Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература»






Скачать 160.64 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Зарубежная литература»
Дата публикации25.03.2015
Размер160.64 Kb.
ТипРабочая программа
l.120-bal.ru > Литература > Рабочая программа


Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521


Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________

Протокол № __________

«____» ____________ 2013 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________________
Перевезенкова М.В.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1521

__________________________
Воробьева Т.А.


Рабочая программа по предмету

«Зарубежная литература»

базовый уровень, 5 класс

2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Казимирова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521

Москва

2013


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н.П. Михальской, предназначенной для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа входит в учебный комплект по зарубежной литературе, который состоит из учебников-хрестоматий для 5—7 классов, 8—9 классов и 10—11 классов. Книги выпущены в издательстве «Дрофа», имеют гриф Министерства образования РФ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Настоящая программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная литература может изучаться как целостный курс. Программа может использоваться и при чтении факультативных курсов.

В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям литературного образования:

    • формирование нравственных позиций и обогащении духовного мира личности;

    • развитие эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному;

    • подготовка к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

- расширить представления учащихся о литературном процессе;

- научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;

- привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур;

- вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;

- обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;

- раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;

- содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;

    • использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

Знакомство с зарубежной литературой и ее изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рассматривается в движении от древности к последующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

В 5 классе раскрываются понятия художественная литература, зарубежная литература. Изучается происхождение литературы (мифология — фольклор — литература). Происходит знакомство с мифами, произведениями устного народного творчества (предания, баллады, сказки), изучаются литературные произведения (литературные сказки, повести, романы и др.).

К концу учебного года учащийся должен знать:

    • в чем отличие литературы от фольклора,

    • какую литературу называют зарубежной,

    • должен усвоить содержание мифа о Прометее, народных и литературных сказок (двух-трех), повести Астрид Линдгрен (по выбору), названия, имена героев и частично содержание романов Мар­ка Твена, знать наизусть народную балладу (по вы­бору),

    • знать содержание мифов о Троянской войне и ее участниках,

    • уметь выразительно рассказать народную (английскую, японскую, американскую или др.) и литературную сказку (Андерсена, Перро, Киплинга или др.),

    • привести примеры сходства русской народной сказки со сказкой другого народа,

    • сопоставить литературную и народную сказку (тема, герои),

    • сопоставить образы богатыря из русской былины и героя ирландских саг (Кухулин),

    • рассказать о приключениях героев Марка Твена,

    • выделить сказочно-чудесное и жизненно-правдивое в произведениях Астрид Линдгрен, объяснив, почему эту писательницу называют «Андерсеном наших дней».



Учебно-тематический план


№№

Разделы

Общее количество часов

Из них к/р

1

Введение

1

0

2

Мифология и фольклор

11

2

3

Литературная сказка

14

1

4

Романы и повести

4

0

5

Итоговые уроки

4

1

6

Итого

34

4


Учебник: Н. П. Михальская. Зарубежная литература. 5-7 классы. Учебник-хрестомати – Москва: Просвещение.
Поурочное планирование


№№

тема урока

1

Введение в школьный курс зарубежной литературы

Мифология и фольклор

2

Понятие о мифе и мифологии. Мифы Древней Греции и их герои

3

Прометей и его деяния

4

Мифы о Троянской войне и ее героях

5

Проверочная работа по пройденному материалу

6

Представление о мире древних скандинав

7

Произведения УНТ как источник возникновения художественной литературы. Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах

8

Народные баллады, особенности их создания и построения. Английские баллады о Робин Гуде

9

Немецкие баллады («Лорелея», «Крестьянин и рыцарь»)

10

Сказки народов мира. Общее и особенное

11

Сага, ее особенности. Ирландские саги о Кухулине. Образы героев ирландских саг и русских былин

12

Контрольная работа по теме «Мифология и фольклор»

Литературная сказка

13

Понятие о литературной сказке

14

Шарль Перро – один из родоначальников литературной сказки. Мотивы и образы произведений фольклора в книге «Сказки матушки Гусыни»

15

Художественные особенности сказки «Спящая красавица». Образ спящей красавицы в русской поэзии и музыке

16

Братья Гримм. Значение их собирательской и исследовательской деятельности. «Детские и домашние сказки»

17

«Сказка о рыбаке и его жене» как один из источников «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

18

В. Гауф. Связь сказок с фольклором европейских стран и стран Востока. Цикл «Караван»

19

Викторина по творчеству Ш.Перро, В. Гауфа, Братьев Гримм

20

Х.К. Андерсен – великий датский сказочник. Сюжеты и герои его сказок («Новое платье короля», «Стойкий оловянный солдатик», «Дюймовочка»)

21

Прием олицетворения в сказочных историях («Чайник», «Перо и чернильница»). Образы и мотивы народных сказок в произведениях «Дикие лебеди», «Свинопас»

22

Путешествие в Андерсенландию (игра по сказкам Х.К. Андерсена)

23

Л. Кэрролл. Стихия игры в «Алисе в стране чудес»

24

Р. Киплинг. «Книга джунглей» и история Маугли

25

Сказки Киплинга о животных

26

Контрольная работа по теме «Литературная сказка»

Романы и повести

27

М. Твен. «Приключения Тома Сойера». Мир детства и мир взрослых в романе (анализ VI главы)

28

Образ жизнелюбивого, энергичного фантазера Тома Сойера (анализ VII и VIII глав)

29

Картины суровой действительности в «Приключениях Гекльберри Финна». Стремление героев к свободе и справедливости

30

А. Линдгрен – «Андерсен наших дней». Гуманистический характер творчества. Образы детей в повестях Линдгрен.

Итоговые уроки

31

Зачетный урок. Подготовка к итоговой контрольной работе

32

Итоговая контрольная работа

33

Итоги года. Игра

34

Итоги года. Задание на лето


Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1521


Рассмотрено на заседании ШМО ___________________________

Протокол № __________

«____» ____________ 2013 г.



СОГЛАСОВАНО

Зам. Директора по УВР

______________________
Перевезенкова М.В.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ Гимназия № 1521

__________________________
Воробьева Т.А.


Рабочая программа по предмету

«Зарубежная литература»

базовый уровень, 6 класс

2013 – 2014 учебный год

Составитель:

Казимирова Н.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ Гимназия № 1521

Москва

2013


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Н.П. Михальской, предназначенной для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла. Программа входит в учебный комплект по зарубежной литературе, который состоит из учебников-хрестоматий для 5—7 классов, 8—9 классов и 10—11 классов. Книги выпущены в издательстве «Дрофа», имеют гриф Министерства образования РФ.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В круг предметов, изучаемых в современной средней школе, входит литература зарубежных стран, что способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества.

Настоящая программа предназначена для школ и классов с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гимназий, лицеев, где зарубежная литература может изучаться как целостный курс. Программа может использоваться и при чтении факультативных курсов.

В соответствии с программой изучение зарубежной литературы строится на основе комплексного подхода, включающего аспекты историко-литературного, литературно-теоретического и культурологического изучения произведений и отдающего приоритет рассмотрению литературы как вида искусства.

Цели предмета «Зарубежная литература» соответствуют основным целям литературного образования:

    • формирование нравственных позиций и обогащении духовного мира личности;

    • развитие эстетического вкуса учащихся, умения свободно выражать себя в речи и определять свое отношение к прочитанному;

    • подготовка к восприятию произведений писателей разных стран в контексте мирового литературного процесса.

Для достижения этих целей ставятся следующие задачи:

- расширить представления учащихся о литературном процессе;

- научить выявлять общее и особенное в творчестве писателей разных стран, принадлежащих к единому литературному направлению;

- привить навык сопоставительного похода к явлениям национальных литератур;

- вводя ученика в художественный мир писателя, научить воспринимать текст произведения как целостную художественную систему, обусловленную особенностями мировоззрения автора;

- обратить внимание на преемственность традиций и их обновление;

- раскрыть гуманистический характер творчества писателей, проявляющийся в интересе к личности человека, его духовному миру, к условиям жизни и формированию характера;

- содействовать развитию навыков анализа художественных произведений различных литературных родов и жанров;

    • использовать возможности литературы для нравственного и художественного воспитания учащихся.

Знакомство с зарубежной литературой и ее изучение осуществляются в несколько этапов, на каждом из которых развитие литературы рассматривается в движении от древности к последующим эпохам, что позволяет увидеть связь времен, связь литератур разных стран и соотнести рассматриваемый материал с явлениями русской литературы.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса

К концу учебного года учащийся должен:

  • знать определения литературных родов и жанров, особенности литератур разных эпох (Античность, Средневековье, Возрождение, Просвещение) в их обусловленности историко-культурной ситуацией в зарубежных странах;

  • имена поэтов и драматургов античности, писателей эпохи Возрождения и последующих периодов, названия, проблематику, жанры их основных произведений, связь их творчества с литературными направлениями эпохи;

  • знать особенности гекзаметра, правила построения сонета;

- знать наизусть начальные строки «Илиады» и «Одиссеи» (по 10 строк), сонет Шекспира, Петрарки (по выбору), стихотворение Байрона, Бернса (по выбору), фрагмент из «Песни о Гайавате» Лонгфелло (три начальные строфы из вступления или другой фрагмент по выбору);

  • учащийся должен уметь выявить общее и особенное в творчестве писателей, принадлежащих к одной эпохе, пишущих в одном жанре (баснописцы Эзоп, Лафонтен, Крылов; анималисты Лондон и Сетон-Томпсон; фантасты Ж.Версн и Уэллс);

  • уметь сопоставить разновидности жанров, выделяя их сходство и различие (роман исторический, историко-приключенческий, научно-фантастический);

  • уметь раскрыть смысл понятий вечный образ, комедия характеров, робинзонада, байронизм, подтверждая свои суждения примерами из произведений литературы;

  • привести примеры использования писателями иносказания (аллегории, гротеска, контраста), пояснив особенности этих художественных приемов и их назначение;

  • привести высказывания русских писателей о писателях других стран (Пушкин о Байроне, Достоевский о Диккенсе и др.), назвать имена переводчиков поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», оды Горация «Памятник я воздвиг меди нетленнее…», поэм Данте, Лонгфелло, сонетов Шекспира, баллад Шиллера, стихотворений Э.По.



Учебно-тематический план


№№

Разделы

Общее количество часов

Из них к/р

1

Античная литература

5

1

2

Литература Средних веков

3

0

3

Литература эпохи Возрождения

3

1

4

Литература XVII века

2

0

5

Литература XVIII века

10

1

6

Литература XIX века

6

1

7

Итоговые уроки

5

1

8

Итого

34

5


Учебник: Н. П. Михальская. Зарубежная литература. 5-7 классы. Учебник-хрестомати – Москва: Просвещение.
Поурочное планирование


№№

тема урока

Античная литература

1

Древняя Греция – родина античной литературы. Гомер

2

«Илиада». «Одиссея»

3

Эзоп – создатель литературной басни. Понятие об эзоповском языке

4

Басни Эзопа «Кабан и лисица», «Собака с куском мяса», «Ворон и лисица». Эзоп и И.А. Крылов

5

Контрольная работа по теме «Античная литература»

Литература Средних веков

6

Эпоха Средних веков

7

Рыцарские романы

8

Романы о короле Артуре и рыцарях Круглого стола

Литература Эпохи Возрождения

9

Эпоха Возрождения и ее роль в культурном развитии европейских стран

10

Ф.Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»

11

Контрольная работа по темам «Литература Средних веков» и «Литература эпохи Возрождения»

Литература XVII века

12

Ж. де Лафонтен – мастер сатиры. Басни «Похороны Львицы», «Лев и его двор»

13

Эзоп. Лафонтен. И.А. Крылов. Общее и особенное в их баснях («Лисица и виноград»)

Литература XVIII века

14

XVIII век – эпоха Просвещения

15

Д. Дефо – создатель романа «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

16

Основные темы и особенности повествования романа о Робинзоне Крузо

17

Дж. Свифт и его роман «Путешествие Гулливера»

18

Сатирическое мастерство Свифта

19

Р.Э. Распэ. История создания книги «Удивительные приключения, путешествия и военные подвиги барона Мюнхгаузена»

20

Художественные особенности романа о бароне Мюнхгаузене

21

Р. Бернс. Стихотворения, эпиграммы

22

Ф. Шиллер. «Кубок», «Перчатка»

23

Контрольная работа по темам «Литература XVII века» и «Литература XVIIIвека»

Литература XIX века

24

Г. Лонгфелло. «Песнь о Гайавати»

25

Основные темы и мотивы «Песни о Гайавати»

26

Джек Лондон и его «северные рассказы»

27

Мужество, сила воли, стойкость героев Джека Лондона («Любовь к жизни», «Сказание о Кише», «Белый клык»)

28

Э. Сетон-Томпсон. «Чинк», «Лобо»

29

Контрольная работа по теме «Литература XIX века»

Итоговые уроки

30

Повторение пройденного материала. Викторина

31

Консультация к экзамену

32

Экзамен

33

Итоги года. Игра

34

Итоги года. Задание на лето




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа учебной дисциплины «Литература (Отечественная и зарубежная)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература (Отечественная и зарубежная)» является частью основной образовательной программы...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 Зарубежная литература и культура...
Знания, полученные в процессе освоения данной дисциплины, в соответствии с учебным планом, будут углублены и расширены в курсе «Зарубежная...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconПрограмма дисциплины опд. Ф. 10 Зарубежная литература и культура...
Знания, полученные в процессе освоения данной дисциплины, в соответствии с учебным планом, будут углублены и расширены в курсе «Зарубежная...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа учебной дисциплины «Зарубежная литература»
«Зарубежная литература» является частью основной образовательной программы в соответствии с фгос по специальности спо 51. 02. 03...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 03. Музыкальная литература...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа по предмету «литература»
Рабочая программа по предмету «литература» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа учебной дисциплины Зарубежная литература
«Зарубежная литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос) по специальностям...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа учебной дисциплины «Зарубежная литература»
...

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа по предмету «литература» для 10-11 классов (базовый уровень)
М.: «Мнемозина», 2006 в соответствии с требованиями стандарта первого поколения по предмету (2004 год)

Рабочая программа по предмету «Зарубежная литература» iconРабочая программа Дисциплины «Зарубежная литература»
...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную