Воронежский государственный университет






НазваниеВоронежский государственный университет
страница1/8
Дата публикации19.01.2015
Размер1.24 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
l.120-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

История русской литературы XVIII века: материалы лекций и практических занятий

Учебно-методическое пособие

по специальности 031001 (021700) – Филология

Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 15 декабря 2005 года протокол № 3.


Составитель: Нагина Ксения Алексеевна

Редактор: Бунина Тамара Дмитриевна.


Учебно-методическое пособие подготовлено на кафедре русской литературы филологического факультета Воронежского государственного университета. Рекомендуется для студентов 1 курса д/о филологического факультета и факультета журналистики.

ВОРОНЕЖ

2006

Введение
При изучении курса "История русской литературы XVIII века" Вам, студенту-первокурснику, придется столкнуться с объективными и субъ­ективными трудностями. В первую очередь, материал, которым Вам пред­стоит овладеть, включает в себя историю развития русской литературы на протяжении целого столетия! Кроме того, неизбежны трудности, возни­кающие в процессе чтения произведений авторов той эпохи, которую от­мечает интенсивный поиск в области литературного языка, литературных направлений, жанров и стилей. Книги писателей XVIII века, в отличие от классической литературы XIX столетия, в основном выступают в роли объекта изучения и не вызывают живого читательского интереса. Их бога­тое идейно-эмоциональное содержание, близкое и нашему современнику, еще не нашло в XVIII веке адекватных себе форм выражения, что может оттолкнуть неподготовленного читателя. Вызывают трудности и сложные теоретические вопросы, скажем, вопрос относительно реформы русского стихосложения, предполагающий прочный фундамент знаний в области стиховедения.

Это можно сказать и о литературных направлениях XVIII века - чаще всего первокурсники не имеют должного представления о барокко, классицизме и сентиментализме, а в небольшом количестве лекционных часов трудно выкроить время для уроков по теории литературы.

И все же, несмотря на все трудности, у Вас, тонкого, одаренного, обладаюшего пытливым умом молодого человека (таким представляется иде­альный студент), литература эпохи XVIII века не может не пробуждать деятельного интереса. Чтобы приобрести в XIX веке мировую извест­ность, ей было необходимо пережить поражающую своей краткостью эпоху "культурного расслоения" (А. Панченко), пройти путь секуляриза­ции и в конечном итоге отказаться от языка православного средневековья.
Методические указания

Работу по изучению курса русской литературы XVIII века следует начинать со знакомства с общей характеристикой общественной жизни то­го или иного этапа истории XVIII века и основными проблемами литера­турного движения. Для систематизации основных фактов исторической, культурной и литературной жизни России этого периода можно восполь­зоваться синхронистической таблицей, предложенной Л.А. Ольшевской и С.Н. Травниковым в учебном пособии "Литература Древней Руси и XVIII века".

Следующий этап предполагает чтение художественных текстов. Иногда лексика, синтаксис и морфологические формы XVIII века могут быть осмыслены только с помощью специальных лингвистических ком­ментариев, что предполагает обращение к словарям разного типа.

Затем следует изучить соответствующие главы учебника, критиче­ской литературы, дополнительных пособий и научных исследований. Список учебной литературы по предмету достаточно разнообразен: он включает не только учебники и хрестоматии, но и многотомные исто­рии русской литературы. Изучение работ русских критиков XVIII - XIX веков поможет Вам в выработке правильных оценок явлений литературы, искусства, культуры; позволит увидеть разную интерпретацию художест­венного текста, его жизнь во времени и проверку временем его идейно-художественной ценности. Предложенная к изучению научно-исследовательская литература включает монографии историко-литературного характера, сборники статей о том или ином писателе или произведении, периодические издания исследований по русской литерату­ре XVIII века (сборники "XVIII век", "Проблемы изучения русской литера­туры XVIII века"), представляющие научную ценность отдельные статьи. К изучению предлагаются также работы историков, лингвистов, филосо­фов.

Изучение специфики литературного движения XVII! века и анализ конкретных художественных текстов потребует отработки теоретических и историко-литературных понятий.

При изучении творчества писателя в целом необходимо уяснить фак­тический материал: основные вехи биографии писателя; его важнейшие произведения, время их создания и появления в печати: принадлежность к определенному идейному течению; позицию автора в литературной и об­щественной борьбе; объединение в группы, школы, участие в журнальной полемике и т.п. Вы должны уметь определить специфику идейного содер­жания и художественной формы произведений изучаемых авторов, уметь охарактеризовать жанровую систему писателя, своеобразие его метода и стиля, принадлежность к литературному направлению. На основе этого складывается понимание общей картины развития литературного процес­са XVIII века.

Практические занятия по курсу истории русской литературы XVIII века являются неотъемлемой частью общего процесса изучения данного предмета. Материал практических занятий не дублирует соответствующие разделы лекционного курса. Его задача провоцировать интерес к иссле­довательской деятельности, активизировать творческий потенциал.

Методическая разработка каждого практического занятия содержит план с перечнем контрольных вопросов и список литературы, включаю­щий произведения художественного, критического, научно-исследовательского характера. Практические занятия достаточно разнооб­разны по жанру. Предполагается обращение к целостному анализу худо­жественного произведения (например, "Оды на взятие Хотина" VI.В. Ло­моносова), уделяется внимание проблеме эволюции творчества (на приме­ре поэзии Г.Р. Державина), проводится сопоставительный анализ произве­дений (повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" и "Остров Борнгольм"). При выборе последовательности расположения тем принималось во вни­мание становление и развитие литературных направлений в России XVIII века, поскольку одной из главных задач практических занятий является формирование навыков соотнесения конкретных художественных произ­ведений с закономерностями развития литературного процесса в целом.

Произведения, предлагаемые для изучения на практических заняти­ях, представляю! ведущие поэтические, драматические и прозаические жанры русской литературы XVIII века. Среди них сатира, ода, трагедия, комедия, путешествие, сатира, сентиментальная и предромантическая по­вести, "восточная повесть".

Первый этап подготовки к практическому занятию - чтение художе­ственных текстов. Необходимо осмыслить содержание произведения, по­пытаться воссоздать логику художественной мысли автора, соотнести свои впечатления от прочитанного с вопросами плана практического занятия.

Следующий этап предполагает изучение критической и научной ли­тературы. От Вас требуется не только умение правильно составить кон­спект, выделить главное в прочитанной монографии, подготовить план вы­ступления на практическом занятии, но и творчески подойти к решению той или иной научной проблемы, сопоставить точки зрения авторов книг, определить свою позицию в научной полемике. Оформлению собственной позиции способствует коллективное творческое обсуждение темы практи­ческого занятия.
При подготовке к практическим занятиям стоит учесть, что список литературы - это, как правило, минимальный перечень наиболее значительных и важных литературоведческих работ. При возможности нужно использовать и другие исследования, обращаясь к разным источникам.

Электронный каталог научной библиотеки Воронежского государственного университета. - (http//www.lib.vsu.ru/).

Социальные и гуманитарные науки.

Литературоведение:

Библиографическая база данных.

1986-2004 гг. / ИНИОН РАН. - М., 2005. - (CD. ROM).

Быт и традиции русского дворянства XVIII века
XVIII век принято называть эпохой перелома, что подтверждается, в первую очередь, петровскими преобразованиями, направленными на соз­дание новой системы государственного правления, новой армии, флота и новой культуры. Именно петровские реформы способствовали созданию одной из самых ярких культур, которые только знало человечество. Поро­ждением Петровской эпохи стало и то русское дворянство, каким мы его видим в XVIII - XIX веках.

Материалом, из которого это сословие соста­вилось, было допетровское дворянство Московской Руси. Оно представля­ло собой "служилый класс", то есть состояло из профессиональных слуг государства, которых за службу "верстали" деревнями и крестьянами. Пе­реставая служить, дворянин был обязан вернуть земли в казну или поста­вить на свое место нового воина. Правда, за особые заслуги земли могли пожаловать в наследственное владение, и "воинник" становился "вотчин­ником'". Патриотизм "вотчинника"-боярина уже не был столь ярко окра­шен личной преданностью государю; он был связан с привязанностью к земле, с памятью о службе, которую нес род, о чести, которой он пользо­вался. Ещё в XVII веке началось стирание различий между поместьем и вотчиной, а указ царя Федора Алексеевича (1682), возвестивший уничто­жение местничества, показал, что господствующей силой в государстве будет дворянство.

Психология служилого сословия была фундаментом самосознания дворянина XVIII века. Именно через службу сознавал он себя частью сословия. Петр I всячески стимулировал это чувство - и личным примером, и рядом законодательных актов. Вершиной их явилась Табель о рангах, отменившая распределение мест по крови. Главной идеей Табели о рангах явилось следующее соображение; люди должны занимать должно­сти по своим способностям и реальному вкладу в государственное дело. Все виды службы соответственно Табели о рангах делились на воинскую, статскую и придворную. Все чины были разделены на 14 классов.

Табель о рангах ставила военную службу в привилегированное положение. Это выражалось, в частности, в том, что все 14 классов в военной службе давали право наследственного дворянства, в статской же службе такое право давалось лишь начиная с VIII класса. Это означало, что самый низший обер-офицерский чин в военной службе уже давал потомственное дворянство, между тем как в статской для этого надо было дослужиться до коллежского асессора или надворного советника.

Из этого положения в дальнейшем проистекало различие между наследственными ("столбовыми") дворянами и дворянами личными. К по­следним относились статские и придворные чины XIV - IX рангов. Впо­следствии личное дворянство давали ордена и академические звания. Лич­ный дворянин пользовался рядом сословных прав дворянства, однако не мог передать этих прав своим детям, не имел права владеть крестьянами, участвовать в дворянских собраниях и занимать дворянские выборные должности. Такая формулировка закона открывала, по мысли Петра I, дос­туп в высшее государственное сословие людям разных общественных групп, отличившимся в службе, и, напротив, закрывала доступ "нахалам и тунеядцам".

Военная служба считалась преимущественно дворянской службой, статская не считалась "благородной". Ее называли "подьяческой", в ней всегда было больше разночинцев. Лишь в александровское и позже, в ни­колаевское, время статский чиновник начинает в определенной мере пре­тендовать на общественное уважение рядом с офицером. Табель о рангах создала военно-бюрократическую машину государственного управления. Власть государства покоилась на двух фигурах - офицере и чиновнике. «Чиновник» происходит от слова "чин'', что в древнерусском языке озна­чало "порядок". Чиновник - человек жалованья, его благосостояние непо­средственно зависит от государства. Запутанность законов и общий дух государственного произвола привели к тому, что русская культура XVIII века практически не создала образов беспристрастного судьи, справедли­вого администратора. Чиновник в общественном сознании ассоциировался с крючкотворством и взяточничеством. Русская бюрократия почти не оставила следа в духовной жизни России: она не создала ни своей культуры, ни даже своей идеологии.

Человек в Росси, если он не принадлежал к податному сословию, не мог не служить. Без службы нельзя было получить чина, а человек без чи­на должен был подписываться: "недоросль такой-то". Если дворянин дей­ствительно никогда не служил, то родня устраивала ему фиктивную служ­бу. Знатный вельможа мог служить фиктивно где-нибудь в придворной службе. Такой человек не был заинтересован в чинах, а даровитый чиновник мог выбиться в люди, получить дворянство. В кругах поместного дворянства, зачастую родовитого, считалось хорошим тоном демонстриро­вать презрение к чину.

Развитие крепостного права изменило само понятие слова "помещик". Это был уже не условный держатель государевой земли, а абсолют­ный и наследственный собственник как земли, так и сидящих на ней кре­стьян. По мере усиления независимости дворянства оно начало тяготиться двумя основными принципами петровской концепции службы: обязатель­ностью ее и возможностью для недворянина становиться дворянином по чину и службе. Оба эти принципа подверглись уже со второй трети XVIII века энергичным атакам. Отделение дворянских привилегий от обязатель­ной личной службы и утверждение, что самый факт принадлежности к со­словию дает право на душе- и землевладение, было оформлено двумя ука­зами: указом Петра III от 20 февраля 1762 года ("Манифест о вольности дворянства") и Екатерины II от 21 апреля 1785 года ("Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства").

По этим документам дарование дворянам сословных прав: освобож­дение от обязательной службы, от телесных наказаний, право "беспрепят­ственно ездить в чужие края" и "вступать в службы союзных держав" - получало и более широкую трактовку. В Грамоте Екатерины II писалось: Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу"- При этом дворянину га­рантировалась неприкосновенность "чести, жизни и имения".

Так создалась своеобразная социокультурная ситуация: дворянство окончательно закрепилось как господствующее сословие. Более того, именно за счет положения крестьян, которые после указа 13 декабря 1760 года (дававшего помещикам право ссылать крестьян в Сибирь на поселе­ние "с зачетом их в рекруты"') и 17 января 1765 года (расширявшего это право до возможности помещикам по собственному произволу отправлять неугодных крестьян на каторгу) были практически низведены до степени рабов ("крестьянин в законе мертв", - писал Радищев), дворянство в Рос­сии получило вольность и свободу. Культурный парадокс сложившейся в России ситуации состоял в том, что права господствующего сословия фор­мулировались именно в тех терминах, которыми философы Просвещения описывали идеал прав человека.

Мы говорили о том, как развивался и складывался нравственный об­лик человека XVIII столетия, при этом ведя речь о мужчинах. Между тем женщина этой поры не только была включена в поток бурно меняющейся жизни, но начинала играть в ней все большую роль. И женщина очень ме­нялась.

Петровская эпоха вовлекла женщину в мир словесности: ей потребо­валась грамотность. Уже у Фонвизина неграмотная женщина - сатириче­ский образ. Художественная литература, сохраняя и увеличивая свою не­зависимость от прямых поучений государства, завоевывает место духовно­го руководителя общества. К концу XVIII века появляется новое понятие - женская библиотека. Оставаясь по-прежнему миром чувств, миром детской и хозяйства, "женский мир" становится все более духовным. До­машние библиотеки женщин конца XVIII века сформировали облик людей 1812 года и декабристской эпохи.

В XVIII веке реформы Петра I перевернули не только государствен­ную жизнь, но и домашний уклад. Первое последствие реформ для жен­щин - это стремление внешне изменить облик, приблизиться к типу за­падноевропейской женщины. Семья в начале XVIII века подверглась по­верхностной европеизации. Женщина стала считать модным иметь любов­ника, без этого она "отставала" от времени. Кокетство, балы, танцы - вот женские занятия. Семья, хозяйство, дети отходили на задний план; ребе­нок вырастал почти без матери.

Затем произошли важные перемены. К 70-м годам XVIII века в Ев­ропе зарождается романтизм, и модным становится стремиться к природе, к естественности. Это оказало влияние и на семью. Во всей Европе кор­мить детей грудью стало признаком нравственности. С этого же периода стали ценить ребенка, детство. Раньше в ребенке видели маленького взрослого, что было очень заметно по детской одежде: в начале XVI11 века детям шьют маленькие, но по фасону - взрослые одежды. Постепенно в культуру входит представление о том, что ребенок и есть нормальный че­ловек. Появляется детская одежда, детская комната, возникает представле­ние о том, что играть - это хорошо. Так в домашний быт вносятся отноше­ния гуманности, и это - заслуга женщины. Именно женщина создает дет­ский мир, и для этого ей надо много пережить, перечувствовать. И здесь помогает литература - в 70-е - 90-е годы XV11I века женщина становится читательницей. Первым в эпоху Просвещения подготовить круг женского и детского чтения поставил целью Н.И. Новиков. Под его руководством начал свою просветительскую деятельность Н.М. Карамзин. Вместе со своим другом А.П. Петровым он редактировал новиковский журнал "Дет­ское чтение для сердца и разума"'(1785 - 1789}.

Вопрос о месте женщины в обществе неизменно связывался с отно­шением к ее образованию. В петровскую эпоху проблема женского обра­зования возникла в исключительно своеобразной форме; Петр специаль­ным указом предписал неграмотных дворянских девушек, которые не мо­гут подписать хотя бы свою фамилию, не венчать. Необходимость жен­ского образования и характер его стали предметом споров и связались с общим пересмотром типа жизни, типа быта.

Подлинный переворот в педагогических представлениях русского общества XVIII века внесла мысль о необходимости специфики женского образования. Возникла идея просвещения всех дворянских женщин, по­этому необходимо было выработать систему женского обучения. Сразу же встала проблема учебных заведений. Учебные заведения для девушек приняли двоякий характер: появились частные пансионы, но одновременно возникла и государственная система образования. Становление ее связано с именем известного деятеля культуры XVIII века И.И. Бецкого. Бецкой был приближен к правительственным кругам и в целом отражал настроения Екатерины II. И в итоге было создано то учеб­ное заведение, которое потом существовало долго и называлось по поме­щению, где око располагалось, Смольным институтом, а ученицы его - смолянками. Основную массу учениц составляли девушки дворянского происхождения, но при институте существовало "Училище для малолет­них девушек" недворянского происхождения. Обучение длилось девять лет, в течение которых девушки были практически изолированы от дома.

Обучение было поверхностным, исключение составляли лишь языки. В этой области знаний требования действительно были очень серьезными, и воспитанницы достигали больших успехов. Из остальных предметов значение фактически придавалось только танцам и рукоделию. Физика сводилась к забавным фокусам, математика - к самым элементарным зна­ниям. Только литературу преподавали немного лучше, особенно в XIX ве­ке, в пушкинскую эпоху, когда преподавателями в Смольном институте стали А.В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П.А. Плетнев, приятель Пушкина, которому поэт посвятил "Евгения Онегина".

Смольный был не единственным учебным заведением, возникали ча­стные пансионы. К концу XVIII века по проверке их оказалось несколько десятков в Петербурге, десять - в Москве и ряд - в провинции. Пансионы были иностранные.

Тип русской образованной женщины, особенно в столицах, стал складываться уже в 30-х годах XVIII века. Напомним хотя бы о вкладе в культуру Екатерины II и ее союзницы княгини Дашковой. Однако в целом женское образование в России XVIII - начала XIX века не имело ни своего Лицея, ни своего Московского или Дерптского университета. Тип высоко­духовной русской женщины сложился под воздействием русской литера­туры и культуры эпохи.

Этот вопрос освещён по книге Ю.М.Лотмана «беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)». – СПб, 1994. – 399 с.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Воронежский государственный университет iconНа включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих...
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»

Воронежский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
...

Воронежский государственный университет iconНаучной платформы
Воронежский государственный медицинский университет имени Н. Н. Бурденко Министерства здравоохранения Российской Федерации

Воронежский государственный университет iconВ. В. Черкасова Воронежский государственный педагогический университет, Воронеж
Итерпретация проблем повседневности в текстах песен б. Гребенщикова 2002-2009 годов

Воронежский государственный университет iconСведения о педагогических работниках
...

Воронежский государственный университет iconФгбоу впо воронежский государственный архитектурно-строительный университет
Научная конференция молодых ученых, посвященная 150- летнему юбилею в. И. Вернадского

Воронежский государственный университет iconТарек Бассам специфика функционирования палестинской прессы в системе арабской журналистики
Фгбоу впо «Воронежский государственный университет», заведующий кафедрой рекламы и дизайна

Воронежский государственный университет iconМетодические указания по выполнению конструктивной части курсового проекта
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования воронежский государственный архитектурно-строительный...

Воронежский государственный университет iconАэропорт в саратовской области. КазимироваД. А
Филиал «Воронежский государственный архитектурно-строительный университет», в г. Борисоглебске. 397160,Воронежская область, Борисоглебск,...

Воронежский государственный университет iconОтчёт о командировании на территорию иностранного государства
Воронежский государственный университет, Факультет Международных отношений, Кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную