Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах»






Скачать 160.89 Kb.
НазваниеРассказ Н. С. Лескова «Человек на часах»
Дата публикации10.03.2015
Размер160.89 Kb.
ТипРассказ
l.120-bal.ru > Литература > Рассказ
 

Добро без наград. Святочный рассказ Н.С. Лескова «Человек на часах»

  

Сей есть Сын Мой  возлюбленный, в котором  Мое благоволение”                                                                                               

 (Мф.3:17)  
Рассказ Николая Семёновича Лескова “Человек на часах” впервые был опубликован в № 4 журнала “Русская мысль” за 1887 год под названием “Спасение погибавшего”. В подзаголовке автор указал точную дату описываемых событий – 1839 год. Писатель обратился к событиям 50-летней  давности – периоду царствования Николая I. Однако здесь легко читается актуальный смысл изображаемого, несмотря на заверения писателя о том, что «теперь всё это уже “дела минувших дней”» [1].

 

Писатель на протяжении всей своей творческой жизни искал и изображал героя-праведника – деятеля, бескорыстно творящего добро, –  сознательно, а чаще бессознательно, по душевному порыву. В лесковском художественном мире создан целый «иконостас» святых и праведников земли русской, которой нельзя было бы устоять «с одною дрянью», с «изолгавшимися христопродавцами» (VI, 535). Только праведные спасают свою страну от окончательного упадка и гибели: «Господь сказал: если я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу всё место сие. <…> не истреблю и ради десяти» (Быт. 18: 26, 32).  В предисловии к циклу рассказов о праведниках Лесков указал на древнерусское убеждение в том, что «без трёх праведных несть граду стояния», то есть ни один русский город не уцелел бы, не будь в нём хотя бы трёх праведников.

 

Праведники воплощают идеал, заданный Самим Христом: «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рождён от Него»  (1-е Ин. 2: 29). «Дети! Да не обольщает вас никто, – взывает святой Апостол Иоанн Богослов. – Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен»  (1-е Ин. 3: 7).

 

Герой рассказа «Человек на часах» – солдат-часовой Постников – тип истинно лесковского “героя-праведника”. В мучительной нравственной борьбе он сумел сделать правильный – праведный – выбор, “не солгав, не обманув, не слукавив, не огорчив ближнего и не осудив пристрастно врага[2].

 

В центре  – тема самоотверженного спасения утопающего. Почти евангельский сюжет – чудо спасения на водах – очень подходит для святочного повествования. Святочный рассказ, события которого разворачиваются на святки – от Рождества до Крещения – был излюбленным жанром Лескова. Он создал  целый цикл «Святочных рассказов». И хотя рассказ «Человек на часах» писатель не обозначил как «святочный», важнейшие элементы сакрального святочного повествования: чудо, спасение, дар   здесь налицо. Очевидна также и святочная приуроченность: дело происходит “зимою, около Крещения”, а “событие”, рассказ о котором “предлагается вниманию читателей, трогательно и ужасно по своему значению для главного героического лица пьесы” (VIII, 154).

 

“Человека на часах” можно определить именно как крещенский рассказ. Спасённый и спаситель в крещенскую ночь погружаются в “иорданскую прорубь”(VIII, 156).

 

Постников – фамилия героя – солдата-часового – представляет собой многозначную смысловую контаминацию: во-первых, указывает на военный пост у охраняемого объекта; на то, что это солдат на посту; во-вторых – пост как церковное установление и производное от него: постник. Солдат по-своему  проявляет постничество  аскетизм, самоотвержение ради заповеданной Христом любви к ближнему.

 

Пост у солдата более чем ответственный – он охраняет Зимний дворец. Но неожиданно со стороны темнеющей Невы доносятся крики о помощи. Герой, по словам Лескова, совсем “истерзался сердцем”(VIII, 157): «Солдат Постников стал соображать, что спасти этого человека чрезвычайно легко. Если теперь сбежать на лед, то тонущий непременно тут же и есть. Бросить ему веревку, или протянуть шестик, или подать ружье, и он спасён. Он так близко, что может схватиться рукою и выскочить. Но Постников помнит и службу, и присягу; он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки. С другой же стороны, сердце у Постникова очень непокорное; так и ноет, так и стучит, так и замирает... Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, – так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей... Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится» (VIII, 156 – 157). Часовому пришлось пережить сложную внутреннюю борьбу между официальным долгом службы, животным ощущением самосохранения и истинно человеческим чувством сострадания к ближнему. Христианское милосердие берёт верх, и, слыша стоны утопающего, солдат оставляет свой пост и бросается на помощь человеку в ледяной воде. При этом Постников отчётливо сознаёт своё положение: «солдат он был умный и исправный, с рассудком ясным, и отлично понимал, что оставить свой пост есть такая вина со стороны часового, за которою сейчас же последует военный суд, а потом гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и “расстрел”» (VIII, 157).

 

Совершив свой подвижнический выбор, солдат как бы вновь “окрестился Духом святым”, стал истинно сыном Божиим. Этот самоотверженный “святой порыв любви и не менее святое терпение смиренного героя” (VIII, 173) –  мученика, претерпевшего за свой христианский подвиг тяжкие страдания, соотносится с подвигом Спасителя человечества. Скромный герой в рассказе Лескова также стал спасителем, погрузившись в ледяную купель –  “окрестившись во Иордане” в ночь Богоявления. 

 

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утвержденне. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”,  воспевается в богоявленском тропаре. Крещенская вода смывает всю нечистоту, очищает тело, освящает душу новокрещённого: “Во Христа креститеся, во Христа облекотеся”…

 

Человек (это слово акцентировано в названии лесковского рассказа) не только принял “образ-подобие” Божие, но свершил именно божеское  дело жертвенной любви, исполнил своё высшее предназначение, выполнил Божий завет. Это недвусмысленно  заявлено в авторской позиции и в общей христианской концепции произведения: “я, может быть, дерзнул бы дозволить себе предположение, что, вероятно, и Сам Бог был доволен поведением созданной Им смирной души”(VIII, 173). И об этом неприметном сыне Своём  Господь мог бы изречь слова, сошедшие с небес при крещении Иисуса Христа: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мф. 3: 17).

 

В рассказе “Человек на часах”, как и во многих произведениях Лескова, мы видим единение нравственного человеческого усилия и Божественной воли, синергийное богочеловеческое сотрудничество. О слиянии божественного и человеческого, воплощаемом при Крещении, вдохновенно говорит св. Иоанн Златоуст: “О новое чудо! О неизреченная благодать! Христос совершает подвиг, а я получаю почесть <…> Он крестится, а с меня снимается скверна; на Него сходит Святой Дух, а мне подаётся оставление грехов; о Нём Отец свидетельствует как о Своём Сыне, а я становлюсь Сыном Божиим ради Него; Ему отверзлись небеса, а я вхожу в них”[3].     

 

Казалось бы, герою, оставившему пост ради спасения человеческой жизни, обеспечена “презумпция невиновности”.  Однако размягчающие сердце привычные святочные мотивы всеобщего благоволения, милости и благодати в этом рассказе Лескова получили нетрадиционное воплощение. Развитие реалистического сюжета не подчиняется сказочной формуле, согласно которой добрые дела всегда вознаграждаются.

 

Писатель  постоянно искал ответ на “русскую загадку” и не уставал подчёркивать алогизм, парадоксальность, непредсказуемость российской действительности, её “метаморфозы”, “сюрпризы и внезапности” (“Язвительный”, “Смех и горе”, “Железная воля”, “Левша” и др.) Так и здесь – “развязка дела так оригинальна, что подобное ей даже едва ли возможно где-нибудь, кроме России”(VIII, 154). В этой развязке главную роль сыграли казённо-бездушные отношения на воинской службе и марионеточная «социабельность» «чёртовых кукол» – как именовал Лесков бездуховных чиновников и администраторов высшего эшелона власти.

 

Важно заметить, что в крещенских главах Евангелия о том, как следует жить, вопрошали Иоанна Крестителя люди разного рода занятий, в том числе и “воины”: “Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем” (Мф. 3: 14).

 

Офицеры в рассказе Лескова не последовали евангельскому правилу. Чтобы скрыть “служебное преступление” Постникова, который поступил именно как человек на часах, а не как солдат-часовой, офицеры и чиновники, и даже “тихоструйный” владыка объединились на лицемерно-иезуитской основе. Это сплочение – в отличие привычного для святочного рассказа христианского единения духовно  близких людей – оказалось анти-рождественским. Выстраивается целая пирамида лжи и административных уловок, только бы не вышла наружу правда о нарушении устава. Происшествие сумели скрыть и от государя. Посторонний человек получил медаль за спасение утопающего, а “сердобольный” солдат Постников во “избежание мягкости, не идущей военному человеку”, получил двести розог, чем остался “доволен”, потому что ожидал наказания гораздо более сурового.

 

Это античеловеческий, механистический подход «чёртовых кукол» к живой жизни. Отсюда ещё более углубляется смысловая оппозиция, заложенная в заглавии лесковского рассказа. Вместо марионеточной фигурки солдатика, вовремя отдающего честь в заведённом часовом механизме, на часах в крещенскую ночь оказался именно человек.  

 

“Героическое лицо” “человека на часах” противопоставлено и “казённым” лицам-маскам военных и статских службистов,  и “личине” церковного иерарха. Если  Постников являет истинный аскетизм, высокое самопожертвование, то постничество владыки, о котором отзывался Лесков: “одну просфору в день ел, да целым попом закусывал”(VIII, 577), –  иного рода.

 

По свидетельству сына писателя – Андрея Лескова – «в лице архиерея, оправдывающего жестокое телесное наказание благородного рядового Постникова в рассказе “Человек на часах”» [4],  выведен митрополит Филарет Дроздов. Современник С. Уманец вспоминал о Филарете: “Говорил он очень тихо, почти шептал (этот шёпот очень удачно назвал Лесков “тихоструй”), но не от слабости голоса, а нарочно, с расчётом, желая произвести впечатление вконец изнурённого постом и молитвой. Говорю так потому, что при мне он довольно-таки покрикивал на келейника и забывал о своём тихоструе»[5].

 

Речь архиерея – “тихоструй” – явно не из святого источника, поскольку утверждает несправедливость, фарисейски опираясь на букву, но не на дух Священного Писания:

 

«– Святое известно Богу, наказание же на теле простолюдину не бывает губительно и не противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания. Лозу гораздо легче перенесть на грубом теле, чем тонкое страдание в духе. В сем справедливость от вас нимало не пострадала.

 

– Но он лишён и награды за спасение погибавших.

 

– Спасение погибающих не есть заслуга, но паче долг. Кто мог спасти и не спас – подлежит каре законов, а кто спас, тот исполнил свой долг.

 

Пауза, чётки и тихоструй:

 

– Воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком. Но что во всём сем наибольшее – это то, чтобы хранить о всём деле сем осторожность и отнюдь нигде не упоминать»   (VIII, 173).

 

Отрицая антиидиллию, псевдосплочение на ханжески-иезуитской основе, Лесков утверждает высокий евангельский идеал. Финал рассказа “Человек на часах” сходен с концовками  многих сочинений писателя, содержит недвусмысленную “мораль” и по своему тону, христианскому пафосу напоминает  святочную проповедь – прямое авторское обращение к читателю: “Я думаю о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было” (VIII, 173).  

 

© Алла Анатольевна Новикова-Строганова,

доктор филологических наук, профессор  город Орёл    

Материал прислан автором порталу Россия в красках 2 января 2013 г.
============================================================

План-конспект внеклассного мероприятия по литературе

7 класс

Тема урока «Проблема нравственного выбора в рассказе Н.С.Лескова «Человек на часах»
Эпиграф к уроку: “Чтоб в человеке человеческое торжествовало…”

Цель урока: привлечение внимания воспитанников к проблеме нравственного выбора “ в борьбе между служебным долгом и состраданием”.

Задачи урока:

- показать, что мотивы поведения героев обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, историческим укладом, “духом времени”;

- продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст;

- создать условия для развития у учащихся умений определять авторскую позицию, давать оценку героям, формировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её;

- воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки и стремление жизнь посвятить добру.

Оборудование:

Текст.

Словарики к рассказу.

Презентация.

Толковый словарь В.И.Даля.

Фрагмент из мультфильма Владимира Данилевича “Левша”.

Ход урока

1. Организация начала урока. Актуализация. Целеполагание. (Слайд с темой урока и эпиграфом)

2. – Ребята, на предыдущих уроках мы изучали сказ Н.С.Лескова “Левша” и говорили о талантливых русских мастерах. У Лескова есть много других интересных произведений – выставка книг перед вами.

– А сегодня речь пойдет о солдате и офицерах из рассказа “Человек на часах”.

– Прочитайте эпиграф к нашему уроку.

– Как вы понимаете слова Лескова? (сострадание к ближнему, доброта)

В.И.Даль в своём словаре так определяет понятие “человек”: высшее из земных созданий, озарённое разумом, свободной волей, речью, совестью, сердцем.)

– Посмотрим, выдержит ли проверку на человечность герои рассказа “Человек на часах”.

3. Беседа по вопросам.

Какая стояла погода в 1839 году на Крещение?

Где нес караульную службу рядовой Постников?

Каково происхождение рядового Постникова?

Сколько времени длилась внутренняя борьба между чувством долга и чувством сострадания?

Кто не вовремя подвернулся под руку и объявил себя спасителем утопающего?

Почему ему не поверили?

Отчего доброе дело вылилось в скандал, интригу и суматоху?

Какое слабое место было у полковника Свиньина?

Какой военный прием он решил применить в создавшейся взрывоопасной ситуации?

Что умел с легкостью делать обер-полицмейстер Кокошкин?

Что произошло в кабинете у обер-полицмейстера Кокошкина?

Как были награждены истинный и мнимый спасители и почему?

Как Свиньин отнесся к собственному распоряжению?

Как Постников отнесся к своему наказанию и почему?

Мнение владыки (митрополита) по поводу происшедшего?

Согласны ли вы с мнением владыки, что "все в этой истории получили по заслугам" и даже Бог на небесах, наверное. был бы доволен?

Как вы думаете, почему в окончательном варианте Н.С. Лесков заменил первоначальное название рассказа "Спасение погибавшего" на название "Человек на часах"?

Н.С.Лесков говорил, что событие, о котором говорится в рассказе "трогательно и ужасно". В чем ужас этого события?

– Как автор называет историю, о которой собирается рассказать?

(Анекдот)

– Каково значение слова “анекдот”?

(Анекдот-происшествие, событие необычного характера). Лесков пишет:

“исторический анекдот, недурно характеризующий нравы, направление эпохи тридцатых годов девятнадцатого столетия”.

– Лесков указывает почти точную дату начала событий: начало 1839 года, то есть время правления Николая I. Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”. Вот как сатирически изображает режиссёр-мультипликатор Владимир Данилевич атмосферу николаевской эпохи.

(Слайд с портретом Николая I).

– Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий. С нашей, современной, общечеловеческой точки зрения, солдат Постников должен был сразу броситься на помощь утопающему.

Но, оказывается, за оставление поста его могло ждать самое суровое наказание.

– Какое? (“гонка сквозь строй шпицрутенами и каторжная работа, а может быть даже и расстрел”).

(Шпицрутен (нем. “копьё, пика и хлыст”)– длинный, гибкий, древесный прут для телесных наказаний в XVII-XIX веках. Появились в шведской армии в XVII веке и были вскоре распространены в большинстве европейских армий. В России телесное наказание шпицрутенами было введено Петром I в 1701году. Предварительно шпицрутены вымачивались в солёной воде.

Осуждённого под барабанную дробь заставляли проходить сквозь строй из ста восьмисот солдат, которые прутьями били по спине осуждённого. В начале XIX века число ударов доходило до шести тысяч, что было равносильно смертной казни.

Теперь давайте пристальнее посмотрим на главного героя.

– Случайно ли Автор даёт ему фамилию “Постников”?

В словаре В.И.Даля “пост” имеет несколько значений: место, должность, караул, а также воздержание от скоромной пищи. Сейчас как раз идёт рождественский пост.

– Что за человек солдат Постников? Найдите и прочитайте в главе 4 абзацы 1,2(: “…из дворовых господских людей…человек нервный и очень чувствительный…солдат умный, исправный, с рассудком ясным…”).

– Но более подробно рассказано в этой главе о том, что испытал солдат

Постников, стоящий в этот момент на посту.

– Что он испытал, когда услыхал, что в полынье “заливается человек и отчаянно молит о помощи”? (приходил от криков, стонов “в оцепенение”, “ В ужасе оглядывался”, “…стал соображать, как спасти”.)

– Видим, что Постников мечется, что он начал борьбу с самим собой, которая длится полчаса, что за это время “человек истерзался сердцем”.

– Прошу прочитать об этом с доски так, чтобы присутствующие почувствовали, что это мука, страдание. (Слайд с ключевыми словами из текста).Сердце Постникова так и ноет, так и стучит, так и замирает…

…так беспокойно с сердцем делается от этих стонов и воплей…

…страшно слышать, как другой человек погибает, и не подать помощи… …помнит и службу, и присягу…

…ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…

…отлично понимал, что оставить пост есть вина со стороны часового, за которою последует военный суд.

– Сформулируйте проблему, вставшую перед Постниковым. (Как поступить: спасти человека и нарушить воинскую присягу или остаться верным воинскому долгу, но тогда погибнет тонущий человек. Необходимо герою сделать нравственный выбор между долгом и состраданием.

– Как вы, ребята, понимаете выражение “ нравственный выбор”? (Когда мы выбираем, как поступить, прислушиваясь к своей совести).

– Вспомните, кому из героев других изученных нами произведений приходилось тоже делать нравственный выбор? (Маша Троекурова из романа А.С.Пушкина “Дубровский”, Сильвио из повести “Выстрел”).

– Итак, “Человек не выдержал и покинул свой пост.”

– Можно ли сказать, что он совершил подвиг? (Да).

– Тогда почему героя наказали, а обманщика -офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I? (боялись за своё благополучие, за свою карьеру)

Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Фразеологизм “выйти сухим из воды” неоднократно используется автором в этом рассказе. Что он означает? (благополучно выйти из неприятной ситуации).

– Как награждает Свиньин Постникова? (фунтом сахару(410 граммов) и четвертью фунта чаю (103 грамма).-показать.

– Как принимает эту награду солдат? (он был доволен “ за отеческую милость”).

– Чем больше всего доволен Постников? (что не получил худшего наказания, что совесть его чиста). – А автор доволен? Каково отношение автора к происходящему? Найдите в главе 18 (стр.173). Вывод:

“Я думаю, о тех смертных, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него…Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви и не менее святым терпением смиренного героя моего точного и безыскусственного рассказа.” . Подведем итоги. (Слайд с неоконченными предложениями)
11. В заключении урока обратимся к мудрым словам писателя (Слайд –вывод: “…Пока мы живём и мир стоит, мы можем и должны всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму добра в себе и кругом себя” (Н.С.Лесков).

– Скажите, помогает ли рассказ Лескова современному читателю приумножить сумму добра? ( Да, потому что он нам напоминает, чтобы мы оставались прежде всего людьми.)

============================================================

Я думаю так!

В основе сюжета рассказа Николая Лескова «Человек на часах» лежит нравственная проблема. Это проблема человеческого долга. Герой рассказа, часовой дворцового караула Постников, оказывается перед сложнейшим выбором. Стоя на часах у будки, он видит тонущего в ледяной воде Невы человека. Кругом ночь. Долг человечности и людской совести зовут солдата спасти тонущего. «Непослушное сердце» - так ощущает его Постников.

Но покидать пост часовому ни в коем случае нельзя. Его ждут суровое наказание, трибунал, каторга, вплоть до расстрела. Во времена царя Николая I России в войсках были приняты такие правила. Долг службы и страх держат солдата на месте. В итоге солдат не выдерживает, вытаскивает тонущего из воды, и, разумеется, попадается начальству.

Композиция рассказа Н. Лескова «Человек на часах» построена хронологически. Сначала это ощущения самого Постникова, стоящего перед выбором. Затем описываются дальнейшие действия его начальства. Автор иронично пишет, как воспринимают известие о спасении человека: «Беда! Страшное несчастие постигло!». И начинается возня карьеристов, для которых главное – не наградить спасителя, а скрыть сам случай того, что солдат покинул пост.

Художественными приемами Лескова преимущественно являются ирония, иногда сарказм.

Идея рассказа Н. Лескова «Человек на часах» - нелепость и бесчеловечность системы, которая построена на страхе и «показухе». В такой системе живое, человеческое отступают на задний план, а главное – формальности, «вид».

Бессовестным образом полицмейстер и подполковник, Кокошкин и Свиньин «заметают следы» подвига часового. Медаль о спасении присваивается другому человеку. Это офицер, который «засек» Постникова «на месте преступления». Они обманывают даже самого спасенного, который хочет помолиться за спасителя в храме.

Тема рассказа Н. Лескова «человек на часах» - тема совести, тема человечности, тема свободы, тема бездушного формализма.

Центральные образы рассказа «Человек на часах»: это образ самого Постникова, человека, верного как долгу, так и человечности. Он по-христиански смирен и терпелив, видимо, даже его фамилия выбрана автором не случайно. Постников способен жертвовать собой ради другого. Это простой и забитый человек, он искренне считает, что «Богу и государю виноват», отойдя от никому не нужной караульной будки и спасши человеческую жизнь.

Также интересен образ Свиньина. Это тип человека, погрязшего в формализме. Его фамилия тоже из разряда «говорящих». Больше всего Свиньина интересуют карьера и мнение о нем начальства. Он сначала сажает Постникова в карцер, а потом приказывает наказать палками: мол, и так легко отделался. Спасение человека он презрительно называет «гуманерией». Свой абсурдный приказ подполковник покрывает пустословием: «нечего разводить либеральные идеи!».

Вынужден повиноваться ему и капитан Миллер. Этот умный человек, один из окружающих его военных туполобов, уважает подвиг Постникова, может быть, больше, чем сам солдат. Но формальный долг опять-таки велит ему слушаться старших по званию, и он наказывает Постникова. Уважение к формализму власти в конце рассказа проявляет и епископ, духовное лицо.

===========================================================================

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconСписок литературы для поступающих в 8 –е классы Древнерусская литература
Некрасов Н. «Русские женщины». Саша. Стихотворения Лесков Н. «Тупейный художник», «Человек на часах»

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconЛитература Учитель: Савицкая Ю. Б. Тема урока: «И. С. Тургенев. Краткий...

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconА. Д. Степанов Проблемы коммуникации у Чехова
«Случай из практики» – рассказ открытия или рассказ прозрения? // Чеховские дни в Ялте. Чехов в меняющемся мире. М.: Наука, 1993....

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «Рассказ И. С. Тургенева «Бирюк»
Тема урока: «Рассказ И. С. Тургенева «Бирюк». Глубокий интерес автора к человеку»

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconУстный журнал. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Родины отражается в искусстве, в частности, в литературе. Поэтическая летопись ВОВ 1941 – 1945гг создавалась многими писателями,...

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconУрок литературы в 8 классе. Предметная тема: «Рассказ А. П. Чехова «О любви»
Предметная тема: «Рассказ А. П. Чехова «О любви» как история об упущенном счастье»

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconРабочая программа по специальности 14. 01. 10 «Дерматовенерология»...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconРассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». (5 класс)
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» iconРассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». (5 класс)
И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне

Рассказ Н. С. Лескова «Человек на часах» icon«Педагогическая антропология»
Объектом педагогической антропологии являются отношения человек – человек, а предметом – ребенок. Для того чтобы понять этот объект...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную