Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы)






Скачать 123.66 Kb.
НазваниеПояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы)
Дата публикации21.01.2015
Размер123.66 Kb.
ТипПояснительная записка
l.120-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

5 класс
Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 – 11 классы) под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009, соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов единых для общеобразовательных учреждений РФ. Обучение ведётся по учебнику: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И..Литература. 5 класс, в 2 ч. – М.:Просвещение, 2013.

По учебному плану на изучение литературы в 5-м классе выделено 3 часа в неделю, 102 часа в год.

Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

В процессе изучения литературы, учащиеся практически знакомятся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В классах ЗПР решаются следующие коррекционные задачи:

  • овладение техникой речи;

  • развитие монологической речи;

  • обогащение словаря;

  • развитие наглядно-образного мышления, эмоционально-личностной сфере;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • коррекция умений сравнивать и обобщать, сопоставлять;

  • развивать умение работать с художественным текстом.

Программа составлена для учащихся с ЗПР. У таких учащихся низкая мотивация к обучению, они быстро утомляются, ощущается недостаточность абстрактного мышления. Они плохо читают, поэтому испытывают трудности в усвоении содержания произведения. Работа с художественными текстами в основном проводится на уроках через пересказы, комментирование, ответы на вопросы, анализ ключевых эпизодов произведения. Рабочая программа по литературе разработана с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы является соблюдение коррекционного и здровьесберегающего режима, направленность уроков на социализацию учащихся. На каждом уроке проводится работа по развитию связной речи, расширению активного словаря обучающихся. В соответствии с системой коррекционной работы школы и с учетом возможности содержания учебного материала на уроках проводится коррекционно-развивающая работа по развитию внимания, памяти, мышления обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор; устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; баллада (начальные представления): литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказки: метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные; связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений.


Пояснительная записка

7 класс.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включённых в программу произведений. Рабочая программа по литературе разработана с учётом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития.

Особенностью организации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы в классах для детей с задержкой психического развития является соблюдение коррекционного и здоровьесберегающего режима, направленность уроков на социализацию учащихся. На каждом уроке проводится работа по коррекции психических процессов, по развитию связной речи учащихся. В соответствии с системой коррекционной работы школы и с учётом возможности содержания учебного материала на уроках проводится работа по развитию внимания, памяти, мышления учащихся..

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе.

На уроках литературы в 7 классе важно уделять больше внимания активному чтению вслух и углублению толкования художественных произведений.

Курс литературы 7 класса обращает внимание на особенности труда писателя, его позицию, изображение человека как важнейшую проблему литературы.

По учебному плану на изучение литературы в 7 классе выделено 102 часа, что соответствует базовому плану.

Рабочая программа по литературе для 7-го класса составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Программа литературного образования. 5 – 11 классы». Под редакцией В.Я.Коровиной.

Программ ориентирована на использование учебника: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Автор-составитель В.Я.Коровина. Москва «Просвещение» 2012 год.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

8 класс
Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 – 11 классы) под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2009 , соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта и предусматривает овладение знаниями в объеме базового ядра обязательных учебных курсов единых для общеобразовательных учреждений РФ. Обучение ведётся по учебнику: Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И..Литература. 8 класс, в 2 ч. – М.:Просвещение, 2013.

По учебному плану в 8-м классе предусмотрено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Курс литературы в школе основывается на принципе связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями. Изучение литературы в 8-ом классе нацелено на взаимосвязь литературы и истории. С этой целью в программу включены произведения фольклора, произведения из древнерусской литературы, произведения 18, 19, 20 веков.

В процессе изучения литературы, учащиеся практически знакомятся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям. В классах ЗПР решаются следующие коррекционные задачи:

  • овладение техникой речи;

  • развитие монологической речи;

  • обогащение словаря;

  • развитие наглядно-образного мышления, эмоционально-личностной сферы;

  • развитие слухового внимания и памяти;

  • коррекция умений сравнивать и обобщать, сопоставлять;

  • развитие умения работать с художественным текстом.

Программа составлена для учащихся с ЗПР. У таких учащихся низкая мотивация к обучению, они быстро утомляются, ощущается недостаточность абстрактного мышления. Они плохо читают, поэтому испытывают трудности в усвоении содержания произведения. Работа с художественными текстами в основном проводится на уроках через пересказы, комментирование, ответы на вопросы, анализ ключевых эпизодов произведения. Рабочая программа по литературе разработана с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с задержкой психического развития. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы является соблюдение коррекционного и здровьесберегающего режима, направленность уроков на социализацию учащихся. На каждом уроке проводится работа по развитию связной речи, расширению активного словаря обучающихся. В соответствии с системой коррекционной работы школы и с учетом возможностей содержания учебного материала на уроках проводится коррекционно-развивающая работа по развитию внимания, памяти, мышления обучающихся
Оканчивая 8-ой класс, учащиеся должны знать и применять:

  • основные признаки понятий художественного образа, темы, идеи, сюжета, композиции художественных произведений;

  • средства изображения героев (портрет, речь, авторская характеристика);

  • изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

  • родо-жанровые особенности эпических, драматических и лирических произведений (повесть, рассказ, поэма, комедия, трагедия);

  • знать основные биографические сведения об авторах изучаемых произведений;

  • выразительно читать, пересказывать устно и письменно (подробно, выборочно, сжато);

  • писать сочинения-рассуждения, отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

9 класс

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) под редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2009г. с учётом федерального компонента Государственного образовательного стандарта. Программе соответствует учебник: В.Я. Коровина, И.С. Збарский, В.И. Коровин. Литература: 9 кл.: Учебник-хрестоматия. В 2 ч. – Москва «Просвещение», 2013г.

По учебному плану на изучение литературы в девятом классе выделено 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

В процессе изучения литературы учащиеся с ЗПР практически знакомятся с основными теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным литературоведческим определениям, от них не требуется знания точных формулировок определений, подробного объяснения понятий, детального анализа литературных явлений. В классах ЗПР решаются следующие коррекционные задачи:

  • - формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей, коррекция личностного развития ребенка;

  • - развитие и расширение знаний детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

  • - совершенствование навыков чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

  • - уточнение и обогащение словарного запаса ребенка обобщающими понятиями, словами, обозначающими действия и признаки, особенно теми, которые называют чувства, переживаемые самим говорящим, другим лицом или литературным героем;

  • - развитие мышления: умения наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать;

  • - развитие связной речи (формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия лексики, внятности и выразительности речи).


Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для понимания включённых в программу произведений.

В 9 классе при изучении литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями («Слово о полку Игореве», Грибоедов, Карамзин и др.) углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Программа по литературе каждого класса обращает внимание на одну из ведущих проблем: 9 класс – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Принцип концентризма, осуществляемый программой под редакцией В.Я. Коровиной, на основе которой составлена данная рабочая программа, предполагает последовательное возвращение к определённым авторам и даже иногда к одному и тому же произведению.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Программа составлена с учетом особенностей детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и требующих специальной коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса. Повышенная истощаемость ЦНС и в связи с этим сниженная познавательная активность и работоспособность, недостаточность произвольного внимания, пространственной ориентировки, плохо развитые навыки самостоятельной работы и самоконтроля, инертность психических процессов, слабая память - все эти и другие особенности учащихся СКОУ VII вида отрицательно влияют на успешность обучения и являются основной причиной их стойкой неуспеваемости в учебе. Они плохо читают, поэтому испытывают трудности в усвоении содержания произведения. Работа с художественными текстами в основном проводится на уроках через пересказы, комментирование, ответы на вопросы, анализ ключевых эпизодов произведения. Особенностью организации учебно-воспитательного процесса на уроках литературы является соблюдение коррекционного и здровьесберегающего режима, направленность уроков на социализацию учащихся. На каждом уроке проводится работа по развитию связной речи, расширение активного словаря обучающихся. В соответствии с системой коррекционной работы школы и с учетом возможности содержания учебного материала на уроках проводится коррекционно-развивающая работа по развитию внимания, памяти, мышления обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.

  2. Тексты художественных произведений.

  3. Сюжет, особенности композиции.

  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.

  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.

  6. Изобразительно-выразительные средства языка.

  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.

  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.

  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).

  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.

  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.

  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.

  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.

  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.

  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).

  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.

  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему.

  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка рабочая программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных...

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе для 8 классА...
А составлена на основе примерной Программы по литературе Коровиной В. Я. М; Просвещение 2010 и реализована в учебнике Литература....

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для 9 класса...
Издательство «Экзамен», 2008 г., Б. И. Турьянской, Л. Н. Гороховской, Е. В. Комиссаровой, Г. И. Михеевой «Литература в 9 классе:...

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconЛитература, 8 класс (В. Я. Коровина) 68ч. (2ч в неделю) Пояснительная...
Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. Под ред. В. Я....

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка Данная рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе
Программы по литературе 5-11 классы/ Т. Ф. Курдюмова, Н. А. Демидова, Е. Н. Колокольцев и др.; под ред. Т. Ф. Курдюмовой 3-е изд.,...

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка по предмету Литература 8 класс Статус документа
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы по литературе основного общего образования

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка к рабочей программе по литературе в 8 классе....
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 частях / Автор-составитель В. Я. Коровина...

Пояснительная записка 5 класс Настоящая программа по литературе составлена на основе Программы обшеобразовательных учреждений по литературе (5 11 классы) iconПояснительная записка Настоящая программа по литературе создана на...
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную