Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения»






Скачать 375.62 Kb.
НазваниеПояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения»
страница1/2
Дата публикации26.02.2015
Размер375.62 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 50

имени А.А. Бабенко




Согласовано:

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе
«____»_______________________2013г.


Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 50

Имени А.А. Бабенко

________________Н.В. Симатюк «___»____________2013г.



Индивидуальная образовательная программа занятий

для подготовки учащихся 5-8 классов

к олимпиадам по литературе

«Филологический анализ литературного произведения»


Составитель:

Учитель русского языка и литературы:

Семенова Ксения Николаевна

Кемерово 2013


Пояснительная записка
Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» авторов Чертова В.Ф., Виноградовой Е.М., Яблокова Е.А., Антиповой А.М. , «Анализ эпизода художественного произведения» автор Н.Ю. Руссова. А также:

- Положения о Всероссийской олимпиаде школьников (Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 286);

- Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования от 30.06.1998 г. № 1236);

- Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования от 30.06.1999 г. № 56);

- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089).

Современные требования к организации обучения школьников согласно Концепции модернизации российского образования нацеливают учителя на развитие творческой, социально-активной личности, выявление ее познавательных интересов и потребностей выдвигает задачу развития познавательных способностей, активизации познавательной самостоятельности обучаемых. Нынешнему поколению, растущему в условиях стремительных перемен, жить придётся в совершенно ином обществе, динамически изменяющемся, поэтому важнейшей становится проблема подготовки молодёжи самостоятельно действовать, принимать решения, не потеряв при этом своей личностной самобытности, нравственных начал, способности к самопознанию и самореализации.

Особое место среди всех видов и форм деятельности обучаемых, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников, занимает, наш взгляд, участие школьников в олимпиадах.

Олимпиады позволяют проверить и критически оценить учащимся свои возможности и определиться в выборе дальнейшего пути своего образования. Олимпиады привносят в изучение предмета творческое начало.

Данная программа подчинена двум главным целям: выявлению и развитию у учащихся творческих способностей. В разработке программы учтены принципы и структура олимпиадных заданий.

В результате освоения программы учащиеся должны знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв, этапы их творческой эволюции;

- историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

- основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

- основные теоретико-литературные понятия, а именно: фольклор и его жанры, художественный образ, содержание и форма, художественный вымысел, фантастика, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, литературные роды, жанры эпоса, лирики, драмы, авторская позиция, пафос, тема, идея, проблематика, сюжет, элементы сюжета, композиция, лирическое отступление, конфликт, автор-повествователь, образ автора, персонаж, характер, тип, лирический герой, система образов, художественные средства создания образов, «вечные» темы, мотивы и образы, деталь, символ, подтекст, психологизм, народность, историзм, трагическое и комическое, сатира, юмор, ирония, сарказм, гротеск, средства выразительности, системы стихосложения, стихотворные размеры, белый стих, ритм, рифма, строфа;
уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

- раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

- определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

- сопоставлять литературные произведения. А также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

- выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

- аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению.

Участник олимпиады должен владеть основами анализа поэтического текста (образный ряд, ритмико-синтаксическое и фонетическое своеобразие); отражать восприятие образа лирического героя и уметь истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства.
Язык и стиль работы участника олимпиады должен демонстрировать композиционную стройность, логичность, ясность изложения, речевую грамотность.

В соответствии с указанной структурой олимпиадных заданий, а также перечнем знаний и умений, необходимых учащемуся при подготовке к олимпиаде, предлагается следующая программа подготовки, рассчитанная на 70 часов.

Реализация программы обеспечивается основными педагогическими принципами:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях;

  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

  • оптимальное сочетание форм деятельности;

  • доступность.

Программа отличается своей мобильностью (содержит разные уровни сложности изучаемого материала) и позволяет найти оптимальный вариант работы для определенной группы учащихся (ее можно расширить, изменить с учетом конкретных педагогических задач и запросов детей).

Содержание курса обеспечивает преемственность с традиционной программой и представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –литература.

Программа реализуется в творческих работах учащихся, проектной деятельности и других инновационных технологиях, используемых в системе работы кружка, направленных на развитие у учащихся интереса к предмету, творческих способностей, навыков самостоятельной работы. Данная практика поможет им успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Календарно-тематический план курса

«Филологический анализ литературного произведения»

(5-8класс)


п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во

часов




I. Введение

1ч.

1

Филологический анализ литературного произведения.







II. Литературное произведение как образ

2ч.

2

Сущность художественного образа.




3

Система образов произведения.







III. Художественная форма

4ч.

4

Художественная форма и художественное содержание.




5

Художественный стиль.




6

Психологизм как стилевое явление.




7

Стилизация и пародия.







IV. Произведение как событие рассказывания

5ч.

8

Автор – текст –читатель.




9

Адресат реальный и условный.




10

Типы и формы повествования.




11

«Точка зрения» в литературном произведении.




12

Монолог и диалог.







V. Композиция произведения.

7ч.

13

Понятие о композиции литературного произведения.




14

Анализ композиции конкретного литературного произведения.




15

Композиция фабулы и сюжета.




16

Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения.




17

Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения: лирические, публицистические, философские отступления.




18

Паратекстовые элементы художественного произведения.




19

Сильные позиции художественного текста.




20

Анализ композиции литературного произведения.







VI. Художественная речь.

8ч.

21

Художественная речь: поэзия и проза; ритм и метр.




22-23

Художественная речь: тропы и фигуры.




24-25

Лингвопоэтический анализ текста (ресурсыобщенародного языка в их поэтической функции).




26

Индивидуальный стиль писателя.




27

Лингвистический анализ лирического произведения.




28

Лингвистический анализ отрывка прозы.







VII. Художественное содержание

7ч.

29-30

Художественное содержание. Тематика и проблематика произведения.




31

Идейное содержание и пафос произведения. Образ автора.




32

Анализ содержания литературного произведения.




33-34

Итоговая письменная работа.




35

Анализ письменных работ.







VIII. Образ времени и пространства в произведении




36-37

Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном произведении.




38-39

Образ времени в художественном произведении.




40

Анализ образов времени и пространства в художественном произведении.




41

Пейзаж в литературном произведении.




42-43

Модели хронотопов в произведениях русской литературы.







IX. Образ персонажа

4ч.

44

Средства создания образа персонажа.




45

Содержание образа персонажа.




46

Система персонажей в литературном произведении.




47

Сопоставительная характеристика персонажей.







X. Портрет в литературном произведении

2ч.

48

Портрет персонажа в литературном произведении.




49

Мастерство словесного портрета.







XI. Образ предмета

2ч.

50

Предметный мир в литературном произведении.




51

Мастерство словесного портрета.







XII. Образ события

5ч.

52

Фабула как метафора бытия.




53-54

Построение событийного ряда произведения.




55

Лирический сюжет.




56

Лейтмотивы в событийной структуре произведения.







XIII. Эпизод в произведении

3ч.

57

Эпизод и его место в фабуле произведения.




58

Эпизод как единство времени и пространства.




59

«Точка зрения» в эпизоде.







XIV. Текст и контекст

4ч.

60

Контекстуальное рассмотрение литературного произведения.




61

Произведение и исторический контекст.




62

Виды интертекстуальных связей.




63

Аллюзии, цитаты и реминисценции.







XV. Произведение и литературный процесс

7ч.

64

Литературный процесс и его стадии.




65

Жанровое своеобразие литературного произведения.




66

Своеобразие художественного метода произведения.




67

Традиционное и новаторское в произведении.




68-69

Итоговая письменная работа.




70

Анализ письменных работ.






Содержание программы курса

«Филологический анализ литературного произведения»

5-8 класс

I Введение

I.1 Разбор основных теоретических понятий: «анализ», «филологический анализ», «текст», «произведение». Задачи филологического анализа литературного произведения. Взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов. Слово как «первоэлемент» литературы. План целостного анализа художественного произведения.

II Литературное произведение как образ

II.2 Сущность художественного образа. Художественная условность. Прототип. Прототипическая ситуация. Художественный мир и система образов. Основные темы, мотивы, настроения. Жанровые предпочтения писателя. Своеобразие композиции, сюжета. Излюбленные художественные приемы автора. Особенности художественной речи. Сопоставление документального и художественного текстов.

II. 3 Система образов произведения. Виды образов. Образ времени, исторического и биографического. Образ пространства, открытого и закрытого. Образ события, центрального и его отдельных эпизодов, в том числе события рассказывания. Образы персонажей, главных и второстепенных, в том числе и эпизодических, а также подгруппы персонажей. Образ предметов, вещей. Образ автора. Образ читателя. Основные принципы, организующие систему образов. Принцип дополнительности. Принцип подобия, параллелизм. Принцип контраста. План характеристики системы образов литературного произведения.

III. Художественная форма

III.4 Художественная форма и художественное содержание. Понятие «содержательная форма» (М.М. Бахтин). Рассмотрение художественного произведения в неразрывном единстве его содержания и формы. От слова, образа – к смыслу.

III.5 Художественный стиль. Система языковых средств и художественных приемов. Идиостиль. Стилевая доминанта. Характеристика стиля. Сюжетность. Описательность. Жизнеподобие. Фантастика. Номинативность. Риторичность. Полифонизм. Простая композиция. Сложная композиция. Психологизм. Художественный документализм. Гротеск.

III.6 Психологизм. Психологическая проза. Формы психологического изображения. Открытый психологизм. Психологический самоанализ. Скрытый психологизм. Психологический анализ. Сны и видения героев. Художественный документализм. Документалистика как вид литературы. Жанр беллетризованной биографии. Автобиографии и мемуары, путевые очерки, дневники и записки, исповеди. Хроника репортаж. Гротеск. Алогизм.

III. 7 Стилизация и пародия. Отличие стилизации от вариации. Подражания. Пародия. Отличие пародии от вариации. Два основных вида пародии: бурлеск, травестия.

IV Произведение как событие рассказывания

IV. 8 Автор-текст-читатель. Соотнесение понятий «текст» и «произведение». Категория «автор» в современной эстетике и литературоведении (биографический автиор, автор-творец, образ автора). Общение между адресантом и адресатом. Общение между аудиторией и культурной традицией. Общение читателя с самим собой. Общение между текстом и культурным контекстом. Категории «читатель» и «адресат» в современном литературоведении (адресат произведения и читатель изображенный). Произведение как особая форма коммуникации «автор-читатель».

IV. 9 Адресат реальный и условный. Категория «художественное восприятие». Разные подходы к проблеме художественного восприятия в отечественном литературоведении.

IV. 10 Типы и формы повествования. Соотнесение терминов «повествователь», «автор», «рассказчик». Образ повествователя. Рассказчик: «персональный» рассказчик, аукториальный повествователь, повествователь-хронекер.

IV. 11 «Точка зрения» в литературном произведении. Точка зрения и речевая композиция произведения. Идеалогическая точка зрения. Психологическая точка зрения.. Внешняя и внутренняя точка зрения. Полифония.

IV. 12 Монолог и диалог. Уединенные монологи. Обращенные монологи. Особая разновидность монолога – «внутренний монолог». Диалог. Полилог. Реплики. Прием умолчания. Косвенная речь. Несобственно-прямая речь героя. Внутренний монолог. Дневниковые записи. Дневник.

V Композиция произведения

V. 13 Понятие о композиции литературного произведения. Целостность произведения и композиция. Архитектоника текста. Композиция произведения. Композиция повествования. Композиционно-речевая форма. Композиция фабулы. Ретроспективная композиция сюжета. Композиция образа и системы образов. Композиционный принцип. Вершинная композиция в романтическом произведении. Внефабульные элементы произведения. Паратекстовые элементы произведения. Сильные позиции в построении текста.

V.14 Анализ композиции конкретного литературного произведения. Примерный план анализа композиции.

V. 15 Композиция фабулы и сюжета. Кульминация. Развязка. Развитие действия. Пролог (экспозиция). Эпилог. Вершинная композиция. Ретроспективная композиция.

V. 16 Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения. Круг возможных внефабульных элементов в литературном произведении. Анализ внефабульных элементов в структуре художественного произведения.

V. 17 Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения: лирические, публицистические, философские отступления. Лирическое отступление. Примерный план анализа лирических отступлений. Разнообразие лирических отступлений с точки зрения стиля. Связь лирических отступлений с фабулой произведения. Образ говорящего в лирических отступлениях.

V. 18 Паратекстовые элементы художественного произведения. Посвящение. Эпиграф.

V. 19 Сильные позиции художественного текста. Зачин текста. Первое предложение и первый абзац в роли зачина. Традиционный зачин в фольклорном произведении (сказочный зачин).

V. 20 Анализ композиции литературного произведения. Схема анализа литературного произведения.

VI Художественная речь

VI. 21 Художественная речь: поэзия и проза; ритм и метр. Эстетическая функция языка художественной литературы. Средства ритмической организации художественного текста: стопа, виды стоп, строка. Силлабо-тоническая, тоническая, силлабическая система стихосложения. Двусложные размеры (ямб, хорей). Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест), спондей, пиррихий, тонический стих и дольник. Виды рифмы (мужская, женская, дактилическая). Основные способы рифмовки (парная, перекрестная, кольцевая, терцины). Основные виды строф (двустрорчная, четырехстрочная, октава, «онегинская» строфа).

VI. 22-23 Художественная речь: тропы и фигуры. Метафора. Олицетворение. Аллегория. Эвфемизм. Символ. Метонимия. Синекдоха. Эпитет. Постоянный эпитет. Сравнение. Отрицательное сравнение. Антитеза. Анафора. Эпифора. Анжамбман. Гротеск. Оксюморон. Гипербола. Литота. Инверсия. Градация.

VI. 24-25. Лингвопоэтический анализ текста (ресурсы общенародного языка в их поэтической функции). Словесный художественный образ. Внутренняя форма и стилистическая окраска лексем и грамматических конструкций. Закономерности отбора и комбинирования фонетических, лексических единиц, словообразовательных моделей, частей речи и форм, языковую логику синтаксических конструкций. Закономерности построения текста на всех уровнях языка – фонетическом, лексическом, морфологическом, словообразовательном, синтаксическом, стилистическом.

VI. 26 Индивидуальный стиль писателя. Сопоставительный анализ текстов разных авторов. Наблюдение над текстом художественного произведения, выявление его стилевого своеобразия. Подчиненность языковой структуры произведения. Система тропов, фигур. Решение единой художественной задачи. Стиль произведения и писателя как эстетически обусловленная система изобразительных средств.

VI. 27 Лингвистический анализ лирического произведения. План и образец лингвистического анализа лирического произведения. Историко-литературная справка. Ритмо-мелодические особенности стихотворения. Анализ произведения с точки зрения жанра. Анализ произведения с точки зрения речевой ситуации. Традиционные средства образной речи. Особенности языка произведения. Образный строй произведения. Выводы о тематике, проблематике, авторской позиции (пафос и идейное содержание).

VI. 28 Лингвистический анализ отрывка прозы. Самостоятельная письменная работа.

VII Художественное содержание

VII. 29-30 Художественное содержание. Тематика и проблематика произведения. Тема произведения. Соотнесение понятия темы с предметом речи художественного произведения и кругом жизненных явлений. Проблематика как аспект темы произведения. Связь проблемы и конфликта произведения.

VII. 31 Идейное содержание и пафос произведения. Образ автора. Пафос в художественном произведении.

VII. 32 Анализ содержания литературного произведения. Обсуждение идейного содержания произведения. Анализ на основе предложенной схемы.

VII. 33-34. Итоговая письменная работа. Использование типов заданий, которые предлагались участникам заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1996-2010 гг.

VII. 35 Анализ письменных работ.

VIII Образ времени и пространства в произведении

VIII. 36-37 Общее понятие о хронотопе. Образ пространства в художественном произведении. Своеобразие модели пространства и времени в конкретном художественном произведении. Общекультурная пространственно-временная метафора. Смена пространственных образов как метафора жизненного пути и средство выражения авторской позиции. Жизнеподобие картин пространства в произведении и соотнесенность художественного времени с конкретной исторической эпохой.

VIII. 38-39 Образ времени в художественном произведении. Художественное время как форма моделирования художественного мира, повторяющего черты реальности, но не совпадающего с нею. Мгновение как лишенный длительности, точечный фрагмент бытия. Ограниченное и открытое время. Диахронность. Синхронность. Циклическая, или мифологическая модель времени. Линейная модель времени, основанная на принципе поступательного движения, идеях необратимости времени и неповторимости событий. Лучевая модель времени. Темпоритм времени. Определенное и неопределенное время. Объективное и субъективное и перцептивное время. Знаки времени в литературно-художественном произведении. Общий образ масштаба времени: космический, природный, исторический, семейно-родовой, биографический, точечный. Время повествователя и время изображенного мира. Свойства художественного времени.

VIII. 40 Анализ образов времени и пространства в художественном произведении. Многоплановость содержания образов времени и пространства. Открытое и закрытое пространство. Оппозиция нижнего и верхнего в пространственной модели художественного произведения может соединяться с тем же значением бездуховного/духовного, открытого/закрытого пространства. Гармоничность и дисгармоничность пространства. Признаки пространства: внешнее и внутреннее, свое и чужое, близкое и далекое.

VIII. 41 Пейзаж в литературном произведении. Пейзаж и интерьер как частные случаи образа пространства. Словесная картина внешнего по отношению к человеку пространства и принадлежащих к этому пространству объектов. Функции пейзажа в произведении. Принципы построения пейзажа.

VIII. 42-43 Модели хронотопов в произведениях русской литературы. Хронотоп. Признаки устойчивых моделей взаимодействия времени и пространства. Типы хронотопов, выделяемые и характеризуемые М.М. Бахтиным.

IX Образ персонажа

IX. 44 Средства создания образа персонажа. Художественные средства, которые используются в произведении словесного искусства для создания образа персонажа. Художественные средства, которые отражают внутренний мир героя. Динамика внутреннего мира. Эволюция характера героя.

IX. 45 Содержание образа персонажа. Схема системы персонажей произведения. Подсистемы персонажей. Характер отношений между группами и отдельными персонажами.

IX. 46 Система персонажей в литературном произведении. Главные и второстепенные персонажи. Внесценические персонажи. Антропоморфные и зооморфные персонажи. Антиподы, антагонисты и двойники.

IX. 47 Сопоставительная характеристика персонажей. Наблюдение общего и различного в художественной форме образов персонажей. Глубинное сходство, однотипность персонажей. Типологическая общность содержания образов и их принципиальное различие.

X Портрет в литературном произведении.

X. 48 Портрет персонажа в литературном произведении. Изобразительные и характерологические функции портрета. Портрет. Литературный портрет. Портрет эскизный, статический, в отличие от портрета подробного, динамического. Виды информации, передаваемой в портрете. Национально-культурная принадлежность персонажа. Оценка персонажа. Средство выражения авторской оценки.

X. 49 Мастерство словесного портрета. Типы словесных портретов в художественном произведении. Типология словесных портретов. Статический и динамический портрет. Подробный портрет. Ассоциативный портрет. Жизнеподобный или Жизнеподобный или символический портрет. Классицистический портрет. Романтический портрет. Реалистический портрет. Лейтмотив. Гармония и сингармония в произведении.

XI Образ предмета.

XI.50 Предметный мир в литературном произведении. Образ предмета. Образы вещей. Предмет и персонаж. Предмет как средство создания образа человека. Предметный мир как средство создания образа социальной среды. Предмет как самостоятельный персонаж. Предмет и фабула. Образ предмета как лейтмотив. Предмет как символ.

XI.51 Мастерство художественной детали. Функция центрального предметного образа в художественном произведении.

XII Образ события.

XII 52 Фабула как метафора бытия. Фабула и сюжет. Характеристики пространства, времени и участников действия, а также сущности самого действия. Система изображаемых событий. Событие рассказывания. Мотив. Эпизод.

XII 53-54 Построение событийного ряда произведения. Соотношение фабулы и сюжета. Анализ фабулы. Проблематика произведения. Авторская позиция.

XII 55 Лирический сюжет. Основа лирического сюжета. Символическое истолкование лирического сюжета. Динамика лирического произведения.Цикличность лирического сюжета.

XII 56 Лейтмотивы в событийной структуре произведения. Лейтмотив как способ подчеркивания основного конфликта. «Сквозные» мотивы в русской литературе.

XIII Эпизод в произведении

XIII 57 Эпизод и его место в фабуле произведения. Эпизод – основной структурный элемент сюжета. Концентрический сюжет. Завязка, кульминация, развязка. Психологизм. Идейно значимые эпизоды и эпизоды, играющие роль «мостиков». Побочные, вставные и вводные эпизоды. Обучение анализу эпизода.

XIII 58 Эпизод как единство признаков времени и пространства. Сюжетообразующее значение хронотопа. Пространства текста и его анализ. Тип литературно-художественных моделей пространства. Анализ пространства в аспекте авторской точки зрения. Форма презентации пространства. Художественное время и формы его презентации в эпизоде.

XIII 59 «Точка зрения» в эпизоде. Идеалогическая, психологическая (субъективная), пространственно-временная, фразеологическая точки зрения по типологии Б.А. Успенского. Положение «наблюдателя» в литературном произведении. Анализ эпизода.

XIV Текст и контекст
Приложение № 1

Анализ стиха по концентрической схеме:


  1. Определение темы

  2. Жанровая форма

  3. Тональность

  4. Смысл названия.

  5. Метрико-строфическая организация.

  6. Фоника.

  7. Художественные средства.

  8. Интонационно-пунктуационная выразительность

  9. Лирический сюжет

  10. Лирический герой.



Приложение № 2

Анализ стиха по линейной схеме:


  1. Выбор установки. Цитата.

  2. Первоначальное восприятие произведения

  3. Смысл названия, если оно есть

  4. Выделение ключевых слов, средств художественной выразительности, комментарий их смысла

  5. Особенности стихотворной формы. Развитие поэтической темы.

  6. Смысл финальной части

  7. Определение идеи, основной поэтической мысли

Приложение № 3

Требования к олимпиадной работе учащегося – анализу художественного текста


  1. Сформулирована эстетическая задача и определены основные смысловые «точки» произведения (ключевые единицы, ключевой ряд, проанализированы отношения между ключевыми единицами).

  2. Определен смысл заглавия, если оно есть, его роль в раскрытии идеи произведения.

  3. Определены стиль текста, ведущий и вспомогательные типы речи, указаны их отличительные признаки.

  4. Определен ведущий образный прием, актуализирующий идейное содержание произведения.

  5. Правильно названы образные средства и проанализирована их роль в раскрытии авторской задачи.

  6. Предложен законченный лингвопоэтический анализ произведения (как реализуется в тексте стилистические возможности языковых средств: фонетических, лексических, грамматических; способы связи между предложениями, жанровые, лингвостилистические, индивидуально-авторские особенности художественного текста).

Приложение № 4
Концептуальный уровень художественного произведения 
(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconИндивидуальная образовательная программа занятий по литературе для...
«Основы поэтики. Теория и практика анализа художественного текста» автора-составителя Зининой Е. А., «Слово, образ, смысл. Филологический...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconПояснительная записка. Учебно-тематический план
Программа разработана на основе типовых программ для государственных внешкольных учреждений, с учетом учебных стандартов общеобразовательных...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconПояснительная записка рабочая программа по истории в 5 классе составлена...
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе авторской программы под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С....

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconРабочая программа по литературе в 5 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconРабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе программы...
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconПояснительная записка рабочая программа составлена основе Примерной...
Дрофа, 2008. – 150 с.; авторских программ: «Новая история 7-8 кл.» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной/Программы общеобразовательных...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе:...
Авторская программа «Физическая культура» А. П. Матвеева Физическая культура. Рабочие программ. Предметная линия учебников А. П....

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы...
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд., испр и доп. – М.: Ооо «тид «Русское слово – рс», 2009, в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка Программа составлена на основе государственных общеобразовательных программ, программ элективных курсов «Слово, образ, смысл. Филологический анализ литературного произведения» iconРабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе программы литературного
Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации в качестве программы...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную