«Мысль семейная» в литературе»






Скачать 178.01 Kb.
Название«Мысль семейная» в литературе»
Дата публикации24.01.2015
Размер178.01 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
МОУ Межевская средняя общеобразовательная школа




Литературная гостиная

«Мысль семейная» в литературе»

(от Фонвизина до наших дней).

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Замышляева Александра

Николаевна

с. Георгиевское, 2008 год.

Цель: привлечь внимание школьников к теме семьи, отчего дома, Родины, к объявленному 2008 году как Году семьи, проследить на примере художественных произведений развитие «мысли семейной» в литературе.
Задачи:

образовательные: учить на примере художественных произведений, как важно человеку иметь нравственный стержень, ценить своих родителей, дом, семью;

развивающие: развивать культуру общения, навыки выразительного чтения, актерского мастерства;

воспитательные: воспитывать в детях любовь к родительскому дому, к Отечеству, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Оборудование:

  1. книжная выставка «От Фонвизина до наших дней»,

  2. эмблема Года семьи,

  3. плакат на сцене - «Мысль семейная» в литературе,

  4. плакаты с выдержками из произведений Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина, А.Н.Островского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, Ф.А.Абрамова,

  5. аудиоаппаратура и записи,

  6. в зале стоят шесть столов для шести «семей»,

  7. каждый стол накрыт красивой скатертью; на столах – различные предметы, характеризующие данную семью; это семейные реликвии: семейный фотоальбом, самовар, старинные книги, подсвечник, иконы.


(Звучит музыка из песни «Под крышей дома твоего»).

Ведущий 1:

Добрый день дорогие друзья!

Ведущий 2:

Мы рады приветствовать всех присутствующих в этом зале: и учителей, и учащихся.

Ведущий 1:

Вы, конечно, помните, что прошедшая неделя в нашей школе была предметной и посвящалась русскому языку и литературе. Сегодняшнее мероприятие – ее последний аккорд.

Ведущий 2:

Вы, конечно, знаете, что 2008 год объявлен годом семьи, поэтому Семье, Дому, человеческим отношениям мы решили посвятить нашу гостиную.

Ведущий 1:

Итак, литературная гостиная открывается.

Ее название - «Мысль семейная» в литературе».

Ведущий 2:

Мы вместе с вами постараемся проследить, как тема семьи развивалась на протяжении многих лет, а точнее сказать – нескольких столетий – в художественной литературе.

Ведущий 1:

Мы вместе с вами перелистаем страницы отдельных книг, начиная от Фонвизина и до наших дней.
(Ведущие подходят к выставке книг «От Фонвизина до наших дней»)

Ведущий 2:

Обратите внимание на эту книжную выставку. Здесь вы видите известные книги хорошо знакомых вам писателей. В каждой из них по-своему рассматривается тема семьи. Авторы этих произведений размышляют о человеческом счастье, охотно делятся с нами, читателями, своими наблюдениями, своим жизненным опытом, стараясь уберечь нас от ошибок. Согласитесь, что, если быть вдумчивым читателем, то из художественных произведений можно многое почерпнуть и многому научиться.

Ведущий 1:

А сейчас мне хочется обратиться к зрителям. Вы, конечно, догадались, что в зале, в нашей гостиной, за отдельным столом собрались разные семьи. С вашего разрешения мы сейчас подойдем к каждой из них и попросим представиться.

(Семьи представляются)

Ведущий 2:

Мы видим, что в вашей семье 8 человек. По современным меркам, семья большая. Видим, что дети уже взрослые.

- Скажите, пожалуйста, чем интересна ваша семья?

- Часто ли вы собираетесь за семейным столом, по какому поводу?

- Легко или трудно быть членом большой семьи, почему?

- Можно ли назвать вашу семью дружной, почему?

( «Вся семья вместе, так и душа на месте»).

Ведущий 1:

Представьтесь, пожалуйста.

- Какую фамилию вы носите?

- Кто у вас глава семейства?

- Как вы считаете: « Какова роль матери в семье?»

( «При солнце тепло – при матери добро»).

Ведущий 2:

Добрый день, мы видим, что ваша семья очень большая – 10 членов семьи. Представьтесь, пожалуйста. Вопрос к вашей второй маме: «Скажите, пожалуйста, легко или трудно «быть хорошей матерью»?

(«У хороших матерей – хорошие дети»).

Ведущий 1:

Здравствуйте, давайте познакомимся.

- На вашем столе – семейный альбом. С чем это связано?

- Бывают ли в вашей семье конфликты, как добиться

взаимопонимания в семье?

Ведущий 2:

Представьтесь, пожалуйста. Как вы считаете, можно ли

назвать вашу семью счастливой, почему?

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,

каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Л.Н.Толстой

«Вся семья вместе, так и душа на месте».

Ведущий 1:

Итак, в нашей литературной гостиной пять замечательных семей и их гости. Приглашаем всех к разговору, к выступлению на сцене, желаем хорошего настроения и с пользой для себя провести это время.

Ведущий 2:

В русскую литературу тема семьи вошла с появлением произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Автор так ярко рассказал о семействе Скотининых, что сразу стало понятно, кто есть кто: кто хозяин в доме, какое воспитание и образование получил Митрофанушка, кем видят в будущем свое чадо родители.

В дальнейшем, в русской литературе тема семьи плодотворно развивалась. В ней, хочется отметить, всегда находила отражение эпоха. Приметы времени были налицо.

Ведущий 1:

Откроем роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Более века отделяет современного читателя от событий, описанных в романе, в котором, по словам Пушкина, отразился век и современный человек. Почему произведения Пушкина продолжают волновать читателей и сегодня? Любовь и ненависть, честь и бесчестие, поиски смысла жизни – разве это не актуально сегодня?

Роман Пушкина – это история русского общества, быт, нравы, фольклор, которые входят в роман через изображение семьи Лариных (глава 2, строфа xxxv).

Ведущий 2:

А вот другая судьба. В патриархальной семье Гриневых царит закон: «Береги честь смолоду, а платье - снову», и это не просто слова, это поступки не только любвеобильных Гриневых, но и добрых супругов Мироновых. Маша Миронова и Петр Гринев семейное воспитание перенесут в свою жизнь, в том мудрость и преемственность поколений.

Какими бы разными ни были по жанрам, по тематике произведения А.С.Пушкина, объединяет их одно – высокая духовность.

Ведущий 1 (восьмиклассник):

(Учащиеся 8 «а» класса исполняют цыганский танец, учитель Л.Д.Смирнова).

Ведущий 2:

Обратившись к творчеству Николая Васильевича Гоголя, прочитав его повесть «Тарас Бульба», мы узнаём о взаимоотношениях в семье Тараса Бульбы, задумываемся над проблемами взаимоотношений между Тарасом и его женой, проблемами воспитания сыновей Остапа и Андрия. Ищем ответ на вопрос: «Почему в одной семье выросли такие разные дети: один – патриот, другой - предатель?»

Ведущий 1(девятиклассник):

Сам писатель Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Детские годы его прошли в имении отца селе Васильевке того же Миргородского уезда (другое его название – Яновщина, образованное от фамилии владельца – Гоголь – Яновского). Родители Гоголя были небогатыми малопоместными дворянами. С малых лет Никоша, так его звали дома, был восприимчив, наблюдателен, религиозен.

Его мать Мария Ивановна Гоголь-Яновская внушила ему мысль об ответственности человека перед Богом. Мальчик рано полюбил книги. Его отец Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский был один из первых украинских писателей, автором комедий, написанных на украинском языке. В семье Гоголей вслед за первенцем Николаем родился сын Иван, а затем три дочери – Анна, Елизавета и Ольга. В мае 1821 года Николай Васильевич поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Здесь проявилась разносторонняя художественная одаренность юноши: он учится играть на скрипке, занимается живописью, участвует в спектаклях, пробует себя в различных литературных жанрах.

Ведущий 1: Недостаток воспитания и общественная жизнь породили героев поэмы Гоголя «Мёртвые души». Создавая галерею портретов помещиков, Гоголь обращается к современному читателю: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет… забирайте все человеческие движения, не оставляйте на дороге, не подымете потом».

«Мёртвые души» – поэма, в которой воплощены не только думы о проблемах воспитания, но и о судьбе Родины.

(Инсценирование отрывка из романа «Мёртвые души» учащимися 8 «б» класса «Чичиков в гостях у Коробочки», учитель Е.Б.Смирнова).
(Инсценирование отрывка из романа «Мёртвые души» учащимися 9 «в» класса «Чичиков в гостях у Ноздрёва», учитель Л.А.Хазова).

Ведущий 2:

Общеизвестно, что главная ценность в художественном мире И.С. Тургенева – любовь. Не случайно, Ивана Сергеевича как автора «Переписки», «Аси», повести «Первая любовь», романа «Отцы и дети» называют певцом любви. Вот цитата из письма Тургенева Л.Н.Толстому: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». По свидетельству Софьи Андреевны Толстой, шестидесятилетний Тургенев сказал ей, «что перестал писать, потому что больше не влюбляется, да и никогда не мог писать иначе, чем в состоянии влюбленности».

Примечательно, что тургеневские герои преданы не столько идеалу семьи, сколько любви. До известной поры и сам И.С. Тургенев советовал молодым людям «избегать брачных уз», а собственное холостяцкое положение пояснял тем, что « всякая постоянная связь с женщиной таит опасность для художника».

Ведущий 1:

Однако на склоне лет писатель резко изменил свой взгляд на брак и семью: «Женитесь, непременно женитесь! Вы себе представить не можете, как тяжела одинокая старость, когда поневоле приходится приютиться на краешке чужого гнезда, получать ласковое отношение к себе, как милостыню, и быть в положении старого пса, которого не прогонят только по привычке и из жалости к нему».

Ведущий 1:

В 1861 году И.С.Тургеневым был написан замечательный роман «Отцы» и «дети», он возник на почве острых вопросов русской жизни. Роман вызвал много противоречивых мнений, откликов. Проблемы, поднятые в романе, и до сих пор звучат актуально, волнуют как представителей старшего поколения, так и молодёжь.

Ведущий 2:

Приведём для примера две выдержки из школьных сочинений нынешних десятиклассников. Гуляева Наталия пишет: «Проблему преемственности поколений автор романа «Отцы и дети» раскрыл точно и ясно. Вопрос этот вечен. Старшее поколение, накапливая опыт, стремится передать свои знания и умения последующим поколениям. Но новое поколение не всегда разделяет мнение старших, по-иному смотрит на мир, преследует другие цели. И всякий раз новое поколение размышляет: «Что же взять в жизненный путь, что сделать своё?»

…У Базарова чудесные родители! Но отношение Евгения к Василию Ивановичу и Арине Власьевне лично у меня вызывает какое-то неприятное чувство. Я не понимаю, почему он так чёрств, резок к своим родным, без памяти любящим его людям. Даже если ему с ними скучно, не о чем поговорить, всё равно следует ценить их любовь, ласку и заботу».

Ведущий 1:

Читая роман, понимаешь, что конфликт поколений не

такой уж вечный, не в каждой семье обостряется. Там, где чтут старших, где с уважением относятся к родителям, как в семье Кирсановых, проблема непонимания не стоит. Жизнь таких людей гармонична и счастлива.

Ведущий 2:

Стихотворение Ф.И.Тютчева «Я очи знал, - о, эти очи!» читает ученица 10 «а» класса Парфенова Валерия.

Я очи знал, - о, эти очи!

Как я любил их, знает бог!

От их волшебной, страстной ночи

Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,

Жизнь обнажающем до дна,

Такое слышалося горе,

Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный

В тени ресниц её густой,

Как наслажденье, утомленный

И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья

Ни разу мне не удалось

С ним повстречаться без волненья

И любоваться им без слёз.

1852

Ведущий 1(десятиклассник):

Семейное счастье Александр Николаевич Островский нашёл в 40 лет. Первой женой писателя была простая русская женщина, весёлая и милая, с которой в течение нескольких лет он жил в гражданском браке, которая умерла после тяжёлой болезни.

Ведущий 2 (десятиклассник):

С 1864 по 1869 годы А.Н.Островский был в гражданском браке с Марией Васильевной Бахметьевой, актрисой. Во время ожидания четвёртого ребенка был заключён законный брак. Летом 1869 года Мария Васильевна приехала в Щелыково законной женой и полноправной хозяйкой усадьбы. Муж ласково называл её Феей, милой Машей, ангелом. В письмах к жене всегда писал, что беспокоится, скучает до смерти.

Ведущий 1 (десятиклассник):

Островский приезжал в Щелыково каждое лето и жил в кругу своей семьи. Детей у него было шестеро: четыре сына и две дочери. Жили хорошо и весело. Очень приятно вспомнить Александра Николаевича и его доброту ко всем детям. Он очень любил детей, с каждым поговорит и утешит своим добрым словом.

Ведущий 2 (десятиклассник):

На приглашение друзей съездить в путешествие за границу Александр Николаевич отвечал: «Я очень чадолюбив, уехать надолго не могу; тоска по детям отравит мне всякое удовольствие». И это было чистейшей правдой.

Ведущий 1(десятиклассник):

Лучшей психологической драмой по общему признанию считается «Бесприданница». Тема «горячего сердца», гибнущего среди людей, которые предпочли деньги красоте, становится основной темой «Бесприданницы».

Главная героиня ищет избавления от мук и находит их в гибели. Мать, Харита Игнатьевна, превратившая свой дом в «цыганский табор», не смогла помешать случившемуся.

Ведущий 1 (десятиклассник):

Предлагаем вашему вниманию сцену из пьесы А.Н.Островского «Бесприданница».

Роли исполняют:

Лариса – Горева Татьяна,

Карандышев – Муравьёв Дмитрий,

Огудалова - Сироткина Наталья.

(Звучит романс на слова Боратынского «Не искушай меня без нужды». Инсценирование отрывка из пьесы «Бесприданница» (действие 11, явление 2) учащимися 10 «а» класса, учитель А.Н.Замышляева).

Ведущий 2 (десятиклассник):

В драме «Гроза» «мысль семейная» на первом плане. Понятие семьи особенно было важно для Кабановой: она хочет властвовать над всеми, стремится всех подчинить себе. В итоге «семейство… врозь расшиблось»: ушла из дома Варвара, рассталась с жизнью Катерина, Тихон остался на свете «жить да мучиться».

Предлагаем вашему вниманию отрывок из пьесы «Гроза».

В роли Катерины – Гуляева Наталия,

в роли Варвары – Кузнецова Евгения.

(Инсценирование отрывка из пьесы «Гроза» учащимися 10 «а» класса, учитель А.Н.Замышляева).

Ведущий 2:

В 80-ые годы в русской литературе появилось новое имя – Антон Павлович Чехов.

Семья Чеховых была большой и талантливой. Мать, Евгения Яковлевна, была наделена огромным запасом человечности и доброты. Отец же, Павел Егорович, был нрава деспотического, но человеком был одаренным: хорошо играл на скрипке.

У Антона Павловича было 4 брата и сестра Маша. Родителей своих Антон Павлович очень ценил: «Отец и мать, единственные для меня люди на всем белом свете, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Славные они люди…»

Ведущий 1:

Чехову, как и героям его пьесы «Вишневый сад», пришлось пережить продажу дорогого его сердцу дома: первый раз в 16 лет, когда отец, мелкий таганрогский купец, разорился и бежал от долговой тюрьмы в Москву; второй раз, когда пришлось продавать свою маленькую усадьбу в Мелихове, в устройство которой было вложено много труда и любви, много светлых воспоминаний.

Ведущий 1 (девятиклассник): (вставка)
(Инсценирование отрывка из рассказа «Хирургия» учащимися 9 «а» класса, учитель Л.А.Хазова).

Ведущий 2:

Л.Н. Толстой. Мастер слова. Непревзойденный талант. Роман эпопея «Война и мир» - это семь лет писательского труда, огромная работа творческого характера, а также историка, аналитика. Кроме мысли народной, в романе находит воплощение и мысль семейная. Из романа мы узнаём об истории семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Мастерство писателя проявляется буквально во всём: и в раскрытии характера героев, в отношении автора к нормам жизни каждой конкретной семьи, в раскрытии нравственных ценностей отдельного члена семьи и семьи в целом.

Читая роман, мы понимаем, как велико значение воспитания в семье. Толстой – писатель утверждает: нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях. В семье Ростовых царит атмосфера любви, доверительности, открытости. У Василя Курагина - отца троих детей другие цели: пристроить повыгоднее, сбыть с рук. В доме Болконских другие приоритеты: порядок, строгость, здесь ценятся ум, порядочность, интеллигентность. Цель воспитания – служение Отечеству.

Ведущий 1:

Михаил Булгаков «Белая гвардия». В романе описываются драматичные события 1918-1919 годов, рассказывается, как город Киев был взят Петлюрой, как бесчинствовали и убивали людей петлюровцы без суда и следствия.

Знакомит Булгаков нас с семьей Турбиных. Дом Турбиных отличается тем, что люди, населяющие его, гостеприимны, великодушны и самоотверженны. В доме Турбиных любят и знают музыку. Великая русская литература заняла достойное место в доме, здесь постоянно звучат имена Пушкина и Толстого, Достоевского и Бунина. Здесь читают на вечерах и поют под гитару, смущаются, когда речь идет о деньгах, свято хранят семейные традиции.

Ведущий 2:

В доме Турбиных «скатерть, несмотря на пушки, тревоги, томление, бела и крахмальна». Все здесь говорит о семейном уюте, согревающем душу. «Господи, кремовые шторы, за ними отдыхаешь душой…», - сказал один из героев «Белой гвардии» Лариосик, нашедший в доме Турбиных приют.

Ведущий 1: И в современной литературе тема семьи остается актуальной. Она звучит в творчестве Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Василия Белова, Федора Абрамова.

В духовном мире Федора Абрамова и его любимых героев всегда главенствовали нравственные ценности – любовь к труду, семье, своему дому, народу. Как завещание -предостережение звучат монологи и высказывания многих героев из итогового романа тетралогии «Дом».

Например, Калина Дунаев говорит: «Да, я за свой дом не держался, мне вся страна домом была».

А Евсей Мошкин утверждает: «Главный – то дом человек у себя в душе строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет».

А Паха Баландин мечтает: «Каждому сыну хочу дом поставить. Да! В деревне хочу деревню сделать. Чтобы Баландины – навеки вечные!»

Само название книги – «Дом» - обращено к каждому из нас и ко всем вместе, ибо каждый из нас не только устроитель своего личного дома, но и соучастник созидания общечеловеческого дома.

Ведущий 1 (десятиклассник):

«Две зимы и три лета», «Братья и сестры», «Пути-перепутья», «Дом» - 4 романа известного русского писателя Фёдора Александровича Абрамова составили знаменитую тетралогию, за которую писатель был удостоен Государственной премии СССР.

Ведущий 2 (десятиклассник):

А ещё многочисленные повести, очерки, рассказы: «Мамониха», «Деревянные кони», «Пелагея», «Алька», «Поездка в прошлое» и др.

Ведущий 1 (десятиклассник):

О чём болела душа писателя?

Ведущий 2 (десятиклассник):

Конечно, о судьбе русской земли, о людях, живущих на ней, о

Родных и близких.

Ведущий 1 (десятиклассник):

Жизнь архангельской деревни он знал непонаслышке.

Ведущий 2 (десятиклассник):

«Мысль семейная» ни у кого, наверно, из писателей не изображена так многогранно, как у Фёдора Абрамова.

Ведущий 1 (десятиклассник):

Его детские годы прошли в большой и бедной семье. Отец Александр Степанович умер рано: обувь была плохая, застудил ноги, ногу отняли, а потом из больницы пришла телеграмма: «Приезжайте за телом». Была распутица, и старший брат Михаил (ему было всего 15 лет) один на лошади поехал за мёртвым отцом.

Ведущий 2 (десятиклассник):

Сестра Абрамова – Мария – вспоминала: «Когда гроб с телом отца стоял в избе, женщины деревенские, оплакивая покойного, просили, чтоб Бог малого прибрал (в семье было пятеро детей), самому младшему Феде был всего год. Но мать твёрдо сказала: «Не умирать родился – жить». Сила веры, любви матери и детей друг к другу помогли выжить и выстоять в самые трудные довоенные и послевоенные годы.

Ведущий 1 (десятиклассник):

Законом семьи был закон законов для Абрамова. Всё, что делается под крышей крестьянского дома, делается сообща, вместе. Вместе и радость в поле, на сенокосе, вместе и труд, и пот, при всех смерти, и свадьбы, и болезни. Земля держится домом, а дом – семьёю. Вспомним, что не случайно название последнего романа тетралогии – «Дом».

Ведущий 2 (десятиклассник):

Когда мать Абрамова разбил паралич, её взяли к себе брат и сестра. Когда скончался старший брат, заботы о его семье взял на себя Абрамов, а так как он был самым младшим, ему пришлось принимать на себя горести и удары от утрат старших, от их ран и старения. Сестре помогал деньгами, хотя сам лишних не имел. Как вспоминают очевидцы, Абрамов защищал диссертацию в университет в дырявых ботинках, жизненный уровень аспиранта был так невелик, что товарищи, скинувшись, подарили ему по случаю присуждения научного звания новые туфли.

Ведущий 1 (десятиклассник):

С особым благоговением в семье относились к матери, которая всех детей сберегла и вывела в люди, научила быть трудолюбивыми и добрыми, сплотила семью. Издревле на Руси «жалеть» – означало «любить». Этим чувством не обделены были в семье писателя. Неважно жили, но всегда были сыты – об этом мать заботилась.
(Инсценирование сцены «Из жизни семьи» учащимися 10 «б» класса, учитель Ю.В.Глуминина).

От автора:

«Чтобы скопить на сенокос масла и творогу, в Великий пост

мать запрещала есть молочное».

Федя:

«Я в детстве был лакомкой, а в отсутствие матери любил что-

либо съесть: сахар взять своей рукой, сметаны полизать, пенку

Снять с топлёного молока, когда оно из печки только вынуто».

Мать:

«Так, кто шкодничал, идите сюда. Вставайте на лавку».

Дети: (пытаются оправдываться)

«Мы….это не мы…»

Мать:

«Смотрите на иконы. Тот, кто не виноват, тот глаз не подымет

на иконы. Ибо, если подымет, то Бог сразу камнем стукнет и

убьёт!»

Сестра:

«Я выпучу глаза на икону – «не виновата, мол, не убивай,

Боженька!»

Федя:

«А я съёжусь весь и голову ниже и ниже клоню».

Мать:

«Без строгости детей не воспитаешь».
Ведущий 2 (десятиклассник):

Не случайно главный герой произведений Абрамова Михаил Пряслин первое взрослое решение принимает, когда после смерти родителей его братьев и сестёр хотят разместить по детским домам и говорит твёрдо: «Нет, никуда не отдадим!» Он выбирает роль «брата-отца». Именно ему, Михаилу Пряслину, посвящены самые светлые страницы тетралогии.

Ведущий 1 (десятиклассник):

Роман «Братья и сестры» заключает в своём названии великий смысл человеческого бытия – призыв быть всем братьями и сестрами, быть добродетельными, родственными, как семья Пряслиных, где шесть детей, братьев и сестёр, семья, вобравшая драматизм жизни нескольких поколений.

Ведущий 2:

В заключение хочется поблагодарить всех участников литературной гостиной «Мысль семейная» в литературе» за интересный разговор, который, мы надеемся, не прошёл зря. И каждый из нас будет стремиться строить свои отношения, основанные на любви, доверии, откровении и в своей семье, и в школе, которую мы считаем своим вторым домом, и в своей великой стране, имя которой Россия.

Большое спасибо учителям и учащимся, которые подготовили инсценирование отрывков из художественных произведений, и это получилось просто здорово.

Спасибо ребятам за интересные плакаты с цитатами из книг любимых писателей на тему «Семья». Пусть 2008 год – год Семьи для каждого из нас будет счастливым!

(Звучит песня «Родительский дом» в исполнении группы учащихся).

Используемая литература

  1. Абрамов Ф.А. Дом. – М., 2001.

  2. Булгаков М.А. Пьесы 20–ых годов. – М., 1989.

  3. Гоголь Н.В. Тарас Бульба. - М., 1976.

  4. Гончаров И.Ф. Подвигнут я тобою. – Л., 1988.

  5. Недзвецкий В.А. Война и мир в Пекашине. «Братья и сестры» Федора Абрамова // Литература в школе. – 2000. - №1.

  6. Недзвецкий В.А. Женские характеры в творчестве И.С.Тургенева // Литература в школе. – 2007. - №6.

  7. Островский А.Н. Пьесы. – М., 1998.

  8. Потапова Т.В. Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» // Литература в школе. – 1997. - №1.

  9. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 2005.

  10. Пушкин А.С. Капитанская дочка. – М., 2005.

  11. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 2002.

  12. Широтов В.В. Искушение – лейтмотив драмы А.Н.Островского «Бесприданница» // Литература в школе. – 1998. - №3.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мысль семейная» в литературе» iconОтдел обслуживания Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
...

«Мысль семейная» в литературе» iconОтдел обслуживания Мысль семейная в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
...

«Мысль семейная» в литературе» iconСловообразование в английском языке
Знание слов важно. Слова важны. Слова — это ваши кони, слуги, ваши мысли. Без них вы чувствуете беспомощность, типа мысль есть, а...

«Мысль семейная» в литературе» iconВопросы к зачету по дисциплине
Экономическая мысль Древнего мира. Экономические взгляды философов Древней Греции и древнего Рима: Аристотель, Платон, Ксенофонт....

«Мысль семейная» в литературе» iconСопоставление тем лирики егэ по литературе С4
«19 окт 1825» в михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей зовет», а мысль о них согревает время...

«Мысль семейная» в литературе» iconОрдинатура «Общая врачебная практика (семейная медицина)»
Заместитель директора по учебной работе медицинской академии имени С. И. Георгиевского

«Мысль семейная» в литературе» iconЧто такое профессия?
Классовая, этническая, религиозная, семейная, профессиональная принадлежность это наиболее важные социальные характеристики любого...

«Мысль семейная» в литературе» iconКонспект урока по литературе в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин. Анализ стихотворения «Деревня»
Познавательная (обучающая): организовать творческую деятельность обучающихся с целью дальнейшего совершенствования навыков литературного...

«Мысль семейная» в литературе» iconШкольный тур олимпиады по литературе
Найдите примеры олицетворения в стихотворении. Кого напоминают герои, которых коснулось олицетворение? Какая серьезная мысль звучит...

«Мысль семейная» в литературе» iconТема проекта
Приходится обращаться к родственникам, друзьям, знакомым с просьбами одолжить некоторую сумму денег до зарплаты. Конечно, семейная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную