитектуры и техники.

Персоналии: Аполлинер, Белый, Бергсон, Валери, Ван Гог, Верлен, Верхарн, Гауди, Гоген, Григ, Д’Аннунцио, Дебюсси, Дега, Дильтей, Дягилев, Золя, Ибсен, Гауптман, Киплинг, Клодель, Малер, Малларме, Мане, Маринетти, Метерлинк, Моне, Мопассан, Ницше, Равель, Резерфорд, Рембо, Ренуар, Роден, Сати, Сезанн, Сен-Санс, Скрябин, Стриндберг, Уайльд, Фреге, Фрейд, Эдисон.
 24. XX век. Первая половина.

Модернизм и авангард: взаимодействие двух культурных канонов. Первая мировая война как общеевропейский культурный кризис. Новый тип милитаризма как сознание и поведение. Распад империй. Осмысление трагедии: 20-е гг. Модели политического мышления: «консервативная революция»; национализм; неолиберализм. Модели экономического мышления: кейнсианство; социализм; радикальный марксизм. Эрозия гуманизма и демократических ценностей. Мотив "отчуждения". Столкновение рационализма и неомифологии. Эзотерические течения. Кризис классических структур западной цивилизации.

Литературный спектр: интеллектуальный роман; психологический роман; неосимволизм; авангардная литература.

Художественый спектр: кубизм, фовизм, абстрактивизм, футуризм, экспресионизм, дадаизм, сюрреализм.

Первые шаги тоталитаризма: Россия, Германия, Италия. Культурная мифология тоталитарных режимов. Опыт сопротивления и его уроки.

Персоналии: Арто, Барт К., Барток, Берг, Бергман, Бонхёффер, Бор, Борхес, Брак, Брехт, Бультман, Вебер М., Веберн, Вертов, Витгенштейн, Гейзенберг, Гессе, Гёдель, Гриффит, Гуссерль, Джойс, Дали, Дисней, Зворыкин, Йитс (Йейтс), Клодель, Кандинский, Кантор, Кафка, Кейнс, Кокто, Кулешов, Лоуренс (Лоренс), Малевич, Манн Т., Матисс, Мейерхольд, Мис ван дер Роэ, Музиль, Мур, Орф, Пиаже, Пикассо, Пиранделло, Планк, Прокофьев, Пруст, Рассел, Рахманинов, Ренуар Ж., Рильке, Сибелиус, Сикорский, Соссюр, Стравинский, Уэллс, Ферми, Фрейд, Хайдеггер, Хаксли, Хичкок, Чаплин, Честертон, Эйзенштейн, Эйнштейн, Элиот, Шагал, Шёнберг, Шостакович, Шоу, Шпенглер, Штокхаузен, Штраус Р., Юнг, Якобсон Р.
 25. XX в. Вторая половина.

Послевоенная Европа и ее культурные ценности. Новые феномены: культура потребления, масса и индивидуум, индустрия развлечений, средства массовой информации, транснациональный капитал, планетарная техника. Контр-культура и молодежные движения. Коммерциализация авангарда.

Психология военно-политического противостояния. Оружие массового уничтожения и его культурно-психологический эффект. Выход в космос. Распад колониальной системы. Экуменизм и синкретизм религиозных движений. Неоконсерватизм. Правозащитное движение. "Зеленое" движение. Энергетический кризис. Информационная революция. Компьютер, Интернет. Кризис коммунистического мира. "Конец нового времени". Постмодерн.

Персоналии: Антониони, Барт Р., Беккет, Бергман, Борхес, Брак, Брехт, Бриттен, Винер, Висконти, Годар, Ионеско, Камю, Кейдж, Куайн, Кун, Кюнг Х., Леви-Стросс, Маритен, Маркузе, Марсель, Набоков, Оруэлл, Пендерецкий, Роб-Грийе, Росселини, Саррот, Сартр, Сент-Экзюпери, Сэлинджер, Тиллих, Уорхол, Феллини, Фолкнер, Фуко, Хайдеггер, Хемингуэй, Хичкок, Эко, Шеннон, Шостакович, Штокхаузен, Ясперс.

26. Культурология как наука.

Проблема дефиниции. Различение культурологии и философии культуры. Стадии развития культурологии: историзм ХVIII века, "диалектика духа" немецкой классической философии, романтическая культурология, прогрессизм и детерминизм XIX века, символизм рубежа XIX-XX веков, неокантианство, морфология Шпенглера, теория цивилизаций Тойнби, культурная антропология и этнография, социология культуры, историческая психология, психоанализ, семиотика, герменевтика, структурализм, русская религиозная культурология, диалогизм.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ЛИТЕРАТУРА

Примечание:

В силу сложившейся в отечественной культурологии ситуации нельзя указать основной базовый учебник по данной дисциплине. В то же время допустимо использование любого учебника по культурологии и истории культуры с грифом Министерства образования РФ.

Прилагаемый список литературы является материалом для выбора необходимого минимума текстов. Принципы навигации учащегося в данном списке специально разъясняются лектором применительно к каждой дидактической теме.

Основная литература выделена курсивом. Если нет специальных указаний, можно пользоваться другими изданиями рекомендуемого текста.
1. Теоретические модели

Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.,1996.

Антология исследований культуры. СПб., 1997.

Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа "Анналов". М.,1993.

Иванов Вяч.Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.I. М.,1998.

История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. с. 17 – 170.

Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.

Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999.

Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.

Пелипенко А.А., Яковенко Г.Г. Культура как система. М.,1998.

Пигалев А.И. Культура как целостность. Волгоград, 2001.

Романов В.Н. Историческое развитие культуры. Проблемы типологии.М.,1991.

Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. М., 1998.

Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.
2. Культура первых цивилизаций

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 1999.

Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизаций. М., 1999.

Древние цивилизации. М.,1989.

Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб., 2001.

Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М., 1974.

Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. М., 1983.

Массон В.М. Первые цивилизации. М., 1989.

Мень А., протоиерей. Исагогика. Ветхий Завет. М., 2000.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1986

Мифологии древнего мира. М., 1977.

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М., 1985.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1986.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 1983.

Франкфорт Г., Франкфорт Г.А.,Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. М., 1984.

Фрейденберг О.Я. Миф и литература древности. М., 1978

Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь. М., 1980.

Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985.
3 – 6 Античная культура

Античная Греция. М.,1983. Тт. 1-2.

Античность как тип культуры. М.,1988.

Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 447-468.

Видаль-Накэ П. Черный охотник. Формы мышления и формы общества в греческом мире. М., 2001.

Древние цивилизации. М.,1989. С.289-452.

Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. М.,1940.

Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н.э. Л., 1985.

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. В четырех томах. М., 1995.

История Древнего мира. Кн. 1-3. М.,1983.

Карсавин Л.П. Духовная культура империи // Мировое древо. №2. М.,1993.

Кнабе Г.С. Древний Рим . История и повседневность. М.,1986.

Кнабе Г.С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 17 – 170.

Культура Древнего Рима. М.,1985.

Латышев В.В. Очерк греческих древностей. Часть первая: государственные и военные древности. Часть вторая: богослужебные и сценические древности. СПб., 1997.

Левек П. Эллинистический мир. М.,1989.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Тт.1-8. М.,1964-1992.

Ницше Ф. Рождение трагедии. М., 2001.

Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М.,1979.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. М.,1988.

Тимофеева Н.К. Религиозно-мифологическая картина мира этрусков. Новосибирск., 1980.

Топоров В.Н. Эней - человек судьбы. К "средиземноморской" персонологии. М., 1993.

Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М.,1890.

Фрейденберг О.М. Миф и литература. М., 1978.

Фрейденберг О.М. Миф и театр. Л., 1989.
7. Раннехристианская культура

Апокрифы древних христиан. М.,1989.

Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. М.,1985.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconВысшая школа экономики Факультет Прикладной политологии
Одобрено на заседании кафедры Политического консалтинга и избирательных технологий

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Факультет прикладной...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики...
Примерный объем домашнего задания – отчет на 10-15 стр и презентация на 5-10 слайдах

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconПравительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики
Факультет «Бизнес Информатика» Отделение «Программная Инженерия» Кафедра «Управление разработкой программного обеспечения»

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики...
«Регионоведение» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во втором полугодии учебного...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Обзор теоретических основ и практики использования методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и инновационного...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Обзор теоретических основ и практики использования методов долгосрочного прогнозирования научно-технологического и инновационного...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики...
Результирующая оценка по курсу «Бюджетная политика и бюджетный процесс в рф» складывается из оценки, полученной на экзамене, за контрольную...

Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет прикладной политологии iconРоссийской Федерации Государственный университет- высшая школа экономики...
«Регионоведение» и «Мировая экономика» факультета Мировой экономики и мировой политики. Курс является обязательным и читается во...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную