Образ казачества в русской и советской литературе






Скачать 224.22 Kb.
НазваниеОбраз казачества в русской и советской литературе
Дата публикации16.05.2015
Размер224.22 Kb.
ТипДокументы
l.120-bal.ru > Литература > Документы
Образ казачества в русской и советской литературе.

Образ казака был отображен во многих произведениях литературы и искусства. Основу для литературных произведений составили народные казачьи песни, думы, знаменитые письма запорожцев турецкому султану, сохранившиеся в нескольких списках, сказки и легенды. Наиболее ярким образцом такого творчества может служить "Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков", составленная и записанная в 40-х годах XVII века. Повесть отличается патриотическим пафосом, точностью описаний, простонародностью языка и поэтичностью стиля, в котором заметны традиционные приемы воинских повестей и донского фольклора. Это оригинальное, новаторское произведение и по содержанию, и по стилю. Автор повести — человек начитанный, можно полагать, что ему были известны и поэмы Гомера, и повести о Куликовой битве, и "Повесть о взятии турками Царьграда", и даже "Слово о полку Игореве", о чем свидетельствуют приемы поэтического изображения и отдельные фразеологические обороты. Некоторые исследователи склонны считать автором поэтической редакции "Повести" войскового дьяка Федора Ивановича Порошина. Сюжет повести составляет реальное историческое событие: осада войсками турецкого султана захваченной ранее казаками крепости Азов летом — осенью 1641 года. В ней нет определенных персонажей, нельзя говорить и о законченном сюжетом замысле. Главным действующим лицом поэмы выступает казачество — во всей своей противоречивости, многоликости и сложности

Другим фольклорным источником о казачестве служат казацкие думы — своеобразные музыкально-поэтические произведения, исполняемые под аккомпанемент бандуры (кобзы). Думы воспевали подвиги казачества в борьбе с турками и татарами, рассказывали о тяжести турецкой неволи, о бегстве из нее. Образы некоторых дум, таких, как Байда, Мамай, Голота — подобны былинным образам богатырей. В более поздних думах рассказывается, главным образом, об освободительной борьбе украинского народа против Речи Посполитой. Все думы отличаются лиричностью, особенно это касается дум о татарском плене.

Удаль, лихость и поэтичность казачьих песен послужили причиной их быстрого и повсеместного распространения, причем восприятие их было настолько полным, что многие из них стали называть русскими народными: "Черный ворон", "Ты воспой, ты воспой в саду соловейка", " Розпрягайте, хлопци, конэй". Устное песенное творчество было присуще социальной общности казачества вплоть до 20-30-х годов XX века, и последние из записанных песен сложены в эмиграции.

Первым автором, избравшим казаков героями своего произведения, очевидно, следует считать выдающегося украинского поэта Ивана Петровича Котляревского. Его поэма "Энеида" по праву считается первым классическим произведением украинской литературы. По жанру эта поэма — травестийный бурлеск. Незадолго до написания поэмы была разрушена Запорожская Сечь, поэтому изображение казаков в образе троянцев весьма символично. Однако юмор и ирония поэмы отнюдь не развлекательны. Сарказм, показная бравада и пренебрежение к опасности, разгульная вольница и повальное пьянство сочетаются в ней с готовностью казаков к истинному героизму и самопожертвованию, верной дружбе и товариществу. В этом противоречии личностных качеств и состоит цельность казачьей натуры, ее своеобразие и земная узнаваемость. В сценах поэмы очень точно отображены картины современной автору жизни, во всем ее многообразии: со взяточничеством, чиновной тупостью и поповским лицемерством. Бегство казаков от этой жизни автором вполне оправдывается, поскольку их удаль, отвага и товарищество не востребовано в России XVIII столетия. Главный герой поэмы — Эней, "парубок моторный", "хоть куда казак", довольно хулиганистый малый, превосходящий своими проказами всех своих дружков-однолеток. Вынужденный бежать из сожженной Трои, он становится вожаком стихийно сложившейся казацкой дружины, которая отправляется в долгое вынужденное путешествие, чтобы в конце его достичь Италии, которую следует завоевать и основать там новую Трою. Путешествие, полное опасностей и лишений, сплачивает казаков-троянцев, делает их умелыми и дисциплинированными воинами, верными присяге, свободолюбивыми и готовыми погибнуть за свою свободу и товарищей. Их отчаянная храбрость на поле боя, пренебрежение к смерти вызывает совершенное восхищение автора, который откровенно любуется своими героями: Энеем, Низом, Эвриалом. Поэма имела огромную популярность, ее распространяли в списках, заучивали наизусть.

Наиболее полно казачество отображено в поэме "Полтава" . Еще в молдавской ссылке Пушкин начал собирать материалы для поэмы, бывал на местах сражений, слушал рассказ 135-летнего старика Миколы Искры, который сам видел Карла XII. Многие исследователи склонны видеть основной фабулой поэмы любовную, однако, нельзя отрицать, что предательство, как наиболее тяжкий, "иудин" грех, стало также важной темой поэмы. Вожделение, приведшее Мазепу к тяжкому греху совращения собственной крестницы, заканчивается изменой Отечеству, да еще и отягощенный наветом, повлекшим гибель невинных людей, полковников Искры и Кочубея. Эпический образ императора Петра как высшей силы государственной власти отображает торжество над предательством, справедливую кару виновным и прощение невиновных. Образы погибших за правду Искры и Кочубея являются ключевыми, хотя им и отведено гораздо меньше авторского текста.

В 1835 году вышел сборник повестей Н.В.Гоголя "Миргород", в котором публикуется повесть "Тарас Бульба" — самое известное произведение о казачестве дореволюционной русской литературы. Повесть является художественным произведением в полном смысле слова, поскольку не отображает ни определенного исторического времени, ни реальных исторических лиц. Как отмечает в своем "Предисловии к "Тарасу Бульбе" Н.В. Гоголя" Н. Костомаров " содержание ... вымышленное и трудно было бы, даже приблизительно, отнести его к тем или иным годам, так как сочинитель дозволяет себе в этом случае исторические неверности: например, вначале представляется как бы время Наливайки, следовательно 1595 год, в то же время признаются существующими в Киеве академия и бурса, тогда как бурса в киевской коллегии устроена была только в XVII веке митрополитом Петром Могилою и на его собственный счет, а киевская коллегия стала называться академией в XVIII веке. Но исторические неверности не лишают достоинства произведение Гоголя, которое имеет значение как плод его великого дарования по своему прекрасному художественному построению". В центре повести — одна из многочисленных казачьих войн против поляков (ляхов), которые длились почти непрерывно в украинских пределах в XVII столетии. Главный герой — Тарас Бульба, старый опытный казак, всю свою жизнь посвятивший бранной потехе, и желающий видеть собственных сынов такими же отчаянными всадниками и рубаками, каким был и он сам. Автор характеризует его очень противоречиво: он убеждает сыновей, что школьная наука это "все дрянь, чем набивают головы ваши", однако всей силой отцовского авторитета принуждает их постигать грамоту в бурсе, и сам неплохо образован, знает Горация. Он "упрям страшно", и одновременно великодушен, его сила духа и верность долгу совершенны и абсолютны. В образе Тараса — господство одной психологической черты: всепоглощающая верность общему делу, которому отдаются все душевные и физические силы фольклорного богатыря. Все грехи мира могут быть прощены истинно православной душе, но не предательство Отчизне и боевому братству, ибо "нет уз святее товарищества" и даже грех сыноубийства выглядит искуплением греха измены, иудина дела — это главная идея повести. Удивительна целостность характера Тараса: слова любви и тоски, обращенные к погибающему Остапу, и интонация библейского приговора Андрию, чья возвышенная любовь не могла стать оправданием измены. "Породниться родством по душе, а не по крови" — этот моральный принцип старого казака Тараса имел для Гоголя глобальное значение, и потому был так опоэтизирован. Пафос героизации сопряжен в "Тарасе Бульбе" с нравственно-социальной утопией Гоголя, с верой в жизнь, свободную от неравенства, в некую "своевольную республику", исключающую наветы, воровство, безделье и иные бесконечные человеческие пороки. Идея предательства как самого страшного греха присутствует и в других произведениях Гоголя, где главные действующие лица — казаки ("Страшная месть", Данила Бурульбаш). Ему же принадлежит уникальное по образности и колориту бытоописание слободского казачества в "Вечерах на хуторе близ Диканьки".

Апогеем казачьей темы первой половины XIX века следует считать поэзию Тараса Шевченко. Оба издания его знаменитого "Кобзаря" содержат стихотворения и поэмы на казачью тематику: "Думка" ( "Тэчэ вода ..."), "Иван Пидкова", "До Основъяненка", "Тарасова нич", "Гамалия" и множество других. Продолжая заложенную В.Скоттом, А.Пушкиным традицию — отображение исторических событий через образы реальных исторических лиц и простых людей — Шевченко отображает образы реальных лиц, казачьих вожаков: Тараса Трясила, Ивана Подковы, Гамалеи. Образы сознательно героизированы, их времена автором опоэтизируются как высшее проявление духа вольности казачьей, золотые и одновременно кровавые времена Украины: Следует особо подчеркнуть специфическую особенность поэзии Шевченко: его стремление возобновить утраченные традиции казачьей вольности, восстать против существующих порядков и возродить "волю". Особенно явно это выделяется в поэме "Гайдамаки", отображающей восстание середины XVIII века. По сути, все образы поэмы в полной мере отображают авторский замысел о казачьей республике, о вольной казачьей жизни и казачьем духе. Казачья тема в творчестве Шевченко, помимо героизма, пронизана глубоким лиризмом, душевностью, многие произведения повторяют формы устного народного эпического и песенного творчества ("Думы"), написаны в стиле старинных казацких песнопений и баллад.

Вторая половина XIX века, отмеченная в России формированием новых направлений общественной мысли, появление новых общественных ценностей либерального толка во многом определили отображение казачества в литературе и искусстве. Это проявилось, прежде всего, в литературе: научные изыскания и недюжинный писательский талант дали возможность Н.Костомарову создать повесть "Черниговка" — мелодраму времен гетманщины, написанную на основании материалов, найденных в Московском архиве юстиции. События, отображенные в повести, охватывают период чуть более года во времена противостояния Самойловича и Дорошенко и низложения последнего. Фабула повести довольно необычна: противостояние обычной девушки, Ганны, и воеводы Чоглокова, назначенного черниговским воеводой. Похищенная и насильно выданная в Москве замуж за боярского холопа, Ганна находит в себе силы добиться справедливого царского суда и вернуться домой. Ее жених, простой казак Ясько Молявка, волею судеб вознесшийся до определенных вершин власти, возгордился своим положением, вознамерился добиться большего при помощи доносов и был смещен с поста сотника казаками. В повести выведены реальные исторические лица: Петро Дорошенко, правобережный гетман, доживавший век в Москве, гетман Самойлович, полковник Мазепа. Автор сравнивает политическое устройство, общественные нравы, религиозную жизнь гетманской Украины и Московской Руси — причем явно не в пользу последней. Украинские казаки выглядят и более достойными, и более культурными. Московское духовенство выведено в самом неприглядном свете: "Ставши отцом Харитонием, бывший мужик сиволап, он не без запинки умел читать богослужебные книги, а в исполнении всех своих обязанностей, вместо всякой кормчей, служила ему воля вотчинника прихода, в который его поставили. Что господин прикажет — он все исполнит без рассуждения...". Чувство собственного достоинства казаков, их верность присяге, данной московскому царю, даже справедливый гетманский суд явно противопоставляется московским Приказам, в которых оправдывают украинскую девушку вовсе не потому, что она пострадала, а потому, что это позволяет разорить на взятках воеводу — что и происходит. Чоглоков совершенно разорен и умирает, замерзая на пороге кабака. Отчетливо прослеживается авторская позиция: казацкая Украина вошла в состав Московского государства, будучи гораздо более культурной и образованной, со своими государственными интересами и управленческой культурой. Попытка навязать московские обычаи украинским казакам заранее обречена на неудачу, казаки все равно будут жить по своим порядкам и правилам, требуя уважения собственных ценностей. Москва это понимает и считается со сложившимся порядком вещей.

Кавказская война дала новый фактический материал для отображения казачьей тематики в литературе. Начало казачьей кавказской теме заложил еще М.Ю. Лермонтов ( "Казачья колыбельная песня", "Казак"), о казаках Кавказа писали А.С.Пушкин ("Под буркою казак, Кавказа властелин...") С. Нечаев ("Воспоминание"), К.Рылеев ("Наброски поэмы из кавказского военного быта") А.Шидловский ("Гребенский казак"), Н.Мартынов ("Гуаша", "Герзель-Аул"), Е,Хамар-Дабанов ("Проделки на Кавказе").

Однако наиболее полно и образно кавказское казачество изображено в повести Л.Н.Толстого "Казаки". В повести описана бурная приграничная жизнь кавказского линейного казачества — совершенно особой категории казаков, живших в самой беспокойной местности вдоль границ Большой Чечни в военном поселении (на Кавказской Линии) и не имевшие выборной власти даже в хуторах, но подчиняясь военному губернатору и назначенным им генералам. Толстой, побывавший в молодости на Кавказе, прекрасно знал казаков и описал их со всеми подробностями натуры, в стиле Н.Гоголя. Уже первое упоминание о казаках в повести закладывает у читателя отношение к предмету изображения: "На этой плодородной, лесистой и богатой растительностью полосе живет с незапамятных времен воинственное, красивое и богатое староверческое русское население, называемое гребенскими казаками". Казаки отличаются от обычного русского населения, обладая специфическими чертами характера, которые отмечает автор: " ... казацкие роды считаются родством с чеченскими, и любовь к праздности, грабежу и войне составляет главные черты их характера. Влияние России выражается только с невыгодной стороны: стеснением в выборах, снятием колоколов и войсками, которые стоят и проходят там". Особое отношение сложилось у казаков к государственной власти и ее представителям: "Казак по влечению менее ненавидит джигита-горца, который убил его брата, чем солдата, который стоит у него, чтобы защищать его станицу, но который закурил табаком его хату. Он уважает врага-горца, но презирает чужого для него и угнетателя солдата". Характеристика казаков такого рода могла появиться не ранее второй половины столетия, когда либерализм начал становиться определяющим принципом литературного творчества. Этими же тенденциями продиктованы интересные сравнения казака с обычным великорусским крестьянином, и восприятие казаками крестьян также дано Толстым впервые в русской литературе: " ... русский мужик для казака есть какое-то чуждое, дикое и презренное существо...". "Молодец казак щеголяет знанием татарского языка, и, разгулявшись, даже с братом своим говорит по-татарски... этот христианский народец, закинутый в уголок земли, окруженный полудикими магометанскими племенами и солдатами, считает себя на высокой степени развития и признает человеком только одного казака: на все же остальное смотрит с презрением... Казак большую часть времени проводит на кордонах, в походах, на охоте или рыбной ловле. Он почти никогда не работает дома. Пребывание его в станице есть исключение из правила — праздник, и тогда он гуляет...Вино у казаков у всех свое, и пьянство есть не столько общая всем склонность, сколько обряд, неисполнение которого сочлось бы за отступничество..." . Особо подчеркивает Л.Толстой отношение казаков к женщине: " На женщину казак смотрит как на орудие своего благосостояния; девке только позволяет гулять, бабу же заставляет с молодости и до глубокой старости работать для себя и смотрит на женщину с восточным требованием покорности и труда. Вследствие такого взгляда женщина, усиленно развиваясь и физически и нравственно, хотя и покоряясь наружно, получает, как вообще на Востоке, без сравнения большее, чем на Западе, влияние и вес в домашнем быту". Характерные особенности казачки даны Л.Толстым также впервые в русской литературе: " постоянный мужской тяжелый труд и заботы, переданные ей на руки, дали особенно самостоятельный, мужественный характер гребенской женщине и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. Женщины большею частию и сильнее, и умнее, и развитее, и красивее казаков... В отношениях к мужчинам женщины, и особенно девки, пользуются совершенной свободой". Главный герой повести — Дмитрий Оленин, ищущий себя в жизни, и с этой целью предпринявший поездку на Кавказ. Назначенный в полк юнкером, он впервые сталкивается с порубежной жизнью, ставшей для казаков обычной и даже рутинной. Казак Лукашка Гаврилов по прозвищу Урван — малолеток, еще не прошедший строевой службы, живет так, как жило множество поколений его предков, стережет границу по Тереку, участвует в стычках с чеченцами, ходит в набеги. Его жизненная дорога понятна и очевидна — стеречь границу, растить потомство, а если придется — погибнуть, как его отец и многие другие. Он сам это осознает и другой жизни для себя не представляет. Другой казачий типаж — старый казак Ерошка, сумевший дожить до старости, все время находясь практически на войне. Опытный охотник — следопыт, бесшабашный выпивоха и говорун, он напоминает Тараса Бульбу, только с кинжалом и в черкеске. Главная героиня повести, дочь казачьего офицера Марьяна, весьма независима и своевольна, — именно в ней впервые воплощен образ типичной казачки: гордой, знающей себе цену, заставляющейс собой считаться: " Захотела, разлюбила... Кого захочу, того и люблю...". Сюжетная фабула сталкивает между собой два мировоззрения: стремящийся всем делать добро и страдающий от невозможности сделать это мечтательный идеалист Оленин и осознанно выполняющий долг, завещанный ему по рождению Лукашка Урван. Их нравственное противостояние остается неразрешенным: высокие и непонятные идеалы неприемлемы казаками, они совершенно точно определяют свое место в жизни и следуют собственным убеждениям. Даже возвышенная любовь сенаторского сына Оленина к простой казачке оказывается обреченной на неудачу: Марьяна отказывается от него, не принимая его взгляды и образ жизни, понимая всю никчемность бесплодных и нескончаемых жизненных исканий и душевных метаний молодого барина. Л. Толстой проводит эту линию ясно и последовательно: казачий уклад, казачья жизнь и их собственные духовные и нравственные ценности сильно отличны от тех, которые впоследствии назовут либеральными, приписывая их русской интеллигенции. Природная красота, нравственная чистота и естественность терских казаков автором подчеркивается постоянно, на протяжении всей повести, он словно бы сожалеет о том, что стать среди них своим Оленину не удастся, и все его мечты купить дом, записаться в казаки и жить на Кавказе так и останутся неосуществленными. Сам Лев Николаевич Толстой очень высоко ценил казаков — терцев, ставших прототипами его персонажей, несколько раз встречался с ними в Ясной Поляне, о чем писал В.Гиляровский. На станции Астапово, где он умер, в кармане его пальто был билет до Владикавказа — он ехал умирать к казакам, среди которых прошли его молодые годы.

Во второй половине XIX века образ казачества получил отображение и в европейской литературе — наиболее ярко и профессионально это удалось в романе "Огнем и мечом" классику польской литературы Генрику Сенкевичу. Действие романа разворачивается с 1647 по 1651 год — начальный период войны Богдана Хмельницкого. Фабула романа — в противостоянии двух выдающихся личностей эпохи: Богдана Хмельницкого и Иеремии Вишневецкого. Произведение насыщено глубокими философскими размышлениями о самой сути войны, о значении личностных качеств национальных лидеров — Хмельницкого и Вишневецкого — в развитии исторических событий. " В Хмельницком надменность так же уживалась с покорностью , как отвага с хитростью. Лев и лисица, орел и змея... он не осознавал размера своего могущества, не понимал, как высоко он вознесся. Он еще прикрывался декларациями о верности республике и законопослушностью, потому что не знал, что может безнаказанно бросать в грязь эти слова. Однако, по мере развития событий, возрастал в нем безмерный, невиданный эгоизм. Понятия зла и добра, порока и добродетели, насилия и справедливости сливались в душе Хмельницкого в одно с понятиями личной пользы или личной обиды. Кто с ним — тот хорош, кто против него — изменник и злодей. Он готов был предъявлять требования к солнцу и считать за кровное оскорбление, если б оно не светило, когда это угодно гетману. Людей, события, весь мир он мерил собственным я. Отсюда и проистекали все поступки Хмельницкого, и дурные, и хорошие. Если он не знал меры жестокости с врагами, то умел быть признательным почти без меры за самую малейшую услугу... Могущество его поражало всех, начиная с него самого. Исполинский поток бунта, однажды подхвативши, нес его с быстротой молнии, влек роковым образом, но куда? Чем должно кончиться это?" Такого рода характеристика раскрывает суть гражданской войны с совершенно необычной стороны — в зависимости от конкретных личностей, так или иначе олицетворявших собой ожидания определенных социальных слоев. Антиподом Хмельницкого является князь Иеремия Вишневецкий — лубенский воевода, богатейший магнат, прямой потомок знаменитого казака Дмитрия Вишневецкого — Байды. Это честолюбец, мечтающий о собственном возвышении до самых вершин власти, мня себя Александром Македонским: " ... он поведет железные шеренги рыцарей в украинские степи, поведет на такие победы, ...которых еще не знает история. Князь чувствует в себе присутствие потребной для этого силы... Вот теперь он преображается в гиганта ... и вся крепость, весь Збараж, вся Русь не может объять его. Бог свидетель! Он сотрет с лица земли Хмельницкого! Он затопчет бунт, он вернет покой отечеству! Но победой над Хмельницким не закончится эта дорога. Князь, подавив бунт, увеличит свои силы его силами, присоединит к сотням тысяч шляхты сотни тысяч казаков и пойдет дальше. Он пойдет на Крым, уничтожит дракона, все логовище его, водрузит крест там, где доселе колокола не призывали верующих к святой молитве... Он пойдет в ту землю, которую когда-то топтали копытами своих коней его предки, и расширит границы республики, а вместе с тем и церкви, до рубежа света. Где конец этого стремления? Нет его..."62 . Именно противостояние этих двух лидеров, один из которых возглавил восстание казачества, а второй лелеял надежду возглавить польское дворянство и установить собственную диктатуру — породило трагедию. Столкновение таких фигур не могло не закончиться войной: "война смотрела прямо в глаза. Движение в Запорожье и народное восстание во всей Украине не могли быть объяснены только одним стремлением к грабежу и разбою, одним недовольством панами и магнатами. Хмельницкий хорошо понимал это, и, пользуясь проявлениями гнета и насилия (а в них не было недостатка в те суровые времена), обратил социальную войну в религиозную, раздул народный фанатизм и сразу вырыл пропасть между враждующими сторонами — пропасть, которую могла наполнить только кровь". Следует особо подчеркнуть, что при очевидном великопольском патриотизме Сенкевича никак нельзя обвинить в национализме или шовинизме, поскольку, создавая образы противостоящих личностей и по сути смертельных врагов (Хмельницкий— Вишневецкий, Скшетусский — Богун), — автор не занимает по отношению к ним односторонней позиции, осуждая за неоправданную жестокость как одних, так и других. Сколь величественными могли бы быть дела этих людей, если бы их не обуяла гордыня и стремление возвысится. В этом смысле очень ярко и противоречиво выписан образ Ивана Богуна, казацкого полковника, активного участника описываемых событий. Это типичный представитель казачьей когорты, выдвинувшийся среди равных исключительно собственными заслугами, отвагой и удалью: " воспитали его степи, Днепр и Чертолмлык со своим лабиринтом теснин ... Школой ему служили вылазки на татарские табуны и стада в диких полях, засады, битвы, разбойничьи экспедиции в береговые улусы... Среди шляхты он — изящный кавалер, среди казаков — дикий казак, с разбойниками — разбойник... это была необузданная и страстная душа. Зачем он жил на свете, куда стремился, кому служил — он и сам не знал. Служил степям, вихрям, войне, любви и своей дикой фантазии. Эта фантазия и выделяла его из ряда других разбойничьих атаманов, из той массы, у которой на уме только один грабеж и которой было все равно кого грабить... он любил опасности в силу их очарования, гнался за славой, а о прочем не заботился... он один олицетворял тип рыцаря казака, и поэтому песня избрала его своим любимцем и разгласила его имя по всей Украине". Описание казачества в романе Сенкевича удивительно достоверно и очень убедительно. Написанный им роман — трагедия страны ( Польши), трагедия народа ( поляков, украинцев и казаков), трагедия сильных личностей (Хмельницкого, Вишневецкого, Скшетусского, Богуна). Торжество справедливости автор отождествляет с торжеством любви главного героя Яна Скшетусского и Елены Кунцевич, которые смогли сохранить ее в военной сумятице. Мысль автора о войне, как страшном бедствии, губящем всех, кто в ней участвует сквозит на страницах романа : " Опустела республика (Польша), опустела Украина. Волки выли на развалинах городов, и когда-то цветущий край обратился в пустыню. Ненависть поселилась в сердцах людей и отравила братнюю кровь". Роман Г.Сенкевича стал первой книгой исторической трилогии, посвященной истории Польши середины XVII века, и во всех романах ("Потоп", "Пан Володыевский") казачеству отведена определенная сюжетная роль и линия. По глубине осознания сущности исторических процессов, происходивших во времена смутного для Польши и Украины времени романы Сенкевича значительно выделяются во всей польской и европейской литературе, а раскрытие внутренней сущности казачества не имеет себе равных во всей европейской литературе.

Октябрьский переворот и гражданская война оказали огромное влияние на все казачество. Жестокая гражданская война, громадная казачья эмиграция создали совершенно новую литературу, написанную казаками и о казаках. С начала двадцатых казачья тема в литературе и искусстве разделяется на два взаимно противостоящих направления: советская литература о казачестве и эмигрантская литература на казачью тематику. И та, и другая дали выдающиеся образцы художественных произведений. Наиболее известными писателями, оказавшимися в эмиграции, были Ф.Щербина в Праге и П.Краснов в Париже. Так, Ф Щербина написал в Праге поэмы "Петро Кубанец", "Черноморцы", а П.Н.Краснов создал в эмиграции основную часть своих художественных произведений: двадцать один роман, очерки и рассказы. Среди них "От двуглавого орла к красному знамени", "Амазонка пустыни", "За чертополохом", "Все проходит", "Опавшие листья", "Понять-простить", "Единая, Неделимая", "Ларго", "Выпашь", "Подвиг", "Домой", "Белая свитка", "Цесаревна", "Лава" и другие.

В Советском Союзе казачья тематика начала заявлять о себе в конце 20-х начале 30-х годов, и бесспорным лидером этого направления литературы стал Михаил Александрович Шолохов. Его эпохальный роман "Тихий Дон" стал самым известным и популярным в мире произведением о казачестве. Действие романа охватывает всего девять лет российской истории: с мая 1912 по весну 1921 года. Главный герой — казак Григорий Мелехов, прошедший на страницах романа свой тяжкий путь, полный потерь и лишений. Начав войну рядовым, он заканчивает ее есаулом, Георгиевским кавалером, опытным и умелым командиром. Пытаясь постичь суть собственного существования, он постоянно мучается вопросом: во имя чего живем? Чем жертвуем во имя чего? И не находит ответа. Отчаянная казачья храбрость, военная сноровка, которая считалась им главным казачьим достоинством, отвергается Григорием после первого же боя: стоя над убитым австрийцем, он так и не может понять и растолковать себе самому, во имя каких высоких целей и по какому праву лишил человека Богом данной жизни. Автор очень скрупулезно отслеживает перемены, происходящие в его герое: главная из них — нарастающее недоверие ко всему, что преподносится как главные жизненные ценности. Государство, во имя которого посылают умирать , не стоит того, поскольку делит своих граждан на черную и белую кость, казачьи обычаи и патриархальный уклад жизни, "отецкая воля" рушит любовь, навязывая нелюбимую жену. Бесполезная гибель на фронте многих его однополчан вызывает стойкий протест, в конечном счете приводящий Григория Мелехова в ряды революционного казачества . Однако очень скоро ему пришлось убедиться, что в жестокости красные не уступают своим противникам : после боя у станицы Глубокой красные казаки и рабочие расправляются с пленными. Это переломный момент романа: Григорий перестает пытаться понять происходящее вокруг него разумом, он руководствуется отныне только собственным пониманием справедливости. Воюя на стороне белых, понимая необходимость окончания войны, он собственными глазами видит разгул разбоя, разграбление страны, тупую и ничем не оправданную жестокость собственных станичников, поднявших руку на казачью вдову — мать закадычного дружка Мишки Кошевого, ушедшего к красным. Попытки казачества противостоять Красной Армии кончаются разгромом, в Новороссийске большинство казачьих частей попадают в плен, многие казаки переходят на службу к красным, чтобы не быть расстрелянными. Мелехов в их числе, однако доверия к нему и ему подобным красные не испытывают. После возвращения в родной хутор Татарский Григорий бежит из него тайно, чтобы не быть арестованным и расстрелянным, как бывший белогвардеец. Возвращение к родному дому в конце романа — отнюдь не воспринимается как его окончание. Григорий по сути снова в начале своего тяжкого и непростого жизненного пути. Совершенно особое место занимает в романе его любовная линия. Любовь Григория и Аксиньи, жены соседа-казака Степана Коршунова, по всем общепринятым нормам грех, блуд. В самом начале их отношений Григорий и сам так же воспринимает свои с ней отношения, однако со временем это восприятие меняется, и он уходит к Аксинье из собственной семьи. Отношения их трудно назвать иначе, чем страсть к счастью и жизни каждого во имя другого: Аксинья теряет дочь, Григорий — жену, однако никто из них не пытается обвинить другого в происходящем, но очищается в этом горе и возрождается к новой любви. Такого рода христианские мотивы в произведении советского писателя могли быть приняты лишь за счет высочайшего мастерства автора, как и собственно произведение, главный герой которого — по сути враг. Собственно замысел автора "Тихого Дона" вполне можно рассматривать как противостояние его героев жестоким обстоятельствам смутного времени, в котором проявляются как низменные, так и возвышенные порывы души человека. Здесь и люди, идущие на смерть во имя идеи (Бунчук, есаул Калмыков, Штокман), и готовые убить во имя ее (Подтелков, Михаил Кошевой) и мстители за близких (Дарья Мелехова). Во всей сумятице происходящего только любовь способна спасти человека и сохранить его для жизни, ненависть же губит его — главная мысль романа. За рубежом роман был воспринят прежде всего как подробная и блестяще написанная эпопея гражданской войны на Дону, как образец литературного стиля казачьего типа. Язык автора, знание мельчайших подробностей происходивших событий, фамилии реальных лиц, перемежающиеся выдуманными персонажами, делают роман уникальным, единственным в своем роде.

Другие произведения М.Шолохова (рассказы, романы "Поднятая целина", "Они сражались за Родину") раскрывает образ казака уже в новой, социалистической действительности. Роман "Поднятая целина" длительное время выступал своеобразным образцом социалистического реализма. События романа ограничены всего одним годом, но переломным в жизни не только казачества, но и всей страны: 1930, начало всеобщей коллективизации. Главные действующие лица с самого начала разделены на своих и чужих. С первого появления на страницах романа есаула Половцева, Якова Островнова становится понятно, что это враги, а Давыдов, Нагульнов, Разметнов — свои, правильные. Именно им предстоит направить казачество на истринный путь колхозного строительства — не постояв даже перед собственной гибелью. "Казаки народ закоснелый, их придется ломать" — эти слова Нагульнова очень образно отображают суть коллизии романа. Казаки консервативны и недоверчивы к новшествам, придерживаются собственных устоявшихся взглядов, патриархальных и непонятных человеку со стороны. Однако идеи коллективного труда им совсем не чужды, они с готовностью принимают идеи Давыдова — рабочего, направленного в деревню для проведения коллективизации. Казаки еще помнили давние времена ватажного прошлого, времена коллективного труда, которые вспоминались с ностальгией, казались золотым веком казачества, соответствовали христианскому догмату "все люди — братья". Однако путь, избранный ими, уже в начале своем несправедлив, поскольку опирается на принцип "Кто не с нами, тот против нас": своим казак Тит Бородин был до тех пор, пока воевал за Советскую власть, врагом стал после того, как решил отойти от партийной линии и занялся собственным хозяйством, постепенно становясь кулаком, представителем враждебного класса. Роман не производит впечатления законченного произведения, он оставляет читателя в размышлении о судьбе российского казачества, прошедшего через тяжкие испытания гражданской войны и государственного беспредела, сумевшего выжить и не сломленного. В "Поднятой целине" трагедия казачества неотделима от трагедии всей России. Люди, гибнущие во имя идеи, вызывают искреннее к себе уважение, однако самое идея этим не оправдывается : скорее наоборот, идея тем и страшна, что делит людей на своих и чужих, порождает противостояние и утверждается через смерть своих апологетов. Западная критика и казачья эмиграция восприняли "Поднятую целину" совершенно иначе, чем "Тихий Дон": " Все ...соответствовало требованиям "социального заказа", все это выглядит бесплодными потугами, пошловатой посредственностью" . Следует подчеркнуть, что в данном случае критики не могли быть свидетелями реально происходивших событий, описанных в романе, однако были хорошо осведомлены о чудовищных последствиях сталинской "политики колхозного строительства". Поэтому живописание подобной процедуры не могло не вызвать у них отрицания, чтобы не сказать неприятия. "Поднятая целина" — роман о начале советского казачества, какового, по мнению эмиграции, не могло быть вообще. Кошмарная фантазия на казачью тематику — скорее всего именно так восприняли "Поднятую целину" за рубежом.

Наиболее известным романом о казачестве, написанным в шестидесятые годы, стала "Даурия" Константина Седых, повествующая о революционных событиях в Забайкалье. Главные действующие лица — казак Роман Улыбин, поселковый атаман Елисей Каргин, революционер Василий Улыбин — в своем противостоянии олицетворяют суть жестокой и беспощадной русской смуты, от которой страдают все, но не выигрывает никто. Особенностью произведения является его ярко выраженная сибирская специфика, узнаваемая речь, прекрасное знание автором быта и жизненного уклада забайкальских казаков. Однако в романе явно угадывается подражание шолоховскому "Тихому Дону": то же противостояние закадычных дружков, разделенных революцией, также, как Аксинья в "Тихом Доне", погибает любимая девушка Романа Дарья Козулина. Однако, в отличие от Григория Мелехова, Роман с самого начала принимает сторону красных (под влиянием своего дяди — политкаторжанина Василия Улыбина) и остается верен своему выбору до конца. Очевидно, Константин Седых не решился , как Шолохов, дать возможность своему герою искать себя в сумятице гражданской войны: нужно было создать пропагандистское произведение о гражданской войне в Забайкалье, способное заменить собой исторические исследования темы. Кроме того, в шестидесятых годах была осуществлена последняя репатриация из Китая остававшихся там эмигрантов первой волны , хорошо помнивших действительные события того времени, и появление такого романа было весьма своевременным, поскольку с его помощью государственная пропаганда утверждала официальную позицию.

Совершенно особое место в литературе о казачестве семидесятых годов занимает неоконченная повесть В.Шукшина о Степане Разине "Я пришел дать вам волю". Степан — очень сильная личность, с явно выраженными задатками настоящего диктатора, способного во имя счастья людей — как он его понимает — пустить в распыл всех, кто попытается ему помешать. Собственно дать людям волю — в понимании Разина — это навязать им силой его собственное понимание счастья, заставить людей быть счастливыми, возглавив для этого страну. Такая смесь Наполеона и Нагульнова в одном образе была воспринята критикой как крамола, и повесть при жизни автора была издана незначительным тиражом и с большими купюрами. Однако именно В.Шукшин сумел выявить очень специфическую черту казачьей сущности, на которой и построил свое произведение: стремление утверждать свою, отличную от иной, точку зрения не на основе общественного компромисса, а силой оружия, не считаясь с мнением других. Если продолжить мысль Н.Бердяева о казачестве, как анархической составляющей российского общества, то в данном произведении казаки выступают как воинствующие анархисты, своего рода бакунисты семнадцатого века. Повесть Шукшина требует к себе пристального внимания исследователей и предполагает немало открытий в замыслах автора.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образ казачества в русской и советской литературе iconДеревни в русской советской литературе Севера. – Петрозаводск: Карелия, 1983. 208 с
Революционное Беломорье в русской литературе Севера: Библиографический указатель советской литературы за 1918-1968 гг. – Архангельск:...

Образ казачества в русской и советской литературе iconКонкурс эссе для студентов на тему «Образ медицинского работника в русской литературе»
Учредителем межрегионального заочного конкурса эссе для студентов на тему «Образ медицинского работника в русской литературе» является...

Образ казачества в русской и советской литературе iconКонспект урока Тема Священная гора России. Образ Кавказа в русской...
Священная гора России. Образ Кавказа в русской литературе (география – литература, 2 часа)

Образ казачества в русской и советской литературе iconБилет – Проблема периодизации русской литературы советской эпохи
Принято считать датой рождения советской литературы 1917 год, но некоторые критики считаю, что старые традиции литературы рухнули...

Образ казачества в русской и советской литературе iconТема для обсуждения и обмена мнением
Целью Стратегии является развитие российского казачества в целях обеспечения эффективной государственной и иной службы российского...

Образ казачества в русской и советской литературе iconОбраз Наполеона в стихотворениях поэтов и писателей 19 века
Воронежской области» конкурс «Литературный лабиринт» (Отечественная война 1812 года в русской литературе) Реферат на тему: «Образ...

Образ казачества в русской и советской литературе iconЛитература 8 класс Тема: Образ Маши Мироновой. Цель: Обобщение и...
В мировой (в частности, русской) литературе женские образы представлены довольно широко. Давайте вспомним хотя бы программные произведения...

Образ казачества в русской и советской литературе iconПредполагаемые темы курсовых и дипломных работ на кафедре германской филологии
Образ Рейна и образ Волги. Сравнительный анализ немецкой и русской поэзии 19 и 20 ого веков

Образ казачества в русской и советской литературе iconОбраз индии в русской литературе: между реальностью и мечтой
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор София Михелевна Лойтер

Образ казачества в русской и советской литературе iconФакультативный курс «Казачество-оплот России на Дальневосточных рубежах»...
Концепция развития казачества в Хабаровском крае. Одним из направлений Концепции является военно-патриотическое воспитание молодежи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Литература


При копировании материала укажите ссылку ©ucheba 2000-2015
контакты
l.120-bal.ru
..На главную