Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века






Скачать 114.35 Kb.
НазваниеОбщины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века
Дата публикации26.04.2015
Размер114.35 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Общины Бахаи в России:

зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века

Номоконов В.Н., ответственный по связям с общественностью Общины Бахаи СПб
Введение. По всем признакам, мы живем сейчас в переломное время, когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь», когда «оскудеет вера» и когда возникает вопрос: «Мог ли Всемилостивый и Всемогущий Отец Небесный, Который в тяжелые времена всегда посылал людям Своих Пророков, на этот раз оставить человечество без Высшего руководства?» Скорее всего, и для Нового времени, когда встала задача достижения единства людей в масштабе планеты, а исторически укорененные религии стали испытывать трудности из-за разделения на многие ветви, Бог ниспослал Пророка и соответствующее Учение.

Пророчества сбываются. В Писаниях каждой религии имеются твердые указания на то, что «в полноте времен» придет Обетованный, Который даст основание миру на земле, справедливости, благополучию и всеобщему братству. Говоря о Втором Пришествии, Иисус Христос сказал, что «о дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один» (Мф. 24: 36). Однако в пророчествах, содержащихся в книгах Левит, Пророков Исайи и Даниила, а также в Откровении Иоанна Богослова, даны указания на год свершения этого событий, которые в свое время были «запечатаны». Они открылись относительно недавно, когда исследователи Библии (в частности, Уильям Миллер, основатель движения адвентистов) обратили на них пристальное внимание и произвели необходимые вычисления. [1]

Здесь приведем хотя бы два примера истолкования таких указаний. В Апокалипсисе сказано: «А внешний двор храма… дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца. И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней» (Отк. 11: 2-3). Было установлено, что в библейских пророчествах год состоит из 12 месяцев, месяц содержит 30 дней, а день соответствует календарному году. Поэтому 42 месяца составляют 1260 дней, что указывает на 1260 год по мусульманскому календарю, который был принят в Персии, где, по другим пророчествам, ожидалось явление Обетованного; этому году соответствует 1844 год христианского календаря.

На основании многочисленных свидетельств бахаи верят в то, что 23 мая 1844 года, когда Предтеча, приявший титул Баб («Врата»), объявил о Своей миссии, зародилась религия Бахаи («баха» по арабски – «слава», «свет») и началась Новая Эра, знаменующая построение «Царствия Божиего на земле». Пророк-Основатель религии Бахаи (её также называют Верой Бахаи, подчеркивая значение внутренней веры у её приверженцев) принял титул Бахаулла («Слава Божия», «Слава Господа»). Читаем в Библии: «…великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис. 35: 2); «И явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие» (Ис. 40:5); «…слава Божья осветила его» (Отк. 21:2).

Учение Бахауллы. Главная тема Учения – единство. Бахаулла (1817-1892) учил, что Бог един, что все религии – выражение «неизменной веры в Бога, вечной в прошедшем, вечной в грядущем», что человечество – единый народ, который призван жить в мире и согласии. Бахаи выступают за сплочение наций во всемирное сообщество, в котором мир поддерживается на основе принципа коллективной безопасности.

Вот примеры изречений Бахауллы: «…все Пророки суть Храмы Дела Божиего, явленные в различном облачении… Никому не дано право оспаривать Их слова либо хулить Их деяния»; «Нет никакого сомнения, что народы земли, к какому бы корню или вере они ни принадлежали, черпают вдохновение свое из одного небесного Источника и служат одному Богу. Различие между заповедями, коим они следуют, объясняется меняющимися требованиями и нуждами века, когда они были явлены. Все они, кроме немногих, что порождены человеческой испорченностью, заповеданы были Богом и отражают Волю Его и Промысел»; «Планета – это одна страна, и все люди – её граждане»;

Таким образом, Его Учение дает надежное, доктринальное, основание для преодоления всяческой розни (межэтнической, религиозной, классовой,…) – по непреложному Слову Божьему. Бахаи считают, что Бахаулла является очередным Посланником Бога, продолжающим миссию основателей великих религий, таких как Моисей, Зороастр, Будда, Будда, Иисус Христос, Мухаммад. Известно, что, по учению ислама, Мухаммад – последний Посланник до Судного Дня; Бахаулла объявил, что Его приход знаменует начало Судного Дня и конец прежних времен, а также окончание исторического цикла пророчеств и начало цикла их исполнения.

Отметим, что в Вере Бахаи нет духовенства, поскольку в соответствии с учением Бахауллы каждый человек способен и обязан самостоятельно искать и воспринимать духовные истины. Управление всеми делами общины осуществляется через уникальную систему администрации, основными органами которой являются Духовные Собрания, избираемые особым демократическим способом.

Религия Бахаи и Россия: XIX век и начало XX века. В истории Веры Бахаи Россия сыграла весьма примечательную роль.

* В 1852 году российское правительство, единственное в мире, ходатайствовало об освобождении Бахауллы, когда по ложному обвинению он был заключен в тюрьму, и предложило ему убежище в России с возможностью продолжать свою деятельность.

* В 1889 году российский суд впервые в истории признал независимый характер Веры бахаи и выступил в защиту прав ее последователей.

* В конце 19-го и начале 20-го веков российские ученые и литераторы своими трудами способствовали распространению знаний о новой религии не только в России, но и на Западе. Русский язык был первым европейским языком, на который была переведена «Наисвященная книга» Откровения Бахауллы (1899).

* В те же годы в Туркестане, входившем тогда в состав Российской Империи, возникла и успешно развивалась одна из первых и самых известных за пределами Персии общин бахаи, имевшая более 3000 членов.

* В Ашхабаде был построен (1905-1912) первый в мире Храм бахаи (он был поврежден при землетрясении 1948 года и разобран в 1963 году).

О Вере Бахаи знал И.С.Тургенев. На протяжении нескольких лет Л.Н.Толстой проявлял большой интерес к учениям и делам бахаи. О религии Бахаи он узнал, прочитав пьесу И.А.Гриневской «Баб. Поэма-трагедия в стихах из истории Персии». Живя в Ясной Поляне, он несколько раз встречался с приезжавшими туда бахаи, читал в переводах книги и скрижали Бахауллы и Абдул-Баха и получил личное послание от Абдул-Баха. Он оставил такой отзыв: «Учение бабидов, которое пришло к нам из Ислама, было постепенно развито через учение Бахауллы и сейчас представляет собой высочайшую и чистейшую форму религиозного учения» (Толстой Л.Н. ПСС, т. 78, с. 306): «Очень глубокая. Я не знаю другой веры, которая была бы такой глубокой”. (Маковицкий Д.П. У Толстого: 1904-1910, Яснополянские записки: в 4-х томах М.: Наука, 1979, т.4. с. 300.)

Гонения на бахаи со стороны мусульманских фанатиков. Спасаясь от преследований у себя в Персии, некоторые бахаи, с благословения Бахауллы стали переселяться в южные местности Российской империи. Царская администрация, ценя их добросовестность и приверженность к порядку, отнеслась к ним довольно благожелательно. Однако отношение к бахаи со стороны фанатично настроенных мусульман было резко негативным: им, в частности, не нравилось, что женщины-бахаи не носили чадру и получали образование.

Дело дошло до того, что в сентябре 1889 года на базарной площади Ашхабада было принародно совершено преступление: четверо мусульман зверски убили одного видного бахаи, нанеся ему множественные ножевые ранения. Убийцы были схвачены, отданы под суд и приговорены к казни. Но, вопреки всеобщему ожиданию, местная община бахаи обратилась к властям с ходатайством о смягчении приговора осужденным, и казнь была заменена принудительными работами в Сибири. Этот акт милосердия к своим врагам получило высокую оценку основателя религии Бахаи – Бахауллы, так как Он призывал Своих последователей именно к такому поведению. Этот призыв отражен, в частности, в следующей молитве.

Молитва о милости к гонителям


О Боже, мой Боже! Во смирении и мольбе, павший ниц, я прошу Тебя, со всем пылом взывая, помиловать того, кто причинил мне боль, простить того, кто замыслил зло и обидел меня, и смыть поступки тех, что несправедливо поступили со мной.

Удостой их Твоих благих даров, дай им радость, облегчи их печали, даруй им спокойствие и процветание, пожалуй им Твое блаженство и излей на них Твои щедроты. Ты Могущественный, Милосердный, Помощник в опасности, Самосущный.
Здесь отчетливо видно, что бахаи на деле продолжают линию милосердия, обозначенную в Новом Завете: «…любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44); и в Коране: «…кто же откажется от возмездия, то это – искупление для него [т. е. прощение пред Всевышним для виновного и вознаграждение для простившего]» (Коран, 5:45).

Община Бахаи в Ашхабаде. Неуклонное развитие общины привело к выдающимся результатам: (1) путем организации курсов и школы была ликвидирована неграмотность среди бахаи (так как Писания осуждают невежество); (2) путем оказания материальной поддержки нуждающимся и обучения ремеслам была ликвидирована нищета; (3) на достойном уровне организована работа различных производств и торговли (работа, выполняемая в духе служения людям, приравнивается в Писаниях к богослужению). Наконец, в 1905 году появилась возможность постройки Храма.

Постройка Храма. Храмы Бахаи именуются Домами Поклонения. В них каждый человек, который хочет обратиться к Творцу всех людей, желанный гость. Это видно уже по внешней форме здания: девятиугольное центральное помещение с куполом, принимающее днем много света сверху и излучающее свет ночью. Форма здания позволяет входить в него с любой стороны: «Путей много – цель одна».

Дома Поклонения создаются как духовные центры, включающие в себя различные вспомогательные учреждения учебного, воспитательного и административного характера.

Постройка Храма в Ашхабаде велась при благоприятном отношении со стороны администрации во главе с начальником Закаспийской области (на сохранившейся фотографии торжественной закладки первого камня видно присутствие многих российских чинов). В 1908 году храм был освящен, а полностью его постройка завершена в 1912 году. Он был расположен в центре города и являлся крупнейшим зданием, которое было видно издалека.

Положение общин бахаи в советский период. К 1918 году общины бахаи с Местными Духовными Собраниями существовали в 14 городах на территории бывшей империи. После революции отношение к ним было относительно лояльным, так как бахаи стояли за единение народов, за подъем образования, за освобождение женщин (что было в какой-то степени созвучно лозунгам советской власти). Но с насаждением атеизма и с усилением борьбы с любыми проявлениями религии, общины стали подвергаться гонениям, особенно во время известных преследований 30-х годов; их деятельность ограничивалась и была прекращена в результате запрета в 1938 году. Будучи законопослушными, как это предписывает учение Бахауллы, бахаи прекратили организованную деятельность и даже не допускали публичного упоминания о своей религии, хотя и сохраняли личную веру. Те бахаи, которые имели иностранное гражданство, были высланы из страны, а остальные отправлены в лагеря, из которых возвратились очень немногие.

Ашхабадский Храм Бахаи был реквизирован и обращен в музей. Он сильно пострадал от землетрясения 1948 года, но стоял до 1963 года, когда международное сообщество бахаи обратилось к советскому правительству с просьбой дать разрешение на его восстановление силами бахаи. В ответ на это обращение Храм был немедленно снесен и на его месте разбит сквер, на котором установлен памятник классику туркменской литературы Махтумкули Фраги (жил в XVIII веке), который, в частности, написал стихи о Мессии «Тот Милосердный явился».

Стоит заметить, что снос храма был произведен во времена того генсека-богоборца, который во всеуслышание обещал за пять лет покончить с самим упоминанием о Боге в нашей стране. В действительности же он сам был отлучен от власти в 1964 году (до окончания этого срока) и до конца жизни фактически пребывал под домашним арестом.

Предвидение возрождения общин бахаи и развития Веры в России. Шоги Эффенди, Хранитель Веры Бахаи, обращаясь к бахаи Ашхабада, писал в 1923 году: «Нет сомнения, в том, что придет день, когда те же люди, что сегодня оказались вовлеченными в трагический процесс, направленный на разрушение веры в Бога и утверждение ложной материалистической доктрины, восстанут и своими собственными руками погасят пламя пожара. Они сметут общественные структуры, возведенные на фундаменте воинствующего безбожия, и ревностно, с невиданной энергией, возьмутся за исправление своих ошибок. Присоединившись к последователям Бахауллы, они поднимутся, дабы способствовать продвижению Его Дела... Если друзья будут стойки..., покровы непостижимого Промысла Божиего приподнимутся и свершатся великие события».

В своих обращениях к мировому сообществу бахаи Шоги Эффенди объяснял, что в тревожных событиях скрыты великие и совершенные тайны, которые «откроются людям в грядущие времена», что Россия станет в будущем «восхитительным раем» и что вера, в конце концов, придет в эту страну, и что ее распространение будет «невиданным по размаху».

Настолько ясно Хранитель видел это будущее, что убеждал изгнанных из СССР бахаи не забывать русский язык, так как им предстоит вернуться назад для распространения Учения Бахаи. Так и произошло на самом деле.

Современное положение общин бахаи в России. Предвещенное возрождение общин бахаи в России началось с принятием закона о свободе вероисповедания. Вскоре после принятия закона, в апреле 1991 г., было создано и зарегистрировано Национальное Духовное Собрание (НДС) Советского Союза. После распада Союза были создано НДС России, а постепенно и НДС других бывших союзных республик. В 1992 г. в Нью-Йорке состоялся Всемирный конгресс бахаи (в нем участвовало около 30 тысяч бахаи), одновременно с которым проводились спутниковые конференции в десяти крупнейших городах мира, в том числе и в Москве.

В 1993 г. члены Национального Собрания Бахаи России впервые участвовали в избрании Всемирного Дома Справедливости – высшего административного орган мирового сообщества бахаи. Теперь бахаи можно найти в более чем 400 населенных пунктах по всей России. Издано значительное количество переводов Писаний Бахаи и другой литературы, связанной с Верой Бахаи, на русский язык. Развитие общин Бахаи в России продолжается.

Заключение. Известно, что мировая община Бахаи является одной из быстроразвивающихся религиозных общин мира: сейчас в ней насчитывается более 5 миллионов последователей Бахауллы, проживающих в 200 странах и территориях. Не менее важно и то, что идеи бахаи проявляют себя буквально повсюду, даже когда люди не знают об этом Учении: здесь и всеобщее стремление к единению в разных формах, и элементы планетизации, создание ООН и миротворческих сил, ускоренное развитие всех материальных средств, способствующих достижения единства (транспорт, связь, компьютеры и т.п.).

В наше время религиозные объединения нужно оценивать не столько по их прошлым достижениям, сколько по возможному вкладу в решение проблем, стоящих перед человечеством. Естественно, что опора исключительно на традиции позволит строить лишь варианты бывших и существующих форм организации общества, которые к нашему времени исчерпали свой потенциал. Для успешного движения вперед и для преодоления беспрецедентных трудностей необходимо сочетать лучшее из традиционного с элементами нового.

В Учении Бахаи не только представлены принципы будущего мироустройства, но и в общих чертах дана программа его построения. Бахаулла обещал, что в результате Его явления огромные массы людей придут, со временем, к Богу, как это было при явлении других Божьих Посланников. Бахаулла заверил человечество, что Он привел в действие исторические и духовные силы, которые будут способствовать созданию всемирного братства народов и построению Царства Небесного, в котором «будет воля Твоя и на земле, как на Небе». Последователи всех религий призваны жить в гармонии друг с другом и действовать совместно, чтобы внести свой вклад в это Дело Бога.

Литература

1. Православная Энциклопедия /под. Ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, т. IV, – Изд-во: Церковно-научный центр Русской Православной Церкви, 2002.

2. Эсслемонт. Дж. Э. Бахаулла и новая эра. – Екате­ринбург, 1991;

3. Хэтчер У. С, Мартин Дж. Д. Но­вая мировая религия – СПб., 1995;

4. Иоаннесян Ю.А. Вера бахаи. СПб.: «Азбука-классика», 2003. – 320 с.

Приложение

Выдержки из Писаний Бахаи

* Вы – плоды одного древа и листья одной ветви. Относитесь же друг к другу с величайшей любовью и кротостью, дружелюбием и товариществом». «Свет единства столь могуществен, что может осиять всю землю.
* Божественная Справедливость требует, чтобы в равной степени соблюдались права обоих полов, поскольку в глазах Бога ни один из них не превосходит другой. Достоинство человека в глазах Бога зависит не от пола, а от чистоты и озаренности сердца.

* Религия призвана находиться в гармонии с разумом и наукой: «Между истинной религией и наукой нет противоречий… Если человек попытается полететь, опираясь лишь на крыло религии, он быстро угодит в трясину суеверий; если же он полетит лишь на крыле науки, то также не продвинется, но упадет в беспросветное болото материализма.

* Каждый человек способен и обязан самостоятельно искать истину; он не должен слепо принимать традиционные или новые учения: «Поскольку истина едина и неделима, разногласия, существующие между нациями, порождены лишь их приверженностью к предрассудкам. Если бы люди искали истину, они проложили бы путь к единству».
* Основополагающий умысел, одушевляющий Веру Божию и Закон Его, заключен в защите интересов рода людского и укреплении его единства, и в распространении духа любви и дружества между людьми. Не позволяйте, чтобы он превратился в источник раздора и распри, ненависти и зависти.

* Бог не оставляет детей Своих безутешными, и когда мрак зимы сгущается над ними, Он вновь направляет к ним Своих Посланников – Пророков, кои приносят новую благословенную весну. Солнце Истинны вновь восходит над горизонтом мира и светит в глаза спящим, пробуждая их, дабы узреть им славу нового дня. И тогда древо человечества расцветает вновь и приносит плод праведности, что исцеляет народы.

* Люди созданы для того, чтобы продвигать вперед вечно развивающуюся цивилизацию...

* Благополучие рода людского, его мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится его единство.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconЛекция Конец xviii-го века: Менталитет «конца века»
Менталитет «конца века»; масонские сообщества; зарождение класса профессиональных мыслителей и профессиональных литераторов; формирование...

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconКонец века, или Русский Ренессанс
Главная › Литература › Урок-погружение по литературе в 11-м классе по теме: Конец века, или Русский Ренессанс

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconПрограмма вступительного испытания в аспирантуру по направлению 45....
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconУрок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс»
Урок-погружение по теме «Конец века, или русский Ренессанс» (Литература на рубеже веков)

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconИстория зарубежной литературы XIX века. 1830-1860-е гг
Ш. Бодлер. Соответствия. Человек и море. Гимн Красоте. Падаль. Приглашение к путешествию. Авель и Каин. Конец дня

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconАвторское выполнение научных работ любой сложности грамотно и в срок
Зарождение и развитие американской экспансии во владениях 18 России на Тихом океане (конец XVIII в. 1867 г.)

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconРабочая учебная программа по истории (наименование учебного предмета \ курса)
Составлена на основе: программы курса и тематичское планирование к учебнику Н. В. Загладина «Всеобщая история. Конец xix-начало XXI...

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconКалендарно тематическое планирование 1о класс учебник Ю. В. Лебедева...
Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconРабочая тетрадь по литературе (II половина XIX века)
Рабочая тетрадь включает материал, начиная со второй половины XIX века (творчество А. Н. Островского) и заканчивая русской литературой...

Общины Бахаи в России: зарождение – конец XIX века, возрождение – конец XX века iconО творчестве А. Ахматовой 1 В. Начало творчества А. Ахматовой приходится...
Этот сравнительно короткий отрезок русской истории невероятно насыщен общественными, политическими и культурными событиями. Своё...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную