Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне»






Скачать 317.53 Kb.
НазваниеУрок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне»
страница1/3
Дата публикации03.04.2015
Размер317.53 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Культура > Урок
  1   2   3
Кубань – многонациональный край
Кубань – наш общий дом

(вводный урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне»)

света

Швец Светлана Андреевна,

учитель кубановедения

МБОУ СОШ №24 ст. Попутной

Отрадненского района Краснодарского края
2011 год

Тема. Кубань – наш общий дом.

Цель. Показать особенности национальной, этнонациональной культуры народов, проживающих на Кубани.

Задачи:

Воспитательная

Воспитание толерантности, социальной и национальной солидарности.

Развивающая

Развивать умения формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, определять различное и общее в культурном наследии разных народов, проживающих на Кубани.

Образовательная

Дать общее представление учащимся о толерантности, народе, нации, о культуре и быте русского и украинского народов.

Тип урока

Комбинированный.

Оборудование

Использование интерактивной доски, пультов к для тестирования, презентационных материалов, презентация интернет-ресурсов «Толерантность». Стихотворение Л.М.Калинченко «Обращение к России». Инсценирование «Дар Екатерины». Тестирование. Кроссворд. Словарь С.И.Ожегова.

Использованная литература

  • Кубань – наш общий дом. Выпуск №1. ККОО «Центр абхазской культуры «Апсны»», ККОО «Адыге-Хасэ», ККОО «Центр адыгской культуры».

  • Кубань – наш общий дом. Выпуск №2. ККОО «Общество русской культуры», ККОО «НКЦ «Общество украинцев Кубани».

  • Кубань – наш общий дом. Выпуск №3. ККОО «Союз армян России», ККНКААК «Хаядта».

  • Маслов А. В. Кубанская старина. – Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.

  • Маслов А. В. Три века истории  Кубани  (XVIII – XX) Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2005.



  • И. Бунина, подготовленный к круглому столу «Суверенное государство в условиях глобализации: демократия и национальная идентичность», прошедшему в редакции «Российской газеты» 30 августа 2006 г.

  • Биллиг М. Нации и языки // Логос. 2005. Вып. 4 (49). С. 60

  • Международный Союз экономистов. E-mail: iue@iuecon.org

Основные понятия: народ, нация, толерантность

Ход урока

I.Организационный момент.

Звучит гимн России. Звучит гимн Кубани.

II. Предъявление темы

Слово учителя

Я хочу познакомить вас со стихотворением «Обращение к России», которое написала учитель нашей школы Калинченко Лариса Михайловна.

Мать моя – русская, дед был армянин,

Грузинка-бабушка дожила до седин.

Какая кровь течёт во мне – не в счёт,

Где я росла, училась и живу – там мой народ.

Россия, Родина, Отчизна, Русь,

Я твоя дочь – и этим я горжусь.

И не иссякнет пусть родник щедрот,

И знают все: гостеприимный твой народ.

История примеров знает много-

Как недруг был не только у порога,

Но каждый верил, знал: враг не пройдёт,

Самоотверженно сражался мой народ…

Твои границы и традиции храним,

И будь спокойна: никому не отдадим.

Заветы предков все закажет наперёд

Девчонкам и мальчишкам мой народ.

Россия! Ты прославлена трудом.

Пусть благодать сегодня входит в каждый дом.

Пусть самоцветами рассыплется восход

И в новый день шагнёт счастливым мой народ!

  • Ребята, какое ключевое слово встречается в этом стихотворении?

  • Объясните, что значит «народ» в вашем понимании?

В Толковом словаре С.И.Ожегова даётся такое толкование: Народ - (1)Население государства, жители страны. (2)О нации, национальности, народности.

Вообще, «наро́д» — многозначный термин. Под «народом» понимают, в частности, этнос, то есть определённую группу людей, отличающуюся общностью ряда признаков — языка, культуры, территории, религии, исторического прошлого и т. д.. Хотя одним из важнейших признаков этноса является общий язык, это отнюдь не единственное условие — существуют разные этносы, говорящие на одном и том же языке. Например, шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.

Слово «народ» также используется в значении нация. Понятие «народ» также употребляется для обозначения всего населения какой-либо страны, вне зависимости от его этнической принадлежности.

  • Как вы думаете, можно ли отнести это стихотворение не только к российскому народу, а и к народу любой национальности? А что такое «нация»?

Нация – (1)Исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. (2)Страна, государство.

 Россия  - многонациональная страна. В государстве, имеющем население 142 миллиона человек и занимающем наибольшую территорию на Земле, не могло быть иначе. Сейчас уже трудно точно сказать, когда все эти народы и  национальности  вошли в состав  России , да и границы между ними за долгие годы соседства значительно стёрлись. Долгое время жители союзных республик и вовсе считались гражданами одной страны – СССР.

народы россии


В 2002 году была проведена Всероссийская перепись населения о национальном составе страны. Согласно этим данным на территории Российской Федерации  проживают  представители свыше 160  национальностей. Краснодарский край... Самый южный регион России, известный как   Кубань  - многонациональный регион, в котором  проживают  представители более 100  национальностей .  Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека.

  • Ребята, расскажите, что вы знаете о заселении Кубани?

( Открытые на территории края стоянки древних людей позволяют проследить практически все археологические эпохи. Древняя  Кубань  имеет очень бурную историю: какие только племена и народы не ступали на эту землю: основывали свои города-колонии древние греки, вторгались полчища гуннов, хазар, печенегов, половцев и монголо-татар. Были и колонии итальянских купцов, поддерживавших тесные связи с адыгейскими племенами. Позже турки смогли распространить  на   Кубань  своё влияние).

  • Когда на Кубани появилось первое славянское поселение?

(Первое славянское поселение появилось здесь ещё в Х веке, после основания на Таманском полуострове русского города Тмутаракани, просуществовавшего до монголо-татарского нашествия. Вторая волна русских переселенцев связана с разгоном восстания Кондратия Булавина, когда его сподвижник Игнат Некрасов привёл сюда оставшихся в живых участников. Планомерное заселение  Кубани  российскими подданными началось после двух русско-турецких войн XVIII века.)

  • У всех народов, проживающих на территории Кубани, разные традиции, обычаи, религия. Мы такие разные, но нас всех объединяет наш общий дом – Кубань. И сегодня, как никогда, мы должны говорить о толерантности. Кто мне пояснит значение этого слова?

Слайд №1,2 (презентация №1)

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

  • В нашем классе учатся русские, армяне, азербайджанцы, ребята, у которых мама-русская, отец – армянин. У вас различные традиции, религия. Но влияет ли это и национальность на ваши взаимоотношения?

(презентация №2)

Учитель. Конечно же, наша земля, наша Кубань – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать начатую нами историю, основанную на принципах интернационализма. С сегодняшнего урока мы постараемся лучше узнать друг о друге. А начнём с рассказа о русских людях, об их традициях и обычаях.

Выступление групп учащихся

1-я группа

1-й учащийся. Слайд №3 (презентация №1)

Святая Русь – так величали нашу землю иноземцы за красоту и величие её белоснежных храмов и нравственную чистоту помыслов её народа, сплотившего на своей огромной территории различные народы. Именно Русь может гордиться тем, что ни одна нация не канула в историю, все успешно развиваются и обогащают экономику и общую культурную сокровищницу страны и нашей родной Кубани. Что же мы можем сказать о культуре русского народа?

2-й учащийся. Слайд №4 (презентация №1)

История русского народа, его культура уходят в глубь веков. Добро спокойной жизни, добро труда, добро света и истины, добро здоровья и продолжения рода – эти ценности исповедует русский народ тысячелетиями. Не случайно так много в исторической памяти народа сохранилось того, что принято считать остатками язычества: празднование Масленицы, дней Ивана Купалы, Ильи-пророка и ряд других народных торжеств.

3-й учащийся. Слайд №5 (презентация №1)

Огромное значение в развитии культуры русского народа имело принятие христианства в 988 году. Русская православная культура, начавшись с византийских икон, духовных и светских книг, за тысячелетия накопила огромные духовные и культурные богатства: «Слово о полку Игореве», летописи, иконы Андрея Рублёва, произведения русских классиков, всемирно признанную музыку Глинки, Чайковского, живопись Репина, Шишкина и других мастеров искусства и литературы.

4-й учащийся. Слайд №6 (презентация №1)

Особое внимание следует уделить быту. Традиционное жилище русских – деревянная изба, срубная постройка с подклетом и подпольем, двускатной крышей, на юге – саманный или турлучный дом. А вот одежда была разнообразной и во многом зависела от места проживания. У мужчин: кафтаны, сермяги, зипуны; шапки преобладали валянные из шерсти; зимой ходили в овчинных шапках разных фасонов (треухи, малахаи; матерчатые куртузы с козырьком). Распространённый вид обуви – лыковые лапти. Хотя казачьи районы и Сибирь лаптей не знали. У женщин: коты (тяжёлые кожаные галоши). Одним из традиционных видов народного искусства было устное поэтическое творчество, фольклор. Основу обрядового фольклора составляли песни.

  • Ребята, а какие русские пословицы и поговорки вам известны?

(Старый друг лучше новых двух. Коси коса, пока роса. Терпение и труд всё перетрут. Береги платье снову, а честь смолоду. Встречают гостя по платью, а провожают по уму. Слово – серебро, а молчание – золото. )

  • О каких чертах русского характера говорят эти пословицы и поговорки?

5-й учащийся. Слайд №7 (презентация №1)

А ещё славилась русская кухня, складывавшаяся на протяжении веков на основе своей самобытной сельской кулинарии и под влиянием ближайших соседей. Для неё характерно использование различных видов тёмной муки – ржаной, ячменной, овсяной, гречневой, гороховой. Популярны говядина, телятина, птица, дичь. Приправы и специи используются умеренно, поэтому блюда не острые. В почёте у русских всевозможные яичные блюда, молочные каши, мучные изделия. Широко использует русская кухня ягоды.

Учитель. Основу кубанского населения составляют русские. Но нельзя забывать, что жалованную грамоту на владение кубанскими землями получили черноморские казаки, по национальности – украинцы. Давайте посмотрим сценку об этом событии.

(Царские покои. Казаки во главе с Антоном Головатым. Входит Екатерина 2, казаки падают ниц).

Екатерина II: Встаньте…

Казаки: Нэ встанэм, мамо…Намаялысь биз кутка, просым мылости …

Екатерина, благосклонно улыбаясь: Да встаньте ж и давайте мне своё прошение…

(Казаки встают, подают прошение, придворная дама читает: « Нас войско во всегдашнее своё монаршее благоволение…приняв, для поселения нас на Тамани с окрестностями оной милостиво повелеть отвесть выгодные земли: и на вечно спокойное потомственное онаго владения милостивую грамоту выдать»).

Екатерина II (задумчиво, но чётко): Ну что ж, да будет так. Да чтоб берегли границу пуще глаза своего! А пожалую Черноморскому казачьему войску земли между Кубанью и Азовским морем …

(далее читает придворная дама): «…остров Фанагория со всею землёю, лежащею на правой стороне Кубани от устья ея к Усть-Лабинскому редуту ,так, чтобы с одной стороны река Кубань, с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли». ( Головатый почтительно целует руку царице)

Головатый: Мы к тебе прибегли, к тебе, монархине правоверной. Ты нас приняла, яко матерь. Тамань, дар твоего благоволения о нас, будет вечным для обитающих в нём залогом милостей твоих. Мы воздвигнем грады, населим сёла, сохраним безопасность пределов.

Казаки:

От тысяча щей симсот девяносто другого року

Пришов указ вид царицы, аж из Петербурга-города,

А щоб пан Чипега та пан Головатый

Усих запорожцив зибралы та на Кубань наймували

Ой, пора нам, братцы , в поход убираться

Та с Днестром прощаться…

Учитель. Конечно же, мы не можем не рассказать об украинском народе, который поселился на Кубани и привнёс в кубанский быт свои культурные традиции.

2-я группа

1-й учащийся. Слайд №8 (презентация №1)

Традиционно украинцы занимались земледелием и ремеслом. Их жилища – хаты, глинобитные или срубленные, побеленные изнутри и снаружи. Основу традиционного женского костюма составляла длинная рубаха (сорочка) из домотканого полотна с

длинными рукавами, прямоугольными вставками на плечах. Манишку, полики, рукава, подол рубахи украшали вышитым орнаментом. Ярким дополнением к женскому костюму были украшения: браслеты, серьги, кольца, шейные и нагрудные ожерелья, бусы или подвески с монетами (монисто). Головной убор – длинный белый плат (намгтка), повязываемый поверх шапкоподобного «очшка». Мужская одежда: сорочки с разрезом ворота посередине груди, украшенные орнаментальной вышивкой. Их заправляли в штаны или носили на выпуск.

2-й учащийся. Слайд №9 (презентация №1)

Добродушный юмор, склонность к поэзии, музыке и пению являются одними из национальных черт украинцев. Многие традиционные украинские обряды и обычаи приурочены к датам христианского календаря. Рождество, Святки, Колядки сопровождались вечерними беседами с ритуальными кушаниями, магическими действиями с хлебом, зерном, гаданиями. Хлеб и хлебные изделия были и ритуальной едой, играли важную роль в семейных и календарных обрядах. Большой любовью пользовались изделия из теста, сваренного в кипящей воде: галушки, вареники с творогом, картошкой, вишней, лапша («локшина»), «затирка» (круто замешанное пресное тесто, растёртое на мелкие кусочки, заваренное в кипящей воде или молоке). Повсюду популярным был типично украинский борщ, заправленный салом или растительным маслом.

III. Закрепление.

Учитель.

1. Благодаря взаимодействию и взаимовлиянию русского и украинского народов на Кубани произошла не только языковая ассимиляция, но и смешение культурных традиций, быта. Появилась как бы новая народность – кубанцы.

Слайды № 10-12(презентация №1)

2. Вот попробуйте объяснить слова в следующих высказываниях, которые стали общепринятыми и общепонятными для кубанского народа: (слайд № 13 )

В мундирах картошка, цыбуля в домашних одёжках (Варавва). «А терпугом кто за тебя буде робыть?»- спросил Иван Фирсович Валерку (Зубенко). Там же на краю площади, или по-нашему майдана, в бывшем купеческом доме был сельсовет (Знаменский). Дом дедушки, хороший казачий куреньна четыре окна, стоял на углу улиц при спуске с крутой горы (Знаменский). А казак Голота время не теряет: чоботы татарские обувает. (Песков).

3. Разгадайте кроссворд (казачья лексика) по горизонтали: (Слайд №14)



Х

М

А

Р

А

В

А

Х

М

И

С

Т

Р

Т

Ы

Р

С

А

А

Н

Ч

У

Т

К

А



  1. Туча

  2. Казачье воинское звание

  3. Полова; мелкая солома с пылью

  4. Грязный ребёнок; неаккуратная женщина

4. Самостоятельная работа по группам с пультами.

В лексике Кубани 18-19 веков эти слова означали:

Чавунец

  1. Матерчатая подстилка под седло

  2. Тростник с плотной коричневой метёлкой

  3. Курица

  4. Чугун

Хутор

  1. Казачье поселение

  2. Шалаш

  3. Компот из сухофруктов

  4. Пастбище

Латка

  1. Участок земли близ усадьбы

  2. Пощёчина

  3. Жеребёнок

  4. Заплата на одежде

Гамай

  1. Брюки

  2. Огород

  3. Камень

  4. Клей

Глэчик

  1. Боярышник

  2. Проволока

  3. Глиняный кувшин

  4. Ком

IV. Подведение итогов уроку

  1. Выставление оценок.

  2. Что интересного и полезного для себя вынесли с этого урока?

  3. Проблемная беседа.

  • Хочу задать вам вопрос о том, как вы относитесь к событиям, которые произошли 9 мая во Львове?

  • Можно ли здесь говорить о толерантности? И сможем ли мы создать на земле общий для всех нас дом?

V. Домашнее задание.

Работа в группах:

1. Подготовить материал о людях разных национальностей, проживающих в станице Попутной Отрадненского района Краснодарского края.

2. Материал проиллюстрировать презентациями.

3. Приготовить национальные блюда.

(Итоговые уроки по кубановедению в 11 классе к разделу «Культура межнационального общения»)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconУрок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Урок литературы в 9 классе на тему «Татьяны милый идеал (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)»

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconСценарий урока литературы Тема урока: Идеал человека в «Божественной...
Мечание. Урок может быть проведен в 8 классе в рамках раздела «Зарубежная литература» (программа А. Г. Кутузова), в 9 классе в рамках...

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconРабочая программа по кубановедению пояснительная записка
Рабочая программа по Кубановедению для 5 9 класса составлена на основе авторской программы Л. М. Галутво, В. Н. Басий, Ю. А. Болдырева....

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconУрок обществознания «Демократия всеобщий идеал человечества?»
Зверева Т. А., Злобин А. В., Зубарева Г. А., Зыкина В. П., Клестова Г. А., Кудрявцева И. В

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconАгностицизм
Льное для аксиологии понятие «ценность» (См. Ценность) фиксирует важнейший аспект существования человека — его способность к активному...

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconУрок квн по Кубановедению Тема. «Поэты и писатели Кубани»
Цель: формировать целостное представление о кубанской культуре и казачьем быте; обобщить знания учащихся о творчестве кубанских поэтов...

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconСвятой Александр Невский как идеал православного правителя-святого
Именно дискурс библейского правителя был той системой, в которую хотели и стремились встроить образ древнерусского князя. Другое...

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconКонспект урока литературы в 5 классе (по умк бунеева Р. Н.) Тема:...
Тип урока: синтетический: урок изучения художественного произведения (урок углубленной работы над текстом), урок развития речи (урок...

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconПрограмма дисциплины "Как жили россияне: жилая повседневность допетровской...
Как жили россияне: жилая повседневность допетровской Руси и России Нового времени

Урок по кубановедению в 11 классе к разделу «Национальный идеал и ценности. Мы -россияне» iconСтатья отнесена к разделу: Преподавание иностранных языков
Интегрированный урок литература + немецкий язык + музыка по теме «Взаимодействие слова и музыки» в балладе «Лесной царь»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную