Олимпиада по литературе






Скачать 40.09 Kb.
НазваниеОлимпиада по литературе
Дата публикации21.02.2015
Размер40.09 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Олимпиада ПО ЛИТЕРАТУРЕ для учащихся 10-11х классов

1. Укажите название художественного метода в искусстве и литературе, для
которого характерно достоверное изображение жизни в конкретных исторических условиях, создание типических ситуаций и типических характеров при сохранении их индивидуальности:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.

2. Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:
а) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка;
б) завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация
развязка;
в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;
г) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог.

3. Укажите ряд, в котором перечислены названия только тех повестей, автор
которых - Н.В. Гоголь:
а) «Хамелеон», «Вий», «Портрет», «Метель»;
б) «Шинель»», «Записки сумасшедшего», «Ночь перед рождеством», «Тарас
Бульба»;
в) «Господин из Сан-Франциско», «Хорь и Калиныч», «Человек в футляре»,
«Выстрел»;
г) «Бедная Лиза». «Дама с собачкой», «Барышня-крестьянка», «Майская ночь,
или Утопленница».

4. Пафос литературного произведения - это:
а) важнейший структурный элемент сюжета;
б) сложившееся в воображении писателя общее представление о содержании и
форме будущего произведения в соответствии с определенной художественной
идеей;
в) ведущая эмоциональная тональность произведения, определяемая ценностными установками автора или его героев;
г) неожиданное событие, резкий поворот действия, осложняющий развитие сюжета произведения.

5. В творчестве какого автора не представлены драматические произведения:
а) А.С.Пушкина;
б) М.Ю. Лермонтова;
в) Н.В. Гоголя;
г) И.А. Гончарова.

6. Укажите название жанра, которому соответствует следующее определение:
«Небольшое стихотворение, которое зло высмеивает какое-либо лицо или общественное явление и представляет жанр сатирической поэзии и род литературы лирика»:
а) ода; б) эпиграмма; в) басня; г) мадригал.

7.Определите размер стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям...»
А.А. Ахматовой по его фрагменту:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
а) хорей: б) ямб; в) анапест; г) дольник.

8. Укажите ряд, в котором перечислены имена поэтов только серебряного века
русской литературы:
а) В.А. Жуковский, АС. Пушкин, ФИ. Тютчев;
б) А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский;
в) З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевич, В.Я. Брюсов;
г) Д.С. Мережковский, И.А. Бунин, И.А. Бродский.

9. Укажите, какой художественный прием (он выделен курсивом) использовал
А.С. Пушкин в приведенном ниже фрагменте из романа «Евгений Онегин»:
Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил:
^ Певца Гяура и Жуана-
а) перифраз; б) метафора; в) олицетворение; г) аллегория.

10. Укажите имя автора художественного произведения, фрагмент из которого предлагается в части 2.
а) С.Т. Аксаков; б) Н.В. Гоголь; в) И.С. Тургенев; г) А.П. Чехов.

Часть 2
^ Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через не обозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими не обитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом... Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широ кими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом горчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!

^ Вопросы и задания по тексту
1 .Прокомментируйте субъектно-речевую организацию текста: кто является субъектом речи и как он взаимодействует с ее адресатом?
2.Чьей традиции ландшафтного описания следует автор? В чем особенности этой традиции?
3.Какие типы речи здесь используются? Приведите примеры из текста.
4. Выделите основные фигуры речи, использованные автором в описании степи.
5.В каких произведениях русской литературы есть подобные описания?


Ответы ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 10-11-х классов

Часть 1. Тесты 1 г; 2 а; 3 б; 4 в; 5 г; 6 б; 7 г; 8 в; 9 а; 10 в.

Оценивание.

Каждый верный ответ первой части оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 10 баллов.

Часть 2

1.Субъектом речи является автор-повествователь, непосредственно обращающийся к читателю. Поэтому используется местоимение вы (2 л., мн.ч.) со значением обобщенного адресата. Такой прием способствует созданию эффекта присутствия, сопричастности, наглядности в духе поэтики «натуральной школы». -2балла

2. И.С. Тургенев следует здесь гоголевской традиции ландшафтного описания, которая представлена, например, в повестях из цикла «Миргород», в поэме «Мертвые души». Особенности данной традиции: изображение пейзажа дается в динамике и перемежается с изображением картин народной жизни; ландшафтные описания представляются образно (используются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.п.); один из важных компонентов создаваемой образной картины — обильно используемая художественная деталь; в описании передается эмоционально-оценочное отношение автора (повествователя). – 2 балла

З.В данном фрагменте преобладает описание, но есть и элементы повествования. – 2 балла

4.В качестве основной фигуры речи могут быть указаны:

а) асиндетон (бессоюзие);

б) прием перечисления, множественности однородных членов;

в) синтаксический параллелизм. – 3балла

5.Описание степи встречается у СТ. Аксакова («Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника»), И.С. Тургенева («Лес и степь» из «Записок охотника»), А.П. Чехова («Степь»), А.П. Платонова («Июльская гроза»), М.А. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина») и др. – 3 балла

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиада по литературе iconФедерация искусств «музыкальное наследие» всероссийская олимпиада...
Олимпиада является смотром достижений учащихся и преподавателей музыкально теоретических дисциплин детских музыкальных школ и школ...

Олимпиада по литературе iconОткрытая всероссийская дистанционная олимпиада по литературе
Общество Науки и Творчества проводит Всероссийскую дистанционную олимпиаду по литературе, целью которой является повышение интереса...

Олимпиада по литературе iconТодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников...
Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. М.: Дрофа, 2002

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе. 6 класс
Назовите имена известных вам писателей и поэтов-земляков и написанные ими произведения

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе (муниципальный тур)
Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе iconМетодические рекомендации для организации и проведения школьного...
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г.№286), Олимпиада школьников...

Олимпиада по литературе iconАссоциация Байкал-Экосеть Кузеванова Е. Н. Олимпиада по байкаловедению
Кузеванова Е. Н. Олимпиада по байкаловедению: Сборник К89 материалов / Обл юнош б-ка им. И. П. Уткина. – Иркутск, 2002

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную