Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект






Скачать 357.01 Kb.
НазваниеКонцепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект
страница1/3
Дата публикации11.03.2015
Размер357.01 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3
РУССКАЯ ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ АССОЦИАЦИЯ

Проект

КОНЦЕПЦИЯ

развития библиотек

общеобразовательных учреждений

Российской Федерации

до 2015 года

ОБЩЕСТВЕННО_ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ

МОСКВА

2009

2

Разработчики: Н.В. Бубекина

Т.Д. Жукова

Н.И. Гендина

Л.Е. Коршунова

Концепция развития библиотек общеобразовательных учрежде_

ний Российской Федерации до 2015 года: Общественно_государ_

ственный проект [Текст] / Русская школьная библиотечная ассо_

циация; Н.В. Бубекина, Т.Д. Жукова, Н. И. Гендина, Л.Е. Коршу_

нова. — М.: РШБА, 2009. — 24 с.

Цель Концепции — определение основных направлений разви_

тия и модернизации школьных библиотек России до 2015 года. По_

ложения Концепции основаны на анализе проблемной ситуации в

деятельности российских школьных библиотек и учитывают про_

исходящие в обществе демографические, политические, экономи_

ческие и социально_культурные изменения и их влияние на усло_

вия функционирования библиотечной системы страны в целом и

школьных библиотек, в частности.

Русская школьная библиотечная ассоциация выражает благодарность

В.Я. Аскаровой, В.И. Жильцовой, Л.А. Абрашкиной, А.В. Дьяконовой, Е.В. Голо$

вань, Е.Н. Соколовой, Н.А. Барсуковой за активное участие в экспертизе Кон$

цепции развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Фе$

дерации до 2015 года.

3

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения ..................................................................4

2. Современная проблемная ситуация в деятельности

отечественных школьных библиотек ........................................5

3. Цели, задачи, функции и направления модернизации

библиотек общеобразовательных учреждений Российской

Федерации на период до 2015 года ............................................7

3.1 Обновление нормативно_правовой базы

деятельности библиотек общеобразовательных

учреждений ....................................................................... 9

3.2. Совершенствование материально_технического

обеспечения библиотек общеобразовательных

учреждений ......................................................................13

3.3. Формирование качественных книжных фондов

библиотек общеобразовательных учреждений ..............14

3.4. Развитие кооперации и интеграции библиотек

общеобразовательных учреждений, координации

деятельности школьных библиотек и библиотек

системы Минкультуры России и других ведомств ........16

3.5. Развитие системы подготовки, переподготовки

и повышения квалификации библиотекарей

общеобразовательных учреждений ................................17

4. Механизмы реализации концепции........................................20

4

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституци_

ей Российской Федерации, федеральными законами и иными нор_

мативными правовыми актами Российской Федерации, общеприз_

нанными принципами и нормами международного права в области

школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В концепции определяются цели, задачи, функции, основные проб_

лемы и направления модернизации библиотек общеобразовательных

учреждений1 Российской Федерации на период до 2015 года.

Концепция призвана определить статус, цели, задачи и функ_

ции школьных библиотек, пути, методы и средства достижения

этих целей. Она исходит из анализа проблемной ситуации в дея_

тельности школьных библиотек и учитывает происходящие в об_

ществе демографические, политические, экономические и соци_

ально_культурные изменения и их влияние на условия функцио_

нирования библиотечной системы страны в целом и школьных

библиотек, в частности.

Цель Концепции — определение основных направлений разви_

тия и модернизации школьных библиотек России до 2015 года.

Важнейшим средством ее реализации должны стать конкретные

общероссийские и региональные целевые программы библиотечно_

го обслуживания школьников и педагогических коллективов как

части соответствующих программ развития образования и библио_

течного обслуживания населения в целом.

Концепция коррелируется, прежде всего, со следующими фе_

деральными программами:

— Концепцией модернизации российского образования на пе_

риод до 2010 года, принятой Распоряжением Правительства Рос_

сийской Федерации от 29 декабря 1001 года № 1756_р;

1 Примеч.: в тексте используется также синонимичное сочетание школьная библио_

тека.

— Национальной образовательной инициативой «Наша новая

школа», которая направлена, в том числе, на развитие комфорт_

ной и инновационной школьной среды, где важное место должна

занять современная школьная библиотека;

— Концепцией государственной политики в области духовно_

нравственного воспитания детей в России и защиты их нравствен_

ности. в реализации которой должны использоваться возможнос_

ти и ресурсы школьной библиотеки как важнейшего социального

института воспитания и развития нового поколения россиян;

— Концепцией развития библиотечного дела в Российской Фе_

дерации до 2015, которая пока ориентирована на общедоступные

(публичные) библиотеки и не отражает особенностей функциони_

рования школьных библиотек, составляющих почти половину об_

щей библиотечной сети страны;

— Национальной программой поддержки и развития чтения;

— Концепцией развития информационного общества в Рос_

сии, где необходимо рассматривать школьную библиотеку как на_

чальное звено подготовки информационно грамотных будущих

граждан инновационной России.

2. СОВРЕМЕННАЯ ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ

ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК

В России действует около 60 тысяч школьных библиотек, что

составляет почти половину общебиблиотечной сети страны.

Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступ_

ными библиотеками для юных граждан страны — будущих пользо_

вателей всех остальных типов библиотек. Одновременно школь_

ные библиотеки являются неотъемлемой частью отечественной

системы образования. Социальная роль российских школьных

библиотек в обществе определяется следующими направлениями

их деятельности:

● концентрацией документальных источников образования на

традиционных и электронных носителях, в том числе — на се_

тевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и уда_

ленным ресурсам образования;

5

● приобщением школьников к чтению как основному виду по_

знавательной деятельности, средству духовно_нравственного

воспитания и форме проведения досуга, содействием в получе_

нии навыков самообразования школьников;

● формированием информационной культуры личности, участи_

ем в адаптации школьников к условиям жизни в современном

высокотехнологичном информационном обществе.

Препятствием в реализации этой важнейшей социальной роли

школьных библиотек являются следующие проблемы:

1. Несовершенство современной нормативно_правовой базы

деятельности библиотек общеобразовательных учреждений.

2. Недооценка школьной библиотеки как обязательного ком_

понента образовательного процесса и составной части школы как

образовательной структуры; низкий уровень интеграции школь_

ных библиотек в образовательное пространство школы, приниже_

ние их роли в осуществлении задач обучения и воспитания под_

растающего поколения.

3. Невключенность школьных библиотек в федеральные и ре_

гиональные образовательные проекты и программы.

4. Низкое качество книжных фондов школьных библиотек.

5. Несоответствие технического оснащения и уровня информа_

тизации школьных библиотек все возрастающим требованиям

современного образования.

6. Нескоординированность деятельности школьных библиотек

в рамках муниципальных образований, регионов и на федераль_

ном уровне из_за отсутствия адекватной системы управления дея_

тельностью школьных библиотек.

7. Низкий уровень социального престижа, социальной и эконо_

мической защищенности школьного библиотекаря, отсутствие у

него статуса педагогического работника школы.

Решение этих проблем требует определения приоритетных

направлений развития школьных библиотек, соответствующих

задачам современной системы образования, для разработки как

оперативных мероприятий, так и построения среднесрочной и

долгосрочной перспектив развития школьных библиотек стра_

ны.

6

3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

И НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕК

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД

ДО 2015 ГОДА

Основными целями отечественных школьных библиотек явля_

ются:

● реализация информационного обеспечения образователь_

ного процесса в школе, содействие самообразованию уча_

щихся и учителей;

● содействие развитию творческих способностей школьников,

формированию духовно богатой, нравственно здоровой лич_

ности;

● организация библиотечного обслуживания всех членов

школьного сообщества независимо от возраста, расы, пола,

вероисповедания, национальности, языка, профессиональ_

ного или общественного положения;

● обеспечение организации доступа к местным, региональ_

ным, национальным и глобальным информационным ре_

сурсам;

● формирование информационной культуры учащихся через

организацию информационной подготовки школьников,

включая обучение навыкам поиска, извлечения, критичес_

кого анализа и самостоятельного использования информа_

ции для удовлетворения многообразных информационных

потребностей (приобретение знаний, досуг и т. п.);

● интеграция усилий педагогического коллектива и роди_

тельского сообщества в области приобщения к чтению и ру_

ководства чтением школьников, воспитание и закрепление у

школьников потребности и привычки к чтению, учебе и

пользованию библиотеками на протяжении всей жизни.

Реализация этих целей предполагает решение следующих за_

дач:

● формирование качественных библиотечных фондов;

● оказание библиотечно_информационных услуг и услуг до_

полнительного образования;

7

● организация взаимодействия с педагогическим коллективом

по формированию информационной грамотности, инфор_

мационного мировоззрения и информационной культуры

школьников как обязательного условия обучения в течение

всей жизни;

● содействие в реализации Национальной программы под_

держки и развития чтения, организация в различных формах

пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на ис_

пользовании информационно_коммуникационных техно_

логий, координация деятельности с широким кругом соци_

альных партнеров, в первую очередь, с детскими библиоте_

ками, приобщение родительской общественности к

ценностям семейного чтения.

Школьная библиотека как социальный институт призвана вы_

полнять следующие основные функции:

1. Образовательную — содействие образованию и воспитанию

личности учащихся посредством предоставления информацион_

ных ресурсов и услуг; формирование информационной культуры

всех участников образовательного процесса в школе.

2. Информационную — обеспечение доступа к информации,

удовлетворение информационных потребностей учащихся, учите_

лей и других категорий работников общеобразовательных учреж_

дений с использованием как собственных информационных ре_

сурсов, так и ресурсов других библиотек, библиотечных и инфор_

мационных сетей и систем.

3. Культурную — обеспечение духовного развития читателей,

приобщение их к ценностям отечественной и мировой культуры,

создание условий для репродуктивной и продуктивной культур_

ной деятельности.

4. Досуговую — содействие содержательному проведению сво_

бодного времени учащихся, создание творческой коммуникатив_

ной площадки.

Изучение современного состояния отечественных школьных биб_

лиотек позволяет выделить следующие основные направления мо_

дернизации их деятельности:

● обновление нормативно_правовой базы деятельности биб_

лиотек общеобразовательных учреждений;

8

● совершенствование материально_технического обеспечения

библиотек общеобразовательных учреждений;

● формирование качественных книжных фондов библиотек

общеобразовательных учреждений;

● развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразо_

вательных учреждений, координации деятельности школь_

ных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и

других ведомств;

● развитие системы подготовки, переподготовки и повыше_

ния квалификации библиотекарей общеобразовательных

учреждений.

3.1. Обновление нормативноFправовой базы деятельности

библиотек общеобразовательных учреждений

Проблема

Несовершенство нормативно_правовой базы деятельности

библиотек общеобразовательных учреждений проявляется в несо_

ответствии между уровнем педагогических задач, стоящих перед

современной школьной библиотекой, и ее статусом; между требо_

ваниями, предъявляемыми к уровню профессиональной квали_

фикации современного школьного библиотекаря, и отнесением

его к разряду вспомогательного, а не педагогического персонала в

школе.

Анализ ситуации

По Федеральному закону Российской Федерации «О библио_

течном деле» от 29.12.94 №78_ФЗ (ст.11) статус библиотеки дол_

жен быть определен учредителем. Нет оснований для споров о

ведомственной принадлежанности школьных библиотек, так

как ведомственная принадлежанность библиотеки определяется

ведомственной принадлежанностью ее учредителя.

Библиотека школы, являясь структурным подразделением об_

щеобразовательного учреждения, пока не имеет статуса педагоги_

ческого подразделения, как учебные кабинеты или лаборатории.

Библиотекарь, решая профессиональные педагогические зада_

чи, не отнесен, тем не менее, к категории педагогических работни_

ков. В стране действует практика, принятая еще с советских вре_

мён, когда школьного библиотекаря по непонятным причинам

причислили к техническому персоналу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект icon«Литература» 5 класс (базовый уровень)
Российской Федерации и региональным перечнем базовых учебников для общеобразовательных учреждений Белгородской области в 2012-2013...

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconОбразования Российской Федерации от 24. 08. 2000 №2488 «Об учете...
Министерства образования Пензенской области от 14. 11. 2012 №4987ин/01-26, рекомендации по учету библиотечного фонда учебной литературы...

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconКонцепция становления и развития административного права в россии
Министерство образования Российской Федерации Тамбовский государственный технический университет

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconО порядке учета библиотечных фондов библиотек общеобразовательных учреждений
В связи с необходимостью упорядочения системы учета и обеспечения сохранности библиотечных фондов (основных и учебников) библиотек...

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconМетодические рекомендации к планированию деятельности библиотек, обслуживающих детей на 2015 год
Указ Президента РФ №426 от 12. 06. 2014 г. «О проведении в Российской Федерации Года Литературы»

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconДаниловой Г. И. Программы для общеобразовательных учреждений. Мировая художественная культура
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconПояснительная записка Программа составлена в соответствии с программой...
Программа составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений, допущенной Министерством образования и науки...

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconМетодические рекомендации по изучению отдельных школьных общеобразовательных дисциплин во ІІ
Мон днр №16 от 25. 09. 2014 г. «О структуре 2014-2015 учебного года и учебных планах общеобразовательных учебных учреждений Донецкой...

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconМетодические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры...
Анием к Государственному контракту от 27 августа 2013 года №299 «Научная концепция развития адаптивной физической культуры и спорта...

Концепция развития библиотек общеобразовательных учреждений Российской Федерации до 2015 года общественно государственный проект iconРоссийской Федерации «Об образовании»
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную