Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных






НазваниеУчебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных
страница1/26
Дата публикации02.10.2016
Размер3.41 Mb.
ТипЛитература
l.120-bal.ru > Культура > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
ОДОБРЕНА

решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию

(протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15)

ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ

ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

«УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК (РОДНОЙ)», «УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Оглавление


Михаил Старицкий 117

“Оборона Буши” (“Оборона Буші”) (обзор) 117

Жизнь и творчество. Многогранность деятельности (переводчик). 117

М. Старицкий и театр. Творческое сотрудничество с Н. Лысенко. Оценка И.Франком деятельности М.Старицкого. 117

Основные мотивы поэтического творчества. 117

Самые известные драматические произведения («Судьба», «Не суждено» («Талан», «Не судилося»). Художественная проза писателя - зачинателя историко-приключенческой повести и романа. 118

Приключенческий сюжет, драматизм историко-романтической повести “Оборона Буши”(“Оборона Буші”). Ее антимилитаристское направление. Многопроблемность произведения. Путь мести и крови как трагические страницы в жизни украинского и польского народов. Образы и символы произведения, особенности характеров, функция картин природы. 118

Роль М. Старицкого в истории украинской литературы. 118

Иван Франко 118

«Гимн» («Вместо пролога»), «Сикстинская мадонна», «Безграничное поле...», “Ой ты, девушка, из ореха зернышко”, “Чего являешься мне...”. “Легенда о вечной жизни», “Развивайся ты, высокий дуб...”, “Декадент”, “Моисей”, “Крыло сойки” («Гімн»(«Замість пролога»), «Сікстинська мадонна», «Безмежнеє поле…», “Ой ти, дівчино, з горіха зерня”, “Чого являєшся мені...”. “Легенда про вічне життя», “Розвивайся ти, високий дубе...”, “Декадент”, “Мойсей”, “Сойчине крило”) 118

Писатель, ученый, общественный деятель. Многогранность деятельности в украинской культуре, ее влияние на культурное и политическое развитие Украины. Основные книги и труды. Франко-переводчик. Значение творчества для развития украинской литературы, в пробуждении национального самосознания. Творчество Ивана Франко в музыке. Франко и мировая литература. 119

Лирика сборника “С вершин и низин” (“З вершин і низин”). Общее представление о композиции сборника. Творчество великих мастеров Возрождения; символ вечной женственности, материнства, красоты; споры о роли красоты и пользы (“Сикстинская мадонна”)(“Сікстинська мадонна”). 119

Концепция Франко прогресса человечества, выражение несгибаемого оптимизма (“Гимн” (“Вместо пролога” (“Гімн” (“Замість пролога”). 120

Поэтический сборник “Увядшие листья”: “Безграничное поле...”, “Ой ты, девушка, из ореха зернышко”, “Чего являешься мне...” (“Зів’яле листя” : “Безмежнеє поле...”, “Ой ти, дівчино, з горіха зерня”, “Чого являєшся мені...”.). Место любовной темы в творчестве И. Франко. Жизненные импульсы появления произведений (автобиографичность). Широкая эмоциональная гамма чувств лирического героя, утверждение бессмертия человеческих чувств, идеала любви. 120

Философская и гражданская поэзия. Содержательная связь “Легенды о вечной жизни” с поэзией “Увядшие листья” (“Легенди про вічне життя” із поезією “Зів’ялого листя”.). Драматизм человеческих отношений, размышления о целесообразности бессмертия человека, взаимная любовь как критерий счастья, невозможность его достижения. “Декадент” (“Декадент”) - поэтическое кредо И. Франко. Выражение жизнеутверждающей позиции лирического героя-художника. Стихотворение-призыв “Развивайся ты, высокий дуб...” (“Розвивайся ти, високий дубе...”) - вера в будущее своей нации. 120

Поэма “Моисей” (“Мойсей”) - одна из вершин творчества И. Франко. Проблематика произведения: исторический путь нации, выдающаяся личность как ее проводник, пробуждение национального сознания, исторической памяти. Пролог к поэме-завещанию украинскому народу. 121

ТЛ: философская поэзия, стихотворные размеры (повторение), терцина, гимн, сонет. 121

Проза И. Франко. Идеи, проблемы прозаического творчества. Место в творчестве повести «Перекрестные тропы» («Перехресні стежки»). Художественные искания писателя. Франко и украинский модернизм. 122

Новелла “Крыло сойки” (“Сойчине крило”) - женская судьба в новейшей интерпретации. Образ героя-адресата - олицетворение борьбы между “эстетикой” и “живым человеком”. Гуманизм новеллы. 122

Роль Ивана Франко в развитии драматургии и театра. 122

(«Украденное счастье» («Украдене щастя»). 123

Значение творчества И. Франко, ее актуальность. 123

ТЛ: понятие о модернизме. 123

Борис Гринченко 123

“Каторжная” (“Каторжна”) (обзор) 123

Жизнь и разножанровое творчество. Многогранность деятельности. Составитель 4-томного словаря украинского языка, организатор и председатель общества “Просвещение” (“Просвіта”). Тематика поэтических произведений. 123

Гринченко-переводчик. И.Франко о Б.Гринченко: “рабочего без отдыха” на культурно-образовательной ниве. Мастер малой прозы. Рассказ “Каторжная”(“Каторжна”). Утверждение стремления человека к любви, добру. Психологизм произведения. Дилогия о жизни пореформенной деревни «Среди темной ночи», «Под тихими вербами» («Серед темної ночі», «Під тихими вербами»). 123

Иметь общее представление о модернистских тенденциях в украинской литературе 10-х годов ХХ ст. 124

Учиться находить необходимую информацию в справочных изданиях и пользоваться ею. 124

Михаил Коцюбинский 125

“Intermezzo”, “Тени забытых предков” (“Тіні забутих предків”). 125

Жизнь и творчество, гуманизм мировоззрения. Жанр новеллы в творчестве М.Коцюбинского. Эволюция художественного сознания: от просветительских ориентаций и реализма до модернизма. Значение стилевого новаторства М.Коцюбинского для украинской литературы. 125

Психологическая новелла “Intermezzo” с жанровыми признаками “поэзии в прозе”. Автобиографическая основа. Проблемы душевного равновесия, полноценной жизни, специфики творческого процесса. Психологически убедительное раскрытие внутреннего состояния человека. Символические образы, усложненная метафора. Поэтика импрессионизма. 125

Повесть “Тени забытых предков” (“Тіні забутих предків”). 125

Трагическая судьба Ивана и Марички как следствие противоречия между мечтой и действительностью. Мир человека в связи с миром природы. Фольклорный фон произведения. Образы и символы произведения. Образы Ивана и Марички как воплощение романтической идеи вечности любви. 125

Александр Олесь (О.Кандыба)
“С печалью радость обнялась...”, “Чары ночи”, “О слово родное! Орел закован!..”, “По дороге в Сказку” (“З журбою радість обнялась...”, “Чари ночі”, “О слово рідне! Орле скутий!..”, “По дорозі в Казку”)
Жизнь и творчество, мировоззренческие убеждения. Неоромантические, символистские тенденции в творчестве (“С печалью радость обнялась...” (“З журбою радість обнялась...”). Стремление к гармонии человека и природы (“Чары ночи”, “Чари ночі”). Музыкальность, звуковая выразительность стихов. Мастерство в воспроизведении настроения и чувства. Экспрессивное высказывание патриотических чувств (“О слово родное! Орел закован!..” (“О слово рідне! Орле скутий!..”)
Символизм драматического этюда “По дороге в Сказку”(“По дорозі в Казку”). Дорога в сказку - символ духовных порывов человека к лучшей жизни. Проблема вождя и массы. Лидер - духовно сильная личность. Трагическое противоречие между духовностью, мечтой и жестокостью.
ТЛ: драматический этюд. 132

Владимир Винниченко
“Момент” (“Момент”)
Жизнь и творчество, общественная и политическая деятельность.
Прозаические и драматические произведения. Малая проза: идейно-стилевые особенности сборника “Красота и сила” (“Краса і сила”). Первый украинский научно-фантастический роман “Солнечная машина”. Популярность Винниченко-драматурга на мировой сцене.
Новелла “Момент”. Сочетание в ней реалистического изображения действительности и философского подтекста (текучесть жизни, счастье человека, миг - частичка вечности и т.д.). Образ Барышни - воплощение идеи вечной женственности, красоты. Импрессионизм новеллы.
Значение литературно-художественного наследия В.Винниченко.

ТЛ: неореализм, психологическая драма. 133

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1920-1930 гг.
ВСТУПЛЕНИЕ 134

Сложные общественно-исторические условия развития украинской литературы ХХ ст., основные стилевые направления (модернизм, соцреализм, постмодернизм). Украинская литература ХХ в. как новый этап в истории национальной культуры. Актуализация проблем: художник и власть, свобода творчества. Стилевое разнообразие искусства 134

1920-х годов. Понятие “расстрелянное возрождение”, доминирование соцреалистической эстетики в 1930-е годы.
ТЛ: “расстрелянное возрождение”.
135

Литературный авангард (Михайль Семенко)
Авангардные тенденции в украинской поэзии 1920-х годов. Поэт-футурист, смелый экспериментатор, внедряющий урбанистические мотивы его лирики, их содержательная новизна, деструкция классической формы (“Желание”, “Город”, “Приглашение”(“Бажання”, “Місто”, “Запрошення”).


ТЛ: авангард, футуризм, деструкция. 136

Григорий Косынка (Г.Стрелец)
“Во ржи” (“В житах”)
Трагическая судьба художника. Изображения пестрой картины жизни сквозь призму судьбы и души человека. Преимущество импрессионизма в стилевой палитре. “Во ржи” (“В житах”) - остановленное мгновение, поиски нарушенной гармонии. Витаистический пафос, импрессионистические настроения.

ТЛ: углубленное понятие о импрессионизме. 138

ДРАМАТУРГИЯ
Развитие национального театра“Березиль” Леся Курбаса ( Харьковский театр им.Франко), драматургии 1920-1930 гг. (от идеологических агиток до психологической драмы). Пьесы В.Винниченко, Н.Кулиша, И.Днепровского, И.Кочерги, Я.Мамонтова на пересечении традиций “корифеев”, зарубежной классики и современной драматургии.

Иван Кочерга
«Алмазный жернов» («Алмазне жорно»). 141

Григор Тютюнник
“Три кукушки с поклоном” (“Три зозулі з поклоном”)
Коротко о писателе.
“Вечная” тема “любовного треугольника” в новейшей интерпретации. Образ любви как воплощение высокой христианской ценности, которая возвышает человека над прагматичной обыденностью, очищает ее душу. Смещение временных плоскостей как художественное средство. Роль художественной детали в раскрытии характера, идеи.

ТЛ: художественная деталь (углубленно). 150

ЛИТЕРАТУРА РОДНОГО КРАЯ
Ознакомление с писателями-земляками и их произведениями. 154

«Украинский язык»

для 1-4 классов

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Примерная  рабочая программа учебного предмета «Украинский язык» разработана в соответствии с федеральнымгосударственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС)ФГОС и определяет цель, задачи, планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Украинский язык)», а также основное содержание указанного учебного предмета.

Программа направлена на формирование у младших школьников представлений об украинском языке как основы национальной культуры украинского народа, человеческого общения, как языка межнационального общения.

Украинский язык способствует формированию основ филологического образования младших школьников, содействует общему речевому развитию обучающихся, повышает уровень гуманитарного образования школьников.
Основная цель предмета – формирование и развитие коммуникативной компетентности с учетом возможностей и интересов младших школьников, определенного круга знаний о языке, а также формирование социокультурной компетентности обучающихся, обеспечение мотивации обучения родному языку.
Основные задачи обучения украинскому языку в начальной школе:

  • формирование умений и навыков во всех видах речевой деятельности в устной и письменной форме;

  • усвоение украинской графики и орфографии, формирование фонетико-графических умений и навыков;

  • формирование первоначальных представлений о системе и структуре украинского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование чувства принадлежности к многонациональному народу России, содействие становления гражданских и патриотических чувств;

  • приобщение к национальной культуре украинского народа, воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством;

  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического развития личности.

  • обогащение словарного запаса, воспитание положительного ценностного отношения к родному языку.


Основные содержательные линии

Курс украинского языка строится в соответствии с содержательными линиями: речевой, языковой, социокультурной и деятельностной. Содержательные линии взаимосвязаны между собой и направлены на формирование ключевых и предметных компетентностей. Основной линией является речевая, поскольку ей подчинены знания по языку, являющиеся базовыми для развития и усовершенствования умений общаться в устной и письменной формах.
Общеучебные умения и навыки, способы деятельности

При изучении предмета обучение направлено на развитие организационных, общеречевых, общепознавательных, контрольно-оценочных умений и навыков.

В ходе изучения родного языка формируются умения находить причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать, пользоваться сравнением и аналогией как средством установления новых признаков, делать выводы, а также формируются умения, связанные с информационной культурой (читать, писать, использовать, обрабатывать и отображать информацию, работать с учебной и справочной литературой) и т.д.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являющейся методологической основой реализации ФГОС начального общего образования. При изучении языка обучающиеся получат возможность обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству, бережное отношение к природе.
Место учебного предмета в учебном плане

Украинский язык входит в инвариантную часть Примерного учебного плана общеобразовательных организаций Республики Крым (вариант №4). На изучение украинского языка в начальной школе ориентировочно отводится 405 часов, из них в 1 классе – 99 часов (3 часа в неделю, 33 учебные недели): из них 72 часа (24 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 27 часов (9 учебных недель) – урокам украинского языка.

Во 2-4 классах по 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты обучающихся:

  • овладение знаниями о родной культуре, религии, формирование уважительного отношения к иному языку, истории и культуре других народов России, формирование межэтнического согласия;

  • доброжелательное отношение к другим участникам учебной деятельности на основе этических норм;

  • мотивация к самореализации в познавательной и учебной деятельности;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

  • развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету.


Метапредметные результаты обучающихся:

  • формирование умений использовать родной язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему, способности ориентироваться в средствах и условиях общения;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и высказываний;

  • формирование умений работать в информационной среде в соответствии с содержанием учебного предмета;

  • развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

  • формирование позитивного отношения к правильной речи как показателям общей культуры.


Предметные результаты обучающихся:

  • овладение начальными представлениями о нормах родного языка (орфографическими, лексическими, грамматическими), правилами речевого этикета;

  • формирование представлений о единицах различных языковых уровней (текст, предложение, слово и его лексическое и грамматическое значение, звуки речи);

  • овладение основами грамотного письма, орфографическими и пунктуационными умениями;

  • формирование первоначальных научных представлений о системе и структуре языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

  • формирование общих представлений о языке как средстве общения, о государственном языке и других языках, функционирующих на территории России;

  • формование умений правильного написания слов, употребления пунктуационных знаков.


В 1-х классах обучающиеся оцениваются вербально. Со 2-го класса– по 5-балльной системе.
Основное содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.д. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различие звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв є, і, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с украинским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс

Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный - безударный; согласный твёрдый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного украинского литературного языка. Фонетический анализ слова.

Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительного апострофа ( ) и мягкого знака (ь).

Установление соотношения звукового и буквенного состава слов в словах с йотированными гласными є, ї, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного). Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Лексика. Понимание слова как единства звучания и значение. Выявление слова, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.

Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса, основы. Представление о значении суффиксом и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных и гласных в корне. Разбор слова по составу.

Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.

Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных. Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.

Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.

Наречие. Значение и употребление в речи.

Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.

Союз. Союзы і, та, а, але, их роль в речи.

Частица. Частица не, её значение.

Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.

Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами. Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами і, та, а, але. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Нахождение в предложении обращения (в начале, середине или в конце предложения).

Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.

Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.

Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение? Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ).

Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).

Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.

Знакомство с жанрами. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений: изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

Примерное тематическое планирование

Обучение грамоте

Содержание курса

Тематическое планирование

Фонетика

Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Условное обозначение слов.

Разделение слов на слоги.

Понятие об ударении, ударный слог.

Речевые и неречевые звуки.

Представление о гласных и согласных звуках, твердые и мягкие согласные, условное обозначение их на письме.

Звуковой анализ простых по звуковому строению слов. Построение звуковой схемы слов.

Обозначение звуков буквами.


Графика

Различие звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв є, і, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с украинским алфавитом как последовательностью букв.

Ознакомление с буквами, обозначающими

гласные и согласные звуки.

Практическое ознакомление со способами обозначения мягкости согласных звуков.

Ознакомление с апострофом ('). Использование апострофа для того, чтобы показать, что следующие за ним буквы я, ю, є, ї обозначают два звука: [й] + соответствующий гласный.

Ознакомление с буквами и буквосочетаниями ґ,, щ, дж, дз и их звуковыми значениями. Чтение слов с ними.


Чтение

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Чтение слов с постепенным усложнением

их звуко-слоговой структуры.

Слоговое чтение и чтение целыми словами.

Навык мгновенного узнавания наиболее

употребляемых в букваре слов, состоящих из2-4 букв (ты, где, дом, кто, ​​мама,

она, стол, брат) и коротких словосочетаний (я был, я и ты)

Чтение предложений, коротких текстов с изученными буквами. Правильное интонирование предложений, в конце которых стоят различные разделительные знаки. Практическое освоение знаков препинания: точка, запятая, вопросительный знак, восклицательный знак.

Письмо

Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Гигиенические требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке. Анализ начертаний письменных заглавных и строчных букв. Создание единства звука, зрительного образа обозначающей его буквы и двигательного образа этой буквы. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Алгоритм списывания с печатного и письменного шрифта. Письмо под диктовку слов, звуковой и буквенный состав которых совпадает.

Слово и предложение

Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Практическое ознакомление со словами - названиями предметов, признаков, действий, грамматическими вопросами к ним.

Различение названий предметов по вопросам кто это? что это?

Условное обозначение слов.

Практическое знакомство с предложением.

Способ условного обозначения предложений.

Составление предложений по заданной графической схеме.

Орфография

Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.




Обозначение звуков буквами в тех случаях,

когда написание соответствует произношению.

Использование ь и букв я, ю, є, ї  для обозначения мягкости согласных звуков.

Употребление большой буквы в начале предложения.

Употребление знаков препинания в конце предложения.

Списывание учебных печатных и рукописных текстов.

Письмо под диктовку.

Учебные диктанты, материалом для которых есть слова, предложения, тексты.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Воспроизведение (по ролям) диалогов с прослушенных сказок, рассказов.

Построение вопросов и ответов на них по

прослушанному или прочитанному тексту.

Составление, разыгрывание диалогов по темам близким к жизненному опыту детей, после предварительной подготовки.

Повторение образца связного высказывания, предлагаемого учителем.

Построение связного высказывания поданному началу и рисунку (серией рисунков), на основе прослушанного текста, случая из жизни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы...

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconРабочая программа учебного предмета «Литература» Ступень обучения:...
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы...

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconРабочая программа учебного предмета «Литература» Ступень обучения:...
Примерной учебной программы основного общего образования по литературе для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы...

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconИмя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. 3-е изд., дораб. М.: Просвещение, 2011. 112 с. (Стандарты...

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconПрограммы по учебным предметам II
Программа общеобразовательных учреждений «Литература. 5 – 11 классы» под редакцией В. Я. Коровиной

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconПрактическая работа «Примерные образовательные программы по отдельным...

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconГражданское право типовая учебная программа для высших учебных заведений по специальностям
Председатель учебно-методического объединения вузов Республики Беларусь по гуманитарному образованию

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных icon2013-2014 учебный год
Примерные программы по по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х ч. Ч. М.: Просвещение, 2011.(Стандарты второго поколения)

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных icon1. рабочая программа Предлагаемый курс является общепрофессиональной...
Оригинальная рабочая программа разработана на основе примерной программы дисциплины (Н. Н. Мешкова, Е. Ю. Федорович), рекомендованной...

Учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15) примерные программы по учебным предметам «украинский язык (родной)», «украинская литература» для общеобразовательных iconРешение заседания Кафедры. Протокол №1 «30» августа 2013 г. Аннотированная...
Программа составлена в соответствии с учебным планом направления «Педагогическое образование» по профилю «Русский язык и литература»...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную