Лекция №1






Скачать 477.25 Kb.
НазваниеЛекция №1
страница1/5
Дата публикации19.01.2015
Размер477.25 Kb.
ТипЛекция
l.120-bal.ru > Литература > Лекция
  1   2   3   4   5


Все права на реализацию данных лекций принадлежат группе 117( международное отделение) 2010 года и тем, кто активно участвовал в создании конспектов лекций т.е. Белову Даниле и Субботину Игорю и Пискареву Денису. А ну и Красовскому конечно же
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.В. ЛОМОНОСОВА



Курс лекций

по истории русской литературы 18 века.

Преподаватель Красовский Вячеслав Евгеньевич

Небольшое введение

Во-первых, если кому-то чё-то не нравится, не скачивайте и не читайте текст, так что без претензий.

Во-вторых, лектор, возможно, будет другой, но темы должны те же в любом случае.

Лекция № 1

Введение в историю русской литературы и журналистики XVIII века

В начале 18 века произошло радикальное обновление самых различных сфер жизни, что не могло не отразиться на развитии литературы России. Это было связано с петровскими реформами, которые ускорили развитие общества. За полстолетия произошёл невероятный скачок вперёд.
Борьба нового со старым стало источником создания новых произведений. Происходил разрыв старой литературы с новой. Фраза о том, что Пётр I «прорубил окно в Европу» известна всем, однако сближение с Западом намечалось ещё до Петра (Примером может служить деятельность Василия Голицына дипломата, государственного деятеля и по совместительству любовника Софьи Алексеевны, боярин Артаман Ерофеев)
Кроме всего прочего, реформы Петра ликвидировали церковь (1721 года был ликвидирован патриарх (не сам патриарх, а пост)). Теперь Россия стала (ну или стремилась стать) сильной светской державой европейского типа.
В 18 веке на смену житиям и апокрифам приходит сатира, ода, роман. Основным литературным языком становится русский, а не церковно-славянский. Усилилось стихотворство, Народная поэзия. В книжной поэзии выделяется силлабическая система стихосложения (Симеон Полоцкий, к примеру). В дальнейшем силлабо-тоническая система стихосложения приходит на смену силлабической. Идёт активное творческое освоение литературы.
С 18 века литература становится государственным делом. И если говорить о периодизации литературного процесса, то он основывается сменой власти:


Даты

1.
1) Пётр I правил четверть века (провозглашён царём в 1682 году, начал самостоятельно править с 1689 года по 1725 года. Это была эпоха государственных преобразований.
2) 16 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга
3) В 1721 году Пётр I принял титул первого императора Российской империи.
4) 5 февраля 1722 года был принят устав о наследии престола. Монарх был сам волен назначать и отлучать преемника (что-то схожее есть и сейчас).
2.
1) 1725 – 1762 год – эпоха дворцовых переворотов. Была очень долгая конетель, когда дворцовая знать состояла сплошь из интриганов, в итоге на трон садились то избранием народа, то Божьей милостью.
2) Пётр II Алексеевич (внук Петра I) вступил на престол 6 мая 1727, когда ему было всего одиннадцать лет, и умер в 14 лет от оспы. В итоге его правление закончилось в 1730 году.
2) 1730 - 1740 правила императрица Всероссийская Анна Иоанновна. Взошла на престол благодаря Верховному Тайному Совету, при условии, что будет следовать Кондициям, которые сильно ограничивали её в правах, к примеру, она не могла объявлять войну или заключать мир без согласия совета, но в итоге кондиции были разорваны и отвергнуты.
4) В 1731 году она назначила своим преемником сына своей 13 летней племянницы.
5) В 1740 году на престол всходит, а точнее, его сажают при регентстве сначала Бирона, а затем собственной матери Анны Леопольдовны Иоанн Антонович (Иван VI). Ему не было и года от рода, впрочем, и страной он правил около года.
6) 1741 – 1761 года, на престол всходит Елизавета Петровна - дочь Петра I и его любовницы Екатерины Алексеевны. Столь долгому правлению обязана тем, что сама не вмешивалась в политические дела, а доверила их своим фаворитам. Елизавета, последний правитель России, который является Романовым «по крови»
7) После смерти Елизаветы Петровны «государем» стал Пётр III.. В кавычки взят в связи с тем, что не короновался и побил рекорд царевича Алексея по пребыванию у власти, он правил всего 186 дней.
8) В 1762 году на трон садится Екатерина II, знаменуя тем самым конец эпохи дворцовых переворотов.

Лекция № 2 (Субботин)
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА XVIII в.
Выделяют три периода:


  1. литература первой трети XVIII - с 1700 по 1730 гг. Это переходный период к словесной культуре общеевропейского типа. Ориентация на авторскую, светскую культуры.

Господствовал панегирический стиль: он был порожден культурным пафосом культурных деятелей. Часто его называют предклассицистическим. Произведения отличались жанровым и стилевым своеобразием.

Особенности:

- Защита гос. интересов

- Прославление монарха

- Интерес к античности
Крупная фигура того времени – Феофан Прокопович. Придворный «политолог» Петра Первого. Написал ряд проектов, обосновавших указы Петра. Его проповеди или «слова» - жанровый прототип для следующих десятилетий.
В 20-е годы появляется Антиох Дмитриевич Кантемир.
В 30-е годы вышел придворный роман «Езда в остров любви» Василия Кирилловича Тредиаковского (ни в коем случае не «Тредьяковского»). Вторая часть книги – сборник его лирических стихотворений.
И Кантемир, и Тредиаковский отразили сдвиги в литературном сознании. Был намечен курс на классицизм. Он, классицизм, отвечал требованиям абсолютизма. Тредиаковский считал, что в русской литературе должны быть выработаны свои каноны, как в европейской.


  1. Период становления, укрепления и господства классицизма. 1730, 1740-е – 1750-е годы.

Реформаторские акции:
- Реформа рус. стихосложения

- Стилевая реформа: стиль – в смысле стиль эпохи.

- Регламентация жанровой системы литературы. Жанровая реформа.
Реформаторы стихосложения были учеными-филологами, потому что надо было вникать в суть языка.
Стихи писали:

- Сумароков Александр Петрович

- Тредиаковский

- Ломоносов
Шла литературная борьба. К тому же, существование Тайной канцелярии способствовали доносам.

Сумароков: ввел многие жанры, имевшие место в античности.

В творчестве Кантемира и Ломоносова оформились высокие жанры классицизма: ода – Ломоносов, сатира – Кантемир. Сумароков – лирика, ратовал за жанровую универсальность. Тредиаковский – проза, стихи, разные направления.
Примечание. В «Капитанской дочке» упомянуты Сумароков и Тредиаковский (Тредиаковский был учителем Швабрина).


  1. с 1760 по 1790 гг. Период бурный и многоаспектный. Большая часть его приходится на правление Екатерины Второй. Первое время большое значение имела просветительская идеология, под влиянием которой классицизм меняется.

Расцвет публицистических жанров на страницах периодических изданий. Также изменение классицизма связано с вторжением низкой демократической беллетристики (например, Федор Александрович Эмин).

В 70-е и 90-е начинает колебаться жанровая система.
Представители: Денис Иванович Фонвизин, Гаврила Романович Державин, Яков Борисович Княжнин (Пушкин в «Онегине» писал: «переимчивый Княжнин», но Красовский считает иначе), Василий Васильевич Капнист.

Время расцвета классицизма, но в то же время – трансформация.
в 60-е зародился сентиментализм, достиг апогея в 90-е (Радищев, Карамзин).

Менялся тип исторического сознания. Поворот в 90-е от идеологии к эстетике. Зачастую это связывают с деятельностью масонов.
в 90-е классицизм уступает сентиментализму. Разум уступает место чувству. Цель теперь – не заниматься морализаторством, а заинтересовать и эмоционально увлечь.

Карамзин и Радищев закончили своим творчеством этот период.
ЛИТЕРАТУРА И ЖУРНАЛИСТИКА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ

В то время литература – это прежде всего словесность. Петр не отдавал предпочтения художественным произведениям, считал их частью гос. дела.

Существовала только одна газета – «Ведомости». Потом возникли санкт-петербургские «Ведомости».

Петровская эпоха – подготовка к культурному взлету: открытие образовательных учреждений, подготовка грамотных людей (не интеллигенции, не употреблять это на экзамене, т.к. это понятие появилось лишь в 60-е года XIX).

Были сословия.

Книгоиздание – это тоже дело гос. важности для Петра. Можно провести аналогию с сов. эпохой: не было коммерческих издательств.

Но в петровское время существовала рукописная книга, наравне с печатной.

В области театра – создание функциональных кадров, развитие драматургии.
В своей деятельности Петр исходил из идей:

- естественного права

- общественного договора

- общего блага
Монарх – это олицетворение государства. Его забота – об общем благе. Любые действия самодержца истолковывались как забота об общем благе.

Монарх, в свою очередь, ценил тех, кто принес пользу Отечеству, а не за род (это подтверждает закон 1722 г. о порядке гос. службы в Российской Империи, «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» - его следует знать).

Истинный характер политики: политика Петра была продворянской. Интересы же податных сословий не учитывались.

Первоначальной задачей правительства было насаждение просвещения в России.

Вы время каждого выезда за границу Петр посещал музеи. Из зарубежных ученых он особо отмечал Лейбница.

С 1697г. десятки молодых людей потянулись за границу. Для того, чтобы решить проблему кадров на Родине.

При Петре организовывались светские технические училища: например, Математическая и навигатская школа в Москве, которая потом переехала в Петербург и стала Морской академией; Инженерная и артиллерийская школа в Петербурге и Москве, которая создалась1712г.
В 1714 г. во всех губерниях создавались цифирные школы: туда принимались «все ребятки изо всех чинов и людей», но крепостные крестьяне отметались.

1721 г. – указ об основании школ при каждый епархии.
Особенностью петровских школ был демократизм.
Василий Татищев, ему принадлежит знаменитое высказывание: «Зачем же семена искать, если почва не готова?». Ситуация: его отправили в Швецию, пригласить ученых в Россию.
Рос. Академия отличалась от других европейских академий: она была не научным сообществом (не было еще ученых), а местом для обучения. В 1724 г. в состав Академии по указу вошел университет (в Питере до сих пор считают, что Петербургский университет – старейший).

Были организованы две гимназии.
Печать, как и тех. школы использовалась для пропаганды реформ. Петр в первую очередь издавал учебники, азбуки (он лично следил за изданием азбук), географические карты, календари.

В царствование Петра издано – 603 книги.


Лекция № 3 (Субботин)

22 марта состоится к/р

К ней знать:

- «Гисторию Василия Кориотского…»

- Газету «Ведомости» (по хрестоматии)

- творчество Феофана Прокоповича

- Антиоха Кантемира

Произведения - по списку Красовского
КНИГОПЕЧАТАНИЕ
При Петре было от 3 до 7 печатных станков. Типографии были государственные. Петр хотел, чтобы книги вырастили новую элиту с техническим образованием. Книги были: по фортификации, по военному делу и т.д.

Петровская эпоха показала: легче подготовить и оснастить армию, чем провести изменения в области культуры, потому что общество должно быть подготовленным.

1708 г. – выходит книга «Геометрия, словенские землемерия» - первая книга не с кириллическим шрифтом, а с гражданским. Это должно было подчеркнуть разрыв власти с церковью.

В апреле 1708 г. также выходит книга «Приклады, како пишутся комплементы разные» (орфография сохранена). Это письмовник, т.е. собрание образцов писем. Переведено с немецкого переводчиком Шафировым. Обычно письмовники были рукописные. Кстати, эта книга тоже была напечатана гражданским шрифтом. Примеры: образец благодарительного писания (т.е. письма) за доброе угощение, образец писания студента к своему отцу. Требуется: вежливость, благородное обращение, пропагандируется благородная любовь к даме.

Петр Первый терпеть не мог лишних рассказов в книгах , даже в худ. литературе видел только прикладной характер. Из сотен переведенных книг лишь единицы были художественными.

Тем не менее, Петр считал нужным знакомство с мифологией, несмотря на то, что церковь его за это порицала.

«Притчи Эзопа» претерпели пять изданий. «Библиотека о Богах», Аполлодор – несколько. «История о разорении Трои» - три издания. «Книга Квинта Курция о делах, соделанных Александром Великим» - четыре издания. В них не было общественной потребности – это было повеление Петра.

«Юности честнОе зерцАло, или показания к житейскому обхождению» - учебник хорошего тона. Издан факсимильным способом в 90-м году. Первая часть этой книги – азбука и таблица переводов (цифры). Сохранились только два экземпляра этой книги. Вторая часть содержит библейские изречения. Третья часть – девушках, о девическом целомудрии, о девическом смирении (все это составлено по немецким источникам). Но в «Юности…» были рекомендации, советы, а не перечисление наказаний, как, к примеру, в «Домострое». О девич. добродетели: должно быть двадцать добродетелей. Например, стыдливость.

В книге множество ссылок на античных авторов, а также на Лютера, Шекспира и др.

Цель: внушить людям идеал достойного поведения.
Рукописная книга имела не меньший авторитет, чем печатная. В первой трети XVIII в. количество рукописных книг практически не сократилось. Многие книги переписывались.

Частных книжных лавок не было – печатные книги можно было купить лишь в Печатном дворе.

Стефан Егорский – его проповеди были рукописные: он был оппозиционером. Также рукописными были и книги старообрядцев. В рукописных сборниках были переводные повести, либо истории «по мотивам», либо русские «гистории».

Также в петровское время возникает потребность писать любовные вирши.

Любовной лирике был свойственен двойственный характер: 1) ориентация на западно-европейские образцы, силлабическое стихосложение; 2) фольклорное влияние.

Появились стихи, сочиненные конкретными людьми – анонимность перестает существовать.

Виллим Монс – стихотворец при Петре. Его секретарь – Егор Столетов.

Также писал стихи стольник Петр Квашнин.

Никаких достижений в поэзии не было: существовало прямое подражание, варваризмы. Образы Фортуны, Купидона, Венеры.

Феофан Прокопович: «В наше время все стали стихотворствовать до тошноты».
Появляются бытовые рукописные повести. Например, «Гистория о рос. матросе Василии Кориотском….»

Произведение Дефо «Робинзон Крузо» очень сходно с «Гисторией…»: Дефо очень интересовался Россией, и в «Крузо» даже советовал Петру прекратить войну со шведами и начать завоевание Китая. Таким образом, «Гистория о… Кориотском» существует в контексте мировой литературы


Лекция № 4
(опускаем краткое содержание некоторых произведений, которые озвучил Красовский)

Театр и драматургия

Официально театр возник в середине 18 века, до этого момента существовали как альтернатива скоморохи. И вот в 1748 и 1756 году выходят запреты на деятельность скоморохов. Отныне цель театров – пропаганда знаний и политики государства. Для этого было предпринят ряд мер. В 1702 Пётр Великий отправил бывшего «комедианта», венгра Ягана Сплавского, в Данциг, чтобы навербовать там труппу. Сплавский привёз в Москву девять комедиантов, набранных из странствующих немецких трупп, под управлением Куншта.
Труппа сначала играла на дому у Лефорта, а затем для неё был построен театр на Красной площади. В том же 1702 царь приказал отдать Куншту в обучение 12 молодых русских, набранных из подьячих и посадских. 1 апреля 1704 Куншт выпустил заманчивое объявление о новой пьесе; в числе зрителей был и царь; но когда взвился занавес, публика увидела на ярко освещенном полотне надпись: «сего дня 1 апреля». Пётр не выразил неудовольствия, сказав только: «Вот комедиантская вольность»; но Куншт испугался его гнева и бежал из России.
Так как целью Петра было просвещение всех слоёв населения, цена на билет была низка от 3 до 10 копеек (хотя не такая уж это и маленькая цена, по словам Красовского за эти деньги можно было и сытно поесть и неплохо попить). Ещё важной особенностью данного театра был то, что он был всеобщий, то есть культура и просвещение было теперь доступно всем. В дальнейшем, правда, театр был расформирован. Это было связано и с плохими переводами (варваризмами) и с плохой игрой актёров. По поводу актёрской игры Пётр I даже изрёк следующую мысль: « Должен быть весёлый фарс, без шутовства».
Помимо этого театра, существовали ещё школьные театры (театры при учёбных заведениях). К примеру, при Славяно-греко-латинской школе. В школьных спектаклях существовала масса аллегорий, Было две линии: светская (историческая) и библейская.

Аллегории были самого разного толка, к примеру, колесо – фортуна. В исторической аллегории под апостолом Петром мог подразумеваться русский царь. Также в этих сказках были ожившие эмблемы: драконы, птицы и т.п.
Существовали такие пьесы (Внимание на лекции говорили непонятные буковки, а увидеть, что он написал на доске, я не смог, потому не ручаюсь за правильность написания названий): «Освобождение Лигонии и Ингергармонлангии» (1705 год)

В этой пьесе различные аллегории: вывод евреев Моисеем, Ревность Российская, Хищение Неправедное. Под Ревностью Российской надеюсь понятно, что за страна подразумевалась, если что, подсказываю, название этой страны начинается с буквы «Р». Под Хищением Неправедным подразумевалась Швеция.

В пьесе присутствуют различные образы: двуглавый орёл, прегордый лев (Швеция). В финале пьесы Торжество возлагало венок победы на Ревность Российскую.

«Божье гордое уничижителей уничижение» (1709 год)
Связано с Полтавской битвой. В данной пьесе ссылка библейскую историю о Давиде и Голиафе, где Давид это русские, а Голиаф это шведы.
«Слава российская» (1724 год) по случаю коронации Петра I

«Слава печальная» (1729 год) по случаю смерти Петра I
Можно смело сказать. Что школьные театры был довольно успешной задумкой. В пьесах было пение, музыка, танцы, декламация.
Также существовали любительские театры:
В Подмосковье в Преображенске при царевне Наталии Алексеевной

В Измайлове и т.д.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лекция №1 iconЛекция IX лекция X лекция XI
Фрагменты публикуются по источнику: Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии: Учеб пособие для филос фак и отделений ун-тов....

Лекция №1 iconЛекция №8. Особенности занятий легкой атлетикой с детьми, подростками,...
Лекция №6. Организация и проведение соревнований по легкой атлетике

Лекция №1 iconМетодические рекомендации по организации самостоятельных тренировочных...
Лекция физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов

Лекция №1 iconЛекция 15. Байрон (продолжение). 28 сентября 1971 9 лекция 16. Байрон...
Наум Берковский. Статьи и лекции по зарубежной литературе. Спб.: Азбука-классика, 2002. – 480 с

Лекция №1 iconСодержание: Лекция Становление экономической цивилизации. Стр. 6
Лекция Первые производства: восточный и античный механизмы Хозяйствования. Стр. 13

Лекция №1 iconЛитература См. Лекция 7,Лекция 8
Цель работы: Ознакомление с построением фильтров tcp/ip пакетов. Ознакомление с методами шифрования с открытым ключом на примере...

Лекция №1 iconЛекция по учебной дисциплине «судебная медицина и судебная психиатрия»...
Лекция подготовлена доцентом кафедры криминалистики, полковником милиции, кандидатом медицинских наук Р. Б. Гумеровой

Лекция №1 iconСиндром обструктивного сонного апноэ (Лекция для врачей)
Лекция предназначена для кардиологов, врачей функциональной диагностики и врачей общей практики. Некоторые аспекты лекции будут интересны...

Лекция №1 iconУрок лекция это первый урок по новой теме на доске записывается план...
Урок – лекция – форма, которая предполагает погружение обучающихся в предлагаемую тему; уроки, рассказывающие всё крупными блоками...

Лекция №1 iconЛитература Премудрости" Лекция Канонические собрания речений. Притча "
Лекция Канонические собрания речений. Притча ("машал") и ее структура. Учительная литература на Древнем Востоке, библейские параллели....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную