Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные






Скачать 152.64 Kb.
НазваниеИмя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные
Дата публикации27.04.2015
Размер152.64 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Технологическая карта урока


Автор, разработчик

Зелёнкина Эльвина Фильгатовна

Предмет

Русский язык

Класс

5

УМК

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения).

Русский язык: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений/Т.А. Ладыженская, М.Б. Баранов, Л.Атростенцова и др.- 26-е изд., перерб. – М.: Просвещение, 2006.- 303 с.

Учебно – методическое издание: Поурочные разработки по русскому языку 5 кл. / Володавская Елена Алексеевна-М.: Издательство «Экзамен», 2001.-382


Тема

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные.

Цель

Задачи

создание условий для систематизации полученных в начальной школе сведений о прилагательном, понятие кратких прилагательных для формирования УУД обучающихся.

- восстановить знания об имени прилагательном;

- углубить понятие о формах прилагательных в речи;

- развивать умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль.


Основные термины, понятия

Понятие краткая форма прилагательного, морфологические признаки; синтаксическая роль.

Оборудование

Компьютер учителя, проектор, экран

Методическая литература


Интернет-ресурсы

Русский язык. 5 класс. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. –

М.: «Просвещение», 2011

Мультимедийный образовательный комплекс «Русский язык. Морфология. Орфография. 5-6 классы» под редакцией О.И. Руденко-Моргун.- ЗАО «1С», 2006

http://www.myshared.ru/theme/fizminutki-prezentatsii/2/



Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- находить в тексте имена прилагательные.



Личностные УУД:

- определять правила работы в парах и группе;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Структура урока

Этапы урока

Задачи

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности. Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Отработка умения находить имена прилагательные.

  1. Физкультминутка для глаз и тела




  1. Построение проекта.

Систематизация и обобщение сведений о грамматических признаках имени прилагательного. Развитие умения извлекать необходимую информацию, анализировать и характеризовать понятие кратких и полных прилагательных, их морфологические, синтаксическую роль.

  1. Рефлексия учебной деятельности

Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями.

  1. Домашнее задание

Написать резюме


Технология изучения

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

- Здравствуйте! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Для этого давайте возьмемся за руки и произнесем стихотворение:

Мы – умны.

Мы – дружны.

Мы – внимательны.

Мы – старательны.

Мы – отлично учимся,

У нас всё получится!

Садитесь! Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по весеннему русскому лесу.

Открываем тетради и записываем число. Классная работа. Для темы оставьте место, 1 строчку.

Лингвистическая разминка.

Прослушивание произведения Чайковского

-Какие звуки вы услышали? К какому времени года подходит эта музыка? Кто написал это произведение?

- А поэт Евгений Баратынский видит весну так, давайте мы прочитаем строчки из его стихотворения:

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон! и т.д.

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко,

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Отвечают на вопросы

Формулируют под руководством учителя цели урока.

Метапредметные :
регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

личностные:

-положительное отношение к учению;


познавательные: осознавать познавательную задачу

Актуализация и пробное учебное действие.

Выявление затруднений.


- Ребята, как вы думаете, почему с этого стихотворения мы начали наш урок? Посмотрите в окно, какое время года сейчас?
- Солнце светит ярче, воздух становится теплее, настроение наше меняется, мы живём в ожидании чего-то нового.

-Все ли слова вам здесь понятны? А слово лазурию? (нет и да) Поработаем со словарем. Откроем словарь найдем значение слова лазурь. (Куда падает ударение? Назовите мне орфограмму) (непроизносимая гласная в корне, надо запомнить.)
- Ребята, а как описывает Баратынский воздух? Небосклон? Лазурь? Лучи?

- Давайте мы поработаем в парах. Запишем эти слова, разделив на группы?

-К какой части речи относятся слова: живой и солнечными (это прилагательные)

-От каких слов образовались слова чист и ясен? (чистый и ясен)

- Чем они похожи? (один корень) Чем отличаются? (У слов чист и ясен нет окончания, они короткие или краткие).

- Что происходит с полными прилагательными? (они становятся короткими)
- Правильно. Прилагательные бывают полными и краткими. Прилагательные, которые встречались раньше, назывались полными, а краткие называются краткими, потому что в мужском роде окончание «убегает», т. е. становится нулевым.

- Сформулируйте тему урока (Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные)

- Запишем тему урока « Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные».

- Какова будет цель урока?
Цель: На уроке мы с вами должны не только повторить изученные сведения по теме «Имя прилагательное», но и познакомимся с понятиями «краткие и полные прилагательные».

План урока (фиксировать на доске):

- повторить изученное об имени прилагательном;

- познакомиться с краткими прилагательными;

- узнать какими признаками обладают краткие прилагательные.


Выполняют упражнение устно и писменно.

Отвечают на вопросы.


Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины.

регулятивные:

-осуществлять контроль правильности ответов обучающихся;

- дополнять, уточнять высказывания по существу полученного задания;

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

познавательные:

- выделять существенную информацию из прослушанного;

коммуникативные:

- взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме;

- слушать и понимать речь других;


Физкультминутка для глаз и тела

После работы предлагаю сделать физкультминутку.

Выполняют физкультминутку.




Построение проекта выхода из затруднения

- На экране вы видите текст, давайте мы его прочитаем. Предлагаю с ним поработать в группах. Для этого предлагаю руководителю каждой группы вытянуть задания.

- Группы готовы? (Выходят читают задание и ответ).

- Может есть вопросы к группе? Задавайте?

Каждая группа оценивает свою работу и работу остальных групп. (Фиксация на доске мной)

- Спасибо, ребята! Обратите внимание, у вас на столе лежат листочки с таблицами, заполните ее.

-Что мы вспомнили и узнали о прилагательных на уроке? (они бывают краткие и полные, вопросы на которые они отвечают, морфологические признаки, синтаксическая роль).

(выслушиваем две группы и сверяем с эталоном).

- Давайте, попробуем сделать вывод. Расскажите, что мы повторили и узнали о прилагательных.

Отвечают на вопросы, высказывают предположения.
Составляют схему-опору, работают в группах, сверяют её со схемой на доске.


Делают вывод.

познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи, делают выводы;

личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
регулятивные:

-осуществлять проверку; самооценку;
коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
предметные:

- знать в комплексе отличительные признаки имени прилагательного как части речи, уметь различать краткие и полные прилагательные и их синтаксическую роль.


Рефлексия учебной деятельности

Вот и подошел к концу наш урок. О какой части речи мы сегодня говорили? Что нового узнали? Я рада, что вы показали себя умными, понятливыми, смышлеными ребятами. Вот сколько прилагательных я использовала. А теперь оцените свою работу:

  1. если вы считаете, что на уроке вы работали хорошо, активно, все усвоили и поняли. И урок вам понравился, то прикрепите листочки на картинку, где изображен солнечный весенний лес.

  2. Если вы считаете, что на уроке вы работали не очень хорошо, не активно, что – то не поняли и не усвоили, и урок вам не понравился, то прикрепите листочки на картинку, где изображен мрачный лес.




Отвечают на вопросы, анализируют свою работу на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
регулятивные:

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

-выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


Домашнее задание

(Диагностика)

Предлагаю вам дома составить резюме на тему «как мы хороши!» Найдите слово в словаре, что такое «резюме?»

Пятиклассники 21 века смотрят на свою фотографию и рассуждают так:









Задание 1 – ой группе

Хорошо в весеннем лесу


Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.


Задание для группы:

  1. Выпишите из текста краткие и полные прилагательные;

  2. Поставьте к каждой группе вопросы. Как вы поставили к ним вопросы?

  3. Сделайте вывод и запишите его.

  4. Оцените свою работу по цветам. Зелёный цвет – задание сделали правильно. Желтый цвет – задание сделали правильно, но были недочеты. Красный цвет – с заданием не справились.


Задание 2 – ой группе

Хорошо в весеннем лесу


Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.


Задание для группы:

  1. Выпишите из текста краткие и полные прилагательные;

  2. Укажите род этих прилагательных. Как вы определили род? Измените краткие прилагательные по родам.

  3. Сделайте вывод и запишите его.

  4. Оцените свою работу по цветам. Зелёный цвет – задание сделали правильно. Желтый цвет – задание сделали правильно, но были недочеты. Красный цвет – с заданием не справились.


Задание 3 – ой группе

Хорошо в весеннем лесу


Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.


Задание для группы:

  1. Выпишите из текста краткие и полные прилагательные;

  2. Укажите число прилагательных. Как вы определили число?

  3. Сделайте вывод и запишите его.

  4. Оцените свою работу по цветам. Зелёный цвет – задание сделали правильно. Желтый цвет – задание сделали правильно, но были недочеты. Красный цвет – с заданием не справились.


Задание 4 – ой группе

Хорошо в весеннем лесу


Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу. Это теплый отблеск первого весеннего солнышка на стволах высоких деревьев. Это светлые и озорные блики в густых кронах, внезапно пробивающиеся к земле смелые лучи.


Задание для группы:

  1. Выпишите из текста краткие и полные прилагательные;

  2. Просклоняйте одно полное и одно краткое прилагательное по падежам.

  3. Сделайте вывод и запишите его.

  4. Оцените свою работу по цветам. Зелёный цвет – задание сделали правильно. Желтый цвет – задание сделали правильно, но были недочеты. Красный цвет – с заданием не справились.


Задание 5 – ой группе

В лесу наступила прекрасная и хорошая весна. Прекрасна и ослепительно хороша весна в лесу.

Задание для группы:

  1. Сделайте синтаксический разбор предложений;

  2. Сделайте вывод и запишите его.

  3. Оцените свою работу по цветам. Зелёный цвет – задание сделали правильно. Желтый цвет – задание сделали правильно, но были недочеты. Красный цвет – с заданием не справились.

Запомните! Краткие прилагательные в предложении являются сказуемыми!

Таблица

Прилагательные







Вопросы


























- повторить изученное об имени прилагательном;

- познакомиться с краткими прилагательными;

- узнать какими признаками обладают краткие прилагательные.

Составьте резюме на тему «Как мы хороши!»

Пятиклассники 21 века смотрят на свою фотографию и рассуждают так:

Конечно мы немного_______________

Слишком_________________________

И немного________________________

Зато мы__________________________

Несомненно_______________________

Настроение наше___________________

Самоанализ урока

Самоанализ урока, проведенного в 5 классе в рамках ФГОС по теме «Имя прилагательное как часть речи. Краткие и полные прилагательные».

Данный урок является уроком повторение теме, изученного в начальной школе по теме «Имя прилагательное» и изучение новой темы «Краткие и полные прилагательные».

Целью данного урока было не только повторить и закрепить знания, полученные в начальной школе, но дать понятие краткие прилагательные для формирования УУД обучающих. Урок разработан в соответствии с ФГОС второго поколения, представляет собой урок – путешествие по весеннему лесу.

Задачами урока были:

- регулятивные

- коммуникативные

- познавательные

- личностные

Планируемый результат

Предметные умения

- анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;

- находить в тексте имена прилагательные.



Личностные УУД:

- определять правила работы в парах и группе;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

Регулятивные УУД:

- работать по плану, инструкции;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

-владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


В занимательной форме учащиеся не только повторяют те или иные ключевые понятия, изученные в данной теме, но и более глубоко знакомятся с понятием краткие прилагательные. В начале урока была создана проблемная ситуация, решение которой помогло учащимся сформулировать тему и цели урока. Шаг за шагом, занимаясь работой в группах, учащиеся узнают и закрепляют свои знания по теме «Имя прилагательное». На уроке использовалась проектная технология. Формы работы: коллективная, групповая, творческая, проектная. Учащиеся занимаются взаимопроверкой при решении тех или иных учебных задач. Важно, что учитель смог правильно организовать, направить, контролировать деятельность учеников.

Ученики самостоятельно составляют таблицу, работают над с текстом, объясняют правильность написания тех или иных слов. На уроке царит доброжелательная атмосфера. Учащиеся самостоятельно формируется культура общения. Огромное значение имело и то, что на разных этапах урока была проведена дифференцированная работа по усвоению знаний. Никто не чувствовал себя неловко, когда не знал правильного ответа, на помощь приходили одноклассники.

В ходе урока использовалась презентация, которая помогала учащимся сжато сформулировать выводы после выполненной работы. На уроке для поиска новых знаний учащиеся использовали ИКТ, толковые словари, задания на самостоятельную работу.

Важное значение для учащихся имела физминутка, которая помогла снять напряжение урока.

В конце урока учащиеся в игровой форме смогли самостоятельно оценить свои знания.

В течение всего урока благодаря взаимопроверке ученики смогли оценить полученные знания. В конце урока была проведена рефлексия, позволяющая выявить, какие умения сформировались в ходе изучения данной темы. Домашнее задание было представлено в дифференцированном виде. Урок прошел интересно, увлекательно; все этапы урока были выполнены. Несмотря на кажущуюся «загруженность» урока, учащиеся смогли в пределах установленного времени выполнить все задания урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconУрок русского языка в 6 классе Тема: Имя существительное как часть речи. (Вводный урок)
...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconАнна Александровна Адлер Во имя любви
Анна Александровна Адлер – яркая представительница русской интеллигенции конца XIX – начала XX века посвятила свою жизнь благороднейшему...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconСодержание занятия
Стилистика, как и культура речи, является неотъемлемой часть литературного языка. Задачи стилистики и культуры речи заключаются в...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconТехнология работы с акварелью на занятиях изобразительного искусства...
Художником возможность создавать работы, полные свежести, непринужденности и свободы. Хотя по своей природе акварель – материал достаточно...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconМуниципальное бюджетное учреждение культуры города тулуна «Краеведческий...
Тулунский краеведческий музей основан в 1963 году педагогом Павлом Федоровичем Гущиным. В 1998 году музею было присвоено имя П. Ф....

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconРазвитие речи детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема
Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания....

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconАвтор проекта
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel® «Обучение для будущего» или в качестве...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconСочинение «Родное и близкое»
Если Ваш учебный проект будет выбран для размещения в базе данных работ по программе Intel® «Обучение для будущего» или в качестве...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconСистема уроков по творчеству А. Н. Варламова Урок по повести А. Н. Варламова «Гора» (11 класс)
Открывать новые имена всегда интересно, особенно в литературе. Перед тобой словно чистый лист, который ты сам должен запомнить. На...

Имя прилагательное как часть речи. Полные и краткие имена прилагательные iconО проведении ежегодного конкурса чтецов стихотворных произведений...
История и культура Елабуги богата и многогранна. С этим городом связаны имена многих выдающихся личностей, чьи имена составляют славу...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную