Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков )






Скачать 56.08 Kb.
НазваниеТема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков )
Дата публикации14.02.2015
Размер56.08 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Открытый урок по литературе Алтая

Учитель: Дёмина Е. А.

Класс: 7

Тема урока: «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов – земляков )

Цель: 1) познакомить учащихся со стихотворениями о городе;

2) совершенствовать навыки выразительного чтения; чтения наизусть;

3) развивать творческие способности учащихся;

4) воспитывать любовь к своей «малой» родине

Оборудование: слайдовая презентация; стихотворения.

Ход урока

  1. Организационный момент (оформление тетрадей, запись темы) (слайды №1, 2)

  2. Работа по теме

Слово учителя (звучит песня, идут слайды №3-13)

300 лет… Много это или мало?! В июне 2009 года Бийск будет отмечать свой юбилей.

К юбилею

(читает наизусть стихотворение учитель)

Далёкая окраина России

Купеческий старинный городок,

Единственный, построенный на Бии,

Встречая солнце, смотрит на восток.

Известен город красотою

Его церквей, особняков,

Сосновым бором и рекою,

Текущей из дали веков.

Река, широкая местами,

Берёт с Телецкого разбег;

Гордимся мы её мостами

По ним шагая в новый век.

Летят года, идут столетья,

Уже давно острога нет.

Минули войны, лихолетья,

Развеян пепел прошлых лет.

Бегут спокойно волны Бии

До самых северных морей,

А на окраине России

Уже трёхсотый юбилей.

И. Тимошенский

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворениями поэтов – бийчан о родном городе. Каким он был и каким стал? Какими чувствами проникнуты эти стихотворения? Что вы испытываете, когда говорят о вашем городе?

Давайте перенесемся в 18 век и посмотрим, с чего всё начиналось?

Сообщения учащихся

1 Ученик. В начале 18 века территория Алтая вместе с её многочисленными народностями входила в состав сильного в то время Джунгарского государства. Алтайские племена считались подданными джунгарских ханов и выплачивали им дань. Алтай в переводе на русский означает «золотые горы». Об этих богатствах знало русское правительство, оно настойчиво подготавливало планы присоединения алтайских земель к русскому государству.

2 Ученик. (Слайды №14-15)

1709 год. 29 февраля Пётр I издал Указ о возведении острога на реках Бии и Катуни.

1709 год. 18 июня закончено строительство Бикатунского острога.Эта дата считается

днём основания Бийска.

1710 год. Бикатунский острог сожжён подданными джунгарского хана Цэван – Рабдана.

1718 год. Острог восстановлен на новом месте – на правом берегу Бии в районе

современной площади Фомченко.

1732 год. Бикатунский острог переименован в Бийский.

Ученица читает стихотворение (наизусть)

Город – крепость

Небо от времени побелело.

Бия от времени обмелела.

От времени выкрошился гранит.

Но время стирает, а память – хранит.

От множества ног годами, веками

И пыль под ногами стала как камень,

А прочные камни старинной стены

В пыль временем вечным превращены.

И только две пушки старинных в снегу,

Два вала – следы на крутом берегу,

Да память людская поведать смогла
Что шла здесь граница российской земли.

Что в грозные годы указом Петра

Джунгарам, калмыкам и прочим на страх

В степи, на слиянии рек и дорог

Построил народ Бикатунский острог.

, Небо от времени побелело.

Бия от времени обмелела.

Но разве с острогом сравнишь? Богатырь

Он ввысь раздается сегодня и вширь.

Но тенью тех пушек на белом снегу.

Да профилем вала на берегу

Мой город запомнил крепко,

Что он начинался – как крепость (слайд № 16)

С. Чепров

Учитель: Город рос, строился. Вот как выглядели улочки купеческого Бийска. (Слайды №17-19)

Гуляя по улицам старого города, мы чувствуем себя сопричастными к его истории

Ученица читает наизусть стихотворение

Старый город

Вновь иду я по улочкам старого Бийска…

В каждом камне здесь прошлое наше живёт…

И оно оживает, становится близким

И по городу рядом со мною идёт.

Прикоснитесь рукою к старинному зданью

И почувствуйте, как потеплеет рука…

Будто всё понимают молчащие камни…

Только память о прошлом для них нелегка.

Каждый день мы, не глядя, торопимся мимо,

В суете городской, в неотложных делах,

А они наблюдают за нами незримо,

Ощущая и боль , и тревогу , и страх.

Вы пройдитесь по улочкам старого Бийска,

Отложив все дела, никуда не спеша,

Подойдите к старинному зданию близко

И почувствуйте. Как оживает душа.

Н. Назарковская

Учитель: Много горя выпало на долю военного и послевоенного поколения бийчан. Вероломное нападение гитлеровской Германии прервало мирную жизнь города. Сыны и дочери Бийска с честью выполняли наказ своих отцов, храбро сражаясь на фронтах. Около 4 тысяч бийчан награждены орденами и медалями. Три война получили звание Героя Советского Союза. Не вернулись с поля битвы…… Наш долг помнить, что сделали они для нас. К сожалению, ветеранов с каждым годом становится всё меньше и меньше. (слайды№20-21)

Ученик читает стихотворение (наизусть)

Ветераны

Не клялись, не говорили

Зажигательных речей.

Постояли. Покурили

Возле памятных ключей.

Обнялись. Расцеловались,

Как пред боем. И тогда

Каждый понял, - расставались

Эти люди навсегда.

Страшно, аж мороз по коже!

Лишь звенели ордена…

Каждый день убить их может

В них живущая война.

Г. Володин

Учитель: За триста лет своего существования Бийск прошёл большой путь развития. В недалёком прошлом город купцов и мелких кустарей стал промышленным и культурным городом Алтайского края. Совсем недавно, в ноябре 2005 года, город получил статус наукограда. Это новый этап развития города в его истории. Какой он сейчас, наш город, накануне юбилея? О чём задумался?

Ученица читает стихотворение (наизусть)

О чём задумался, мой город, в день рожденья?

Что вспоминаешь? И о чём молчишь?

Меняются людские поколения,

А ты – три века на Земле стоишь!

О чём грустишь в объятьях летней ночи,

Листая вереницу долгих дней?

Я знаю, видишь пред собой воочию

Прекрасных, смелых, волевых людей!

Всегда надеждою полны восходы

И к вечной мудрости зовёт закат.

Сегодня к нам через века, сквозь годы

Идёт казачий боевой отряд !

Н. Назарковская.

Учитель: Давайте послушаем стихотворения, которые вы подготовили самостоятельно к сегодняшнему уроку. (Это было перспективное домашнее задание. Учителю лучше заранее ознакомиться с этими стихотворениями или самому дать список рекомендованных и помочь проанализировать стихотворения по плану)

Л. Белоусова «Мой город»

Л. Гольцова «Ночной Бийск»

О. Заева «Бийск»

С. Иноземцев «Живи и здравствуй!», «Город, лучше которого нет», «Заздравная».

Л. Целищева « Купола Юности», «Мой город».

С. Чепров «Песня о Бийске» (слайд №22)

План анализа стихотворения

  1. Время создания поэтического произведения.

  2. Основная тема.

  3. О чём заставляет задуматься читателя данное стихотворение?

  4. Найдите художественно – выразительные средства; определите их функции.

  5. Как вы объясните смысл названия стихотворения?

Учитель: Вы прослушали сегодня много стихотворений о Бийске.

-Каким мы видим наш город?

-Что объединяет эти стихотворения?

Творческая работа (слайды №23- 24)

Попробуйте создать стихотворения в жанре синквейна на тему «Бийск». (Учащиеся уже знакомы с этим жанром). Несколько работ зачитывают.

Бийск Бийск

Молодой, красивый, современный. Родимый, любимый.

Растёт, развивается. Помню, скучаю, мечтаю.

Будущее города в наших руках. Место, где тебя ждут.

Наукоград. Родина.

Бийск

Праздничный, весёлый, шумный.

Ждёт, готовиться, встречает.

Летят года, идут столетья.

Юбилей.

Итог урока. (Слайд № 25)

Сегодня мы познакомились лишь с небольшой частью стихотворений о нашем городе, месте, где вы родились, живёте. Помните об этом, любите, гордитесь им и делайте всё, чтобы он процветал. Мне бы хотелось закончить наш урок строчками из стихотворения С. Иноземцева

Всё, что есть в этой жизни у нас,-

Город, лучше которого нет.

Выставление оценок.

Домашнее задание. (Слайд № 26)

Напишите сочинение на одну из предложенных тем: «Моё любимое место в городе», «За что я люблю свой город?» или стихотворение – поздравление городу.

Слайд №27-28(звучит песня о Бийске)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconУрок по литературе. 6 класс. Тема: Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconТема : Великая Отечественная война в литературе. Лирика военных лет. Урок 2
Цель: знакомство с лирикой поэтов 40-х годов; патриотические мотивы и сила патриотического чувства в стихотворениях поэтов

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconУрока по литературе 6 класс тема: родная природа в стихотворениях ф. И. Тютчева
Портрет Ф. И. Тютчева, выставка книг с произведениями поэта, иллюстрации к стихотворениям о природе; мультимедийная презентация с...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconКонспект урока музыки в 5 классе. Тема: Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский
Дидактическая цель урока: Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconУрок концерт в 8 классе Тема : Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов
Цели: показать значение поэзии в годы во войны, познакомить с именами поэтов военных лет; развивать умение выразительного чтения;...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconТема: «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Задачи урока: расширение представлений учащихся об авторской песне как музыкальном жанре и общественном движении; осознание своего...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconКонспект урока Тема
Тема: Роль деталей в создании художественного образа в стихотворениях А. А. Ахматовой «Песня последней встречи», «Я научилась просто,...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) icon«Русская природа в стихотворениях поэтов 19 века и современных поэтов »
Комплименты-это любезные слова о внешности, сопровождающиеся теплым взглядом. Первый комплимент от меня : «Твои глаза сияют сегодня...

Тема урока : «Город, лучше которого нет» (прошлое и настоящее Бийска в стихотворениях поэтов земляков ) iconОлимпиада по литературе. 6 класс
Назовите имена известных вам писателей и поэтов-земляков и написанные ими произведения

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную