Олимпиада по литературе






Скачать 40.09 Kb.
НазваниеОлимпиада по литературе
Дата публикации21.02.2015
Размер40.09 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Олимпиада ПО ЛИТЕРАТУРЕ для учащихся 10-11х классов

1. Укажите название художественного метода в искусстве и литературе, для
которого характерно достоверное изображение жизни в конкретных исторических условиях, создание типических ситуаций и типических характеров при сохранении их индивидуальности:
а) классицизм;
б) сентиментализм;
в) романтизм;
г) реализм.

2. Укажите ряд, в котором представлена правильная цепочка структурных элементов сюжета художественного произведения:
а) экспозиция - завязка - развитие действия - кульминация - развязка;
б) завязка - лирическое отступление - развитие действия - кульминация
развязка;
в) зачин - развитие действия - конфликт - концовка;
г) пролог - экспозиция - завязка - развитие действия - развязка - эпилог.

3. Укажите ряд, в котором перечислены названия только тех повестей, автор
которых - Н.В. Гоголь:
а) «Хамелеон», «Вий», «Портрет», «Метель»;
б) «Шинель»», «Записки сумасшедшего», «Ночь перед рождеством», «Тарас
Бульба»;
в) «Господин из Сан-Франциско», «Хорь и Калиныч», «Человек в футляре»,
«Выстрел»;
г) «Бедная Лиза». «Дама с собачкой», «Барышня-крестьянка», «Майская ночь,
или Утопленница».

4. Пафос литературного произведения - это:
а) важнейший структурный элемент сюжета;
б) сложившееся в воображении писателя общее представление о содержании и
форме будущего произведения в соответствии с определенной художественной
идеей;
в) ведущая эмоциональная тональность произведения, определяемая ценностными установками автора или его героев;
г) неожиданное событие, резкий поворот действия, осложняющий развитие сюжета произведения.

5. В творчестве какого автора не представлены драматические произведения:
а) А.С.Пушкина;
б) М.Ю. Лермонтова;
в) Н.В. Гоголя;
г) И.А. Гончарова.

6. Укажите название жанра, которому соответствует следующее определение:
«Небольшое стихотворение, которое зло высмеивает какое-либо лицо или общественное явление и представляет жанр сатирической поэзии и род литературы лирика»:
а) ода; б) эпиграмма; в) басня; г) мадригал.

7.Определите размер стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям...»
А.А. Ахматовой по его фрагменту:

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
а) хорей: б) ямб; в) анапест; г) дольник.

8. Укажите ряд, в котором перечислены имена поэтов только серебряного века
русской литературы:
а) В.А. Жуковский, АС. Пушкин, ФИ. Тютчев;
б) А.Н. Майков, А.К. Толстой, Я.П. Полонский;
в) З.Н. Гиппиус, В.Ф. Ходасевич, В.Я. Брюсов;
г) Д.С. Мережковский, И.А. Бунин, И.А. Бродский.

9. Укажите, какой художественный прием (он выделен курсивом) использовал
А.С. Пушкин в приведенном ниже фрагменте из романа «Евгений Онегин»:
Хотя мы знаем, что Евгений Издавна чтенье разлюбил, Однако ж несколько творений Он из опалы исключил:
^ Певца Гяура и Жуана-
а) перифраз; б) метафора; в) олицетворение; г) аллегория.

10. Укажите имя автора художественного произведения, фрагмент из которого предлагается в части 2.
а) С.Т. Аксаков; б) Н.В. Гоголь; в) И.С. Тургенев; г) А.П. Чехов.

Часть 2
^ Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Но вот вы собрались в отъезжее поле, в степь. Верст десять пробирались вы по проселочным дорогам - вот, наконец, большая. Мимо бесконечных обозов, мимо постоялых двориков с шипящим самоваром под навесом, раскрытыми настежь воротами и колодезем, от одного села до другого, через не обозримые поля, вдоль зеленых конопляников, долго, долго едете вы. Сороки перелетают с ракиты на ракиту; бабы, с длинными граблями в руках, бредут в поле; прохожий человек в поношенном нанковом кафтане, с котомкой за плечами, плетется усталым шагом; грузная помещичья карета, запряженная шестериком рослых и разбитых лошадей, плывет вам навстречу. Из окна торчит угол подушки, а на запятках, на кульке, придерживаясь за веревочку, сидит боком лакей в шинели, забрызганный до самых бровей. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками, бесконечными заборами, купеческими не обитаемыми каменными строениями, старинным мостом над глубоким оврагом... Далее, далее!.. Пошли степные места. Глянешь с горы - какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широ кими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки; церкви белеют; между лозниками сверкает речка, в четырех местах перехваченная плотинами; далеко в поле гуськом горчат драхвы; старенький господский дом со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду. Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и мельче, дерева почти не видать. Вот она наконец - безграничная, необозримая степь!

^ Вопросы и задания по тексту
1 .Прокомментируйте субъектно-речевую организацию текста: кто является субъектом речи и как он взаимодействует с ее адресатом?
2.Чьей традиции ландшафтного описания следует автор? В чем особенности этой традиции?
3.Какие типы речи здесь используются? Приведите примеры из текста.
4. Выделите основные фигуры речи, использованные автором в описании степи.
5.В каких произведениях русской литературы есть подобные описания?


Ответы ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для учащихся 10-11-х классов

Часть 1. Тесты 1 г; 2 а; 3 б; 4 в; 5 г; 6 б; 7 г; 8 в; 9 а; 10 в.

Оценивание.

Каждый верный ответ первой части оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов - 10 баллов.

Часть 2

1.Субъектом речи является автор-повествователь, непосредственно обращающийся к читателю. Поэтому используется местоимение вы (2 л., мн.ч.) со значением обобщенного адресата. Такой прием способствует созданию эффекта присутствия, сопричастности, наглядности в духе поэтики «натуральной школы». -2балла

2. И.С. Тургенев следует здесь гоголевской традиции ландшафтного описания, которая представлена, например, в повестях из цикла «Миргород», в поэме «Мертвые души». Особенности данной традиции: изображение пейзажа дается в динамике и перемежается с изображением картин народной жизни; ландшафтные описания представляются образно (используются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и т.п.); один из важных компонентов создаваемой образной картины — обильно используемая художественная деталь; в описании передается эмоционально-оценочное отношение автора (повествователя). – 2 балла

З.В данном фрагменте преобладает описание, но есть и элементы повествования. – 2 балла

4.В качестве основной фигуры речи могут быть указаны:

а) асиндетон (бессоюзие);

б) прием перечисления, множественности однородных членов;

в) синтаксический параллелизм. – 3балла

5.Описание степи встречается у СТ. Аксакова («Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника»), И.С. Тургенева («Лес и степь» из «Записок охотника»), А.П. Чехова («Степь»), А.П. Платонова («Июльская гроза»), М.А. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина») и др. – 3 балла

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиада по литературе iconФедерация искусств «музыкальное наследие» всероссийская олимпиада...
Олимпиада является смотром достижений учащихся и преподавателей музыкально теоретических дисциплин детских музыкальных школ и школ...

Олимпиада по литературе iconОткрытая всероссийская дистанционная олимпиада по литературе
Общество Науки и Творчества проводит Всероссийскую дистанционную олимпиаду по литературе, целью которой является повышение интереса...

Олимпиада по литературе iconТодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников...
Всероссийские олимпиады школьников по литературе. 9-11 кл. / Сост. Т. А. Калганова. М.: Дрофа, 2002

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе (муниципальный тур)
Ответьте на вопросы по истории и теории литературы, проявив знание художественных текстов

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе. 6 класс
Назовите имена известных вам писателей и поэтов-земляков и написанные ими произведения

Олимпиада по литературе iconАссоциация Байкал-Экосеть Кузеванова Е. Н. Олимпиада по байкаловедению
Кузеванова Е. Н. Олимпиада по байкаловедению: Сборник К89 материалов / Обл юнош б-ка им. И. П. Уткина. – Иркутск, 2002

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе iconОлимпиада по литературе
...

Олимпиада по литературе iconМетодические рекомендации для организации и проведения школьного...
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г.№286), Олимпиада школьников...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную