Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство»






НазваниеУчебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство»
страница1/14
Дата публикации06.06.2017
Размер2.52 Mb.
ТипУчебное пособие
l.120-bal.ru > Культура > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

РОСЖЕЛДОР


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)
Учебное издание

Aндреева Екатерина Викторовна

Учебное пособие

по дисциплине «Мировая культура и искусство»

Редактор

Техническое редактирование и корректура
Подписано в печать Формат

Бумага газетная. Ризография. Усл. печ. л.

Уч.-изд. л. Тираж экз. Изд. №…..Заказ №…..


Ростовский государственный университет путей сообщения

Ризография РГУПС
Адрес университета: 344038, г. Ростов-на-Дону, пл. им. Ростовского Стрелкового Полка Народного Ополчения, 2

ББК
Андреева, Е. В., к. ф. н. Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство»: учеб. пособие / Е.В.Андреева; Рост. гос. Ун – т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010

Учебное пособие составлено в соответствии с программой дисциплины «Мировая культура и искусство» и требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Оно содержит развернутые тематические тезисы по каждому из разделов дисциплины, базовые понятия и контрольные вопросы к занятиям по изучаемым темам, необходимые задания и конкретные примеры по усвоению визуального ряда, так же указан перечень литературных источников для самоподготовки.

Одобрено к изданию кафедрой «Социальные технологии» РГУПС.
Рецензенты: к. и. н., доцент Кравец А.Е. ( Ростовский филиал СПГУКИ)

к.ф. н., доцент Петкова С. М. (РГУПС)


Ростовский государственный университет

путей сообщения, 2010
ВВЕДЕНИЕ В КУРС

План лекции 1

  1. Предмет, цели, задачи дисциплины МКИ

  2. Специфика культуры, искусства, художественной культур

  3. Классификация искусств

  4. Культурологические концепции и теории происхождения искусства

  5. Культурно-исторические центры в туризме, проблемы использования культурного наследия в туристической практике современности



Задачи учебного курса «Мировая культура и искусство» – раскрыть наиболее существенные закономерности и достижения исторического развития мировой культуры и искусства, уметь анализировать и систематизировать важнейшие тенденции и ценнейшие факты мировой культуры и искусства, изучить основные этапы развития художественной культуры от первобытности до наших дней. Овладение предметом данной дисциплины выступает необходимым звеном в профессиональной деятельности менеджера сферы сервиса и туризма, гида, экскурсовода, а учебный курс «Мировая культура и искусство» является одним из важнейших в системе вузовской подготовки специалистов сферы «Социально-культурного сервиса и туризма».

Культурный туризм представляет собой особый вид путешествий, связанный с познавательными целями, одной из его разновидностей является музейный туризм, предполагающий углубленное изучение коллекций и экспонатов ведущих мировых музеев и выставок, так же популярным видом путешествий является экскурсионный туризм, представляющий путешественнику возможность знакомиться с историческими, этно– и природно – культурными особенностями той или иной страны или региона. Профессиональное изучение культурных особенностей определенной туристической дистинации невозможно без определения сущностных характеристик культуры и искусства, изучения взаимосвязи функционирования культурных институтов, анализа исторических этапов и периодов развития художественного творчества.

Понятие «культура» характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, что затрудняет создание универсального определения этого понятия, к настоящему времени дефиниций насчитываются сотни. В декларации, принятой ЮНЕСКО на Всемирной конференции по культурной политике в 1982 г. культура трактовалась как комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающий в себя не только различные виды искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, системы ценностей, традиций и верований. Таким образом, под культурой объединяется все то, что, так или иначе, подпадает под влияние человека, в отличие от дикой первозданной природы. Культура обладает материальной и духовной формами, многочисленны функции культуры, которые связаны в единое целое и существуют в едином комплексе (познавательная, информационная, регулятивная, оценочная и т.д.).

Термин «цивилизация» обычно применяется к народам, чья культура уже достигла определенного уровня развития, характеризующегося изобретением письменности, созданием календаря, развитием крупных общественных образований, таких, как селения и города, имеющих хорошо организованную систему управления, своды законов и монументальную архитектуру.

В художественном творчестве материальное и духовное органически сливаются друг с другом, образуя художественный образ произведения искусства, который является результатом процесса мышления художника, познания и освоения им «жизни в искусстве». Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, направленная на художественное постижение и освоение мира. В целом, художественное творчество представляет собой множество видов искусства, которые базируются на различных аспектах эстетической деятельности человека и подразумевают различные грани художественно-образного мышления творца.

Каждое искусство имеет свою специфику, ставит перед собой особые задачи и обладает для их решения своими специфическими приемами. Вместе с тем, искусствам свойственны некоторые общие черты, объединяющие их в определенные группы. Распределение искусств по этим общим признакам называется классификацией искусства. Это классифицирование искусств позволяет поближе подойти к пониманию самой сущности того или другого искусства. Классифицировать искусства можно исходя из разных точек зрения. Наиболее распространенной является классификация на пространственные и временные искусства. К пространственным искусствам причисляют архитектуру, скульптуру, живопись, так как их формы развертываются в пространстве, тогда как музыку, мимику и поэзию – к временным искусствам, так как их формы существуют во времени. В иные группы объединяются искусства, если их делить по признаку использования художественных средств. Это прямые, или непосредственные, и косвенные, или опосредствованные, искусства. К непосредственным искусствам относят мимику, поэзию, отчасти музыку, где художник может обойтись без особых инструментов и материалов, одним человеческим телом и голосом; к косвенным, опосредствованным – архитектуру, скульптуру, живопись, где художник пользуется особыми материалами и специальными инструментами. Если принять время за четвертое измерение, то можно было бы сгруппировать искусства по измерениям следующим образом: искусства с одним измерением не существует; живопись (единственное искусство) существует в двух измерениях; скульптура и архитектура – в трех измерениях и три искусства: музыка, мимика и поэзия – в четырех измерениях. При этом каждое искусство стремится преодолеть свойственную ему шкалу измерений и перейти в следующую группу. Так, живопись и графика создают свои образы на плоскости, в двух измерениях, но стремятся поместить их в пространство, то есть в три измерения. Так, архитектура есть трехмерное искусство, но стремится перейти в четвертое, так как совершенно очевидно, что воспринять все объемы и пространства архитектуры мы способны только в движении, в перемещении, во времени.

Стиль художественной культуры подразумевает общность образной системы, средств художественной выразительности, творческие приемы, обусловленные единством идейно – художественного содержания на определенном историческом этапе. Различают несколько художественных стилей эпох – периодов в европейском искусстве: романский, готический, ренессансный, барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модерн. В свою очередь, каждый стиль имеет свои ответвления, имеющие право на собственное стилистическое определение, что ярко подтверждает объединенное художественное течение конца 19-20 вв. – «модерн», включающий ряд национальных художественных направлений яркой индивидуальной стилистики. Так же можно говорить о стиле отдельного произведения, определенного жанра, индивидуальной творческой манере конкретного художника.

Дисциплина МКИ логически связана с учебными курсами эстетики, культурологии, истории мировых цивилизаций, всемирной истории, изучающих художественные категории и проблемы идеала, основные цивилизационные особенности культур, исторически сформировавшиеся культурологические концепции и теории происхождения искусства.
Основные понятия темы:

Культура, искусство, художественная культура, архитектура, живопись, скульптура, графика, музыка, литература, театр, кино, хореографическое искусство, теории происхождения искусства, стиль, жанр, художественный образ, цивилизация
Контрольные вопросы:

1. В чем различие понятий «культура», «искусство», «художественная

культура», «цивилизация»

2. Классифицируйте искусства исходя из изученных принципов

3. Охарактеризуйте понятие «стиля» в искусстве

4. Какие основные культурологические школы, направления и теории

происхождения искусства известны в культурологии

5. Обозначьте основные тенденции использования культурного наследия

в туризме с позиций приоритетов его охраны для дальнейших

поколений

6. Назовите популярные культурно-исторические туристские центры

России, Европы, Восточной Азии, Американского континента.

Перечислите их известнейшие достопримечательности.

Темы рефератов и докладов:

1. Школы, направления и теории в культурологии

2. Основные тенденции охраны и использования культурного наследия в

туристической практике современности.

3. Известные культурно-исторические и туристские центры в контексте

мирового культурного наследия.
Задание. Выявить визуальную общность стилистических черт произведений искусства в предложенных парах иллюстративных примеров:

  1. «Венера Виллендорфская. (Известняк; 6 см; Вена)» и

«Рельеф с изображением женщины с рогом»

  1. «Статуи царевича Рахотепа (сына Снофру) и его жены Нофрет (из гробницы Рахотепа в Медуме, известняк, 120 см)» и «Статуя и сфинкс фараона Аменемхета III из Таниса (черный гранит, темно-серый гранит)».

  2. «Рельеф с изображением Ашшурнасирпала и сановника и «Лучники». Рельеф из дворца Тиглатпаласара III».


Рекомендуемая литература:

1. Законы РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации», «О Музейном фонде Россий­ской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996) // Туризм: Нормативные правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. — М., 1998

2. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией на семнадцатой сессии (Париж, 16 ноября 1972 года) / Нормативные акты ЮНЕСКО по охране культурного наследия. (Конвенции, протоколы, резолюции, рекомендации). Подготовлено по заказу ЮНЕСКО (Отдел культурного наследия). ­­- М.: ЮниПринт, 2002

3.Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

5. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М. Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник)

6. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 448 с., 12 л. Ил.: ил.

7. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

8. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Ш ишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.;, Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 368 с.

9. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.: ил.

РАЗДЕЛ I ИСКУССТВО ПЕРВОБЫТНОСТИ И РАННЕЙ ДРЕВНОСТИ
Тема 1 Первобытное искусство

Тема 2 Искусство традиционных обществ современности
План лекции 2

1. Происхождение искусства и периодизация искусства первобытности

2. Синкретизм первобытного искусства, миф и магия, знаки и символы

3. Мелкая пластика

4. Пещерные изображения

5. Первые архитектурные опыты эпохи (мегалитические сооружения)

6. Специфика культурных особенностей и искусство традиционных обществ Австрало-Океанических территорий, племен Южной Америки и тропической Африки.

Вся история первобытного строя делится на 3 основных периода, соответствующие становлению, расцвету и разложению родовой организации: 1) эпоха первобытного человеческого стада; 2) эпоха родовой общины; 3) эпоха разложения первобытной формации. Кроме того, весь этот огромный период принято делить еще и на основе различного материала и техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный века.

Палеолит (древнекаменный) – 25 – 10 тыс. до н.э.

Мезолит (среднекаменный) – 10 – 6 тыс. до н.э.

Неолит (новокаменный) – 6 – 2 тыс. до н.э.

Век бронзы – 2 тыс. до н.э.

Век железа – 1 тысячелетие до н.э.

Происхождение искусства относят к рубежу среднего и верхнего (позднего) палеолита около 35 тысяч лет назад. К этому времени относятся первые образцы наскальной живописи и скульптуры. Поздний палеолит (35 – 10 тыс. до н.э.) – время появления изобразительной деятельности; делится на периоды, названные по месту первых находок: Мустье, Ориньяк–Солютре и Мадлен.

Первобытное искусство – только часть первобытной культуры, куда помимо искусства входят религиозные верования и культы, особые традиции и обряды. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением кроманьонца – непосредственного предка современного человека (по месту первой находки останков – гроту Кро-Маньон на юге Франции). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура, наскальная графика и живопись, декоративно-прикладное искусство (глиняная посуда и украшения). Искусство первобытности характеризует синкретизм (нерасчлененность). Мифологические (мифы: этиологические, космогонические, антропогонические, астральные, эсхатологические и т.д.) и религиозные (тотемизм, фетишизм, анимизм, а так же шаманизм, магия – симпатическая и контагиозная) воззрения.

Археологические культуры периода. Искусство палеолита (35-10 тыс. до н.э.). Особенности первобытного реализма и его границы. Искусство эпохи мезолита (10-6 тыс. до н.э.). Усложнение представлений о мире и изменение характера искусства. Появление динамичных многофигурных композиций; схематизация.

Искусство неолита (6-2 тыс. до н.э.). Условно-орнаментальные формы изображения, стилизация.

Появление керамики, бронзовый (2 тыс. до н.э.) и железный (1 тыс. до н.э.) века; Три основных типа мегалитической архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи. Развитие художественной обработки металла, кости, дерева, глины. Протописьменность – пиктография.

Вплоть до настоящего времени ряд традиционных обществ продолжают специфическое первобытное культурное существование на территории Австралии и Океании (маори, аборигены) в тропических регионах Африки (племена мурси, сурма и т.д.) и в амазонской сельве (индейцы гуарани). Их искусство носит преимущественно культовый, ритуальный характер.
Основные понятия темы:

Палеолит, неолит, мезолит, археологическая культура, Ориньяк, Солютре, Мадлен, менгир, кромлех, синкретизм, мегалит, дольмен, тотемизм, анимизм, фетишизм, мелкая пластика, петроглиф, пиктография
Контрольные вопросы:

  1. Антропогенность культуры, происхождение искусства

  2. Техника и художественные отличии в живописи палеолита, мезолита, неолита

  3. Мифологичность сознания первобытного художника, синкретизм искусства, роль магии, знаков и символов в первобытном творчестве

  4. Художественные особенности образцов мелкой пластики эпохи

  5. Мегалитические сооружения, известные сохранившиеся памятники первобытности

  6. Охарактеризуйте культурные особенности традиционных обществ современности


Темы рефератов и докладов:

  1. «Ласко» – «Сикстинская капелла» первобытности

  2. История открытия и живописные шедевры «Альтамиры»

  3. Наследие первобытной эпохи в мировой познавательной туристической практике современности

  4. Стоунхендж – архитектурная загадка первобытности

  5. Дольмены Северного Кавказа

  6. Северо- восточная Африка –колыбель культуры человечества

  7. Памятники эпохи первобытности Сибири и Алтая

  8. Искусство австралийских аборигенов и папуасов Океании

  9. Африканские культы и их художественное оформление

  10. Культурный ареал коренных жителей Амазонии


Задание. Выявить художественные общности и отличии в предложенных визуальных примерах:
Памятники первобытной культуры. Палеолит, мезолит, неолит

Венера Виллендорфская. Известняк; 6 см; Вена.

Женская голова из Брассемпуй. Кость; 3 см; Париж.

Рельеф с изображением женщины с рогом.

Голова лани (пещера Кастильо) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Голова оленя (пещера Фон-де-Гом) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Мамонт (п. Пеш-Мерль) – эпоха Ориньяк-Солютре.

Бизон (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.

Зубр (п. Альтамира) – эпоха Мадлен.

Олень (п. Фон-де-Гом) – эпоха Мадлен.

Изображения животных (п. Ласко).

Лошадь (п. Ласко) – эпоха Мадлен.

Сцена охоты (роспись на скале, Альпера).

Человеческие фигурки (роспись на скале, Азербайджан).

Сцена охоты на страусов (роспись на скале, Южная Африка).

Сцена охоты (роспись на скале, Индия).

Танцующие женщины (роспись на скале, Когул).

Трипольская культура. Глиняные женские фигурки.

Медвежонок (песчаник, Западная Сибирь).

Орнаментированный кувшин (керамика, Анатолия,54 см).

Орнаментированный сосуд (керамика Анатолия,34 см).

Наскальная роспись Сахары (Тассилин- Аджер).

Изображение человека (Каракол, Алтай).
Памятники первобытной культуры эпохи бронзы и железа

Стоунхендж

Бычок, украшение балдахина (золото, 6 см, Майкопский курган).

Шакалы, поясная пряжка (бронза, Кабанская культура, Сев. Кавказ).

Олень, украшение щита (Скифская культура, Костромской курган).

Пантера, украшение щита (Скифская культура, Келермесский курган).

Пектораль (золото, Скифская культура).

Сосуд (Скифская культура,Чертомлыкский курган).

Зеркало (золото,Скифская культура, Келермесский курган).

Сосуд (Скифская культура, курган Куль-Оба).
Искусство Африки

Керамическая посуда из Фараса. Британский музей

Чаша «Тюльпан» Из Куша. Ок. 1750-1550 г. до н.э. Британский музей

Маска из дерева Народы группы гур, Берег Слоновой Кости 19-20 вв. Британский музей

Голова, отлитая из бронзы. Бенин, Нигерия. Ок. 15 в. Британский музей

Метательные ножи из меди и железа. Народ нзакара, ЦАР, 19 в. Британский музей

Фигурка из стеатита, Зимбабве. Ок. 13 в. Британский музей
Искусство Океании и Австралии

Деревянная фигурка полинезийского божества А-а (остров Острал) Британский музей

Каменное изваяние. Остров Пасхи. Ок. 1 тыс. до н.э. – 2-я пол.17 в.н.э. Британский музей

Резная доска. Народ элема, залив Папуа, Британский музей

Контейнер для черепа, Соломоновы острова, Британский музей

Подвеска из нефрита «хеитики». Маори, Новая Зеландия, Британский музей

«Парае»- одежда главного плакальщика. Таити, Британский музей

Рекомендуемая литература:

1. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 368 с.

2. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.- 559 с.; илл.

3. Петкова С.М. Справочник по мировой культуре и искусству/ С.М. Петкова. – Изд. 2-е, испр. – Ростов н/Д : Феникс, 2006.- 507 с. – (Справочник).

4. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособие для студ. Сред. пед. Учеб. заведений. – 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. -448 с., 12 л. Ил.: ил.

5. История мировой культуры (мировых цивилизаций). 3-е доп. и перер. изд. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. – 544 с. (Серия «Высшее образование».)

6. История и культурология: Учебное пособие для студентов вузов / Н.В. Шишова, Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.;, Под ред. Н.В. Шишовой. – М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 368 с.

7. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – 669 с.: ил.

8. История искусства зарубежных стран. Т.1 – М ., 1980

9. Всеобщая история искусств в 6 томах. М., 1956

10. Древняя цивилизация. М., 1989

11. Архитектура гражданских промышленных зданий. В 5 т. Т.1. М., 1975

12. Гуляницкий Н.Ф. История архитектуры. М., 1978

13. Искусство Древнего мира. Энциклопедия. М.: Олма-Пресс, 2001

14.Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» icon«Мировая культура и искусство»
Рабочая программа составлена на основании программы дисциплины Мировая культура и искусство для специальности Социально культурный...

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconНазвание Справочные
Мировая Художественная Культура От наскальных рисунков до киноискусства. Учебное пособие. 2003

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconВопросы к экзамену по дисциплине мировая культура и искусство (культурология)...

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 09 Мировая культура и искусство
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconРабочая программа по предмету «Мировая художественная культура»
Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» в 8 классе составлена Колесовой Е. В. на основании Программы по искусству...

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconТемы контрольных работ по дисциплине «Мировая культура и искусство...
Нравы, обычаи, традиции родового общества на примере исследования жизни туземных племен. Культурная антропология

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса по...
Учебное пособие предназначено для студентов экономических специальностей

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconПрограмма курса «искусство»
Преподавание курса «Искусство» в 8 классе на базовом уровне представлено предметом «Мировая художественная культура»

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconУчебное пособие-практикум по дисциплине «Иностранный язык»
Учебное пособие предназначено для студентов и преподавателей технических средних специальных учебных заведений по специальности

Учебное пособие по дисциплине «Мировая культура и искусство» iconПрограмма «Мировая художественная культура. 10-11 классы» является...
Программы «Мировая художественная культура. 10—11 классы» (Сборник программ для общеобразовательных учреждений: мхк 6 – 11 кл. М.:...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную