Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв






Скачать 463.69 Kb.
НазваниеСловесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв
страница1/4
Дата публикации12.03.2015
Размер463.69 Kb.
ТипАвтореферат
l.120-bal.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
Дмитриевская Лидия Николаевна

Словесная живопись

в русской прозе ХIХ — начала ХХ вв.

Специальность 10.01.01 русская литература

Автореферат диссертации

на соискание ученой степени

доктора филологических наук


МОСКВА

2013

Работа выполнена на кафедре русской классической литературы и славистики

Литературного института им. А.М.Горького

Научные консультанты:
Минералов Юрий Иванович — доктор филологических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации
Завгородняя Галина Юрьевна — доктор филологических наук, профессор
Официальные оппоненты:
Юрий Александрович Дворяшин — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН;
Елена Геннадьевна Чернышева — доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета;
Кудряшов Игорь Васильевич — доктор филологических наук, профессор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Ведущая организация — ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Защита состоится «___» ________ 2013 года в ______ на заседании диссертационного совета Д 212.109.01 по филологическим наукам при Литературном институте им. А.М.Горького по адресу: Москва, 123104, Тверской бульвар, д. 25.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Литературного института им. А.М. Горького по адресу: Москва, 123104, Тверской бульвар, д. 25.

Автореферат разослан « ___ » ________ 2013 года.

Учёный секретарь

диссертационного совета

кандидат филологических наук, профессор М.Ю. Стояновский

В 2000-е годы в филологической науке очевиден всплеск исследовательского интереса к особенностям словесного живописания. В культурологическом плане это можно объяснить тем, что визуализация начинает играть доминирующую роль в культурной жизни, особенно в литературно-книжной сфере. Приоритет визуального восприятия у современного человека сказывается и на исследовательских подходах к литературному произведению: большая информативность видится именно в описаниях, рассчитанных на перевод слова в зримый образ. Кроме того, действительно, для понимания смысла прозаического произведения и при изучении индивидуального стиля писателя самым важным оказывается образ героя, на который работает портрет, и образ мира, который часто воплощается автором через пейзаж.

Понятие словесная живопись в ходу у исследователей портрета и пейзажа в русской классической литературе, но как термин это словосочетание до сих пор не закреплено в литературоведческих словарях или монографических исследованиях. Необходимость определения «словесной живописи» диктуется, во-первых, актуальностью темы в последнее десятилетие, во-вторых, потребностью дефиниционно выразить смысловую ёмкость понятия.

Как показывает семантика использования данного определения в научных филологических трудах и литературно-критических работах, под словесной живописью понимается словесный образ визуально воспринимаемого объекта в художественной литературе, формирующий описательный и повествовательный план индивидуального авторского стиля.

Словесная живопись обладает способностью концентрировать смыслы, расширять свою, и без того весьма широкую, функциональность в художественном произведении, за счёт того, что

  • является не только описательной составляющей произведения, но и элементом повествования: движущим сюжет мотивом,

  • вбирает в себя понятие экфрасис, его функции и возможные смыслы,

  • формирует метафорический, символический план произведения,

  • является одним из способов воплощения синтеза искусств и внутрилитературного синтеза в произведении.

Из видов словесной живописи по своей частотности, функциональной значимости в прозе особенно выделяются портрет, пейзаж, интерьер. (Описание предмета в литературе далеко не так часто претендует на решение основных содержательных, идейных проблем художественного произведения.)

Актуальность исследования. На рубеже ХХ и ХХI веков в научной филологической среде возрос интерес к портрету в художественной литературе — этому есть культурологическое объяснение. Глубинную сущность портрета, главную причину его появления в искусстве, подметил В.Н. Топоров: «Идея «портрета» возникает и/или актуализируется перед лицом смерти как овеществляющей силы забвения»1. Большая актуальность проблемы портрета среди учёных-филологов последнее десятилетие как раз может быть неосознанной реакцией на духовное «умирание» современного человека, о желании исследователей «воскресить» образ Человека с большой буквы. На фоне массовой культуры стал насущным вопрос индивидуальности, возможности развития личности, то есть вопрос преодоления «маргинальности». Известно, что эти проблемы обостряются на грани веков: индивидуализм романтиков ХVIII–ХIХ вв., идея сверхчеловека рубежа ХIХ–ХХ вв. Можно проследить, что в среде филологов интерес к портрету тоже проявляется на рубеже веков: в конце ХIХ — начале ХХ веков портрет в литературе исследовали и в России2 и за рубежом (особенно в Германии3).

Пейзаж в литературе не так активно, как портрет, привлекал внимание исследователей, тем не менее, волна научно-исследовательского интереса коснулась и его. В европейской и американской филологической науке в начале ХХI века выходят обобщающие работы по пейзажу в литературе — австрийской, итальянской, американской4. В российском литературоведении (уровня кандидатских диссертаций) исследование пейзажа в большей степени проводилось на материале зарубежной (главным образом, англоязычной) литературы5. Диссертационных и монографических работ об интерьере в русской литературе пока (до середины 2013 года) не было вовсе, хотя нам известно, что исследования интерьера в русской литературе ведутся (на уровне кандидатских диссертаций).

Итак, научный интерес к таким элементам словесной живописи, как пейзаж, портрет, интерьер, в современном литературоведении весьма высок. Следовательно, возникает необходимость

  • в формулировании или уточнении основных понятий словесная живопись, портрет, пейзаж, интерьер в художественной прозе;

  • в комплексном, сопоставительном анализе портрета, пейзажа, интерьера в одной научной работе;

  • в описании особенностей функционирования пейзажа, портрета, интерьера в индивидуально-авторском стиле, стиле литературного направления и культурном стиле эпохи.

Интерес научно-филологического сообщества к феномену словесной живописи проявлен также во внимании к проблемам синтеза искусств и экфрасиса. Подробного, обобщающего исследования функций экфрасиса в области портрета и пейзажа в русской прозе пока не предпринималось, да и сама постановка проблемы экфрасиса в русском литературоведении пока ещё нова и актуальна. Пейзаж и портрет как виды описания близки по своим основным задачам аналогичным жанрам в изобразительным искусстве, поэтому через них часто осуществляется синтез искусств, исследование которого стало особенно актуальным в литературоведении последнего 20-тилетия.

Основные понятия и термины. Вопрос о литературоведческом понимании портрета и пейзажа в словесном произведении подробно нами не рассматривается, так как он с достаточной полнотой раскрыт в диссертационных и монографических исследованиях тех, кто обращался к данной проблеме. Серьёзное внимание определению портрета в прозе и поэзии уделили Н.М. Гурович6, В.В. Башкеева7, С.Н.Колосова8. Буквально каждый, кто размышлял о проблеме портрета в художественной литературе, обобщая опыт предшественников в ХХ веке (главным образом А.Г. Гарбичевского9, Б.Е. Галанова10, Л. Зингера11, Н.М. Тарабукина12 и др.), формулирует своё определение, уточняя те, что предлагаются в литературоведческих словарях. Пейзаж и интерьер в литературе в теоретическом плане пока ещё не удостоились столь пристального внимания, как портрет, хотя пейзажу в творчестве русских прозаиков (особенно И.С. Тургенева, А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.А. Шолохова) в течение ХХ века было посвящено значительное число научно-филологических работ.

Подробный анализ литературоведческих понятий «портрет» и «пейзаж» был проведён нами монографии «Портрет и пейзаж: проблема определения и литературного анализа (портрет и пейзаж в рассказах З.Н. Гиппиус 1890–1900-х гг.)» — М., 2005. В этой работе после подробного анализа литературоведческих трактовок портрета и пейзажа нами были предложены определения пейзажа и портрета, которые поддержали другие исследователи13, поэтому возьмём за основу именно их (в несколько откорректированном виде):

Портрет в прозаическом14 произведении — одно из средств создания образа героя через изображение внешнего облика, являющееся особой формой постижения действительности и характерной чертой индивидуального стиля писателя15.

Пейзаж в прозе — многофункциональный художественный образ природы, отражающий индивидуальный авторский стиль и стиль эпохи16. Добавим, что истинный пейзаж (в живописи и в литературе) — это отражение, «портрет» внутреннего мира человека, мировоззрения человека.

В изобразительном искусстве интерьер так же, как и портрет и пейзаж, является самостоятельным жанром. Несмотря на большой интерес к интерьеру в современной культуре, литературоведение не спешит восполнить терминологический пробел и пробел в исследовании, хотя в художественной литературе только за два последних столетия накоплены прекрасные образцы интерьеров. В филологической науке есть статьи, диссертации, монографии, посвященные образу дома, но отдельные, сами по себе ценные, исследования не дают целостной картины, как развивается интерьер в русской литературе, какие художественные функции выполняет.

В литературоведческих словарях нет термина «интерьер», хотя есть «пейзаж» и «портрет», несмотря на то, что отличие интерьера только в объекте описания: портрет описывает внешний облик человека — создаёт образ героя; пейзаж описывает природу — создаёт её образ, образ мира; интерьер в свою очередь описывает внутреннее пространство помещения, создаёт образ дома. Интерьер непосредственно связан с человеком, а в художественном произведении — с героем, значит дополняет и углубляет его образ.

Интерьер в литературе выполняет множество функций: создаёт образ героя, образ эпохи, помогает творить художественный образ мира, является «говорящей» деталью, символом... Исходя из его основных функций, можно вывести определение интерьера в литературном произведении:

Интерьер в прозе — описание внутреннего убранства помещения, которое служит для создания образов героя, дома, мира, эпохи.

В отличие от определений пейзажа и портрета, когда первое — это образ природы, второй — образ человека, об интерьере с такой однозначностью сказать нельзя, так как интерьер одновременно работает на создание нескольких образов. Хотя и пейзаж с портретом не столь однозначны — они также отражают и эпоху, и мир, и человека, но всё же главная функция их просматривается с большей очевидностью — образ природы, образ человека. Интерьер же связан с образом дома. Образ дома в литературоведении более исследованная категория и в какой-то степени она компенсировала отсутствие в литературоведении термина «интерьер».

Понятия внутрилитературный синтез (синтез прозы и поэзии, синтез жанров и др.) и синтез искусств (синтез слова и музыки, литературы и живописи и др.) сегодня в особом комментарии не нуждаются, так как на рубеже ХХ и ХХI веков получил детальную разработку в статьях и книгах Вяч. Иванова17, Е. Замятина18, Ю.И. Минералова19, И.Г. Минераловой20, И.А. Азизян21, Г.Ю. Завгородней22 и др. Ежегодно на базе Московского педагогического университета с 1999 года проходит научно-практическая конференция «Синтез в русской и мировой художественной культуре», которая много лет объединяет исследователей проблемы синтеза во всех областях гуманитарного знания, и по материалам которой ежегодно издаётся одноимённый сборник трудов.

Приоритетное внимание в диссертации уделено разновидности синтеза искусств — экфрасису. Термин экфрасис сейчас широко распространён в западном литературоведении, использование его в России, по-видимому, началось вместе с повышением интереса к теме синтеза искусств. Значение термина отшлифовывалось в последнее десятилетие главным образом в следующих трудах: в сборнике статей «Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума» под редакцией Леонида Геллера, в котором представлены работы исследователей разных стран (Швейцарии, Германии, Франции, Польши, Румынии, Венгрии, России), что свидетельствует о широком распространении термина за рубежом23; в книге М. Рубинс «Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция»24, в диссертациях Н.Г. Морозовой25, А.Ю. Криворученко26 и др., а также в ряде статей.

Цель исследования:

  • теоретическая: сформулировать и уточнить понятия словесная живопись, пейзаж, портрет, интерьер, портрет-экфрасис, пейзаж-экфрасис; расширить традиционное понимание функциональности портрета, пейзажа и интерьера в прозаическом повествовании, доказать их способность концентрировать, сгущать смыслы в произведении благодаря экфрасису, синтезу, символу и стилизации.

  • практическая: проанализировать функции пейзажа, портрета и интерьера на материале произведений русской прозы ХIХ — начала ХХ вв.

Достижение поставленных целей будет реализовываться через решение следующих задач:

— проанализировать функции портрета-экфрасиса и пейзажа-экфрасиса в русской прозе ХIХ — нач.ХХ вв.;

— проанализировать семантику и символику пейзажа, портрета, интерьера на предмет воплощения в них различных философских смыслов;

— на выборочных иллюстрирующих примерах образной стороны словесной живописи показать способность пейзажа, портрета, интерьера концентрировать множество смыслов, расширять свою внутреннюю форму;

— выявить и описать внутрилитературный синтез образов: портрет-пейзаж, портрет-интерьер, интерьер-пейзаж, портрет-имя;

— проследить влияние стиля эпохи на стилевое и идейное воплощение словесной живописи в русской прозе;

— выявить и описать синтез живописи и слова через диалог русской прозы с визуальными видами искусства, стилизацию художественных методов изобразительного искусства.

Научная новизна работы состоит в том, что

— даётся чёткое определение понятию словесная живопись, которое до сих пор было в большей степени метафорическим, нежели терминологически прояснённым;

— впервые в одной диссертационной работе даётся столь широкое, комплексное, сравнительно-сопоставительное исследование пейзажа, портрета и интерьера;

— впервые подвергается системному анализу способность пейзажа, портрета, интерьера концентрировать, сгущать, уплотнять смыслы в произведении, быть проводниками сложного философского содержания;

— уточнятся термин экфрасис для определения таких явлений в литературе, как описание живописных пейзажей и портретов; для этого вводятся понятия портрет-экфрасис и пейзаж-экфрасис; впервые образ живописного портрета и пейзажа рассматривается в историко-литературном процессе на обширном литературном материале: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, К.С. Аксаков, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, В.М. Гаршин, А.П. Чехов, И.А. Бунин, З.Н. Гиппиус, А. Белый, И.Е. Репин, И.С. Шмелёв, В.В. Вересаев, С.Н. Дурылин, Е.И. Замятин, А.П. Платонов…

— впервые рассматривается роль портретирования в словесном создании образа иконы;

— впервые расширяется понятие внутрилитературный синтез27 за счёт соединения различных видов описания: портрет-пейзаж, портрет-интерьер, интерьер-пейзаж, портрет-имя;

— впервые в диссертации столь подробно проанализирована не идейная или идеологическая, а собственно художественно-описательная составляющая романа Е. Замятина «Мы», раскрыты стилевые связи портрета, пейзажа и интерьера в романе с живописными художественными методами, творчеством определённых художников;

— как материал для исследования в диссертации активно привлекается ещё только возвращающееся и потому малоизученное художественное творчество писателя, богослова, учёного-филолога С.Н. Дурылина.

Гипотеза. Портрет, пейзаж, интерьер как элементы словесной живописи — в высочайшем своём проявлении в творчестве классиков русской литературы, — выполняя свою основную функцию создания того или иного образа через описание, способны концентрировать в себе множество смыслов, расширять свою функциональность за счёт синтеза искусств, внутрилитературного синтеза, стилизации, экфрасиса, символического наполнения образов.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Пейзаж, портрет, интерьер в литературном произведении способны концентрировать в себе множество явных и подтекстовых смыслов, не связанных с основной функцией создания образа через описание, то есть пейзаж и портрет могут становиться «эллиптическим высказыванием» (Потебня, Минералов).

  2. Пейзаж, портрет, интерьер существенно расширяют своё функционально-семантическое поле, свою «внутреннюю форму» за счёт экфрасиса, внутрилитературного синтеза и символического наполнения образов.

  3. Портрет и пейзаж насыщаются семантическими значениями, приближающими их к поэтическому образу, часто выдвигают на первый план не реалистическое или натуралистическое описание, а символический смысл.

  4. Портрет, пейзаж, интерьер способны к взаимному синтезу, образуя нерасторжимое единство: портрет-пейзаж, портрет-интерьер, интерьер-пейзаж.

  5. Портрет, деталь портрета может выполнять функцию знака, имени. Заменяя в произведении имя героя, портрет не только называет его, но и характеризует.

  6. Портрет, пейзаж, интерьер осуществляют в художественной литературе синтез искусств, так как в той или иной степени связаны с визуальными видами искусства.

Объект данного диссертационного исследования — функции синтеза искусств, внутрилитературного синтеза, экфрасиса в индивидуальном авторском стиле, а также в стиле литературного направления, культурном стиле эпохи.

Словесная живопись, конкретнее, пейзаж, портрет, интерьер в русской прозе является предметом исследования данной диссертации. Исходя из гипотезы, целей и задач, нас будет интересовать не всякий портрет, пейзаж, интерьер в русской прозе, не история их последовательного развития, а главным образом, их высочайшие образцы в русской классической литературе, которые по символическому напряжению, концентрации смысла можно уподобить поэтическому произведению.

Методологическая база исследования:

  • Семантический (семасиологический) метод: П.Н. Сакулин, А.А. Потебня, А.Ф. Лосев, Л.И. Тимофеев, Ю.И. Минералов и др.

Теория художественного стиля, разработанная в трудах вышеперечисленных учёных-филологов, положена в основу диссертационной работы. Понимание, что «анализ внутренней формы, контекста, авторского стиля, образно-ассоциативных традиций данной национальной литературы суть способы достижения филологической точности»28, дало направление для исследовательской работы в диссертации. Иерархия стилей — индивидуальный стиль, стиль литературного направления, стиль эпохи — также взята из трудов названный учёных, главным образом П.Н. Сакулина29.

В основе гипотезы диссертации лежит концепция А.А. Потебни о возможности «сгущения», «концентрации», «уплотнения» мысли во внутренней форме произведения. «Поэтический образ дает нам только возможность замещать массу разнообразных мыслей относительно небольшими умственными величинами... Этот процесс можно назвать процессом сгущения мысли...»30. К поэтическому образу мы приравниваем некоторые образцы пейзажа, портрета, интерьера в русской прозе, находя в них те же возможности сгущения, конденсирования мысли.

  • Сравнительно-исторический метод, который вбирает в себя актуальные для нас сравнительно-типологический, историко-функциональный методы. Теоретической базой диссертации стали труды Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского.

В ключе сравнительно-исторического литературоведения нами рассматривается прежде всего проблемы синтеза искусств и экфрасиса. Для предпринятого исследования важным оказался тезис Ф.И. Буслаева о необходимости рассматривать историю литературы в связи с историей несловесных искусств31.

Теоретическая значимость. В диссертации формулируется понятие словесная живопись, уточняются определения пейзажа, портрета, интерьера в литературе; вводятся термины портрет-экфрасис и пейзаж-экфрасис, сужающие чрезвычайно широко трактуемый в современном литературоведении термин экфрасис; описывается функциональная сторона портрета-экфрасиса и пейзажа-экфрасиса; исследуется их возможность выполнять функцию мотива — двигателя сюжета — в художественном произведении. Результаты исследования дополняют теоретические знания о внутрилитературном синтезе и синтезе искусств.

Практическая значимость: результаты диссертационного исследования могут быть использованы и используются в систематическом курсе русской литературы, русской литературы ХIХ–ХХ вв. в частности, а также в спецкурсах и спецсеминарах, посвящённых исследованию теоретических проблем стиля и его элементов в художественном наследии русских прозаиков; при создании учебных пособий для средней и высшей школы, а также в дальнейшем научном изучении словесной живописи, особенно пейзажа, портрета, интерьера.

Апробация работы: Основное содержание диссертации представлено в 3-х монографиях и 40 публикациях автора. Они также неоднократно излагались в докладах на международных, всероссийских и региональных конференциях (Москва, Санкт-Петербург, Елец, Нижний Новгород, за рубежом: Киев, Мозырь), в выступлениях на ежегодной всероссийской научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (2002–2012, Москва), «Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество» (2007–2012, Москва), «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом пространстве» (Москва). Материал лёг в основу авторского курса «Технологии работы с изобразительно-выразительными средствами (пейзаж, портрет, интерьер) при анализе художественного текста на уроках литературы» на курсах повышения квалификации учителей Московского института открытого образования.

Степень достоверности результатов проведенных исследований выявлена в ходе тщательной проработки теоретических и историко-литературных, справочно-библиографических материалов; в исследовании привлекались филологические и искусствоведческие научные работы, посвященные вопросам пейзажа и портрета, синтеза искусств, экфрасиса, стилизации и др.; использовались авторитетные издания русской художественной литературы.

Структура работы: диссертация состоит из Введения, трёх глав и Заключения. Библиография составляет 412 наименований.
Основное содержание работы
Во Введении характеризуется разработанность проблемы, обосновывается актуальность темы диссертации, определяется теоретико-методологическая база исследования, его научная новизна, излагается теоретическая и практическая значимость работы, формулируются гипотеза и основные положения диссертационного исследования.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconОбраз дворянской усадьбы в русской прозе конца XIX начала XX веков

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconТематическое планирование уроков литературы в 11 классе
Словесная живопись, «ностальгический реализм», символика детали, импрессионизм, «монтажная композиция», новелла

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (вторая...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconПрограмма дисциплины дпп. 01. 1 Русская литература (1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconПрограмма дисциплины дпп. 03. 1 Русская литература (вторая половина...
Хiх века, но и обратиться к выявлению типологических схождений и творческих связей русской и европейской литератур и культур

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconФункции литературно-мифологической образности в прозе л. Петрушевской...
Литературно-мифологические сюжеты и образы в русской прозе 1920-х гг

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconК. В. Казанкова Урфу им. Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург взаимодействие...
Взаимодействие фольклорного начала и литературной традиции в малой прозе г. Гарсиа маркеса

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconТипология воплощения рубежного сознания в художественной прозе конца...
Типология воплощения рубежного сознания в художественной прозе конца XIX – начала XX веков

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconПериодизация русской литературы ХХ века
Хiх века и заканчивается в 1917 году. К рубежу веков существенным образом изменяется человеческое сознание. Оно приобретает новое...

Словесная живопись в русской прозе ХIХ начала ХХ вв iconУрок литературы в 7-м классе по теме: "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную