Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы






Скачать 135.52 Kb.
НазваниеУрока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы
Дата публикации06.05.2015
Размер135.52 Kb.
ТипУрок
l.120-bal.ru > Литература > Урок
Данный урок учителем представлен на фестивале педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/589437/
Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя с элементами беседы

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством И.С. Тургенева посредством одного из рассказов из цикла «Записки охотника».

Тема нашего урока: Средства создания образа в реалистическом произведении (по рассказу И.С. Тургенева «Бирюк»).

- Вспомните, какие средства создания образа вам известны?

Интерьер, портрет, пейзаж, авторская характеристика, поступки, характеристика, данная другими персонажами, антитеза, речь, художественная деталь и др.

При анализе рассказа «Бирюк» мы остановимся на тех, которые выделим как основные средства создания образа, которые играют важную роль: помогают составить целостное представление об образе литературного героя, понять главную идею произведения.

- Как вы считаете, какие из перечисленных средств являются основными в данном рассказе?

Предлагаю поработать в группах: I. Пейзаж. II. Интерьер. III. Портрет. Способы выражения авторской позиции показаны через пейзаж, интерьер, портрет. (Все остальные средства создания образа будут тоже так или иначе названы).

Основные образы в «Записках охотника» - это образы русских крестьян. Попробуем вместе с вами увидеть и понять душу русского человека.

II. Групповая форма работы

Учитель:

Итак, с чего начинается рассказ? ( Охотника в лесу застала гроза).

Первая группа. Пейзаж.

Прочитаем строки первой пейзажной зарисовки (двое из группы выразительно читают отрывок наизусть): «Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели…». (И.И.Шишкин. Перед грозой.1884г.)

«Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями».

- Сколько частей можно выделить в этом небольшом отрывке? Как бы вы их озаглавили?

I отрывок - «Гроза надвигалась». II отрывок - «Гроза разразилась».

Рассмотрим, чем отличаются эти описания.

- Какие части речи преобладают в первом фрагменте? Какова их роль?

Преобладают прилагательные-эпитеты. Присутствует цветовая гамма (цветовые слова), очерчены размеры предметов. Они придают красочность, яркость.

- Почему первоначальная картина более яркая?

В момент перед грозой природа выглядит относительно спокойно, ярче, все краски яркие.

- Какие части речи преобладают во второй части описания?

Краски цвета исчезли, главное место занимают глаголы, передающие движение, динамичность этого явления. Гроза изображена страшной и величественной: автор несколько раз повторяет слово «внезапно», подчеркивая, что это стихия, неподвластная и непонятная человеку.

-1-
- Есть ли ещё в рассказе пейзажные зарисовки?

(«Дождик перестал. В отдалении ещё толпились тяжёлые громады туч, изредка вспыхивали длинные молнии; но над нашими головами уже виднелось кое-где тёмно-синее небо, звёздочки мерцали сквозь жидкие, быстро летевшие облака. Очерки деревьев, обрызганных дождём и взволнованных ветром, начинали выступать из мрака). Обращаем

внимание на олицетворения, эпитеты, выразительные возможности морфологии (причастные обороты).

- Какую из пейзажных зарисовок можно считать ключевой для понимания образа главного героя?

- Кому-нибудь из вас приходилось переждать грозу в поле, в лесу или убегать от грозы? Какие чувства вы испытывали, убегая от грозы?

Вы смотрите на небо, на тучу: далеко ли? Успею ли укрыться? Ведь вам знакомо то особое, обострённое и какое-то тревожное состояние перед сильной грозой, если она застигла вас внезапно. Взгляд наш то уходит вверх, то опускается к земле, мы очень остро ощущаем предгрозовые изменения в природе.

- Понаблюдайте, как ведёт себя рассказчик-охотник, убегающий от грозы?

Вот и автор видит огромную лиловую тучу, длинные серые облака, темные тени на земле, слышит шелест и лепетание ракит, слышит страшный гром, а затем всё это исчезает за мутной пеленой дождя.

Рассказчик во время грозы чувствует себя неуютно: «не видел ни зги», «кое-как приютился к высокому кусту», «сгорбившись…ожидал терпеливо конца ненастья».

- Какую роль играет образ-символ грозы?

Во-первых, «гроза» произойдет в доме лесника. Во-вторых, Бирюк - гроза леса.

В-третьих, он сам похож на грозовую тучу. Если рассказчик чувствует себя неуютно, то главный герой, наоборот, чувствует себя в своей стихии: «словно привидение», при вспышке молнии появляется высокая грозовая фигура лесника, его фигура, «словно выросла из земли», из тьмы. Несмотря на усиление грозы («белая молния осветила его с головы до ног», «дождик хлынул с удвоенною силою»), он спокоен. Он так силен, что без труда «сдернул с места» испуганную лошадь, которая, в отличие от этого могучего человека, «шлепала по грязи, скользила, спотыкалась», а он даже в конце этого сложного пути по грозовому лесу сохраняет спокойствие. Видимо, гроза для героя не страшна, он сам ей подобен.

-Здесь используется особый тургеневский приём: человек у него приближен к природе, он как бы является её составляющей.

Вспомните другие рассказы из «Записок охотника»: Хорь живёт далеко от помещика, в лесу на болоте («Хорь и Калиныч»), детей из рассказа «Бежин луг» видим на фоне природы, в рассказе «Свидание» из голубых теней в берёзовой роще возникает трогательный образ крестьянской девушки Акулины.

-Вывод.

Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Мы еще раз убедились в том, что Тургенев мастер-пейзажист. Природа выступает в рассказе средством изображения главного героя. Тургенев мастерски умел «вписывать» в пейзажи человеческие фигуры, органически связывая их с природой. Это мы увидели и в рассказе «Бирюк»: главный герой слит с природой, он её часть.
Вторая группа. Интерьер.

Учитель:

Через некоторое время вместе с автором войдём в избу лесника. Что же предстанет нашему взору?

Задание: пересказать близко к тексту описание избы Бирюка.
-2-

- Какие слова в описании являются опорными, ключевыми?

Комната закоптелая, низкая и пустая, отсутствие полатей и перегородок, изорванный тулуп, груда тряпок, большие горшки, крошечная скамейка, люлька и двое детей. Изба лесника производит тягостное впечатление: присутствующие скудные эпитеты подчеркивают бедность, неуютность… (Теневой рисунок «Улита» Е.М.Бем.).

- Какую роль играет описание интерьера избы? Помогает ли понять характер героя?

Вся обстановка говорит о том, что трудно, безрадостно живётся обитателям этого жилища. Бедность, нищета, неустроенность выглядывает из всех углов.

-Обратите внимание на одну художественную деталь, подчёркивающую убогость жилища. Найдите её.

Это лучина. «Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая». От лучины исходит скудный свет, но она может гореть не только тускло, печально.

- Как?

«Ярко», «создавая умиротворённость», «весело мигая», «разливая тёплый, нежный свет» и т.д.

- А где она могла так гореть?

В большой, просторной, чистой избе, где есть достаток, где людям хорошо живётся.

- Интерьер в рассказе подан «объективно» или «субъективно»? С каким чувством описывает рассказчик мужицкую избу? Обоснуйте свое мнение.

«Субъективно»: рассказчик передает свои впечатления, делится своими чувствами от увиденной картины. Он не остался равнодушен к увиденному: «Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

В этих словах звучит горечь, душевная боль за подневольного, нищего мужика.

Узнав чуть больше о жизни лесника (кроме хлеба, в доме ничего нет, чаю нет, ушла жена, бросив двоих детей), изба показалась писателю «ещё печальнее прежнего»: «Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание».

- Вывод.

Какую роль играет интерьер в рассказе?

Интерьер и предметно-бытовые детали выступают средством раскрытия образа. Интерьер помогает представить бедную, убогую жизнь Бирюка и вызывает чувство сострадания к его судьбе.
Третья группа. Портрет.

Учитель:

И среди этой убогости контрастно смотрится сам лесник Фома Кузьмич. На вопрос об имени лесник не только называет себя, но и добавляет своё прозвище – Бирюк.

- Почему?

В околотке его, прежде всего, знают как Бирюка. Слышал о нём, Бирюке, как о человеке смелом, суровом и честном, и автор.

- Найдите в словаре В.И.Даля значение слова «бирюк».

Зверь. Глядеть бирюком, волком, угрюмо, исподлобья; жить бирюком, одиноко, ни с кем не знаться. Бирюковатый человек, угрюмый, нелюдимый.

- Соответствует ли Бирюк своему прозвищу?

- Чьими глазами мы видим Бирюка? В чём особенность портрета лесника?

Портрет лесника дан глазами охотника-рассказчика. («Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Чёрная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза»).

( Портрет И.Н. Крамского. Полесовщик.1874).

-3-

(Обращаем внимание на стилистически окрашенные слова, эпитеты, выразительные возможности морфологии, синтаксиса).

- Какой вид портрета дан перед нами в рассказе?

Словесный. (Можно вспомнить, какие виды портретных характеристик бывают: словесный, психологический, живописный).

- Определите способ создания описания героя?

«Портрет-впечатление». Рассказчик описывает человека, встреченного впервые, описание передаёт его впечатление от случайного знакомого.

- Какое впечатление произвёл Бирюк на рассказчика?

Портрет вызывает симпатию. Лесник поразил рассказчика своим сказочным, каким-то богатырским видом, Бирюк представляется человеком сильным, смелым, мужественным, суровым, уверенным в себе. Охотник много наслышан о леснике, поэтому смотрит на него с «удвоенным любопытством» и «выискивает» в его портрете то, что подчёркивало бы в герое «редкого молодца».

- Какие слова, детали передают характер героя? Каким образом в портрете доказывается, что Бирюк относится к породе «редких молодцов», что делает его похожим на богатыря?

Выделим такие детали, как «высокий рост», «могучие мышцы», суровое и мужественное лицо», глаза глядели «смело», «сложен на славу».

На портрет героя наложили отпечаток относительно свободная, по сравнению с крепостными мужиками, жизнь и служба лесника, в портрете отразился внутренний мир героя произведения.

Перед нами не только словесный вид портрета, но и «рассредоточенный» портрет.

- Как характеризуют Бирюка окрестные мужики? За что они его ненавидят?

«…окрестные мужики боялись как огня». «Вязанки хвороста не даст утащить», «Ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». В вину ставится его честность.

Пойманный на воровстве леса мужик называет его «душегубцем окаянным», «зверем», грозит местью. Несмотря на то, что по их же словам, «не бывало на свете такого мастера своего дела», но и мастерство ставится ему в вину. Парадокс.

- Учитель:

Бирюк - поистине мастер своего дела. Темная грозовая ночь подарила автору возможность увидеть лесника в деле. Слышит ли охотник какие-нибудь звуки, в отличие от Бирюка? Бирюк же обладает тонким слухом и безошибочно находит дорогу в ночном лесу. Скоро будет пойман и жалкий порубщик. («Среди темного леса загремел вдруг железный голос Бирюка»).

(Иллюстрация К. Лебедева «Крестьянин в избе Бирюка»).

- Какую роль играет в рассказе портрет мужика-вора? Сравните с портретом Бирюка.

Особенно ярко видно, как красив и могуч Фома, когда сопоставляем его портрет с портретом крестьянина-порубщика.

«Я увидел мужика мокрого, в лохмотьях, с длинной растрепанной бородой…»; «дрянная лошаденка»; «Мужик глянул на меня исподлобьяПри свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…». Здесь нет любования этим героем, только жалость.

- Обратите внимание, как меняются по ходу разговора чувства героев.

Портрет героя не статичен. Он отражает движение души, перемену внутреннего состояния человека. Волнение персонажа передано в портрете: «мужика подергивало, словно лихорадка его колотила», «он встряхивал головой и дышал неровно». Обстановка все более и более накаляется. Наконец, отчаявшись, вор выходит из себя: «мужик внезапно выпрямился. Глаза у него загорелись, и на лице выступила краска» - он готов

-4-
излить на Бирюка свой гнев и ненависть.

-Вывод.

Какую роль играет портрет в данном произведении? Отличается ли Бирюк от других мужиков?

Тургенев – замечательный мастер портретных зарисовок. Портрет, изображенный в рассказе, помог увидеть нам сильного, мужественного человека, сурового, добросовестного, честного, гостеприимного, спокойного, неозлобившегося, не лишенного чувства собственного достоинства.

Бирюк отличается от других, прежде всего, нравственными качествами. Откуда это? Вспомните тургеневский прием: Бирюк связан с природой множеством нитей, он человек леса, а поэтому нравственно здоровее. Общение с миром природы дает человеку больше, чем сообщество людей с уродливыми отношениями.

В портрете, созданном писателем, четко выражена авторская оценка. Бирюк вызвал восхищение, симпатию не только у охотника, но и у нас, читателей.
III. Беседа со всем классом.

Учитель:

Итак, назовите центральный (кульминационный) эпизод рассказа.

Столкновение между мужиком и Бирюком (внешний конфликт)

В немногих рассказах «Записок охотника» затронут вопрос о крестьянском протесте («Хорь и Калиныч», «Бурмистр»). «Бирюк» - один из немногих. (Чтение по ролям заключительной сцены).

Рассказчик дает себе слово «во что бы то ни стало освободить бедняка».

- На чьей же стороне автор-рассказчик? Почему же Тургенев в конфликте между Бирюком и крестьянином, все-таки на стороне крестьянина, хотя восхищается Бирюком?

Здесь особое внимание нужно обратить на внутренний конфликт, который переживает Бирюк.

За что клянут Бирюка, угрожают? За то, что сам не украдёт и другим не дает, за то, что живет по библейской заповеди «не укради».

- Может, не стоило Бирюку враждовать с местными крестьянами, стоило быть более снисходительным?

Но на мольбу порубщика Бирюк отвечает: «Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут». В том-то и дело, что взыщут. В комментарии к одному из изданий «Записок охотника» было написано: «Лесник, не поймавший вора, предавался суду и либо возмещал полную стоимость порубленных деревьев, либо подвергался другим формам наказания вплоть до ссылки в Сибирь».

И все-таки Бирюк отпускает мужика. Почему? Как объяснить психологически поступок Бирюка, чем он должен быть мотивирован?

Испугался угроз? Конечно, нет. Немало он их слышал. Наверное, тем, что хотя и нелюдим Фома Кузьмич и зовут его Бирюком, но знает же он людской мир, знает, что в этом мире не всех останавливает страх греха, воруют же. Воруют старосты, бурмистры, исправники, чиновники. И что по сравнению с этим воровством мужицкое «баловство» от нужды. Подспудно чувствует лесник, что есть и у нищего мужика, замученного барщиной и «голодухой» мужика, своя правда [5]

- Как и любой крестьянин, Бирюк как лесник стоит перед выбором?

Во-первых, воровать – грех, к тому воровство-преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.

Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости. Не давать «баловать» в лесу мужику – «добрые люди» сживут со свету [5]

-5-

- Находит ли внутренний конфликт разрешение?

Нет…Утихла гроза в избе лесника, но за окном все льет дождь, долго еще быть ненастью. Ненастье долго будет сопровождать жизнь крестьянина. Освобождение крестьянина пока что оставалось мечтой. Какой же выход из этой ситуации?
IV. Подведение итогов урока-поиска.

- Какова идея произведения?

Во-первых, «Мужик должен быть освобожден от крепостного права» - таков лейтмотив рассказа. Уничтожение крепостного права, по мнению И.С.Тургенева, приведет и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.

Крепостное право виновно в том, человек, одаренный от природы недюжинными способностями, не может реализовать их на благо себе и своим собратьям-крестьянам, потому что его лучшие качества, как физические, так и моральные – сила, мужество, мастерство, трудолюбие, честность, - становится инструментом угнетения ему подобных, обращаются во зло им, а самого человека делают одиноким и несчастным – бирюком.

Во-вторых, одна из важнейших идей цикла «Записки охотника» - красота души русских крестьян. Рассказ «Бирюк» не является исключением. Что помогло это увидеть?

Все рассмотренные средства помогли создать образ крестьянина Бирюка, главного героя рассказа И.С. Тургенева, мастера-пейзажиста, мастера-портретиста.

Сравним свои выводы с выводами литературоведов и писателей. В «Записках охотника» впервые в русской прозе звучит тема самоценности, нравственной значительности людей из народа. М.Е.Салтыков-Щедрин утверждал, что «Записки охотника» положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды…» [6].

Жорж Санд писала: «Какая мастерская кисть! Их будто действительно видишь, слышишь, знаешь – всех этих крестьян…У вас жалость и глубокое уважение к любому человеческому существу, в каких бы лохмотьях оно ни ходило…На то вы и реалист, чтобы все замечать, поэт, чтобы все облагородить, и человек большого сердца, чтобы все понять и всем сочувствовать» [1]
V. Комментарий учителя к домашнему заданию

Задание на выбор:

1) написать рассказ о том, как в силу тех или иных обстоятельств с неожиданной стороны раскрылся характер человека.

2) «Записки охотника» - обвинительный акт крепостному праву. Предположите, как зазвучало бы обвинение Тургенева, если бы он выразил его не в художественных образах, а в публицистическом высказывании.

Список использованной литературы

  1. Жорж Санд: цит. по кн.: Тургенев И.С. Избранные произведения (серия «Библиотека учителя». – М.: Художественная литература, 1987. –С.5.

  2. Литературный энциклопедический словарь/Под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николюкин.- М.,1987.-Стб.762.

  3. Н.С.Султанова. Уроки словесности в V-IX классах// Русская словесность.-2006.-№5.-С. 63-71.

  4. Г.В.Пранцова. Возможности речевых уроков в формировании литературоведческих знаний школьников// Русская словесность.-2007.-№2.-C.28-34.

  5. Н.Г.Холомьев. Легко ли беречь барский лес?// Приложение к журналу «Литература в школе».-2008.-№10.-С.9-11.

  6. В.Р.Щербина, вступит. статья к кн.: Тургенев И.С. Избранные произведения (серия

«Библиотека учителя». – М.: Художественная литература, 1987. – С. 4-5.

7. collection.edu. yar. ru/ catalog/ rubr/ 464 faa4a – 86b4 – 4c2c – b 406 – 3bb3a…

-6-

Тезисы

Цели учебного урока:

1. Создание условий для коммуникативной компетенции через

- развитие у учащихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа,

интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении;

- развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей

постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;

- совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-

литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- совершенствование навыков характеристики героя;

- развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;

- совершенствования навыков выразительного чтения;

- развития способностей искать нужные цитаты.

2. Создание условий для языковой компетенции через

- развитие творческих способностей учащихся.

3. Создание условий для культуроведческой компетенции через

- развитие у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе, любви к творчеству

русского классика И.С. Тургенева.
Методические приемы: повторение изученного; объяснение учителя; беседа; выразительное чтение; комментированное чтение; элементы анализа художественного текста: работа со средствами выразительности языка, стилистический анализ текста; «собирание» «рассредоточенного» пейзажа, интерьера, портрета (выборочное чтение); сравнение; монологическое высказывание; словарная работа.
Оборудование: портрет И.С. Тургенева, рассказ писателя «Бирюк», картина И.И. Шишкова «Перед грозой», теневой рисунок «Улита» Е.М. Бем, портрет И.Н. Крамского «Полесовщик», иллюстрация к рассказу «Бирюк» К.Лебедева, словарь литературоведческих терминов, «В мире литературы». Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений под ред. А.Г.Кутузова.- М.: Дрофа, 2003.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний
Вид урока: урок-практикум

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе
Рассказ учителя с элементами беседы, сопоставление литературных и фольклорных произведений

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconХод урока: введение в тему. Вступительное слово учителя
Начало 20 столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебряного века». На этот период пришелся великий взлет русской...

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconУроку. Вступительное слово учителя
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836) – «исповедь, самооценка, манифест и завещание великого поэта» (В. Виноградов)

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconКнига Велеса ” Священное писание славян. Беседы главного редактора радиогазеты «Слово»
Беседы главного редактора радиогазеты «Слово» Вячеслава Суворова с Андреем Антоновым об историческом наследии славяноруссов

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconЛекция с элементами беседы
Цели (урока литературы): закрепить знания учащихся о жизни и творчестве А. С. Грибоедова; показать значимость комедии «Горе от ума»...

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconПлан урока I. Вступительное слово учителя II. Слава Кутузова на века....
История Бородинского сражения (заочная экскурсия в виртуальный музей «Бородино», учитель истории Вислогузова Е. С.)

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconЛитература 9 класс темаурок а: «Что в имени тебе моем? Жизнь, творчество,...
Вступительное слово учителя по теме урока: «Что в имени тебе моем? Жизнь, творчество, личность, судьба А. С. Пушкина»

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconЛекция с элементами беседы Цели: 1
Урок Тема: Расцвет классицизма в литературе и искусстве. Ж. Б. Мольер. Краткий биографический очерк

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconТема урока: Развитие литературы и искусства в 18 веке
Конспект урока по истории России для коррекционной школы VIII вида с элементами здоровььесбрежения. 8 класс

Урока I. Вступительное слово учителя с элементами беседы iconРазработка урока по теме: Куликовская битва. 6 класс
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами проблемного обучения и дискуссии, с первичным закреплением

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную