Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;»






Скачать 40.07 Kb.
НазваниеЖанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;»
Дата публикации21.01.2015
Размер40.07 Kb.
ТипРассказ
l.120-bal.ru > Культура > Рассказ
Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;»

Горбатенко Александра Сергеевна

Студентка Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия

Целью данной работы являются рассмотрение системы жанров в сборнике рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» («Вы знакомы с Эльпиникой?») и выявление жанровых особенностей поздней прозы Наноса Валаоритиса на примере этого сборника.

В творчестве Валаоритиса проза – явление достаточно позднее, поскольку первые крупные прозаические произведения появляются в середине 1950-х годов, в то время как стихи Валаоритис начал писать еще в конце 30-х годов XX века. Но к созданию крупных произведений автор приступает лишь в 1965 году. В данной работе мы обращаемся к рассмотрению цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;», создававшегося на протяжении нескольких десятилетий – с конца 1950-х годов, когда был написан рассказ «Το Κούτσουρο» («Полено»), до 2004 года.

Будучи поэтом Первого послевоенного поколения, Нанос Валаоритис сам определял свою принадлежность к течению сюрреализма. Но «прозаический» период его творчества пришелся на то время, когда «ортодоксальный» сюрреализм начал изживать себя в греческой литературе. Писатель отмечает в предисловии к первому (и на сегодняшний день единственному) изданию сборника (2005 год), что рассказы эти являются «поиском стиля и жанра».

Для сборника «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» в целом характерна постмодернистская направленность. Например, в первых двух рассказах – «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» и «Μια περίπτωση παρερμηνείας» («Случай неверного истолкования») не только отсутствует четкая композиция, но и сам сюжет приводит читателя в замешательство, так как в первом случае его просто нет, поскольку рассказчик так и не смог определиться с предметом повествования, а во втором существуют три разных варианта развития действия, и читатель сам волен выбирать, какой ему больше нравится. Подобный прием во многом соответствует стремлению постмодернистского творчества не давать четких ответов на вопросы, оставлять произведение незавершенным (например, с открытым финалом), предоставляя возможность читателю додумывать его сюжет.

Неомифологизм как один из приемов постмодернизма широко используется в рассказах Валаоритиса. Писатель берет за основу своих произведений и мифологические, и библейские сюжеты (рассказы «Το φίλι» («Поцелуй»), «Προς Όλυμπον προς Οφρύνιον («К Олимпу, к Офринию»).

В рассказах сборника хорошо видны элементы сюрреалистической прозы. Здесь можно выявить схожие черты не только с поэтическим творчеством самого автора, но и с произведениями других представителей позднего сюрреализма, таких как, например, Андре Пьейр де Мандьярг.

На наш взгляд, жанровое своеобразие данного сборника представляет отдельный интерес. Еще в предисловии к сборнику Валаоритис обращает особое внимание на драматические отрывки, которые он включил в сборник наравне с рассказами: «Το φιλί», «Η ιστορία του Σήμπερς» («История Симберса»), «Διάλογος» («Диалог»), «Το Κούτσουρο». Нам стоит рассмотреть эти отрывки отдельно, поскольку по стилю и содержанию они отчасти схожи с пьесами таких известных представителей направления театра абсурда, как Самюэль Беккет и Эжен Ионеско. В этих небольших драматических произведениях проявляются основные мотивы сборника «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;».

Если обратиться к рассмотрению содержания рассказов, то можно выделить основные мотивы. В первую очередь это мотив жизни/судьбы героев, или попытка определить, что же такое жизнь и какова их судьба. Но в каждом рассказе мотив этот приобретает новую форму, новое воплощение, и читателю приходится заново узнавать его. Так, например, в рассказе «Η ιστορία του Σήμπερς» большую часть занимает диалог двух героев. По содержательности своей и запутанности он напоминает многие произведения классиков литературы театра абсурда.

Другим важным мотивом в сборнике «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» являются отношения мужчины и женщины. Особенно ярко он проявляется в драматическом отрывке «Το φιλί». Он оформлен как театральное действие. Весь отрывок представляет собой спор двух героев – юноши и девушки. Здесь ирония, в целом присущая творчеству Валаоритиса, соединяется с театрализованностью, которая возникла, скорее всего, под влиянием представителей театра абсурда, а также со стремлением постмодернистской литературы к цитированию.

В данном случае автор обращается к библейскому сюжету, взятому из «Книги Бытия» – изгнанию из рая. В трактовке Валаоритиса диалог двух героев обрастает множеством комических деталей, а главная трагедия человечества превращается в ничто; особенно гротескно звучат финальные слова о расстройстве желудка.

Следует отметить, что в последнем сборнике рассказов Валаоритис во многом придерживается прежних принципов своего творчества. Находясь под ощутимым влиянием европейской литературы, автор сумел соединить в рассказах самые яркие черты позднесюрреалистической прозы, пьес театра абсурда и в целом литературы постмодернистской с греческим духом. Так, например, Валаоритис использует язык кафаревусы как художественный прием, обращается к персонажам и реалиям античной мифологии (что было характерно еще для ранних поэтических сборников автора), а также опирается на опыт греческих прозаиков предшествующих поколений (особенно ярко эта тенденция проявляется в рассказах «Προς Όλυμπον προς Οφρύνιον», «Το Κούτσουρο»).

Что касается жанровых характеристик сборника, очевидна разнонаправленность произведений, которые его составляют. Четыре драматических отрывка тяготеют к жанру театра абсурда; в других произведениях вырисовывается законченный сюжет, что позволяет отнести их к жанру традиционного рассказа. Некоторые произведения сборника основаны, главным образом, на игре слов, на выстраивании ассоциативного ряда, на игре воображения. Жанровую принадлежность подобных текстов определить довольно сложно. В целом сборник выявляет стремление самого Валаоритиса к поиску новых жанров.

Литература:

Βαλαωρίτης Ν. Γνωρίζετε την Ελπινίκη;. Αθήνα, 2005.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconФункция мифа в рассказах сборника Наноса Валаоритиса «Ο Σκύλος του Θεού» («Божий Пёс»)
Целью данной работы является выявление и классификация мифологических мотивов в сборнике рассказов Наноса Валаоритиса «Ο Σκύλος του...

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconЭволюция прозы к. С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности
Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы филологического факультета гоу впо «Московский городской педагогический...

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconПлан-конспект урока литературы в 7 классе Тема «Жанровые особенности...
Тема «Жанровые особенности «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина»

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» icon«Роль анализа невербальных элементов общения (на примере рассказов Д. Г. Лоуренса)» Автор работы
«Роль анализа невербальных элементов общения (на примере рассказов Д. Г. Лоуренса)»

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconДоклад на тему: Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда...
Жанровые и композиционные особенности притчи Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconРассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда...
России 20 века. Три основные направления: русская советская литература, литература, официально не признанная властью, литература...

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconПлан-конспект урока «Жанровые особенности басни. И. А. Крылов. Басня «Свинья под Дубом»

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» icon«Нравственная проблематика произведений малой прозы (на примере творчества А. Костюнина)»
Нравственная проблематика произведений «малой прозы» (на примере творчества а. Костюнина)

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconМеждународное гуманитарное право. Völkerrecht
Дж. Тербера; развитие умения определять жанр художественного произведения, понимать жанровые особенности басни

Жанровые особенности прозы Наноса Валаоритиса на примере цикла рассказов «Γνωρίζετε την Ελπινίκη;» iconСтилистические и жанровые особенности текстов популярной психологии
Целью данной статьи является характеристика стилистической принадлежности и жанровых особенностей этих текстов

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную